МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анализ и сравнение правовых систем (семей) современности

    группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии,

    Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англосаксонской правовой семьи

    различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний

    Великобритании.

    Таким образом, существует ряд классификаций правовых систем прошлого и

    настоящего. С учетом общего, повторяющегося в классификациях, я хочу

    остановиться на анализе основных правовых семей современности.

    ГЛАВА 2. Основные правовые системы современности

    2.1. Романо-германская правовая система

    Исторические корни этой правовой системы относятся к римскому праву (1

    в. до н.э. – 5 в н.э.). Романо-германская правовая семья, или семья

    континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и другие страны),

    имеет длительную юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате

    усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили

    начиная, с 12 в., на базе кодификации Юстиниана общую для всех

    юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

    Романо-германская правовая семья является результатом рецепции

    римского права, и в первой доктринальной стадии была исключительно

    продуктом культуры, имела независимый от политики характер. На следующей

    стадии эта семья стала подчиняться общим закономерным связям права с

    экономикой и политикой, прежде всего с отношениями собственности, обмена,

    перехода от внеэкономического к экономическому принуждению и т.д. Здесь на

    первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как

    правила поведения, отвечающие требованиям морали и прежде всего

    справедливости. Юридическая наука видит свою основную задачу в том, чтобы

    определить, какими должны быть эти нормы[11]. Начиная с 19 в. основным

    источником (формой) права в странах, где господствует эта семья, является

    закон. Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его

    аспекты, а жизнь этому скелету в значительной степени придают иные

    факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а зачастую зависит от

    расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая

    роль доктрины и судебной практики. Юристы и сам закон теоретически

    признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но что пробелы

    эти практически незначительны[12].

    Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за

    нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в

    соответствии конституционных законов и подзаконных актов, так и в

    установлении большинством государств судебного контроля за

    конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают различных

    государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой

    компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.

    В романо-германской юридической доктрине и в законодательной практике

    различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы

    (текущее законодательство) и сводные тексты норм.

    В большинстве континентальных стран действуют гражданские (либо

    гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-

    процессуальные и некоторые другие кодексы.

    Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Среди

    источников романо-германского права важна роль подзаконных актов:

    регламентов, административных циркуляров, декретов министров и др. В них

    формулируются нормы, принятые во исполнение законов. Кроме того, в случае

    необходимости административные органы осуществляют самостоятельную

    регламентацию отношений, для чего законодатель представляет им

    соответствующие полномочия. Таким образом, право стран романо-германской

    семьи я бы охарактеризовала единой схемой иерархической системы источников

    права.

    В романо-германской семье достаточно широко используются некоторые

    общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае

    необходимости - и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права

    велению справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную

    эпоху и в определенный момент. Принципы раскрывают характер не только

    законодательства, но и права юристов. Сам законодатель своим авторитетом

    закрепляет некоторые новые формулы. Например, основной закон ФРГ 1949 г.

    отменил все ранее изданные законы, которые противоречат принципу

    равноправия мужчин и женщин. Для юридической концепции этой системы

    характерна гибкость, выражающаяся в том, что юристы не склонны

    соглашаться с таким решением того или иного вопроса, которое в социальном

    плане кажется им несправедливым. Действуя на основе принципов права, они

    действуют как бы на основе делегированных им полномочий. Итак, среди важных

    источников права надо видеть общие принципы, содержащиеся в

    законодательстве и вытекающие из него.[13]

    В наши дни, как и в прошлом, в романо-германской правовой системе

    доктрина составляет достаточно активно действующий источник права. Она

    влияет как на законодателя, так и на правоприменителя. Законодатель часто

    выражает лишь те тенденции, которые установлены в доктрине, и

    воспринимает подготовленные ею предложения. Доктрина широко используется и

    в правоприменительной деятельности, в частности при толковании закона.

    Сегодня все более и более, например во Франции, правоприменитель

    стремится к признанию независимого характера толкования, к отрицанию того,

    что толкование заключается исключительно в отыскании грамматического и

    логического смысла терминов законов или намерений законодателя. Он

    настаивает на необходимости учета реальных отношений между ним и доктриной.

    Издаваемые во Франции, Германии и других государствах комментарии

    приобретают все более доктринальный и критический вид, а учебники

    обращаются к судебной практике и вообще к юридической доктрине.

