МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Фашизм: истоки, сущность, роль в современном обществе

    Вериста (псевдоним); "Основные начала Российского фашизма". В ней автор под

    лозунгом Российского фашизма "Бог, Нация и Труд", устанавливает общие

    положения Российского фашизма, представляющего собой учение о национальном

    возрождении России на основе новой национальной государственности,

    сформулированной и утвержденной на опыте Итальянской Империи создателем

    фашистской доктрины и вождем Итальянского фашизма Б. Муссолини.

    При таком интересе Русской эмиграции к фашистскому учению нужно

    приветствовать издательство "Возрождение", пожелавшее предложить вниманию

    Русского читателя "Доктрину фашизма» Б. Муссолини.

    Со своей стороны, переводчик считает своим долгом выразить Б. Муссолини

    свою глубокую признательность за его любезное согласие на издание русского

    перевода "Доктрины фашизма".

    Париж, 10 июня 1938 года

    Вячеслав Новиков

    Даже такие люди, как П.Б. Струве, - он, будучи редактором газеты

    "Возрождение", огромное внимание уделял фашизму, писал об этом передовицы

    как о большом важном явлении. Такие люди как, Г. Федотов - христианский

    социалист и демократ, видели в фашизме много интересных новинок в

    социальной организации общества. Периодика 1930-х гг. русской эмиграции

    очень интересна тем, что опыт фашистских социальных реформ был

    проанализирован, было отделено положительное от отрицательного в этих

    режимах. И мне кажется, что Россия сейчас находится в таком состоянии, что

    некоторые из этих реформ были бы очень полезны для нашей страны. Это не

    значит, что нам нужно их так называть или перенимать прямо какие-то

    фашистские разработки, но если, допустим, человек пользуется каким-то

    инструментом, ножом или вилкой за едой, это не значит, что мы должны

    отказываться от ножа и вилки только потому, что таким же ножом ел фашист.

    Ведь разные режимы пользуются одними и теми же инструментами - суд, армия,

    полиция, правовые законы; это не значит, что если Гитлер был преступником,

    то у него все нужно отвергнуть, забыть и ничего не знать и не изучать.

    Главное - как пользоваться армией, судом и полицией. Опыт русской

    эмиграции в изучении фашизма заключался в следующем: был отвергнут

    фашистский дух как неприемлемый, как дух, ограничивающий свободу человека,

    не соответствующий православному пониманию соборности. Нужно сказать, что

    даже фашистские организации в русской эмиграции строились на основе

    Православия, они действовали с благословения иерархов Церкви и только

    условно можно назвать эти организации фашистскими.

    Иван Александрович Ильин, наш выдающийся философ, дал очень хорошую

    формулировку этому опыту познания русской эмиграцией фашистских режимов. Он

    писал, что русским незачем было всё это, даже ценное, что было в

    авторитарных режимах того времени, незачем было прямо заимствовать у них, у

    иностранного фашизма; наоборот, писал он, - фашизм бессознательно стремился

    осуществить идеал, близкий к русскому. Цитата:

    «Государство не есть механизм состязающихся корыстей, но организм

    братского служения, единения веры, чести и жертвенности: такова историко-

    политическая основа России. Россия стала отходить от нее и сокрушилась.

    Россия вернется к ней опять. Фашизм не дает нам новой идеи, но лишь новые

    попытки по-своему осуществить эту христианскую, русскую национальную идею

    применительно к своим условиям»*.

    Фашистский героизм выродился во вседозволенность, и абсолютизация своего

    государства вела к тому, что на соседей смотрели пренебрежительно,

    оправдывая войны против них. Например, Бердяев дал точную характеристику

    фашизма: это языческий соблазн, это натурализм, который, конечно,

    совершенно несовместим с православным мировоззрением, поэтому в России

    фашизма быть не может. У нас другая культура, у нас другая история, и если

    бы нынешние борцы с фашизмом внимательно это изучили, они не искали бы

    фашизм в русском национальном самосознании.

    Сейчас все называют Германию тех лет фашистской, но сам режим не

    называл себя фашистским, это был национал-социализм. И как раз слово

    "социализм", то, что в названии этого преступного режима была как бы

    социалистическая компонента, - это было очень неприятно левым журналистам

    и, естественно, советским органам пропаганды, и поэтому слово фашизм

    натянули очень быстренько на нацизм.

