Пути развития России
которая может привести к еще большим потерям и страданиям.
3.3. Рамки стратегического выбора России крайне узки, если учитывать
в первую очередь прогрессирующее ослабление большинства соседних
государств, рост нестабильности в них, перешедший или угрожающий перейти
критическую отметку, смещение вектора настроений в них в пользу интеграции,
складывающийся баланс настроений в руководящих группах самой России.
Разнонаправленность экономического развития России и других стран бывшего
СССР, неумение или нежелание согласовывать свои интересы с долгосрочными
интересам всех стран, отсутствие реального опыта современной интеграции,
политическая, социальная и военно-политическая нестабильность делают все
менее реальным даже в среднесрочной перспективе путь создания на территории
большей части бывшего СССР сообщества по типу ЕС.
3.4. По сути у России остается одна альтернатива: либо курс на
воссоединение со значительной частью республик бывшего СССР или, в случае
их дезинтеграции, с их регионами и создание нового федеративного
государства, либо курс на сохранение политической независимости этих
государств в обмен на получение неограниченного доступа на их рынки
товаров, услуг, капиталов, на создание эффективного оборонительного военно-
политического союза, обеспечение единого правового пространства для всех
национальных меньшинств, обеспечивающего их полновесные права. То есть
интеграция не через территориальное и политическое объединение, а через
создание политических, военно-политических и иных условий для
экономического взаимодействия и взаимопроникновения, которое, в свою
очередь, должно обеспечивать и поддерживать политические и военно-
политические интересы России на территории бывшего СССР. Разумеется,
политика должна обеспечивать условия и для такой интеграции, если подобная
тенденция объективно станет преобладающей.
3.5. Цель создания (или воссоздания) федеративного государства
является слишком дорогостоящей и в политическом, и особенно в экономическом
планах. Абсолютно неприемлемыми являются рецепты ультра-националистов —
воссоединение через силовую экспансию, через контролируемый подрыв
стабильности в соседних государствах. Такая политика не только аморальна,
но и непрактична: нестабильность неизбежно перекинется и на саму Россию. Но
контрпродуктивным может стать и курс на воссоединение, даже при
использовании чисто экономических и политических рычагов: он потребует
гигантской перекачки средств в часто разваливающиеся хозяйства, прямого
субсидирования жизненного уровня населения соседних государств, чтобы
сделать его хотя бы сравнимым с российским. Россия рискует опять
превратиться в экономическую колонию государств, которых она вокруг себя
объединит. При нынешнем уровне жизни в самой России его неизбежное резкое
снижение может привести к взрыву социального недовольства, усилению
дезинтеграционных тенденций в самой России, когда регионы, чтобы избежать
резкой дестабилизации социальной ситуации вынуждены будут прибегнуть к
политике "Спасайся, кто может". В этом случае, будет изначально обречена
любая индустриальная политика, обращена вспять модернизация общества,
станет невозможной национальная стратегия накопления сил и восстановления.
Перенапряжение сил почти неизбежно, из-за этого перенапряжения и недостатка
ресурсов Россия может быстро пойти по пути СССР.
Политика на объединение вызовет неизбежный саботаж и сопротивление
со стороны значительной части местных элит. Кроме того, с них будет в
значительной степени снята ответственность за развал хозяйств, обнищание
населения, нестабильность. Они получат еще большую, чем прежде, возможность
перекладывать ответственность на Москву.
Наконец, открытый курс на полную интеграцию, особенно с Украиной,
может вызвать напряженность в отношениях с внешним миром, усиление и без
того уже очевидных антироссийских настроений. Затруднятся возможности
использования внешних источников роста: технологий, капиталов, опыта
управления и социального развития общества. Резко увеличится вероятность
расширения НАТО. Еще более усилится опасность перенапряжения сил.
3.6. Россия не должна выступать за любую интеграцию, а только за ту,
которая выгодна россиянам и российскому государству. Право на такую
политику "просвещенного эгоизма" надо признать и за нашими соседями.
