МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Демографическая ситуация в республике Дагестан

    этнического процесса. Такая же эволюция у даргинцев.

    Кумыки, которые были в этот период лидерами на равнине, стали

    рассматривать среди своих коренных функций еще и упорядочивание жизни

    иммигрантов, и в общем то не давали тем развернуться. В этот период они

    были устойчивым центром поддержания равновесия на равнине и действовали

    наравне с духовенством.

    Равнинный Дагестан испытывал упорядочивающее влияние и со стороны России,

    которое выстраивало его в административном порядке и со стороны русского и

    украинского населения, которое активно переселялось в равнинный Дагестан на

    рубеже XIX-XX вв. Переселялись в основном люди денежные и заводили

    производства, т.е. выстраивали экономическую область.

    В силу сложившейся этнополитической обстановки на равнине в перспективе

    можно было ожидать постоянно меняющуюся ситуацию и лабильное состояние,

    неустойчивое к внешним ударам. В этих условиях, как уже указывалось,

    решающим становился исламский фактор, играя еще и роль упорядочивания

    деятельности разных этносов в Дагестане.

    Советский период. На переломе 20-30-х был разгром. Созданный руками

    мусульманского духовенства порядок жизни в Дагестане был разрушен, а оно

    само почти уничтожено и, соответственно, лишено своей роли и влияния. К

    восьмидесятым на 2 миллиона дагестанцев приходилось 27 мечетей.

    Деисламизация в Дагестане проводилась не менее круто, чем дехристианизация

    в России.

    Духовенство играло большую упорядочивающую роль, и одним из результатов

    разгрома стало резкое увеличение числа людей, которые вообще ни к чему не

    относились и оказались без упорядочивающего начала. Они стали

    упорядочиваться советским режимом и государством. Это был тоже этнический

    процесс, причем интенсивный и усиленный режимом: заселение равнинного

    Дагестана, развитие урбанизированных промышленных центров и заселение их и

    проч., только лидером было не духовенство, а номенклатура. В результате

    выросла масса фактически деэтнизированного населения, в котором влияние

    норм Ислама было сведено до минимума. Само духовенство стало одним из

    компонентов внутри этой массы людей и его было мало.

    В революцию наиболее активными сторонниками новой власти стали кумыки.

    Был даже особый кумыкско-чеченский реввоенсовет. Победа советской власти

    сопровождалась установлением гегемонии кумыков в равнинном Дагестане,

    которые подавили остальные этнические процессы на равнине. И в дальнейшем

    они в отличие от чеченцев от большевиков не отошли. Поначалу, до 60-х, их

    тандема с режимом хватало, чтобы поддерживать свое лидерство и держать

    Дагестан в таком, надо сказать устойчивом, состоянии.

    Горцы в это время не особенно стремились на равнину, потому что

    испытывали давление государства и верховенство кумыков. Только даргинцы

    имели относительно ровные отношения с ними, и достаточно охотно

    переселялись, главным образом в города. Там они становились интеллигенцией.

    Особым центром стала Махачкала. Она стала центром, в котором были собраны

    столицы всех этнических компонентов Дагестана. Взаимодействия этносов

    прежде всего выстраивались как взаимодействия этих столиц и достаточно

    легко контролировались.

    В это время Дагестан был четко расколот на несколько этнических кусков,

    слабо связанных друг с другом и де-факто представлял из себя конфедерацию.

    Процессы на интеграцию идущие с начала XX века интенсивно разрушались, но

    каждый из его элементов набухал энергией и в определенный момент все должно

    было поменяться.

    Выстраивание современного Дагестана. К 60-ым годам в горах наступило

    сильное перенаселение, так, что возникла угроза обыкновенного голода и

    неконтролируемого оттока части горцев на равнину.

    Режим взялся все упорядочить и... лучше бы он этого не делал. Была

    разработана программа развития равнинного Дагестана. В ходе ее реализации

    был разрушен вмещающий ландшафт кумыков, чем подорвана основа их мощи и

    устойчивости, и они вынуждены были стать городским по преимуществу этносом.

    В горах переселение организовывалось насильственно и с такими разрушениями

    какие не всякая война даст, в результате был нарушен традиционный уклад

    жизни во многих районах, а это в свою очередь только усилило

    неконтролируемость самих миграций. С другой стороны на равнине были

    выделены места для расселения отдельных этносов, но таковых было мало, да и

    давление идеологической доктрины про "новую историческую общность -

    советский народ" не позволяло с полной серьезностью подойти к вопросу

    расселения и предотвращения возможных в будущем межэтнических столкновений.

