Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений
оптимизации географической структуры внешнеэкономических связей,
использования прогрессивных форм международного торгово-экономического
сотрудничества.
Одновременно совершенствуется и нормативно-правовая база региона. Так,
за последние годы был принят ряд законодательных актов в области
привлечения иностранных инвестиций. Наиболее важными являются: Закон
Ставропольского края «О привлечении иностранных инвестиций в экономику
Ставропольского края», принятый в ноябре 2002 г.; Закон СК «О
государственной поддержке и стимулировании сельскохозяйственного
производства в Ставропольском крае» (ноябрь 1998 г.); Постановление
Правительства СК «Об утверждении порядка финансирования расходов на
компенсацию части лизинговых платежей» (март 2003 г.), последнее имеет
непосредственное отношение к вопросу совершенствования лизинговой
деятельности в агропромышленном комплексе РФ и др.
Развитие внешнеэкономической деятельности Ставропольского края
необходимо проводить в тесном контакте с Министерством иностранных дел
Российской Федерации. С целью обеспечения учета специфических интересов
Ставропольского края при проведении федеральной внешней политики следует
принимать участие в работе Консультативного Совета при МИД РФ, вынося на
его заседания предложения по совершенствованию международной и
внешнеэкономической деятельности. Необходимо установить более тесное
взаимодействие с Департаментом по связям с субъектами Федерации,
парламентом и общественно-политическими организациями МИД РФ (ДСПО), так
как именно этот департамент осуществляет координацию международных связей
субъектов Федерации, организует взаимодействие с посольствами и
консульствами России в зарубежных государствах. Кроме того, целесообразно
проработать вопрос открытия в крае представительства МИД РФ.
В имеющихся предпосылках развития внешнеэкономической деятельности
Ставропольского края присутствует ряд факторов, оказывающих негативное
влияние на формирование и функционирование внешнеэкономического комплекса
региона. К их числу относятся:
- высокая степень износа производственных фондов предприятий
внешнеэкономического комплекса Ставропольского края;
- низкое качество товаров высокой степени переработки;
- отсутствие развитых систем сертификации и контроля качества
экспортной продукции предприятий края;
- отсутствие программ государственной поддержки экспорта, в том
числе и краевых;
- неразвитость системы страхования внешнеторговых сделок;
- политическая нестабильность региона, наличие общей границы
Ставропольского края с Чеченской Республикой.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что экономика
Ставропольского края, будучи менее интенсивно вовлечена в международную
торговлю, чем экономика Российской Федерации в целом, тем не менее, имеет
достаточно прочные и стабильные международные торговые связи.
Как показал представленный анализ внешнеэкономической деятельности
Ставропольского края, Украина является одним из наиболее перспективных
государств СНГ в плане развития дальнейшего внешнеторгового регионального
сотрудничества. Остановимся на более подробном анализе экономических
взаимоотношений региона с Украиной.
В целом внешнеторговый оборот Ставропольского края с Украиной в 2002
г. составил 26,03 млн. долл. и увеличился по сравнению с 2001 г. на 28,9%
или на 5,83 млн. долл. При этом экспорт увеличился на 25,5% и составил 9,4
млн. долл., а импорт на 30,9% и составил 16,62 млн. долл. (см. таб.
3.3.).[102]
Таблица 3.3.
Внешняя торговля Ставропольского края с Украиной в 2000 – 2002 гг.
(тыс. долл.)
|Показатели |2000 |2001 |2002 |
|Внешнеторговый оборот |25957,53 |20195,75 |26034,94 |
|Экспорт |8096,69 |7492,84 |9406,65 |
|Импорт |17860,84 |12702,91 |16628,29 |
|Сальдо |-9764,14 |-5210,07 |-7221,63 |
Источник: www.stavinvest.ru (официальный сайт Министерства
экономического развития и торговли Ставропольского края).