3.7. Политика, направленная на создание вокруг России системы
дружественных, не противодействующих России, экономически открытых для нее
государств также будет стоить недешево — и с точки зрения политических
усилий и с чисто экономической точки зрения. Но эта стратегия является
качественно более дешевой и выгодной. Россия не должна будет нести прямой
ответственности за поддержание жизненного уровня населения соседних
государств. Она сможет избежать возвращения к положению экономического
донора, в полной мере сможет использовать свои преимущества — природные
ресурсы, технологический потенциал, в среднем более квалифицированную
рабочую силу, управленческие кадры. Она получит доступ к природным,
экономическим и человеческим ресурсам соседних государств на относительно
более выгодной для себя основе. Цель такой политики — не восстановление с
модификациями положения, существовавшего до развала СССР, а выгодная для
России модернизация этих отношений, когда она сохранила бы многие выгоды
своего прежнего геостратегического положения и одновременно создала бы себе
гораздо более выгодное экономическое положение в новом содружестве
государств. Философия этого подхода: "лидерство вместо прямого контроля".
3.8. Россия имеет право предлагать развитие той или иной модели
взаимодействия с соседними странами, но не должна жестко навязывать их. Тем
более силовым путем. Народы и руководящие круги соседних стран должны сами
сделать тот или иной выбор. Но и цена отказа должна быть достаточно ясной с
самого начала: ослабление стимулов экономической, политической или военно-
политической поддержки со стороны России.
Такая формула вызовет по всей вероятности меньшее сопротивление во
внешнем мире, поскольку не приведет к качественному военно-политическому
усилению России и одновременно обеспечит большие возможности для
стабилизации ситуации на пространстве бывшего СССР.
Видимо, только выйдя из кризиса, успешно осуществив экономические
реформы, добившись резкого роста экономического могущества и
благосостояния, Россия может позволить себе более тесную интеграцию с теми
из республик бывшего СССР, которые захотят этого и если это будет выгодно
самой России.
3.9. Конкретными направлениями действий России по претворению в
жизнь политики, основанной на философии "лидерство вместо контроля" могли
бы стать следующие:
3.9.1. Настаивание на снятии всех ограничений на движение товаров,
на создании условий для участия капиталов всех стран в приватизации;
передача промышленных и иных активов в обмен на долги. Активная поддержка
государствами взаимопроникновения капиталов.
3.9.2. Создание эффективной системы взаиморасчетов, сначала на
двустороннем уровне, а затем, возможно, и через создание платежного союза с
резервной валютой. Вместе с тем, следует избегать полного объединения
финансовых систем. Пример Белоруссии должен стать скорее исключением, чем
правилом (хотя полностью исключать его повторения нельзя), в силу близости
этой страны к России, ее стратегического положения. Необходимо внимательно
изучить опыт, выгоды и издержки экономической интеграции с Беларусью.
3.9.3. Курс на создание тесного военно-политического союза
значительной части государств бывшего СССР, в перспективе , возможно, с
объединенными вооруженными силами
3.9.4. Курс на право всех граждан бывшего СССР иметь второе
гражданство,* на защиту от какой-либо дискриминации.
3.10. Средствами достижения этих целей могли бы стать следующие:
3.10.1. Основными принципами политики должна быть гибкость. Кроме
нескольких основных принципов, политика в отношении каждой из стран должна
формироваться исходя из конкретных условий и конкретных интересов России.
Линия на укрепление СНГ должна быть продолжена, но она не принесет
эффективных результатов без усиления упора на двусторонние формы
взаимодействия в отношениях с государствами бывшего СССР. Многосторонняя
дипломатия в рамках СНГ должна развиваться на фундаменте новых двусторонних
отношений, в которых Россия занимает более сильные позиции, чем в системе
многосторонних контактов.
