МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Пути развития России

    Пути развития России

    Оглавление

    Пути дальнейшего развития России. 2

    Новые элементы во внешнеполитическом положении России 2

    Проблемы и перспективы. 7

    Политика в отношении стран бывшего СССР 8

    Политика в отношении внешнего мира 12

    Организационные меры 14

    Возможные прогнозы на будущее и будущий президент России. 17

    Каких политических взглядов должен придерживаться будущий президент

    России 19

    Литература 23

    Пути дальнейшего развития России.

    Перемены во внешнеполитическом курсе России, происшедшие с конца

    1992 года, сделали его гораздо более взвешенным и выдержанным, несколько

    ослабили, но не смогли полностью предотвратить эту реакцию. Множатся

    признаки того, что маятник российского общественного мнения и российской

    политики уже проходит "золотую середину" и движется в сторону политики

    потенциально гораздо более опасной, чем та, которая проводилась в 1991-1992

    годах.

    Это объясняется не только событиями и ошибками прошлого. В России

    существуют и действуют силы, стремящиеся спровоцировать кризис в отношениях

    с внешним миром, вновь создать враждебное окружение, без которого они не

    могут и мечтать о приходе к власти.

    Проявившиеся в последнее время более твердый тон и более

    определенные позиции во внешней политике Москвы ведут к формированию

    нормального, более равноправного и уважительного характера отношений с

    ведущими державами. Однако нельзя не замечать и возрождения и усиления

    ксенофобии.

    Новые элементы во внешнеполитическом положении России

    1.1. Во внешней политике России наметился переход от прежнего

    одностороннего равнения на Запад к отстаиванию реальных национальных

    интересов. Однако в последнее время он сопровождается великодержавной

    риторикой высоких должностных лиц, рассчитанной, в первую очередь, на

    внутреннее потребление. Не подкрепленная реальными экономическими,

    политическими и военными рычагами, эта риторика способна лишь обострить

    подозрения в "имперском реванше" России как в ближнем, так и в дальнем

    зарубежье. Налицо опасность того, что от прежней политики безусловного

    равнения на Запад и пренебрежения отношениями с соседями по бывшему СССР

    Россия может начать двигаться к политике политического противостояния и

    подозрительности с одной стороны, и высокомерия силы — с другой.

    1.2. Во внешнем мире, безусловно, нарастает подозрительность к

    России, но одновременно проявляется падение интереса к ней, заметно немало

    признаков неуважения российских интересов.

    Главная причина заключается в прогрессирующем ослаблении российской

    экономики, отсутствии сильной экономической стратегии, способной вывести

    страну из кризиса, начать экономический подъем. Россия относительно слаба.

    Но самое главное — пока не видно близких перспектив ее стабилизации и

    усиления.

    На Западе опасаются возрождения российского экспансионизма. Многие

    не хотят даже частичного восстановления влияния Москвы в мировой политике.

    Следует отметить и заинтересованность многих во внешнем мире в сохранении

    на территории бывшего СССР неподвластных влиянию России стратегических

    противовесов.

    1.3. Существуют и чисто внутренние для Запада причины начавшегося

    сдвига в отношениях с Россией. Западная Европа временно в значительной

    степени утратила способность к активной деятельности вовне из-за пост-

    маастрихтских трудностей, сконцентрированности Германии на "переваривании"

    восточных земель, экономического спада, очередного приступа

    "европессимизма". Нарастает стремление отгородиться от проблем, решение

    которых требует политической воли и экономических затрат. Сходные процессы,

    ориентация прежде всего на внутренние дела развиваются и в США, хотя и в

    менее выраженной форме. Запад продемонстрировал свою неспособность ни

    серьезно помогать российским реформам, ни эффективно содействовать России в

    предотвращении и урегулировании кризисов на постсоветском пространстве.

    (Ограниченное содействие и в первом, и во втором случае, впрочем,

    оказывается).

    Неизбежная эрозия структур безопасности, созданных в годы "холодной

    войны" и для ведения "холодной войны", порождает страхи у части

    традиционных западных элит, желание замедлить или повернуть вспять эти

    процессы, в том числе, с помощью "организующего фактора" — возрождения

    представления о внешней, то есть российской, угрозе. На Западе, как и в

    России, есть силы, желающие, чтобы мы "сорвались" и спровоцировали начало

    новой "холодной войны".