    Но разница здесь кардинальная. Она в том, что нацистский режим, был

    расистским и ставил целью овладение миром для немецкой нации, все остальные

    народы должны были быть либо уничтожены, либо обращены в рабов. Фашисты же

    не ставили себе таких целей и, например, такой либеральный деятель

    православной парижской юрисдикции, историк Церкви, как Карташев, уже после

    войны, когда уже фашисты все проиграли, и уже было утопией строить подобные

    планы, говорил, что сохранилось две страны - Испания и Португалия, где по-

    новому воплощены принципы христианской государственности. Это была

    смелость, сказать это после войны, но он это сказал честно.

    Так вот нам правильнее было бы сегодня говорить:

    «Победа над нацизмом, а не над фашизмом»

    Мне кажется, что если бы власти России хотели по-настоящему бороться с

    экстремистскими шовинистическими явлениями, то нужно было бы начать с

    объяснения корней фашизма, корней антисемитизма, а ведь эти вопросы

    табуированы.

    * И. Ильин «Наши задачи» Москва 1997

    Чтобы найти более приемлемое определение фашизма нужно открыть любой

    солидный западный справочник. Именно западный*, потому что все советские

    дают одно и то же штампованное определение – «фашизм - политическое

    течение, возникшее в период общего кризиса капитализма и выражающее

    интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической

    буржуазии с целью сохранения капиталистического строя» ["ФЭС", 1983].

    Но это полная чушь, потому что это было явление революционное, которое

    опиралось на массы. Ведь и Гитлер имел огромную поддержку в массах, он-то

    легально пришел к власти, демократическим путем. Так что это совершенно

    неточное определение.

    * Например, в одной из западногерманских энциклопедий о фашизме сказано:

    «Политическая система, для которой характерны антипарламентарные, часто

    антисемитские, тоталитарные тенденции вождистского государства и которая

    преимущественно пользуется социал-революционной терминологией... От

    других... авторитарных режимов фашизм отличается своим широким базисом

    власти, который достигается посредством управляемых из центра массовых

    организаций. Эта массовая поддержка исходит прежде всего от мелких

    представителей среднего слоя, который чувствует угрозу и от крупного

    капитала, и от коммунистического движения...» (Das Neue Taschen-Lexikon,

    Bertelsmann, 1992).

    ПРИХОД НСДАП К ВЛАСТИ В ГЕРМАНИИ

    Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., приобрел особую

    остроту в Германии. Кризис поразил все сферы экономической жизни страны.

    Промышленное производство сократилось почти вдвое. Число безработных

    достигло 7,5 млн. человек. Резко ухудшилось положение не только рабочего

    класса, но и средних городских слоев. Разорились тысячи мелких буржуа.

    Кризис промышленный переплетался с кризисом аграрным.

    Кризис обострил классовую борьбу в стране. В январе 1931 г.

    состоялась стачка горняков Рура, в которой участвовало почти 350 тыс.

    рабочих.

    В условиях экономического кризиса и усиливавшейся классовой борьбы

    господствующие классы Германии склонялись к мнению, что буржуазно-

    демократические методы управления страной становятся непригодными. Ставка

    была сделана на партию, которая официально называлось Национал

    социалистической рабочей партией Германии. Эта партия была создана еще в

    1919 г. Вскоре ее возглавил крайний реакционер Адольф Гитлер. Он родился в

    Австрии, но еще до 1914 г. переселился в Германию. В начале первой мировой

    войны добровольцем вступил в кайзеровскую армию. После войны некоторое

    время выполнял функции осведомителя армейской контрразведки. Гитлеровцы

    объявили немцев «высшей расой», которая должна расширить свое «жизненное

    пространство» за счет «низших рас». НСДАП требовала ликвидации буржуазно

    демократически свобод и установления диктатуры. Политическая программа

    гитлеровской партии отвечала интересам монополий, но в годы временной

    частичной стабилизации капитализма они рассматривали фашистское движение

    как запасную карту. В период быстрого спада экономической активности в

    Германии рост числа голосов, отданных за НСДАП, выглядел следующим образом:

    800 000 в 1928 г., 6 400 000 осенью 1930 г., 13 000 000 летом 1932 г. и 17

    000 000 в январе 1933 г. По подсчетам Егера ("Гитлер" — "Ротер Ауфбау",

    октябрь, 1930), число голосов, отданных рабочими, составило 3 000 000 из 6

    400 000 голосов, полученных национал-социалистами в 1930 г.

