Анализ и сравнение правовых систем (семей) современности
прогнозировать сближение ее правовой системы на новом качественном уровне,
при сохранении специфики, с романо-германской правовой системой, как
наиболее родственной, а также восприятие некоторых достоинств
прецедентного права, присущих “общему праву”. Осуществляется комплекс
мероприятий по обновлению законодательства, обеспечения господства закона
и верховенства закона, незыблемости прав и свобод личности, защите
общества от произвола властей, взаимной ответственности государства и
личности. Идет судебная реформа. Набирает силу плюрализм в экономике,
политике и идеологии, т.е. существенно меняются правовая доктрина, образ
мышления и жизни.
2.4. Семья религиозно-традиционного права
Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью
единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым семьям.
Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на
концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах.
Конечно, все эти правовые системы (семьи) в какой-то мере заимствуют
западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых
право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции,
что в западных странах. Считается, что принципы, которыми
руководствуются не западные страны, бывают двух видов:
1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе,
чем на западе, имеет место переплетение права и религии;
2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные
отношения должны регламентироваться иным путем.
К первой группе религиозно-традиционной системы относятся страны
мусульманского, индусского и иудейского права, ко второй – страны
Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.
2.4.1.Мусульманская правовая система
Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной
форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из
того, что существующее право произошло от Аллаха, который в
определенный момент истории открыл его человеку через пророка
Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те,
которые подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дано человеку
раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и
толкованиях. Ислам – самая молодая религия из трех мировых религий, но
имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит, во-
первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что
мусульманин должен верить; во- вторых, шар или шариат, т.е. предписания
верующим, что они должны делать и чего не должны. Шариат (“путь
следования” ) – это по сути своей религиозный (божественный) закон,
диктуемый верующим, т.е. совокупность предписаний о том, что они должны
делать и чего не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-
нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран
Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не
его прав.[28] Последствием невыполнения обязанностей является грех того,
кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много
внимания санкциям, установленными самими нормами.
Источником мусульманского права являются: 1) Коран – священная
книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна – совокупность
предписаний о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое
значение; 3) иджма – общее (единое) мнение авторитетных правоведов
ислама; 4) кияс – суждение по аналогии в вопросах права.
Коран и сунна – основные исторические источники мусульманского
права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти
Муххамеда (в 632 г.) содержание мусульманского права в 7 в. было
дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе
толкования Корана и сунны. Однако потребности общественной жизни
требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации
его принципов и норм. Развитие этих задач в 8-10 вв. была
посвящена деятельность правоведов – знатоков ислама и основанных ими
различных правовых школ.
В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы
разных школ опирались на поощрявшийся пророком принцип “ иджтихад” -
свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников
относительно рассматриваемого дела. Толкование мусульманскими
правоведами Корана и сунны на основе этого принципа фактически
сопровождалось установлением ими новых норм шариата. Усилиями этих
правоведов были сформулированы основные принципы и конкретные
нормы (по преимуществу - казуистического характера) мусульманского
права.
В качестве общего (и общепринятого) приема толкования и
применения шариата мусульманскими правоведами был признан кияс –
способ суждения о праве по аналогии. Важное значение кияса состоит
в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического
мусульманского права и “ найти” в самом шариате необходимую норму
для решения по аналогии любого дела, как бы не создавая новой
нормы и не нарушая тем самым фикции мусульманско-правовой доктрины
о безпробельности шариата[29].
К 11 в. окончательно складывается иджма и прекращается период
так называемого “ абсолютного иджтихада” - время прямого толкования
Корана и сунны и создания основных толков мусульманского права.
С 11в. начинается период так называемого “ таклида” – действие
шариата на основе уже сложившийся традиции и догмы иджма. С
этого времени признается правом только то, что принято и одобрено
иджмой.
Однако развитие мусульманской правовой доктрины, а вместе с ней
и норм шариата продолжалось и в последующие века. Этому развитию
содействовало толкование и применение положений шариата с учетом “
условий, места и времени”. Благодаря такому подходу доктриной было
допущено применение не противоречащих исламу обычаев, соглашений
сторон, административных регламентов. Хотя эти правовые формы и
остаются вне самой системы мусульманского права, однако придают
ему большую гибкость и приспособляемость к различным условиям и
позволяют восполнять его пробелы.
