МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема политического лидерства: национально-культурный аспект

    собственную осознанную волю.

    По этому поводу был сделан общепризнанный вывод: чем выше уровень

    образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное,

    предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам. В.Кей

    выявил влияние уровня образования на политическую роль гражданина по

    четырем направлениям: у более образованных людей сильнее развито чувство

    обязанности участвовать в политической жизни; у более образованного

    гражданина сильнее чувство эффективности своего политического участия, он

    считает, что может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к

    политической власти; чем более образован гражданин, тем более он

    интересуется политикой и тем более вовлечен в нее; образование определяет

    большую вероятность того, что гражданин будет политически активен.

    Политико-правовые факторы.

    Существенной предпосылкой активного политического участия являются

    также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический

    политический режим, доминирование в обществе демократической политической

    культуры, правовая обеспеченность демократических процедур формирования

    всех структур власти, принятия и реализации политико-управленческих

    решений, участия членов общества на всех стадиях политического процесса.

    Политическая деятельность личности основывается на совокупности

    определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической

    активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно-

    политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта

    политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и

    консервируют политическую апатию и пассивность.

    Права и свободы личности.

    Принадлежащие личности права и свободы можно разделить на три группы:

    социально-экономические, политические и личностные. К первой группе

    относятся такие права, как право на труд, отдых, образование, охрану

    здоровья. Обеспечение социально-экономических прав позволяет личности

    удовлетворить самые насущные материальные и духовные потребности, создать

    достойные для человека условия для существования. Политическими являются

    право избирать и быть избранным в высшие и местные органы государственной

    власти, право объединяться в общественно-политические организации, право на

    проведение митингов и демонстраций, право участвовать в управлении

    государственными и общественными делами и др. Смысл политических прав в

    том, чтобы способствовать формированию человека, как общественно-

    политического деятеля, создать предпосылки для его политического участия,

    развития общественно-политической активности.

    Третья группа прав - личные права (право на неприкосновенность

    личности, жилища, право на тайну переписки, телефонных переговоров и др.).

    Осуществление их способствует созданию условий для свободного развития того

    минимума личных благ, без которого нормальная человеческая жизнь

    невозможна.

    Политическая культура

    Несмотря на очевидную важность политической культуры для понимания

    мира политического, в нашей обществоведческой литературе она еще не

    получила должного освещения. В настоящее время существует самый широкий

    спектр суждений и воззрений в интерпретации понятия "политическая

    культура". Нередко ее отождествляют с образовательным и культурным уровнем

    человека, его способностью соответствующим образом вести себя на публике,

    умением четко и ясно излагать свои политические убеждения и т. д. Ее часто

    путают с политической системой и политическим поведением. В настоящее время

    различают несколько десятков определений политической культуры. Это

    объяснимо, если учесть сложность и многовариантность проблемы,

    невозможность ее сведения к какому-либо четко обрисованному, раз и навсегда

    установившемуся феномену. Что же такое политическая культура?

    Сущность характеристики политической культуры

    Концепция политической культуры и политико-культурный подход впервые

    были введены в политическую науку американскими политологами в середине 50-

    х гг. С тех пор они получили широкое распространение в мировой политической

    науке. Их создатели Г. Алмонд, С. Верба, С. Пай и другие исходили из того,

    что традиционный подход к политике в терминах исследования государственно-

    правовых институтов и т. д. не в состоянии определить, почему одинаковые по

    своей форме социально-политические институты действуют по-разному в разных

    странах или же почему те или иные институты оказываются дееспособными в

    одних странах и совершенно неприемлемыми для других стран. Они ставили

    своей целью разработать комплексный подход, основывающийся на органическом

    соединении эмпирического и теоретического, микроуровневого и

    макроуровневого аспектов исследования. С этой точки зрения, политико-

    культурный подход представляет собой стремление интегрировать социологию,

    культурантропологию, социальную психологию в единую политологическую

    дисциплину. Он призван соединить изучение формальных и неформальных

    компонентов политических систем с рассмотрением национальной политической

    психологии, политической идеологии и т. д.

    Политическая культура — это система отношений и одновременно процесс

    производства и воспроизводства составляющих его элементов в ряде сменяющих

    друг друга поколений. Это явление динамическое, развивающееся, постоянно

    обогащающееся историей в своем содержании и конфигурациях, явление, чутко

    реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира, будь то промышленная

    революция, научно-техническая, компьютерная, информационная или иные

    революции.