3.10.2. В рамках общих стратегических принципов России необходимо
иметь отдельно разработанный курс в отношении каждого из государств бывшего
СССР. Эти курсы могут существенно отличаться друг от друга.
3.10.3. Последовательное и энергичное взаимодействие с
ответственными политическими силами соседних государств.
3.10.4. Проведение политики, направленной на предотвращение распада
соседних государств, сохранение основных международно-признанных признаков
их государственности. Вместе с тем, Россия не может стать гарантом
сохранения режимов, показавших неспособность управлять своими странами или
нарушающих права национальных меньшинств, в том числе русского.
3.10.5. Ограничение вмешательства во внутренние дела, кроме как в
случаях грубых и массовых нарушений прав человека, развязывания гражданских
войн, требующих мер по установлению мира в соответствии с Уставом ООН.
Концепция особой ответственности России не должна вести к резкому
расширению участия России в регулировании конфликтов. Москве стоит
придерживаться принципа: чем меньше прямого вовлечения, тем лучше. Вместе с
тем нельзя и абсолютизировать этот принцип — как показал опыт, в некоторых
случаях раннее вмешательство может предотвратить тяжелые кровопролитные
длительные конфликты.
3.10.6. Всемерная поддержка экспорта капитала в выгодные России
сферы, поддержка налаживания прямых связей между областями, районами,
городами, предприятиями.
3.10.7. Целенаправленные усилия по сохранению позиций русского
языка, расширение за государственный счет подготовки специалистов из
соседних государств в высших учебных заведениях России.
3.10.8. Политика России в отношении стран бывшего СССР должна быть
направлена на защиту прав всех национальных меньшинств. Российский флаг,
Москва должны стать символами гарантий прав меньшинств, защиты от
агрессивного национализма, от войн и насилия. Но необходимо и
самостоятельное направление политики в отношении защиты прав и интересов
русских за рубежом. В этой связи представляется целесообразным создание
специального государственного органа, координирующего работу
соответствующих министерств и ведомств.
3.10.9. Учитывая особенности истории, географии и культуры
государств Балтии, Россия должна иметь особую политику в отношении этих
стран, нацеленную на строительство добрососедских отношений с ними по мере
цивилизованного решения в них проблемы этнических меньшинств и при условии
учета законных интересов безопасности России.
3.10.10. Курс на "лидерство вместо контроля" весьма далек от идеала,
в том числе и с точки зрения авторов данных тезисов. Однако он является
наименьшим злом. Вместе с тем, из имеющихся в распоряжении политики
реалистических вариантов, он, как представляется, в наибольшей степени
отвечает интересам как России и россиян, так и граждан сопредельных
государств, заинтересованных в стабильности и хотя бы в потенциальных
возможностях экономического роста. Он принимает во внимание законные
интересы в сохранении национальной государственности народов и политических
элит соседних стран.
Политика в отношении внешнего мира
4.1. Медленная, но неуклонная эрозия созданной в годы "холодной
войны" системы безопасности, многообразный и широкий географический разброс
экономических и политических интересов России, ее нынешняя относительная
слабость, выявившиеся препятствия для быстрого сближения с Западом требуют
проведения гибкой политики балансирования между центрами силы,
динамического построения выгодных России балансов сил с отдельными
государствами и в отдельных регионах.
4.2. Линия на отказ от дорогостоящей глобалистской политики должна
быть продолжена. Политика должна быть максимально экономной, соразмерной
нынешним возможностям. Но одновременно Россия должна активизировать свою
политику сотрудничества и присутствия в тех регионах, где в этом
сотрудничестве заинтересованы, и где оно может дать экономические
дивиденды, увеличить общеполитическое влияние страны. Это, например, Индия,
Греция, Болгария, в целом Юго-Восточная Европа, Ближний Восток.
Должна продолжаться политика, направленная на развитие максимально
дружественных и тесных отношений с Китаем.
Резерв российской внешней политики — активизация присутствия в
Азиатско-тихоокеанском регионе, взаимодействие в нем с США, Китаем,
Японией.
