Геополитика США и России
в апреле 1999 года российско-китайская Совместная декларация о
многополярном мире и формировании нового международного порядка укрепляет
это стратегическое партнерство и направляет его активность на развивающиеся
страны мира, косвенно предупреждая США, что как одна, так и другая стороны
исходят из позиции нежелательности доминирования в мире одной державы. При
этом Китай рассматривает отношения стратегического партнерства с Россией
как противовес давнему союзу в области безопасности между США и Японией.
Пекин неоднократно утверждал, что союз между США и Японией на основе новой
американской стратегии сдерживания направлен сейчас против Китая и что
"возобновление" военного сотрудничества, отраженное в совместной японо-
американской декларации о союзе ради безопасности на XXI век от апреля 1996
г., подписанной Клинтоном и Хасимото, может рассматриваться как предвестник
ремилитаризации Японии. В действительности и Китай, и Россия, несомненно,
понимают пределы такого партнерства. Несмотря на то, что без малого 40%
горожан Китая пребывают в убеждении, что отношения с Россией "важнее и
надежнее" для КНР, чем связи с США и Японией (соответственно, 13,5 и 5,4%),
уже сегодня некоторые китайские эксперты в области безопасности в
конфиденциальном порядке предупреждают, что, хотя отношения с Москвой
заметно улучшились, возвращение России к "менталитету великой державы" и ее
превращение вновь в державу, с которой придется считаться, - это лишь
вопрос времени. И данное обстоятельство явно не устраивает Китай, который
стремится к тому, чтобы мир стал не однополюсным, а многополюсным, и хотел
бы иметь гарантии, что полюс в Вашингтоне не затмит два полюса - в Пекине и
в Москве.
В связи с этим те силы, которые в Пекине или в Москве на практике
стремятся воплотить в жизнь идею изменения соотношения сил в мире,
возможно, стараясь разыгрывать российскую или китайскую карту, реально
могут надеяться в лучшем случае лишь на временный "брак по расчету".
Подлинное прочное "стратегическое партнерство" между Россией и Китаем
представляется маловероятным, слишком уж много противоречий и недоговорок
имеется в отношениях между этими странами.
Имеет место и иная оценка причин и потенциала китайско-российского
"стратегического партнерства". Так, по мнению российского китаеведа А.
Анисимова, "поскольку китайская политика всегда бывает глубоко
реалистичной, противиться естественному ходу событий Китай не стал, заранее
оговорив с США условия распада Союза - отсутствие претензий Соединенных
Штатов на российский потенциал. А тут неожиданно возникают сомнения и
колебания. Чтобы их устранить, Китай вмешивается сам. Все это выглядит
весьма драматично, однако пока речь идет всего лишь о создании гарантий
того, что Россия не возьмет на себя таких обязательств перед Западом,
которые могли бы уменьшить выгоду Китая от экономического и политического
сотрудничества с Россией".
Еще одна причина активизации российско-китайского сотрудничества -
японский фактор. Когда-то предполагалось, что в своем стремлении
доминировать в Восточной Азии Китай не будет "наступать на ноги" Японии,
напротив, он будет работать с ней в паре, используя ее колоссальную
финансовую мощь. Однако настойчивые попытки Китая тихо прибрать к рукам
гонконгскую финансовую сеть заставляют предполагать, что Японии места в
"китайской" Азии нет, как впрочем и США.