    Еще фактор: главными были экономические приоритеты, а они давая быстрые

    результаты не обращают внимания на этнические различия и только

    способствуют перемешиванию разных этносов. В результате вышло так, что

    население равнинного Дагестана перемешано всеми возможными способами, и

    здесь повторилась ситуация начала века, только многократно усиленная.

    Мощь репрессивного аппарата советского режима к 1960-м в силу ситуации в

    России была серьезно ослаблена. Государственный режим хоть и контролировал

    ключевые для себя позиции, но в целом был не в состоянии упорядочить все

    стороны жизни. А в дальнейшем только сдавал позиции и совсем сошел на нет к

    началу девяностых. В результате на равнине стали выстраиваться и

    разрастаться аварское влияние и связанное с ним упорядочение, даргинское и

    проч., а также исламское.

    Разрушение вмещающего ландшафта кумыков было для режима полезно, потому

    что кумыки не стали, да и не смогли бы по большому счету отторгать

    переселявшееся население. Вместо этого им было предложено играть лидирующую

    роль в равнинном Дагестане, а это в этот период стало приводить к быстрому

    обогащению. Здесь их клановая и этническая спайка позволяла держать

    централизованный контроль за ситуацией и сохранять стабильность. Но в целом

    шаг за шагом они уступали лидирующие позиции.

    С этого же времени идет восстановление мусульманства в Дагестане.

    Несмотря на внешний разгром принципы мусульманского общежития в Дагестане

    сохранились гораздо лучше, чем в России. Здесь большую роль сыграло то, что

    часть мусульманского влияния приходилась на суффийские ордена. А им гораздо

    легче спрятаться, сохранив свою структуру и полноту, чем духовенству как

    сословию. В горах жизнь 70-90 лет не такая уж большая редкость, поэтому

    разрыва традиций не было. Восстановление роли Ислама в ее "традиционной"

    дореволюционной форме - один из самых сильных этнообразующих процессов в

    современном Дагестане. Дагестанцы-"почвенники" - это прежде всего такие

    "восстановители". И нужно признать, что этот процесс сделал наибольшие

    успехи по сравнению со всеми остальными. (NB Выражение "восстановление"

    дореволюционных форм - достаточно условно, речь идет о том, что понимал

    Гумилев под выпрямлением "зигзага истории", т.е. о восстановлении

    внутренней логики и полноты нарушенных в свое время этнических процессов.)

    Здесь нужно отметить, что в Дагестане население равнины велико по

    численности, а обвал влияния государства был слишком быстрым, поэтому

    большая его доля оказалась никем не упорядочиваемая. Преступный мир получил

    достаточно большую возможность для укрепления. И с другой стороны возникла

    возможность проникновения и развития мусульманских экстремистких течений,

    типа ваххабизма.

    Современная ситуация

    Облик современного Дагестана складывается из нескольких процессов. Часть

    из них локализуется на части его территории, но есть и общие. Сначала о

    вторых. За последние 8 лет в Дагестане определился этнос-лидер. Это аварцы.

    Так, что современный Дагестан в шутку называют Аварстаном. Аварская

    экспансия как я уже говорил по Дагестану носит стихийный характер. Это и

    расселение и занятие лидирующих позиций в различных сферах деятельности, от

    властных структур до преступности. Сейчас аварцы уже претендуют на

    гегемонию в Дагестане, а добиваются ее они привычными для них способами.

    При реализации оной гегемонии в ее идеальном варианте в современном

    Дагестане ключевые посты займут аварцы и со временем подменят существующий

    государственный аппарат аварским государственным аппаратом с жестким

    централизованным управлением, в котором сами управленческие структуры будут

    нести этнообразующие для аварцев функции. По меркам Дагестана это мощный

    силовой процесс. Но до его завершения еще далеко.

    У аварцев много соперников. Это прежде всего более слабые этнические

    процессы. Несогласие в Дагестане всегда порождает противостояние, а значит

    необходима сила, которая будет выполнять функции разводящего. В этом смысле

    даргинцы очень нужны всем противоборствующим сторонам. А они очень умно это

    делают и по сути противопоставляют аварскому напору все остальные

    этнические процессы, включая даже казаков и лезгинов, навязывая им против

    их же воли смысл в Дагестане. Но, играя на таких противоречиях, даргинцы

    сами же становятся лидирующей силой.

