Униженные и оскорбленные в изгнании \Россия, начало века\
существованию самой Чехословацкой республики. Естественно, поэтому, что
чешские власти были в первую очередь обеспокоены отнюдь не положением
русских в Праге. Мюнхенские соглашения 1938 г. положили конец существованию
либеральной, демократической Чехословакии. Многие русские покинули страну
по собственной инициативе, оставшиеся учреждения были закрыты год спустя
после падения республики. Следует отметить, что чехословацко-советские
соглашения 1935 г., подписанные после признания Чехословакией СССР в 1934
г., не отразились ни на положении русских эмигрантов, ни на созданных ими
учреждениях. Правда, в известной мере они способствовали укоренению
скептического взгляда даже ключевых фигур чешской общественной жизни на
целесообразность продолжения деятельности этих учреждений"
Положение русской эмиграции в Королевстве СХС в течение всего периода
существенно не менялось. Правительство относилось к русским дружелюбно, а
отказ короля признать СССР вплоть до конца 30-х гг., т.е. почти до самой
войны, предотвращал попытки оказывать на них какое-либо давление.
Испытываемая страной потребность в специалистах для армии, административных
органов и государственных учреждений дала многим русским возможность найти
постоянную работу. Правда, в течение некоторого времени русские
подвергались дискриминации, не получая статуса постоянного сотрудника, а
работая на основании временных и гораздо хуже оплачиваемых трудовых
соглашений. Постепенно русские все более интегрировались в югославские
государственные структуры, хотя в большинстве случаев они занимали менее
оплачиваемые должности по сравнению с гражданами Югославии или испытывали
трудности с продвижением вверх по служебной лестнице. С Другой стороны, им
не чинили препятствий в организации ассоциаций и в общественной
деятельности. Естественная убыль, а также возросшие темпы натурализации и
ассимиляции привели к сокращению численности русских, занятых на
государственной службе. В остальном же ситуация оставалась стабильной, так
что во время второй мировой войны в составе антикоммунистических сил
генерала Михайловича сражались отряды, состоявшие из русских эмигрантов.
Когда Советская Армия и маршал Тито установили контроль над страной,
большинству русских Пришлось во второй раз стать беженцами.
Первоначальное гостеприимство Болгарии после установления
Дипломатических отношений с Советским Союзом сменилось настороженным
отношением к эмигрантам. Условия труда и жизни, особенно в больших городах,
резко ухудшились из-за охватившей Мир депрессии. Так как новые эмигранты не
прибывали, наоборот, многие уезжали из Болгарии в поисках лучшей жизни,
численность русской общины здесь постоянно сокращалась и накануне войны
составляла менее 15 000 человек. Насколько мне известно, болгары продолжали
оказывать поддержку эмигрантам и в период немецкой оккупации и в конце
войны.
Балтийские государства, вначале принявшие эмигрантов гостеприимно,
затем, особенно после прихода к власти авторитарных крайне
националистических режимов К. Ульманиса в Латвии и А.Сметоны в Литве,
начали чинить им препятствия, главным образом в том, что касалось
трудоустройства. Дискриминация национальных меньшинств и эмигрантов
особенно проявлялась при приеме на государственную службу и в отношении лиц
свободных профессий. Эта тенденция негативно сказалась на материальном
положении и даже на самом существовании учебных заведений, основанных
эмигрантами и представителями национальных меньшинств. В то же время
потребность в высококвалифицированных кадрах ученых вынуждала Литву
обращаться за помощью к представителям русской эмиграции. Каунасский
университет предоставил И.И.Лаппо, А.С.Ященко и Л.П.Карсавину кафедры для
постоянной работы. Чтобы быть вполне откровенным, я должен отметить, что
ситуация в Балтийских государствах всегда осложнялась присутствием
многочисленного русского этнического меньшинства, главным образом
крестьянства, проживавшего в приграничных с СССР районах. Политика по
отношению к эмигрантам поэтому тесно переплеталась с политической линией в
отношении национальных меньшинств, так что рост шовинистических настроений
в 30-е гг. имел прямые последствия и для эмиграции. Нельзя, правда,
забывать и о том, что несмотря на общность языка, этнического происхождения
и религии, эмигранты были отделены от этого национального меньшинства
пропастью — ничуть не меньше той, что разделяла образованные классы и
крестьянство в Российской империи. Поэтому распространение на эмигрантов
законодательства, касавшегося национальных меньшинств, вряд ли сильно
возмущало русских, постоянно проживающих в этих странах.
