МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений

    оптимизации географической структуры внешнеэкономических связей,

    использования прогрессивных форм международного торгово-экономического

    сотрудничества.

    Одновременно совершенствуется и нормативно-правовая база региона. Так,

    за последние годы был принят ряд законодательных актов в области

    привлечения иностранных инвестиций. Наиболее важными являются: Закон

    Ставропольского края «О привлечении иностранных инвестиций в экономику

    Ставропольского края», принятый в ноябре 2002 г.; Закон СК «О

    государственной поддержке и стимулировании сельскохозяйственного

    производства в Ставропольском крае» (ноябрь 1998 г.); Постановление

    Правительства СК «Об утверждении порядка финансирования расходов на

    компенсацию части лизинговых платежей» (март 2003 г.), последнее имеет

    непосредственное отношение к вопросу совершенствования лизинговой

    деятельности в агропромышленном комплексе РФ и др.

    Развитие внешнеэкономической деятельности Ставропольского края

    необходимо проводить в тесном контакте с Министерством иностранных дел

    Российской Федерации. С целью обеспечения учета специфических интересов

    Ставропольского края при проведении федеральной внешней политики следует

    принимать участие в работе Консультативного Совета при МИД РФ, вынося на

    его заседания предложения по совершенствованию международной и

    внешнеэкономической деятельности. Необходимо установить более тесное

    взаимодействие с Департаментом по связям с субъектами Федерации,

    парламентом и общественно-политическими организациями МИД РФ (ДСПО), так

    как именно этот департамент осуществляет координацию международных связей

    субъектов Федерации, организует взаимодействие с посольствами и

    консульствами России в зарубежных государствах. Кроме того, целесообразно

    проработать вопрос открытия в крае представительства МИД РФ.

    В имеющихся предпосылках развития внешнеэкономической деятельности

    Ставропольского края присутствует ряд факторов, оказывающих негативное

    влияние на формирование и функционирование внешнеэкономического комплекса

    региона. К их числу относятся:

    - высокая степень износа производственных фондов предприятий

    внешнеэкономического комплекса Ставропольского края;

    - низкое качество товаров высокой степени переработки;

    - отсутствие развитых систем сертификации и контроля качества

    экспортной продукции предприятий края;

    - отсутствие программ государственной поддержки экспорта, в том

    числе и краевых;

    - неразвитость системы страхования внешнеторговых сделок;

    - политическая нестабильность региона, наличие общей границы

    Ставропольского края с Чеченской Республикой.

    Таким образом, следует сделать вывод о том, что экономика

    Ставропольского края, будучи менее интенсивно вовлечена в международную

    торговлю, чем экономика Российской Федерации в целом, тем не менее, имеет

    достаточно прочные и стабильные международные торговые связи.

    Как показал представленный анализ внешнеэкономической деятельности

    Ставропольского края, Украина является одним из наиболее перспективных

    государств СНГ в плане развития дальнейшего внешнеторгового регионального

    сотрудничества. Остановимся на более подробном анализе экономических

    взаимоотношений региона с Украиной.

    В целом внешнеторговый оборот Ставропольского края с Украиной в 2002

    г. составил 26,03 млн. долл. и увеличился по сравнению с 2001 г. на 28,9%

    или на 5,83 млн. долл. При этом экспорт увеличился на 25,5% и составил 9,4

    млн. долл., а импорт на 30,9% и составил 16,62 млн. долл. (см. таб.

    3.3.).[102]

    Таблица 3.3.

    Внешняя торговля Ставропольского края с Украиной в 2000 – 2002 гг.

    (тыс. долл.)

    |Показатели |2000 |2001 |2002 |

    |Внешнеторговый оборот |25957,53 |20195,75 |26034,94 |

    |Экспорт |8096,69 |7492,84 |9406,65 |

    |Импорт |17860,84 |12702,91 |16628,29 |

    |Сальдо |-9764,14 |-5210,07 |-7221,63 |

    Источник: www.stavinvest.ru (официальный сайт Министерства

    экономического развития и торговли Ставропольского края).

