МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Внешняя и внутренняя политика СССР 1984-1991 гг.

    а также модификацию РС-22 для боевого железнодорожного комплекса. С их

    вводом в группировку РВСН боевые возможности советских стратегических

    ядерных сил по нанесению ответного удара заметно возросли.

    В 80-х годах также совершенствовалось оружие морских и воздушных

    компонентов ядерной триады. Был принят на вооружение ракетные подводные

    крейсера типа «Дельфин» с БРПЛ Р-29РМ, имеющей высокие тактико-технические

    характеристики. Дальняя авиация стала пополняться бомбардировщиками Ту-

    95МС6 - носителями крылатых ракет большой дальности, а потом и Ту-95МС16

    (нес 16 КР), что существенно увеличивало боевые возможности стратегической

    авиации. С 1987 года началась опытная эксплуатация ракетоносца Ту-160, по

    своим боевым характеристикам превосходящего американский В-1В.

    Предполагалось, что всего будет развернуто 100 таких самолетов.

    Однако, известные политические события, а именно - развал СССР, распад

    единого военно-промышленного комплекса, изменение политических внутренних и

    внешних ориентиров, разрушение промышленно-финансовой системы страны,

    существенно подорвали стратегический, прежде всего, военный потенциал нашей

    Родины, уничтожили возможность реализации идеи поддержания на должном

    уровне СЯС России, а, следовательно, и с таким трудом достигнутый паритет в

    вопросах СНВ между США и СССР.

    Глава II. ПЕРЕСТРОЙКА. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.

    Понятие "перестройка" весьма спорно: каждый подразумевает под ним

    нечто, соответствующее его политическим взглядам. Кто говорит, что

    перестройка уже закончилась, кто говорит, что еще не начиналась...Мы

    ниже будем понимать под словом "перестройка" как совокупность общественно-

    политических процессов в период 1984 -1991 годов.

    За столь короткое время, которое было отведено мне для написания этого

    реферата, невозможно полностью осветить все процессы, происходившие в

    стране за упомянутый период, поэтому я решил акцентировать внимание не на

    делах четырнадцателетней давности, (тем более, что объективных сведений

    маловато, а поднимать подшивки газет за 14 лет - дело, требующее большого

    времени), а остановиться именно на событиях и проблемах во времена

    правления президента СССР до августа 1991 года.

    Чуть более тринадцати лет назад руководство КПСС провозгласило курс на

    перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире

    ее справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая

    французская революция или Октябрь 1917 года в России. Верно и то, что

    она носит затяжной, мучительный характер. В последнее время все реже и реже

    произносят само это слово - "перестройка", зато все чаще говорят, что она

    завершилась, исчерпав себя и потерпела поражение.

    Так завершилась перестройка или нет? Чем она является или, во всяком

    случае, была? Чтобы ответить на эти вопросы, проследим - в самых общих

    чертах - как она развивалась, как менялась роза вызванных ею политических

    ветров.

    Итак, термин "перестройка" появился в нашей политической лексике в 1985

    году. Но чем была тогдашняя "перестройка"? Апрель 1985 года положил

    начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное

    обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении

    примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся

    в России в конце 50-х годов прошлого века. Сто тридцать лет назад

    потребность в частичной модернизации режима была осознана в результате

    поражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру,

    как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за

    время, прошедшее после триумфальной победы ее над наполеоновской Францией.

    Теперь же причиной начавшегося "ремонта" стало отставание от США в гонке

    космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать

    ответ на программу "звездных войн" убедила правящие круги СССР в том, что

    соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близости

    экономического кризиса говорит хотя бы такой факт: в 1971-1985 г.г. налицо

    была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям.

    Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке - 41

    процент, в девятой - 28, в десятой - 21, в одиннадцатой - 17 процентов.

    Рост производительности труда в восьмой пятилетке был 37 процентов, в

    девятой - 25, в десятой - 17 процентов).

    Но имелось и характерное отличие. Чтобы его показать, процитируем

    одного популярного в прошлом, но непопулярного ныне немецкого автора. В

    середине прошлого века он писал о России следующее: "При существовавших

    политических условиях в стране не была возможна никакая иная

    административная система, кроме исключительно господствовавшей в ней и

    доведенной до предела бюрократической системы. Чтобы заложить основы более

    подходящей системы, Александр II вынужден был вновь обратиться к идее

    освобождения крепостных. Ему пришлось бороться с двумя грозными

    противниками: с дворянством и с той самой бюрократией, которую он возымел

    намерение реформировать вопреки ее собственному желанию и которая должна

    была в то же время служить орудием выполнения его планов. Ему негде было

    искать поддержки, кроме как в традиционной и пассивной покорности инертной

    массы русских крепостных и купцов, которые до сего времени лишены были

    даже права задумываться над своим политическим положением. Чтобы сделать

    их поддержку реальной, он должен был создать нечто вроде общественного

    мнения и хотя бы подобие прессы. В связи с этим была ослаблена цензура и

    предоставлена возможность для вежливой, благонамеренной и весьма

    почтительной в выражениях дискуссии; была разрешена даже легкая и учтивая

    критика действий чиновников".

