МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Геополитика США и России

    в апреле 1999 года российско-китайская Совместная декларация о

    многополярном мире и формировании нового международного порядка укрепляет

    это стратегическое партнерство и направляет его активность на развивающиеся

    страны мира, косвенно предупреждая США, что как одна, так и другая стороны

    исходят из позиции нежелательности доминирования в мире одной державы. При

    этом Китай рассматривает отношения стратегического партнерства с Россией

    как противовес давнему союзу в области безопасности между США и Японией.

    Пекин неоднократно утверждал, что союз между США и Японией на основе новой

    американской стратегии сдерживания направлен сейчас против Китая и что

    "возобновление" военного сотрудничества, отраженное в совместной японо-

    американской декларации о союзе ради безопасности на XXI век от апреля 1996

    г., подписанной Клинтоном и Хасимото, может рассматриваться как предвестник

    ремилитаризации Японии. В действительности и Китай, и Россия, несомненно,

    понимают пределы такого партнерства. Несмотря на то, что без малого 40%

    горожан Китая пребывают в убеждении, что отношения с Россией "важнее и

    надежнее" для КНР, чем связи с США и Японией (соответственно, 13,5 и 5,4%),

    уже сегодня некоторые китайские эксперты в области безопасности в

    конфиденциальном порядке предупреждают, что, хотя отношения с Москвой

    заметно улучшились, возвращение России к "менталитету великой державы" и ее

    превращение вновь в державу, с которой придется считаться, - это лишь

    вопрос времени. И данное обстоятельство явно не устраивает Китай, который

    стремится к тому, чтобы мир стал не однополюсным, а многополюсным, и хотел

    бы иметь гарантии, что полюс в Вашингтоне не затмит два полюса - в Пекине и

    в Москве.

    В связи с этим те силы, которые в Пекине или в Москве на практике

    стремятся воплотить в жизнь идею изменения соотношения сил в мире,

    возможно, стараясь разыгрывать российскую или китайскую карту, реально

    могут надеяться в лучшем случае лишь на временный "брак по расчету".

    Подлинное прочное "стратегическое партнерство" между Россией и Китаем

    представляется маловероятным, слишком уж много противоречий и недоговорок

    имеется в отношениях между этими странами.

    Имеет место и иная оценка причин и потенциала китайско-российского

    "стратегического партнерства". Так, по мнению российского китаеведа А.

    Анисимова, "поскольку китайская политика всегда бывает глубоко

    реалистичной, противиться естественному ходу событий Китай не стал, заранее

    оговорив с США условия распада Союза - отсутствие претензий Соединенных

    Штатов на российский потенциал. А тут неожиданно возникают сомнения и

    колебания. Чтобы их устранить, Китай вмешивается сам. Все это выглядит

    весьма драматично, однако пока речь идет всего лишь о создании гарантий

    того, что Россия не возьмет на себя таких обязательств перед Западом,

    которые могли бы уменьшить выгоду Китая от экономического и политического

    сотрудничества с Россией".

    Еще одна причина активизации российско-китайского сотрудничества -

    японский фактор. Когда-то предполагалось, что в своем стремлении

    доминировать в Восточной Азии Китай не будет "наступать на ноги" Японии,

    напротив, он будет работать с ней в паре, используя ее колоссальную

    финансовую мощь. Однако настойчивые попытки Китая тихо прибрать к рукам

    гонконгскую финансовую сеть заставляют предполагать, что Японии места в

    "китайской" Азии нет, как впрочем и США.

    Понятно, что ни США, ни Японию такие перспективы не порадовали, а

    чтобы противостоять их попыткам каким-то образом ограничить китайские

    аппетиты, Китай нуждается в поддержке сильных тихоокеанских соседей, а

    сильнее России там никого нет, несмотря на всю ее нынешнюю слабость. Именно

    поэтому отнюдь не случайно авторы книги "Китай - большая стратегия",

    касаясь перспектив развития китайско-российских отношений, делают вывод о

    том, что поддержание тесного сотрудничества с Россией приведет к тому, что

    в будущем позиция Китая в конкуренции мировых держав станет

    "беспроигрышной". [12]