    Гитлеровцы обещали защищать интересы страны и народа. Принимая во

    внимание недовольство масс Версальским договором, они выдвинули лозунг

    «Долой версальские оковы!». Учитывая тяжелое положение рабочих, они обещали

    им повышения заработной платы, ликвидации безработицы. Крестьянам они

    обещали раздел помещичьих земель, мелкой буржуазии - уничтожение

    конкурентов в лице универсальных магазинов, расширение торговли и рост

    благосостояния, бывшим кайзеровским солдатам и офицерам - создание армии, в

    которой они могли бы сделать карьеру. Спекулируя на бедственно положении

    трудящихся и разжигая шовинистические настроения, гитлеровцы сумели создать

    себе массовую социальную базу.

    Активизировалась деятельность штурмовых отрядов гитлеровской партии

    (СА), которые вместе с охранными отрядами (СС) представляли собой аппарат

    насилия и устранения инакомыслящих. Повсеместно возникали ячейки фашисткой

    молодежной организации «Гитлерюгенд». На выборах в рейхстаг летом 1932 г.

    гитлеровцы получили 13,8 млн. голосов избирателей. Угроза захвата власти

    гитлеровцами становилась все более реальной.

    В обстановке кризиса и резкого обострения классовой борьбы в

    Веймарской республике крупнейшие немецкие монополии и значительная часть

    генералитета окончательно перешли на сторону Гитлера. Чтобы ускорить

    передачу власти НСДАП, президент Гинденбург 30 января 1933 г. назначил

    Гитлера рейхсканцлером (главой правительства), что означало установление в

    Германии открытой террористической диктатуры наиболее реакционных,

    шовинистических и агрессивных элементов финансового капитала.

    Чтобы оправдать террор и не допустить успеха КПГ на выборах в

    рейхстаг, назначенных на 5 марта, гитлеровские главари пошил на провокацию.

    По их приказу 27 февраля группа фашистов проникла в здание рейхстага и

    подожгла его. Виновной в поджоге рейхстага правительство объявило КПГ,

    которая якобы готовила коммунистическое восстание. Под этим лживым

    предлогом вскоре были отменены все пункты Веймарской конституции,

    гарантировавшие свободу личности, слова, печати, собраний и союзов.

    В начале марта 1933 г. Гитлеровцы арестовали Э. Тельмана. Им удалось

    также схватить находившегося в то время в эмиграции в Германии руководителя

    болгарских коммунистов Георгия Димитрова. КПГ была объявлена вне закона.

    Тысячи коммунистов были убиты без суда и следствия, десятки тысяч заключены

    в тюрьмы и концентрационные лагеря.

    В марте был принят закон о предоставлении правительству чрезвычайных

    полномочий. Это было равносильно уничтожению рейхстага и остатков

    Веймарской конституции.

    Гитлеровцы разогнали нефашистские профсоюзы и другие массовые

    организации трудящихся. В июне была запрещена СДПГ, многие социал-демократы

    погибли в концлагерях.

    Вскоре все буржуазные партии объявили о «самороспуске», а затем были

    изданы законы, по которым в стране могла существовать одна Национал-

    социалистическая партия, объявленная правительственной организацией. После

    смерти Гинденбурга в 1934 г. Гитлер объединил посты президента и

    рейхсканцлера, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. С помощью

    всех этих мер, гитлеровцы окончательно ликвидировали буржуазные свободы.

    Массовый террор сопровождался гонениями против прогрессивной

    интеллигенции. Ее лучшие представители вынуждены были эмигрировать из

    страны. Тот, кто не успел это сделать, оказался в застенках Гестапо. Города

    Германии были озарены кострами из книг великих писателей и ученых. Страну

    захлестывали волны кровавых еврейских погромов. Зверство и варварские

    преступления гитлеровской диктатуры ужасали весь мир.

    КОРПОРАТИВИЗМ КАК САМОЗАЩИТА НАЦИИ И ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ФАШИЗМА

    Наиболее примечательным в фашизме был корпоративизм как гармоничный

    принцип организации общества, не раздробляющий его по классовому (как у

    коммунистов) или по партийному (как при либеральной демократии) признаку, а

    соединяющий разные классы по принципу социально-трудовому.

    Корпорация (от латинского: corpus, corporatio - тело, сословие,

    объединение) означает, объединение людей по их месту на службе обществу.

