Политология
Германии, 70-е годы – Камбоджа; Сталин – переселение народов).
5) Интернационализм – идеология в сфере нац. отношен., суть –
интернациональное ставится выше нац-ого. Принчины этнонац. конфликтов:
1) Национализм как реакционная идеология, очень часто выражается на бытовом
уровне. 2) Стремление поставить в привилегированное положение коренной
этнос, что ведет к ущемлен. положение прав нац. меньшинств, эмиграции
населен. 3) Многие республики, объявив о своем суверенитете, очень
болезненно относятся к объявлению суверенитета в своих автономиях.
4) Обострились территориальн. споры о межреспублик. границах. 5) Незнание
нац. меньнинствами языка коренной нации. 6) Массовые разочарования в
экономич. и соц-ых процессах. Югославия и Нагорный Карабах – на протяжен.
неск. лет, несмотря на усилия различ. междунар. организаций (ООН и т.д.),
военные действия в этих регионах продолжаются, нац. проблемы сплетаются со
многими сферами жизни. Канада – 1994, проблема в Квебеке, т.к. в сентябре
того года на выборах победила квебекская партия, выступающ. с программой
отделения Квебека от Канады и кот., в случае неуступок федеральн. властей,
предусматрив. провести референдум. Курды – нация, не имеющая своей
территории (их 20 млн.), они расселены в Турции, Иране, Ираке, не имеют
своей государственности. Уровни ЭК: 1) между энич. группами одинак. соц.
правового статуса (эмигрантские группы в разл. странах). 2) Между
господств. и подчиненными этнич. общностями. Пути разрешения ЭК: 1) Теория
внутренней колонизации. Автор – Гентер. Выделял зав-ть нац. и соц.-полит.
проблем. В многонац. гос-ве всегда сущ-ет отставание окраин («внутренних
колоний») от центра. Менее развит. группы вступают в борьбу за свои права
=> нац. конфликт. 2) Теория политизации этничности. Автор – Родшиль. В
националистич. дв-иях нет никаких классовых и эк-ких истоков. Суть всех нац
конфликтов – политизация этничности, все нац. лидеры стремяться перевести
нац. требования и проблемы в политич. и идеологич. категории, пугая
население тем, что в противном случае их нац. самобытность будет в
опасности.
39. Политический режим: понятие, сущность, критерии и типы.
Полит. режим (ПР) – способы и методы полит. власти. Стр-ра ПР: 1) Порядок
формирования представит. органов. 2) Взаимоотношен. законодат. и исполнит.
властей. 3) Правовой статус, права и обязанности, граждан. 4) Соотношение
допустимого и запрщенного в общ-ве. 5) Порядок формирован. карател. и
правоохр. органов. 6) Порядок функционир. полит. партий. ПР зависит: 1) От
соотношен. ПС общ-ва от личности полит. лидера, от историч. и культурных
традиций. 2) От полит. культуры общ-ва. Типы ПР: 1) Тоталитаризм (целый,
целостный) – ПС стремящ. к полному контролю над всем общ-вом. Гераклит
(5 в. до н.э.) – обладая разумом можно управлять всеми вещами. Др. Китай (7-
4 вв. до н.э.) – философы отмечают необх-ть сильноцентрализ. гос-ва, кот.
регулирует с помощью жестких з-нов всю жизнь общ-ва, в т.ч. и личную жизнь
граждан. Детальнее всего пишет Платон (5 в. до н.э.): черты – подчин. чел-
ка гос-ву, гос. собст. на землю, дома, обобществлен. жен и детей,
насаждение единомыслия, очищение гос-ва от неугодных лиц путем уничтожен.
или изгнан., един., обязат. религия, запрет выезда за границу, монополия
власти на СМИ, разрастание аппарата власти, проникновение его во все сферы.
Разновидн. тоталитаризма: коммунизм, фашизм, нац. социализм. Авторитаризм –
неограниченная власть одного чел-ка (группы лиц), недопускающая, но
сохраняющая независимость личности и общ-ва во внеполитич. сферах (СССР 50-
60-е годы, 1959 г. Ф. Кастро, Куба; Ю. Корея, Чили, Аргентина). Черты:
1) диктаторская власть правящ. элиты. 2) опора на силу. 3) демократия здесь
носит огранич. хар-р. 4) отказ от принципа раздел. властей. 5) милитаризац.
гос аппар. Демократия – власть народа. Черты: 1) развите форм непосредств.
и посредств. демократии. 2) общест. самоупр. 3) диалог между общ-стью и
властями. 4) изуч. общ. мнения и учет его. 5) равные прямые выборы органов
влсати, тайное голосование. 6) плюрализм. 7) развитое гражд. общ-во,
разделен. властей, мир. внешн. политика. Абс. демократии и абс.
