МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебное пособие для студентов Политология

    выделению человека из природы и возникновению государства.

    Спортивная (Ортега Х. Гассет) теория. Возникновение государства

    обусловлено происхождением игр, физических упражнений и спорта. Обряд

    инициации. Образование специальных групп. Возникновение родовой и военной

    аристократии результат проведения соревнований.

    Патримониальная (Галлер Р.). Право собственности на землю первооснова

    государства.

    Органическая (Г. Спенсер).

    Договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо). В

    соответствии с этой теорией государство возникло в результате добровольного

    соглашения людей в целях обеспечения своих основных прав и свобод.

    Социально-экономическая (марксистская) теория в качестве основных

    факторов образования государства видит в развитии общественного разделения

    труда, возникновении частной собственности, классов и эксплуатации одних

    классов другими. Государство создается экономически господствующими

    группами для подчинения себе неимущих слоев населения.

    Психологическая (Г. Тард, Петражицкий, Ж. Бюрдо). Основа государства –

    психологическая потребность человека жить в рамках организованного

    сообщества. Общество и государство есть сумма психологических

    взаимодействий людей и их различных объединений и следствие психологических

    закономерностей человека.

    Диффузионная (Гребнер). Государство результат передачи опыта управления

    от одних народов к другим.

    Форма государства. Любое государство имеет определенную форму, под

    которой понимается обычно способ организации политической власти,

    охватывающий форму правления, форму государственного устройства и

    политический режим.

    В структуре современного государства различают пять основных элементов:

    представительные органы, исполнительно-распорядительные, судебные, органы

    прокурорского надзора, органы государственного контроля. Существует два

    основных принципа организации государственной власти. Согласно первому,

    законодательная, исполнительная и судебная ветви власти должны находится в

    одних руках.

    Принцип разделения властей выражается в четком разграничении

    законодательной, исполнительной и судебной власти по функциями и составу.

    Законодательные, исполнительные и судебные институты, будучи независимыми

    друг от друга, взаимно контролируют друг друга и не допускают

    сосредоточения власти в одних руках.

    Высшим законодательным органом государства является парламент –

    представительный институт, избираемый в современных демократических странах

    на основе всеобщего избирательного права. Современные парламенты имеют

    сложную структуру и состоят, как правило, из двух палат. Нижние палаты

    парламентов формируются посредством выборов. Способы формирования верхних

    палат более разнообразны. В Великобритании палата лордов состоит

    наследственных и пожизненных пэров и высших иерархов англиканской церкви. В

    США в сенат избираются по два представителя от каждого штата. В Германии

    депутаты высшей палаты назначаются правительствами земель. В России Совет

    федерации формируется из глав законодательной и исполнительной власти

    субъектов федерации.

    Все разнообразие существующих парламентов подразделяют в зависимости от

    характера его взаимоотношений с исполнительной властью на пять групп.

    Доминирующие парламенты играют ведущую роль в политической жизни,

    формируют и жестко контролируют исполнительную власть (Италия).

    Автономные парламенты в основном контролируют законодательный процесс,

    самостоятельны в своей деятельности, но не имеют достаточных полномочий для

    отстранения исполнительной власти (США). Автономные парламенты в большей

    степени характерны для стран с сложившейся практикой межгрупповых

    консультаций по политическим проблемам.

    Ограниченно автономные парламенты характеризуются конфронтацией между

    правительством и оппозицией (Великобритания).

    Подчиненные парламенты находятся в зависимом положении от

    исполнительной власти и не имеют возможности контроля за её деятельностью

    (Кения).

    Полностью подчиненные парламенты характерны для многих популистских

    мобилизационных (Танзания), военных (Ирак), коммунистических режимов

    (СССР). Такие парламенты редко собираются на сессионные заседания, которые

    носят чисто формальный характер.

    Функции парламентов. Парламенты как представительные органы

    законодательной власти выполняют следующие функции: легитимации,

    представительства, рекрутирования и социализации элит, контроль за

    исполнительной властью.

    Исполнительная власть осуществляет непосредственно управление обществом

    на основе принятых законов. Основными видами исполнительной власти являются

    абсолютная и ограниченная. Выделяют пять основных функций политической

    власти: определение основных направлений политики государства; контроль за

    её выполнением; мобилизация властвующей элиты и масс для поддержки

    проводимой политики; церемониальное руководство; руководство в кризисных

    ситуациях.

    Сущность государства. В современной политологи можно выделить два

    основных подхода к определению сущности государства. В рамках классового

    подхода сущность государства заключается в приоритетном обеспечении

    интересов господствующего класса и подавлении протеста других социальных

    групп. На ранних этапах исторического развития преобладала именно эта

    сторона деятельности государства.

    В современных условиях сущность государства чаще всего трактуется с

    позиций общесоциального подхода. Государство в этом случае определяется как

    политическая организация, создающая условия для компромисса интересов

    основных социальных групп населения. Оно выступает в качестве арбитра и

    активного участника отношений между основными социальными группами,

    стремясь не допускать опасного для общества обострения конфликтов.