4.3. Вместе с тем, в силу исторических, географических и культурных
особенностей нашей страны, экономической и технологической мощи Запада, а
также того, что у России пока не просматриваются естественные союзники на
Юге и на Востоке, она должна сохранять в качестве своей долгосрочной цели
налаживание стабильного реалистического партнерства, в перспективе,
возможно, стратегической ассоциации со странами северного пояса — от США и
Канады до Японии с постепенным вовлечением в него Китая и других
государств. Следует продолжить курс на приобщение России, а затем,
возможно, и Китая к деятельности "большой семерки" — вначале на
политическом направлении.
4.4. Необходимо проводить политику, направленную на то, чтобы
избежать ненужного нарастания напряженности с Западом, и наоборот, вести
дело к налаживанию с ним максимально тесного взаимодействия в тех областях,
где это возможно, однако не за счет отказа России от собственных интересов,
а за счет их более активного согласования. Доминирующим содержанием
отношений должно стать стабильное сотрудничество при расширении поля
партнерства там, где наши интересы и концепции решения проблем полностью
совпадают (например, нераспространение ядерного оружия, иные сферы военно-
стратегического взаимодействия, особенно с США). Не исключается и
ограниченное и контролируемое соперничество на отдельных направлениях
(например, торговля оружием).
4.5. Интересы избежания изоляции, сохранения влияния в отношениях с
Западной Европой, предотвращения возврата к военному противостоянию в
Европе, создания в будущем действенной системы общеевропейской
безопасности, в которую полновесно входила бы Россия, требуют сохранения
образовавшегося в центре Европы полудемилитаризированного пояса государств,
недопущения расширения НАТО, расширения диалога России и НАТО, который в
перспективе сделал бы неактуальным вопрос о расширении блока без участия в
его деятельности самой России. Национальным интересам России в целом
отвечало бы распространение на страны Центральной и Восточной Европы зоны
благосостояния и стабильности, быстрейшее включение этих стран в ЕС.
4.6. Необходима резкая активизация российской политики в Европе,
усилий, направленных на создание в долгосрочной перспективе эффективной
системы коллективной общеевропейской безопасности, либо, в крайнем случае,
на предотвращение создания такой системы, в той или иной степени
исключающей Россию. Учитывая сохранение возможности расширения НАТО без
участия России, необходимо активизировать поиск альтернативных путей
обеспечения безопасности и политических интересов России в Европе.
4.7. Необходимы и специальные усилия по поддержанию и расширению
интенсивного диалога и взаимодействия с ведущими странами Запада, особенно
с Германией и США.
4.8. Для того, чтобы ослабить возможные раздражители отношений с
внешним миром, связанные с активизацией процессов интеграции на территории
бывшего СССР, целесообразно вовлекать Запад, другие ведущие государства в
интенсивный двусторонний диалог по этим проблемам.
4.9. Нельзя допустить, чтобы необходимое изменение тона российской
дипломатии в отношениях с Западом в сторону большей самостоятельности и
равноправия стало вещью в себе, а увлечение словами привело бы к новому
отчуждению между Россией и наиболее передовыми и мощными странами.
Реализация Россией своего статуса одной из ведущих держав должна
происходить на базе восстановления ее экономики, возобновления
экономического роста, использования существующих и создания новых рычагов
воздействия на ситуацию, реальных политических шагов по укреплению позиций
России на территории бывшего СССР, а не за счет агрессивной риторики,
которая наносит прямой ущерб интересам страны.
Организационные меры
5.1. Главная задача — создание условий для максимальной концентрации
и координации ресурсов и действий всех ведомств по защите и продвижению
внешнеполитических интересов общества и государства. Выстраивание
эффективной структуры органов, призванных защищать интересы страны на
внешней арене — задача не менее приоритетная, чем выработка самой политики.
Страницы: 1, 2, 3
|