Анализ и сравнение правовых систем (семей) современности
решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Совокупность
таких конкретных решений, обязательных в качестве прцедента для
последующих судебных решений по сходным делам, и составила общее для всех
английских судов право. Поэтому считается, что английское “общее право”
образует классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого
судами. Характерные черты правопонимания в этой правовой семье выражаются
формулой: “Средство судебной защиты важнее права”, так как основная
сложность заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в суд.
Общее право, таким образом, сложилось в виде совокупности судебных
решений – прецедентов. В этом смысле можно сказать, что общее право – это
совокупность казусных правил, лежащих в основе конкретных судебных
решений, которые имеют значение прецедента, обязательного для других судов
при разрешении аналогичных дел.[18]
В процессе формирования общего права королевские суды использовали
некоторые положения местных правовых обычаев, преобразуя и приспосабливая
их к строгим требованиям новой судебной процедуры и процессуальной формы.
Римское право и основанное на нем (первоначально также и в Англии)
университетское юридическое образование не оказали сколько-нибудь заметного
влияния на процесс создания общего права. К концу 13 в. возрастают роль и
значение статутного права, в связи с чем правотворческая роль судей стала
некоторым образом сдерживаться.
В 14 – 15 вв. в связи с развитием буржуазных отношений возникла
необходимость выйти за жесткие рамки прецедентов. Роль суда взял на себя
королевский канцлер, который стал решать в порядке определенной процедуры
споры по обращению к королю. В результате наряду с общим правом сложилось
“право справедливости”. Оно представляло собой совокупность решений лорда-
канцлера по конкретным делам на основе доктрины “справедливости”, которая
дополняла и корректировала правовые принципы и правила общего права. Многие
положения доктрины были заимствованы из римского и канонического права.
Итак, до реформы 1873- 1875 гг. в Англии существовал дуализм
судопроизводства: помимо судов, применявших “общее право”, существовал
суд лорда-канцлера. Реформа слила “общее право” и “право справедливости” в
единую систему прецедентного права. Достигнутое таким путем сочетание в
английском праве “общего права” и “права справедливости” определило его
двойственную природу, все английские суды стали применять нормы как “общего
права”, так и права “справедливости”. И сегодня английское право продолжает
оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судами в процессе
решения конкретных дел. Для англичанина осталось важным то, чтобы дело
разбиралось в суде добросовестными людьми и чтобы соблюдались основные
принципы судопроизводства, составляющие часть общей этики. Судьи “общего
права”, в отличие от законодателя, не создают решений общего характера,
рассчитанных на будущее. Они решают конкретный спор. На мой взгляд, такой
подход делает нормы “общего права” более гибкими и менее абстрактными, чем
нормы права романо-германской семьи, но одновременно делает право более
казуистичным и менее определенным. Благодаря “общему праву” и “праву
прецедента” различие права и закона носит более ярко выраженный и несколько
иной характер, чем различие права и закона на континенте[19]. Это
существенно в связи с возрастанием в современных условиях масштабов и
значения статутного права среди источников английского права. В англо-
саксонской правовой семье сама концепция права, система источников права,
юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской
правовой семьи. Основные структурные части английского прецедентного права
– это “общее право” и “право справедливости”. Здесь нет деления права на
частное и публичное. Нет ярко выраженного деления права на отрасли,
поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично и
частноправовые – гражданские, торговые, уголовные, а также по причине
отсутствия кодексов европейского типа. Поэтому английскому юристу право
представляется однородным. Доктрина не знает дискуссий о структурных
делениях права.
Прецедентное право – это по преимуществу судебно-процессуальное
право. Основное внимание английских юристов и правовой доктрины
сосредоточено на обслуживании судебной практики, на вопросах судебной
процедуры и доказательств. Этому соответствуют и понятия английского права,
которые сформировались на основе судебного процесса и различных видов
исков. Главная задача английского судьи состоит в том, чтобы применительно
к тому или иному конкретному делу найти соответствующий прецедент, если
таковой имеется.
С учетом сложившейся в Англии иерархии судебных инстанций действует
“правило прецедента”, согласно которому:
1. решения высшей инстанции – палаты лордов – обязательны для всех других
судов;
2. аппеляционный суд, созданный из двух отделений (гражданского и
уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои
собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов;
3. Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций и его
решения обязательны для всех нижестоящих судов;
4. окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех
вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не
создают[20].
Судья, решая дело, обязан следовать имеющемуся прецеденту. При этом он
пользуется большой свободой усмотрения в трактовке вопроса о сходстве
рассматриваемого дела, отчего зависит применение той или иной нормы. Он
может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет.