    1.4. При этом ни в России, ни на Западе силы, желающие возврата к

    "холодной войне", не преобладают.

    Более того, неоднократно проводившийся анализ, в том числе под

    эгидой СВОП, показывает, что противоречия между первостепенными жизненными

    интересами России и крупнейших стран Запада невелики. В большинстве своем

    они совпадают или не противоречат друг другу. Противоречия возникают лишь в

    связи с реализацией явно второстепенных интересов. Таким образом, глубинной

    основы для обострения отношений нет.

    1.5. И тем не менее мы стоим перед возможностью такого обострения

    отношений, которое ознаменует начало третьей — "фарсовой" — "холодной

    войны" (первая — 50-60-е годы, вторая — начало 80-х гг.). Она не может быть

    ни глубокой, ни острой. Но России в ее нынешнем перенапряжении и слабости

    новая конфронтация с Западом будет стоить крайне дорого, может сорвать

    экономические реформы. Это, и лишь в лучшем случае, приведет к стагнации и

    значительному ухудшению общих условий существования россиян как минимум на

    срок жизни одного поколения, к затруднению процессов интеграции на

    территории бывшего СССР. Более того в случае обострения конфронтации Запад

    может попытаться воссоздать систему военно-политической изоляции России еще

    больше уменьшающей ее возможность влиять на внешний мир, отстаивать в нем

    свои интересы. Не исключено, что у Запада есть и возможности содействовать

    ее внутренней дестабилизации.

    Новая изоляция будет гораздо более невыгодной, чем та, в которой

    СССР жил в годы первой "холодной войны".

    1.6. Даже без серьезного обострения отношений существует реальная

    угроза качественного и долговременного усиления геостратегической изоляции

    России и ослабления ее международных позиций особенно в случае решения о

    расширении НАТО, которое исключало бы Россию.

    1.7. Россия вырвалась из конфронтации. У нее в обозримой перспективе

    нет врагов и это — гигантский плюс ее нынешнего геостратегического

    положения. Но достаточно очевидно, что надежды на быстрое обретение новых

    союзников, в первую очередь на Западе, пока не оправдываются. Не удается

    создать новую эффективную систему безопасности, которая сменила бы

    разрушающуюся двухблоковую и в которой Россия могла бы чувствовать себя

    хотя бы относительно комфортно. По крайней мере на ближайшие годы Россия

    будет вынуждена жить без явных союзников, в геостратегическом отношении

    находится во "взвешенном" состоянии.

    1.8. Качественно новая ситуация складывается в большинстве стран

    "ближнего зарубежья". Нарастают настроения в пользу интеграции.

    Одновременно, на смену тенденции к укреплению независимой государственности

    приходит новая тенденция — большинство государств слабеет. Идет

    неостановимый экономический спад. Многие государства уже дестабилизированы

    (Закавказье, Таджикистан); другие продвигаются в этом же направлении. Явным

    исключением являются лишь страны Балтии, а также (в силу других причин) —

    Туркменистан. Можно сделать предварительный вывод, что многие, если не

    большинство стран, образовавшихся после распада СССР, доказывают свою

    нежизнеспособность как полностью независимые государства вне теснейшего

    сотрудничества с Россией и опоре на нее и друг на друга.

    1.9. Причин этому немало. Новая структура цен, при которой Россия в

    значительной степени перестала играть роль экономического донора, привела к

    резкому перераспределению ресурсов между бывшими советскими республиками.

    Маленькие страны в относительно большей степени страдают от разрыва

    традиционных экономических связей. Все они испытывают в большинстве случаев

    невосполнимый даже в среднесрочной перспективе дефицит специалистов,

    способных адаптироваться к новым экономическим условиям, управлять на

    макроэкономическом уровне, проводить реформы. В большинстве стран СНГ

    рыночные реформы практически не проводятся. Все это не только ведет к

    прогрессирующему отставанию от России, но и к разновекторному развитию.

    Бывшие страны СССР (кроме Балтии и Туркменистана) не только становятся все

    беднее по сравнению с Россией. Нарастают различия в структурах их хозяйств.