    Смена внешнеполитического курса Японии стала достаточно очевидной с

    середины 1996 года. Япония, особенно после саммита "семерки" в Денвере,

    отчетливо осознала, что, замыкаясь на "территориальной проблеме", она может

    опоздать на уходящий поезд и окончательно утратить возможность получения

    хоть каких-то дивидендов от распада СССР. Отсюда, по-видимому, и

    шокировавшее японскую общественность июльское заявление премьер-министра

    Японии Рютаро Хасимото, в котором он подчеркнул необходимость добиваться

    кардинального улучшения отношений с Москвой и Пекином. В отношении России

    речь шла о трех принципах - доверии, взаимной выгоде и долгосрочной

    перспективе. Территориальная проблема в интерпретации главы японского

    кабинета приобрела совершенно иной оттенок. Речь не шла об "исконных

    японских землях", а, напротив, он выразил уверенность, что и этот сложный

    вопрос может быть урегулирован на основе все тех же трех принципов. Более

    того, Рютаро Хасимото провозгласил целую программу делового сотрудничества

    с Россией, прежде всего с такими ее регионами, как Сибирь и Дальний Восток,

    еще не "освоенные" западным и прежде всего американским капиталом. На

    "встрече без галстуков" в Красноярске Рютаро Хасимото и Б. Ельцин

    договорились не только об активизации экономического сотрудничества, но и о

    своей решимости "приложить все силы к заключению мирного договора между

    Москвой и Токио к 2000 году". Были рассмотрены и поставлены в практическую

    плоскость вопросы расширения военных контактов, включая проведение

    совместных учений и принятие других мер по активизации диалога в области

    обеспечения безопасности.

    Другими словами, не очень-то одобряя фронтальное наступление США и в

    какой-то мере опасаясь растущей мощи Китая, Москва и Токио решили, что

    настало время отложить споры о судьбе маленьких островов, когда

    экономические и военные сверхдержавы наступают на пятки в собственном

    регионе.

    Визит Цзян Цзэминя в США и достигнутые китайско-американские

    договоренности еще раз подтвердили, что эти опасения были не лишены

    определенных оснований. Прагматичный Китай вновь продемонстрировал, что для

    него не существует "интересов альянсов", а только "национальные интересы",

    ради достижения которых он готов на любые временные квазиальянсы. По-

    видимому, такая позиция в определенной степени устраивает и США, чьи

    позиции в Азии неуклонно сокращаются, а стратегический союзник - Япония -

    все в большей степени стремится проводить независимую политику. Необходим

    новый сильный партнер в АТР, и таким партнером может стать только Китай.

    Американская администрация считает, и это в определенной степени подтвердил

    визит Цзян Цзэминя в США, что переговоры с Пекином могут дать результаты по

    разным проблемам: от торговли до прав человека, ослабляя в то же время

    американские военные средства сдерживания. И если политика администрации

    Клинтона увенчается успехом, то через 10-15 лет на центральноевропейской

    равнине будут размещены многочисленные, хорошо вооруженные силы во главе с

    американскими, способные сдерживать пока парализованную Россию, между тем

    как в Восточной Азии будет происходить становление следующей великой

    державы мира, а американская военная мощь и политическое влияние -

    неуклонно сокращаться, что в какой-то степени и является шагом к

    многополюсному развитию мира. [10]

    Глава 2. Взаимодействие США и России (1991-2001 гг.)

    Россия нынче в ужасном положении, большинство граждан, усердно

    работающих, готовых работать или всю жизнь отработавших, не имеет средств к

    существованию. Откуда это главное наше бедствие и как с ним совладать?

    Ответы расходятся.

    Одни считают, что зло в демократии, перенятой, как прежде христианство

    и марксизм, у инородцев. Другие убеждены, что ласть с народом не считается,

    и так нам и жить в нищете. Третьи взывают к геополитике и верят, что Россию

    губят США, НАТО и МВФ, советовавшие Ельцину дурное. Прочие ответы сводимы к

    этим трем.

    По меньшей мере наивно предъявлять претензии к Америке за то, что она

    не взяла на содержание советский социализм. Не слишком убедительны и упреки

    прибывавшим оттуда и из Европы некомпетентным советчикам. Никто не вынуждал

    Ельцина, Гайдара и Чубайса следовать их советам. А соросов-ские стипендии,

    между тем, поддержали сотни учителей и реально помогли тысячам детей у них

    учиться, даром что наши власти облагают благотворительность налогами.

