МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Личность как субъект политики

    каждого за свое благополучие, оказание государственной поддержки лишь тем,

    кто сам не может обеспечить себя: несовершеннолетним, инвалидам,

    престарелым, безработным и т.п. Оказывая по возможности достаточную помощь

    всем нуждающимся, государство не должно за них делать то, что они могут

    делать сами, то есть не порождать социальное иждивенчество, а стремиться

    помочь людям стать способными самостоятельно проявить и обеспечить себя.

    Человек и власть в современных демократиях.

    Христианская социально-политическая концепция, а также социалистические

    идеи способствовали теоретическому обоснованию необходимости отказа от

    традиционных для раннего либерализма представлений о роли государства как

    «ночного сторожа» и о преимущественно неполитическом характере жизненной

    основной среды личности. Оказалось, что невмешательства государства в

    область социально-экономических отношений явно недостаточно для обеспечения

    большинству граждан свободы и нормальных условий существования, так как это

    сдерживает развитие некоторых отраслей экономики, обесценивает для низших

    слоев общества политические и гражданские свободы, делает их практически

    трудноосуществимыми. Оно способствует углублению имущественного неравенства

    и обострению социально-классовых конфликтов, подрывает социальную

    стабильность либеральной демократии. Учет всего этого привел политическую

    мысль к существенному смещению акцентов с либеральных идей ограничения

    государственной власти для обеспечения индивидуальной свободы к

    христианской концепции использования государства в интересах достижения

    всеобщего блага, сглаживания социальных контрастов, поддержки слабых и

    обездоленных. (К этим идеям восходит теория «государства всеобщего

    благоденствия»).

    В современных демократических государствах человек и власть

    взаимодействуют не только в собственно политической сфере — области

    государственного устройства, формирования органов власти, но и в

    вопросах распределения доходов, обеспечения социальной справедливости.

    Социальная политика превратилась в одно из центральных направлений

    деятельности государства. Наиболее прохладно относятся к ней

    неоконсерваторы и, особенно, либертаристы, выступающие за

    максимальную разгрузку государства, его отказ от социальных

    функций, возврат к рыночному саморегулированию не только в

    экономике, но и всюду, где оно возможно. Наиболее последовательные

    сторонники расширения и демократизации сферы взаимоотношений человека и

    государства — социал-демократы, христианские демократы, левые либералы и

    коммунисты.

    Некоторые различия в подходах к взаимоотношению человека и власти в

    индустриально развитых демократических государствах мира никак не ставят

    под сомнение признание ими, равно как и международным сообществом в целом

    (ООН), статуса личности, любого человека как источника власти, первичного и

    главного субъекта политики. Гарантировать такой статус личности, обеспечить

    реальное или потенциальное превращение каждого гражданина в сознательного и

    свободного субъекта (субъекта-партиципанта) политики и всей общественной

    жизни призваны права человека.

    2.Концепция прав человека: история и современность

    Права личности занимают одно из центральных мест в

    политической и юридической науках. Они представляют собой принципы, нормы

    взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду

    возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно

    называют свободами) или получать определенные блага (это

    собственно права).

    Современное понимание прав человека восходит к идеям естественного

    права, которые возникли в далекой древности. Так, еще софисты (Ликофрон,

    Антифон, Алкидам) в V—IV вв. до Р.Х. утверждали, что все люди

    равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой естественные

    права. Само же государство и его законы Ликофрон трактовал как

    результат общественного договора.

    Идею договорного происхождения государственной власти и равенства

    всех людей перед небом отстаивал в V веке до Р.Х. китайский философ Мо

    Цзы. Значительный вклад в концепцию естественных прав внес

    Аристотель. Он защищает права, присущие человеку от рождения, и прежде

    всего его право на частную собственность. Это право коренится в самой

    природе человека и основывается на его изначальной любви к

    самому себе.

    Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции прав

    человека. Так, он не только признает права гражданина государства, но и

    различает естественное и условное, позитивное право, а также считает,

    что естественное право должно служить образцом для права условного,

    которое, в свою очередь, более изменчиво и является результатом

    деятельности властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства

    естественного права над законами государства получила свое

    развитие в современных теориях прав человека, в том числе и в концепции

    правового государства.

    Однако в период феодализма воцарилось принципиально иное понимание прав

    личности. Идея равенства от рождения естественных прав всех людей

    или хотя бы правового равенства всех свободных граждан была

    отвергнута и сами права трактовались как привилегии, дарованные монархом

    подданным. Каждое из сословий имело специфические права, которые

    сокращались по мере снижения по лестнице общественной иерархии. Лишь

    в XVII в. произошло возрождение, либеральное переосмысление и

    развитие концепции естественного права.

