МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Демографическая ситуация в республике Дагестан

    деятельности разных направлений и школ и разных племен, сохраняя их

    структуру и автономность, но тем не менее организуя в целостность. Именно

    даргинцев можно считать авторами той формы мусульманского общежития,

    которая восторжествовала в Дагестане в начале нашего века.

    Эти два процесса: формирование ремесел как упорядочивающей силы и

    формирование мусульманского общежития сложились в единый даргинский процесс

    упорядочивания Дагестана. Участвовать в нем окружающим народам было и

    почетно и выгодно. Этот процесс, как и аварский довольно долго был

    ограничен рельефом, благодаря чему он и успел сложиться, не перемешавшись с

    соседями и не уступив им в противостоянии.

    Поскольку единой идеологической доминанты олицетворяющей единство

    общности в силу естественных условий не сложилось, отличительной чертой

    этого процесса стало насильственное декларирование этого единства: мол, мы

    даргинцы и мы одно и все тут. Однако они в гораздо большей степени открыты

    внешним растаскивающим и разрушающим их процесс исламским влияниям, чем их

    соседи аварцы, лакцы или кумыки. Для фактического сохранения единства

    даргинцам пришлось генетически ограничить абсорбцию свободных атомов, что в

    общем то поставило ограничения как на их численность, так и на силу

    экспансии. Но даргинцы первые сформулировали идею единства Дагестана в том

    виде, в котором он существует теперь.

    В начале века даргинцы, как и аварцы начали свое расселение. Так же, как

    и у аварцев, переселялись кусочки "даргинской" целостности, так же

    приступали к выстраиванию даргинского процесса на новом месте, начинали

    ассимилировать окружение и проч. Но формой его реализации стало не

    принуждение, а формирование производств, от мельниц до авторучек.

    Основой жизни у переселявшихся становились ремесла и частное

    предпринимательство: мельницы, кузнечное дело и проч., в большой степени

    купечество. Большая часть окружающего населения делала при этом, что

    хотела, но организовать любое производство без участия в даргинском

    процессе становилось невозможным. Даргинский процесс не контролирует

    тотально все стороны жизни, но выстраивает соседей так, что экономическое и

    идеологическое воспроизводство в регионе остаются под жестким единением, и

    остаются приоритетными, по сравнению скажем с военными.

    Допускаемая в даргинском процессе личная свобода и открытость к

    разработке различных направлений ислама (следи даргинцев встречаются как

    сунниты, так и шииты) позволяют да и приводят к выделению внутри него

    этнических течений вдоль них. В самом Даргинстане это не приводит к

    серьезным изменениям, но в достаточно большой по численности среде,

    рассредоточенной на протяженной территории, это приведет к выделению

    изолированных друг от друга этнических компонентов, которые тем не менее

    будут называть себя даргинцами. Каждый из этих компонентов может стать даже

    самостоятельным народом, но и при этом они все вместе будут называться

    даргинцами. Связывать их будет единство происхождения.

    Даргинский процесс - удивительное явление. Если аварский - достаточно

    прост и легко выделяется, скажем ему можно уподобить клинку сабли, то

    даргинскому будет соответствовать богато укращенная рукоять этой сабли

    тонкой ювелирной работы.

    Взаимопроникновение рассмотренных трех форм процессов, называемых

    народами, не происходит, т.е. люди называющиеся даргинцами уже не будут

    называться аварцами или кумыками. Во-первых, у каждого из них есть

    историческая память и она играет весьма существенную роль. Память приводит

    к появлению инерции у каждого процесса. Участие в даргинской консорции, это

    конечно участие в даргинском процессе, но чтобы войти в него так, чтобы

    иметь возможность назваться даргинцем необходимо это делать долго, по

    человеческим меркам очень долго и не в одном поколении. И, во вторых,

    каждый из этих процессов есть способ упорядочивания окружения во всех

    сторонах жизни, а они у каждого процесса просто разные и несовместимые.

    Главными хранителями и исторической памяти и полноты самих процессов

    являются места их возникновения, т.е. все те же Даргинстан, Аваристан,

    Кумыкстан и проч.

    Однако все данные процессы коррелируют друг с другом, и формы этой

    корреляции необходимо рассмотреть.

    Кумыки (сколок Степного суперэтноса, втянутого в Мусульманский) - 267,5

    тыс.человек, составляют 12,9 % населения РД. Они, в основном, расположены

    на территории Терско-Сулакской низменности, простираясь от Терека на севере

    до р.Уллучай на юге, и предгорных районов Дагестана. Около половины (52%)

    кумыков проживают в 8 районах сельской местности.