    Особенность политической культуры состоит в том, что она неразрывно

    связана с человеческой субъективностью и представляет собой своего рода

    "субъективный объект". В узком понимании она составляет не политику или

    политический процесс в их подлинном воплощении, а комплекс суждений о той

    или иной национальной или социально-политической общности, о мире политики,

    политического, законах и правилах их функционирования. Как правило, в

    политической среде зачастую важность получают не только реальные действия и

    меры правительства или государства, тех или иных общественно-политических

    образований, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком

    контексте они подаются и т. д. Формы их реализации, их принятие или

    непринятие подавляющим большинством населения во многом обусловливаются

    основными характеристиками политической культуры.

    Политическая культура включает в себя те элементы и феномены

    общественного сознания и в более широком плане духовной культуры той или

    иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами и

    политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы,

    формирование, функционирование и формирование государственных и

    политических институтов, придают значимость и направление политическому

    процессу в целом и политическому поведению широких масс населения в

    частности. Вслед за Г. Алмандом и С. Вербой вполне аргументированно можно

    сказать: "Мы говорим о политической культуре точно так же, как мы можем

    говорить об экономической культуре или религиозной культуре".

    Подобно тому, как культура устанавливает и предписывает те или иные

    формы и правила поведения в различных областях жизни и жизненных ситуациях,

    политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и "правила

    игры" в политической сфере. Политическая культура дает отдельному человеку

    руководящие позиции политического поведения, а коллективу —

    "систематическую структуру ценностей и рациональных доводов". Она

    представляет руководящие принципы политического поведения, политические

    нормы и идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие институтов и

    организаций, придавая целостность и интегрированность политической сфере,

    подобно тому, как общенациональная культура придает неделимость и

    интегрированность общественной жизни в целом. Первостепенные ценности

    политической культуры имеют важнейшее значение для жизнеспособности и

    сохранения преемственности любой общественно-политической системы,

    поскольку их задача состоит в вырабатывании приверженностей данной системе,

    нормы служат цели интегрирования социальных систем. Они включают в себя не

    только ценностные компоненты, но и особые формы ориентации людей в

    определенных функциональных и ситуационных обстоятельствах.

    Политическую культуру можно правильно понять лишь в том случае, если

    рассматривать ее как неразрывную часть более широкой общенациональной

    культуры. Соглашаясь с К. Гиртцем в том, что культура представляет собой

    некую структуру определенной совокупности значений, с помощью которых люди

    вырабатывают свой опыт, и исходя из того, что политика представляет собой

    одну из главных публичных сфер, в которых раскрываются эти значения, можно

    вычленить значения, имеющие отношение к миру политики. Эти "значения",

    составляющие политическую культуру, тесным образом связаны с

    общенациональной культурой, социокультурными, национально-историческими,

    религиозными, национально-психологическими традициями, обычаями,

    стереотипами, мифами, установками и т.д. и т.п. Фундаментальные компоненты

    национальной культуры оказывают большое влияние на формирование системы

    политических принципов и политической культуры в целом.

    В качестве составных элементов политическая культура включает в себя

    сформировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений политические

    традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и

    убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими

    институтами и т. д. Она включает определенные ориентации и установки людей

    в отношении существующей системы в целом, составляющих ее институтов и

    важнейших "правил игры", принципов взаимоотношений отдельного человека,

    общества и государства. Это компоненты, обусловленные социально-

    экономическими, национально-культурными, общественно-историческими и

    другими долговременными факторами, характеризуются относительной

    устойчивостью, живучестью и постоянством, медленно поддаются изменениям в

    процессе глубоких сдвигов в общественном бытии.

    Политическую культуру можно характеризовать как ценностно-нормативную

    систему, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта

    политического сообщества. Она включает базовые убеждения, установки,

    ориентации, символы, обращенные на политическую систему. Политическая

    культура, как отмечает американский политолог Д. Дивайн, это "историческая

    система широко распространенных, фундаментальных поведенческих политических

    ценностей", которых придерживаются члены данной общественно-политической

    системы'. Она охватывает как политические идеи, ценности, установки, так и

    действующие нормы политической практики. Она предполагает изучение таких

    категорий, как политическая идеология, легитимность, суверенитет, правление

    закона и т. д. Политическая культура в определенном смысле представляет

    некие рамки, в которых члены общества принимают законность существующей

    формы правления, чувствуют себя политически дееспособными, выражают

    согласие с действующими "правилами игры". Рамки, в которых убеждения,

    эмоции, нормы и ценности проявляются в политических процессах и

    политическом поведении, сами по себе составляют важнейший компонент

    политической культуры.

    Цементирующим элементом политической культуры следует считать

    политическое мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения

    отдельного человека, отдельной группы или иной социальной общности. Большое

    влияние на характер политических ориентации, симпатий и антипатий людей

    оказывают господствующая в обществе система мировоззренческих позиций и

    ценностно-нормативных установок, фундаментальные взгляды на человека,

    общество и мир в целом.

