МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Пути развития России

    которая может привести к еще большим потерям и страданиям.

    3.3. Рамки стратегического выбора России крайне узки, если учитывать

    в первую очередь прогрессирующее ослабление большинства соседних

    государств, рост нестабильности в них, перешедший или угрожающий перейти

    критическую отметку, смещение вектора настроений в них в пользу интеграции,

    складывающийся баланс настроений в руководящих группах самой России.

    Разнонаправленность экономического развития России и других стран бывшего

    СССР, неумение или нежелание согласовывать свои интересы с долгосрочными

    интересам всех стран, отсутствие реального опыта современной интеграции,

    политическая, социальная и военно-политическая нестабильность делают все

    менее реальным даже в среднесрочной перспективе путь создания на территории

    большей части бывшего СССР сообщества по типу ЕС.

    3.4. По сути у России остается одна альтернатива: либо курс на

    воссоединение со значительной частью республик бывшего СССР или, в случае

    их дезинтеграции, с их регионами и создание нового федеративного

    государства, либо курс на сохранение политической независимости этих

    государств в обмен на получение неограниченного доступа на их рынки

    товаров, услуг, капиталов, на создание эффективного оборонительного военно-

    политического союза, обеспечение единого правового пространства для всех

    национальных меньшинств, обеспечивающего их полновесные права. То есть

    интеграция не через территориальное и политическое объединение, а через

    создание политических, военно-политических и иных условий для

    экономического взаимодействия и взаимопроникновения, которое, в свою

    очередь, должно обеспечивать и поддерживать политические и военно-

    политические интересы России на территории бывшего СССР. Разумеется,

    политика должна обеспечивать условия и для такой интеграции, если подобная

    тенденция объективно станет преобладающей.

    3.5. Цель создания (или воссоздания) федеративного государства

    является слишком дорогостоящей и в политическом, и особенно в экономическом

    планах. Абсолютно неприемлемыми являются рецепты ультра-националистов —

    воссоединение через силовую экспансию, через контролируемый подрыв

    стабильности в соседних государствах. Такая политика не только аморальна,

    но и непрактична: нестабильность неизбежно перекинется и на саму Россию. Но

    контрпродуктивным может стать и курс на воссоединение, даже при

    использовании чисто экономических и политических рычагов: он потребует

    гигантской перекачки средств в часто разваливающиеся хозяйства, прямого

    субсидирования жизненного уровня населения соседних государств, чтобы

    сделать его хотя бы сравнимым с российским. Россия рискует опять

    превратиться в экономическую колонию государств, которых она вокруг себя

    объединит. При нынешнем уровне жизни в самой России его неизбежное резкое

    снижение может привести к взрыву социального недовольства, усилению

    дезинтеграционных тенденций в самой России, когда регионы, чтобы избежать

    резкой дестабилизации социальной ситуации вынуждены будут прибегнуть к

    политике "Спасайся, кто может". В этом случае, будет изначально обречена

    любая индустриальная политика, обращена вспять модернизация общества,

    станет невозможной национальная стратегия накопления сил и восстановления.

    Перенапряжение сил почти неизбежно, из-за этого перенапряжения и недостатка

    ресурсов Россия может быстро пойти по пути СССР.

    Политика на объединение вызовет неизбежный саботаж и сопротивление

    со стороны значительной части местных элит. Кроме того, с них будет в

    значительной степени снята ответственность за развал хозяйств, обнищание

    населения, нестабильность. Они получат еще большую, чем прежде, возможность

    перекладывать ответственность на Москву.

    Наконец, открытый курс на полную интеграцию, особенно с Украиной,

    может вызвать напряженность в отношениях с внешним миром, усиление и без

    того уже очевидных антироссийских настроений. Затруднятся возможности

    использования внешних источников роста: технологий, капиталов, опыта

    управления и социального развития общества. Резко увеличится вероятность

    расширения НАТО. Еще более усилится опасность перенапряжения сил.

    3.6. Россия не должна выступать за любую интеграцию, а только за ту,

    которая выгодна россиянам и российскому государству. Право на такую

    политику "просвещенного эгоизма" надо признать и за нашими соседями.