    Задачи, которые решает государство, выражаются в его функциях. В

    отечественной литературе обычно выделяют внешние и внутренние функции

    государства. К внутренним относятся: экономическая, социальная,

    экологическая, обеспечение правопорядка и законности, культурно-

    образовательная, защита общественного строя, социальный арбитраж. Внешние

    функции: участие в решении глобальных проблем, обеспечение национальной

    безопасности, развитие взаимовыгодного сотрудничества.

    Типология государства. Одним из общепринятых критериев классификации

    государств является форма правления, определяемая структурой и правовым

    режимом высших органов государственной власти. Традиционно выделяют две

    основные формы правления – монархию и республику.

    Монархия характеризуется номинальной принадлежностью государственной

    власти одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке

    престолонаследия. Монархии бываю абсолютными, ограниченными,

    конституционными. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы

    государства (Саудовская Аравия, Непал). Правительство назначается монархом.

    Оно выполняет его волю и ответственно только перед ним.

    В конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией.

    Выделяют два вида конституционных монархий – дуалистическую и

    парламентскую. В дуалистической монархии монарх наделен преимущественно

    исполнительной властью (Кувейт, Иордания). В парламентской монархии монарх

    считается главой государства, но фактически выполняет лишь

    представительские функции. Законы принимаются парламентом. Право вето

    монархи в современном мире, как правило, не используют. Правительство

    формируется парламентом и ему подотчетно. Оно осуществляет реальное

    управление страной. Все издаваемые монархом распоряжения должны быть

    подтверждены главой правительства. Монарх же выполняет важную функцию

    символа нации и верховного арбитра, обеспечивающего единство страны.

    Республика. В республиках источником власти является народ. Высшие

    государственные органы избираются законом. Республиканская форма правления

    является наиболее распространенной в современном мире. Существует три

    основных вида республики: президентская, парламентская и смешанная

    Президентская республика предполагает жесткое разделение властей.

    Исполнительная власть возглавляется президентом, который является

    одновременно и главой государства. Президент избирается независимо от

    парламента.

    Парламентская республика характеризуется тем, что правительство

    формируется парламентом и ответственно перед ним. Парламент также издает

    законы, утверждает бюджет, осуществляет контроль над правительством.

    Правительство обладает исполнительной властью. Руководитель правительства

    является фактически первым лицом в политической иерархии.

    Смешанная республика. Для этой формы правления характерно сочетание

    сильной президентской власти с реальным контролем парламента за

    деятельностью правительства. Главная отличительная черта смешанной

    республики - двойная ответственность правительства (перед президентом и

    парламентом).

    В зависимости от национально-территориальной организации

    государственной власти выделяют три формы государства – унитарное,

    федерация и конфедерация.

    Унитарное государство отличается наличием единой системой высших

    органов государственной власти, единой конституции, единого гражданства,

    единой судебной системы.

    Федерация – это государство, имеющее в своем составе относительно

    самостоятельных государственных образований. В федерации существуют два

    уровня власти. Полномочия их органов разграничены федеральной конституцией.

    Отличительной особенностью федерации является наличие двойной правовой

    системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента. К ведению

    федерального правительства относятся вопросы внешней политики, обороны,

    финансового регулирования, установление важнейших налогов. Субъекты

    федерации не могут по своему усмотрению выйти из федерации. Федерации могут

    создаваться по территориальному признаку (США, Германия), национальному

    (Индия), смешанному (Россия).

    Конфедерация это союз полностью независимых государств, объединившихся

    для проведения единой политики в общих целях. Каждый член конфедерации

    сохраняет полную государственную самостоятельность и делегирует центру лишь

    строго ограниченный круг полномочий. В конфедерации, как правило,

    отсутствует единый высший законодательный орган. Решения общих органов не

    имеют обязательного характера. Не существует единого гражданства, единой

    правовой и налоговой системы. Субъекты могут самостоятельно выходить из

    конфедерации. В определенные периоды своей истории конфедеративная форма

    государственного устройства была характерна для США (1776 – 1787 гг.),

    Швейцарии (1848 г.), Германии (Германский союз в 1815 – 1867 гг.). В

    настоящее время Швейцария хотя и именуется официально Швейцарской

    конфедерацией, но реально является федерацией. В современном мире можно с

    определенной долей условности считать конфедерацией Европейском союз (1991

    г). В перспективе сложное и противоречивое сочетание интеграционных и

    дезинтеграционных процессов в современных федерациях может привести к

    образованию новых конфедераций.

    После распада СССР на его территории появилась новая форма

    ассоциированного государственного объединения – Содружество Независимых

    Государств (СНГ). Эта форма ещё более аморфная и неопределенная чем

    конфедерация.

    В современной политологии существуют и другие классификации типов

    государства. В соответствии с приоритетными функциями государства

    подразделяют на полицейские (военные), правовые, социальные.

    Полицейские государства главной своей задачей считают защиту

    насильственными методами существующего государственного строя.

