МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретическая политология (Часть 2)

    природе, а судебную - вообще полувластью. Думается, все это было не столь

    актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее положение

    теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять

    интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет

    интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата законодательного

    собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) -

    аристократии, нижняя палата собрания - интересы народа. Таким образом, мы

    видим стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии и приверженцев

    абсолютизма.

    Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и

    теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо.

    В отличие от Монтескье, Руссо считал, что "законодательная, исполнительная

    и судебная власти - особые проявления единой власти народа".Точка зрения

    Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во

    Франции конца 18 века; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо

    обосновывал необходимость борьбы с феодализмом.

    Как взгляды Монтескье, так и взгляды Руссо о разделении властей обладали

    значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Они были

    направлены против королевского абсолютизма и служили обоснованием

    компромисса буржуазии и дворянства.

    Политическая власть: сущность и структура

    Центральным пунктом теории политики является понятие власти. Оно дает ключ

    к пониманию политических институтов, политических движений и самой

    политики. Власть присутствует во всех видах человеческих отношений и

    незаменима в развитии общества. Политическая власть – важнейший регулятор

    человеческих отношений, поэтому проблемы ее происхождения и развития

    являются основными в политической науке.

    Существуют различные подходы к определению власти, отражающие сложную

    природу этого явления:

    1. Подход телеологический (с точки зрения цели). Характеризует власть,

    как способность достижения определенных целей, получение намеченных

    результатов. Представители этого направления, среди которых видное

    место занимает Бертран Рассел, трактуют власть довольно широко

    распространяя ее и на взаимодействие человека с природой.

    2. Подход бихевиористский. Его представители: Лассуэлл, Мерриам и др.,

    трактуют власть как особый тип поведения, при котором одни люди

    командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход

    индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию

    реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную

    мотивацию власти.

    3. Подход системный. Он возник в противовес бихевиористскому видению

    власти и исходит из производности власти не от индивидуальных

    отношений, а от социальной системы. Некоторые представители

    системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) рассматривают власть как

    способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых

    обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей. Это

    во многом обусловливает относительность власти, т. е.

    распространенность на определенные системы.

    4. Подход структурно-функционалистский. Власть рассматривается как

    способ самоорганизации человеческой общности, основанный на

    целесообразности разделения функции управления и исполнения. Без

    власти невозможны коллективное существование человека, совместная

    жизнедеятельность многих людей.

    5. Подход реляционистский (от французского слова «relation» –

    отношение) рассматривает власть как межличностное отношение, при

    котором один из участников оказывает определяющее влияние на

    второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее

    субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных

    средств контролирует объект.

    Все подходы в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там,

    где возникает подчинение. Иначе говоря, власть – это один из сложнейших

    видов социального взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве

    одного субъекта или группы принимать решение приобретающее обязательный

    характер для другого субъекта или группы.

    В структурном отношении основными компонентами власти являются:

    1. Субъект

    2. Объект

    3. Ресурсы

    Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: посредством

    определенного акта - приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект

    властных отношений, предписывая ему необходимое поведение.

    Объект власти в свою очередь должен подчиняться, поскольку без этого

    условия просто не возникнет властного отношения. Власть - это всегда

    двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающее

    социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан

    им подчиниться и позволяющие применять определенные санкции (наказание или

    поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или

    подчинение).

    Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от

    ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного,

    воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от

    ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, а также от

    восприятия руководителя исполнителями, наличие или отсутствие у него

    авторитета.

    Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших

    название ресурсов власти. Для общества характерно неравномерное

    распределение ресурсов власти. Субъекты, обладающие ими, могут

    трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на

    подчинение. Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства

    удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Широко

    распространена их классификация в соответствии с важнейшими сферами

    жизнедеятельности общества:

    1. Экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые для

    общественного и личного производства и потребления, деньги как их

    всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные

    ископаемые и т.п.

    2. Социальные ресурсы – способность изменения социального статуса или

    ранга, места в социальной стратификации. Включают такие показатели,

    как должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п.

