МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Униженные и оскорбленные в изгнании \Россия, начало века\

    существованию самой Чехословацкой республики. Естественно, поэтому, что

    чешские власти были в первую очередь обеспокоены отнюдь не положением

    русских в Праге. Мюнхенские соглашения 1938 г. положили конец существованию

    либеральной, демократической Чехословакии. Многие русские покинули страну

    по собственной инициативе, оставшиеся учреждения были закрыты год спустя

    после падения республики. Следует отметить, что чехословацко-советские

    соглашения 1935 г., подписанные после признания Чехословакией СССР в 1934

    г., не отразились ни на положении русских эмигрантов, ни на созданных ими

    учреждениях. Правда, в известной мере они способствовали укоренению

    скептического взгляда даже ключевых фигур чешской общественной жизни на

    целесообразность продолжения деятельности этих учреждений"

    Положение русской эмиграции в Королевстве СХС в течение всего периода

    существенно не менялось. Правительство относилось к русским дружелюбно, а

    отказ короля признать СССР вплоть до конца 30-х гг., т.е. почти до самой

    войны, предотвращал попытки оказывать на них какое-либо давление.

    Испытываемая страной потребность в специалистах для армии, административных

    органов и государственных учреждений дала многим русским возможность найти

    постоянную работу. Правда, в течение некоторого времени русские

    подвергались дискриминации, не получая статуса постоянного сотрудника, а

    работая на основании временных и гораздо хуже оплачиваемых трудовых

    соглашений. Постепенно русские все более интегрировались в югославские

    государственные структуры, хотя в большинстве случаев они занимали менее

    оплачиваемые должности по сравнению с гражданами Югославии или испытывали

    трудности с продвижением вверх по служебной лестнице. С Другой стороны, им

    не чинили препятствий в организации ассоциаций и в общественной

    деятельности. Естественная убыль, а также возросшие темпы натурализации и

    ассимиляции привели к сокращению численности русских, занятых на

    государственной службе. В остальном же ситуация оставалась стабильной, так

    что во время второй мировой войны в составе антикоммунистических сил

    генерала Михайловича сражались отряды, состоявшие из русских эмигрантов.

    Когда Советская Армия и маршал Тито установили контроль над страной,

    большинству русских Пришлось во второй раз стать беженцами.

    Первоначальное гостеприимство Болгарии после установления

    Дипломатических отношений с Советским Союзом сменилось настороженным

    отношением к эмигрантам. Условия труда и жизни, особенно в больших городах,

    резко ухудшились из-за охватившей Мир депрессии. Так как новые эмигранты не

    прибывали, наоборот, многие уезжали из Болгарии в поисках лучшей жизни,

    численность русской общины здесь постоянно сокращалась и накануне войны

    составляла менее 15 000 человек. Насколько мне известно, болгары продолжали

    оказывать поддержку эмигрантам и в период немецкой оккупации и в конце

    войны.

    Балтийские государства, вначале принявшие эмигрантов гостеприимно,

    затем, особенно после прихода к власти авторитарных крайне

    националистических режимов К. Ульманиса в Латвии и А.Сметоны в Литве,

    начали чинить им препятствия, главным образом в том, что касалось

    трудоустройства. Дискриминация национальных меньшинств и эмигрантов

    особенно проявлялась при приеме на государственную службу и в отношении лиц

    свободных профессий. Эта тенденция негативно сказалась на материальном

    положении и даже на самом существовании учебных заведений, основанных

    эмигрантами и представителями национальных меньшинств. В то же время

    потребность в высококвалифицированных кадрах ученых вынуждала Литву

    обращаться за помощью к представителям русской эмиграции. Каунасский

    университет предоставил И.И.Лаппо, А.С.Ященко и Л.П.Карсавину кафедры для

    постоянной работы. Чтобы быть вполне откровенным, я должен отметить, что

    ситуация в Балтийских государствах всегда осложнялась присутствием

    многочисленного русского этнического меньшинства, главным образом

    крестьянства, проживавшего в приграничных с СССР районах. Политика по

    отношению к эмигрантам поэтому тесно переплеталась с политической линией в

    отношении национальных меньшинств, так что рост шовинистических настроений

    в 30-е гг. имел прямые последствия и для эмиграции. Нельзя, правда,

    забывать и о том, что несмотря на общность языка, этнического происхождения

    и религии, эмигранты были отделены от этого национального меньшинства

    пропастью — ничуть не меньше той, что разделяла образованные классы и

    крестьянство в Российской империи. Поэтому распространение на эмигрантов

    законодательства, касавшегося национальных меньшинств, вряд ли сильно

    возмущало русских, постоянно проживающих в этих странах.

