МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социально-экономическое и политическое развитие России в постсоветский период

    сохранении территориальной целостности страны. Уже с 1990 г. автономные

    республики в составе РСФСР повысили свой статус до уровня союзных, что

    значительно расширило их суверенные полномочия. В условиях экономического

    кризиса между регионами России усилились центробежные тенденции, налицо

    было разрушение традиционных хозяйственных связей. Это создавало для

    России реальную угрозу повторения судьбы Союза ССР. Сохранение

    Российского государства как единой многонациональной державы, основанной

    на принципах федеративного устройства, зависело теперь от быстрого и

    успешного проведения радикальных социально-экономических преобразований,

    способных на новом фундаменте рыночных реформ возродить интеграционные

    процессы, от единства и взаимодействия федеральных и местных органов

    власти и решимости высших исполнительных, органов России в отстаивании

    территориальной целостности всего государства.

    После длительных переговоров и дискуссий 31 марта 1992 г.

    большинство субъектов Российской Федерации подписали в Кремле

    Федеративный Договор. Данный документ разграничивал предметы ведения и

    полномочия между федеральными органами власти и органами власти субъектов

    Федерации. К числу субъектов Федерации были отнесены республики в составе

    РФ, края, области, автономные образования и города Москва и Санкт-

    Петербург. От подписания Федеративного Договора воздержались лидеры

    Татарстана и Чеченской республики, заявившие о своем полном суверенитете

    и независимости от федеральных властей.

    Как показали последующие события, подписание Договора не оказало

    должного влияния на укрепление государственного единства России. В

    повестку дня был поставлен вопрос о принятии новой Конституции Российской

    Федерации.

    Радикальные экономические реформы, начатые в 1992 г., и прежде

    всего введение свободных цен, обусловили резкое падение уровня жизни

    значительной части населения страны. Это накалило социально-политическую

    атмосферу в обществе. Стремительное расслоение российского общества

    оказало влияние и на дальнейшую эволюцию структур государственной власти

    России.

    В течение 1993 г. важнейшим фактором государственно-политического

    развития страны стало все более обостряющееся противостояние двух высших

    институтов государственной власти - исполнительной в лице Президента и

    его аппарата и законодательной - в лице руководства Верховного Совета

    России. На стороне парламента в этой борьбе выступил вице-президент РФ А.

    В. Руцкой[5], а также поддержавший органы законодательной власти

    Председатель Конституционного Суда В. Д. Зорькин.

    В основе соперничества этих главных политических группировок на

    высшем уровне федеральной власти лежало различие в подходах к развитию

    конституционного процесса, осуществлению стратегии и тактики переходного

    периода и реализации основных положений рыночных реформ в стране.

    Президент и его аппарат вели настойчивую борьбу за укрепление центральных

    органов исполнительной власти и расширение начавшихся радикальных

    социально-экономических преобразований. В то же время руководство

    Верховного Совета РФ во главе в Р. И, Хасбулатовым, опираясь на

    оппозиционно настроенное большинство депутатского корпуса, настаивало на

    белее плащом и сбалансированном переходе страны к ринку при доминирующей

    роли государственного регулирования.

    Поляризация основных политических сил в обществе яре более

    нарастала. Уход в отставку с поста исполняющего обязанности премьер-

    министра России Е.Т.Гайдара в декабре 1992 г. под давлением VII съезда

    народных депутатов и избрание на том же съезде премьер-министром

    В.С.Черномырдина[6] не привели к восстановлению равновесия между

    противоборствующими ветвями власти. В итоге систему высшей

    государственной власти в стране поразил острый конституционный кризис.

    В качестве оптимального пути выхода из сложившейся ситуации

    Президент Росси Б.Н.Ельцин в январе 1993 г, предложил заключить

    конституционное соглашение с руководством Верховного Совета РФ. В связи

    с возникшими по этому поводу дебатами он выдвинул идею о вынесении

    вопроса о конституционном кризисе на всенародное обсуждение (референдум).