авторитаризма не бывает. Чистая демократия – анархия, чистый авторитаризм –
тоталитаризм.
40. Человек как субъект и объект политической деятельности.
Чел-к становится полит. существом благодаря след обстоятельств.:
1) Отделен. умственного труда от физич. и выделен. управленч. деят-ти в
особую отр-ль жизнедеят-ти людей. 2) Соц.-классовое разделен. общ-ва
(богатые и бедные). 3) Возникновен. част. соб-ти, р-чной эк-ки. Ч-к –
личность – гражданин. Типы ролей: рядовой член общ-ва; гражданин, состоящ.
в ощ-ых орг-иях и каким-то образом влияющ. на политику; гражданин, состоящ
в полит. стр-ре; общ-ый деятель; профполитик; полит. лидер. Личность может
выступать в зав-ти от типа ПС и ПР.
41. Политическая социализация личности: её определение, функции и типы.
Полит. социализация (ПС) – процесс становления ч-ка как полит. личности.
Типы ПС: 1) гармонический – между личностью и полит. инс-тутами сущ. полное
взаимопониман., доверие, уважен. и т.д. 2) гегемонистский.
3) плюралистический – рац. отношение к полит. ценностям. 4) конфликтный.
Формирован. полит. интересов – составл. часть ПС ч-ка. ПС предусматрив.
формир. опр. политпозиции индивида (эмоциональное отношение к полит.
явлениям и процессам: убеждения по отношению к полит. явлениям, системе
полит. ценностей; склонность к полит. деят-ти). Становление ч-ка как
субъекта полит. процесса начинается в семье, продолж. в группе сверстников,
в полит. и неформал. орг-циях. Имеет место личный полит. опыт. Если
действия инструментов ПС сходятся с воспитанием в семье – процесс
гармоничен. Есть спец. институты: школа, молодеж. орг-ция, полит. партия.
42. Политическая адаптация личности, её сущность, содержание и роль в
становлении гражданина.
Значит. влияние на формир. п-ких взглядов личности, на становлен. ее как
субъекта п-кой деят-ти оказывает социальная среда. Здесь лежат предпос.
того, сформир. ли у личности демокр. убеждения и ориентация или она будет
отдавать предпочт. авторитарн. и др. недемокр. идеям и практике. Большую
роль играет образование. Известно ленинское высказывание о том, что
неграмотный человек стоит вне п-ки. Существ. фактором полит. воспитания
явл. пример поведения пропагандируемой особы. Пример-максимум – ч-к полит.
активен, хорошо подготовлен, посвящ. полит. деят-ти значит. часть своего
времени. Пример-минимум – чел-к, не особо интересующ. политикой, не
ориенируется в основных ?-ах этой сферы. Большая роль толпы – исключительно
быстрый переход к непосредств. участию в полит. жизни.
43. Политический лидер: понятие, сущность, функции и типы.
Полит. лидер (ПЛ) – лидер, ведущий, руководящий. Лидеры бывают формальные и
неформальные. Сверхчеловек – ч-к, кот. игнорирует христ. мораль. Лидер по
Платону – государь. Лидерство – влияние, авторитет, контроль одних над
другими. Условия: такое влияние должно быть постоянным, распростран. на всю
орг-цию (общ-ва), полит. лидера выделяет главенствующ роль. Лидер явл.
субъектом (по своим особым кач-вам он становиться во главе дв-ий,
наделяется властными полномочиями) и объектом (в решении полит ?-ов он
всегда испытывает влияние др. полит. сил, должен быть готов к компромиссу).
Функции ПЛ (по Такеру): 1) диагностическая – Л анализирует, опр-ет
ситуацию, ставит ей диагноз. 2) предписывающая – Л разрабатыв. напрвлен.
действий для решения проблемы. 3) мобилизующая – Л добивается поддержки
своего плана, организ. его выполнение. Типы ПЛ: 1) Н. Макиавелли: «Все
лидеры делятся на лис и львов»: а) лиса – умение избегать капканов,
скрывать свои истинные цели, лавировать; б) лев – прямолинейность, силовые
методы, основной принцип – уничтожить противника в откр. бою.
2) Авторитарные – наличие у чел-ка безраздельн. власти над людьми.
3) Демократическое – учет интересов всех членов орг-ции в их участии в
упрвл-ии. 4) М. Вебер: а) традиционный – вождь племени, монарх;
б) легитимный – президент, премьер-министр, депутат; в) харизматический –
божья благодать, появл. когда страна переживает острый кризис.5) По методам
и способам деят-ти: а) великий гос. Л – действует на переломном этапе
развит. общ-ва, рукодствуется не личными, а общенац. инересами (Петр I,
А. Линкольн). б) политик-практик – решает повседневные проблемы (Лужков);
в) гражданский Л – не занимает гос. пост, но оказывает большое влияние на
общ-во (А.Д. Сахаров); г) Л-демогог – использует любые ср-ва (чел-ие
слабости, предрассудки) в своих интересах, много обещает. 6) По масштабам:
общенац., Л класса, местный.