    Политика в отношении национальных меньшинств, зачастую противоречащая

    международным договорам, сильно влияла и на положение эмигрантов в Румынии

    и Польше. Не вдаваясь в под. робности, отметим, что проживавшие в Румынии

    русские не стали полноценной частью Русского Зарубежья. Находившиеся там

    эмигранты, в основном бывшие землевладельцы из Бессарабии, были

    немногочисленны и не обладали большой культурой. Жесткое дискриминационное

    законодательство, направленное против русского национального меньшинства в

    Бессарабии, сыграло негативную роль и в развитии культурной жизни

    большинства эмигрантов. В Польше правительственной поддержкой пользовались

    лишь некоторые политические течения и издания, которые власти рассчиты

    вали использовать в своей антисоветской политике. В любом случае,

    однако, поляки в целом отнюдь не симпатизировали русским эмигрантам, хотя

    владельцам, впрочем, были возвращены поместья, расположенные в восточной

    Польше. Культурная жизнь варшавской эмиграции отличалась гораздо меньшим

    динамизмом, чем того позволяли ожидать численность и характер русского

    эмигрантского населения. Те русские ученые и специалисты, кому удавалось

    найти работу, вынуждены были интегрироваться в польское общество. Впрочем,

    издававшиеся в других странах эмигрантские издания пользовались спросом у

    здешней читающей публики, а приезжие лекторы были частыми и желанными

    гостями.

    Как было показано выше, экономическое положение подавляющего

    большинства обитателей России за рубежом было далеко не блестящим. Большая

    часть эмигрантов кое-как сводила концы с концами, занимаясь тем, к чему они

    не были подготовлены своей прежней жизнью. Гораздо страшнее бедности было

    чувство беззащитности, чужака, зависящего от чьей-то милости. Угроза

    безработицы нависала над ними, подобно дамоклову мечу. Жены эмигрантов

    часто зарабатывали на жизнь, работая швеями или прислугой, устраиваясь на

    поденную работу или занимаясь рукоделием дома. Две сестры в романе Джозефа

    Кесселя зарабатывали на жизнь, составляя композиции из цветов; семья моих

    знакомых почти полностью зависела от денег, получаемых от продажи вошедших

    в моду в 30-е гг. кружевных воротничков для дамских блузок, которые плели

    пожилая мать и ее замужняя дочь; активная участница Политического Красного

    Креста (он оказывал помощь политзаключенным в СССР) занималась

    изготовлением дамских сумочек. Ра

    зумеется, эмигранты становились объектом бессовестной эксплуатации со

    стороны работодателей, как соотечественников, так и местных. Правда, в

    странах с разработанным социальным

    . законодательством русские могли получать некоторые пособия, хотя и не

    всегда в том же объеме, что и коренные жители данной Страны. Временами

    жизнь русских осложнялась обстоятельствами политического характера. Так, на

    крупных предприятиях, где рабочие симпатизировали революции и советской

    власти, эмигранты часто становились изгоями. Рабочие-эмигранты имели

    возможность защищать свои права через профсоюзы, но многие отказывались от

    вступления в профсоюз или негодовали по поводу обязательного членства в

    них. Это нежелание было обусловлено и их политическими взглядами, и всем

    опытом прежней жизни в России, который ставил их в оппозицию к любой форме

    профсоюзного движения. Более того, поскольку первичные профсоюзные

    организации часто занимали откровенно прокоммунистические позиции или

    выступали за проведение социалистических преобразований в обществе, они не

    слишком охотно вступались за людей, raison d'etre которых состоял в

    отрицании этих преобразований.

    Как бы то ни было, основная угроза безопасности эмигрантов таилась не

    столько в нестабильности экономической ситуации принявших их стран, которая

    в начале 30-х гг. неуклонно ухудшалась, сколько в правовых ограничениях, с

    которыми русские изгнанники (как, впрочем, и другие беженцы) сталкивались в

    чужой стране. Эти ограничения все более ужесточались по мере ухудшения

    социальной и экономической обстановки и нагнетания националистических

    настроений и ксенофобии. Трудно сказать, являлась ли ксенофобия

    последствием экономического спада или же сам этот спад явился плодом

    недальновидной националистической политики. В любом случае, преодоление

    административных барьеров давалось русским эмигрантам дорогой ценой, как в

    психологическом, так и в материальном смысле.