    Впрочем, еще великий Растрелли заметил, что России свойственна

    неблагодарность. Но отсюда не следует, что Запад вовсе ни при чем и ни в

    чем не виноват. Виноват, и ощутимо, но не в крестовом походе.

    Профессор Нью-Йоркского университета Стивен Холмс в своей рецензии на

    книгу Коэна исходит из того, что «Владимир Путин… не может демонтировать

    демократию, ведь, когда он пришел к власти, ее в России и не было». Прежние

    западные советчики, журналисты и политические лидеры не замечали ее

    отсутствия. Они усердно твердили, что Россия стала демократической страной,

    приняли ее в «восьмерку», ходили с «гарантом демократии» Ельциным в сауну и

    вообще были на дружеской ноге. Президент Соединенных Штатов Клинтон даже

    уподобил войну Ельцина против возвращенных из изгнания чеченцев войне

    Линкольна против рабовладельцев южных штатов, а захват нашей армией

    Грозного величал освобождением. Осуждая это, Кагарлицкий, конечно, прав.

    Однако, предвзято решив, будто американцы хотят навязать России свои

    порядки, он проглядел, что они столь же лживо заявляли, будто у нас такие

    порядки уже почти установились, хоть этим и не пахло. На самом деле шла

    давняя политика задабривания или, как некогда говорили, умиротворения.

    Внезапной российской ядерной атаки Клинтон, конечно, уже не опасался, но

    страх перед хаосом, который запросто может у нас возникнуть, побуждал

    помогать Ельцину, чтобы он держал ядерные ракеты под контролем. Именно

    Запад хочет, чтобы в ядерной России была сильная власть, сильная как раз в

    том смысле, который популярен у нас, то есть способная держать страну и

    население под полным контролем. Чеченская война показала, что Ельцин и сам

    жаждет этого, вот Запад его и поддерживал, а о войне мямлил позорную чушь.

    В остальном мы не слишком ему интересны. [18]

    Осень 2001 года дала возможность наблюдать небывалую дипломатическую

    активность в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Следуя один за другим, визиты

    лидеров ведущих государств региона и рассматривающиеся в ходе их вопросы,

    несмотря на всю разноплановость и характер встреч, тем не менее, позволяют

    говорить о них как о звеньях единого процесса. Процесса, который условно

    можно назвать очередной попыткой "геополитической утряски". Четыре

    крупнейших (и потенциально ведущих в XXI веке) государства региона почти

    открыто начали игру за распределение сфер своего экономического и

    политического влияния как непосредственно в АТР, так и в соседних с ним

    регионах Азии.

    Необходимо подчеркнуть, что процесс этот начался не вчера; его истоки,

    по-видимому, следует искать в конце 80-х годов, когда фактически и началось

    столкновение всех возможных стадий развития структуры мирового сообщества -

    отживающая последние дни биполярность, торопящаяся ей на смену

    однополярность, зарождающаяся многополярность. Распад СССР и прозападная

    внешнеполитическая ориентация новой России в первой половине 90-х годов

    ускорили этот процесс. Мировое сообщество вступило в фазу однополярности, и

    единственным его полюсом фактически стали США.

    Однако к середине 90-х годов ситуация начинает качественно меняться.

    Доминирование США в мировом сообществе не только с раздражением

    воспринимается представителями других потенциальных геополитических полюсов

    и центров силы, но отнюдь не приветствуется даже среди их союзников. Как

    подчеркивала в одном из ноябрьских номеров "Washington Post": "По всей

    Европе, Азии, Латинской Америке и Африке растет убеждение в том, что

    сосредоточение в руках США огромного политического, экономического и

    культурного влияния порождает заносчивость, которая неприятна и, может

    быть, даже опасна". В мировом сообществе все чаще раздаются призывы о

    "необходимости строительства многополярного мира" и "нового международного

    порядка". Возникшие и укрепляющиеся в Европе, Азии и Америке новые центры

    силы и регионы взаимопересекающихся интересов требуют учета их точки зрения

    в глобальном переустройстве мира.

    Существенное, если не определяющее, значение в этом процессе сыграло

    изменение внешнеполитической концепции России как по отношению к странам

    Содружества, так и партнерам в "дальнем зарубежье". Если на заре российской

    независимости существовала вероятность того, что Россия примет прозападную

    ориентацию и по либеральному отнесется к проблеме безопасности на

    пространстве бывшего СССР, то к середине 90-х годов такой шанс исчез.