    Парламентские лидеры выступили против инициативы Президента, их поддержал

    Конституционный Суд России, Состоявшийся 10 — 13 марта VIII

    (внеочередной) съезд народных депутатов РФ своим постановлением отклонил

    вопрос о проведении референдума. Тогда Б. Н. Ельцин пошел на решительные

    меры: 20 марта он обратился т телевидению ко всем гражданам

    России, заявив, что решения VIII съезда — это «реванш партноменклатуры» и

    что он вводит в действие Указ № 379 «об особом порядке управления»

    страной вплоть до преодоления кризиса власти. Этот шаг вызвал бурную

    реакцию большей части депутатского корпуса, а Председатель

    Конституционного Суда уже 23 марта опротестовал законность данного

    президентского Указа. В этой обстановке в конце марта вновь собрался

    съезд народных депутатов - IX (внеочередной). В ходе его в адрес

    Президента были выдвинуты обвинения в превышении полномочии и поставлен

    вопрос о его отстранении от должности. Однако было найдено компромиссное

    решение: большинством голосов принял решение о проведении Всероссийского

    референдума. На референдум выносились вопросы о доверии Президенту и

    поддержке его курса реформ, о доверии Председателю Верховного Совета и

    российскому депутатскому корпусу,

    Выраженная на референдуме, который состоялся 25 апреля 1993 г.,

    поддержка реформаторского курса, проводимого Президентом (из 62% граждан,

    принявших участие в голосовании, большинство высказалось за доверие

    высшей исполнительной власти), стала той основой, которая позволила

    Б.Н.Ельцину продолжить обсуждение проекта Конституции России.

    Для подготовки текста новой Конституции летом 1993 г. в несколько

    этапов, с участием представителей как государственных органом, так и

    общественных организаций проходило Конституционное совещание созванное по

    инициативе Президента. В этой обстановке основные политические оппоненты

    В. Н. Ельцина предприняли ответные меры для нейтрализации развернутого им

    процесса «десоветизации» государственного строя России.

    Непримиримое противоборство между высшими ветвями государственной

    власти в стране усугублялось усилением поляризации политических сил от

    крайне правых до крайне левых. Это выражалось в проведении многочисленных

    митингов и демонстраций «непримиримой» оппозиции под лозунгами протеста

    против резкого ухудшения уровня жизни граждан и политики правительства в

    реализации рыночных реформ.[7]

    2. «Октябрьское» противостояние и выборы в Государственную Думу.

    21 сентября 1993г. Б.Н. Ельцин выступил по телевидению с обращением

    к народу. Он объявил об упразднении Верховного Совета и съезда народных

    депутатов, а также о формировании двухпалатного Федерального Собрания на

    основе проведения выборов в Государственную Думу и о наделении функциями

    верхней палаты парламента Совета Федерации. В тот же день был подписан Указ

    №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».[8]

    Указ Президента о роспуске ВС РФ и съезда народных депутатов России,

    фактически означавший ликвидацию системы советских органов власти, вызвал

    бурную ответную реакцию. В тот же вечер Председатель Верховного Совета РФ в

    своем выступлении охарактеризовал Указ Президента как антиконституционный

    государственный переворот. На срочно созванном 23 сентября X съезде

    народных депутатов было принято постановление о прекращении президентских

    полномочий Б.Н. Ельцина и о возложении его обязанностей на А. В. Руцкого.

    Собравшиеся в «Белом доме» депутаты решили не покидать здание и

    организовать его оборону. К этому времени Верховный Совет Российской

    Федерации был уже фактически блокирован силами внутренних войск и милиции.

    На требование правительства РФ о сдаче оружия защитники власти Советов

    ответили отказом. Апогеем противостояния между депутатами Верховного Совета

    и силами, поддерживающими власть Президента, стали трагические события,

    развернувшиеся в Москве 3 — 4 октября 1993 г., когда митингующие

    сторонники Верховного Совета прорвались через оцепление к «Белому дому», а

    затем, возглавляемые В.Анпиловым, А. Макашовым, А. Баркашовым и др.,

    встали на путь открытого вооруженного противоборства исполнительной власти.