    Как видно из таблицы сальдо торгового баланса Ставропольского края с

    Украиной постоянно сводится к минусу за счет значительного преобладания

    импорта над экспортом.

    Товарная структура экспорта Ставропольского края в Украину, также как

    и в другие страны, характеризуется преобладанием продукции химической

    отрасли промышленности, прежде всего минеральных удобрений, а также

    органических химических соединений (см. приложение 1):

    - удобрения минеральные и химические – 435 тыс. долл.;

    - органические химические соединения – 1780 тыс. долл.;

    - аккумуляторы электрические – 504 тыс. долл.;

    - реакторы ядерные, котлы, оборудование – 111 тыс. долл.;

    - мебель, постельные принадлежности – 88,9 тыс. долл.;

    - тракторы – 14 тыс. долл.;

    - масленичные семена и плоды – 10,5 тыс. долл.

    Товарная структура импорта в 2002 г. (см. приложение 2):

    - реакторы ядерные, котлы, оборудование – 3968 тыс. долл.;

    - продовольственные товары – 3106 тыс. долл.;

    - черные металлы – 1312 тыс. долл.;

    - трубы – 1112 тыс. долл.;

    - локомотивы железнодорожные, подвижной состав, трамваи – 894 тыс.

    долл.;

    - холодильники, морозильники – 930 тыс. долл.;

    - мебель для сидения – 451 тыс. долл.;

    - приборы и аппараты оптические – 98 тыс. долл.

    В структуре экспорта 34,1% объема приходится на долю продукции

    химической отрасли, стоимость которой по сравнению с 2001 г. увеличилась на

    1483 тыс. долл. Возросли поставки минеральных и химических удобрений,

    органических и химических соединений, масленичных семян и плодов. В тоже

    время уменьшился экспорт ядерных реакторов, котлов и оборудования более чем

    в 10 раз (в 2001 г. аналогичный показатель составлял 15,8% от общего объема

    экспорта, а в 2002 г. лишь 1,2%).[103]

    Расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса в

    условиях относительно стабильного развития экономики края являлось основным

    фактором, определяющим увеличение закупок и рост импорта в общем

    товарообороте с Украиной. В 2002 г. основными импортируемыми товарами

    оставались машины и оборудование, продовольственные товары и сырье для их

    производства. Стоимость их импорта увеличилась соответственно на 19,4% и

    3,4% по сравнению с 2001 г. В частности существенно возросли закупки по

    таким товарным группам, как: реакторы ядерные, котлы, оборудование – в 2

    раза, холодильники и морозильники – в 5,5 раза (по сравнению с 2000 г.),

    алкогольные и безалкогольные напитки – в 8 раз.[104]

    Сократился ввоз продукции металлургического комплекса на 423,6 тыс.

    долл. или на 15%. Это связано с тем, что за 2000-2002 гг. резко сократились

    поставки труб большого диаметра (в 4,3 раза). Причиной стало завершение

    строительства ставропольского участка нефтепровода «Тенгиз – Новороссийск».

    Что касается товарообменных (бартерных) операций, то их объем в 2002

    г. в общем внешнеторговом обороте составил 16,4 тыс. долл. и сократился по

    сравнению с 2001 г. на 209,1 тыс. долл. При этом экспорт уменьшился на

    116,7 тыс. долл., а импорт на 91,4 тыс. долл. Таким образом объем бартерных

    операций в 2002 г. по сравнению с предшествующим годом сократился в 13,7

    раза.

    Товарная структура экспорта Ставропольского края в Украину по

    бартерным операциям в 2002 г. представлена минеральной и газированной

    водой, а также красками и лаками на основе синтетических полимеров. В

    структуре импорта 73% товарообменных операций приходится на красящие

    вещества и неорганические продукты, 27% – на бутыли, бутылки и прочую

    тару.[105]

    Важнейшим направлением активизации торгового сотрудничества является

    поставка на Украину продовольственного зерна. Так по российско-украинскому

    соглашению Ставропольский край в 2003 г. отгрузил 102 тыс. тонн

    продовольственной пшеницы мукомольным предприятиям Украины.[106]

    Потребность внутреннего рынка Украины в продовольственном зерне

    составляет 6-7 млн. тонн в год. Как показывает анализ последних лет эта

    потребность полностью не реализуется, поэтому Украина вынуждена закупать

    зерно у других стран.

