МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Личность как субъект политики

    высказывалось противоположное мнение: низкая самооценка тормозит вовлечение

    личности в политический процесс, снижает ее возможности в развертывании

    активной политической деятельности.

    Нетрудно заметить, что и в том и в другом случаях проблема мотивации

    политического участия сильно психологизируется, иначе говоря, вопрос о

    мотивах политической деятельности сводится к личным, психологическим

    качествам участников политической жизни. Значимость такого подхода к

    проблеме, разумеется, не следует приуменьшать — он помогает дополнить

    характеристику политического участия на личностном уровне. Однако для

    получения более полной, а следовательно, адекватной картины вопрос о

    мотивации политической деятельности следует поставить в более- широком

    социальном контексте.

    Вполне возможна мотивация иного рода: нельзя исключать бескорыстное

    служение людям и делу. Пусть людей с такой мотивацией немного, но они все-

    таки есть. И пример их достоин подражания. Очевидно, более распространенной

    является сугубо прагматическая мотивация: учитывая возрастающее влияние

    внутренней и внешней политики на свою жизнь, люди, естественно, хотят

    контролировать это влияние, оказывая на политику свое воздействие. В

    литературе отмечался такой мотив: «нередко человек вовлекается в политику,

    чтобы стать частью группы, испытать чувство «мы»... Это избавляет от

    одиночества, дает ощущение силы и возможно важный мотив, если учесть, что в

    начале 80-х годов 2/з западноевропейцев и 47% жителей США страдали ют

    одиночества, от «дефицита общности».

    Необходимо отметить и чисто корыстные мотивы политического участия.

    Например, в силу сложившихся условий политическая деятельность в нашем

    обществе, связанная с занятием определенных партийных и государственных

    постов, привлекала еще и потому, что при всеобщей бедности и повальном

    дефиците товаров и услуг занятие постов обещало выгоды другого (не общего

    для всех, а номенклатурного) обеспечения. Это был сильный мотив

    политического участия, который во многом диктовал свои критерии кадровой

    политики и безнравственные способы занятия руководящих должностей.

    Однако в целом вопрос о мотивации политического участия требует

    дальнейшего, более углубленного изучения. Чтобы получить об этой мотивации

    достаточно полное представление, необходимы широкие социологические

    исследования конкретных мотивов конкретных личностей с учетом их

    принадлежности к разным социальным группам, а также с учетом других

    факторов социальной среды.

    Активное включение личности в политический процесс требует определенных

    предпосылок. Их можно разделить натри группы: материальные, социально-

    культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в

    нормальной политической деятельности необходимо добиться удовлетворения

    потребностей человека в основных продуктах питания, товарах первой

    необходимости и услугах, создать современные жилищно-бытовые условия,

    повысить, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей

    и политической культуры. Как писал Ф. Энгельс, «...подобно тому, как Дарвин

    открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития

    человеческой истории: тот до последнего времени скрытый под идеологическими

    наслоениями факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище

    и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой,

    искусством, религией и т. д.».

    В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосостояния

    общества и его политической системы, политического участия рассматривается,

    по крайней мере, в четырех аспектах. Во-первых, обосновывается тезис о том,

    что объективно чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим

    формам функционирования. Один из крупнейших американских политологов С. М.

    Липсет, исследовавший корреляцию между основными показателями материального

    благосостояния общества и существующим в нем политическим режимом, пришел к

    выводу, что «чем более процветающим является народ, тем больше шансов, что

    он будет поддерживать демократию». «...Все различные аспекты экономического

    развития,— пишет он далее,— индустриализация, урбанизация, благосостояние и

    образование — так тесно взаимосвязаны, что образуют один главный фактор,

    которому в политическом плане соответствует демократия». В экономически

    развитом обществе основные по численности и по влиянию социальные группы не

    принадлежат ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым; резкая, по существу

    двухполюсная, имущественная поляризация исчезает, образуется сильный класс

    (средние слои), который по своему положению в обществе и объективным

    интересам составляет опору демократического режима.

    Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на

    политические убеждения и ориентации человека. Опираясь на эмпирические

    исследования, С. М. Липсет пришел к выводу, что материально более

    обеспеченные люди являются и более либеральными, а более бедные — более

    интолерантными (нетерпимыми). «Данные изучения общественного мнения,

    полученные в ряде стран,— отмечает он,— указывают на то, что более низкие

    по положению классы менее привержены демократии как политической системе по

    сравнению с городскими средними и высшими классами». Связано это, очевидно,

    с тем, что материально наименее обеспеченные слои связывают трудности

    своего экономического положения с существующим в современном развитом

    обществе политическим режимом (как правило, демократическим), реальной

    политической властью и ее носителями.

