МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебное пособие для студентов Политология

    выделяются регулярные вооруженные силы, военизированные группы,

    партизанские движения и террористические группы. Как правило, они ведут

    нелегальную борьбу.

    Происхождение партий Партии, как явление политической жизни, возникли

    сравнительно недавно. Первые в современном смысле слова партии появились в

    70-80-е годы XVII в. в Англии. В других странах они возникли

    преимущественно во второй половине XIX в.

    В современной политологии вслед за М.Вебером, выделяют три этапа

    формирования партий: 1) аристократическая группировка; 2) политический

    клуб; 3) массовая партия. Полностью все три этапа в своем развитии прошли

    только английские партии. Первоначально они сформировались в качестве

    аристократических группировок "тори" и "вигов". Политические клубы

    появились в 30-50-е годы XIX в. и отличались от аристократических

    группировок более широкой социальной базой, крепостью идеологических

    связей, более совершенной организационной структурой.

    После изменения избирательного законодательства в Англии в первой

    половине XIX в. на базе клубов и комитетов по поддержке кандидатов стали

    формироваться массовые партии. В других странах Европы образование массовых

    партий происходит преимущественно во второй половине XIX в., что также было

    обусловлено расширением избирательного права. Массовые партии с момента

    возникновения были ориентированы на увеличение своей численности,

    расширение политической деятельности.

    В настоящее время процесс возникновения новых партий продолжается. М.

    Дюверже выделил два основных пути создания современных партий.

    Электорально-парламентский. Первоначальным этапом новой партии является

    возникновение парламентской группы, объединяющей депутатов одного

    политического направления. Затем формируются комитеты поддержки разных

    уровней. Объединение этих элементов и приводит к возникновению партии.

    Внешнее происхождение. В этом случае новые партии возникают независимо

    от парламентских выборов, на основе различных групп интересов и

    общественных организаций - профсоюзов, философских обществ, религиозных

    групп, промышленных и финансовых группировок, нелегальных организаций.

    Лейбористская партия Великобритании (1899 г.) сформировалась на основе

    профсоюзов, философского Фабианского общества, Социал-демократической

    ассоциации. Крестьянские объединения в Скандинавских странах стали базой

    формирования крестьянских партий.

    Позже Кеннет выделил еще один путь создания партий - унитарный (слияние

    или раскол партий).

    Функции политических партий. Деятельность политических партий весьма

    разнообразна. Исследователями называются более дюжины присущих им функций.

    Обычно выделяются следующие.

    Во-первых, партия является связующим звеном между гражданским обществом

    и государством. Партия в этом отношении представляет канал передачи

    информации, циркулирующей между правящими и управляемыми. Во-вторых, партии

    осуществляют аккумуляцию интересов больших социальных групп. В-третьих,

    партии осуществляют постановку коллективных целей для всего общества. В-

    четвертых, партии занимаются разработкой идеологии и политических доктрин.

    В-пятых, важным направлением деятельности партий является политическое

    рекрутирование и политическая социализация. Под рекрутированием понимается

    подбор и выдвижение кадров, как для самой партии, так и для других

    организаций политической системы.

    Типология политических партий. Современные типологии партий

    основываются, как правило, на классификации, разработанной в середине ХХ в.

    французским исследователем М. Дюверже. Он предложил подразделить партии на

    два основных типа - "кадровые" и "массовые".

    "Кадровые" и "массовые" партии, по типологии М. Дюверже, различаются по

    количеству членов, организационной структуре, основным направлениям

    деятельности и типу связей, соединяющих граждан с партией.

    "Кадровые" партии представляют собой партии "нотаблей" то есть

    авторитетных в обществе лиц, умелых организаторов избирательных компаний,

    крупных финансистов. По существу, это партия активистов или функционеров с

    малым числом рядовых членов партии, аморфной организационной структурой. У

    кадровых партий есть свои источники финансирования и политические элиты.