Политика в отношении национальных меньшинств, зачастую противоречащая
международным договорам, сильно влияла и на положение эмигрантов в Румынии
и Польше. Не вдаваясь в под. робности, отметим, что проживавшие в Румынии
русские не стали полноценной частью Русского Зарубежья. Находившиеся там
эмигранты, в основном бывшие землевладельцы из Бессарабии, были
немногочисленны и не обладали большой культурой. Жесткое дискриминационное
законодательство, направленное против русского национального меньшинства в
Бессарабии, сыграло негативную роль и в развитии культурной жизни
большинства эмигрантов. В Польше правительственной поддержкой пользовались
лишь некоторые политические течения и издания, которые власти рассчиты
вали использовать в своей антисоветской политике. В любом случае,
однако, поляки в целом отнюдь не симпатизировали русским эмигрантам, хотя
владельцам, впрочем, были возвращены поместья, расположенные в восточной
Польше. Культурная жизнь варшавской эмиграции отличалась гораздо меньшим
динамизмом, чем того позволяли ожидать численность и характер русского
эмигрантского населения. Те русские ученые и специалисты, кому удавалось
найти работу, вынуждены были интегрироваться в польское общество. Впрочем,
издававшиеся в других странах эмигрантские издания пользовались спросом у
здешней читающей публики, а приезжие лекторы были частыми и желанными
гостями.
Как было показано выше, экономическое положение подавляющего
большинства обитателей России за рубежом было далеко не блестящим. Большая
часть эмигрантов кое-как сводила концы с концами, занимаясь тем, к чему они
не были подготовлены своей прежней жизнью. Гораздо страшнее бедности было
чувство беззащитности, чужака, зависящего от чьей-то милости. Угроза
безработицы нависала над ними, подобно дамоклову мечу. Жены эмигрантов
часто зарабатывали на жизнь, работая швеями или прислугой, устраиваясь на
поденную работу или занимаясь рукоделием дома. Две сестры в романе Джозефа
Кесселя зарабатывали на жизнь, составляя композиции из цветов; семья моих
знакомых почти полностью зависела от денег, получаемых от продажи вошедших
в моду в 30-е гг. кружевных воротничков для дамских блузок, которые плели
пожилая мать и ее замужняя дочь; активная участница Политического Красного
Креста (он оказывал помощь политзаключенным в СССР) занималась
изготовлением дамских сумочек. Ра
зумеется, эмигранты становились объектом бессовестной эксплуатации со
стороны работодателей, как соотечественников, так и местных. Правда, в
странах с разработанным социальным
. законодательством русские могли получать некоторые пособия, хотя и не
всегда в том же объеме, что и коренные жители данной Страны. Временами
жизнь русских осложнялась обстоятельствами политического характера. Так, на
крупных предприятиях, где рабочие симпатизировали революции и советской
власти, эмигранты часто становились изгоями. Рабочие-эмигранты имели
возможность защищать свои права через профсоюзы, но многие отказывались от
вступления в профсоюз или негодовали по поводу обязательного членства в
них. Это нежелание было обусловлено и их политическими взглядами, и всем
опытом прежней жизни в России, который ставил их в оппозицию к любой форме
профсоюзного движения. Более того, поскольку первичные профсоюзные
организации часто занимали откровенно прокоммунистические позиции или
выступали за проведение социалистических преобразований в обществе, они не
слишком охотно вступались за людей, raison d'etre которых состоял в
отрицании этих преобразований.
Как бы то ни было, основная угроза безопасности эмигрантов таилась не
столько в нестабильности экономической ситуации принявших их стран, которая
в начале 30-х гг. неуклонно ухудшалась, сколько в правовых ограничениях, с
которыми русские изгнанники (как, впрочем, и другие беженцы) сталкивались в
чужой стране. Эти ограничения все более ужесточались по мере ухудшения
социальной и экономической обстановки и нагнетания националистических
настроений и ксенофобии. Трудно сказать, являлась ли ксенофобия
последствием экономического спада или же сам этот спад явился плодом
недальновидной националистической политики. В любом случае, преодоление
административных барьеров давалось русским эмигрантам дорогой ценой, как в
психологическом, так и в материальном смысле.