    3. Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также

    средства их получения и распространения: институты науки и

    образования, средства массовой информации и др. Далеко не во всех

    странах знания и информация имеют приоритет над экономическими,

    социальными и силовыми ресурсами, но тенденция повышения значимости

    культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна.

    4. Принудительные (силовые) ресурсы – оружие, институты физического

    принуждения и специально подготовленные для этого люди. В

    государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности,

    суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями,

    снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов

    традиционно считается наиболее эффективным ресурсом власти,

    поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества

    и свободы – высших ценностей.

    Интересна классификация ресурсов у Тоффлера. Он выделяет три основных

    ресурса власти: силу, богатство и знание. По его мнению в современном

    обществе решающим ресурсом являются знания, а сила и богатство отходят на

    второй план и утрачивают свое влияние.

    Специфическим ресурсом является сам человек – демографические ресурсы. Люди

    – универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие

    ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы),

    солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и

    распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и

    т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих

    многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации

    чужой воли. В целом же человек – не только ресурс власти, но и ее субъект и

    объект.

    Использование ресурсов власти приводит в движение всю ее структуру, делает

    реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам);

    господство, руководство, организация и контроль. Как уже отмечалось,

    ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно - это приводит к

    постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к

    взаимному соперничеству и противоборству в этой сфере власти управляющих и

    влияния управляемых. Управляющие обладают организованным контролем над

    общегосударственными ресурсами и административным аппаратом, а управляемые

    располагают лишь своими частными ресурсами потенциалом мобилизации граждан

    со стороны партий и движений, которые постоянно ведут борьбу за выгодное им

    перераспределение общественных ресурсов и усиление над ними социального

    контроля.

    Механизм осуществления политической власти,

    (объяснить структуру народовластия в РФ).

    Процесс властвования упорядочивается и регулируется при помощи специального

    механизма власти - системы организаций и норм их устройства и деятельности.

    Механизм власти имеет сложную и иерархичную структуру. Первичным субъектом

    власти, ее источником, является народ, реализующий часть властных функций

    непосредственно, а часть -делигируя официальному представителю

    (государству).

    Применительно к обществу механизмом власти выступают государственные органы

    и другие политические институты, а так же право. Законное право государства

    разрабатывать и претворять в жизнь решения, от которых зависит создание и

    распределение ценностей, не может осуществляться из единого центра, единым

    властвующим субъектом. В силу этого объективно вытекает проблема разделения

    властей. Активными разработчиками ее были Локк и Монтескье. Впервые данный

    принцип официально был закреплен в конституции США, упоминание о нем

    встречается в актах Великой французской революции. Политический опыт этих

    стран свидетельствует о целесообразности разделения властей, т.к. оно

    позволяет не только конкретно определить рамки и функции деятельности

    каждой ветви власти, но и установить контроль, внедрить систему «сдержек и

    противовесов». Данная система позволяет предотвращать злоупотребление

    властью, узурпацию одной ветвью власти других и т.п. Реализация разделения

    властей дает возможность гармонично соединять такие аспекты жизни общества

    как власть и свобода, государство и личность, под углом зрения самоценности

    последней.

    Разделение властей реализуется в 2 плоскостях. Оно возможно по вертикали и

    по горизонтали:

    По вертикали - это разделение власти между различными уровнями

    государственного управления. Всего существует 2 уровня: общенациональный и

    местный. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные

    уровни, например региональный уровень. В этом случае регион (область, край,

    город) наделяется властью, которая четко определена и защищена от

    посягательств центрального правительства Конституцией. Такая система власти

    называется федеральной. Если же региональный уровень власти отсутствует или

    же он слаб, зависим от центра, то такая система власти называется

    унитарной. Так в США, Германии, России сложилась федеральная система

    управления. Англия представляет собой унитарную систему.

    По горизонтали - разделение властей имеет место, когда власть

    распределяется между элементами государственного управления на одном и том

    же уровне, например, между 3 ветвями власти на законодательную,

    исполнительную и судебную.