Как видно из таблицы сальдо торгового баланса Ставропольского края с
Украиной постоянно сводится к минусу за счет значительного преобладания
импорта над экспортом.
Товарная структура экспорта Ставропольского края в Украину, также как
и в другие страны, характеризуется преобладанием продукции химической
отрасли промышленности, прежде всего минеральных удобрений, а также
органических химических соединений (см. приложение 1):
- удобрения минеральные и химические – 435 тыс. долл.;
- органические химические соединения – 1780 тыс. долл.;
- аккумуляторы электрические – 504 тыс. долл.;
- реакторы ядерные, котлы, оборудование – 111 тыс. долл.;
- мебель, постельные принадлежности – 88,9 тыс. долл.;
- тракторы – 14 тыс. долл.;
- масленичные семена и плоды – 10,5 тыс. долл.
Товарная структура импорта в 2002 г. (см. приложение 2):
- реакторы ядерные, котлы, оборудование – 3968 тыс. долл.;
- продовольственные товары – 3106 тыс. долл.;
- черные металлы – 1312 тыс. долл.;
- трубы – 1112 тыс. долл.;
- локомотивы железнодорожные, подвижной состав, трамваи – 894 тыс.
долл.;
- холодильники, морозильники – 930 тыс. долл.;
- мебель для сидения – 451 тыс. долл.;
- приборы и аппараты оптические – 98 тыс. долл.
В структуре экспорта 34,1% объема приходится на долю продукции
химической отрасли, стоимость которой по сравнению с 2001 г. увеличилась на
1483 тыс. долл. Возросли поставки минеральных и химических удобрений,
органических и химических соединений, масленичных семян и плодов. В тоже
время уменьшился экспорт ядерных реакторов, котлов и оборудования более чем
в 10 раз (в 2001 г. аналогичный показатель составлял 15,8% от общего объема
экспорта, а в 2002 г. лишь 1,2%).[103]
Расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса в
условиях относительно стабильного развития экономики края являлось основным
фактором, определяющим увеличение закупок и рост импорта в общем
товарообороте с Украиной. В 2002 г. основными импортируемыми товарами
оставались машины и оборудование, продовольственные товары и сырье для их
производства. Стоимость их импорта увеличилась соответственно на 19,4% и
3,4% по сравнению с 2001 г. В частности существенно возросли закупки по
таким товарным группам, как: реакторы ядерные, котлы, оборудование – в 2
раза, холодильники и морозильники – в 5,5 раза (по сравнению с 2000 г.),
алкогольные и безалкогольные напитки – в 8 раз.[104]
Сократился ввоз продукции металлургического комплекса на 423,6 тыс.
долл. или на 15%. Это связано с тем, что за 2000-2002 гг. резко сократились
поставки труб большого диаметра (в 4,3 раза). Причиной стало завершение
строительства ставропольского участка нефтепровода «Тенгиз – Новороссийск».
Что касается товарообменных (бартерных) операций, то их объем в 2002
г. в общем внешнеторговом обороте составил 16,4 тыс. долл. и сократился по
сравнению с 2001 г. на 209,1 тыс. долл. При этом экспорт уменьшился на
116,7 тыс. долл., а импорт на 91,4 тыс. долл. Таким образом объем бартерных
операций в 2002 г. по сравнению с предшествующим годом сократился в 13,7
раза.
Товарная структура экспорта Ставропольского края в Украину по
бартерным операциям в 2002 г. представлена минеральной и газированной
водой, а также красками и лаками на основе синтетических полимеров. В
структуре импорта 73% товарообменных операций приходится на красящие
вещества и неорганические продукты, 27% – на бутыли, бутылки и прочую
тару.[105]
Важнейшим направлением активизации торгового сотрудничества является
поставка на Украину продовольственного зерна. Так по российско-украинскому
соглашению Ставропольский край в 2003 г. отгрузил 102 тыс. тонн
продовольственной пшеницы мукомольным предприятиям Украины.[106]
Потребность внутреннего рынка Украины в продовольственном зерне
составляет 6-7 млн. тонн в год. Как показывает анализ последних лет эта
потребность полностью не реализуется, поэтому Украина вынуждена закупать
зерно у других стран.
