МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Форма государства

    как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и

    населением страны; в какой мере организация высших органов государства

    позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

    Приведем два варианта определения этой формы государства:

    1. Форма правления – это организация государственной власти и ее

    устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень

    демократии и культуры населения в ней.

    2. Форма правления – это комплексный конституционно-правовой институт,

    организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и

    правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент,

    Правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

    Как видно из приведенных определений, основным в понятии формы

    правления является организация верховной власти государства и порядок ее

    образования. Главным, определяющим признаком является правовой статус главы

    государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный – в

    монархическом государстве).

    В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных

    объединяться посредством централизованной государственной власти,

    естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма

    правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на

    землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид

    деспотии. Для обществ основанных на обменных отношениях между свободными,

    политически равными субъектами – собственниками, характерна республиканская

    форма правления. Для современных государств характерны 2 формы правления:

    республика и монархия.

    Итак, определяются две основные формы правления — монархия и

    республика. Разновидности же их определяются соотношением полномочий

    законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой

    государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим

    отсюда порядком их формирования. Вот что писал о классификации форм

    правления В.М.Хвостов:

    "Наиболее правильной представляется нам следующая классификация.

    Основное подразделение государств зависит от того, каковы свойства так

    называемого высшего органа в государстве. При этом высшим органом именуется

    тот из органов государства, который 1) приводит в движение государственный

    механизм и поддерживает это движение и 2) которому принадлежит власть

    окончательно санкционировать изменения правопорядка в государстве. С этой

    точки зрения мы получаем два основных типа государства: монархию и

    республику. "[4]

    Форма правления обуславливается также конкретной расстановкой

    социально-политических сил и результатом борьбы между ними (проявляется в

    разных странах в революционные периоды); историческими особенностями

    отдельных стран (существование в современной Великобритании парламентской

    монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и

    политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях отдельного государства

    (трудности на пути становления демократии в России объясняются спецификой

    ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических

    процессов, в том числе военных (смена форм власти в ряде государств после

    Второй Мировой Войны).

    Рассмотрим эти две формы правления: монархию и республику.

    Вот как определил основные различия между монархией и республикой

    проф. П.А.Сорокин:

    "В чем же главная разница между монархией и республикой. Она

    заключается в следующем: монархическая форма государства означает, что

    власть в государстве принадлежит высшему носителю государственной власти на

    основе его собственного права.

    В монархии монарху предоставлено окончательное решение по всем

    важнейшим государственным актам. Народ здесь не обладает никакой властью,

    или обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе устранен

    от управления, или участвует в нем лишь в ограниченном объеме. Иначе

    обстоит дело в республике. Под республикой разумеется такая форма

    государства, где власть принадлежит самому народу и только ему.

    Здесь сам народ прямо или через посредство избранных им представителей

    и управляет государством и решает все важнейшие государственные дела.

    Таково главное различие между монархическим и республиканским

    государствами. "[5]

    При монархической (греческое слово monarchia – единовластие) форме

    правления главой государства является единоличный правитель – монарх;

    власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке

    престолонаследия. Особая разновидность монархии – выборная (или

    избирательная) сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая

    монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх,

    избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических

    штатов, входящих в федерацию. Вплоть до начала XIX века монархия была

    правилом для всех государств, а республика (несмотря на то, что это такая

    же древняя форма) – скорее исключением. С начала прошлого века это

    соотношение неуклонно изменяется, сегодня монархия уже рассматривается как

    пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции (ряд государств

    Европы, Япония, страны Содружества).

    Безусловно, монархическая форма правления плохо согласуется с

    господствующими в современной мире идеями народного суверенитета и

    равноправия людей. Центральной фигурой для монархической формы правления

    является монарх – единоличный глава государства, осуществляющий власть по

    собственному праву, а не в порядке делегации. Во всех монархических странах

    монарх является по закону особой неприкосновенной и никакой ответственности

    не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король – в

    Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан – в Малайзии,

    Брунее, Омане; эмир – в Кувейте, ОАЭ; великий герцог – в Люксембурге; князь

    – в Лихтенштейне.

    Одним из основных элементов монархической системы правления является

    престолонаследие. Другим важным институтом монархической формы правления

    является регентство (от лат. regere – управлять) временное коллегиальное

    (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий

    главы государства, в случаях вакантности престола, малолетства, болезни или

    отсутствия монарха.

    Монархия как форма весьма неоднородна, гибка и изменчива, благодаря

    чему ей и удалось выжить в современных условиях. Кратко рассмотрим схему

    развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. В

    ранних азиатских государствах монархия выступала как неограниченная

    деспотия (иногда как теократия). С развитием феодализма монархия выступала

    первоначально как раннефеодальная монархия, принимая иногда форму

    феодальных империй; затем – как монархия феодальной раздробленности,

    характеризующаяся слабой центральной властью; за ней следовала монархия

    сословно-представительная, превратившаяся в монархию абсолютную. В

    результате буржуазно демократических революций абсолютная монархия была

    ликвидирована и заменена монархией конституционной (ограниченной).

    Конституционная монархия прошла две фазы развития: от дуалистической

    монархии к парламентской.

    Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого

    института. Раннефеодальной монархии сегодня не существует. В современном

    мире существуют два исторических типа монархий – абсолютная и

    конституционная. Конституционная монархия существует в двух видах:

    дуалистической и парламентарной. Абсолютная монархия существует ныне в двух

    формах – светской и теократической (Ватикан).

    Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической

    формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим

    сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной,

    исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках

    монарха. В настоящее время сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн,

    Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых

    из этих стран в последнее время делаются первые шаги по переходу к

    конституционной монархии, однако, пока эти реформы не изменили абсолютного

    характера монархий. Город-государство Ватикан является теократической

    монархией. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане

    принадлежит Папе, пожизненно избираемого коллегий кардиналов.

    Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью

    монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена

    конституцией, имеется выборный законодательный орган – парламент и

    независимые суды. Впервые такая монархия возникла в Великобритании в XVII

    веке в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного

    вида монархии являются контрассигнатура и цивильный лист. Контрассигнатура

    (контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главы

    правительства или министра. Формально это объясняется тем, что глава

    государства не ответственен за свои действия. Цивильный лист – сумма денег,

    ежегодно выдаваемая на содержание монарха. Размер этой суммы

    устанавливается законом в начале каждого царствования, в дальнейшем может

    быть увеличен, но не уменьшен.

    Дуалистическая монархия является переходной формой от абсолютной

    монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха

    ограничена конституцией, но монарх и формально (в силу конституционных

    норм) и фактически (в силу неразвитости демократических институтов)

    сохраняет большие властные полномочия. В силу этого он находится в центре

    политической системы данного государства. Правительство несет двойную

    ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется воле

    монарха. В настоящее время такая форма монархии существует в Марокко,

    Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

    Парламентарная монархия – более прогрессивный вид конституционной

    монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои

    функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями

    (Нидерланды, Дания), он в силу конституционно-правового обычая не может

    воспользоваться ими самостоятельно. Все исходящие от монарха акты нуждаются

    в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония,

    Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет значительных

    полномочий. Правительство же ответственно перед парламентом, которому

    принадлежит формальное верховенство среди других органов власти.

    Несмотря на то, что республика является более прогрессивной формой

    правления, спор между ней и монархией в современном мире не завершен. В

    последние годы процесс «республиканизации» заметно замедлился. Государства,

    имеющие монархию, не спешат расставаться со своими традициями и институтами

    государственной власти. И, наоборот, в некоторых странах мира, где

    утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе.

    Второй формой правления является республика (лат. res – дело, publicus

    – общественный) – форма государственного правления, при которой все высшие

    органы государственной власти либо избираются, либо формируются

    общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане

    обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190

    государств мира более 140 являются республиками. Республиканская форма

    правления является такой же древней формой правления, как и монархия. То

    или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные

    способы образования собраний (советов) определяют различные республиканские

    формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными

    высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа.

    Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы

    наделяются.

    Разумеется, республиканские, точно так же, как и монархические, формы

    правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением

    тех или иных социальных сил господствовать, но и историческими традициями,

    национальной психологией, экономическими и географическими факторами,

    различными контактами с окружающими их государствами (фактор заимствования,

    подражания). Например, древнегреческие республиканские формы правления

    вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества,

    островного положения многих полисов, роли морской торговли в экономической

    жизни. Победы демоса и его функции как коллективного рабовладельца и т.д.

    Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие

    органы государственной власти имеют сложную структуру, наделяются

    определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность

    за их неисполнение или ненадлежащие исполнение согласно закону. Решения,

    принимаемые высшими органами власти, в большинстве случаев длительно

    готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу.

    Принятие решений осуществляется, как правило, путем голосования. Оно

    считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или

    простое большинство. Республиканское правление основано подчас на принципе

    разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную,

    исполнительную, судебную.[6]

    В республиканской форме правления принято различать республику

    президентскую, парламентскую и смешанного типа.

    Юридически отличительными чертами президентской республики (США,

    Мексика, Казахстан и др.) служит то, что избираемых на всенародных выборах

    президент является одновременно главой государства и исполнительной власти.

    Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которые

    ответственны перед ним. В правительстве, как правило, отсутствует должность

    премьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент не

    может отправить в отставку администрацию (правительство).

    Парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.)

    юридически характеризуется тем, что парламент является полновластным

    органом, который формирует политически ответственное пред ним правительство

    и избирает президента, являющегося главой государства, но не исполнительной

    власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по

    предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент

    может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия,

    который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае

    президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и

    объявить досрочные выборы.

    Третьей разновидностью республиканской формы правления является

    республика смешанного типа (полупрезидентская республика). Ей характерно,

    что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской

    республики. Президент является главой государства и избирается, как

    правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими

    полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и

    ответственно политически не только перед президентом, но и перед

    парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством,

    которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска

    парламента при наступлении определенных обстоятельств. Для республик

    смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим

    образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958

    года. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия.

    Особенно широкое распространение такая форма правления получила в

    постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина,

    Литва, Молдова).

    Помимо этих основных видов республик можно выделить несколько

    специфичкские формы республик.

    Социалистическая республика - особая форма государственного правления,

    которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по

    утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать

    подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие

    трудящихся во главе с рабочим классом и его партией”.[7]

    Особенности социалистической республики:

    законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих

    представительных учреждений;

    ведущая роль принадлежит представительным органам, составляющим основу

    государственного аппарата;

    исполнительно-распорядительные органы подотчетны и подконтрольны органам

    законодательной власти;

    высшие и местные ораны объединяются в единую представительную систему,

    основанную на принципе демократического централизма;

    сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства

    общественной жизнью в едином государственном механизме для того, чтобы

    государственная власть могла суверенно распоряжаться обобществленными

    средствами производства, регулировать и контролировать распределение

    материальных и духовных благ;

    руководящая роль в общественной и государственной жизни принадлежит

    рабочему классу и его партии.

    Изначально выступая как государственная форма диктатуры пролетариата,

    социалистическая республика, не приемля ни одной буржуазной формы

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.