МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политология

    не мифологизир., теоретико методологич. арсенала и одновременно критич.

    переосмысл. его в соотв. с историч. опытом и достижен. п-логич. мысли.

    Центральная идея м-зма – обоснование соц.-экономич. напрвленности политич.

    сферы жизни общ-ва. Она конкретизир. в полож. о классовой природе гос-ва,

    политич. власти партий. В одной из своих ранних работ «К критике

    гегелевской философии права» М подчерк. зависим. гос-ва от граждан. общ-ва

    – реальная социал. жизнь людей. политич. гос-во – абстракция от гражд. общ-

    ва (классов, сословий, форм орг-ции семьи, мат.-жизн. отношен.). политич.

    жизнь – абстракция от гражд. жизни. Гос-во – полит. бытие гражд. общ-ва.

    Доминир. идея м-зма – обоснов. и раскрытие классово-экономич. основы полит.

    власти, ее ин-тов. Полит. власть – порожден. экономич. власти; класс к кот.

    эконом. власть, неизбежно завоюет и политич. власть. Политика сопряжена с

    общими интересами классов и внутриклассов. групп. Политич. дв-ие – дв-ие

    класса, стремящегося осущ. свои интересы в общей форме. Соц.-классов.,

    классво-экономич. подход в анализе п-ки – основа м-кого метода. Он не

    разделялся многими полит. мыслителями: современниками М, не явл.

    общепризнан. и в настоящ. время. М-зм дает исходную теорию анализа

    глобального общ.-полит. процесса.

    11. М. Вебер о власти, управлении и политики.

    М .Вебер (В) о проблемах легитимации политической власти.По В, политика –

    самост. рук-во. Гос-тво же В называет “монополией легитимного насилия”

    (единств. источн. права на это насилие явл. само гос-во), из чего следует,

    что п-ка обязат. подразумевает принуждение. Чтобы гос-во существовало, люди

    должны подчиняться авторитету. Сущ. 3 внутренних оправдания господства

    людей над людьми: 1) авторитет “вечного вчерашнего”, традиций и

    нравов;2) авторитет компетентности;3) авторитет личного дара, “харизмы”.

    Для ч-ка, обладающего харизмой, управление -“призвание в его высшем

    выражении”. Харизм. лидер призван рук-ть, люди подч. ему не из страха,

    обычая или установления, а из веры. Такие “вожди” как явления характерны в

    основном для Запада. Любое господство, как предприятие, требующее

    постоянного управления, нуждается, также, в установке подчинения масс

    носителям легитимного насилия и средствах, дающих возможность применить это

    насилие, т.е. неких ин-тах при лидере, носящих характер штабов. Политики,

    по мнению В, делятся на 1) политиков по случаю (напр., все граждане гос-ва

    во время голосов.);2) проф. п-ков, к-рые делятся на тех, кто живет для п-

    ки, и тех, кто занимается п-кой, чтобы прожить;3) п-ков “по

    совместительству” (напр., члены советов, ф-щих по требованию. Проф. п-ки

    начали возникать много веков назад, когда князья боролись с сословиями,

    состоящими у них на службе. В этой борьбе князья опирались на политически

    пригодные слои насел.: служителей церкви, ученых-гуманитариев, придворную

    знать, буржуа, рантье, юристов и адвокатов. Если гос-вом руководят проф. п-

    ки, в эконом. смысле живущие для нее, то мы имеем дело с “плутократическим”

    рекрутированием п-ких рук-щих слоев, то есть с тем типом господства, когда

    рук-щие посты занимают люди экономической верхушки. Обратной связи здесь

    нет. На Западе с древн. времен типом п-кого вождя явл. демагог. В настоящее

    время к демагогам добавились еще и журналисты, хотя общество считает

    последних своего рода “париями”, а также парт. чиновники. С появлением п-

    ких партий стало возможным существование “прослойки претендентов” на п-кую

    власть. Хотя структуры партий и различны, вожди составляют себе свиту

    посредством свободной вербовки, и эта свита является его орудием для

    избрания на пост через контакты с массами избирателей. Вся п-кая власть

    строго регламентирована, считает В, важную роль играет соц. контроль за

    индивидом. Обязанности и права в любой челов. общности равны. Его

    методология познания п-ки – пример консерв. обоснования господства одних

    классов над другими. Согласно его мировоззр. установке, все ценности

    культуры Запада лежат в христианстве, что объясняет тот факт, что для него

    политическая культура Европы есть культура традиционного харизм. госп-ва.