    Руководящая роль, как правило, принадлежит парламентариям. Эти партии

    децентрализованы. В качестве примера можно привести европейские либеральные

    и консервативные партии, Республиканскую и Демократическую партии в США.

    "Массовые" партии характеризуются многочисленностью состава, более

    тесной и постоянной связью своих членов, централизованной иерархизированной

    организационной структурой. В свою очередь, массовые партии подразделяются

    (Ж. Блондель) на три вида: 1) представительные партии западного типа: 2)

    коммунистические, 3) популистские.

    Однако в 60-е годы нашего столетия появились партии, которые не

    вписывались в данную типологию. Авторитетные политологи - Ла Паломбара,

    Дж.Сартори, не отвергая схему М.Дюверже, предложили дополнить ее, выделив

    третий тип партий - "партии избирателей". Эти партии, не являясь массовыми,

    ориентировались на объединение максимального количества избирателей самой

    различной социальной принадлежности вокруг своей программы для решения

    основных вопросов текущего момента. Позже такие партии получили название

    "универсальных". В последние годы этот тип партий стал наиболее динамично

    развивающимся в Европе и в Америке. В значительной степени это было

    обусловлено ослаблением идеологических разногласий, ростом интереса граждан

    к универсальным, общечеловеческим ценностям. Многие политологи считают, что

    универсальным партиям принадлежит будущее в постиндустриальном обществе.

    Наблюдается в последнее время определенная трансформация и традиционных

    партий в универсальные.

    Кроме этой типологии встречаются и другие. В зависимости от социального

    состава партии подразделяются на буржуазные, рабочие, крестьянские и т.п.

    Партии различаются и по отношению к общественному строю: консервативные,

    стремящиеся сохранить общество в неизменном виде; реакционные,

    ориентирующие на возвращение прошлого; реформаторские, ориентирующиеся на

    изменение общества посредством реформ; революционные, стремящиеся

    радикально изменить общественную систему в целом.

    Партийные системы. Под партийной системой обычно понимается способ

    взаимодействия политических партий, ведущих борьбу за власть. Партийные

    системы традиционно различаются в зависимости от количества политических

    партий. Обычно выделяют три основных типа партийной системы: однопартийные,

    двухпартийные, многопартийные.

    Более сложную классификацию разработали Ла Паломбара и Вайнер,

    предложив выделить два главных типа партийных систем: конкурентные и

    неконкурентные. В качестве критерия различения партийных систем они

    рассматривают степень конкурентности партий в борьбе за власть.

    Конкурентные партийные системы в зависимости от степени конкуренции

    подразделяются на многопартийные, двухпартийные, многопартийные с одной

    господствующей партией,

    Возникновение многопартийных систем обусловлено многими факторами: а)

    сильная социальная дифференциация общества, б) наличие идеологических и

    религиозных различий, в) специфика исторического развития общества, г)

    национальные и этнические различия, д) институционные различия (система

    выборов).

    Положительной стороной многопартийной системы можно считать

    многокрасочность политического спектра, более широкие возможности для

    избирателей выбора политических направлений. Однако многопартийные системы

    обладают и рядом недостатков плохо выполняются функции агрегирования

    интересов, отсутствует стабильность большинства в парламенте, что ведет к

    нестабильности правительства.

    Двухпартийные системы характеризуются чередованием у власти двух

    основных партий и отсутствием коалиций. Наиболее классический вариант

    бипартизма встречается в англосаксонских странах - Великобритании,

    Австралии, США. Многие политологи считают, что двухпартийная система

    более эффективна, чем многопартийная. Прежде всего, в условиях бипартизма

    упрощается процесс агрегирования интересов и сокращения требований.

    Избиратели непосредственно выбирают политические цели и руководителей.

    Победившая партия более адекватно отражает интересы большинства.

    Отсутствие коалиций обеспечивает большую стабильность, безкризисность

    правительства.

    Многопартийная система с господствующей партией. Сам термин в 1961 г.