    Либерализм о правах человека.

    Современное понимание прав человека по существу ведет свое начало от

    либерализма. Его виднейшие представители: Локк, Гроций, Монтескье,

    Джефферсон, Смит, Вентам, Милль и другие обосновали понимание

    фундаментальных прав человека на жизнь, безопасность, свободу,

    собственность, сопротивление угнетению и некоторых других как естественных,

    неотъемлемых (неотчуждаемых) и священных норм человеческого поведения,

    существующих независимо от государства и охраняемых им.

    При этом естественность прав рассматривается как их присущность человеку

    от рождения; неотъемлемость — как их имманентность индивиду как живому

    существу, без наличия которых создается угроза утраты им специфических

    человеческих качеств, делающих индивида подлинным социальным субъектом,

    членом общества; священность — как их высочайшее уважение и почитаемость

    вследствие высшего ценностного статуса или даже божественного

    происхождения, дарованных человеку Богом.

    Политологи различной мировоззренческой ориентации по-разному оценивают

    конечный источник прав человека. Одни видят его в естественной человеческой

    природе, конституирующих человеческий род основополагающих потребностях: в

    поддержании жизни, безопасности, в свободе от насилия и социально

    неоправданных ограничений, уважении человеческого достоинства и т.д. Другие

    же возводят наиболее высокие из человеческих прав к душе и Богу. «Свобода

    человеческой личности, — писал Н. Бердяев, — не может быть дана обществом и

    не может по своему истоку и признаку зависеть от него — она принадлежит

    человеку как духовному существу... Неотъемлемые права человека,

    устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не

    природой, а духом. Это духовные права, а не естественные права, природа

    никаких прав не устанавливает» (Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 254-

    255).

    Впервые либеральная концепция прав человека нашла свое систематизированное

    юридическое выражение в 1776 г. в Вирджинской Декларации, положенной в

    основу Билля о правах конституции США 1789 г. В этом же, 1789 г.,

    основополагающие права: свобода личности, право на собственность,

    безопасность и сопротивление угнетению были конституционно закреплены во

    французской Декларации прав человека и гражданина. Эти выдающиеся политико-

    правовые акты не утратили своей актуальности и сегодня, хотя, конечно же,

    нынешние представления о правах личности гораздо богаче.

    В современной политической мысли представлено несколько подходов к

    правам человека. Это прежде всего естественно-исторический, юридическо-

    позитивистский, а также марксистский подходы. Первый из них, наследуя

    либеральную традицию, считает, что фундаментальные права личности имеют

    внутригосударственное и неюридическое происхождение. Государство может либо

    уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека

    присущие ему от рождения основополагающие права оно не может. Хотя

    конкретное содержание и объем прав изменяются и расширяются по мере

    развития общества, сами фундаментальные права остаются неизменными, отражая

    постоянство основополагающих качеств человеческого рода.

    Как базовые моральные принципы права человека существуют независимо от

    социально-классовой структуры и конкретных этапов развития общества, от

    законодательных норм. Имея для человечества высший ценностный статус, они

    выступают внешним критерием, универсальной мерой оценки любого

    политического и общественного строя.

    Юридический позитивизм отрицает всякое внегосударственное происхождение

    прав человека. Он исходит из рациональной самоценности права, его

    независимости от экономических и социальных предпосылок. Источником и

    гарантом права считается государство. Право и закон не имеют существенных

    различий. Права личности не выделяются из общей системы права и не имеют

    верховенства по отношению к правам государства. Сами права граждан

    изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможностей

    государства.

    Прагматическую установку юридического позитивизма по отношению к правам

    личности разделяет марксизм. Он также подчиняет права государственной

    целесообразности, но в отличие от юридического позитивизма исходит не из их

    рациональной самоценности, а из социально-экономической и прежде всего

    классовой детерминации права. Оно понимается как возведенная в закон воля

    господствующего класса. При этом сама постановка вопроса о правах индивида

    становится излишней вследствие трактовки личности как совокупности

    общественных отношений.

    Кроме того, марксизм, и особенно ленинизм и сталинизм, отрицают

    общечеловеческую природу права, подменяют общечеловеческие ценности

    моралью, основанной на классовой, партийной целесообразности. Это учение

    исходит из заведомой непротиворечивости, гармоничности отношений личности и

    общества в коммунистической формации, отмирания государства и права, а

    значит и ненужности института прав человека.