44. Политическая культура: определение понятия, сущность и структура.
Полит культ. (ПК) - неотъемлемая часть общенац. культуры. Это полит опыт
челов-ва, соц общностей, больших и малых соц групп, получ. в ходе историч.
развития. Существуя в опр. формах, этот опыт оказ.. воздейств. на формир.
полит сознания людей и выражается в их полит ориентац. и установках, кот, в
свою очередь, определяют полит повед. людей. ПК – часть дух. культуры,
связанная с общ. – полит. ин-тами и процессами. Ф-ции ПК. 1) Познавательная
– формирован. у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и
полит компетентности.2) Интегративная – достижен. на базе общеприн. полит-
культ ценностей согласия в рамках сущ. полит с-мы и избранного об-вом полит
строя.3) Коммуникативная – связь между участниками полит процесса как “по
гориз.”, так и “по верт. ” в соответствии с иерархией полит с-
мы.4) Обеспечения соц прогресса – ПК создает условия для эффект. развития
полит с-мы и об-ва в целом.5) Нормативно-регулятивная – формир. и закрепл.
в об-ном сознании необх. полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм
повед..6) Воспитательная – формир. личность, гражд. Полит субкультуры (СК).
ПК об-ва не может быть абсол. однор. Разнообр. интересов разл. общностей
порождает разные ПК - СК, кот существуют во всех странах. Типы СК:
региональные, социоэк-кие, этнолингвистические, религиозные,
возрастные.Типы ПК. 1) По степени согласов. во взаимодействии ПСК:
а) интегрированная (однородная); б) фрагментарная (разнородная).2) По
базовым ценностям:а) культура высокой гражданственности (баз. цен. – ч-к с
его потребн. и интерес.); б) элитарная (баз. полит цен. - власть, властные
стр-ры, гос-во, элиты). – ч-к выступ. как средство для достиж. цели, кот
ставит полит элита; в) архаическая (цен. - интересы этноса, к кот они
принадлежат (род, племя, нация). здесь индивид не осознает себя как
личность и не отделяет себя от этнич. общности.3) Ориентация об-ва на те
или иные регулятивн. мех-мы в рамках полит с-мы (рынок, гос-во):
а) рыночная; б) бюрократическая. Структура ПК:. ритуалы, полит. традиции,
установки людей, идеи, символы, убеждения.ПК реализуется через полит.
поведение людей.Символ – это художественный образ идей национального
единства и величия.Гимн – это музыкальный эквивалент девиза, герба, флага.
Ритуал – вид политической религии общества (инаугурация президента).
45. Концепция «чистых» типов полит. культуры Г. Алмонда и С. Вербы и её
роль в анализе полит. жизни об-тва.
Г. Алмонд (А) и С.Верба (В) выдел. 3 идеальн. "чистых" типа ПК:
1) Патриархальная – ориентация на местные ценности (ценности клана,
племени, рода) и может проявл. в форме местного патриотизма,
семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной ПК, не
выполняет конкретных п-ких ролей (напр., избирателя). Дан. тип культуры хар-
рен для молодых независ. гос-тв, в к-рых ПК оказывается наслоением местных
субкультур. 2) Подданническая – пассивное и отстранённое отношение индивида
к полит. с-ме. Он ориентир. на традиции, хотя политич. сознателен.
Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё разл. благ (соц-ных пособий,
гарантий и т. д.) и опасается её диктата. 3) Культура участия – полит.
активность, вовлечённость и рациональность. Граждане стремятся активно
воздейств. на ПК, направлять её деят-ть с помощью законных ср-в влияния
(выборов, демонстраций и т.д.). Однако идеальн. типы полит. ориентации в
чистом виде на практике не встречаются, они существуют, не вытесняя друг
друга. Напр., для ПК Великобр. XX века хар-но сочетание подданничества,
олицетворяемого ин-том монархии, и ориентац. на участие. Согласно концепции
А и В, ПК зап. стран предст. особ. вид смешан. культуры, к-рую они наз.
культурой гражданственности (КГ) – рационально-акт. поведение граждан, кот.
