МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анализ и сравнение правовых систем (семей) современности

    прогнозировать сближение ее правовой системы на новом качественном уровне,

    при сохранении специфики, с романо-германской правовой системой, как

    наиболее родственной, а также восприятие некоторых достоинств

    прецедентного права, присущих “общему праву”. Осуществляется комплекс

    мероприятий по обновлению законодательства, обеспечения господства закона

    и верховенства закона, незыблемости прав и свобод личности, защите

    общества от произвола властей, взаимной ответственности государства и

    личности. Идет судебная реформа. Набирает силу плюрализм в экономике,

    политике и идеологии, т.е. существенно меняются правовая доктрина, образ

    мышления и жизни.

    2.4. Семья религиозно-традиционного права

    Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью

    единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым семьям.

    Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на

    концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах.

    Конечно, все эти правовые системы (семьи) в какой-то мере заимствуют

    западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых

    право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции,

    что в западных странах. Считается, что принципы, которыми

    руководствуются не западные страны, бывают двух видов:

    1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе,

    чем на западе, имеет место переплетение права и религии;

    2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные

    отношения должны регламентироваться иным путем.

    К первой группе религиозно-традиционной системы относятся страны

    мусульманского, индусского и иудейского права, ко второй – страны

    Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.

    2.4.1.Мусульманская правовая система

    Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной

    форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из

    того, что существующее право произошло от Аллаха, который в

    определенный момент истории открыл его человеку через пророка

    Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те,

    которые подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дано человеку

    раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и

    толкованиях. Ислам – самая молодая религия из трех мировых религий, но

    имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит, во-

    первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что

    мусульманин должен верить; во- вторых, шар или шариат, т.е. предписания

    верующим, что они должны делать и чего не должны. Шариат (“путь

    следования” ) – это по сути своей религиозный (божественный) закон,

    диктуемый верующим, т.е. совокупность предписаний о том, что они должны

    делать и чего не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-

    нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран

    Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не

    его прав.[28] Последствием невыполнения обязанностей является грех того,

    кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много

    внимания санкциям, установленными самими нормами.

    Источником мусульманского права являются: 1) Коран – священная

    книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна – совокупность

    предписаний о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое

    значение; 3) иджма – общее (единое) мнение авторитетных правоведов

    ислама; 4) кияс – суждение по аналогии в вопросах права.

    Коран и сунна – основные исторические источники мусульманского

    права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти

    Муххамеда (в 632 г.) содержание мусульманского права в 7 в. было

    дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе

    толкования Корана и сунны. Однако потребности общественной жизни

    требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации

    его принципов и норм. Развитие этих задач в 8-10 вв. была

    посвящена деятельность правоведов – знатоков ислама и основанных ими

    различных правовых школ.

    В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы

    разных школ опирались на поощрявшийся пророком принцип “ иджтихад” -

    свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников

    относительно рассматриваемого дела. Толкование мусульманскими

    правоведами Корана и сунны на основе этого принципа фактически

    сопровождалось установлением ими новых норм шариата. Усилиями этих

    правоведов были сформулированы основные принципы и конкретные

    нормы (по преимуществу - казуистического характера) мусульманского

    права.

    В качестве общего (и общепринятого) приема толкования и

    применения шариата мусульманскими правоведами был признан кияс –

    способ суждения о праве по аналогии. Важное значение кияса состоит

    в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического

    мусульманского права и “ найти” в самом шариате необходимую норму

    для решения по аналогии любого дела, как бы не создавая новой

    нормы и не нарушая тем самым фикции мусульманско-правовой доктрины

    о безпробельности шариата[29].

    К 11 в. окончательно складывается иджма и прекращается период

    так называемого “ абсолютного иджтихада” - время прямого толкования

    Корана и сунны и создания основных толков мусульманского права.

    С 11в. начинается период так называемого “ таклида” – действие

    шариата на основе уже сложившийся традиции и догмы иджма. С

    этого времени признается правом только то, что принято и одобрено

    иджмой.

    Однако развитие мусульманской правовой доктрины, а вместе с ней

    и норм шариата продолжалось и в последующие века. Этому развитию

    содействовало толкование и применение положений шариата с учетом “

    условий, места и времени”. Благодаря такому подходу доктриной было

    допущено применение не противоречащих исламу обычаев, соглашений

    сторон, административных регламентов. Хотя эти правовые формы и

    остаются вне самой системы мусульманского права, однако придают

    ему большую гибкость и приспособляемость к различным условиям и

    позволяют восполнять его пробелы.