    предложил М. Дюверже. Господствующая партия контролирует, как правило,

    голоса более 35% избирателей. Находясь, долгое время у власти, такая

    партия отождествляет себя

    со страной в целом. Определенное преимущество такой партийной системы

    заключается в стабильности правительства. Главный недостаток - опасность

    застоя, косности, так как долгое господство одной партии может привести к

    вытеснению парламентской игры, публичной политики тайной закулисной

    борьбой, скрытой от избирателей.

    Неконкурентные партийные системы характеризуются подавлением всех

    политических объединений, кроме одного. Выделяют три вида: 1)

    коммунистические; 2) фашистские; 3) развивающиеся системы.

    Литера тура

    1. Демидов В. Многопартийность в Сибири // Сибирь. Политика.

    Экономика. Управление. – 1992. - № 1.

    2. Докучаева И.Г., Малетин С.С. Политология. – Новосибирск. 1992.

    3. Горбачев В.Г. Становление многопартийности. Региональный аспект //

    Социально-политический журнал. – 1998. - № 3.

    4. Партия и политические блоки в России. – М., 1993.

    5. Пушкарева Т. Партии и партийные системы: концепции М. Дюверже //

    Социально-политический журнал. – 1993. - № 9 – 10.

    6. Сиверцев М.А. Российская политическая культура и перспективы

    многопартийности // США: экономика, политика, идеология. – 1993. - № 1.

    7. Тимошенко В.И. «Российская многопартийность сегодня // Социально-

    политический журнал. – 1994. - № 11-12.

    8. Шмачкова Т.В. Из основ политологии Запада // Полис. – 1991. - № 2.

    9. Эллис З. Политические партии и возобновление истории // Полис. – 1994.

    - № 2.

    Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

    Понятие политической культуры. В современной политической науке нет

    общепринятого понятия политической культуры. Можно выделить две основных

    группы базовых концепций этого явления политической жизни. К первой группе

    относится концепция Г.Алмонда, впервые сформулированная в 1956 г. в статье

    "Сравнительные политические исследования". Под политической культурой

    Г.Алмонд понимал определенный образец ориентаций на политические действия,

    отражающий особенности каждой политической системы. Позднее, в совместной

    работе с С. Вербой "Гражданская культура", это представление о политической

    культуре было уточнено. По мнению американских ученых понятие "политическая

    культура" указывает на специфические политические ориентации - установки в

    отношении политической системы и ее различных частей и установки в

    отношении собственной роли в системе. Иными словами, политическая культура

    – это политическая система, интериоризованная в знаниях, чувствах и оценках

    населения. Концепция Г. Алмонда и С. Вербы в дальнейшем получила развитие в

    работах Л. Пая, С.Хантингтона, Д.Элазара, Х.Доменигера, А.Брауна и др.

    Ко второй группе относятся исследователи, включают в политическую

    культуру еще и образцы политического поведения. Так, американский политолог

    Д.Пол определяет политическую культуру как конфигурацию ценностей, лежащих

    в основе политики общества. У. Розенбаум понимает под политической

    культурой концептуальное обозначение чувств, мыслей и поведения, которые мы

    замечаем или выводим, наблюдая за людьми, живущими своей повседневной

    жизнью. Признанные образцы поведения, включает в содержание политической

    культуры и Р. Такер.

    В отечественной политической науке проблемы политической культуры

    начали изучаться сравнительно недавно. Как и в западной литературе, одни

    исследователи - Ф.М.Бурлацкий и А.А.Галкин - ограничивают политическую

    культуру сферой политического сознания, не включая в ее содержание образцы

    политического поведения.

    Другие - Э.Баталов, Е.А.Егоров, Н.М.Кейзеров, М.Х.Фарукшин - наоборот,

    включают образцы политического поведения в содержание политической

    культуры.

    По мнению Э.Баталова, политическая культура - это система исторически

    сложившихся, относительно устойчивых, установок, убеждений, представлений,

    моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов

    политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни

    общества на основе преемственности.