    Основным поставщиком и конкурентом России на зерновом рынке Украины

    является Канада, которая предоставляет Украине гибкую систему преференций

    (в частности, в 2003 г. Канада выделила Украине 2,5 млн. долл. в рамках

    технической помощи на развитие зернового и биржевого рынков).[107] Однако

    по качественным показателям канадское зерно существенно уступает

    российскому. Преимущество российского, а в частности ставропольского зерна

    состоит в том, что оно наиболее высококачественное, имеет высокую

    устойчивость, содержит большое количество полезных веществ, особенно

    белков.

    Ставропольский край обладает еще одним важным преимуществом – очень

    выгодным и дешевым видом поставки зерна – железнодорожным транспортом.

    Преграды возникают в системе законодательства и государственного

    управления. Правительство России увеличивает таможенные пошлины, тем самым

    увеличивает цену зерна. Решением данного вопроса должно стать вступление

    России в ЕЭП.

    Существует проект федерального закона «О поставке зерна». Однако

    Ставропольский край его пока не поддерживает, т. к. выгоднее поставлять

    муку, чем торговать зерном.

    Таким образом, анализ внешнеэкономических связей Ставропольского края

    с Украиной показывает, что среди стран СНГ Украина занимает первое место по

    объему товарооборота и является наиболее перспективным и стратегически

    важным экономическим партнером Ставропольского края. Особое значение

    приобретает работа по углублению сотрудничества в химической отрасли

    промышленности, агропромышленном комплексе, машиностроении и металлургии.

    Между тем для более успешного сотрудничества предприятий края со своими

    украинскими партнерами необходимо тесное взаимодействие правительственных

    структур обеих стран, в том числи на уровне регионов. Большие надежды в

    этом направлении связаны с вступлением России, Украины, Беларуси и

    Казахстана в Единое экономическое пространство и на открывающиеся в этой

    связи возможности.

    Заключение

    На современном этапе развитие всех стран и секторов мирового хозяйства

    определяется процессами глобализации и усиления экономической

    взаимозависимости государств. Принципиально новые информационные технологии

    и средства коммуникаций, согласованная либерализация рынков товаров, услуг

    и финансов резко увеличили скорость экономических процессов и уменьшили

    степень свободы в хозяйственной деятельности.

    Вместе с тем транснационализация национальных экономик является в

    настоящее время одной из наиболее противоречивых проблем. С одной стороны,

    в развитых странах уже сегодня процесс расширенного воспроизводства

    невозможен без растущих внешнеэкономических связей, без дальнейшего

    усиления взаимозависимости стран. С другой стороны, в процессе глобального

    экономического развития постепенно формируется новая серьезная угроза

    глобальной дезинтеграции. Усиливается дифференциация стран по уровню

    социально-экономического развития, темпам и масштабам структурной

    перестройки.

    В этой связи исключительно важна роль государства, способного

    противостоять негативным проявлениям глобализационных процессов и

    сконцентрировать свои усилия на поиске наиболее эффективных методов борьбы

    с глобальной дезинтеграцией.

    Каждое государство должно стать и быть носителем и гарантом

    прогрессивной и эффективной системы хозяйствования, генератором

    национальной экономической стратегии и политики. Трансформация

    экономических систем из нерыночных в рыночные – это наибольшая и высочайшая

    ответственность новых независимых стран, задача их государств и

    правительств перед своими народами.

    В условиях рыночной трансформации экономических систем новых стран

    происходит и трансформация самих механизмов и систем государственного

    регулирования. Если в условиях полного огосударствления экономики они носят

    преимущественно административный характер, то в условиях смешанной

    экономики государство, наряду с регулирующими, применяет экономические

    методы.

    Структурные сдвиги, происходящие в экономике различных стран под

    влиянием научно-технического прогресса, специализация и кооперирование

    промышленного производства способствуют активизации международной торговли.

    Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных

    потоков, растет быстрее производства, являясь мощнейшим фактором развития

    экономики отдельных стран и международной экономики в целом.

    Внешнеторговая политика неразрывно связана с внутренней экономической

    политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено теми задачами

    расширенного воспроизводства, которые страна решает в рамках своего

    национального хозяйства.

    Особенности глобального и национального развития требуют от России и

    Украины формирования своих отношений в стратегической перспективе именно на

    экономическом фундаменте.

    Глубокий и продолжительный спад, который наблюдался в экономических

    системах обеих стран, был вызван распадом единого народнохозяйственного

    комплекса СССР, разрывом большинства хозяйственных связей между странами.

    Одной из первых сфер внешнеэкономической деятельности, которая начала

    оживляться в обеих странах, стала внешняя торговля.

    Два государства в значительной степени являются взаимозависимыми с

    ресурсной и технологической точки зрения, имеют развитую сеть

    многосторонних экономических связей.

    Российская Федерация является крупнейшим рынком сбыта для товаров

    традиционного украинского экспорта: продукции агропромышленного комплекса,

    машиностроения, металлургической и химической промышленности. В свою

    очередь Украина импортирует из Российской Федерации сырье, газ, нефть,

    нефтепродукты, ядерное топливо, продукцию машиностроения.

    Как показывает анализ, динамика внешнеторгового оборота между Россией

    и Украиной с 1994 г. по 2003 г. отличалась своей нестабильностью. В 2003 г.

    внешнеторговый оборот с Украиной составил 15 млрд. долл. Сальдо внешней

    торговли с Украиной остается положительным.

    В последние годы экономические отношения РФ с Украиной начали

    приобретать признаки стабильности. Они становятся менее

    заполитизированными, больше подчиняются общим интересам. Активизируется на

    взаимовыгодных основах сотрудничество в аэрокосмической области,

    нефтеперерабатывающей промышленности и энергетике, судостроении.

    Значительную динамику приобретает сотрудничество в металлургическом

    комплексе, химической промышленности, транспортном машиностроении. Заметно

    оживилось развитие региональных связей.

    Кооперационное сотрудничество российских и украинских предприятий

    осуществляется между ними в основном в формах совместного производства,

    совместных предприятий, совместных проектов и транснациональных компаний.

    Важной составляющей торгово-экономического сотрудничества РФ с

    Украиной являются направления и формы взаимного инвестирования.

    В настоящее время в Украине создается Российско-украинский

    инвестиционно-коммерческий центр, основной задачей которого является

    привлечение российских инвестиций в объекты экономики Украины и украинских

    – в Россию.

    Стратегические интересы обеих государств в экономической сфере

    сосредоточены сегодня на решении следующих проблем:

    . реструктуризация и модернизация экономики, налаживание

    кооперационных связей между отраслями и предприятиями;

    . развитие и стимулирование ключевых и экспортоориентированных

    производств, выход на международные товарные рынки;

    . привлечение прямых иностранных инвестиций;

    . сохранение и развитие научно-технического потенциала;

    . достижение внутренней социально-экономической и политической

    стабильности, преодоление тенденции обнищания населения.

    Объединение производственных, технологических и финансовых потенциалов

    обеих стран через различные формы международной кооперации (прежде всего

    через совместные предприятия, финансово-промышленные группы, вертикально

    интегрированные компании, и т. п.) чрезвычайно важно с позиции назревшего

    структурного реформирования российской и украинской экономик. Для обеих

    стран крайне актуальны вопросы развития обрабатывающих отраслей

    промышленности на модернизированной основе, повышения конкурентоспособности

    в условиях вызовов мирохозяйственной глобализации.

    Важным условием активизации экономических отношений между странами

    является обоюдное максимальное устранение всяческих преград и ограничений в

    торгово-экономических связях.

    Существенную роль в снижении уровня взаимодействия играет

    несогласованность государственных нормативно-правовых баз регулирования

    внешнеэкономических отношений.

    Речь идет, прежде всего, о различиях в тарифных и нетарифных методах

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.