    Государственная власть, согласно исламу, - не господин, а

    слуга права “ шариата”, поэтому она может посредством своего

    законодательства изменять шариат и творить новое право. Но она

    должна следить за соблюдением требований шариата и в целях

    общественного порядка может принимать соответствующие решения и

    акты. Содержание таких государственных актов, особенно в современных

    мусульманских странах, зачастую существенно расходится с

    традиционными положениями шариата. В этих случаях для демонстрации

    требований шариата используются разного рода правовые фикции. Так

    аренда земли, запрещенная шариатом, трактуется как соглашение о

    товариществе и т.д.

    Мусульманское право как особое религиозное право общины

    верующих исламистов не следует смешивать с системой национального

    права той или иной мусульманской страны. Возникнув на исходной

    основе шариата, национальные системы позитивного права этих стран

    значительно отличаются друг от друга.

    Существенную роль в отходе в 19-20 вв. этих национальных систем

    права сыграли такие факторы, как развитие современных форм

    социально-экономической, политической и духовной жизни, усиление

    объема и значения государственного законодательства, ликвидация в

    ряде стран судов, применявших шариат и т.д.

    Соответствующие законодательные реформы осуществлялись сперва (

    в 19-1 пол. 20 в.) в области торгового, морского, уголовного и

    налогового права, а затем (во 2 пол. 20 в.) и в остальных сферах

    правовой жизни. Процесс модернизации национальных систем права

    сопровождался принятием во многих мусульманских странах (Египет,

    Турция, Сирия и др. ) гражданских, уголовных и некоторых других

    кодексов по романо-германскому образцу.

    Влияние западного права на национальные системы права

    мусульманских стран особенно усилилось в условиях современного

    международного сотрудничества различных государств и развития

    интеграционных процессов в области экономики, экологии, борьбы

    против международной преступности и т.д.

    Однако эта общая позитивная тенденция к модернизации

    национальных систем права в духе западного права в целом ряде

    случаев прерывается попятными движениями, усилением в тех или иных

    мусульманских странах фактора исламского фундаментализма, роли

    традиционного шариата, реализаций шариатского суда и т.д.

    Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с

    тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития

    своих источников[30].

    Итак, подводя итог и анализируя вышесказанное, я считаю, что

    к чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов,

    казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право

    общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда

    не рассматривались как его источники. В правовой действительности

    широко используются соглашения, которые могут вносить существенные

    изменения в нормы мусульманского права, но не считаются

    обязательными.

    Развитие этой системы права прекратилось в 10 в., когда

    отпала возможность его толкования. Для приспособления мусульманского

    права к современной действительности используются способы,

    находящиеся как бы вне мусульманского права: соглашения,

    законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах

    мусульманского права существовал и существует дуализм судебной

    организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда

    функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи

    или законодательные акты (регламенты) власти.

    2.4.2. Индусская правовая система

    Индусское право основано на религии индуизма и регулирует

    поведение членов индусской общины[31]. Это не право Индии, а право

    общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а

    также в странах на восточном побережье Африки исповедует индуизм.

    Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей к принятию на

    веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию.

    Главная черта индусского права – тесная связь с религией. Она

    является неотъемлимой частью индуизма, в состав которого наряду с правом

    входят также различные религиозные верования и обряды, моральные и

    философские ценности, предполагающие определенный образ жизни,

    общественный порядок, социальную организацию.

    Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди

    разделены с момента рождения на социальные иерархические категории,

    каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и догм

    морали. При этом каждый человек должен вести себя так, как это

    предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве

    регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право

    является обычным правом, в котором в той или иной мере деяния

    преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в

    соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма

    разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным

    обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе

    все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно

    располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим

    наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае,

    если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу,

    судьи решают его по совести, по справедливости.

    Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты

    и законодательство не считаются источником права. Даже когда

    имеется закон, судья не должен его применять по всей строгости.

    [32] Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными

    способами примирить справедливость и власть. Еще меньше, чем

    законодательство, на роль источника права может претендовать судебная

    практика. Итак, в период, предшествовавший британской колонизации,

    классическое индусское право не основывалось ни на формальных

    нормативах, ни на судебных решениях.

    В период английского колониального господства индусское право

    претерпело существенные изменения. Прежде всего, ограничилась сфера

    его применения. В области права собственности и обязательств

    традиционные нормы очень скоро заменили нормы общего права, в то

    время как споры, касающиеся наследования, брака, касты и других

    традиционных институтов, по-прежнему решались в соответствии с

    нормами индусского права.