    В-третьих, достаточно обеспеченное национальное благосостояние служит

    необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпуса

    профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях бедности

    трудно добиться в массовом мае-штабе высокого уровня общеобразовательной и

    профессиональной подготовки, необходимого для эффективного управления на

    демократической основе; требования компетентности и профессионализма

    подменяются иными принципами формирования и движения

    кадров—кровнородственными, земляческими, верноподданическими и другими

    связями. Взгляд на государственную службу, политическую деятельность как на

    средство удовлетворения корыстных интересов, быстрого обогащения чреват

    тяжелыми последствиями для системы эффективного управления.

    В-четвертых, еще со времен Алексиса де Токвиля и Джона Миля обосновывается

    мысль, что в обществе, в котором люди пользуются благами изобилия, меньше

    проявляется интереса к политике. Эта идея о том, что в условиях изобилия

    значимость для людей политики» в том числе демократической, все более

    уменьшается, имеет поддержку и в сегодняшней политологии.

    Значительное влияние на формирование политических взглядов личности,

    становление ее в качестве субъекта политической деятельности оказывает

    социальная среда. Здесь лежат серьезные предпосылки того, сформируются ли у

    личности демократические убеждения и ориентации или она будет отдавать

    предпочтение авторитарным и другим недемократическим идеям и практике.

    Думается, можно согласиться с мнением, что сам факт достижения молодежью

    политической зрелости в традиционной католической деревне, политически

    активном университете или в пролетарском окружении вызывает различия в том,

    как она встраивается в мир политики.

    Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение

    личности, по мнению многих политологов, оказывает такой фактор культуры,

    как образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный

    человек стоит вне политики. Вряд ли это следует понимать так, что

    неграмотные люди никакого отношения к политике иметь не могут. Как раз в

    силу необразованности они могут оказаться объектом политического

    манипулирования, быть втянутыми вопреки своим интересам в политические

    движения экстремистского толка и т. п. Неграмотный человек стоит вне лично

    осознанной политики, является объектом политических действий, а не их

    субъектом.

    В зарубежной политологии сделан однозначный и, по-видимому, общепризнанный

    вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически

    ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям,

    установкам и поступкам. В частности, указывается на то, что образование

    расширяет политический кругозор человека, помогает ему понять необходимость

    терпимости, в значительной мере предохраняет от приверженности к

    экстремистским доктринам, увеличивает способность человека сделать

    рациональный выбор в период избирательных кампании. Так, С. М. Липсет

    ссылается на результаты, полученные организациями по изучению общественного

    мнения в различных странах по таким вопросам, как вера в необходимость

    терпимости по отношению к оппозиции, отношение к этническим или расовым

    меньшинствам, предпочтение многопартийности или однопартийности.

    Результаты, по свидетельству С. М. Липсета, показали, что наиболее важным

    фактором, отличавшим тех, кто дал ответы демократического характера, от

    всех остальных, было образование. «Чем выше у человека образование,— пишет

    он,— тем более вероятно, что он верит в демократические ценности и

    поддерживает демократическую практику».

    Другой американский политолог В. Кей, обобщив данные проведенных в США

    исследований, выявил влияние уровня образования на политическую роль

    гражданина по четырем направлениям (измерениям): у более образованных людей

    сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; у

    более образованного гражданина сильнее чувство эффективности собственного

    политического участия, он считает, что может влиять на политический процесс

    и что ему открыт доступ к политической власти; чем более образован

    гражданин, тем более интересуется он политикой и тем более вовлечен в нее;

    образование определяет большую вероятность того, что гражданин будет

    политически активен.

    В получившем широкую известность в западной политологии труде «Культура

    гражданственности» американские политологи Г. Алмонд и С. Верба, опираясь

    на проведенные в пяти странах сравнительные эмпирические исследования,

    также определили влияние образования на политическое сознание и поведение

    человека.