    Несмотря на несовместимость марксистского учения с естественно-

    исторической трактовкой прав человека, в законодательства тоталитарно-

    социалистических государств обычно входят разделы о правах, свободах

    и обязанностях личности. Это делается главным образом для

    демократического камуфляжа, хотя и отражает реальную деятельность

    политической системы по распределению монополизированных государством

    основных жизненных ресурсов, а также эгалитарные принципы

    коммунистической идеологии, обосновывающие возможность каждого получать

    свою пайку из общего государственного котла.

    Сами права понимаются не как неотъемлемые, основополагающие нормы

    жизнедеятельности людей, а как предоставляемые и дозируемые партией и

    государством блага. Такое понимание прав личности отражает

    необходимую для тоталитарного строя всеохватывающую зависимость

    человека от государства. Оно сродни феодальной трактовке прав как милости,

    дара властей. В целом же в странах «реального социализма» института прав

    человека в его современном понимании, т.е. основанного на признании

    автономии и свободы личности верховенстве прав человека над правами

    государства независимых институтах контроля за соблюдением прaв человека,

    не существовало.

    3.Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.

    Сегодня в мировой политической мысли явно преобладает

    естественноисторическое понимание прав человека. Сам этот термин «права

    человека» употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В узком

    значении это только те права, которые не представляются, а лишь охраняются

    и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционно-

    правового закрепления и государственных границ. К ним относятся равенство

    всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность,

    уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного

    ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на

    воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др. В широком

    значении права человека включают весь обширнейший комплекс прав и свобод

    личности, их различные виды.

    Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее

    общей их классификацией является деление всех прав на негативные и

    позитивные. Такое различение прав основано на фиксации в них негативного и

    позитивного аспектов свободы. Как известно, в негативном значении свобода

    понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личности,

    в позитивном — как свобода выбора, а главное, способность человека к

    достижению своих целей, проявлению способностей и индивидуальному развитию

    в целом. В соответствии с таким различением свободы негативные права

    определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или

    иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от

    нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права

    считаются основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от

    ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны.

    Негативные права — основа индивидуальной свободы.

    Типичным примером юридической фиксации этой группы прав и в целом

    негативного подхода к правам человека является Билль о правах конституции

    США. Так, его первая статья (поправка) гласит: «Конгресс не должен

    издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее

    свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право

    народа мирно собираться и обращаться к правительству с

    петициями о прекращении злоупотреблений». Термин «не должен»

    содержится почти во всех статьях (кроме одной) этого документа.

    Практически все содержание Билля о правах направлено на ограждение

    личности от различного рода несправедливых и нежелательных посягательств

    со стороны правительства.

    В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют

    обязанности государства, лиц и организаций предоставить гражданину те или

    иные блага, осуществлять определенные действия. Это, например,

    право на социальное вспомоществование, образование, охрану

    здоровья, достойный жизненный уровень и т.п. Реализовать эти права гораздо

    труднее, чем права негативные, т.к. ничего не делать гораздо легче, чем

    что-то делать или предоставлять каждому гражданину. Осуществление

    позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных

    ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и

    демократичности ее политической системы. В случае ограниченности ресурсов

    позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в

    нищете», как это и имело место в подавляющем большинстве государств

    тоталитарного социализма.

    Личные и политические права.

    Более конкретной классификацией прав и свобод личности по сравнению с их

    делением на негативные и позитивные является их подразделение в

    соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические,

    экономические, социальные и культурные. Гражданские права (не путать

    с правами граждан, включающими весь комплекс прав подданных государства) —

    это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие

    в основном характер негативного права. Они производны от

    естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый

    человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу,

    защитить личность от произвола со стороны государства и других людей. Эти

    права обеспечивают идентификацию личности, позволяют человеку быть самим

    собой в отношениях с другими людьми и с государством.

    К гражданским правам обычно относят право на жизнь, свободу и личную

    неприкосновенность, права на защиту чести и доброго имени, на справедливый,

    независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, на тайну

    переписки и телефонных разговоров, свободу передвижений и выбора места

    жительства, в том числе право покидать любое государство, включая

    собственное, и возвращаться в свою страну и др.

    В конституциях многих государств гражданские права объединяют в одну

    группу с правами политическими. Основанием для этого служит

    преимущественно негативный характер тех и других, а также направленность

    обоих видов этих прав на обеспечение свободы личности в ее индивидуальных и

    общественных проявлениях. Политические права определяют возможности

    активного участия граждан в управлении государством и в общественной

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.