    В настоящее время чрезвычайно быстро эволюционирует ислам. Уже сейчас

    необходимо говорить о возникновении первичных этнических консорций, для

    которых главной доминантой становится какое-нибудь из религиозных течений.

    Ваххабизм, например. В целом они являются частью процесса исламизации

    захлестнувшего все слои дагестанского общества и уже выстраивающего свои

    собственные приоритеты. Выстраивание этого процесса с начала 90-ых годов

    проводилось в согласии и с поддержкой государства, оно и деньги давало и

    людей и проч., поэтому главной составляющей и лидером этого процесса

    выделилось и пока так и является духовенство как организованная сила. Эта

    сила действует в среде мусульман именно как единое целое и рассматривает их

    как материал для упорядочивания, в котором этнические различия не играют

    существенной роли. Результатом станет превращение духовенства в субэтнос,

    но, пока этого не произошло, оно прекрасно понимает, что зависит от быстро

    меняющейся обстановки в республике и неустойчиво, поэтому ревниво относится

    к новым исламским влияниям и как может пресекает их или пытается взять под

    контроль. Взаимоотношения внутри духовенства выстраиваются на договорной

    основе, оно само разбито на толки и в общем то правильно не позволяет

    занять доминирующую позицию никому из них. Духовенство сейчас работает на

    объединение Дагестана и долго еще будет работать.

    Через руки дагестанской диаспоры в России и внутри самого Дагестана

    прокручиваются средства несравнимые с его численностью. В силу этого одной

    из главных сил внутри Дагестана становятся те, кого раньше называли

    купечеством, а в советские времена спекулянтами. Торговля становится одной

    из главных упорядочивающих видов деятельности в Дагестане, в нее необходимо

    включить так же и контрабанду и икряной и нефтяной бизнесы. Торгуют в

    Дагестане лучше остальных даргинцы и лакцы, но последних мало. Публикуются

    цифры, что Дагестан самая нищая республика, а между тем, попадя в Дагестан,

    вы даже если захотите не найдете ни одного нищего или бомжа. Потому, что их

    там нет, хотя просто очень бедные люди, сидящие на хлебе с водой - есть.

    Поэтому можно считать, что этот вид деятельности худо-бедно, но кормит

    Дагестан. Для даргинцев этот процесс один из способов сохранения своего

    лидерства.

    У этого процесса есть изнанка по пословице: "купец да тать ближе родных

    братьев". Рост криминала и сращивание его с национальными или религиозными

    движениями - нормальное явление. Так, что его даже и криминалом назвать

    нельзя. Криминалу сопутствует еще распространение наркомании. Ситуация

    похожая на общероссийскую. В целом весь криминал можно смотреть как

    отдельную влиятельную силу.

    Терские казаки жили исторически на среднем и нижнем течении Терека. Во

    время революции они все целиком поддержали белое движение, а потом было

    просто расказачивание. В общем, им хорошо досталось. А потом, чтобы

    избежать антисоветских эксцессов с их стороны, власти разделили места их

    компактного проживания между тремя республиками. Из Чечни их выдавили, в

    Ставрополье их земли мелиорировали и в общем разрушили их способ

    хозяйствования, а в Дагестане они сохранились относительно хорошо.

    Сейчас аварцы давят на терских казаков, но получают с их стороны такой

    отпор как нигде в Дагестане: вооруженных столкновений там нет только

    потому, что оружие есть у аварцев, и совсем нет у казаков. Это понятно:

    разрушение казачества на Тереке равносильно гибели терского казачества

    вообще, поэтому там казаки держаться будут до последнего. В связи с этим

    они превращаются в главную этнообразующую базу всего казачества на Северном

    Кавказе (Ставропольское казачье войско влилось в 1999 г. в состав Терского

    реестрового Казачества). Казаки со всего региона часто наезжают в эти

    места. Они чувствуют, что здесь нужны, что им самим нравится, видны

    перспективы развития казачества, заодно формируются ударные отряды, которые

    будут в случае чего воевать.

    У казаков практически неисчерпаемый потенциал (по меркам Дагестана) в

    добровольцах со всего северного Кавказа. И при начале военных действий он

    обязательно будет задействован. А вообще казаки с удовольствием выскочили

    бы из Дагестана и присоединились к Ставрополью.

