МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическая система

    том, что она является идеальной моделью для широкого применения и раскрытия

    всех потенциальных возможностей функционализма. Другие видят ее

    методологическую ценность в том, что она выступает в качестве своеобразной

    опоры и средства дальнейшего укрепления концепции “групп давления” и

    доктрины политического плюрализма. Третьи, выделяя методологический аспект

    теории политической, указывают на то, что, будучи универсальной, глобальной

    концепцией, она в ряде случаев служит основой для выработки и развития

    других концепций и всякого рода теоретических моделей.[26]

    При рассмотрении методологического аспекта теории политической системы

    западные авторы обращают внимание и на иные пути и формы его проявления.

    Отмечается то, что методологический аспект теории политической системы

    проявляется, помимо всего прочего в том, что данная теория помогает глубже

    изучить различные стороны политической жизни того или иного общества и

    предвидеть перспективы развития той или иной страны. Она привлекает

    внимание и позволяет исследовать такие ранее выпадавшие из поля зрения

    теоретиков аспекты политики, как макроскопические. Она способствует

    возрождению утраченного интереса к исследованию системы связей и отношений,

    возникающих между структурой и функциями.

    Помимо методологического и прочих аспектов теории политической системы

    особое место в ее содержании и социальном назначении занимает сугубо

    практический аспект. Суть его, кратко говоря, сводится к тому, что при

    создании и развитии концепции политической системы западные теоретики не

    только наделяют ее методологическими и другими функциями, но и

    рассматривают среди главных теоретических средств решения назревших в

    области политики практических проблем. “Для того чтобы преодолеть различные

    препятствия, возникающие на пути достижения поставленных целей и успешно

    решить важнейшие политические проблемы, пишет, в частности, Р. Голдмэн,

    “люди активно вовлекают себя в политику, создавая при этом или, наоборот,

    разрушая политические системы”.[27]

    Стремясь подчеркнуть не только академический, но и сугубо практический

    характер теории политической системы, западные политологи именуют ее иногда

    не иначе как проблеморазрешающей концепцией и рассматривают неизменно как

    составную часть процесса взаимодействия политической теории и практики.

    Какие же практические задачи призвана решать теория политической системы

    в западной политологии и в чем усматривается ее практический аспект?

    Во-первых, теория политической системы, по мнению ее создателей, призвана

    способствовать выработке рекомендаций по совершенствованию структуры

    политической системы, а также по выработке мер, направленных на повышение

    ее способности адаптироваться к окружающей среде и усиление социальной

    эффективности. Если профессиональные политологи, используя теорию

    политической системы и другие теоретические средства и конструкции, не

    смогут заранее предусмотреть всех тех изменений в структуре политической

    системы, которые могут произойти под влиянием политических и социально-

    политических факторов, и, исходя из этого, не смогут своевременно

    выработать соответствующие меры для ее защиты и сохранения в них

    господствующего положения прежних, но радикально измененных политических

    институтов, то такую политическую систему могут постигнуть серьезные

    социальные потрясения.

    Во-вторых, теория политической системы призвана способствовать, по

    замыслу ее создателей, дальнейшему расширению и укреплению экономических,

    политических и социальных основ реально существующей, но постепенно

    теряющей свою опору в массах политической системы. Кроме того, с теорией

    политической системы связываются надежды многих политологов и социологов на

    сохранение в будущем социального равновесия между определенной политической

    системой и непосредственно окружающей социальной средой.

    Политическая система общества всегда предстает как специфическая, но все

    же относительно замкнутая система, анализ которой показывает, что: 1)

    каждый из субъектов политической системы общества как ее системный элемент

    органически обусловлен всеми другими ее элементами и функционированием

    системы в целом. 2) Политическая система общества не просто сумма любых

    субъектов, а система внутренне организованных ее элементов. 3)Только

    системное изучение элементов политической системы общества может дать

    объективную информацию обо всей политической системе общества. 4)

    Существенные свойства государства, как и других элементов политической

    системы, определяются суммарным воздействием на него всех элементов

    политической системы в целом.[28]

    Политическая система общества призвана выполнять следующие функции: а)

    выработка политических целей, закрепление их в политических документах и

    придание им всеобщего характера; ранжирование целей на стратегические,

    тактические, приоритетные, текущие и т. п.; б) обеспечение интеграции

    общества на основе использования политики и власти для выражения воли

    народа через право, закон, субординацию, принуждение и др.; в)