    В различных странах функции законодательной власти не одинаковы и по объему

    и по содержанию. Но по основным правилам они одинаковы Носителем этой ветви

    власти выступает парламент (2 или 1 палатный).

    Исполнительная власть: в США ее главой является президент, одновременно

    сочетающий с ней и должность главы государства. В Англии глава государства

    - монарх, а глава исполнительной власти - премьер министр. Особенностью

    этой ветви власти является то, что она может выступать с законодательной

    инициативой и издавать постановления.

    Судебная власть - стоит на страже законности и порядка. Представлена

    судами, выступающими гарантами в разделении властей, опирающимися на право

    судопроизводства.

    Разделение властей может осуществляться и на местном уровне. Органы

    местного самоуправления (муниципалитета) утверждают местный бюджет и

    управляют муниципальной собственностью.

    Эффективность и легитимность власти,

    (объяснить структуру местного самоуправления в РФ)

    Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп

    проводить свою волю в политике и правовых нормах.

    Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов

    эффективности и легитимности.

    Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных

    распоряжений в максимально короткие сроки с меньшими издержками.

    Критериями эффективности являются:

    1. Достаточность оснований власти и эффективное использование ее

    ресурсов

    2. Рациональность вертикального и горизонтального строения власти

    3. Действенный контроль за выполнением властных распоряжений

    4. Организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа

    властных приказов (каждый должен стоять на своем месте).

    5. Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в

    случае неповиновения его приказам.

    6. Эффективная система самоконтроля власти (главное место занимает

    авторитет).

    Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности. Легитимность

    означает признание обществом законности существующих институтов власти и

    правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности

    характеризует законность власти.

    М.Вебер в легитимности власти видел гарантию стабильности общества.

    Общественный порядок может сохраняться не только благодаря законодательным

    нормам. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности.

    Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится признание

    власти подчиненными.

    Немецкий политолог М.Хеттих пишет о том, что легитимация - это

    правомерное признание политического господства со стороны общества.

    Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об

    определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют

    приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми

    здесь основными политическими ценностями.

    Как отмечают американские политологи Г.Алмонд и С.Верба, состояние

    политических чувств является, по-видимому, наиболее важной проверкой

    легитимности. Политический режим устойчив, если принимается гражданами в

    качестве правильной формы правления.

    Истон главное условие легитимности видел в определенных социально-

    психологических отношениях, которые обеспечивают согласие с требованиями

    власти. Данный подход позволил выделить диффузную и специфическую

    легитимность. Первая представляет собой общую, фундоментальную поддержку

    идеям политической власти, независимо от результатов ее деятельности,

    вторая ситуативна, т.е. связана с определенной ситуацией и ориентирована на

    результат, она, как правило, кратковременна.

    Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии

    большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так

    и в борьбе за господство определенных политических сил.

    Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия,

    события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без

    принуждения.

    Свойства поддержания легитимности власти:

    1. Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями

    2. Стремление использовать традиции при проведении политики и

    законодательстве

    3. Поддержание в обществе законности и правопорядка.

    Показателями легитимности являются:

    1. Уровень принуждения

    2. Наличие попыток свержения правительства

    3. Сила гражданского повиновения

    4. Результаты выборов и референдумов

    5. Наличие демонстраций, митингов, пикетов.

    Делигитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита.

    Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и

    интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в

    обществе.

    Типы политического господства по Веберу

    Концепцию господства - является основной политической социологии Макса

    Вебера. Как писал сам Вебер, “господство означает шанс встретить

    повиновение определенному приказу”. Кроме этого, господство предполагает

    взаимные ожидания того, кто приказывает и того, кто повинуется этому

    приказу, ожидая, что приказ будет иметь тот характер, который ими

    воспринимается. В соответствии со своей методологией, Вебер дает три типа

    господства:

    1. Легальное

    2. Традиционное

    3. Харизматическое

    Легальное господство – основано на признании добровольно установленных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.