    Это мысли Энгельса из его работы "Европа в 1858 году" (Маркс К.,

    Энгельс Ф., соч.т.12, с.672). Не правда ли, все очень похоже - с точки

    зрения методов? Но вот что касается целей... Если Александр II поставил в

    повестку дня вопрос, решение которого могло коренным образом изменить

    всю систему общественных отношений, то новый Генеральный секретарь

    М.С.Горбачев поначалу лишь возрождал времена хрущевской "оттепели". Речь

    шла вовсе не о том, чтобы изменить систему - существующая вполне устраивала

    правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к новым -

    прежде всего международным - условиям. Отмена крепостного права даже в том

    варианте, который был реализован Александром II, привела к существенному

    расширению "степеней свободы" для большинства населения Российской империи.

    Напротив, в первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась

    технология, а не человек - ему отводилась непонятная роль "человеческого

    фактора".

    Причины теперешнего кризиса в экономике, по мнению специалистов, не

    доверять которым нет оснований, надо искать в уродливой структуре народного

    хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует

    умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале

    перестройки.

    Кстати, первоначально, на XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно:

    повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий

    фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев избрал вполне

    марксистский метод - метод проб и ошибок.

    Сначала было "ускорение" - наивная попытка с помощью идеологических

    заклинаний и призывов к "каждому на своем рабочем месте" заставить

    проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами

    было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была

    задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов.

    И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном

    итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако,

    закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные госкапвложения в

    базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового

    оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не

    дождалась.

    Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на

    закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования

    так и осталась на складах и под открытым небом - нехватка

    производственных площадей. А то, что удалось в конце концов смонтировать,

    то и дело давало отказы. Целые поточные линии простаивали из-за

    неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

    Наконец поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в

    экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную

    самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом

    бесконтрольного расходования государственных средств и привела к

    вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной

    массы в наличном обращении.

    Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной

    потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только

    производителям товаров, но и всем остальным без исключения.

    Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с

    ней злую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах

    разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику

    инфляционные деньги. В конце концов раздутый платежеспособный спрос

    начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор

    промышленности.

    Потери народного хозяйства от первой реформы Горбачева -

    антиалкогольной компании - оцениваются в 40 млрд. рублей. Урон, который

    нанесла нашей социалистической экономике реформа 1987 года, вообще не

    поддается исчислению. Второе дыхание к социализму так и не пришло -

    началась агония...

    ( История России. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.Н.Зуев. Москва. “Высшая

    школа”. 1997 )

    Глава III.РЕФОРМА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ СЪЕЗДЫ.

    Идет Брежнев по базару и видит грузина -

    тот торгует арбузами. Брежнев хочет купить арбуз

    и говорит:

    - Дай-ка мне один арбуз.

    - Пажалуйста, дарагой, вибирай - любой!

    - Так у тебя же здесь всего один арбуз!

    - Ну и что? Ти у нас тоже адын, а ми тебя

    вибира-аем!

    (Анекдот)

    Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решения

    внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва),

    состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали

    изменение структуры высших органов власти и государственного управления

    страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и

    избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение

    избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной

    основе.

    1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в политической

    структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов

    СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная

    кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения

    нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских мест было

    выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданам

    действительно выбирать одного из нескольких.

    Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что

    позволило коммунистам, как наиболее массовой "общественной организации" на

    Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах -

    лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: доля коммунистов среди

    народных депутатов оказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на

    основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был

    подтвержден авторитет партии.

    В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным и

    национально- территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в

    списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону

    демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила

    вся страна - повсеместно зафиксировано снижение производительности труда.

    Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) стал

    весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории

    этой страны. Конечно, сейчас можно с иронией смотреть на те баталии, что

    происходили по Съезде, но тогда это выглядело победой демократии.

    Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран

    новый ВС СССР. Было принято несколько общих постановлений, например

    Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.

    Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989

    г.) носили более деловой характер по сравнению с первым Съездом. Второй

    Съезд принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов и 26 постановлений.