    Аварцы все это понимают и это их раздражает, но придавить они не могут,

    потому что усиление давления равнозначно убыстрению темпов организации

    казачества. Поэтому здесь между казаками и аварцами идет своеобразная тихая

    война.

    Река Самур - граница Дагестана с Азербайджаном делит лезгинов пополам,

    чему они совсем не рады. Это большая проблема на юге Дагестана. Сами

    лезгины с удовольствием стали бы лидирующим этносом среди соседей, но их

    влияние резко ограничивается их разделенностью. Здесь национальные движения

    имеют огромную силу и не смягчаются никакими урбанизированными центрами. В

    силу этого на юге Дагестана собирается свой узел межэтнических

    взаимоотношений. Он существует параллельно центральному и северному и слабо

    связан с ними. По сути он самостоятелен и вполне может стать основой для

    формирования отдельной этнополитической конструкции, чего пока стараются не

    допустить ни дагестанское руководство ни азербайджанское. Однако при

    небольшой утере влияния Махачкалы в этом регионе он может стать полностью и

    политически в том числе самостоятельным.

    В основном "освоенные" аварцами территории так или иначе коррелируют

    между собой образуя единое целое. Это де-факто единое целое как

    самостоятельная сила входит в расклад сил в республике. Сейчас оно

    соединяет территорию западной части равнинного Дагестана и включает города:

    Кизляр, Кизилюрт, Хасавюрт и отчасти Буйнакск на карте эти территории

    отображены штриховкой. Здесь находится эпицентр деятельности аварцев.

    Поскольку процесс установления их лидерства не закончен, они больше

    остальных этносов заинтересованы в сохранении единства равнины и гор,

    причем согласны даже на военное объединение всего региона. В горном

    Дагестане аварские земли - самые западные, прилегающие к Чечне, см. карту.

    Получается, территории контролируемые аварцами пролегают полосой по всей

    границе Чечни и Дагестана, разделяя их. Этот факт важен при рассматривании

    взаимоотношений Дагестана и Чечни.

    В отличие от горцев кумыки все целиком живут на равнине. Власть они

    потеряли. Как могут они пытались и пытаются вернуть свое влияние, но это им

    плохо удается. Главное противостояние у них наблюдается с аварцами. Кроме

    того, в их среде есть еще одно направление деятельности. Кумыки для всех

    влияний - лишь объект для экспансии и установление любого некумыкского

    господства на равнине для них приведет к потере самобытности и они это

    прекрасно понимают. Вот эту самобытность стараясь сохранить они начинают

    ограничивать вообще чье бы то ни было влияние на себя. А это автоматически

    приводит к выделению внутри Дагестана отдельной целостности,

    дистанцирующейся от всех остальных его компонентов. В целом стремление

    понятно: выделить места компактного проживания кумыков как метрополию, а на

    остальных спорных территориях они могут и побороться. В качестве метрополии

    прежде всего рассматривается территория между Буйнакском, Кизилюртом,

    Махачкалой и Избербашем. Новостью для Дагестана здесь становится сама

    постановка вопроса, поскольку такая деятельность становится началом нового

    процесса, а значит приводит к резкому нарушению сложившегося баланса сил.

    Для ее реализации они нуждаются в союзниках, но в достаточно слабых

    союзниках, которые помогли бы им ограничить влияние аварцев и даргинцев на

    равнине, но не посягнули на них самих. Если такая сила появится они или

    помогут или во всяком случае не будут мешать. В западном Дагестане кумыки

    дружат с чеченцами. Успех такой деятельности приведет к повторению ситуации

    в Дагестане до 60-х годов.

    На равнине находится эпицентр деятельности лакцев, но их мало и они

    теряются перед напором лидеров, поэтому наиболее полезным для них будет

    ослабление всех этносов-лидеров вообще. Лакские лидеры - Хачилаевы.

    Единство республики Дагестан подразумевает единство системы управления и

    единый порядок во всей республике. Если в нем станут преобладать скажем

    аварцы, то такой порядок всеми и будет восприниматься как аварский. Мало

    того, связи внутри такого этноса будут выстраиваться вдоль системы

    управления и одновременно трансформировать ее. Поэтому экспансия

    одновременно нескольких этносов приводила к уродливым перекосам негибкой

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.