Основным поставщиком и конкурентом России на зерновом рынке Украины
является Канада, которая предоставляет Украине гибкую систему преференций
(в частности, в 2003 г. Канада выделила Украине 2,5 млн. долл. в рамках
технической помощи на развитие зернового и биржевого рынков).[107] Однако
по качественным показателям канадское зерно существенно уступает
российскому. Преимущество российского, а в частности ставропольского зерна
состоит в том, что оно наиболее высококачественное, имеет высокую
устойчивость, содержит большое количество полезных веществ, особенно
белков.
Ставропольский край обладает еще одним важным преимуществом – очень
выгодным и дешевым видом поставки зерна – железнодорожным транспортом.
Преграды возникают в системе законодательства и государственного
управления. Правительство России увеличивает таможенные пошлины, тем самым
увеличивает цену зерна. Решением данного вопроса должно стать вступление
России в ЕЭП.
Существует проект федерального закона «О поставке зерна». Однако
Ставропольский край его пока не поддерживает, т. к. выгоднее поставлять
муку, чем торговать зерном.
Таким образом, анализ внешнеэкономических связей Ставропольского края
с Украиной показывает, что среди стран СНГ Украина занимает первое место по
объему товарооборота и является наиболее перспективным и стратегически
важным экономическим партнером Ставропольского края. Особое значение
приобретает работа по углублению сотрудничества в химической отрасли
промышленности, агропромышленном комплексе, машиностроении и металлургии.
Между тем для более успешного сотрудничества предприятий края со своими
украинскими партнерами необходимо тесное взаимодействие правительственных
структур обеих стран, в том числи на уровне регионов. Большие надежды в
этом направлении связаны с вступлением России, Украины, Беларуси и
Казахстана в Единое экономическое пространство и на открывающиеся в этой
связи возможности.
Заключение
На современном этапе развитие всех стран и секторов мирового хозяйства
определяется процессами глобализации и усиления экономической
взаимозависимости государств. Принципиально новые информационные технологии
и средства коммуникаций, согласованная либерализация рынков товаров, услуг
и финансов резко увеличили скорость экономических процессов и уменьшили
степень свободы в хозяйственной деятельности.
Вместе с тем транснационализация национальных экономик является в
настоящее время одной из наиболее противоречивых проблем. С одной стороны,
в развитых странах уже сегодня процесс расширенного воспроизводства
невозможен без растущих внешнеэкономических связей, без дальнейшего
усиления взаимозависимости стран. С другой стороны, в процессе глобального
экономического развития постепенно формируется новая серьезная угроза
глобальной дезинтеграции. Усиливается дифференциация стран по уровню
социально-экономического развития, темпам и масштабам структурной
перестройки.
В этой связи исключительно важна роль государства, способного
противостоять негативным проявлениям глобализационных процессов и
сконцентрировать свои усилия на поиске наиболее эффективных методов борьбы
с глобальной дезинтеграцией.
Каждое государство должно стать и быть носителем и гарантом
прогрессивной и эффективной системы хозяйствования, генератором
национальной экономической стратегии и политики. Трансформация
экономических систем из нерыночных в рыночные – это наибольшая и высочайшая
ответственность новых независимых стран, задача их государств и
правительств перед своими народами.
В условиях рыночной трансформации экономических систем новых стран
происходит и трансформация самих механизмов и систем государственного
регулирования. Если в условиях полного огосударствления экономики они носят
преимущественно административный характер, то в условиях смешанной
экономики государство, наряду с регулирующими, применяет экономические
методы.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике различных стран под
влиянием научно-технического прогресса, специализация и кооперирование
промышленного производства способствуют активизации международной торговли.
Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных
потоков, растет быстрее производства, являясь мощнейшим фактором развития
экономики отдельных стран и международной экономики в целом.
Внешнеторговая политика неразрывно связана с внутренней экономической
политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено теми задачами
расширенного воспроизводства, которые страна решает в рамках своего
национального хозяйства.
Особенности глобального и национального развития требуют от России и
Украины формирования своих отношений в стратегической перспективе именно на
экономическом фундаменте.
Глубокий и продолжительный спад, который наблюдался в экономических
системах обеих стран, был вызван распадом единого народнохозяйственного
комплекса СССР, разрывом большинства хозяйственных связей между странами.
Одной из первых сфер внешнеэкономической деятельности, которая начала
оживляться в обеих странах, стала внешняя торговля.
Два государства в значительной степени являются взаимозависимыми с
ресурсной и технологической точки зрения, имеют развитую сеть
многосторонних экономических связей.
Российская Федерация является крупнейшим рынком сбыта для товаров
традиционного украинского экспорта: продукции агропромышленного комплекса,
машиностроения, металлургической и химической промышленности. В свою
очередь Украина импортирует из Российской Федерации сырье, газ, нефть,
нефтепродукты, ядерное топливо, продукцию машиностроения.
Как показывает анализ, динамика внешнеторгового оборота между Россией
и Украиной с 1994 г. по 2003 г. отличалась своей нестабильностью. В 2003 г.
внешнеторговый оборот с Украиной составил 15 млрд. долл. Сальдо внешней
торговли с Украиной остается положительным.
В последние годы экономические отношения РФ с Украиной начали
приобретать признаки стабильности. Они становятся менее
заполитизированными, больше подчиняются общим интересам. Активизируется на
взаимовыгодных основах сотрудничество в аэрокосмической области,
нефтеперерабатывающей промышленности и энергетике, судостроении.
Значительную динамику приобретает сотрудничество в металлургическом
комплексе, химической промышленности, транспортном машиностроении. Заметно
оживилось развитие региональных связей.
Кооперационное сотрудничество российских и украинских предприятий
осуществляется между ними в основном в формах совместного производства,
совместных предприятий, совместных проектов и транснациональных компаний.
Важной составляющей торгово-экономического сотрудничества РФ с
Украиной являются направления и формы взаимного инвестирования.
В настоящее время в Украине создается Российско-украинский
инвестиционно-коммерческий центр, основной задачей которого является
привлечение российских инвестиций в объекты экономики Украины и украинских
– в Россию.
Стратегические интересы обеих государств в экономической сфере
сосредоточены сегодня на решении следующих проблем:
. реструктуризация и модернизация экономики, налаживание
кооперационных связей между отраслями и предприятиями;
. развитие и стимулирование ключевых и экспортоориентированных
производств, выход на международные товарные рынки;
. привлечение прямых иностранных инвестиций;
. сохранение и развитие научно-технического потенциала;
. достижение внутренней социально-экономической и политической
стабильности, преодоление тенденции обнищания населения.
Объединение производственных, технологических и финансовых потенциалов
обеих стран через различные формы международной кооперации (прежде всего
через совместные предприятия, финансово-промышленные группы, вертикально
интегрированные компании, и т. п.) чрезвычайно важно с позиции назревшего
структурного реформирования российской и украинской экономик. Для обеих
стран крайне актуальны вопросы развития обрабатывающих отраслей
промышленности на модернизированной основе, повышения конкурентоспособности
в условиях вызовов мирохозяйственной глобализации.
Важным условием активизации экономических отношений между странами
является обоюдное максимальное устранение всяческих преград и ограничений в
торгово-экономических связях.
Существенную роль в снижении уровня взаимодействия играет
несогласованность государственных нормативно-правовых баз регулирования
внешнеэкономических отношений.
Речь идет, прежде всего, о различиях в тарифных и нетарифных методах
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|