    Натурализация редко воспринималась как достойный выход из создавшегося

    положения. Во-первых, ни в одной из стран Старого Света правительственная

    политика и традиции не предполагали автоматической натурализации,

    характерной для США и некоторых латиноамериканских государств. Во-вторых,

    сами русские считали, что натурализация является предательством по

    отношению к их русским корням и возложенной на них миссии являть собой

    альтернативу Советскому Союзу. Они не предпринимали серьезных попыток

    получить новое гражданство, по крайней мере до тех пор, пока в них жила

    надежда на возвращение домой. Когда же натурализация становилась возможной

    или даже необходимой, они вставали перед дилеммой морального характера:

    некоторые склонны были воспринимать ее как чистую формальность, которая не

    отражалась на их верности России и на их русском самосознании. Такое

    отношение, однако, не устраивало власти, дававшие согласие на

    натурализацию. Как уже отмечалось выше, raison d'etre эмиграции состоял в

    ожидании возвращения на родину, а страх «денационализации», как они

    называли ассимиляцию, являлся характерной чертой Русского Зарубежья.

    Субъективно идея получения нового гражданства создавала новые сложности в

    дополнение к тем объективным препятствиям, которые принявшие эмиграцию

    страны чинили на пути натурализации.

    В этой связи нет ничего удивительного в том, что для решения проблем

    материального и правового порядка русские изгнанники, как было показано

    выше, объединялись в ассоциации и общины, которые в свою очередь

    становились ячейками России за рубежом. В основе всех усилий, прилагаемых

    эмигрантами для сохранения своего единства, лежало чувство общности

    происхождения, неприятие советской системы и ностальгическая мечта о

    возвращении в Россию. В конечном счете это было ощущение единой судьбы,

    которая свела их вместе вопреки всем общественным, экономическим и

    профессиональным различиям в прошлой жизни. Как и во всякой диаспоре, самой

    прочной связью было нежелание отказываться

    от своего самосознания и надежда на возвращение к прошлому. Эта «тоска

    по дому» стояла за всеми попытками наладить взаимопомощь как среди членов

    какой-либо узкой группы, объединяемой до профессиональному, религиозному

    или политическому признаку, так и в целом в масштабах всего Русского

    Зарубежья. Именно благодаря этим усилиям эмигрантам удалось создать и

    сохранить у расселившихся по всему свету людей чувство единства.

    Группы ветеранов отмечали годовщины отдельных событий, собирая вместе

    своих разбросанных по свету однополчан, чтобы укрепить в них преданность

    общему прошлому и надежду на лучшее будущее, которое суждено их родине. В

    основных центрах Русского Зарубежья на регулярные воскресные и праздничные

    службы в храмах ветераны приходили в парадной форме со своими боевыми

    энаменами. Школы, летние лагеря и отряды скаутов, создаваемые Для детей

    эмигрантов, не только вносили свой вклад в интеллектуальное и физическое

    развитие подрастающего поколения, но и укрепляли солидарность родителей.

    Как будет показано в следующей тлаве, организация и проведение празднований

    памятных дат объединяли изгнанников с несхожим прошлым, придерживавшихся

    различных убеждений. Историко-культурное единство укреплялось и церковью,

    особенно благодаря ее приверженности общему для всех эмигрантов языку и

    традиционным ритуалам. Совместные молитвы были не только актом веры, но и

    подтверждением преданности единой национальной и культурной традиции,

    которая отделяла товарищей по несчастью от общества принявшей их страны.

    Как всегда бывает с людьми, оказавшимися в чуждом окружении, личные

    контакты и индивидуальные связи играли значительную роль как для сохранения

    самосознания эмигрантов, так и просто для их выживания. В тех странах, где

    русские не осели сплоченными в той или иной мере общинами и вели более

    обособленяую жизнь, например в больших городах, личные контакты йомогали

    найти работу, продать изготовленные товары, устроиться в учебные и

    медицинские заведения, уладить проблемы, возникавttme с местными властями.