    В общем, эволюция кумыков такая же как и у аварцев, но кумыки

    формировались на равнине и в предгорьях. Рельеф здесь гораздо более

    монотонный, жизнь легче. С другой стороны, эта территория лежит на торговой

    дороге вдоль каспийского моря и сюда постоянно происходит приток

    иммигрантов. В силу этих факторов серьезных военизированных образований

    здесь не возникало, а основу жизни составляли купцы. Они же определяли и ее

    развитие. Перемешанность населения была гораздо более сильная, чем в горах,

    поэтому и сам процесс формирования единства был намного слабее и размытее

    горских аналогов, а значит в целом меньше опыт, слабее потенциал и проще

    формы.

    Все это обусловило большую размытость кумыкского процесса. Среди них в

    Дагестане наибольшее число смешанных браков с другими народами Дагестана.

    Лезгины - 250,7 тыс.человек, составляют 12,2% населения республики.

    Основная территория расселения лезгин - надгорный и предгорный южный

    Дагестан. Основная часть лезгинских аулов расположена по бассейнам рек

    Самур, Курах, Гюльгерычай. Сельское население (около64%) расселено в 9

    районах РД.

    Русские - 150,1 тыс.человек, составляют 7,3% населения республики.

    Расселены в основном (более 80%) во всех городах. Однако в местах

    традиционного расселения русского населения (Кизлярский, Тарумовский

    районы) лишь в г.Кизляре они составляют более половины населения (54%).

    Лакцы - 102,6 тыс.человек, составляют 5% населения РД. Область расселения

    - центральная часть нагорного Дагестана, в бассейне р.Казикумухское Койсу.

    Сельское население лакцев сосредоточено в основном в трех районах и

    составляет 36%.

    Табасараны - 93,6 тыс.человек, составляют 4,5 % населения РД. Основная

    территория расселения - юго-восточный Дагестан, в бассейне рек Рубас и

    Чирагчай,и в верховьях р.Карчагсу.

    Азербайджанцы - 88,3 тыс.человек, что составляет 4,3% населения РД. Около

    половины их проживает в сельской местности.

    Чеченцы - 62,1 тыс.человек, что составляет 3,2% РД. Сельское население

    составляет около 48%.

    Ногайцы - 33,4 тыс.человек, это 1,6% населения. Основная область их

    расселения - территория Ногайской степи на севере Дагестана. Сельское

    население- около 87% всех ногайцев расселено в четырех районах РД.

    Евреи - 18,5 тыс.человек ( в их число включены европейские евреи, горские

    евреи и таты), что составляет менее одного процента населения РД. Они в

    подавляющем большинстве 98% проживают в городах.

    Рутульцы - 17,1 тыс.человек, составляют 0,8% населения РД. Один из

    малочисленных народов Дагестана. Основная территория расселения - верховья

    р.Самур в южном Дагестане. Сельское население составляет 70% всех

    рутульцев.

    Агулы - 16,0 тыс.человек, около 0,8% населения РД. Расселены в бассейнах

    Чирагчай и Курах в высокогорном южном Дагестане. Сельские жители составляют

    67% всех агулов.

    Цахуры - 6,3 тыс.человек, что составляет 0,3% населения РД. Основная

    территория их расселения - верховья р.Самур. Цахуры в подавляющем

    большинстве - сельские жители( около 82%).

    Украинцы - 6,6 тыс.человек, что составляет 0,3% населения РД. Подавляющее

    большинство (около 90%) проживает в городах республики.

    Татары - 5,3 тыс.человек - это 0,3% населения РД, которые в своем

    большинстве (около 85%) сосредоточены в городской местности.

    Основные конфессии

    Большая часть населения Дагестана (более 90%) традиционно исповедывала

    ислам, получивший распространение первоначально в г.Дербенте и равнинной

    части края примерно с VII-VIII вв. Нагорная центральная и высокогорная

    западная части Дагестана были исламизированы соответственно в XIV-XV вв. и

    XVII-XVIII вв. Однако, еще в первой трети XIX в. многие горцы

    придерживались адатных норм (обычное право), а имамы Гази-Магомед и Шамиль

    принуждали их перейти к исполнению шариатских норм (мусульманское право).