    На дальнейшее развитие индусского права значительное влияние оказали

    законодательство английской администрации и нормы общего права. Так,

    были отменены положения индусского права, связанные с кастовой

    дискриминацией, нормы о недееспособности женщин, запрещено

    самосожжение вдов.

    Модификация индусского права осуществлялась под влиянием социально-

    экономических перемен, внесенных в традиционный хозяйственный уклад

    развитием капиталистических отношений в колонии, посредством таких

    источников права, как закон и судебный прецедент. Английские судьи,

    применявшие индусское право, восполняли пробелы в нем нормами из

    английского общего права, или создавая на его основе новые

    прецеденты. В результате судебной практики место классического

    индусского права постепенно заняло “ английско-индусское право”[33]. Тем

    не менее полного вытеснения индусского права не произошло, и ряд его

    традиционных норм и институтов продолжал действовать.

    После достижения независимости (1947 году) в Индии был взят курс на

    модернизацию как индусского права, так и национальной системы права в

    целом. В течении ряда лет были приняты законы резко ограничившие сферу

    действия традиций. Ныне судьи руководствуются в первую очередь законами и

    прецедентами. Конституция Индии 1950 года запретила дискриминацию по

    мотивам кастовой принадлежности. Законом о браке 1955 года были

    существенно реформированы нормы индусского права о браке и разводе.

    Закон о наследовании 1956 года закрепил право женщин в сфере

    наследственных отношений и включил их в круг наследников. Был изменен

    прежний режим семейного имущества, и многие виды имущества были

    законодателем признаны объектами личного имущества. По закону 1984 года

    были созданы так называемые «семейные суды», которые должны решать

    семейно-брачные споры сторон независимо от их религиозной

    принадлежности.

    Но модернизация старого права - трудный и длительный процесс.

    Так, до сих пор еще не принят предусмотренный в Конституции 1950

    года Гражданский кодекс Индии, который должен установить единый для

    всех жителей страны гражданско - правовой статус.

    Многие положения модернизированного индусского права, действующие

    в современной Индии, не распространяются на индусские общины вне

    Индии, где продолжают действовать нормы традиционного индусского

    права.

    В целом к настоящему времени проделана большая работа по

    кодификации индусского права. Судьи руководствуются в первую очередь

    законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается,

    что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховными судом.

    Закон и судебный прецедент являются главными источниками права

    современной Индии. Законодательство и решения судов должны

    соответствовать Конституции. Контроль за конституционностью законов

    осуществляет Верховный суд.

    Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась.

    Однако и сейчас индусское право используется при регулировании таких

    вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усыновление,

    брак, раздел и наследование имущества.

    Система национального права Индии в значительной мере

    формировалась и развивалась под большим воздействием английского

    права, и в настоящее время, я считаю, она входит в правовую

    семью общего права.

    Заключение

    Таким образом, делая выводы по своей работе, я хочу сказать, что

    каждая правовая система обладает определенной спецификой, присущей

    только ей и отличающей ее от других правовых систем.

    Анализируя и исследуя рассмотренные в моей работе правовые семьи

    современности, я выделила в каждой из них признаки, которые выделяют

    и характеризуют данную правовую семью, придают ей определенную

    индивидуальность.

    Итак, на мой взгляд, романо-германскую правовую систему

    характеризуют такие признаки, как единая иерархически построенная

    система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают

    нормативные акты (законодательство); главная роль в формировании права

    отводится законодателю, который создает общие юридические правила

    поведения, правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.)

    призван лишь точно реализовывать эти общие нормы в конкретных

    правоприменительных актах; писаные конституции, обладающие высшей

    юридической силой; высокий уровень нормативных обобщений достигается путем

    кодификации нормативных актов; весомое положение занимают подзаконные

    нормативные акты (регламенты, циркуляры, инструкции и т. д.); деление

    системы права на публичное и частное, а также на отрасли; правовой обычай и

    юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных

    источников; на первом месте находятся не обязанности, а права человека и

    гражданина; особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и

    разрабатывающая в университетах основные принципы построения данной

    правовой семьи.

    Семья англо-американского права обладает следующими признаками:

    основным источником права выступает судебный прецедент; ведущая роль в

    формировании права отводится суду, который в этой связи занимает особое

    положение в системе государственных органов; на первом месте не

    обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в

    судебном порядке; главенствующее значение имеет в первую очередь

    процессуальне право, которое во многом определяет право материальное; нет

    кодифицированных отраслей права; отсутствует классическое деление права на

    публичное и частное; широкое развитие статутного права, а юридические

    обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных

    источников;юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический,

    прикладной характер.