    1.10. Особую тревогу внушает положение на Украине. Там идет быстрый

    развал экономики, отсутствуют консолидированная политическая воля,

    минимальное согласие и, возможно, способность к решительным реформам,

    нищает население. Далеко зашли дезинтеграционные процессы. Уже в ближайшие

    год-три Украина может столкнуться с социальными взрывами, началом

    политической дезинтеграции. Среди населения, особенно в южных, восточных и

    центральных областях нарастают настроения в пользу объединения с Россией,

    недоверие и неприятие политики, ассоциирующейся с Западной Украиной.

    Большинство элит, вместе с тем, хотело бы сохранения какого-то уровня

    государственной независимости. В обозримом будущем возможны призывы к

    воссоединению со стороны отдельных регионов или областей, которые могут

    спровоцировать внутренние столкновения. Нарастает поток нелегальных

    эмигрантов в Россию. Опасно слабеет управляемость украинскими вооруженными

    силами.

    1.11. Ситуация на Украине ( но не сама Украина) представляет ныне

    наиболее серьезный долгосрочный внешний вызов безопасности и внутренней

    стабильности России. Деградация экономики, внутренние конфликты угрожают

    массовой миграцией, технотронными катастрофами, утратой контроля над

    ядерным оружием, над арсеналами обычных вооружений.

    1.12. На фоне ослабления соседних государств в российском

    общественном мнении и в политических кругах наряду с общим ростом

    национализма наблюдается нарастание ощущения мнимого всемогущества России.

    Это ощущение крайне опасно. Оно может привести к втягиванию России в

    значительное число конфликтов, направленных на поддержку стабильности в тех

    или иных странах или регионах или на поддержку воссоединительных процессов.

    Между тем у России для этого нет ни социального, ни военного, ни

    экономического потенциала. Россия сама находиться в критическом

    экономическом положении. Быстрое перенапряжение сил почти неизбежно, а с

    ним — усиление социальной нестабильности, возобновление дезинтеграционных

    тенденций. Россия может очень быстро пойти по пути СССР и развалиться из-за

    перенапряжения и недостатка ресурсов.

    1.13. Вместе с тем опыт последних лет доказал, что предлагавшееся

    радикал-демократами полное отделение от республик бывшего СССР невозможно.

    Не представляется возможным и эффективное регулирование традиционными

    методами международной дипломатии комплекса проблем, возникающих на

    территории бывшего СССР: социально-политических конфликтов; правового и

    экономического положения почти 70 миллионов человек, живущих вне пределов

    своих национальных отечеств; экономического развития; границ. Интеграция со

    многими государствами бывшего СССР в стратегической перспективе почти

    неизбежна. Иного выхода просто нет. Вопрос лишь о ее формах и условиях.

    1.14. Никакая, даже самая элементарная стратегия защиты и

    продвижения интересов страны на внешней арене не может быть претворена в

    жизнь при нынешнем состоянии органов, призванных вырабатывать и претворять

    в жизнь эту стратегию. Налицо ослабляющая внешнеполитические позиции

    страны, а зачастую и позорящая ее многоголосица, когда каждый чиновник

    позволяет себе иметь свою собственную политику. Это один из крупнейших

    вызовов, с которыми сталкивается внешняя политика страны. Не завершена

    реформа всей исполнительной власти. Возможности президентского аппарата все

    еще не соответствуют конституционным прерогативам Президента.

    1.15. Недостатки нынешней системы в собственно внешнеполитической

    сфере наиболее общем виде сводятся к следующему:

    1.15.1. Президент уделял до сих пор недостаточное внимание вопросам

    внешней политики и национальной безопасности; он во многом отстранился от

    диалога с обществом по вопросам внешней политики; у него явно недостает

    бюрократических возможностей, с помощью которых он мог хотя бы в принципе

    осуществлять эффективный контроль над формированием и претворением в жизнь

    единой внешнеполитической стратегии.