    Ислам в Дагестане представлен двумя толками(направлениями): суннизмом (до

    97%) и шиизмом (около 3%); сунниты, в свою очередь, подразделяются на

    последователей тариката и ваххабизма. В последнее время влияние ваххабизма

    усиливается.

    Около 10% населения Дагестана исповедывало христианство и иудаизм.

    Христианство представлено следующими направлениями: православие (русские,

    украинцы, белорусы - 7,6%), армяно-григорианство (армяне 0,3%). И, наконец,

    иудаизм исповедовали горские евреи, большая часть которых ныне записаны

    татами (1%).

    Подавляющее большинство сельского населения составляют мусульмане, а в

    городах полиэтничность сочетается с поликонфессиональностью (ислам,

    христианство и иудаизм). На 1 января 1996г. в Дагестане действовало 1670

    мечетей, 7 церквей, 4 синагоги, 3 общины адвентистов седьмого дня, 4 общины

    евангельских христиан-баптистов. Действует 839 святых мест.

    Этнические процессы в Дагестане

    Для Горного Дагестана начало XX в. - начало расселения, а значит все

    этнические процессы вступили в тесный контакт друг с другом. Настолько

    тесный, что между ними появилась конкуренция. В основных чертах современный

    облик Дагестана сложился именно тогда. Рассмотреть его представляется

    важным в силу того, что тогда еще не было большевистского влияния и картину

    можно увидеть в чистом виде.

    Как результат эволюции Дагестана второй половины XIX в. шел процесс

    появления лишних людей, т.е. тех, кто слабо участвовал в локальных

    процессах в горах. Они были опорой исламизации, но при расселении горцев по

    равнинному Дагестану численность их сильно увеличилась. Переселявшиеся не

    сразу налаживают нормальную жизнь, а значит многое из старых связей

    теряется, а новых еще нет, что приводило к отрыву части населения от своих

    корней, установлению контактов с такими же переселенцами с других краев и

    фактической деэтнизации. Здесь деэтнизацию необходимо рассматривать как

    процесс разрушения связей между компонентами этнических систем и выпадения

    из вообще каких бы то ни было этнических процессов. Центрами деэтнизации

    стали города и вообще территория равнинного Дагестана.

    В свою очередь деэтнизированная часть населения со временем повторно

    становились объектом упорядочивания со стороны своих родственников.

    У этого слоя людей замечательная судьба. Правильное решение вопроса о них

    позволит создать правильное представление об эволюции Дагестана и вот

    почему. Перенаселение в горах ставит ест естественные ограничения на

    локальные процессы упорядочения жизни и здесь все возможности для развития,

    кроме исламского, были исчерпаны еще в начале века, а переселение в другие

    места это в любом случае повторение ситуации, что впервые оформилась на

    равнине в начале века. Здесь все этнические процессы неизбежно

    трансформируются как в кривом зеркале и приобретают новый смысл, а значит

    здесь можно было ожидать появления новых и вместе с тем органичных для

    Дагестана форм общежития. В свою очередь, сложившуюся на равнине в начале

    XIX-го века ситуацию необходимо рассматривать как начало процесса

    выстраивания характерных именно для нее, как самостоятельного региона,

    этнических форм. И значит необходимо прослеживать эволюцию этнического

    развития равнины и выявить основные процессы шедшие на ней.

    Ислам. В этот период на равнине особенное значение принял исламский

    фактор, влияние которого выразилось в двух формах.

    1. Подчинение населения духовенству, как организующей силе и тогда

    участвовавшие в этом стали составной частью мусульманского субэтноса в

    Дагестане. Учитывая оторванность населения равнины от участия в собственно

    аварском, даргинском и проч. процессах, они неизбежно стали выстраиваться

    как главная база и главное место дислокации и приложения усилий

    духовенства, главным выразителем его интересов и проч. Так, что со временем

    горское духовенство неизбежно бы стало эмиссаром равнинного (в результате в

    современном Дагестане так и есть), что в свою очередь означает перестройку

    самого духовенства. Появление у него ядра и периферии и проч. Этот субэтнос-

    процесс стал одной из сил в Дагестане, усложнив его и тем не менее стягивая

    воедино.

    Для реализации этого варианта необходимо, чтобы население равнины так и

    оставалось перемешанным и состоящим из множества этнических полуразрушенных

    компонентов, что позволяло бы ужиться многим исламским течениям. Повышение

    ее активности, при абсорбции пассионариев, привело бы к формированию

    общедагестанского этноса, в котором ведущим субэтносом было бы духовенство.