Наконец, он вообще может не найти такого сходства обстоятельств, и тогда,
если отношения не регламентированы нормами статутного права, судья сам
создает правовую норму, т.е. становится законодателем.[21] За многовековую
деятельность законодательного органа общее число принятых им актов
составляет около 50 томов (более 40 тыс. актов). Ежегодно английский
парламент издает до 80 законов. В то же время существует около 300 тыс.
прецедентов.
После судебной практики (прецедентного права судов) как первого и
основного источника английского права в качестве второго источника
английского права признается статутное право – законы и подзаконные акты. В
Англии нет писаной Конституции, и под “английской конституцией” имеется в
виду совокупность норм закона и прецедентного права, определяющих систему и
правомочия органов государственной власти, права и свободы подданных.
Закон (акт парламента), согласно английской традиции в сложившейся
юридической доктрине, считается второстепенным источником права, который
вносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной
практикой (т.е. прецедентному праву). Формально закон может изменить или
отменить норму прецедентного права, и при коллизии с прецедентом приоритет
принадлежит закону. Но фактически само действие закона осуществляется в
русле и в контексте его судебно-прецедентного толкования и применения.
Нормы, содержащиеся в законе, окончательно определяются и включаются в
английское право лишь после судебного их истолкования и применения, причем
именно в той форме и в том смысле, как это установит судебная практика.
Поэтому английские юристы предпочитают цитировать не сам текст закона, а
применяющее его решение суда. Само английское законодательство традиционно
находится под заметным влиянием судебной практики и прецедентного права,
что проявляется в казуистическом способе изложения правовых норм в
законодательных актах.
В современных условиях наблюдается тенденция отхода от традиционной
концепции закона и усиления его самостоятельной роли при регулировании
новых общественных отношений (вопросов социального обеспечения,
просвещения, здравоохранения и т.д.), которые находятся вне традиционной
сферы действия прецедентного права. Такое законодательное право
противопостовляется прецедентому праву (общему праву в широком смысле), и к
нему не применяются принципы прецедентного права. Парламент, принимая
законы, требует, чтобы они применялись именно в том виде, как он установил,
а не традиционном порядке толкования и применения законов с позиций
судебных прецедентов.
Подзаконные акты (“во исполнение закона”) издаются органами
исполнительной власти лишь в порядке реализации правомочий, делегированных
им парламентом. При этом суды обладают правом в надлежащих случаях
отменять акты исполнительной власти.
Определенное значение в качестве источника английского права имеет и
обычай. Юридически обязательными считаются так называемые местные обычаи и
торговые обычаи. Однако государственно-правовая практика придерживается и
множества других обычаев (сложившихся традиций) в сфере конституционного,
уголовного, трудового права и т.д.
Английское общее право получило большое распространение в мире. При
этом ряд положений английского общего права в процессе их распространения и
рецепции в других странах претерпевал определенные изменения под
воздействием местных условий и традиций[22].
На территории Северной Америки английское общее право начало
действовать в 1607 г. При этом было установлено, что английское право
применяется в колониях в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям
колонии.
После достижения независимости в США некоторые штаты отказались от
английского права и приняли кодексы по романо-германскому образцу. Но потом
в целом возобладала традиция, и США остались в системе общего права, за
исключением штата Луизиана, право которого тяготеет к романо-германской
семье.
Право США, как и английское право, - это прежде всего право судебной
практики, т.е. прецедентное право. Законы и подзаконные акты играют
вспомогательную роль в качестве дополнения к прецедентному праву.
Существенное отличие американского права от английского состоит в
том, что Конституция США (1787 г.) в качестве основного закона страны
возвышается над общим правом, и определяет основы американского общества и
государства всего действующего права[23].
Значительные отличия американского права от английского обусловлены и
федеративным устройством США, наличием и федеративного законодательства, и
законодательства штатов. Кроме того, каждый штат имеет и свое прецедентное
право. Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо друг от
друга, и поэтому совершенно не обязательно, чтобы решения, принятые судами
одного штата, соответствовали решениям судов других штатов. Нередки случаи,
когда суды разных штатов принимают по аналогичным делам несовпадающие, а
иногда и прямо противоречащие решения. Все это порождает многочисленные
коллизии между системами права отдельных штатов, между ними и федеральной
системой права и т.д.
В США иначе, чем в Англии, действует правило прецедента. Так
Верховный суд США и Верховные суды штатов не обязаны следовать собственным
решениям, и могут изменять свою практику. Кроме того, правило прецедента
относится к компетенции штатов и действует в пределах судебной системы
соответствующего штата.
