МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическая система

    Политическая система

    1. Введение.

    В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более

    распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем

    “политическая система”. О политической системе или о политической

    организации общества в разных странах и особенно в России сейчас говорят и

    пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук,

    сколько так называемые “популисты”. Со страниц академических журналов и

    других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы

    популярных и непопулярных и непопулярных газет, различных пропагандистских

    брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового

    читателя.

    Большой интерес был проявлен странами Запада к деятельности М.С. Горбачева.

    Именно его политические реформы положили начало формированию современной

    политической системы России.

    В развитых капиталистических странах политические системы уже

    сформированы, но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, да и

    вряд ли будет закрыта, так как невозможно создать идеальную политическую

    организацию общества и расхождения по этому вопросу просто неизбежны.

    Политическая система существует неразрывно с государством, так как

    государство является едва ли не самым главным элементом политической

    системы. Возникновение политической системы практически связано с

    возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается

    возникновение различных негосударственных образований. “Аристотель

    упоминает о партиях горы и равнины в рабовладельческой Греции”.[1] В жизни

    феодального общества важную роль играли такие объединения собственников,

    как общины, гильдии, цеха. “Государство и негосударственные организации

    господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли

    политическую систему конкретного классового общества”.[2] Однако

    политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и

    современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы

    удовлетворяли интересы всех слоев населения. К политической системе

    общества вообще и к Российской в частности проявляется весьма обостренное и

    противоречивое внимание. Это следует рассматривать положительно лишь в том

    случае, когда “ставится цель – понять и объяснить, а не сознательно

    “затемнить” и исказить настоящее и прошлое, рассуждать на основе глубокого

    и разностороннего анализа окружающей действительности, а не путем гадания

    на кофейной гуще.”[3] Этот поход вряд ли возможен без разностороннего

    понимания того, что представляет собой политическая система, ее природа,

    содержание, назначение. Как она понимается в западной и марксистской

    политологии, как понимается и представляется сейчас?

    2. Марксистское понимание понятия и структуры политической системы.

    2.1 Понятие политической системы.

    Обратимся в начале к марксистской трактовке политической системы.

    Согласно марксистскому представлению политическая система, подобно праву,

    государству и другим политическим явлениям и институтам, представляет собой

    объективное явление. Ее существование неразрывно связано с существованием и

    функционированием классового общества. Она формируется и видоизменяется

    вместе с ним в силу раскола общества на классы и возникновения классовых

    противоречий. С развитием классового общества и переходом его в

    бесклассовое политическая система, согласно марксистским воззрениям,

    отмирает. На протяжении всего своего существования политическая система

    неизменно выражает и защищает интересы и волю господствующего класса, а в

    социалистическом обществе она должна выражать волю и интересы народа.

    Марксизм – ленинизм понимает под политической системой (организацией)

    общества “ в широком смысле сеть всех “государственных органов и

    общественных организаций, участвующих в делах государства”, а под

    политической организацией в узком смысле – систему “государственных и

    общественно – политических организаций, а также общественных движений

    правящего класса и его союзников”.[4] Марксизм, выдвигая в процессе анализа

    политической системы общества ее классовый характер на первый план, не

    терял из виду общечеловеческие, групповые, национальные и иные интересы.

    Концентрируя в себе основное политическое содержание классового общества,

    политическая система реально выступает как система существующих в его

    пределах политических организаций. К их числу относятся: государство –

    политическая организация экономически господствующего класса, политические

    партии, различные общественные объединения, принимающие какое – либо

    участие в политической жизни своей страны. Эти организации неразрывно

    связаны между собой и взаимодействуют друг с другом в структуре

    политической системы. “Они никогда не существовали и не могут существовать

    сами по себе, взятые в “чистом”, изолированном виде”.[5] Политическая

    система, подвергаясь в процессе своего развития прямому воздействию со

    стороны явлений идеологии, права и морали, постоянно оказывает на них

    обратное влияние, что свидетельствует о ее относительной самостоятельности

    и указывает на ее способность “выступать одновременно в качестве объекта

    воздействия со стороны других надстроечных явлений и субъекта активного

    воздействия на окружающую надстроечную среду”.[6] Аналогичные двусторонние

    связи устанавливаются также между политической системой общества и

    экономикой, всей материальной базой общества, образующей определенную

    систему производственных отношений, соответствующих, в первую очередь,

    господствующему способу производства. Антагонизм экономических интересов

    противостоящих друг другу основных классов (как то пролетариат и буржуазия)