Натурализация редко воспринималась как достойный выход из создавшегося
положения. Во-первых, ни в одной из стран Старого Света правительственная
политика и традиции не предполагали автоматической натурализации,
характерной для США и некоторых латиноамериканских государств. Во-вторых,
сами русские считали, что натурализация является предательством по
отношению к их русским корням и возложенной на них миссии являть собой
альтернативу Советскому Союзу. Они не предпринимали серьезных попыток
получить новое гражданство, по крайней мере до тех пор, пока в них жила
надежда на возвращение домой. Когда же натурализация становилась возможной
или даже необходимой, они вставали перед дилеммой морального характера:
некоторые склонны были воспринимать ее как чистую формальность, которая не
отражалась на их верности России и на их русском самосознании. Такое
отношение, однако, не устраивало власти, дававшие согласие на
натурализацию. Как уже отмечалось выше, raison d'etre эмиграции состоял в
ожидании возвращения на родину, а страх «денационализации», как они
называли ассимиляцию, являлся характерной чертой Русского Зарубежья.
Субъективно идея получения нового гражданства создавала новые сложности в
дополнение к тем объективным препятствиям, которые принявшие эмиграцию
страны чинили на пути натурализации.
В этой связи нет ничего удивительного в том, что для решения проблем
материального и правового порядка русские изгнанники, как было показано
выше, объединялись в ассоциации и общины, которые в свою очередь
становились ячейками России за рубежом. В основе всех усилий, прилагаемых
эмигрантами для сохранения своего единства, лежало чувство общности
происхождения, неприятие советской системы и ностальгическая мечта о
возвращении в Россию. В конечном счете это было ощущение единой судьбы,
которая свела их вместе вопреки всем общественным, экономическим и
профессиональным различиям в прошлой жизни. Как и во всякой диаспоре, самой
прочной связью было нежелание отказываться
от своего самосознания и надежда на возвращение к прошлому. Эта «тоска
по дому» стояла за всеми попытками наладить взаимопомощь как среди членов
какой-либо узкой группы, объединяемой до профессиональному, религиозному
или политическому признаку, так и в целом в масштабах всего Русского
Зарубежья. Именно благодаря этим усилиям эмигрантам удалось создать и
сохранить у расселившихся по всему свету людей чувство единства.
Группы ветеранов отмечали годовщины отдельных событий, собирая вместе
своих разбросанных по свету однополчан, чтобы укрепить в них преданность
общему прошлому и надежду на лучшее будущее, которое суждено их родине. В
основных центрах Русского Зарубежья на регулярные воскресные и праздничные
службы в храмах ветераны приходили в парадной форме со своими боевыми
энаменами. Школы, летние лагеря и отряды скаутов, создаваемые Для детей
эмигрантов, не только вносили свой вклад в интеллектуальное и физическое
развитие подрастающего поколения, но и укрепляли солидарность родителей.
Как будет показано в следующей тлаве, организация и проведение празднований
памятных дат объединяли изгнанников с несхожим прошлым, придерживавшихся
различных убеждений. Историко-культурное единство укреплялось и церковью,
особенно благодаря ее приверженности общему для всех эмигрантов языку и
традиционным ритуалам. Совместные молитвы были не только актом веры, но и
подтверждением преданности единой национальной и культурной традиции,
которая отделяла товарищей по несчастью от общества принявшей их страны.
Как всегда бывает с людьми, оказавшимися в чуждом окружении, личные
контакты и индивидуальные связи играли значительную роль как для сохранения
самосознания эмигрантов, так и просто для их выживания. В тех странах, где
русские не осели сплоченными в той или иной мере общинами и вели более
обособленяую жизнь, например в больших городах, личные контакты йомогали
найти работу, продать изготовленные товары, устроиться в учебные и
медицинские заведения, уладить проблемы, возникавttme с местными властями.