    С развитием международных связей большое значение для национальных

    правовых систем приобрело международное право. Конституция ФРГ 1949 г.

    прямо предусматривает, что общие принципы международного права имеют

    приоритет перед национальными законами. Подобная норма в несколько иной

    редакции появилась и в Конституции РФ.

    Что касается обычая, то он играет в системе романо-германского права,

    в основном, вспомогательную роль, дополняя в необходимых случаях

    действующее законодательство.

    Весьма противоречива доктрина по вопросу о судебной практике как

    источнике права романо-германской семьи. Однако анализ реальной

    действительности позволяет сделать вывод о возможности отнесения судебной

    практики к числу вспомогательных источников права. Об этом свидетельствует

    все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной

    практики, а также значение прежде всего кассационного прецедента.

    Кассационный суд является высшей судебной инстанцией. Поэтому судебное

    решение, основанное, например, на аналогии и на общих принципах,

    оставленное в силе Кассационном судом, может восприниматься другими судами

    при решении подобных дел как фактический прецедент.

    Постановления французского Кассационного суда и Государственного

    совета изучаются и оказывают влияние в различных франкоязычных странах,

    соседних или отдаленных. Это верно также в отношении других европейских и

    неевропейских государств, входящих в романо-германскую правовую семью.

    Учитывая современные стремления юристов всех стран опираться на закон,

    можно говорить о судебном прецеденте лишь как о некотором исключении, не

    затрагивающем исходного принципа господства права. Является принципиально

    важным, что судья не превращается в законодателя. Этого стараются

    добиваться в странах романо-германской правовой семьи[14].

    2.1.1. Правовая система России

    Современная российская правовая система входит в романо-германскую

    правовую семью, вновь возвратившись в нее после более чем семи десятилетий

    господства социалистического права. Начиная с середины 1980-х гг. вместе с

    развитием демократических реформ в Советском Союзе начинается его быстрая

    трансформация, отход от прежних жестких принципов. Уже в 1986 г.

    разрешается индивидуальная трудовая деятельность, в 1989 г. рядом советских

    ученых обосновывается идея "социалистического правового государства", в

    1990 г. признается несоциалистическая собственность на средства

    производства, многопартийность, разделение властей. С началом деятельности

    Верховного Совета РСФСР созыва 1990 г. начинается развитие собственно

    российской правовой системы. В 1990—1991 гг. российскими законодателями

    были провозглашены равенство форм собственности, свобода

    предпринимательства, примат международно признанных прав человека, на

    доктринальном уровне восстановлено деление права на публичное и частное.

    Таким образом, современная российская правовая система продолжает традиции

    романо-германской правовой семьи, заложенные еще в дореволюционный период и

    сохраненные отчасти и в советский период.[15]

    По темпам правовых преобразований Россия занимает среднее место среди

    других бывших советских республик. К 2000 г. приняты новые Арбитражный

    процессуальный (1995 г.), Бюджетный (1998 г.), Водный (1995 г.), Воздушный

    (1997 г.), Градостроительный (1998 г.), Лесной (1997 г.), Налоговый (первая

    часть в 1998 г.), Семейный (1995 г.), Торгового мореплавания (1999),

    Уголовно-исполнительный (1997 г.) и Уголовный (1996 г.) кодексы.

    Кодификационные работы проводятся также на уровне субъектов РФ. В ряде

    из них в 1990-е гг. приняты собственные жилищные (Башкортостан, Коми),

    водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Татарстан, Карелия), лесные

    (Татарстан, Саратовская область), градостроительные (Томская и Мурманская

    области) кодексы.

    Правовая система России продолжает оставаться образцом для некоторых

    государств СНГ (Беларуси, Казахстана, республик Средней Азии).

    Предпринимаются попытки сохранения элементов единого правового

    пространства. В частности, ряд наиболее важных кодексов, принятых в

    вышеуказанных республиках (гражданский, уголовный, уголовно-про-

    цессуальный) основываются на модельном законодательстве, одобренном

    Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ.

    Основным источником права в России являются законы и другие

    нормативные правовые акты. Как и в большинстве федеративных государств,

    российское законодательство делится на федеральное и законодательство

    субъектов РФ. Разграничение предметов законодательного регулирования

    установлено в Конституции РФ[16].