    обуславливает в конечном счете антагонизм политических интересов этих

    классов и образуемых ими организаций. Вследствие этого политическая система

    общества с данным экономическим строем постоянно остается расколотой на ряд

    постоянно противостоящих друг другу и противоборствующих друг с другом

    организаций. Одни из них образуют систему диктатуры господствующего класса,

    а другие – систему организаций подвластных классов, направленную на

    противодействие диктату со стороны господствующего класса. Суть взаимосвязи

    между экономикой и политикой наиболее полно отразил В. И. Ленин в

    выведенной им классической формуле, согласно которой “политика есть

    концентрированное выражение экономики”, ее продолжение, развитие и

    обобщение”.[7] Какова экономика, такова должна быть и политика, а вместе с

    тем и соответствующие ей институты и учреждения, включая политическую

    систему классового общества. Марксистские воззрения исходят из того, что в

    условиях коммунистической общественно-экономической формации, должна

    складываться относительно непротиворечивая, однотипная экономика,

    оказывающая определяющее влияние на политику, и тем самым способствующая

    образованию и развитию на ее основе такой же внутренне непротиворечивой

    политической системы общества. Неантагонистический характер экономических

    отношений социалистического общества должен обуславливать существование

    соответствующих им по своей природе политических отношений, политической

    жизни и политической системы. Согласно марксистским взглядам, это не будет

    означать отсутствия в экономической, социальной, духовной и политической

    системе социалистического общества антагонистических и неантагонистических

    противоречий. Обратное утверждение означало бы искажение реальной

    действительности. Понятие политической системы общества – это родовое по

    отношению к понятию каждой отдельной политической системы, существующей в

    пределах отдельно взятой страны. Его не следует смешивать с понятием

    политической организации общества вообще, функционирующей, по мнению

    некоторых авторов в виде некоей чистой “надклассовой” организации,

    выражающей и защищающей интересы всех социальных слоев и групп в

    капиталистическом обществе.

    В качестве общих моментов, объединяющих различные политические системы

    как однопорядковые явления, можно выделить следующие. Во-первых,

    существование и функционирование их лишь в рамках классового общества,

    возникновение и развитие с появлением и развитием классов. Во-вторых, охват

    каждой из них всего классового общества, существующего в пределах той или

    иной страны. В-третьих, наличие у каждой из них политического характера,

    выступление данных систем в качестве политических, а не экономических или

    каких-либо иных по своему характеру образований. В-четвертых, опора каждой

    политической системы общества на определенный тип экономики, социальной

    структуры и идеологии. И в-пятых, выступление в качестве структурных

    элементов любой политической системы различных государственных, партийных и

    общественных организаций, участвующих в политической жизни той или иной

    страны.

    Применительно к характеристике социалистической политической системы

    представляется вполне обоснованным утверждение о том, что понятие

    политической организации общества охватывает систему государственных

    учреждений и только таких социально-политических объединений, которые

    участвуют в осуществлении государственной власти.

    Политическая система общества выступает как явление и понятие

    фактическое, но отнюдь не формально-юридическое. Это означает, что в разряд

    ее основных частей входят не только признанные господствующим классом в

    лице соответствующих государственных органов организации, но и объединения,

    объявленные вне закона (например: марксистско-ленинские организации и

    прогрессивные молодежные партии). Вообще, некоторые авторы склонны

    рассматривать понятие политической системы, как в узком, так и в широком

    смысле. По мнению А. И. Денисова, например, “политическая организация

    общества в узком смысле складывается из государственных и общественно-

    политических организаций правящего класса и его союзников, составляющих

    единую систему. Функции этой системы и соответствующие им структурные

    подразделения определяются правящим классом. В широком же смысле – “это, с

    одной стороны, система государственных и общественно-политических

    организаций правящего класса и его союзников, с другой – система

    общественно-политических организаций угнетенного класса и его

    союзников”.[8] Представляется, что идея двух понятий политической системы

    общества в узком и широком смысле слова обеспечивает возможность

    всестороннего обзора всех подсистем этого сложнейшего явления.

    2.2 Структура политической системы.

    Основными требованиями-критериями, предъявляемыми при рассмотрении ко

    всем структурным элементам политической организации общества, являются

    требования их внутренней упорядоченности, организованности и хотя бы

    минимальной политичности. Суть первого из них сводится к тому, чтобы каждое

    общественно-политическое объединение, рассматриваемое в качестве

    структурного элемента политической организации общества, выступало бы,

    прежде всего как организация и обладало бы признаками организации.