    Россия не только изменила свою внешнеполитическую ориентацию, сменив

    "прозападную дипломатию А. Козырева" на "провосточную дипломатию Е.

    Примакова", но и перешла от ориентации на сотрудничество в рамках СНГ к

    ставке на собственные усилия. Целью ее политики все больше становится

    односторонняя, а не взаимная безопасность. Естественно, что такое полярное

    изменение внешнеполитических приоритетов произошло не случайно.

    Увеличивающаяся активность США в зонах национальных интересов России,

    формирование под их покровительством антироссийских альянсов из числа

    бывших ее союзников; вполне закономерные и оправданные попытки новых

    независимых государств укрепить свое экономическое и политическое

    положение, используя географические и природно-ресурсные преимущества;

    нынешняя экономическая, военная и политическая слабость самой России и

    объективная невозможность выступать в роли гаранта безопасности в зонах ее

    национальных интересов - все это слагаемые, повлекшие изменение российского

    общественного мнения и, как следствие - внешнеполитического курса.

    Начиная с середины 90-х годов все большее число российских политиков и

    политических комментаторов высказывают подозрения, что Запад и особенно США

    не считаются с коренными интересами России и пользуются ее слабостью в

    целях расширения зон собственного влияния. Результат - негативное отношение

    россиян к США. Проведенный в мае 1997 г. ЮСИА опрос свидетельствует: семеро

    из каждых десяти россиян полагают, что США "пользуются нынешней слабостью

    России, чтобы низвести ее до уровня второсортной державы". Не составляет

    секрета, что и интерес к России в Америке стремительно падает. И если на

    уровне общественного сознания пока преобладает безразличие, то на

    политическом уровне все чаще доминирует раздражение, основанное на том

    обстоятельстве, что "Россия пытается проводить собственную внешнюю

    политику, особо не считаясь с интересами США". И данное "раздражение" имеет

    свое геополитическое основание. Слишком высоки ставки в борьбе между

    Россией и США за сферы влияния и особенно в регионе Евразии, являющемся

    ключевым с точки зрения геополитики. Трудно не согласиться с З. Бжезинским,

    который подчеркивает, что "Та держава, которая станет на нем (евразийском

    пространстве) доминирующей, будет оказывать решающее влияние в двух из трех

    наиболее развитых в экономическом плане регионах планеты: Западной Европе и

    Восточной Азии... Страна, доминирующая в Евразии, будет почти автоматически

    контролировать развитие событий на Ближнем Востоке и в Африке". Отсюда и

    главная задача - любыми путями добиться доминирующего положения в регионе,

    что требует, с одной стороны, ослабления позиций России, традиционно

    доминирующей в нем, а с другой - поиска союзника, с которым можно было бы

    разделить сферы влияния. Таких союзников в азиатской части Евразийского

    континента два - Япония и Китай, которые в XXI веке, по всем прогнозам,

    будут обладать значительным военно-экономическим потенциалом, но, несмотря

    на это, ни сами по себе, ни в китайско-японском альянсе не смогут выступать

    в качестве доминирующей силы на всем евразийском пространстве.

    К середине 90-х годов в глобальном геополитическом противостоянии

    между Россией и США на Евразийском континенте, во всяком случае, в его

    азиатской части, одно из первостепенных мест заняли внешнеполитические

    ориентации Китая и Японии, которые, в свою очередь, стремились "не упустить

    благоприятный момент" и использовать это противостояние в собственных

    интересах. Именно эти обстоятельства приводят к тому, что, во-первых, место

    России в Америке, как, собственно, и место США в российской внешней

    политике, все более отчетливо начинает занимать Китай, а во-вторых -

    происходит существенная корректировка внешнеполитического курса Японии и ее

    ориентация на улучшение отношений с Россией и Китаем.

    Начало третьего тысячелетия и нового XXI века можно охарактеризовать

    как начало формирования принципиально новой модели развития глобальной

    геополитической системы в мире, предопределяющей установление новых

    международных и межгосударственных отношений, изменение баланса сил,

    ресурсов, создание новых условий развития мирового сообщества.

    Выборы 2000 года и избрание Президентом России В.Путина и выборы 2001

    года и избрание Президентом США Джорджа Буша предвещают новые этапы

    развития политических, экономических, финансовых и военных отношений двух

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.