    Случайно завязавшиеся знакомства Между эмигрантами могли неожиданно помочь

    в минуту отчаяния или способствовать воссоединению семей. В ежедневных и

    еженедельных газетах эмиграции, имевших широкое хождение, публиковались

    колонки объявлений о поиске потерянных родственников или о желании

    установить контакты иного рода. Личное знакомство во время эвакуации или в

    первом месте проживания часто приводило к последующей дружбе и постоянному

    общению. Подобные Контакты лежали в основе совместной хозяйственной

    деятельности, Яусть не всегда вполне успешной, — аренде ферм, основании

    небольших торговых, ремесленных, швейных предприятий и т.п. Клиентами этих

    предприятий, как правило, становились другие беженцы, что опять-таки

    иллюстрирует важность личных контактов

    и чувства единства. Подобное поведение, типичное для эмигрантов,

    зачастую усиливает их изоляцию, отнюдь не способствуя интеграции в новое

    общество.

    Корни чувства изолированности от окружающей среды у русских, в отличие

    от других эмигрантов, скрывались в стойкой вере в возвращение,

    возобновление жизни на родине, освобожденной от советского режима. Сами

    европейские страны не облегчали или даже противились полной ассимиляции

    эмигрантов. Это только усиливало страх последних перед денационализацией.

    Даже дети эмигрантов сталкивались с трудностями при попытках

    интегрироваться в общество, предоставившее убежище их родителям. Несмотря

    на свободное владение языком и обучение в местных школах, они оставались

    чужаками. Подобная ситуация была особенно характерна для Франции, Германии

    и Маньчжурии, в меньшей степени, вероятно, для Югославии, Чехословакии и

    приграничных государств. Вторая мировая война внесла радикальные коррективы

    в это положение, особенно во Франции.

    Воспоминания о том, что им пришлось пережить на родине и на пути в

    изгнание, усиливало чувство изолированности у жителей Русского Зарубежья.

    Даже если они хорошо говорили на местном языке, были знакомы с историей и

    культурой той страны, где они жили, они по-прежнему оставались чужаками:

    недавно приобретенные знания и навыки не стали еще частью их самих. Эту

    сторону изоляции трудно проследить, однако она создает невидимый, иногда

    даже не ощущаемый, но тем не менее постоянный и непреодолимый эмоциональный

    барьер, препятствующий вступлению в тесный и приносящий истинное

    удовлетворение контакт с чужим обществом. Конечно, экономическая ситуация и

    правовой статус придавали вполне ощутимые очертания тем различиям, которые

    отделяли изгнанников от всех остальных. С течением времени эти внешние

    условия не исчезали, как это случалось в странах, принимавших массовые

    потоки иммигрантов, — в США, Австралии или Канаде. Те эмигранты, которым

    посчастливилось обзавестись собственными семьями или которые были членами

    русских общин, не стремились к преодолению изоляции, поскольку в своем

    замкнутом мирке они находили эмоциональное равновесие и материальную

    поддержку.

    Изоляция Русского Зарубежья углублялась в силу еще одного фактора.

    Многие эмигранты, как упоминалось выше, потеряли свои семьи либо в России,

    либо на пути в изгнание. Эти люди по-прежнему хранили верность своим родным

    и друзьям. Они трудно заводили новые связи, особенно потому, что продолжали

    надеяться на скорое возвращение домой. То обстоятельство, что лишь немногие

    мужчины имели шанс найти спутниц жизни и создать семьи, усиливало их

    одиночество. Эта обособленность была особенно сильной среди мужчин, которые

    работали в провинции, жили в 6а

    раках и общежитиях, подрывали свои силы непривычным физическим трудом

    и не имели больших возможностей для установления контактов, не говоря уже о

    более тесных связях, с местным населением. Они стремились поддерживать в

    себе чувство общности, осиованное на единстве прошлого и судьбы, что само

    по себе исклюадло серьезные попытки к интеграции.

    Чувство солидарности и общности не исключало, однако, большого разброса

    мнений между отдельными личностями и группами. Самый заметный и

    драматически воспринимавшийся источник навряженности и конфликтов

    заключался в политических разногласиях. Политический спектр эмиграции

    повторял ситуацию доревоаюционной России, если, разумеется, не считать

    отсутствия большевиков. Здесь присутствовали течения от крайне левых —

    анархо-синдикалистов, левых и правых меньшевиков, левых и правых лееров и

    либералов различного толка — до крайне правых, ультрареакционных

    монархистов, а с 30-х гг. и профашистских группировок. Это политическое

    деление, естественно, оказывало влияние на деятельность многих институтов.