    В исключительном ведении Российской Федерации, в частности, находятся:

    регулирование прав и свобод человека и гражданина: формирование федеральных

    органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка;

    финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные

    налоги и сборы; внешняя политика, международные и внешнеэкономические

    отношения Российской Федерации; оборона и безопасность; судоустройство;

    прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное

    законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-

    процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое

    регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное

    право.

    К совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ в числе

    прочего отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры,

    физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения;

    социальная защита, включая социальное обеспечение; административное,

    административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное,

    водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране

    окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура,

    нотариат; установление общих принципов организации системы органов

    государственной власти и местного самоуправления.

    Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения,

    субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

    Во главе иерархии федеральных (и вообще российских) актов стоит

    Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, другие

    федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ,

    подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной

    власти. Особое место занимают регламенты и другие нормоустанавливающие

    постановления палат Федерального Собрания РФ. В отличие от многих

    зарубежных стран в России отсутствует институт делегированного и

    чрезвычайного законодательства. Указы Президента не должны противоречить

    Конституции и федеральным законам.

    Иерархию нормативных правовых актов субъектов РФ образуют конституции

    (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в

    составе РФ, постановления и распоряжения губернаторов и других глав

    администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ,

    подзаконные нормативные акты отраслевых органов исполнительной власти

    субъектов РФ, регламенты и другие акты нормативного характера

    законодательных органов субъектов РФ.

    Низший уровень в иерархии нормативных правовых актов образуют

    нормативные акты органов местного самоуправления. Виды, порядок принятия и

    вступления в силу нормативных правовых актов органов местного

    самоуправления определяются уставом муниципального образования.

    Судебный прецедент, как и в других странах романо-германской семьи, в

    РФ источником права не признается. Однако судебная практика, официально

    обобщаемая и направляемая в руководящих разъяснениях Пленума Верховного

    Суда РФ, играет исключительно важную роль в применении законодательства,

    представляя собой де-факто особую нормативную систему. Близкое к судебным

    прецедентам место в системе источников права занимают заключения

    Конституционного Суда РФ. В субъектах РФ аналогичную роль играют решения

    местных конституционных и уставных судов.

    Достаточно ограниченное применение в качестве источника права в

    России имеет правовой обычай.

    Так, в ГК РФ содержатся ссылки на обычаи делового оборота (ст. 6),

    национальный обычай (ст. 19) и местный обычай (ст. 221, 309, 311, 312, 314—

    316, 406, 421). Согласно ст. 14 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных

    народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 г. при рассмотрении в судах

    дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в

    качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, могут приниматься

    во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным

    законам и законам субъектов РФ.

    В 1990-е гг. в ряде субъектов РФ (Ингушетия, Чечня) предпринимаются

    или предпринимались попытки узаконить действие на их территории

    мусульманского права, имеющего нередко глубокие корни в культуре

    соответствующих титульных национальностей.

    Весьма специфическим источником российского права являются договоры о

    разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами

    государственной власти Российской Федерации и органами государственной

    власти субъектов РФ. Возможность заключения таких договоров предусмотрена

    п. 3 ст. 11 Конституции РФ.

    Важным источником права являются международно-правовые акты и

    доктрина. Согласно Конституции (п. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и

    нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

    являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором

    Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законам,

    то применяются правила международного договора.

    Научные исследования в области права в РФ ведутся в Институте

    государства и права РАН, Институте законодательства и сравнительного

    правоведения при правительстве РФ, НИИ проблем укрепления законности и

    правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, юридических академиях,

    институтах и юридических факультетах университетов (в стране их

    насчитывается несколько десятков).

    2.2. Англо-американская правовая семья, или семья “общего права”

    В отличие от государств романо-германской семьи, где основным

    источником права является закон, в государствах англо-саксонской правовой

    семьи источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы,

    сформулированные судьями в решениях. В рассматриваемую семью входят,

    наряду с США и Англией, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая

    Зеландия, а также 36 государств Британского содружества.

    Семья “общего права”, как и римского права, развивалась на основе

    принципа: “Право там, где есть защита”. Несмотря на все попытки

    кодификации, дополнения и усовершенствования положениями “ права

    справедливости”, оно в основе своей является прецедентным правом, созданным

    судами[17]. Это не исключает возрастания роли статутного (законодательного)

    права. В противовес местным обычаям это право - общее для всей Англии. Оно

    было создано королевскими судами, называвшимися обычно вестминстерскими –

    по месту, где они заседали начиная с 13 в.

    В ходе деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.