    регулирование режима социально-политической деятельности в обществе,

    установление таких способов поведения и деятельности людей, организаций,

    которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость

    общественных отношений; г) целостное управленческое воздействие на

    общественные процессы через обработку и использование информации, принятие

    и реализацию политических решений, достижение необходимого соответствия

    политических и правовых норм реальной жизни; д) политическая социализация

    (приобщение членов общества к политической деятельности).[29] Эффективность

    функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее

    функций, которые, в свою очередь, способны развиваться, воспроизводиться,

    расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят,

    то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном

    итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В

    условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило,

    реализуются не полностью. В современных демократических странах

    политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих

    целях осуществляют, по мере необходимости, перемещение элементов в системе

    по их приоритетности, приспосабливая друг к другу. Устанавливаются также

    прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением,

    что позволяет ей самосовершенствоваться и не допускать социальных взрывов.

    Однако совокупность структурных элементов и определение функций

    политической системы сами по себе не характеризуют ее качество. Последнее

    зависит от свойств самих элементов и характера их взаимосвязи и

    взаимодействия, от особенностей конкретной политической системы, ее

    природы, степени зрелости, стабильности, динамичности и т. д.

    3.2 Структура политической системы.

    Политическая система структурна, то есть включает части или подсистемы

    разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система

    складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений:

    двух институциональных – высшего или верхнего (мегауровень), среднего или

    промежуточного (мезоуровень) и неинституционального – нижнего, массового

    (микроуровень).[30] В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно

    конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри

    этих структур политическая система включает деление на субъекты

    политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти,

    исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

    Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая

    система включает центральный аппарат государственной власти (разделенной в

    демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную,

    исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа

    общества и правления: приоритетной власти главы правительства (то есть

    приоритета исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой

    президентской формы правления, допускающей временное или длительное

    совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он

    наделен прерогативами контроля президентской и исполнительной власти),

    правящей партии, верховного или конституционного суда (при приоритете права

    и закона). Особую арбитражную роль играет общественный контроль

    государственной власти. Он организуется на разных уровнях (макро- и мезо-)

    и многими средствами: массовой информации, ассоциациями, массовыми

    движениями, народными обществами. Непосредственно в макросистему входят

    разные формы политической оппозиции.

    На том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и

    функции макровласти; скрытые действия легальных учреждений высших рангов;

    секретные документы, распоряжения, приказы и тому подобные акты; скрытый

    смысл открытых политических действий, политических текстов; негласные

    функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных органов

    власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией,

    руководства промышленностью и другие; официальные и легально существующие

    учреждения с секретными функциями и полностью законспирированные

    учреждения.

    Аналогична по своему строению и мезоструктура политической системы. Она

    образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти,

    которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его

    периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими

    эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с

    государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и

    муниципальная администрация, советы разных рангов, иерархия партийных,

    профсоюзных и других ассоциативных структур, крупные предприятия, лидеры

    экономики, органы правосудия и охраны порядка, другие учреждения, через

    которые осуществляется политическая социализация.

    Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами

    политической системы и обществом, организуют их отношения, передают

    импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции –

    инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса

    мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне

    формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и

    самые массовые параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям

    легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом

    уровне, при определенных негативных условиях, добавляются особенно

    распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина,

    землляческие и кровнородственные связи, противоправная активность и

    коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются

    нелегальные структуры неполитического характера (мафиозные структуры,

    черный рынок и т. д.), которые имеют тенденцию смыкаться с легальными

    структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого

    участия в политической жизни отдельных политических регионов.

    Микроуровень политической системы образуется массовым участием

    общественных групп, граждан общества в политической жизни: членством в

    массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях,

    участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в

    социальном контроле политики, в ответственных процессах ее демократической

    организации. На микроуровне формируются политические народные движения,

    зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное

    мнение, складывается политическая культура общества – важная составная

    часть и характеристика политической системы. Пространство микроструктур

    отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В нем расположено

    все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическими взглядами,

    формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли

    организационно и функционально разделяют их по разным уровням.[31]

    Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с

    массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в

    высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие

    вертикальные структуры (от массовой базы – к руководящим учреждениям):

    партии, крупные общественные организации, союзы и т. п. На каждом из

    уровней, на которые разделена политическая система, образуются

    специфические структуры и отношения между ними. Исследование столь сложно

    организованной системы составляет одну из центральных задач политической

    науки и определяется несколькими руководящими принципами.