соотв. демокр. ПС. Содерж. идеального типа КГ А и В раскрыли через набор
качеств, к-рыми обладал её носитель: 1) общая положит. оценка значения деят-
ти нац. прав-ва для него лично и глубокое сознание этого факта; 2) высокий
ур-нь интереса к деят-ти прав-ва и хорош. осведомл. в этой области;
3) чувство гордости за полит. ин-ты своей нации; 4)ожидание того, что ему
будет оказано равное и внимат. отнош. со стороны офиц. лиц; 5) желание
обсуждать ?? п-ки публично или в кругу друзей и знакомых; 6) открытое и
лояльное проявл. оппозиц. настроений; 7) чувство удовл. в связи с
проведением общенац. п-ких мероприятий, напр. кампаний по выборам; 8)
компетентность суждений по поводу правит. п-ки и развитое чувство
обязанности оказывать воздействие на эту п-ку лично или совместно с кем-
нибудь из сограждан; 9) компетентность в исп-нии правовых установлений в
целях успешного противодействия актам произвола; 10) вера в то, что
демократия участия является необх. и желательной с-мой гос. управл. Однако
рез-ты собственных эмпирич. исследов. А и В показали утопичн. их предполож.
о всеобщем участии граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре
гражданственности сущ-но корректируются. "В идеальной культуре
гражданственности замечали они,- активность и вовлечение граждан должны
уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия".
46. Политическое сознание: определение понятия, сущность, структура и
уровни.
Полит культура в ключ. в кач-ве своего неотъемлемого эл-та полит. сознание
(ПС). ПС возник. с появлен. гос-ва и полит. системы общ-ва. ПС – сфера общ-
ого сознания, образуемая совокупностью соц. чувств, представлений,
взглядов, отражающих реальные полит. отношений и вместе с тем составл-щих
их неотъемлемую сторону. Типы сознания: индивидуальное, общ-нное,
коллективное, специализированное (идеологическое), массовое. Коллективные,
общ-нные чувства, представления и взгляды не сущ-ют вне индивидуал.
сознания. Они реализуються в индивидуальн. помыслах, видениях, полит.
реальности, в фактич. деят-ти отд. граждан. Индивидуал. полит. чувства и
воззрения обретают социал. звучание, если они одухотворяются общ-нно
значимым смыслом, отражают интересы соц. групп. Содержание, формы и типы ПС
опр-ся господствующ. полит. системами. ПС – органич. часть политич. деят-
ти. Черты ПС: 1) Конкретно-историч. хар-р (напр., полит. понятие свободы –
общечеловеч. достижение, а не истина какого-то одного класса).
2) Динамичность, изменчивость, что связано со спецификой полит. бытия.
3) Массовость – наиболее быстро реагирует на все возникающие в общ-ве соц.-
экономич. противоречия и конфликты, связана с текущ. процессами соц.-
политич. практики. Типы полит. восприятия: 1) Когнитивный – познание
системы, ее правил функц-ия, проблем и противоречий. 2) Эмоциональный –
отражение полит. реальности в виде положит. или отрицат. эмоций, чувств.
3) Оценочный – суждения и мнения относит. целей полит. действий, из
результатов и последствий. В составе обыденного сознания сосуществ. эл-ты
истины – здравого рассудка и полит. иллюзии, знания опыта и верования.
Обыденное сознан. носит поверхностный хар-р. Явл-ия оцениваю по внешним
признакам с т.зр. повседн. нужд и ближайших интересов. ПС каждого народа
формируется и функионир. под влиянием свойственного им менталитета.
Ментальность – нечто общее, глубинный, труднофиксир. источник мышления,
идеологии и веры, чувств и эмоций – доидеологич. основа полит. мышления.
Характеризует оттенки общ-ого мышления (религия, атеизм, нац. бюрократия и
т.д.). Воспринимается от предшеств. поколений. Идеология – ценностная
система, выражающая отношения к существующим об-нным порядкам,
обосновывающая политич. идеалы, принципы, нормы, цели, образцы поведения
(соц-ая справедливость, свобода, права ч-ка, демократия. солидарность).
47. Средства массовой информации (СМИ): понятие, сущность и виды.
48. Функции СМИ. Политическое манипулирование и пути его ограничения.
49. Политическое развитие. Определение понятия, сущность и критерии.
Проблема полит. развития (ПР) – тесно связана с анализом полит. процесса в
его глобал. понимании. Особенности ПР: 1) не явл. необратимым (полит.
процессы, происх. в бывших соц. странах Вост. Европы). 2) хар-ся своими
критериями (уровень институционализации и полит. культуры). 3) при налич.
общих критериев, не может быть единообразным в различ. общ-ых системах и
странах.
50. Политическая модернизация: понятие, сущность и этапы.
Полит. развитие как процесс может осущ-ся путем реформирования
(модернизация). Сущность ПМ: преобразование эл-тов полит. системы в рамках
сохранен. ее основ, определенная перестройка функций и стр-р одгого и того
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|