Государственная власть, согласно исламу, - не господин, а
слуга права “ шариата”, поэтому она может посредством своего
законодательства изменять шариат и творить новое право. Но она
должна следить за соблюдением требований шариата и в целях
общественного порядка может принимать соответствующие решения и
акты. Содержание таких государственных актов, особенно в современных
мусульманских странах, зачастую существенно расходится с
традиционными положениями шариата. В этих случаях для демонстрации
требований шариата используются разного рода правовые фикции. Так
аренда земли, запрещенная шариатом, трактуется как соглашение о
товариществе и т.д.
Мусульманское право как особое религиозное право общины
верующих исламистов не следует смешивать с системой национального
права той или иной мусульманской страны. Возникнув на исходной
основе шариата, национальные системы позитивного права этих стран
значительно отличаются друг от друга.
Существенную роль в отходе в 19-20 вв. этих национальных систем
права сыграли такие факторы, как развитие современных форм
социально-экономической, политической и духовной жизни, усиление
объема и значения государственного законодательства, ликвидация в
ряде стран судов, применявших шариат и т.д.
Соответствующие законодательные реформы осуществлялись сперва (
в 19-1 пол. 20 в.) в области торгового, морского, уголовного и
налогового права, а затем (во 2 пол. 20 в.) и в остальных сферах
правовой жизни. Процесс модернизации национальных систем права
сопровождался принятием во многих мусульманских странах (Египет,
Турция, Сирия и др. ) гражданских, уголовных и некоторых других
кодексов по романо-германскому образцу.
Влияние западного права на национальные системы права
мусульманских стран особенно усилилось в условиях современного
международного сотрудничества различных государств и развития
интеграционных процессов в области экономики, экологии, борьбы
против международной преступности и т.д.
Однако эта общая позитивная тенденция к модернизации
национальных систем права в духе западного права в целом ряде
случаев прерывается попятными движениями, усилением в тех или иных
мусульманских странах фактора исламского фундаментализма, роли
традиционного шариата, реализаций шариатского суда и т.д.
Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с
тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития
своих источников[30].
Итак, подводя итог и анализируя вышесказанное, я считаю, что
к чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов,
казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право
общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда
не рассматривались как его источники. В правовой действительности
широко используются соглашения, которые могут вносить существенные
изменения в нормы мусульманского права, но не считаются
обязательными.
Развитие этой системы права прекратилось в 10 в., когда
отпала возможность его толкования. Для приспособления мусульманского
права к современной действительности используются способы,
находящиеся как бы вне мусульманского права: соглашения,
законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах
мусульманского права существовал и существует дуализм судебной
организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда
функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи
или законодательные акты (регламенты) власти.
2.4.2. Индусская правовая система
Индусское право основано на религии индуизма и регулирует
поведение членов индусской общины[31]. Это не право Индии, а право
общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а
также в странах на восточном побережье Африки исповедует индуизм.
Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей к принятию на
веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию.
Главная черта индусского права – тесная связь с религией. Она
является неотъемлимой частью индуизма, в состав которого наряду с правом
входят также различные религиозные верования и обряды, моральные и
философские ценности, предполагающие определенный образ жизни,
общественный порядок, социальную организацию.
Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди
разделены с момента рождения на социальные иерархические категории,
каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и догм
морали. При этом каждый человек должен вести себя так, как это
предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве
регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право
является обычным правом, в котором в той или иной мере деяния
преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в
соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма
разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным
обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе
все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно
располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим
наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае,
если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу,
судьи решают его по совести, по справедливости.
Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты
и законодательство не считаются источником права. Даже когда
имеется закон, судья не должен его применять по всей строгости.
[32] Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными
способами примирить справедливость и власть. Еще меньше, чем
законодательство, на роль источника права может претендовать судебная
практика. Итак, в период, предшествовавший британской колонизации,
классическое индусское право не основывалось ни на формальных
нормативах, ни на судебных решениях.
В период английского колониального господства индусское право
претерпело существенные изменения. Прежде всего, ограничилась сфера
его применения. В области права собственности и обязательств
традиционные нормы очень скоро заменили нормы общего права, в то
время как споры, касающиеся наследования, брака, касты и других
традиционных институтов, по-прежнему решались в соответствии с
нормами индусского права.