    По этой же причине он положительно относится к демократии, т.к. перед Богом

    все равны. Веберовская концепция легитимности сводится к обоснованию

    непротиворечивости обязанностей и прав с помощью веры (убеждения) и,

    следовательно, блокирует реальные пртиворечия поведения индивидов. При

    харизм. госп-ве победа приводит к увелич. личной власти. При легитим. госп-

    ве победа означает возможность влиять на законодат. процессы. Но правление

    может считаться правовым, если законодат. процесс под контролем политиков.

    Спецификой современного гос-ва явл. то, что легитим. физич. насилие в нем

    монополизировано, вещественные средства объединены в руках руководителей

    государства, сословные функционеры экспроприированы, и на их место пришел

    союз гос-ва.

    12. Теория «политического класса» Г. Моска.

    Макевиалистская школа (Г.Моска (М), В.Парето). любому обществу присуща

    элитарность. М явл. одним из ученых, кот. пытались объяснить причины

    разделения властей. Его основные работы:1884 – “Теория управления и

    парламентское правление. Историческое и социалогическое исследование.”1896

    – “Основы п-кой науки. М считал, что во всех гос-вах есть два класса людей:

    класс правящий (“п-кий класс”(ПК)), кот. берет на себя гос. ф-ции, обладает

    монополией власти и явл. малочисл., и управляемый класс, кот.

    контролируется первым в законной, произвольной или насильственной формах.

    Реальная власть всегда в руках “ПК”, меньшинство явл. более организованным:

    оно сформировано так, что его индивиды отличаются от масс управляемых

    качествами, которые обеспечивают им материальное, интеллектуальное и даже

    моральное превосходство. На ранних стадиях развития, качеством, кот.

    удерживает людей на вершине власти, была воинская доблесть, в современном

    же обществе больше почитается богатство. Также могут играть роль

    происхождение, место в церковной иерархии, искусство управления и личные

    свойства индивидов. Правящ. класс обладает почти исключительным правом на

    соб-ть и землю. Все правящие классы стремятся стать наследственными (“сила

    инерции”), то есть богатство и воинская доблесть поддерж. моральными

    традициями, воспитанием, привычками. Процесс закрепления и обновления ПК

    может происходить 2 способами: передачей власти сверху вниз (авторитарный)

    и снизу вверх (либеральный). Устойчивость в общ-ве относительна:

    1) возможна смена ПК изнутри, 2) талантливые люди из массы завоевывают себе

    место в ПК, 3) благодаря отношениям с иноземцами возможно проникновение

    разл. идей (так же как и при рев-циях). Для устойчивого сущ. ПК гос-ву надо

    усовершенств. те кач-ва, кот. привели его к власти, и проповедовать

    консерватизм. Пришедший к власти ПК пытается придать ей законность, т.е.

    создает моральную и юрид. базу, на к-рую в общ-ве опирается гос-во “ПК”.

    Совок-ть средств и методов, с помощью кот.ПК манипулирует сознанием людей,

    М называет «п-ой формулой» В каждом общ-ве можно проследить дем. и

    аристокр. тенденции. Типы п-ских организаций: 1) феодальный – все

    управленч., эконом., судебно-адм. и военные ф-ции исполняются одними и теми

    же индивидами. 2) бюрократический – в нем редко все управленческие функции

    сосредоточены в одном лице (группе), т.к. создается ин-т чиновничества.

    Основных формы правл.: абсолютная (преобладает одна единственная п-кая

    сила, концепция и т.д.Это чаще всего проявляется в форме деспотизма, здесь

    сливаются элементы демократии и аристократии) и смешанная (проявляется в

    разл. формах, лучшей из которых является “ относительно совершенная п-кая

    организация”. Здесь власть находится в руках большого числа людей , причем

    характерно сильное разделение функций). Одной из своих задач М ставил

    выработку “научной политики” для правящ. элиты. Имея в руках такой

    инструмент, господств. класс будет формир. не на имуществ. основе , а на

    основе ума, способн. и образован.. Осуществление этой меритократической

    утопии должно произойти в далеком будущем. Подобно Парето, М считает, что

    без обновления элиты невозможна социальная стабильность, которая явл.

    основой об-ва. Всякая элита имеет тенденц. к превращению в закрытую, чтобы

    избежать этого, необходимо наличие свободных дискуссий, которые вынуждают

    ПК в необходимой степени обновляться. Постоянный обмен между старыми и

    новыми ПК – залог здоровья об-ва.

    13. Теория «круговорота элит» В. Парето.