    Характерными признаками любой организации являются: определенный

    порядок ее образования и функционирования; наличие акта, свидетельствующего

    о сформированности и формально-юридической оформленности того или иного

    объединения; функционирование каждой общественно-политической организации

    ради достижения непосредственно стоящих перед ней целей; деятельность

    каждой организации в определенной сфере общественной жизни, в соответствии

    с установленными принципами; наличие у всех организаций органов, ведающих

    их внутренними и внешними делами.[9] Суть второго требования состоит в том,

    что каждый структурный элемент политической организации классового общества

    должен быть не просто организацией, а политической по своему характеру

    организацией. Значит он непременно должен: а) выражать политические

    интересы определенного класса или иной социальной общности; б) быть

    участником политической жизни и носителем политических отношений; в) иметь

    непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти – ее

    завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно

    взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им; г)

    руководствоваться в своей деятельности политическими нормами, сложившимися

    в недрах политической жизни той или иной страны.

    Говоря о политическом характере структурных элементов политической

    системы общества, следует иметь в виду, что у одних организаций политика в

    их деятельности занимает значительное место, в то время как у других

    играет второстепенную роль. В зависимости от этого, с марксистской точки

    зрения, все объединения подразделяются на организации собственно

    политические, несобственно-политические и организации, имеющие в своем

    содержании лишь незначительный политический аспект. К числу собственно

    политических организаций относятся государства, политические партии и

    некоторые общественные объединения. Характерным признаком этих организаций

    является организационная связь с политикой и их прямое воздействие в самых

    различных формах. Самоцелью их создания и функционирования выступает

    политика. Она заключается в осуществлении политики того или иного класса, в

    политическом воспитании различных слоев классового общества и в проведении

    политических интересов той или иной социальной общности в жизнь.

    Решающую роль среди всех структурных элементов политической системы

    общества, несомненно, играет государство. Оснащенное специальным аппаратом

    принуждения и подавления с соответствующими “заведениями” в виде тюрем и

    прочих принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в

    руках господствующего класса, как главный проводник его воли и интересов в

    жизнь, как главнейшее средство осуществления его политической власти.

    Государство является объективно необходимым составным элементом

    политической системы общества. Оно, постоянно видоизменяясь в своей

    сущности, форме и содержании, неизбежно сохраняется на протяжении всей

    истории развития классового общества. В то же время, остальные звенья

    политической системы общества, имеющие политический характер, могут

    появляться на определенных этапах ее развития и исчезать, выполнив

    возложенные на них задачи.

    К несобственно-политическим структурным элементам политической системы

    общества относятся такие объединения, которые возникают не в силу

    непосредственно политических, а в силу экономических и других им подобных

    причин. Прямой целью их создания и функционирования никогда не выступает

    политика. Свою основную деятельность эти организации, к числу которых можно

    отнести профсоюзные, кооперативные и другие, осуществляют соответственно в

    производственной, социально-бытовой, культурной и иных сферах жизни

    общества. “ Они не ставят пред собой непосредственных задач активного

    воздействия в политических целях на государственную

    власть”.[10]Политическая деятельность этих организаций не имеет для них

    решающего значения. Однако речь в данном случае идет лишь об отсутствии

    доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не об отрицании

    его как такового вообще.

    Среди организаций, имеющих в своем содержании лишь незначительный

    политический аспект, выделяются объединения, возникающие на основе чисто

    личных интересов той или иной группы людей к занятию определенной

    деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов,

    филателистов, туристов и других. “Политический оттенок в своей деятельности

    они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны

    государственных и иных политических по своему характеру органов и

    организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и

    соответствующих политических отношений”.[11]

    Предложенное в марксистской литературе разделение различных институтов

    в структуре политической системы общества по политическому и другим

    признакам, отражает необходимость использования в процессе исследования,

    помимо всех прочих методов и подходов, институционального метода.

    Суть его заключается не только в определении формирующих политическую

    систему институтов, но и в анализе ее субъектно-институциоанальных,

    элементно-структурных и отчасти формально-юридических сторон. С

    институциональной точки зрения политическая система любого общества

    выступает как сложный комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих друг с

    другом или противодействующих друг другу политических институтов. Этот

    подход к исследованию политической системы общества может сочетаться с

    другими подходами и дополняться ими.

    В целях более разностороннего исследования политической системы

    общества, методологически важным представляется рассмотрение ее в виде

    своеобразного системного комплекса или общей системы, складывающейся из

    ряда подсистем. В качестве последних можно выделить, наряду с

    институциональной подсистемой, занимающей главенствующее положение среди

    других подсистем, также функциональную подсистему, складывающуюся из

    совокупности тех функций, которые выполняются отдельными общественно-

    политическими институтами, группами институтов, политической системой

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.