На дальнейшее развитие индусского права значительное влияние оказали
законодательство английской администрации и нормы общего права. Так,
были отменены положения индусского права, связанные с кастовой
дискриминацией, нормы о недееспособности женщин, запрещено
самосожжение вдов.
Модификация индусского права осуществлялась под влиянием социально-
экономических перемен, внесенных в традиционный хозяйственный уклад
развитием капиталистических отношений в колонии, посредством таких
источников права, как закон и судебный прецедент. Английские судьи,
применявшие индусское право, восполняли пробелы в нем нормами из
английского общего права, или создавая на его основе новые
прецеденты. В результате судебной практики место классического
индусского права постепенно заняло “ английско-индусское право”[33]. Тем
не менее полного вытеснения индусского права не произошло, и ряд его
традиционных норм и институтов продолжал действовать.
После достижения независимости (1947 году) в Индии был взят курс на
модернизацию как индусского права, так и национальной системы права в
целом. В течении ряда лет были приняты законы резко ограничившие сферу
действия традиций. Ныне судьи руководствуются в первую очередь законами и
прецедентами. Конституция Индии 1950 года запретила дискриминацию по
мотивам кастовой принадлежности. Законом о браке 1955 года были
существенно реформированы нормы индусского права о браке и разводе.
Закон о наследовании 1956 года закрепил право женщин в сфере
наследственных отношений и включил их в круг наследников. Был изменен
прежний режим семейного имущества, и многие виды имущества были
законодателем признаны объектами личного имущества. По закону 1984 года
были созданы так называемые «семейные суды», которые должны решать
семейно-брачные споры сторон независимо от их религиозной
принадлежности.
Но модернизация старого права - трудный и длительный процесс.
Так, до сих пор еще не принят предусмотренный в Конституции 1950
года Гражданский кодекс Индии, который должен установить единый для
всех жителей страны гражданско - правовой статус.
Многие положения модернизированного индусского права, действующие
в современной Индии, не распространяются на индусские общины вне
Индии, где продолжают действовать нормы традиционного индусского
права.
В целом к настоящему времени проделана большая работа по
кодификации индусского права. Судьи руководствуются в первую очередь
законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается,
что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховными судом.
Закон и судебный прецедент являются главными источниками права
современной Индии. Законодательство и решения судов должны
соответствовать Конституции. Контроль за конституционностью законов
осуществляет Верховный суд.
Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась.
Однако и сейчас индусское право используется при регулировании таких
вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усыновление,
брак, раздел и наследование имущества.
Система национального права Индии в значительной мере
формировалась и развивалась под большим воздействием английского
права, и в настоящее время, я считаю, она входит в правовую
семью общего права.
Заключение
Таким образом, делая выводы по своей работе, я хочу сказать, что
каждая правовая система обладает определенной спецификой, присущей
только ей и отличающей ее от других правовых систем.
Анализируя и исследуя рассмотренные в моей работе правовые семьи
современности, я выделила в каждой из них признаки, которые выделяют
и характеризуют данную правовую семью, придают ей определенную
индивидуальность.
Итак, на мой взгляд, романо-германскую правовую систему
характеризуют такие признаки, как единая иерархически построенная
система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают
нормативные акты (законодательство); главная роль в формировании права
отводится законодателю, который создает общие юридические правила
поведения, правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.)
призван лишь точно реализовывать эти общие нормы в конкретных
правоприменительных актах; писаные конституции, обладающие высшей
юридической силой; высокий уровень нормативных обобщений достигается путем
кодификации нормативных актов; весомое положение занимают подзаконные
нормативные акты (регламенты, циркуляры, инструкции и т. д.); деление
системы права на публичное и частное, а также на отрасли; правовой обычай и
юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных
источников; на первом месте находятся не обязанности, а права человека и
гражданина; особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и
разрабатывающая в университетах основные принципы построения данной
правовой семьи.
Семья англо-американского права обладает следующими признаками:
основным источником права выступает судебный прецедент; ведущая роль в
формировании права отводится суду, который в этой связи занимает особое
положение в системе государственных органов; на первом месте не
обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в
судебном порядке; главенствующее значение имеет в первую очередь
процессуальне право, которое во многом определяет право материальное; нет
кодифицированных отраслей права; отсутствует классическое деление права на
публичное и частное; широкое развитие статутного права, а юридические
обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных
источников;юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический,
прикладной характер.