Понятно, что ни США, ни Японию такие перспективы не порадовали, а
чтобы противостоять их попыткам каким-то образом ограничить китайские
аппетиты, Китай нуждается в поддержке сильных тихоокеанских соседей, а
сильнее России там никого нет, несмотря на всю ее нынешнюю слабость. Именно
поэтому отнюдь не случайно авторы книги "Китай - большая стратегия",
касаясь перспектив развития китайско-российских отношений, делают вывод о
том, что поддержание тесного сотрудничества с Россией приведет к тому, что
в будущем позиция Китая в конкуренции мировых держав станет
"беспроигрышной". [12]
Смена внешнеполитического курса Японии стала достаточно очевидной с
середины 1996 года. Япония, особенно после саммита "семерки" в Денвере,
отчетливо осознала, что, замыкаясь на "территориальной проблеме", она может
опоздать на уходящий поезд и окончательно утратить возможность получения
хоть каких-то дивидендов от распада СССР. Отсюда, по-видимому, и
шокировавшее японскую общественность июльское заявление премьер-министра
Японии Рютаро Хасимото, в котором он подчеркнул необходимость добиваться
кардинального улучшения отношений с Москвой и Пекином. В отношении России
речь шла о трех принципах - доверии, взаимной выгоде и долгосрочной
перспективе. Территориальная проблема в интерпретации главы японского
кабинета приобрела совершенно иной оттенок. Речь не шла об "исконных
японских землях", а, напротив, он выразил уверенность, что и этот сложный
вопрос может быть урегулирован на основе все тех же трех принципов. Более
того, Рютаро Хасимото провозгласил целую программу делового сотрудничества
с Россией, прежде всего с такими ее регионами, как Сибирь и Дальний Восток,
еще не "освоенные" западным и прежде всего американским капиталом. На
"встрече без галстуков" в Красноярске Рютаро Хасимото и Б. Ельцин
договорились не только об активизации экономического сотрудничества, но и о
своей решимости "приложить все силы к заключению мирного договора между
Москвой и Токио к 2000 году". Были рассмотрены и поставлены в практическую
плоскость вопросы расширения военных контактов, включая проведение
совместных учений и принятие других мер по активизации диалога в области
обеспечения безопасности.
Другими словами, не очень-то одобряя фронтальное наступление США и в
какой-то мере опасаясь растущей мощи Китая, Москва и Токио решили, что
настало время отложить споры о судьбе маленьких островов, когда
экономические и военные сверхдержавы наступают на пятки в собственном
регионе.
Визит Цзян Цзэминя в США и достигнутые китайско-американские
договоренности еще раз подтвердили, что эти опасения были не лишены
определенных оснований. Прагматичный Китай вновь продемонстрировал, что для
него не существует "интересов альянсов", а только "национальные интересы",
ради достижения которых он готов на любые временные квазиальянсы. По-
видимому, такая позиция в определенной степени устраивает и США, чьи
позиции в Азии неуклонно сокращаются, а стратегический союзник - Япония -
все в большей степени стремится проводить независимую политику. Необходим
новый сильный партнер в АТР, и таким партнером может стать только Китай.
Американская администрация считает, и это в определенной степени подтвердил
визит Цзян Цзэминя в США, что переговоры с Пекином могут дать результаты по
разным проблемам: от торговли до прав человека, ослабляя в то же время
американские военные средства сдерживания. И если политика администрации
Клинтона увенчается успехом, то через 10-15 лет на центральноевропейской
равнине будут размещены многочисленные, хорошо вооруженные силы во главе с
американскими, способные сдерживать пока парализованную Россию, между тем
как в Восточной Азии будет происходить становление следующей великой
державы мира, а американская военная мощь и политическое влияние -
неуклонно сокращаться, что в какой-то степени и является шагом к
многополюсному развитию мира. [10]
Глава 2. Взаимодействие США и России (1991-2001 гг.)
Россия нынче в ужасном положении, большинство граждан, усердно
работающих, готовых работать или всю жизнь отработавших, не имеет средств к
существованию. Откуда это главное наше бедствие и как с ним совладать?
Ответы расходятся.
Одни считают, что зло в демократии, перенятой, как прежде христианство
и марксизм, у инородцев. Другие убеждены, что ласть с народом не считается,
и так нам и жить в нищете. Третьи взывают к геополитике и верят, что Россию
губят США, НАТО и МВФ, советовавшие Ельцину дурное. Прочие ответы сводимы к
этим трем.
По меньшей мере наивно предъявлять претензии к Америке за то, что она
не взяла на содержание советский социализм. Не слишком убедительны и упреки
прибывавшим оттуда и из Европы некомпетентным советчикам. Никто не вынуждал
Ельцина, Гайдара и Чубайса следовать их советам. А соросов-ские стипендии,
между тем, поддержали сотни учителей и реально помогли тысячам детей у них
учиться, даром что наши власти облагают благотворительность налогами.