    Возможны корпорации разных отраслей хозяйства вне зависимости от конкретных

    профессий работников. Разные корпорации выполняют столь же взаимно

    необходимые функции в обществе, как органы одного тела. Выделением таких

    естественных структур и идеологией их осознанной взаимополезности

    (солидарности) европейские теоретики надеялись преодолеть классовый

    антагонизм и общественную несправедливость - но иным методом, чем

    уравнительный социализм. Важнейшее положение корпоративизма - отрицание

    классовой борьбы как самоубийственного раскола нации, равно как и отрицание

    атомизации нации при либеральной демократии.

    Основатели корпоративизма видели в нем «экономическую демократию,

    органически вырастающую и опирающуюся на широкую народную основу...

    Корпоративная система преодолевает социализм и либерализм и создает новый

    синтез», - писал Муссолини. При этом корпорация имеет не только функцию

    защиты экономических интересов данной группы трудящихся перед работодателем

    и государством, но и совместную с ними функцию гармонизации социально-

    экономической жизни, как своей отрасли, так и всей страны - вплоть до

    законодательного уровня (корпоративный парламент). «Корпорация строится

    снизу вверх равноправными членами: это есть осуществленное самоуправление»,

    которое дополняет сильную верховную власть (И.А. Ильин).

    Это мнение в 1930-е гг. выражала не только правая русская эмиграция, но и

    многие демократы, как уже упомянутый Г.П. Федотов: «Формой новой демократии

    призвана стать демократия корпоративная… Современный человек из всех

    социальных связей сохранил и развивает

    преимущественно связи профессионально-корпоративные. Профессиональная

    структура является единственным наследником, которому умирающая партийная

    демократия может передать свое наследство».

    Конечно, в сословном строении общества ничего принципиально нового не

    было. Это было свойство органичного общества до его разложения либеральной

    демократией. Когда опасность этого стала заметна и в России, Л.А. Тихомиров

    задолго до фашизма писал в начале XX в. о корпоративизме в условиях

    монархии:

    «Необходимо заботиться о поддержании здорового социального строя…, при

    котором необходимое расслоение нации на слои и группы производится без

    помех, но и без доведения до разрыва, до забвения общности интересов...

    Социальная организация, во всех ясно обозначившихся классах, должна быть

    обязательною... Зародыши солидарности имеются повсюду, не только между

    различными слоями рабочих, но даже между самими рабочими и хозяевами...

    Разнородность слоев... требует, чтобы каждый из этих слоев был организован

    в особую корпорацию, но чтобы имелась и общая для всех организация,

    объединяющая их в том, где они являются сотрудниками одного целостного

    дела»*.

    Попытка возрождения корпоративизма в 1930-е гг. стала уже явлением

    национальной защиты от всевластия мировой финансовой олигархии в условиях

    победившей демократии. Корпоративная структура (сохраняющая цельность

    нации) и авторитарная власть ограничивают всесилие "денежной аристократии",

    которая вольготно чувствует себя в разобщенном обществе, именно поэтому

    навязывая всему миру свое понимание демократии как отсутствие единых

    национальных и духовных ценностей.

    На фоне общемирового кризиса 1930-х гг. убедительным аргументом в пользу

    корпоративизма были и его социально-экономические успехи. Например, в

    Германии с 1932 по 1938 гг. национальный доход увеличился почти в два раза,

    исчезла безработица (составлявшая до того около 30 %), резко улучшился как

    демографический, так и внешнеторговый баланс. Но этот опыт консервативных

    движений Европы оказался отвергнут результатами Второй мировой войны и

    замолчан - главным образом из-за его отождествления с расистским

    гитлеровским режимом (ибо у преступных режимов не принято выискивать

    положительные черты).

    Эти разумные черты были особенно очевидны в Испании и Португалии.

    Упомянутый выше профессор А.В. Карташев писал об Испании и Португалии как о

    «неожиданном факте возрождения в новых формах христианского государства...

    Здесь душой всех реформ стала христианская идеология». Но они уже не могли

    в одиночку устоять перед натиском демократий.

    Конечно, теоретикам фашизма было ясно, что его задачи выходили за рамки

    одной страны и заключались в переделке всего европейского общества. Как

    подчеркивал Муссолини в 1926 г.: «Мы представляем в мире новое начало, мы

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.