    В частности, они отметили, что личность, имеющая более высокий уровень

    образования, лучше сознает влияние правительства на индивида, политически

    более ив„ формирована, имеет свое мнение по более широкому кругу

    политических вопросов. Чем более образован человек, тем больше вероятность

    его участия в политических дискуссиях и с более широким кругом лиц. Он

    считает себя способным оказывать влияние на правительство. Чем более

    образованным является индивид, тем выше вероятность того, что он активный

    член определенных организаций и выражает доверие к своему социальному

    окружению.

    Существенной предпосылкой активного политического участия являются также

    политико-правовые факторы. К ним относятся доминирование в обществе

    демократической политической культуры, демократический-политический режим,

    правовая обеспеченность демократических процедур формирования всех структур

    власти, принятия и реализации политико-управленческих решений, участия

    членов общества на всех стадиях политического процесса.

    Весьма показательные примеры по существу несопоставимости возможностей для

    участия граждан в политико-властных отношениях дает исторический опыт

    советского "общества в разные периоды его развития: опыт тоталитарного

    режима в условиях сталинщины и нынешняя практика в условиях наметившегося

    перехода от авторитарной, командно-административной системы к

    демократической плюралистической политической системе. В зарубежной

    политологии также подчеркивается большое влияние на характер политического

    участия существующего в данном обществе политического режима. Так,

    указывается, например, что «типичная политическая роль обычного человека в

    авторитарной политической системе может включать непоколебимую* лояльность

    к политическому режиму, высокую степень активности в господствующей

    политической партии, антипатию к инакомыслию и критике и т. д.».

    Переходная природа нынешних процессов в советском обществе породила целый

    ряд противоречий, в том числе в политической сфере, где они непосредственно

    затрагивают участие граждан в политико-управленческой деятельности.

    Отметим, в частности, противоречие между продвинутостью политико-

    организационных мер по развитию демократии (принципиальное изменение

    избирательной системы, радикальный пересмотр в сторону расширения

    полномочий высших и местных органов государственной власти и т. п.) и по-

    прежнему доминирующей в обществе по сути своей авторитарно-патриархальной

    политической культурой, что сказывается исключительно негативно на всем

    процессе демократизации, на эффективном овладении и использовании

    демократических форм жизнедеятельности общества.

    Выявился и очевидный разрыв между принятием достаточно обоснованных

    политических и правовых решений и последующим их исполнением. Невыполнение

    принятых решений объясняется не в последнюю очередь, как отсутствием

    соответствующих правовых механизмов, так и низкой политико-правовой

    культурой, одним из элементов которой является традиционно сильный в нашем

    обществе правовой нигилизм.

    Таким образом, политическая деятельность личности основывается на

    совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию

    политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как

    общественно-политического деятеля, формированию личности как

    действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно

    затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и

    пассивность.

    5.Уровни и формы политического участия личности

    В демократическом обществе, пользуясь широкими правами и свободами,

    личность может быть участником всех политических процессов на любом уровне,

    в любой их форме и на любой стадии. В познавательных целях следует, на наш

    взгляд, различать уровни и формы такого участия. В свою очередь выделение

    того или иного уровня зависит от критерия, положенного в основу

    классификации.

    Прежде всего, можно говорить о функциональном уровне политического

    участия. В этом случае целесообразно выделить роль личности в определении

    структуры политической власти и того, как она должна распределяться между

    политическими институтами, органами государства и в должностной иерархии; в

    формирований и совершенствовании нормативной основы политической системы; в

    комплектовании персонального состава органов государственной власти и

    управления, судебных и контрольных инстанций, а также других политико-

    властных структур; в разработке и осуществлении курса внутренней и внешней

    политики и, в принятии конкретных политико-управленческих решений; в

    определении других параметров политической жизни.

    Деятельность личности как субъекта политики осуществляется далее на уровне

    непосредственного или опосредованного участия. Непосредственное участие

    граждан или подданных (в монархиях) в решении важных вопросов

    государственной и общественной жизни называется прямой демократией; формами

    такого участия являются, например, выборы, референдумы, сходы и т. п.

    Вместе с тем политическое участие может осуществляться и через избранные

    людьми органы (парламент, местные органы власти, выборные органы

    общественно-политических организаций и объединений) и депутатов (делегатов,

    уполномоченных и т. д.) при наличии полноценной отлаженной обратной связи.

    В цивилизованном обществе обеспечивается участие граждан в управлении

    всеми сторонами его жизни — экономической, социальной и политической.