Впрочем, еще великий Растрелли заметил, что России свойственна
неблагодарность. Но отсюда не следует, что Запад вовсе ни при чем и ни в
чем не виноват. Виноват, и ощутимо, но не в крестовом походе.
Профессор Нью-Йоркского университета Стивен Холмс в своей рецензии на
книгу Коэна исходит из того, что «Владимир Путин… не может демонтировать
демократию, ведь, когда он пришел к власти, ее в России и не было». Прежние
западные советчики, журналисты и политические лидеры не замечали ее
отсутствия. Они усердно твердили, что Россия стала демократической страной,
приняли ее в «восьмерку», ходили с «гарантом демократии» Ельциным в сауну и
вообще были на дружеской ноге. Президент Соединенных Штатов Клинтон даже
уподобил войну Ельцина против возвращенных из изгнания чеченцев войне
Линкольна против рабовладельцев южных штатов, а захват нашей армией
Грозного величал освобождением. Осуждая это, Кагарлицкий, конечно, прав.
Однако, предвзято решив, будто американцы хотят навязать России свои
порядки, он проглядел, что они столь же лживо заявляли, будто у нас такие
порядки уже почти установились, хоть этим и не пахло. На самом деле шла
давняя политика задабривания или, как некогда говорили, умиротворения.
Внезапной российской ядерной атаки Клинтон, конечно, уже не опасался, но
страх перед хаосом, который запросто может у нас возникнуть, побуждал
помогать Ельцину, чтобы он держал ядерные ракеты под контролем. Именно
Запад хочет, чтобы в ядерной России была сильная власть, сильная как раз в
том смысле, который популярен у нас, то есть способная держать страну и
население под полным контролем. Чеченская война показала, что Ельцин и сам
жаждет этого, вот Запад его и поддерживал, а о войне мямлил позорную чушь.
В остальном мы не слишком ему интересны. [18]
Осень 2001 года дала возможность наблюдать небывалую дипломатическую
активность в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Следуя один за другим, визиты
лидеров ведущих государств региона и рассматривающиеся в ходе их вопросы,
несмотря на всю разноплановость и характер встреч, тем не менее, позволяют
говорить о них как о звеньях единого процесса. Процесса, который условно
можно назвать очередной попыткой "геополитической утряски". Четыре
крупнейших (и потенциально ведущих в XXI веке) государства региона почти
открыто начали игру за распределение сфер своего экономического и
политического влияния как непосредственно в АТР, так и в соседних с ним
регионах Азии.
Необходимо подчеркнуть, что процесс этот начался не вчера; его истоки,
по-видимому, следует искать в конце 80-х годов, когда фактически и началось
столкновение всех возможных стадий развития структуры мирового сообщества -
отживающая последние дни биполярность, торопящаяся ей на смену
однополярность, зарождающаяся многополярность. Распад СССР и прозападная
внешнеполитическая ориентация новой России в первой половине 90-х годов
ускорили этот процесс. Мировое сообщество вступило в фазу однополярности, и
единственным его полюсом фактически стали США.
Однако к середине 90-х годов ситуация начинает качественно меняться.
Доминирование США в мировом сообществе не только с раздражением
воспринимается представителями других потенциальных геополитических полюсов
и центров силы, но отнюдь не приветствуется даже среди их союзников. Как
подчеркивала в одном из ноябрьских номеров "Washington Post": "По всей
Европе, Азии, Латинской Америке и Африке растет убеждение в том, что
сосредоточение в руках США огромного политического, экономического и
культурного влияния порождает заносчивость, которая неприятна и, может
быть, даже опасна". В мировом сообществе все чаще раздаются призывы о
"необходимости строительства многополярного мира" и "нового международного
порядка". Возникшие и укрепляющиеся в Европе, Азии и Америке новые центры
силы и регионы взаимопересекающихся интересов требуют учета их точки зрения
в глобальном переустройстве мира.
Существенное, если не определяющее, значение в этом процессе сыграло
изменение внешнеполитической концепции России как по отношению к странам
Содружества, так и партнерам в "дальнем зарубежье". Если на заре российской
независимости существовала вероятность того, что Россия примет прозападную
ориентацию и по либеральному отнесется к проблеме безопасности на
пространстве бывшего СССР, то к середине 90-х годов такой шанс исчез.