    А в перспективе возможно возникновение претензии на создание суперэтноса, в

    котором основой станет опыт органического совмещения многих религиозных

    течений и в который в первую очередь включению подлежали бы

    северокавказские республики. Это вариант Ирана. Как и в случае с Ираном он

    пришел бы переходу в новую фазу к 1980-м.

    2. Организация населения здесь каким-нибудь мусульманским течением или

    орденом, скажем Кадирийским суффийским, и тогда можно говорить о

    формировании самостоятельной новой исламской этнической силы, активно

    разрушающей влияния аварское, кумыкское и проч., поскольку она делала бы

    тоже самое, что и они, т.е. активно упорядочивала жизнь. Сформировавшись

    эта сила вошла бы в этнический состав Дагестана на равных с остальными. Но

    сформировавшись за счет осколков от локальных процессов, она бы так и

    рассматривала их как объект для экспансии. А значит у нее неизбежно

    возникла бы претензия на военное объединение Дагестана. Это реализовался бы

    вариант имамата, причем очень может быть, что саму эту новую общность

    удалось бы сформировать, но завоевать весь Дагестан ей при этом не удалось

    бы вовсе. Подобная претензия привела бы к войне с горскими народами.

    Эти две формы друг с другом взаимосвязаны. Сформированный духовенство-

    субэтнос при определенной степени насыщения начинает избавляться от

    чрезмерного усердия лишних пассионариев, позволяя им формировать на основе

    их религиозных представлений новые этнические или социальные объединения,

    но при этом требует, чтобы они решали задачи всего Дагестана в целом,

    например, создание государства, или искали поле для своей деятельности где-

    нибудь на стороне, для чего суффийские ордена в свою очередь необычайно

    удобны. И то и другое соответствует началу экспансии за пределы Дагестана.

    Этносы. Исламский процесс был доминантным для равнины, но в общем в

    начале 20-го века еще не был отделим от процесса развития ислама в горах. В

    свою очередь, конкретное развитие событий зависело также от деятельности

    различных этносов на равнине.

    В целом, этническое состояние равнины в это время определялось тремя

    этносами: аварцами, кумыками и даргинцами, взаимоотношения между которыми

    определяли его изменение. Поскольку равнина - родина кумыков, у них был в

    1910-20 гг. приоритет, но локальные взаимодействия - тоже процесс, у

    которого есть направление и который можно проследить.

    Аварцы и кумыки. Аварцы заинтересованы в наличии структуры на осваиваемой

    ими территории, как молочница заинтересована в корове. Кумыки в биоценозе,

    сводят все к нему и сами заинтересованы в устроении собственной

    централизованной системы управления на своих территориях. Результат -

    конфронтация. Для кумыков еще все горцы - пришельцы.

    Аварцы и даргинцы. Даргинцам нужен порядок, они богаты и лояльно

    относятся к аварской самобытности и религиозности, воспринимая их как одно

    из дозволенных чудачеств. Аварцы со своей стороны подмять даргинцев не

    смогут, но сферу даргинского влияния заметно суживают. При таком

    взаимодействии сохраняется тенденция на аваризацию, но она становится

    настолько медленной, что может сформироваться новая форма общежития:

    соединение на религиозной основе в единое целое или симбиоз.

    Даргинцы и кумыки. Для даргинцев это сочетание похоже на контакты с

    аварцами, но лидерство здесь уже у даргинцев.

    Сочетание этих процессов привело к их трансформации. Аварцы не смогли

    превратить северный Дагестан во второй Аваристан, но и остановить процесс

    своей экспансии тоже не смогли, и упорядочивают сколько могут по понятной

    им схеме среду, в которой находятся. Привыкнув к этой роли, они обрели

    относительно стабильные формы и стали одной из самостоятельных

    этнополитических сил в регионе со своими целями и функциями. Равнинные

    аварцы через эти свои функции стали понимать самих себя, а заодно

    выстроились в определенных отношениях к горским аварцам. При этом

    органической частью аварского процесса стало взаимодействие с другими

    процессами причем с каждым из них индивидуально, вырабатывая отношение и

    основные формы взаимодействия. Поэтому аварское упорядочение жизни, стало

    не этническим процессом, а в первую очередь политическим. В перспективе, он

    мог стать началом этнического процесса, но тогда это было бы начало нового

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.