    1. Для построения полной и современной теории политической системы

    исследуются не только ее институциональные элементы (подсистемы) и

    отношения, но и неинституциональные, не только легальные, но и скрытые

    элементы и функции, которые также входят в политическую систему, глубоко

    интегрированы ею и, в совокупности с другими, определяют ее облик.

    Учитываются все характеристики, которые формируют отношение общества к его

    политическому устройству.

    2. Определяются основные членения политической системы на вертикальные

    структуры институтов, горизонтальные уровни власти и компетенции, затем

    определяются внутренние деления на легальные и нелегальные структуры и

    функции, а также отношения между субъектами власти и политических отношений

    и их носителями.

    3. Обозначаются границы, отделяющие систему от ее окружения, тем самым

    уточняется представление о самой системе, ее пространстве, ее окружении и о

    разделяющей их границе, то есть о социальных, идеологических, культурных,

    экономических, правовых явлениях и процессах и о том рубеже, за которым они

    становятся политическими, то есть совокупность явлений, потенциально

    значимых для организации и жизни политической системы. Граница же – это

    порог, который такие явления переходят, чтобы стать политически значимыми.

    Следовательно, требуется определение политического пространства и времени

    вступления извне в жизнь системы поступающих в нее новых явлений: когда,

    где, как, а также почему они происходят. Например, экономическая и

    социальная дестабилизация – движение протеста – образование народного

    фронта – формирование политической партии – выборы – приход партии в

    руководящие политические органы страны (региона, города).

    4. Центральный аспект исследования – определение иерархии подсистем и

    элементов системы и отношений между ними основных членений системы, а также

    отношений между субъектами и объектами (носителями и исполнителями) этих

    отношений. Имеется ввиду передача власти и политических импульсов в системе

    от одного субъекта (активного) к другому (пассивному), их носителю,

    исполнителю, который, в свою очередь, предает волевые импульсы (приказы,

    распоряжения) следующему и т. д. (например, от премьер-министра к министру

    – далее к руководителю ведомства и т. д., вплоть до непосредственных

    исполнителей).

    5. Когда определены части, элементы системы, выясняются их

    функциональные связи, то есть устанавливается, что данный процесс (или

    явление) есть функции другого процесса (явления). Знание функциональных

    зависимостей между частями системы позволяет построить модель, по которой

    эти части складываются в систему (например, последовательность: закон об

    ассоциациях – образование групп по интересам, но не политическим –

    ветеранов, инвалидов, пилотов и т. п. – их взаимное определение с

    политическими движениями и партиями – их вступление в политическую жизнь).

    6. Теория политической системы – это не только структурная схема, но и

    содержательный анализ отношений в ней, от политических до социально

    психологических, поведенческих и культурных. В ней анализируется принцип

    политической организации общества, рассматриваются отношения большинства и

    меньшинства и способы их защиты от взаимной тирании.

    7. Описание статичного системы не дает представления о ее подлинной

    природе. Исследование ее динамики касается модуса, направления и

    интенсивности изменения ее специфических признаков, а также соответствующих

    тенденций (что сообщает исследованию прогностическую ориентацию): таких,

    например, как расширение или сужение системы (появление новых органов

    власти, смена их функций, возникновение новых политических сил и т. п.),

    изменение правил ее отношений с окружением (например, национальным), границ

    между системой и ее социальной средой (материальными условиями

    существования партий), например, форм, в которых проявляются эти правила

    (модальность институционализации системы: ее бюрократизация или

    дебюрократизация), культуры (политической в частности). Предметом

    исследования системной динамики является также вопрос о многообразии

    политической системы, ее гибкости и способности изменятся, а,

    следовательно, о ее жизнеспособности, адекватности политической системы

    общественному процессу и, следовательно, ее способности формировать

    сплоченное общество, реальное единство интересов и целей государства и

    народа, либо порождать конфликт между ними.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.