Россия не только изменила свою внешнеполитическую ориентацию, сменив
"прозападную дипломатию А. Козырева" на "провосточную дипломатию Е.
Примакова", но и перешла от ориентации на сотрудничество в рамках СНГ к
ставке на собственные усилия. Целью ее политики все больше становится
односторонняя, а не взаимная безопасность. Естественно, что такое полярное
изменение внешнеполитических приоритетов произошло не случайно.
Увеличивающаяся активность США в зонах национальных интересов России,
формирование под их покровительством антироссийских альянсов из числа
бывших ее союзников; вполне закономерные и оправданные попытки новых
независимых государств укрепить свое экономическое и политическое
положение, используя географические и природно-ресурсные преимущества;
нынешняя экономическая, военная и политическая слабость самой России и
объективная невозможность выступать в роли гаранта безопасности в зонах ее
национальных интересов - все это слагаемые, повлекшие изменение российского
общественного мнения и, как следствие - внешнеполитического курса.
Начиная с середины 90-х годов все большее число российских политиков и
политических комментаторов высказывают подозрения, что Запад и особенно США
не считаются с коренными интересами России и пользуются ее слабостью в
целях расширения зон собственного влияния. Результат - негативное отношение
россиян к США. Проведенный в мае 1997 г. ЮСИА опрос свидетельствует: семеро
из каждых десяти россиян полагают, что США "пользуются нынешней слабостью
России, чтобы низвести ее до уровня второсортной державы". Не составляет
секрета, что и интерес к России в Америке стремительно падает. И если на
уровне общественного сознания пока преобладает безразличие, то на
политическом уровне все чаще доминирует раздражение, основанное на том
обстоятельстве, что "Россия пытается проводить собственную внешнюю
политику, особо не считаясь с интересами США". И данное "раздражение" имеет
свое геополитическое основание. Слишком высоки ставки в борьбе между
Россией и США за сферы влияния и особенно в регионе Евразии, являющемся
ключевым с точки зрения геополитики. Трудно не согласиться с З. Бжезинским,
который подчеркивает, что "Та держава, которая станет на нем (евразийском
пространстве) доминирующей, будет оказывать решающее влияние в двух из трех
наиболее развитых в экономическом плане регионах планеты: Западной Европе и
Восточной Азии... Страна, доминирующая в Евразии, будет почти автоматически
контролировать развитие событий на Ближнем Востоке и в Африке". Отсюда и
главная задача - любыми путями добиться доминирующего положения в регионе,
что требует, с одной стороны, ослабления позиций России, традиционно
доминирующей в нем, а с другой - поиска союзника, с которым можно было бы
разделить сферы влияния. Таких союзников в азиатской части Евразийского
континента два - Япония и Китай, которые в XXI веке, по всем прогнозам,
будут обладать значительным военно-экономическим потенциалом, но, несмотря
на это, ни сами по себе, ни в китайско-японском альянсе не смогут выступать
в качестве доминирующей силы на всем евразийском пространстве.
К середине 90-х годов в глобальном геополитическом противостоянии
между Россией и США на Евразийском континенте, во всяком случае, в его
азиатской части, одно из первостепенных мест заняли внешнеполитические
ориентации Китая и Японии, которые, в свою очередь, стремились "не упустить
благоприятный момент" и использовать это противостояние в собственных
интересах. Именно эти обстоятельства приводят к тому, что, во-первых, место
России в Америке, как, собственно, и место США в российской внешней
политике, все более отчетливо начинает занимать Китай, а во-вторых -
происходит существенная корректировка внешнеполитического курса Японии и ее
ориентация на улучшение отношений с Россией и Китаем.
Начало третьего тысячелетия и нового XXI века можно охарактеризовать
как начало формирования принципиально новой модели развития глобальной
геополитической системы в мире, предопределяющей установление новых
международных и межгосударственных отношений, изменение баланса сил,
ресурсов, создание новых условий развития мирового сообщества.
Выборы 2000 года и избрание Президентом России В.Путина и выборы 2001
года и избрание Президентом США Джорджа Буша предвещают новые этапы
развития политических, экономических, финансовых и военных отношений двух
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|