    3.7. Политика, направленная на создание вокруг России системы

    дружественных, не противодействующих России, экономически открытых для нее

    государств также будет стоить недешево — и с точки зрения политических

    усилий и с чисто экономической точки зрения. Но эта стратегия является

    качественно более дешевой и выгодной. Россия не должна будет нести прямой

    ответственности за поддержание жизненного уровня населения соседних

    государств. Она сможет избежать возвращения к положению экономического

    донора, в полной мере сможет использовать свои преимущества — природные

    ресурсы, технологический потенциал, в среднем более квалифицированную

    рабочую силу, управленческие кадры. Она получит доступ к природным,

    экономическим и человеческим ресурсам соседних государств на относительно

    более выгодной для себя основе. Цель такой политики — не восстановление с

    модификациями положения, существовавшего до развала СССР, а выгодная для

    России модернизация этих отношений, когда она сохранила бы многие выгоды

    своего прежнего геостратегического положения и одновременно создала бы себе

    гораздо более выгодное экономическое положение в новом содружестве

    государств. Философия этого подхода: "лидерство вместо прямого контроля".

    3.8. Россия имеет право предлагать развитие той или иной модели

    взаимодействия с соседними странами, но не должна жестко навязывать их. Тем

    более силовым путем. Народы и руководящие круги соседних стран должны сами

    сделать тот или иной выбор. Но и цена отказа должна быть достаточно ясной с

    самого начала: ослабление стимулов экономической, политической или военно-

    политической поддержки со стороны России.

    Такая формула вызовет по всей вероятности меньшее сопротивление во

    внешнем мире, поскольку не приведет к качественному военно-политическому

    усилению России и одновременно обеспечит большие возможности для

    стабилизации ситуации на пространстве бывшего СССР.

    Видимо, только выйдя из кризиса, успешно осуществив экономические

    реформы, добившись резкого роста экономического могущества и

    благосостояния, Россия может позволить себе более тесную интеграцию с теми

    из республик бывшего СССР, которые захотят этого и если это будет выгодно

    самой России.

    3.9. Конкретными направлениями действий России по претворению в

    жизнь политики, основанной на философии "лидерство вместо контроля" могли

    бы стать следующие:

    3.9.1. Настаивание на снятии всех ограничений на движение товаров,

    на создании условий для участия капиталов всех стран в приватизации;

    передача промышленных и иных активов в обмен на долги. Активная поддержка

    государствами взаимопроникновения капиталов.

    3.9.2. Создание эффективной системы взаиморасчетов, сначала на

    двустороннем уровне, а затем, возможно, и через создание платежного союза с

    резервной валютой. Вместе с тем, следует избегать полного объединения

    финансовых систем. Пример Белоруссии должен стать скорее исключением, чем

    правилом (хотя полностью исключать его повторения нельзя), в силу близости

    этой страны к России, ее стратегического положения. Необходимо внимательно

    изучить опыт, выгоды и издержки экономической интеграции с Беларусью.

    3.9.3. Курс на создание тесного военно-политического союза

    значительной части государств бывшего СССР, в перспективе , возможно, с

    объединенными вооруженными силами

    3.9.4. Курс на право всех граждан бывшего СССР иметь второе

    гражданство,* на защиту от какой-либо дискриминации.

    3.10. Средствами достижения этих целей могли бы стать следующие:

    3.10.1. Основными принципами политики должна быть гибкость. Кроме

    нескольких основных принципов, политика в отношении каждой из стран должна

    формироваться исходя из конкретных условий и конкретных интересов России.

    Линия на укрепление СНГ должна быть продолжена, но она не принесет

    эффективных результатов без усиления упора на двусторонние формы

    взаимодействия в отношениях с государствами бывшего СССР. Многосторонняя

    дипломатия в рамках СНГ должна развиваться на фундаменте новых двусторонних

    отношений, в которых Россия занимает более сильные позиции, чем в системе

    многосторонних контактов.