    Поэтому в зависимости от сферы общественной жизни можно также выделить

    разные уровни участия: собственно политическое — вовлеченность в политико-

    властные отношения (демократия политическая) — и несобственно политическое

    (демократия социальная и экономическая). Когда говорят о демократии, то,

    как правило, имеют в виду политическую демократию, т. е. участие личности,

    социальной общности, организации в политической жизни общества, то,

    насколько реально народ владеет политической властью, использует ее в своих

    интересах. И такое понимание не вызывает принципиальных возражений; ибо

    само становление и развитие демократия как общественного явления и как

    научной категория было связано с восприятием ее именно как определенного

    способа властвования, воплощения народного суверенитета. Кроме того, без

    демократической организации и функционирования политической власти

    невозможна демократия ни в одной другой сфере жизни общества.

    Социальная демократия как специфический образ жизни предполагает, что

    члены общества считают себя социально равными, особенно с точки зрения

    своего гражданского статуса, возможностей и условий, которыми они обладают,

    для саморазвития, удовлетворения разнообразных материальных и духовных

    интересов. В этом плане социальная демократия близко соприкасается с такими

    понятиями, как социальное равенство и социальная справедливость, духовная

    свобода и независимость. Кроме того, социальная демократия означает наличие

    первичных демократически организованных социальных ячеек — коммун, общин,

    добровольных объединений граждан, организаций местного самоуправления,

    которые в совокупности позволяют решать целый ряд социальных вопросов

    самостоятельно, без активного включения политической власти.

    Само сочетание слов «экономическая демократия» указывает на сферу, на

    которую распространяется данный вид демократии. Одно из его значений — это

    уравнивание экономических возможностей и условий экономической

    деятельности, устранение или предупреждение большого разрыва в материальном

    положении людей. При таком понимании существует опасность отождествления

    экономической демократии с уравниловкой. Вместе с тем экономическую

    демократию нередко понимают как демократию производственную, т. е. как

    участие трудящихся в управлении производством.

    Наконец, уровни политического участия можно выделять в зависимости от

    стадии политического процесса, на которой личность выступает как

    деятельностный субъект. Как известно, политико-управленческий процесс

    включает в себя несколько стадий: подготовку и принятие решений, их

    выполнение и контроль за исполнением. В условиях авторитарной, командно-

    административной системы роль личности в политическом процессе по существу

    ограничивалась одобрением уже принятых решений и участием в их исполнении,

    что противоречило представлениям о гуманном и демократическом обществе. В

    таком обществе должны быть созданы прочные гарантии активного участия

    личности на всех стадиях политико-управленческого процесса и в первую

    очередь на важнейшей стадии этого процесса — в разработке и принятии

    решений,— которая во многом задает направление и рамки политического

    участия. Как показывает общественно-исторический опыт, чрезвычайно

    разнообразными являются и формы политического участия. Истории известны

    такие, например, формы, как пассивное неповиновение властям, бунт,

    восстание, революция. Это могут быть институциональные, санкционированные

    законом формы политического участия (избирательные кампании и выборы,

    участие в качестве депутата в работе высших и местных органов

    государственной власти, участие в деятельности политических партий и т. п.)

    и формы внеинституциональные и даже противоправные (деятельность комитетов

    национального спасения, несанкционированные митинги, бунт, самовольный

    захват власти и т. п.).

    При нормальном развитии в демократическом обществе вырабатываются

    многообразные институциональные формы, позволяющие выразить широчайший

    спектр политических взглядов и действий, не подрывающих демократические

    ценности и установления. Можно установить своеобразную зависимость: чем

    более демократическим является общество, тем более многообразны

    существующие в нем формы политического участия.

    По разным причинам в мировой политической практике существовал и

    продолжает существовать большой разрыв между прогрессивными представлениями

    о Демократии и политическом участии и их реализацией на практике. Можно

    сказать, что демократия как власть самого народа, активное участие личности

    в политическом процессе — это идеал, не получивший своего полного

    воплощения ни в одной стране. Однако это не снимает задачи максимально

    возможного приближения к демократическому идеалу.

    ЛИТЕРАТУРА.

    1. Введение в политологию. Под ред. М.Х. Фарушкин, Казань-1992

    2. Леббот Г. «Психология народов и масс», СПб-1908

    3. Основы политической науки: Учеб. пособие для ВУЗов. Под ред. В.П.

    Пугачева, М-93.

    4. А.А. Федосеев “Введение в политологию” СПб 1994

    5. Политология: Курс лекций. Лютых А.А., Тонких В.А.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.