Случайно завязавшиеся знакомства Между эмигрантами могли неожиданно помочь
в минуту отчаяния или способствовать воссоединению семей. В ежедневных и
еженедельных газетах эмиграции, имевших широкое хождение, публиковались
колонки объявлений о поиске потерянных родственников или о желании
установить контакты иного рода. Личное знакомство во время эвакуации или в
первом месте проживания часто приводило к последующей дружбе и постоянному
общению. Подобные Контакты лежали в основе совместной хозяйственной
деятельности, Яусть не всегда вполне успешной, — аренде ферм, основании
небольших торговых, ремесленных, швейных предприятий и т.п. Клиентами этих
предприятий, как правило, становились другие беженцы, что опять-таки
иллюстрирует важность личных контактов
и чувства единства. Подобное поведение, типичное для эмигрантов,
зачастую усиливает их изоляцию, отнюдь не способствуя интеграции в новое
общество.
Корни чувства изолированности от окружающей среды у русских, в отличие
от других эмигрантов, скрывались в стойкой вере в возвращение,
возобновление жизни на родине, освобожденной от советского режима. Сами
европейские страны не облегчали или даже противились полной ассимиляции
эмигрантов. Это только усиливало страх последних перед денационализацией.
Даже дети эмигрантов сталкивались с трудностями при попытках
интегрироваться в общество, предоставившее убежище их родителям. Несмотря
на свободное владение языком и обучение в местных школах, они оставались
чужаками. Подобная ситуация была особенно характерна для Франции, Германии
и Маньчжурии, в меньшей степени, вероятно, для Югославии, Чехословакии и
приграничных государств. Вторая мировая война внесла радикальные коррективы
в это положение, особенно во Франции.
Воспоминания о том, что им пришлось пережить на родине и на пути в
изгнание, усиливало чувство изолированности у жителей Русского Зарубежья.
Даже если они хорошо говорили на местном языке, были знакомы с историей и
культурой той страны, где они жили, они по-прежнему оставались чужаками:
недавно приобретенные знания и навыки не стали еще частью их самих. Эту
сторону изоляции трудно проследить, однако она создает невидимый, иногда
даже не ощущаемый, но тем не менее постоянный и непреодолимый эмоциональный
барьер, препятствующий вступлению в тесный и приносящий истинное
удовлетворение контакт с чужим обществом. Конечно, экономическая ситуация и
правовой статус придавали вполне ощутимые очертания тем различиям, которые
отделяли изгнанников от всех остальных. С течением времени эти внешние
условия не исчезали, как это случалось в странах, принимавших массовые
потоки иммигрантов, — в США, Австралии или Канаде. Те эмигранты, которым
посчастливилось обзавестись собственными семьями или которые были членами
русских общин, не стремились к преодолению изоляции, поскольку в своем
замкнутом мирке они находили эмоциональное равновесие и материальную
поддержку.
Изоляция Русского Зарубежья углублялась в силу еще одного фактора.
Многие эмигранты, как упоминалось выше, потеряли свои семьи либо в России,
либо на пути в изгнание. Эти люди по-прежнему хранили верность своим родным
и друзьям. Они трудно заводили новые связи, особенно потому, что продолжали
надеяться на скорое возвращение домой. То обстоятельство, что лишь немногие
мужчины имели шанс найти спутниц жизни и создать семьи, усиливало их
одиночество. Эта обособленность была особенно сильной среди мужчин, которые
работали в провинции, жили в 6а
раках и общежитиях, подрывали свои силы непривычным физическим трудом
и не имели больших возможностей для установления контактов, не говоря уже о
более тесных связях, с местным населением. Они стремились поддерживать в
себе чувство общности, осиованное на единстве прошлого и судьбы, что само
по себе исклюадло серьезные попытки к интеграции.
Чувство солидарности и общности не исключало, однако, большого разброса
мнений между отдельными личностями и группами. Самый заметный и
драматически воспринимавшийся источник навряженности и конфликтов
заключался в политических разногласиях. Политический спектр эмиграции
повторял ситуацию доревоаюционной России, если, разумеется, не считать
отсутствия большевиков. Здесь присутствовали течения от крайне левых —
анархо-синдикалистов, левых и правых меньшевиков, левых и правых лееров и
либералов различного толка — до крайне правых, ультрареакционных
монархистов, а с 30-х гг. и профашистских группировок. Это политическое
деление, естественно, оказывало влияние на деятельность многих институтов.