    Парето (П) больше, чем Моска использ. понятие элиты (Э), он также вводит

    понятие “п-кой элиты” (ПЭ). “История – это кладбище элит.” Как и Моска, он

    утверждает , что Э образуются в разных сферах об-ва. Существ. элемент

    социальной системы составляет неоднородн. по составу, к-рая определяется

    изначальным неравенством индивидов. Тем, кто имеет “высший показатель своей

    области деят-ти, мы даем название Э”. Э – это избран. часть насел.,

    остальная его часть лишь “приспосабливается к полученным от нее стимулам”.

    Сама Э подраздел. на 2 части: одна прямо или косв. принимает участие в

    управл. об-вом (“правящая Э”) , а другая не участвует в управл. и вращается

    в художеств. или научн. сферах (“неуправляющая Э”). Представители неэлиты

    могут подниматься вверх и пополнять ряды ПЭ, члены к-рой, в свою очередь,

    могут деградировать и опускаться в массы. Происходит циркуляция, или

    круговорот элит (КЭ) – процесс взаимодействия между членами гетерогенного

    об-ва, который представляется П в виде пирамиды с Э на ее вершине.

    Продвижение людей наверх обусловлено комбинацией различных черт и

    способностей:1) инстинкт комбинации, 2) стремл. к постоянству агрегатов,

    3) потребность в демонстрации собств. чувств, 4) инстинкт общительности,

    5) инстинкт целостности индивида, 6) инстинкт сексуальности. Элиту

    характеризует высокая степень самообладания и расчетливости, в то время как

    массы обычно запутываются в сетях эмоций и предрассудков, и этим

    оправдывается разделение об-ва на 2 части. П указывает на 2 главн. кач-ва

    управляющих : умение убеждать и умение применять силу там, где это

    необходимо. Эти способности явл. взаимоисключающими, и именно это П считает

    причиной взлетов и падений правящ. классов. Мех-мом обновления Э в мирное

    время, явл. социальная мобильность. Чем более открыт правящий класс, тем он

    крепче, тем более он способен сохранить свое госп-во. Чем более он замкнут,

    тем сильнее тенденция к упадку. Если циркуляция элит происходит чересчур

    медленно, наступает эпоха рев-ции, смысл к-рой сост. в обновл. состава ПЭ.

    Циклы подъема и упадка, возвышения и падения Э явл. необх. и неизбежн.

    Чередования, колебания, смена Э явл. законами сущ-ния чел-кого об-ва.

    Каждой Э соответствует опред. стиль правления. Инстинкт комбинации

    обуславл. использование убеждения и обмана, использование введения масс в

    заблужд. Такие правители наз. “лисами”. Инстинкт постоянства агрегатов

    обуславл. Противоположн. кач-ва правителей: они агрессивны, авторитарны,

    склонны к применен. Насилия - это (“львы”), фабрикуют идеалы, светские и

    религиозные, и их цели простираются далеко вперед. Идеал - смешение Э львов

    и Э лис. Чередован. экономич. и п-ких циклов связано с циклами дух. произв-

    ва (интеллектуального, религиозного, художественного и т.д.). Здесь

    происходит ритмическая смена веры и скептицизма, в основе к-рой лежат

    “остатки” 1 и 2 классов.

    14. Теория «железного закона олигархии» Р. Михельса.

    Р. Михельс (М) (1876-1936), настаивая на огромном значении организации,

    отмечая, что она п-ки необх. для преодол. дезорг-ции сил, с другой стороны

    утвержд., что всякая орг-ция (г-во, профсоюзы или п-кая партия) ведет к

    возникновению олигархии и подрыву демократии. “Железный з-н

    олигархии”(ЖЗО). Суть з-на : в любой орг-ции неизбежно устанавливается госп-

    во рук-щей верхушки, власть немногих избранных. “Кто говорит организация,

    тот говорит олигархия“. По началу по отношению к своим вождям масса членов

    партии является всесильной. В последующем, в связи с усложнен. задач и

    требованием обширных специальных знаний и ораторского таланта, считается

    более неприемлемым передоверять делегирование, для эффективн. исп-ния

    которого необходимы личные задатки. Это ведет к тому, что создается каста

    проф. п-ков. Для тех, кто собирается стать проф. п-ками, вводятся особые

    льготы, распространяющиеся на всю семью. Демократия обычно развивается в

    олигархию по следующим причинам: 1) техническим; напр., большая орг-ция

    делает невозм. участие всех членов в решении конкретных вопросов.