    Ими было захвачено здание московской мэрии на Новом Арбате, а затем

    нападению подвергся телецентр в Останкино.

    Однако к утру 4 октября1993 г, в соответствии с распоряжениями

    Правительства и указом Президента об обеспечении в Москве режима

    чрезвычайного положения к «Белому дому» были стянуты танковые части

    Кантемировской дивизии, которые произвели обстрел здания Верховного Совета

    и уже во второй половине дня с помощью спецподразделений «Белый дом» был

    взят штурмом, а главные политические оппоненты Президента (Хасбулатов,

    Руцкой, Макашов, Баранников и др.) арестованы. В ходе кровавых событий

    официально погибло как минимум 150 человек. На следующий же день, 5

    октября Конституционный Суд РФ заявил о сложении функций проверки

    нормативных актов России. Б. Н. Ельцин взял на себя полномочия по

    обеспечению президентского правления в стране вплоть до проведения выборов

    в Государственную Думу.

    В отличие от центра, в регионах России политическая борьба

    происходила менее остро и драматично, что связано с известной

    приверженностыо трудящихся к традиционализму, с аполитичностью и доверием к

    центральным властям во главе с Б. Н. Ельциным. Назначенные главы

    администраций областей и областных центров постепенно демонтировали

    региональную советскую власть, как правило, без выраженной конфронтации.

    Таким образом, в ходе октябрьских событий 1993 г. противостояние

    законодательной власти Президенту было силовым путем ликвидировано. В

    соответствии с Указом Президента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в

    Федеральное Собрание. Одновременно был проведен референдум по проекту новой

    Конституции России, получившей одобрение большинства из участвовавших в

    голосовании граждан России. По итогам выборов 1993 г. партийный состав

    Государственной Думы сложился следующим образом: из 450 мест наибольшее

    число депутатских мандатов получили представители пропрезидентского блока

    «Выбор России» (лидер — Е. Т. Гайдар). У него оказалось 96 мест с учетом

    депутатов, избранных по территориальным округам. Наибольшее число мест по

    партийным спискам получила Либерально-демократическая партия В. В.

    Жириновского-70[9]. Компартия России (Г. А. Зюганов[10]) набрала 65

    мандатов, Аграрная партия России - 47. Остальные избирательные блоки и

    партии («Яблоко»[11], Партия российского единства и согласия (ПРЕС), ДПР и

    «Женщины России») получили от 14 до 21 места. Оппозиционный состав

    Государственной Думы определил ту политическую атмосферу, в которой начался

    новый этап государственного строительства в России.[12]

    3. Президентская Россия.

    С конца 1993 г. обновленное Российское государство вступило в новую

    фазу своего развития. Принятая 12 декабря 1993 г. на Всероссийском

    референдуме пятая в истории страны Конституция Российской Федерации

    провозгласила формирование новой системы государственно-политического

    устройства, подведя черту под советским периодом истории России.

    Конституция РФ является документом переходного периода. В обществе еще не

    сложились основные социальные механизмы, которые бы соответствовали

    условиям развивающегося и укореняющегося рынка, не завершился процесс

    формирования общественно-политических групп и партий. Новый Основной Закон,

    стал выражением определенного компромисса между организацией власти и

    неструктурированным обществом.[13]

    Вся полнота государственной власти в Российской Федерации

    осуществляется Президентом Российской Федерации, имеющим чрезвычайно

    широкие полномочия, совместно с органами законодательной (двухпалатный

    парламент—Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и

    судебной власти, действующих самостоятельно. Система органов

    государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими

    самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя России.

    Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и

    свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней

    и внешней политики государства; он же является Верховным Главнокомандующим

    Вооруженными Силами России. Президент назначает с согласия нижней палаты

    парламента — Государственной Думы — Председателя Правительства РФ, а также

    его заместителей и федеральных министров, принимает решение об отставке

    Правительства. Представляет Думе кандидатуру Председателя Центрального

    банка РФ, а также кандидатуры для назначения на должности судей

    Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, кандидатуру

    Генерального прокурора России. В полномочия Президента входит формирование

    Совета Безопасности, Администрации Президента РФ, назначение и освобождение

    полномочных представителей Президента и высшего командования Вооруженных

    Сил. Президент России имеет право распускать Думу и назначать новые выборы

    в случае троекратного отклонения Думой предложенной Президентом кандидатуры

    на пост премьер-министра. Президент РФ избирается сроком на 4 года.

    Отрешение его от должности, хотя и предусмотрено Конституцией, но весьма

    сложно, поскольку конкретный механизм этой процедуры не отработан. Вместе с

    тем само декларирование такого положения Конституции уже не позволяет

    сделать власть Президента абсолютной.[14]

    Нижняя палата Федерального Собрания — Государственная Дума состоит

    из 450 депутатов, избираемых на срок 4 года. Депутаты работают в парламенте

    на постоянной основе. В отличие от нижней палаты, Совет Федерации — верхняя

    палата парламента — формируется из представителей субъектов Федерации (по

    одному от законодательной и исполнительной власти).

    Впервые в истории России в Основном Законе содержатся гарантии прав

    и свобод человека, а также механизм их защиты, соответствующий общепринятым

    мировым правовым нормам. В Конституции провозглашается право свободно

    распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности и

    профессию, вступать в трудовые споры, включая такую их форму, как

    забастовка. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а

    признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина-обязанностью

    государства.

    Воздействие Федерального Собрания на возглавляемую Президентом

    исполнительную власть определяется, прежде всего, закрепленным в

    Конституции обязательным одобрением обеими его палатами государственного

    бюджета и утверждением представляемых Президентом кандидатур на высшие

    государственные посты. Однако на протяжении 1994 —1997 гг. реальное

    политическое воздействие и влияние нижней палаты российского парламента

    было значительно шире закрепленных за ней конституционных возможностей.

    Так, с начала 1994т., в связи с тем, что радикальная часть депутатского

    корпуса V Государственной Думы (считая с момента появления в России этого

    института в 1906 г.) была в оппозиции к правительственному курсу,

    постепенно происходила его корректировка. В официальных документах и

    заявлениях Правительства все более четко прослеживалось смещение акцентов в

    сторону умеренности и постепенности проводимых широкомасштабных социально-

    экономических преобразований. Одновременно с этим Президент и его ближайшие

    советники стали уделять все большее внимание проблемам укрепления

    национального единства и повышению роли федеральных структур в системе

    государственного управления. В рамках осуществления данного курса Президент

    России в феврале 1994 г. выдвинул инициативу о достижении общественного

    согласия, первым шагом к которому явилось предложение о проведении

    амнистии. Однако депутаты V Думы расширили понимание идеи общественного

    согласия, приняв 23 февраля 1994 г. постановление о политической амнистии и

    прекращении уголовных дел в отношении участников событий 19—21 августа 1991

    г., 1 мая и 24сентября—4 октября 1993 г. Это постановление немедленно было

    реализовано Генеральной прокуратурой РФ.[15]

    Следующим шагом в установлении диалога между ветвями исполнительной

    и законодательной власти явилась подготовка и подписание 28 апреля 1994г.

    Договора об общественном согласии. Его участниками стали представители

    федеральных органов власти, субъектов Федерации, руководители, политических

    партий, общественных движений и других организаций.

    В течение 1994—1995 гг. Президент и правительство начали известный

    отход от радикального либерализма к идеям национально-государственного

    характера при сохранении рыночной направленности реформ и стремления к

    союзу с западными демократиями. Результатом такого отхода стала военная

    операция в Чечне по наведению в мятежной республике конституционного

    порядка, которая закончилась фактически поражением правящего режима, не

    сумевшего ее организовать и обеспечить.

    В декабре 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу, которые

    принесли успех только 4 политическим силам: КПРФ - 157 мандатов,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.