    Для социалистической правовой системы характерны такие признаки, как:

    господство социалистической и в первую очередь государственной

    собственности; законодательно признавалась роль коммунистической партии во

    всех сферах жизни; законы лицемерно провозглашали полновластие народа,

    свободу деятельности общественных объединений, широкие права и свободы

    граждан, однако на практике отсутствовали действенные механизмы,

    материальные и юридические гарантии их реального осуществления;

    господствовало узконормативное понимание права, частное право уступало

    господствующее место праву публичному; для советской правовой системы

    оставались чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать

    право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении,

    согласовании интересов частных лиц и общества; право носило императивный

    характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой,

    являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной

    силой правоохранительных органов;в теории исключалась возможность для

    судебной практики выступать в роли создателя норм права, ей отводилась

    лишь роль строгого толкователя права;несмотря на конституционный принцип

    независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался

    инструментом в руках правящего класса, обеспечивал его господство и охранял

    прежде всего его интересы.

    Семье религиозно-традиционнго права присущи следующие признаки:

    главный творец права – Бог, а не общество, поэтому юридические предписания

    даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно соблюдать;

    источником права являются религиозно-традиционные нормы и ценности,

    содержащиеся в частности в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на

    мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д., и действующих в

    отношении индусов; весьма тесное переплетение юридических положений с

    религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными

    обычаями, которые образуют в своей совокупности единые правила поведения;

    особое место в системе источников прав занимают труды ученых-юристов,

    конкретизирующие и толкующие первоисточники, лежащие в их основе

    конкретные решения; отсутствует деление права на частное и публичное;

    нормативно- правовые акты имеют вторичное значение; судебная практика в

    собственном смысле слова не является источником права; во многом основана

    на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-

    германской правовой семье ).

    Итак, подводя итог вышесказанному, я хочу сказать, что знание

    правовой системы позволяет решать важные учебно-познавательные и

    практически-юрисдикционные задачи. Только общее видение институтов

    объективного и субъективного права, структуры законодательства,

    правовой идеологии и психологии, менталитета общества, юридической

    практики формирует квалификацию юриста, его способность и возможность

    работать в рамках правовой культуры конкретной страны.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    Нормативные акты

    Конституция РФ 1993 г. от 12 декабря 1993 г.

    1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 / Принят ГД ФС РФ 21.10.1994 // СЗ РФ,

    1994. - № 32 - Ст. 3301.

    2. Гражданский кодекс РФ. Часть 2 / Принят ГД ФС РФ 22.12.1995// СЗ РФ

    1995. - №5 – Ст.410.

    3. Федеральный Закон “ О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ”

    от 30.04.1999г. №82 – ФЗ. / СЗ РФ 1999. - № 18-Ст.2208.

    Научная, учебная литература

    4. Алексеев С.С. Общая теория права. – М.: Юристъ, 1995.

    Бержель Ж-Л. Общая теория права. Под. общ. ред. В.И. Даниленко /

    Пер. с фр.– М.: NOTA BENE, 2000.

    5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 1995.

    6. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы. современности:

    пер. с фр. В.А. Туманова. – М.: Международные отношения, 1999.

    7. Карташов В.Н. Введение в теорию правовой системы общества. – Ярославль,

    1995.

    8. Коваленко А.И. Общая теория государства и права. – М.: ТЕИС, 1996.

    9. Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М.: Юристъ, 1995.

    10. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Норма –

    Инфра-М, 1999.

    11. Кросс Р. Прецедент в английском праве. – М.: Политиздат, 1985.

    12. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк,

    2000.

    13. Матузов Н.И. Правовая система и личность. – Саратов., 1987.

    14. Назаренко Г.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: Ось-

    89, 1999.

    15. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.: Норма, 2000.

    16. Общая теория права и государства: Учебник / Под. ред. В.В. Лазарева –

    М.: Юристъ, 2001.

    17. Общая теория права: Учебник/Под. ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юристъ,

    1995.

    18. Общая теория государства и права. Академический курс/ Отв. ред. М.Н.

    Марченко. – М., 1998.

    19. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная

    части: Учебное пособие. – М.: Дело, 2000.

    20. Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. О.Е. Кутафина.

    – М.: Норма, 1994.

    21. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/отв. ред.

    А.Я. Сухарев. – М.: Норма, 2000.

    22. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. - М., 1993.

    23. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая

    география мира. – М.: Полиус, 1993.

    24. Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. –

    Саратов., 1999.

    25. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М.: Проспект,

    1997.