    3.10.2. В рамках общих стратегических принципов России необходимо

    иметь отдельно разработанный курс в отношении каждого из государств бывшего

    СССР. Эти курсы могут существенно отличаться друг от друга.

    3.10.3. Последовательное и энергичное взаимодействие с

    ответственными политическими силами соседних государств.

    3.10.4. Проведение политики, направленной на предотвращение распада

    соседних государств, сохранение основных международно-признанных признаков

    их государственности. Вместе с тем, Россия не может стать гарантом

    сохранения режимов, показавших неспособность управлять своими странами или

    нарушающих права национальных меньшинств, в том числе русского.

    3.10.5. Ограничение вмешательства во внутренние дела, кроме как в

    случаях грубых и массовых нарушений прав человека, развязывания гражданских

    войн, требующих мер по установлению мира в соответствии с Уставом ООН.

    Концепция особой ответственности России не должна вести к резкому

    расширению участия России в регулировании конфликтов. Москве стоит

    придерживаться принципа: чем меньше прямого вовлечения, тем лучше. Вместе с

    тем нельзя и абсолютизировать этот принцип — как показал опыт, в некоторых

    случаях раннее вмешательство может предотвратить тяжелые кровопролитные

    длительные конфликты.

    3.10.6. Всемерная поддержка экспорта капитала в выгодные России

    сферы, поддержка налаживания прямых связей между областями, районами,

    городами, предприятиями.

    3.10.7. Целенаправленные усилия по сохранению позиций русского

    языка, расширение за государственный счет подготовки специалистов из

    соседних государств в высших учебных заведениях России.

    3.10.8. Политика России в отношении стран бывшего СССР должна быть

    направлена на защиту прав всех национальных меньшинств. Российский флаг,

    Москва должны стать символами гарантий прав меньшинств, защиты от

    агрессивного национализма, от войн и насилия. Но необходимо и

    самостоятельное направление политики в отношении защиты прав и интересов

    русских за рубежом. В этой связи представляется целесообразным создание

    специального государственного органа, координирующего работу

    соответствующих министерств и ведомств.

    3.10.9. Учитывая особенности истории, географии и культуры

    государств Балтии, Россия должна иметь особую политику в отношении этих

    стран, нацеленную на строительство добрососедских отношений с ними по мере

    цивилизованного решения в них проблемы этнических меньшинств и при условии

    учета законных интересов безопасности России.

    3.10.10. Курс на "лидерство вместо контроля" весьма далек от идеала,

    в том числе и с точки зрения авторов данных тезисов. Однако он является

    наименьшим злом. Вместе с тем, из имеющихся в распоряжении политики

    реалистических вариантов, он, как представляется, в наибольшей степени

    отвечает интересам как России и россиян, так и граждан сопредельных

    государств, заинтересованных в стабильности и хотя бы в потенциальных

    возможностях экономического роста. Он принимает во внимание законные

    интересы в сохранении национальной государственности народов и политических

    элит соседних стран.

    Политика в отношении внешнего мира

    4.1. Медленная, но неуклонная эрозия созданной в годы "холодной

    войны" системы безопасности, многообразный и широкий географический разброс

    экономических и политических интересов России, ее нынешняя относительная

    слабость, выявившиеся препятствия для быстрого сближения с Западом требуют

    проведения гибкой политики балансирования между центрами силы,

    динамического построения выгодных России балансов сил с отдельными

    государствами и в отдельных регионах.

    4.2. Линия на отказ от дорогостоящей глобалистской политики должна

    быть продолжена. Политика должна быть максимально экономной, соразмерной

    нынешним возможностям. Но одновременно Россия должна активизировать свою

    политику сотрудничества и присутствия в тех регионах, где в этом

    сотрудничестве заинтересованы, и где оно может дать экономические

    дивиденды, увеличить общеполитическое влияние страны. Это, например, Индия,

    Греция, Болгария, в целом Юго-Восточная Европа, Ближний Восток.

    Должна продолжаться политика, направленная на развитие максимально

    дружественных и тесных отношений с Китаем.