    Структура политической культуры. Политическая культура представляет

    сложное в структурном отношении образование. Существует разнообразие мнений

    по вопросу количества компонентов политической культуры.

    Авторы первой концепции политической культуры Г.Алмонд и С.Верба в

    качестве основных компонентов выделили три уровня политических ориентаций.

    Познавательные ориентации включают знания и мнения субъекта о политической

    системе, ее ролях и носителях этих ролей, о ее "входах" и "выходах".

    Аффективные (эмоциональные) ориентации отражают чувства, испытываемые

    субъектом по отношению к политической системе, к ее роли и персоналу.

    Оценочные ориентации содержат суждения и мнения относительно политических

    объектов.

    Сторонник более широкой трактовки политической культуры У.Розенбаум

    счел необходимым вычленять "компоненты ядра", то есть те элементы, которые

    играют фундаментальную роль в формировании политической культуры нации. Эти

    компоненты он разбил на три основные группы:1) "ориентация в отношении

    правительственных структур" - отношение субъекта к политическому режиму,

    основным правительственным структурам, его символам, официальным лицам и

    нормам; ориентация в отношении правительственных "входов" и "выходов"; 2)

    "политические идентификации", то есть сопричастность индивида к

    "политическим единицам" - нациям, государству, городу; политическое доверие

    и "правила игры" (представления индивида о том, каким правилам он должен

    следовать в гражданской жизни); 3) "политическая ориентация в отношении

    собственной политической деятельности" или "политическая компетентность"

    (участие индивида в гражданской жизни) и "политическая эффективность"

    (ощущение возможности оказать влияние на политический процесс).

    Э.Баталов вычленяет четыре основные группы политических ориентаций в

    структуре политической культуры. В первую группу он включает отношения

    неинституционального субъекта политического процесса к институциональному

    объекту (политической системе общества, его институтам, государству,

    партиям и т.д.). Вслед за Г.Алмондом и С. Вербой, политические ориентации

    неинституционального субъекта подразделяются Э. Баталовым на три вида:

    когнитивные (познавательные), эмоциональные (аффективные) и оценочные.

    Во вторую группу Э.Баталов включает отношения неинституционального

    субъекта политического процесса к самому себе. Эти отношения фиксируют

    индивидуальное и групповое политическое самосознание, а также отношение

    одного неинституционального субъекта к другим. Выделяют модели политической

    самоидентификации (соотнесение индивида с существующими в обществе реалиями

    и институтами). Так, для американцев характерна отчетливо выраженная

    центристская ориентация, четкая партийная приверженность.

    Политическое самосознание включает и представления субъекта о

    собственных политических возможностях - оказание влияния на решение

    правительства на разных уровнях власти. Американская политическая культура

    характеризуется относительно высоким уровнем представлений американцев о

    своих политических возможностях.

    В третью - отношения между институтами политической системы

    (государства и партии, межпартийные и т.д.). Сюда входят более или менее

    устойчивые модели подготовки, принятия и осуществления политических

    решений, принципы регулирования отношений между государственными

    учреждениями и партиями. Анализ взаимоотношений институтов политической

    системы позволяет зафиксировать действующие в обществе правила политической

    игры на институциональном уровне. В четвертую группу включаются отношения

    институционального субъекта к неинституциональному субъекту, т.е.

    политических институтов и организаций к социальным группам и классам.

    Политические культуры представляют собой сложные, внутренне

    неоднородные системы, включающие подсистемы политических ориентаций,

    отличающиеся от политической культуры общества в целом. В современной

    политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Одно из

    наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит У.

    Розенбауму. Политическая субкультура, считает он, есть существующая в

    рамках политической системы совокупность индивидов, чьи политические

    ориентации заметно отличаются от ориентаций значительного большинства в

    рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе

    культурных ориентаций.

    Вычленение политических субкультур осуществляется по разным основаниям:

    социально-экономическим, классовым, национально-этническим, религиозным,

    демографическим.

    Типология политической культуры. Первую типологию политической культуры

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.