    26. Сырых В.М. Теория государства и права. – М.: Былина, 1998.

    27. Теория государства и права / Под. ред. Г.Н. Манова. – М.: Проспект,

    1995.

    28. Теория государства и права: Курс лекций / Под. ред. Н.И. Матузова и

    А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2000.

    29. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. В.М.

    Карельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.:

    Норма, 2001.

    30. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения / Ин-т зак-ва и

    сравнительного правоведения при Правительстве РФ. – М.: Норма, 1996.

    31. Тихомиров Ю.А. Публичное право. – М.: Зерцало, 1995.

    32. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М.: Интерстиль, 1999.

    Материалы периодической печати

    Алексеев С.С. Право и правовая система // Правоведение. – 1995. - № 1.

    Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. –

    1994. - №12.

    Байтин М.И. Понятие права и современность// Вопросы теории государства и

    права. – Саратов., 1998. - 1/10.

    Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика// Государство и

    право. – 1996.- № 6.

    Марченко М.Н. Место и роль сравнительного правоведения в системе

    юридического образования // Правоведение. – 1999. - № 1.

    33. Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное //

    Государство и право. – 1999.- №8.

    34. Тихомиров Ю.А. Проблемы сравнительного правоведения // Государство и

    право. - 1993. - №8.

    35. Шульженко Ю.Л. Сравнительное правоведение (основные правовые системы

    современности) //Государство и право. – 2001. - №3.

    -----------------------

    [1] Карбоннье Ж. Юридическая социология / Пер. с фр. - М., 1986. - С.

    276-277.

    [2] Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. - М.,

    1988.

    [3] Синюков В. Н. Российская правовая система. - Саратов, 1994.

    [4] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. –

    М.:Юристъ, 2001. - С. 173.

    [5] Л. Фридмен Введение в американское право/ Пер. с англ. - М., 1992. –

    С. 7-8, 17-18.

    [6] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и

    А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - С. 174.

    [7] Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В.

    Малько. – М.: Юристъ, 1997. – С.170.

    [8] Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 1998.

    [9] Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. -

    Ташкент, 1988. – С.123.

    [10] Общая теория права и государства: Учебник/ Под. ред. В.В. Лазарева. –

    3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. - С. 311.

    [11] Общая теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. - 3-

    е изд. – М.: Юристъ, 2001. – С.312.

    [12] Общая теория права и государства:Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. – 3-

    е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. - С. 312.

    [13] Общая теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева.

    – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - С. 313.

    [14] Общая теория государства и права: Учебник/ Под. ред. В.В. Лазарева. –

    3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. - С. 315.

    [15] Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/ Отв. ред.

    А.Я. Сухарев. – М.: Норма, 2000. - С. 537.

    [16] Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/Под ред.

    А.Я.Сухарева. - М.:Норма, 2001.-С.539.

    [17] Общая теория государства и права:Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. – 3-

    е изд. – М.:Юристъ, 1999. - С.315.

    [18] Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. Учебник для вузов.

    - М.: Норма, 2000. - С.456.

    [19] Общая теория государства и права:Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. –3-е

    изд., - М.: Юристъ, 2001. - С. 316.

    [20] Общая теория государства и права:Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. – 3-

    е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. - С. 317.

    [21] Апарова Т.В. Прецедент в современном английском праве и судебное

    правотворчество // Труды ВНИИСЗ. - 1976. - №6. – С.79.

    [22] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов.

    –М.:Норма, 2000. - С. 467.

    [23] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. –

    М.: Норма, 2001. – С.467.

    [24] Давид Р. Основные правовые системы современности /Пер. с фр. – М.,

    1988. - С. 371.

    [25] Общая теория права: Учебник / Под. ред. А.С. Пиголкина. - 2-е

    издание, перераб. и доп. - М., 1995. - С. 365.

    [26] Общая теория государства и права:Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е

    изд. - М.:Юристъ, 2001. - С. 320.

    [27] Общая теория права:Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина, 2-е издание,

    перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1995. -С.367.

    [28] Давид Р. Основные правовые системы современности/Пер. с фр. - М.,

    1988. - С. 386.

    [29] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. –

    М.: Норма, 2000. - С. 473.

    [30] Теория государства и права. Курс лекций/Под ред.Н.И. Матузова и А.В.

    Малько.-М.:Юристъ, 1997.-С. 174.

    [31] Крашенникова Н. А. Индусское право: история и современность. – М.,

    1982. – С.234.

    [32] Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – 3-

    е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - С. 323.

    [33] Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв.

    ред. А.Я. Сухарев. – М.: Норма, 2000. – С.226.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.