    Правовые государства в качестве основной функции видят обеспечение

    основных прав и свобод граждан. Правовое государство характеризуется целым

    рядом отличительных признаков: верховенство закона во всех сферах

    общественной жизни, защищенность основных прав и свобод граждан, взаимная

    ответственность государства и личности, разделение властей.

    Социальное государство характеризуется заботой о соблюдении интересов

    всех своих граждан, созданием для них достойных условий жизни. Оно

    стремится сформировать новый тип социльных отношений на принципах

    справедливости, гражданского мира.

    Тесты

    1. «Государство есть машина для угнетения одного класса другим…». В

    рамках какой теории в данном случае объясняется сущность

    государства?:

    а) патриархальной

    б) договорной

    в) завоевания

    г) марксистской

    2. Что является важнейшей функцией парламента?

    а) рассмотрение и утверждение наиболее важных решений исполнительных

    органов власти

    б) законотворческая деятельность

    в) контроль над силовыми структурами

    г) руководство экономикой

    3. Президентская форма правления в наиболее чистом виде существует:

    а) в Великобритании

    б) во Франции

    в) США

    г) в Швейцарии

    4. Какое из перечисленных государств является унитарным?

    а) Канада

    б) Франция

    в) США

    г) Австралия

    Литература

    1. Гаджиев К.С. О перспективах демократической государственности в

    России. // Полис. 1994. N 3.

    2. Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному

    сообществу. // Полис. 1993. N 5.

    3.Лаполамбара Д.Ж. Бюрократия и демократия // Кентавр. – 1991. № 2.

    4. Санистебан Л. Государство и общество. // Диалог. 1993. N5-6.

    5.Тарасевич Е.Н. Государство как институт политической системы. //

    Социально-политический журнал. 1994. N 1-2.

    6. Урсул А.Д. Проблема государственности в перспективе перехода к

    устойчивому развитию // Социально-политический журнал. – 1997. - №2

    7. Фрэнк Ричард Д. Государство, общество и бизнес в условиях

    индустриальной демократии. // Проблемы теории и практики управления. 1993.

    N 1.

    8. Шабо Ж.-Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок

    осуществления. // Полис. 1993. N 3.

    9. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм. // Полис. 1995.

    N 5.

    10. Чешков М.А. Феномен неотатизма. // Полис. 1996. N 2.

    11. Шестопал А. Из мирового опыта федерализма // Общественные науки и

    современность. – 1994. - № 1.

    Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

    Понятие политической партии. Важное место среди политических

    организаций занимают политические партии. Однозначного определения партии в

    современной политологии нет. Многие предложенные в разное время определения

    партии восходят к схеме, намеченной еще в XVIII в. Д. Юмом. Он различал три

    типа: партий - партии принципов, партии интересов и партии пристрастности.

    В начале XIX в. англичанин Р. Берк предложил называть партиями группы

    людей, объединившихся на основе общих взглядов для обеспечения совместными

    усилиями национальных интересов. Его современник Б. Констан считал, что

    партия – это объединение людей, исповедующих одну и ту же политическую

    доктрину. В этом случае партия выступает, прежде всего, как носитель

    идеологии. Позже М. Вебер рассматривал партию как ассоциацию добровольных

    членов, цель деятельности которых обеспечить власть внутри корпоративной

    группы для своих лидеров, с тем, чтобы добиться духовных или материальных

    преимуществ для своего активного членства. В марксистском понимании партии

    акцент делается на классовый характер. Партия в этом случае рассматривается

    как политическая организация, выражающая интересы общественного класса или

    слоя, наиболее активная, сознательная и организованная его часть.

    Современными исследователями выделяется, как правило, четыре,

    характеризующих партию признака: партия является носителем определенной

    идеологии; партия - это организация, то есть длительное объединение людей;

    цель партии – завоевание или участие в осуществлении власти; каждая партия

    стремится обеспечить себе поддержку народа. Можно использовать определение

    партии Кермона: партия есть организационная сила, объединяющая людей одного

    политического направления для мобилизации общественного мнения по

    определенным целям, для участия в органах власти или для ориентации властей

    на достижение своих требований.

    Политические партии необходимо отличать от других организаций в

    политической системе: политических движений, заинтересованных и вооруженных

    групп.

    Политические движения представляют собой форму общественного движения,

    имеющего цель изменить или закрепить существующие условия. Политическое

    движение в отличие от партии более аморфно в организационном отношении, не

    всегда ориентировано на завоевание власти. По достижении своих целей

    движение часто прекращает свое существование. Политическое движение может

    стать базой для возникновения партий.

    Заинтересованные группы - это группы лиц, стремящихся воздействовать на

    процесс принятия решений по тем или иным вопросам, не претендуя на высшую

    политическую власть в обществе. Заинтересованные группы пытаются влиять на

    политическую элиту, а не управлять непосредственно. В этом их главное

    отличие от политических партий, которые стремятся завоевать власть или

    участвовать в ее осуществлении.

    Вооруженные группы - это группы лиц или организации, использующие для

    достижения политических целей средства физического насилия. Обычно

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.