    1.15.2. До сих пор фактически отсутствует система жесткого

    планирования и координации. Аппарат Совета Безопасности в последние полгода

    нарастил потенциальные возможности для координации. Но эффективно он эту

    функцию осуществлять не может. По-прежнему ключевую роль в определении

    политики играют соответствующие ведомства, которые при всех постоянных

    противоречиях, возникающих между ними, едины в одном — в нежелании

    подчиняться кому бы то ни было. В результате резко уменьшается и так ныне

    небольшой потенциал страны, возможности президента и президентства по

    вопросам внешней политики.

    1.15.3. Не налажен постоянный, упреждающий диалог органов

    исполнительной власти с законодательной властью. В результате создаются

    дополнительные импульсы противостояния двух ветвей власти, помехи на пути

    формирования внешнеполитического консенсуса.

    1.15.4. Из-за во многом наплевательского отношения в тяжелом

    состоянии находится кадровый корпус, призванный обслуживать внешнюю

    политику и безопасность страны. Это во многом относится к контрразведке. Но

    особенно тревожное положение сложилось с кадровым корпусом МИДа. Он во

    многом деморализован, теряет людей. В результате не только ухудшается

    качество дипломатии. Страна теряет невосполнимые в обозримом будущем

    человеческие ресурсы.

    1.15.5. Вызывает тревогу уровень информированности общества и

    широких руководящих кругов о проблемах внешней политики. Налицо дефицит как

    серьезного анализа, так и популярного освещения этих проблем в средствах

    массовой информации. В результате сознание общественности, политико-

    формирующих кругов мифологизируется, становится подверженным поиску

    "простых решений", худшим образцам партийной пропаганды.

    Проблемы и перспективы.

    2.1. Россия обречена на дальнейшее ухудшение своих

    внешнеполитических позиций, а в перспективе — на усиливающуюся изоляцию, а

    возможно — и на возникновение прямых угроз ее территориальной целостности в

    случае, если руководящие круги страны не смогут в ближайшие год-два

    самоорганизоваться и выдвинуть жизнеспособную концепцию национального

    развития и, прежде всего, выхода из экономического кризиса, новой

    индустриальной политики, рассчитанной на длительную перспективу, спасения

    научно-технической интеллигенции и передовых технологий, восстановления

    правопорядка, ограничения коррупции. Ключевой формулой всей российской

    стратегии должно быть "накопление сил" или, используя формулу

    А.М.Горчакова, — "сосредоточение". Без него Россия не сможет обеспечить

    благосостояние и свободу своих граждан, занять в мире место уважаемой и

    уважающей себя державы.

    2.2. Один из возможных путей стимулирования такой консолидации,

    такого "накопления сил" — создание неправительственной Комиссии по

    национальной стратегии, В состав Комиссии могли бы войти и представители

    нынешней администрации, однако не для политического надзора или

    руководства, а лишь для обогащения свободного анализа возможных альтернатив

    информацией и идеями, не доступными лицам, не входящим в правящие

    структуры. Эта Комиссия могла бы выдвинуть долгосрочную программу

    национального развития, вокруг которой возникла бы платформа для

    объединения ответственных и смотрящих в будущее экономических и

    политических лидеров, активной части общества. Надо честно признать, что

    пока ни одна из партий, ни правительство, ни президент в своем послании

    Федеральному Собранию не сумели выдвинуть такой долгосрочной программы,

    хотя и нащупали многие ее существенные элементы.

    Политика в отношении стран бывшего СССР

    3.1. Невозможно более проводить какую-либо политику в отношении

    стран бывшего СССР, не имея ясных стратегических целей. Россия должна в

    ближайшее время определиться — чего она сама хочет. Эффективное и

    долгосрочное решение задач второго порядка: поддержание стабильности,

    налаживание сотрудничества в экономике, финансах, обеспечение прав

    человека, военно-политическое взаимодействие и т.п., — невозможно, если эти

    задачи не встроены в общую стратегию и не подчинены единой цели. Невысокая

    эффективность российской политики последних двух лет в отношении стран СНГ.

    Пробуксовывание самой организации — яркое тому свидетельство.

    3.2. Распад СССР при всей его вероятной исторической обусловленности

    обернулся бедствием, падением жизненного уровня и качества жизни для

    большинства народов бывшего СССР, привел к череде конфликтов, которая еще

    не закончилась. Но такой вывод не должен подтолкнуть нас к политике,

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.