Для социалистической правовой системы характерны такие признаки, как:
господство социалистической и в первую очередь государственной
собственности; законодательно признавалась роль коммунистической партии во
всех сферах жизни; законы лицемерно провозглашали полновластие народа,
свободу деятельности общественных объединений, широкие права и свободы
граждан, однако на практике отсутствовали действенные механизмы,
материальные и юридические гарантии их реального осуществления;
господствовало узконормативное понимание права, частное право уступало
господствующее место праву публичному; для советской правовой системы
оставались чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать
право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении,
согласовании интересов частных лиц и общества; право носило императивный
характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой,
являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной
силой правоохранительных органов;в теории исключалась возможность для
судебной практики выступать в роли создателя норм права, ей отводилась
лишь роль строгого толкователя права;несмотря на конституционный принцип
независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался
инструментом в руках правящего класса, обеспечивал его господство и охранял
прежде всего его интересы.
Семье религиозно-традиционнго права присущи следующие признаки:
главный творец права – Бог, а не общество, поэтому юридические предписания
даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно соблюдать;
источником права являются религиозно-традиционные нормы и ценности,
содержащиеся в частности в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на
мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д., и действующих в
отношении индусов; весьма тесное переплетение юридических положений с
религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными
обычаями, которые образуют в своей совокупности единые правила поведения;
особое место в системе источников прав занимают труды ученых-юристов,
конкретизирующие и толкующие первоисточники, лежащие в их основе
конкретные решения; отсутствует деление права на частное и публичное;
нормативно- правовые акты имеют вторичное значение; судебная практика в
собственном смысле слова не является источником права; во многом основана
на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-
германской правовой семье ).
Итак, подводя итог вышесказанному, я хочу сказать, что знание
правовой системы позволяет решать важные учебно-познавательные и
практически-юрисдикционные задачи. Только общее видение институтов
объективного и субъективного права, структуры законодательства,
правовой идеологии и психологии, менталитета общества, юридической
практики формирует квалификацию юриста, его способность и возможность
работать в рамках правовой культуры конкретной страны.
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативные акты
Конституция РФ 1993 г. от 12 декабря 1993 г.
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 / Принят ГД ФС РФ 21.10.1994 // СЗ РФ,
1994. - № 32 - Ст. 3301.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть 2 / Принят ГД ФС РФ 22.12.1995// СЗ РФ
1995. - №5 – Ст.410.
3. Федеральный Закон “ О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ”
от 30.04.1999г. №82 – ФЗ. / СЗ РФ 1999. - № 18-Ст.2208.
Научная, учебная литература
4. Алексеев С.С. Общая теория права. – М.: Юристъ, 1995.
Бержель Ж-Л. Общая теория права. Под. общ. ред. В.И. Даниленко /
Пер. с фр.– М.: NOTA BENE, 2000.
5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 1995.
6. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы. современности:
пер. с фр. В.А. Туманова. – М.: Международные отношения, 1999.
7. Карташов В.Н. Введение в теорию правовой системы общества. – Ярославль,
1995.
8. Коваленко А.И. Общая теория государства и права. – М.: ТЕИС, 1996.
9. Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М.: Юристъ, 1995.
10. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Норма –
Инфра-М, 1999.
11. Кросс Р. Прецедент в английском праве. – М.: Политиздат, 1985.
12. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк,
2000.
13. Матузов Н.И. Правовая система и личность. – Саратов., 1987.
14. Назаренко Г.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: Ось-
89, 1999.
15. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.: Норма, 2000.
16. Общая теория права и государства: Учебник / Под. ред. В.В. Лазарева –
М.: Юристъ, 2001.
17. Общая теория права: Учебник/Под. ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юристъ,
1995.
18. Общая теория государства и права. Академический курс/ Отв. ред. М.Н.
Марченко. – М., 1998.
19. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная
части: Учебное пособие. – М.: Дело, 2000.
20. Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. О.Е. Кутафина.
– М.: Норма, 1994.
21. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/отв. ред.
А.Я. Сухарев. – М.: Норма, 2000.
22. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. - М., 1993.
23. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая
география мира. – М.: Полиус, 1993.
24. Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. –
Саратов., 1999.
25. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М.: Проспект,
1997.