Еще одно отличие права США от английского – это контроль судов за
конституционностью законов. Верховный суд США, Верховные суды штатов могут
признать соответственно тот или иной федеральный закон либо закон штата
неконституционным. Судебные органы федерации и штатов осуществляют также
контроль за конституционностью актов применения общего права. Любое
судебное решение может быть аннулировано в случае признания его
противоречащим конституционной норме. Этот правовой институт весьма важен
как средство заставить судебные инстанции уважать судебные принципы права и
обеспечить тем самым единство правовой системы США[24].
В США уделяется большое внимание кодификации действующего
законодательства, но американские кодексы существенно отличаются от романо-
германских кодексов.
Кодексы европейского образца имеются только в штате Луизиана, где
сохраняется романо-германская традиция.
В остальных штатах действуют кодексы другого типа, которые
представляют собой консолидацию прежних норм. Таковы гражданские
кодексы, которые приняты в ряде штатов (Калифорнии, Джорджии, Монтане и
др.); гражданско-процессуальные кодексы и т.д.
Кодексом в США именуются также различные систематизированные собрания
действующего федерального законодательства или законодательства отдельных
штатов. Такие кодексы не включают в себя нормы прецедентного права.
В 20 в. в США, как и в Англии, появились новые тенденции. Право
перестало рассматриваться только как средство разрешения споров. Оно стало
представлять в глазах юристов и граждан орудие, способствующее созданию
общества нового типа и именно для этого предназначенное.
2.3. Социалистическая правовая система
Социалистическая правовая система была создана первоначально в России
в результате Октябрьской революции 1917 г., а после второй мировой войны в
ряде государств Восточной Европы, Азии и Латинской Америки,
провозгласивших социалистический путь развития. В СССР новое право
возникло практически без восприятия юридических принципов и норм как бывшей
царской России и Временного правительства, так и западных стран. В
большинстве же других государств ряд положений старого законодательства,
в основном кодексы, были восприняты новой властью и с определенными
модификациями долгое время являлись действующим источником права[25].
Социалистическая правовая семья (или социалистическая правовая
система) составляет, или точнее, во многом составляла в прошлом третью
правовую семью, выделенную по идеологическому признаку. Правовые системы
стран, входящих в “социалистический лагерь”, ранее принадлежали к романо-
германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Норма права
здесь всегда рассматривалась и рассматривается как общее правило поведения.
Сохранились в значительной степени и система права, и терминология
юридической науки, созданная усилиями европейских и советских ученых и
восходящая к римскому праву.
При значительном сходстве с континентальным правом правовые системы
социализма имели существенные особенности, обусловленные явно выраженным
классовым характером. Единственным или основным источником
социалистического права являлось вначале революционное творчество
исполнителей, а позже нормативно-правовые акты, в отношении которых
декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего большинства
населения, а затем – всего народа, руководимого коммунистической партией.
Само совершение социалистической революции связывалось с целями построения
настоящего социализма, но при условии мировой социалистической революции.
Такой социализм построен не был. Принимавшиеся нормативно-правовые акты,
большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные
приказы, инструкции и т.д.) акты, фактически выражали прежде всего и
главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата.
Господствовало узконормативное понимание права. Частное право
уступало господствующее место публичному праву. Для советской правовой
системы оставались чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо
изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на
примирении, согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило
императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной
политикой, являясь ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и
принудительной силой правоохранительных (карательных) органов[26]. В теории
исключалась возможность для судебной практики выступать в роли создателя
норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права. Эта
принципиальная позиция в какой-то мере подкреплялась отсутствием в стране
судебной касты, которая претендовала бы на то, чтобы стать независимой от
государственной власти, если не соперничающей с ней. Несмотря на
конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону,
суд оставался инструментом в руках правящего класса (группы),
обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы. Судебная
власть не пыталась контролировать законодательную и исполнительную ветви
власти. В СССР было трудно найти что-либо подобное контролю за
конституционностью законов.[27]
На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки,
составлявшие “социалистический лагерь”, существенное влияние оказала
первая правовая система, считавшаяся социалистической, - советская.
Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и
являются (Китай, Куба, Северная Корея) разновидностями социалистического
права.
В настоящее время можно констатировать существенные изменения в
правовой системе России и других государств, относившихся к
социалистической правовой семье. Россия провозгласила движение по пути
формирования правового демократического социального государства,
общенародного по своей сущности. На мой взгляд, это позволяет
Страницы: 1, 2, 3, 4
|