    Резерв российской внешней политики — активизация присутствия в

    Азиатско-тихоокеанском регионе, взаимодействие в нем с США, Китаем,

    Японией.

    4.3. Вместе с тем, в силу исторических, географических и культурных

    особенностей нашей страны, экономической и технологической мощи Запада, а

    также того, что у России пока не просматриваются естественные союзники на

    Юге и на Востоке, она должна сохранять в качестве своей долгосрочной цели

    налаживание стабильного реалистического партнерства, в перспективе,

    возможно, стратегической ассоциации со странами северного пояса — от США и

    Канады до Японии с постепенным вовлечением в него Китая и других

    государств. Следует продолжить курс на приобщение России, а затем,

    возможно, и Китая к деятельности "большой семерки" — вначале на

    политическом направлении.

    4.4. Необходимо проводить политику, направленную на то, чтобы

    избежать ненужного нарастания напряженности с Западом, и наоборот, вести

    дело к налаживанию с ним максимально тесного взаимодействия в тех областях,

    где это возможно, однако не за счет отказа России от собственных интересов,

    а за счет их более активного согласования. Доминирующим содержанием

    отношений должно стать стабильное сотрудничество при расширении поля

    партнерства там, где наши интересы и концепции решения проблем полностью

    совпадают (например, нераспространение ядерного оружия, иные сферы военно-

    стратегического взаимодействия, особенно с США). Не исключается и

    ограниченное и контролируемое соперничество на отдельных направлениях

    (например, торговля оружием).

    4.5. Интересы избежания изоляции, сохранения влияния в отношениях с

    Западной Европой, предотвращения возврата к военному противостоянию в

    Европе, создания в будущем действенной системы общеевропейской

    безопасности, в которую полновесно входила бы Россия, требуют сохранения

    образовавшегося в центре Европы полудемилитаризированного пояса государств,

    недопущения расширения НАТО, расширения диалога России и НАТО, который в

    перспективе сделал бы неактуальным вопрос о расширении блока без участия в

    его деятельности самой России. Национальным интересам России в целом

    отвечало бы распространение на страны Центральной и Восточной Европы зоны

    благосостояния и стабильности, быстрейшее включение этих стран в ЕС.

    4.6. Необходима резкая активизация российской политики в Европе,

    усилий, направленных на создание в долгосрочной перспективе эффективной

    системы коллективной общеевропейской безопасности, либо, в крайнем случае,

    на предотвращение создания такой системы, в той или иной степени

    исключающей Россию. Учитывая сохранение возможности расширения НАТО без

    участия России, необходимо активизировать поиск альтернативных путей

    обеспечения безопасности и политических интересов России в Европе.

    4.7. Необходимы и специальные усилия по поддержанию и расширению

    интенсивного диалога и взаимодействия с ведущими странами Запада, особенно

    с Германией и США.

    4.8. Для того, чтобы ослабить возможные раздражители отношений с

    внешним миром, связанные с активизацией процессов интеграции на территории

    бывшего СССР, целесообразно вовлекать Запад, другие ведущие государства в

    интенсивный двусторонний диалог по этим проблемам.

    4.9. Нельзя допустить, чтобы необходимое изменение тона российской

    дипломатии в отношениях с Западом в сторону большей самостоятельности и

    равноправия стало вещью в себе, а увлечение словами привело бы к новому

    отчуждению между Россией и наиболее передовыми и мощными странами.

    Реализация Россией своего статуса одной из ведущих держав должна

    происходить на базе восстановления ее экономики, возобновления

    экономического роста, использования существующих и создания новых рычагов

    воздействия на ситуацию, реальных политических шагов по укреплению позиций

    России на территории бывшего СССР, а не за счет агрессивной риторики,

    которая наносит прямой ущерб интересам страны.

    Организационные меры

    5.1. Главная задача — создание условий для максимальной концентрации

    и координации ресурсов и действий всех ведомств по защите и продвижению

    внешнеполитических интересов общества и государства. Выстраивание

    эффективной структуры органов, призванных защищать интересы страны на

    внешней арене — задача не менее приоритетная, чем выработка самой политики.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.