    Одним из центральных вопросов повестки дня второго Съезда народных

    депутатов было обсуждение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден

    вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады

    комиссия, посвященных как внешнеполитическим проблемам (оценка договора

    о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г., политическая

    оценка ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.) так и

    внутриполитическим (о следственной группе Гдляна, о событиях в Тбилиси 9

    апреля 1989 г, о привилегиях)...

    Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие возлагали на

    него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего

    народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь

    "игрой в демократию", каковой он, собственно, и являлся. Ко Второму Съезду

    интерес людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя

    одним волшебным махом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы

    являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала

    немного.

    Глава IV. ВВЕДЕНИЕ ПРЕЗИДЕНСТВА.

    Летом-осенью 1989 года реформаторы в КПСС, не захотевшие избавиться

    от цепких объятий консерваторов, дали демократам возможность набрать

    политическую силу и влияние, позволили им представить правоцентристское

    единство в КПСС как стратегическую линию, а не как временный тактический

    маневр. Ситуация в стране требовала решительного развития курса на

    смешанную экономику, на создание правового государства и заключение нового

    союзного договора. Все это объективно работало на демократов.

    К зиме 1989/90 года политическая ситуация существенно изменилась.

    Горбачев, не без оснований опасаясь, что весенние выборы в республиках

    приведут к победе радикальных сил ("Демократическая Россия", РУХ и

    другие), которые сразу же - по примеру Прибалтики - постараются занять

    независимую позицию в отношении возглавляемого им Верховного Совета Союза,

    сделал шаг, против которого он и его единомышленники выступали еще

    несколько месяцев назад. Используя свой авторитет в возглавляемом им

    Верховным Совете СССР, он сумел - при сопротивлении Межрегиональной

    депутатской группы - провести решение об учреждении поста Президента СССР.

    Став Президентом, Горбачев получил широкие политические полномочия и тем

    самым сильно укрепил свою власть в стране.

    За прошедшее с тех пор время ситуация вновь изменилась. Сначала

    произошел сдвиг "влево" в расстановке сил на политической арене. В России

    победу на выборах, хотя и с минимальным перевесом, одержал блок

    "Демократическая Россия". Лидером парламента РСФСР стал Б.Н.Ельцин -

    неординарный политик: с одной стороны, он символизирует "сильную

    личность" (известны те "крутые" методы, которыми Ельцин пользовался в

    бытность его Первым секретарем МГК КПСС), с другой стороны - он прост,

    открыт, демократичен, его политическому стилю присущ популизм. Демократы

    возглавили Московский, Ленинградский, ряд советов других крупных

    городов. Схожее положение создалось на Украине, в Молдове, Армении,

    Грузии, в Прибалтийских республиках.

    Затем политическая борьба перешла на государственный уровень.

    Сложилось фактическое многовластие, при котором союзные и республиканские

    структуры не могли ни действовать без оглядки друг на друга, ни

    договориться между собой. "Война законов" между Союзом и республиками

    велась с переменным успехом и к зиме 1990/91 года достигла апогея в связи

    с трагическими событиями в Прибалтике, борьбой вокруг Союзного договора и

    союзного бюджета. Все это происходило на фоне быстрого развала

    экономики, межнациональной конфронтации между республиками и внутри их.

    В результате наметился очередной сдвиг в умонастроениях общества.

    После того, как в крупных индустриальных центрах России и Украины к власти

    пришли демократы, прошло немало времени, но ситуация продолжала

    ухудшаться. Более того, демократия явственно вырождалась в анархию,

    усиливая тоску по "сильной руке". Подобные настроения овладели и Верховным

    Советом СССР : в декабре он, опасаясь непредсказуемого развития событий,

    делегировал Президенту дополнительные полномочия, а заодно -

    дополнительную ответственность. Горбачев же в январе этого года сформировал

    новый Кабинет министров, в котором ключевые посты заняли представители

    "просвещенной" бюрократии и военно-промышленного комплекса.

    Глава V. ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ.

    Избрание Горбачева на должность Генерального секретаря ЦК КПСС

    вовсе не было предопределено расстановкой политических сил. Был, по

    признанию самого Михаила Сергеевича, и другой кандидат. Но в результате

    скрытой, недоступной простому смертному аппаратной игры победу одержала

    именно его команда.

    Естественно, Горбачеву нужно было укрепиться у власти. А для того,

    чтобы идеологически обосновать свою борьбу со "склеротическими

    геронтократами", старой партийной гвардией, он вынужден был провозгласить

    курс на обновление социализма с его ведущей и направляющей силой - КПСС.

    Поначалу, в апреле, когда народ скорбил по поводу алкогольной кампании,

    начались кадровые перестановки. Один за другим отправлялись на заслуженный

    отдых партийные вожди областей и республик. Чисткой аппарата руководил

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.