    Как соотносятся политическая культура и другие компоненты мира

    политического, прежде всего политическая система? При поисках правильного

    ответа на этот вопрос необходимо исходить из того, что политические

    институты, будучи творениями культуры того или иного народа, в свою очередь

    оказывают значительное влияние на содержание и проявление культуры. Тесная

    связь существует между политическим поведением и политической культурой,

    Более того, политическая культура реализуется через политическое поведение.

    Хотя политическая система и политическая культура составляют

    самостоятельные подсистемы мира политического, тем не менее провести между

    ними четко очерченную линию разграничения весьма трудно. Они взаимно влияют

    друг на друга, взаимопереплетаются и не могут существовать друг без друга.

    Например, либерально-демократическая система характеризуется существованием

    в обществе множества социальных групп и слоев, организаций, объединений,

    заинтересованных групп, религиозных, профессиональных, молодежных и иных

    ассоциаций, клубов, отстаивающих свои интересы во взаимных конфликтах,

    столкновениях и сотрудничестве друг с другом. Такое положение получило

    название "социальный плюрализм". В политической сфере плюрализм проявляется

    в наличии множества партий и институтов, в существовании разных идейно-

    политических ориентации, установок, идеологических течений и направлений и

    т. д. В этом случае мы имеем "политический плюрализм". Причем социальный

    плюрализм стимулирует и политический плюрализм и наоборот.

    Правильно понять эти проблемы можно лишь в том случае, если

    рассматривать политическую культуру не как основной детерминирующий фактор

    партийно-политических отношений и процессов, а как определенное

    опосредующее звено между социально-экономическими интересами, базовыми

    потребностями, социальным статусом, морально-этическими нормами и т. д.

    отдельного человека, социальных групп, классов, вовлеченных в политический

    процесс, с одной стороны, и их политическим поведением — с другой,

    Воздействие на практические дела не означает их детерминацию Иначе говоря,

    политическая культура способствует формированию определенных типов

    политического поведения, она придает ему определенную направленность, но не

    является детерминирующим фактором в последней инстанции. Дело в том, что

    решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конкретного

    кандидата определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная

    структура и политическая система, состояние экономики, просто конъюнктурные

    факторы, сиюминутные внутри- и внешнеэкономические и внешнеполитические

    условия и т. д. Зачастую общность быта и уклада жизни, непосредственность

    впечатлений сами по себе могут служить фактором стандартизации сознания,

    формирования разного рода иллюзий, типологически родственных представлений.

    Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и

    жизнеспособности политической культуры является легитимность существующей

    системы и действующего в каждый данный период политического режима. Более

    того, в системе ценностей, ориентации, установок, стереотипов, составляющих

    политическую культуру, центральное место занимают элементы, способствующие

    формированию и сохранению политической системы. Количество разделяемых

    всеми членами общества "позитивных" ценностей определяет степень консенсуса

    между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспособность.

    Вместе с тем было бы неправомерно рассматривать политическую культуру

    как систему только широко разделяемых в обществе ценностей, убеждений и

    символов, ограничивать ее лишь "позитивными" установками в отношении

    существующей политической системы, как это делает ряд политологов.

    Концентрированние внимания исключительно на разделяемых всеми убеждениях,

    установках и ценностях чревато игнорированием политических убеждений,

    установок и ценностей, присущих тем или иным социальным группам,

    выступающим за изменение существующего положения вещей. Зачастую сам факт,

    что они не разделяются большинством членов общества, может служить важным

    показателем сущности и тенденций развития той или иной политической

    культуры и политической системы в целом. Поэтому важное значение имеет

    также выделение расхождений в политических убеждениях различных групп в

    рамках каждой политической системы. В противном случае совершенно

    невозможно было бы объяснить такие важнейшие явления в истории

    капиталистических стран, как левый и правый вариант радикализма, которые и

    в наши дни продолжают выступать за изменение существующего там положения

    вещей.

    Человеческая деятельность, требующая совместных коллективных усилий,

    предполагает соответствующую организацию и координацию таких усилий людей,

    как на индивидуальном уровне, так и в масштабах всего общества. Как

    показали Г. Алмонд и С. Верба, межличностное доверие является необходимым

    условием формирования вторичных' ассоциаций, которые, в свою очередь, имеют

    важное значение для эффективного политического участия в любой

    демократической системе. Чувство доверия необходимо и для функционирования

    демократических правил игры. Например, важно оценивать оппозицию как

    лояльную оппозицию, которая в случае прихода к власти не будет преследовать

    своих противников и способна управлять страной, оставаясь в рамках закона.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.