26. Сырых В.М. Теория государства и права. – М.: Былина, 1998.
27. Теория государства и права / Под. ред. Г.Н. Манова. – М.: Проспект,
1995.
28. Теория государства и права: Курс лекций / Под. ред. Н.И. Матузова и
А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2000.
29. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. В.М.
Карельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.:
Норма, 2001.
30. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения / Ин-т зак-ва и
сравнительного правоведения при Правительстве РФ. – М.: Норма, 1996.
31. Тихомиров Ю.А. Публичное право. – М.: Зерцало, 1995.
32. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М.: Интерстиль, 1999.
Материалы периодической печати
Алексеев С.С. Право и правовая система // Правоведение. – 1995. - № 1.
Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. –
1994. - №12.
Байтин М.И. Понятие права и современность// Вопросы теории государства и
права. – Саратов., 1998. - 1/10.
Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика// Государство и
право. – 1996.- № 6.
Марченко М.Н. Место и роль сравнительного правоведения в системе
юридического образования // Правоведение. – 1999. - № 1.
33. Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное //
Государство и право. – 1999.- №8.
34. Тихомиров Ю.А. Проблемы сравнительного правоведения // Государство и
право. - 1993. - №8.
35. Шульженко Ю.Л. Сравнительное правоведение (основные правовые системы
современности) //Государство и право. – 2001. - №3.
-----------------------
[1] Карбоннье Ж. Юридическая социология / Пер. с фр. - М., 1986. - С.
276-277.
[2] Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. - М.,
1988.
[3] Синюков В. Н. Российская правовая система. - Саратов, 1994.
[4] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. –
М.:Юристъ, 2001. - С. 173.
[5] Л. Фридмен Введение в американское право/ Пер. с англ. - М., 1992. –
С. 7-8, 17-18.
[6] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и
А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - С. 174.
[7] Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В.
Малько. – М.: Юристъ, 1997. – С.170.
[8] Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 1998.
[9] Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. -
Ташкент, 1988. – С.123.
[10] Общая теория права и государства: Учебник/ Под. ред. В.В. Лазарева. –
3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. - С. 311.
[11] Общая теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. - 3-
е изд. – М.: Юристъ, 2001. – С.312.
[12] Общая теория права и государства:Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. – 3-
е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. - С. 312.
[13] Общая теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева.
– 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - С. 313.
[14] Общая теория государства и права: Учебник/ Под. ред. В.В. Лазарева. –
3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. - С. 315.
[15] Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/ Отв. ред.
А.Я. Сухарев. – М.: Норма, 2000. - С. 537.
[16] Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/Под ред.
А.Я.Сухарева. - М.:Норма, 2001.-С.539.
[17] Общая теория государства и права:Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. – 3-
е изд. – М.:Юристъ, 1999. - С.315.
[18] Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. Учебник для вузов.
- М.: Норма, 2000. - С.456.
[19] Общая теория государства и права:Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. –3-е
изд., - М.: Юристъ, 2001. - С. 316.
[20] Общая теория государства и права:Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. – 3-
е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. - С. 317.
[21] Апарова Т.В. Прецедент в современном английском праве и судебное
правотворчество // Труды ВНИИСЗ. - 1976. - №6. – С.79.
[22] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов.
–М.:Норма, 2000. - С. 467.
[23] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. –
М.: Норма, 2001. – С.467.
[24] Давид Р. Основные правовые системы современности /Пер. с фр. – М.,
1988. - С. 371.
[25] Общая теория права: Учебник / Под. ред. А.С. Пиголкина. - 2-е
издание, перераб. и доп. - М., 1995. - С. 365.
[26] Общая теория государства и права:Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е
изд. - М.:Юристъ, 2001. - С. 320.
[27] Общая теория права:Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина, 2-е издание,
перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1995. -С.367.
[28] Давид Р. Основные правовые системы современности/Пер. с фр. - М.,
1988. - С. 386.
[29] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. –
М.: Норма, 2000. - С. 473.
[30] Теория государства и права. Курс лекций/Под ред.Н.И. Матузова и А.В.
Малько.-М.:Юристъ, 1997.-С. 174.
[31] Крашенникова Н. А. Индусское право: история и современность. – М.,
1982. – С.234.
[32] Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – 3-
е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - С. 323.
[33] Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв.
ред. А.Я. Сухарев. – М.: Норма, 2000. – С.226.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|