    Мы уже отмечали конфликт йежду представителями генерала Врангеля и

    Конференцией послов. Подобные конфликты не исчерпывались противоречиями в

    юшнистративной верхушке. Предметом споров являлось будущее России:

    сторонники Врангеля были убежденными монархистами, когда как сотрудники

    органов по делам беженцев при посольствах большинстве не поддерживали идею

    реставрации монархии и симпатизировали умеренно либеральным взглядам. То же

    самое цюгиворечие разделяло ассоциации студентов и преподавателей.

    Иллюстрацией негативного влияния политических разногласий на деятельность

    общественных институтов может служить противодействие представителя

    Врангеля, Палеолога, деятельности Земгора в Югославии. Политические

    противоречия могли существовать - в рамках одной организации, даже такой,

    которая, на первый взгляд, должна была бы держаться вдалеке от политики.

    Так, на - пример, Всероссийский союз ветеранов чуть было не распался из-за

    спора о том, должны ли его члены публично отречься от всяких политических

    пристрастий, кроме общей поддержки монархии. Результатом подобных

    конфликтов явилось создание двух студенческих ассоциаций, двух союзов

    водителей такси в Париже и т.д. Другой повод для разногласий, имевший

    политическую окраску, возник вследствие раскола, произошедшего за границей

    в Русской Православной Церкви. В основе его лежал вопрос, кому принадлежит

    духовная власть над церковными общинами диаспоры — патриаpxy Московскому

    или Синоду епископов в Сремски Карловицах Сербия). Это противоречие

    породило многочисленные конфликты среди верующих, которые создавали

    препятствия и ограничения для деятельности многих организаций, так или

    иначе связанных с церковью. Это проявлялось, например, при организации

    летних лагерей, школ и объединений молодежи и даже при проведении

    специальных торжеств. В оправдание эмиграции, однако, следует отметить, что

    политические разногласия не приводили к взаимным обвинениям, оскорблениям и

    недостойным личным столкновениям в церковных делах, как это имело место в

    других областях. Парадоксальным образом это противостояние было смягчено

    требованием советской власти, чтобы митрополит Евлогий и другие владыки в

    Западной Европе принесли публичную клятву в том, что церковь за рубежом не

    будет принимать участия в какой бы то ни было антисоветской деятельности и

    позволять себе антисоветские высказывания. Митрополит Евлогий ответил

    отказом, так как само по себе принятие церковью подобных обязательств

    означало бы занятие некоей политической позиции, что противоречило и

    традиции православия, и его интересам. Следствием этого отказа явилось

    фактическое взаимное признание или по крайней мере терпимость во

    взаимоотношениях между Синодом епископов в Сремски Карловицах и

    митрополитом Западной Европы. Конфликт, однако, вспыхнул с новой силой при

    иных политических условиях уже после второй мировой войны.

    Часто среди эмигрантов возникали сложности из-за вопроса о подданстве.

    В ряде случаев выходом могло стать принятие «двойного гражданства» или

    двойного подданства. В других случаях подобную двойственность могли

    посчитать несовместимой с принадлежностью к Русскому Зарубежью. Так, я уже

    упоминала о том, что многие изгнанники отказывались проходить натурализацию

    и принимать новое гражданство, поскольку это представлялось им

    предательством по отношению к России и их «русскости». Другие,

    руководствуясь чисто практическими побуждениями, соглашались на

    натурализацию в форме двойного подданства: они становились гражданами

    другой страны, но оставались русскими по культуре, глубоко переживая за

    судьбу России. Соглашаясь на подобный компромисс, они, однако, крайне редко

    становились членами политических партий в новой стране, но не отказывались

    от службы в армии. Некоторые даже считали, что, служа в армии, они вносят

    вклад в освобождение России. Как уже отмечалось, возникали сомнения и

    относительно вступления в профсоюзы тех стран, где проживали эмигранты,

    несмотря на то, что во многих случаях подобный шаг мог существенно

    облегчить материальное положение. Наконец, из боязни денационализации

    эмигранты опасались присоединяться к православным церквам зарубежных стран.

    Учитывая всевозможные трудности, обилие организаций, которые являлись

    зачастую источником споров и противоречий, мы не можем не удивляться тому,

    что Русское Зарубежье сумело не только сохранить, но и значительно

    приумножить достижения русской культуры.

    - Список литературы -

    1. Роман Гуль «Я - унес Россию. Апология

    эмиграции», New York 1981

    2. С. Пушкарев «Русские за рубежом», -

    «Новый журнал» 1982

    3. Марк Раев «Россия за рубежом»

    М.:Прогресс-Академия, 1994

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.