Мы уже отмечали конфликт йежду представителями генерала Врангеля и
Конференцией послов. Подобные конфликты не исчерпывались противоречиями в
юшнистративной верхушке. Предметом споров являлось будущее России:
сторонники Врангеля были убежденными монархистами, когда как сотрудники
органов по делам беженцев при посольствах большинстве не поддерживали идею
реставрации монархии и симпатизировали умеренно либеральным взглядам. То же
самое цюгиворечие разделяло ассоциации студентов и преподавателей.
Иллюстрацией негативного влияния политических разногласий на деятельность
общественных институтов может служить противодействие представителя
Врангеля, Палеолога, деятельности Земгора в Югославии. Политические
противоречия могли существовать - в рамках одной организации, даже такой,
которая, на первый взгляд, должна была бы держаться вдалеке от политики.
Так, на - пример, Всероссийский союз ветеранов чуть было не распался из-за
спора о том, должны ли его члены публично отречься от всяких политических
пристрастий, кроме общей поддержки монархии. Результатом подобных
конфликтов явилось создание двух студенческих ассоциаций, двух союзов
водителей такси в Париже и т.д. Другой повод для разногласий, имевший
политическую окраску, возник вследствие раскола, произошедшего за границей
в Русской Православной Церкви. В основе его лежал вопрос, кому принадлежит
духовная власть над церковными общинами диаспоры — патриаpxy Московскому
или Синоду епископов в Сремски Карловицах Сербия). Это противоречие
породило многочисленные конфликты среди верующих, которые создавали
препятствия и ограничения для деятельности многих организаций, так или
иначе связанных с церковью. Это проявлялось, например, при организации
летних лагерей, школ и объединений молодежи и даже при проведении
специальных торжеств. В оправдание эмиграции, однако, следует отметить, что
политические разногласия не приводили к взаимным обвинениям, оскорблениям и
недостойным личным столкновениям в церковных делах, как это имело место в
других областях. Парадоксальным образом это противостояние было смягчено
требованием советской власти, чтобы митрополит Евлогий и другие владыки в
Западной Европе принесли публичную клятву в том, что церковь за рубежом не
будет принимать участия в какой бы то ни было антисоветской деятельности и
позволять себе антисоветские высказывания. Митрополит Евлогий ответил
отказом, так как само по себе принятие церковью подобных обязательств
означало бы занятие некоей политической позиции, что противоречило и
традиции православия, и его интересам. Следствием этого отказа явилось
фактическое взаимное признание или по крайней мере терпимость во
взаимоотношениях между Синодом епископов в Сремски Карловицах и
митрополитом Западной Европы. Конфликт, однако, вспыхнул с новой силой при
иных политических условиях уже после второй мировой войны.
Часто среди эмигрантов возникали сложности из-за вопроса о подданстве.
В ряде случаев выходом могло стать принятие «двойного гражданства» или
двойного подданства. В других случаях подобную двойственность могли
посчитать несовместимой с принадлежностью к Русскому Зарубежью. Так, я уже
упоминала о том, что многие изгнанники отказывались проходить натурализацию
и принимать новое гражданство, поскольку это представлялось им
предательством по отношению к России и их «русскости». Другие,
руководствуясь чисто практическими побуждениями, соглашались на
натурализацию в форме двойного подданства: они становились гражданами
другой страны, но оставались русскими по культуре, глубоко переживая за
судьбу России. Соглашаясь на подобный компромисс, они, однако, крайне редко
становились членами политических партий в новой стране, но не отказывались
от службы в армии. Некоторые даже считали, что, служа в армии, они вносят
вклад в освобождение России. Как уже отмечалось, возникали сомнения и
относительно вступления в профсоюзы тех стран, где проживали эмигранты,
несмотря на то, что во многих случаях подобный шаг мог существенно
облегчить материальное положение. Наконец, из боязни денационализации
эмигранты опасались присоединяться к православным церквам зарубежных стран.
Учитывая всевозможные трудности, обилие организаций, которые являлись
зачастую источником споров и противоречий, мы не можем не удивляться тому,
что Русское Зарубежье сумело не только сохранить, но и значительно
приумножить достижения русской культуры.
- Список литературы -
1. Роман Гуль «Я - унес Россию. Апология
эмиграции», New York 1981
2. С. Пушкарев «Русские за рубежом», -
«Новый журнал» 1982
3. Марк Раев «Россия за рубежом»
М.:Прогресс-Академия, 1994
Страницы: 1, 2, 3
|