    2) психологическим; “апатия масс, их потребность в рук-ве имеет в качестве

    своего дополнения естественную алчность власти у лидеров. ”По мнению М,

    демократия представляет собой наихудший порядок. Марксистская теория, по М,

    отождествляет гос-во с госп-ющим классом, но даже новое безклассовое об-во

    нуждается в Э, т.к. для управл. необх. широкий слой чиновн.. Управление

    гигантским капиталом дает столько же власти, что и при обладании

    собственным. Здесь возникает опасность того, что властвующий захочет

    передать часть этих средств по наследству. Так возникает диктатура, к-рая

    по существу не отличается от диктатуры группы олиг-ов. Понятие диктатуры

    противоположно понятию демократии. Так социальная рев-ция превращ. в

    демагогич. олиг-ию, выступающ. под покровом равенства. Т.о. М доказывает ,

    что существован. демократии в принципе невозможно и “ЖЗО” – закономерность

    развития любой орг-ции.

    15. Понятие, субъекты и объекты политической жизни общества.

    Жизнь – способ существован. белковых тел; постановка и разрешен.

    противоречий. Об-во – процесс жизнедеят-ти людей, связи в отношениях между

    людьми в процессе их жизнедеят-ти. Политическая жизнь общества – часть

    общества, связанная с конкретной исторической деятельностью людей,

    направленной на формирование и осуществление политической власти в

    обществе. Субъект – активное жизненное начало, определенная субстанция

    исторического процесса. Субъекты политики – этнические и социальные

    общности, созданные ими учреждения, нацеленные на преобразование

    политической и других сфер жизнедеятельности человека и общества. Они

    бывают: 1) первичные – личности, группы людей, классы, нации; 2) вторичные

    – государство, политические партии, профсоюзы, красный крест и т.д. Объект

    – это, на что нацелена дея-ть субстанции (активного жизненного начала).

    Объекты политики – это явл. полит. сферы в их разнообразных связях и

    отношениях, на кот. нацелена деят-ть субъектов политики. Объектами политики

    становяться: междунар. полит. система, мировой полит. порядок, отношения,

    связи между полит. системами различ. стран мира. Субъекты и объекты

    политики явл. противоположностями, кот в конкр. историч. Ситуации могут

    меняться местами. В системе субъектов и объектов сущ-ет опр. иерархия.

    Главным субъектом политики явл. чел-к как гражданин – носитель опр. прав и

    обязанностей.

    16. Понятие социального интереса, их виды и отражения в политике.

    17. Понятие, сущность и функции политической власти.

    Понятие власть (В) трактуется неоднозначно. Напр., англ. п-ги под В

    понимают силу и авторитет, взятые вместе. В наших словарях – это

    способность и возможность осущ. свою волю, оказывать воздействие на

    поведение людей с помощью какого-либо средства (сила авторитета, насилие,

    право). Глубокий анализ понятия В дает совр. польский политолог Ежи Вятр:

    1) Бихевиористское. Согласно этому, власть – это особый тип поведения,

    основанный на возможности влиять на людей. 2) В – это достижение опр.

    целей, получение намеченных результатов. 3) В – это возможность

    использовать опр. средства (насилие). 4) В – это особого рода отношения

    между управляющими и управляемыми. 5) В – это влияние, оказываемое на

    других. 6) Возможность принятия решений, кот. регулируют распределение

    благ. Марксистское понимание: В – это господство одних над другими,

    подчинение организованной силе. Макс Вебер: В – это способность отдать

    приказ и вызвать повиновение. Сердцевина власти – это отношения господства

    и подчинения. В – это форма соц. отношений, характеризующаяся способностью

    влиять на поведение людей с помощью организационно-правовых, экономических,

    идеологических механизмов, с помощью традиций, авторитета, норм и насилия.

    Функции власти: 1) Сохранение целостности общ-ва, предотвращение кризисов

    (разрешение). 2) Поддержание порядка, стабильности, социал. равновесия.

    3) Регулирование ключевых общ-ых отношений, управление общ-ыми процессами.

    18. Основные трактовки и подходы к определению природы власти

    (теологическая, бихевиористская, структурно-функциональная,

    конфликтная).

    В политологии несколько подходов к пониманию природы власти.

    1) Биологический. Власть берет свое начало в биологич. природе чел-ка. Она

    не только есть в чел-ких отношениях, но наблюдается и в среде животных.

    2) Социальный (по Марксу). Власть исключит социальн. явление, кот. хар-но

    только для чел-ких отношений. Власть – угнетение чел-ка, насилие класса.

    3) Власть – это социальн. явление по своей форме, однако в ее основе лежит

    борьба за сущ-ие. Концепции власти: 1) Волевая. В – это способность

    навязывать свою волю другим. 2) Силовая. Существенная во власти – сила.

    3) Функциональная. В – это функция коллектива или системы по руководству

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.