Шпаргалка: Бухгалтерский учет, анализ и аудит
В
организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность,
расходы на продажу отражаются на счете 44. Состав расходов на продажу, как
правило, регламентируется отраслевыми нормативными документами в области
планирования производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции.
К ним могут быть отнесены расходы: по доставке продукции в пункт отправления,
погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; на
затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; комиссионные
сборы; реклама собственной продукции; по содержанию помещений для хранения
продукции в местах ее продажи; представительские и другие аналогичные расходы.
На
сумму фактических расходов на продажу производится запись: Д-т 44, К-т 10, 70,
69, 76,71 и др.
Общая
сумма расходов на продажу готовой продукции за отчетный период может относиться
на себестоимость продаж:
-суммы
расходов на продажу продукции могут ежемесячно полностью списываться в дебет
счета 90 "Продажи": Д-т 90, К-т 44;
-суммы
расходов на продажу могут списываться частично. В таком случае расходы на
упаковку и транспортировку распределяются между отдельными видами проданной
продукции исходя из веса, объема, производственной себестоимости или иным
способом. В учете частичное списание расходов на продажу отражается записью:
Д-т 90, К-т 44. Если в отчетном периоде в организации есть готовая продукция
отгруженная, но нереализованная, то расходы на упаковку и транспортировку
распределяются между отгруженной продукцией и списанной в дебет счета 45
"Товары отгруженные" и списанной в дебет счета 90 "Продажи".
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, ежемесячно относятся на
себестоимость проданной продукции.
Вариант
списания расходов на продажу должен быть предусмотрен учетной политикой
организации.
Расходы
на продажу, связанные с поставками продукции на экспорт, включаются в
себестоимость проданной продукции в фактических суммах за отчетный период. При
этом накладные расходы по экспорту списываются по мере продажи экспортной
продукции: Д-т 90, К-т 44.
Общие
для всей организации расходы учитывают на активном синтетическом счете 26
"Общехозяйственные расходы". Их аналитический учет ведут по отдельным
статьям:
А.
Расходы на управление организацией:
-"Заработная
плата аппарата управления организацией";
-"Командировки
и перемещения";
-"Содержание
пожарной, военизированной и сторожевой охраны" и др.
Б.
Общехозяйственные расходы:
-"Содержание
прочего общезаводского (не административно-управленческого) персонала";
-"Амортизация
основных средств";
-"Содержание
и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского характера"
и др.
В.
Сборы и отчисления:
-"Налоги,
сборы и прочие обязательные отчисления и расходы".
Г.
Общезаводские непроизводительные расходы:
-"Потери
от простоев";
-"Потери
от порчи материалов и продукции при хранении на заводских складах" (в тех
случаях, когда ущерб не может быть взыскан с виновников) и др.
Аналитический
учет общехозяйственных расходов ведут в ведомости учета общехозяйственных
расходов, расходов будущих периодов и непроизводственных расходов (форма N 15),
а при использовании ЭВМ - в соответствующей машинограмме. Для распределения
общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляют специальные
ведомости распределения этих расходов. В организациях промышленности
общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяют между объектами
калькуляции, как правило, пропорционально сумме основной заработной платы
производственных рабочих.
Списание
общехозяйственных расходов по назначению оформляют следующими бухгалтерскими
записями:
Д-т
20 - на сумму расходов, относящихся к основному производству
Д-т
23 - на сумму расходов, относящихся к вспомогательным производствам
Д-т
76, субсчет "Расчеты по претензиям", - на сумму расходов,
причитающихся к получению от поставщиков в возмещение потерь от простоев по
внешним причинам
Д-т 91
- на сумму расходов, понесенных предприятиями в результате временной остановки
производства, и др.
Кредит
счета 26 "Общехозяйственные расходы"
Общехозяйственные
расходы можно списывать с к-та счета 26 в д-т счета 90.
16. Российские и международные стандарты финансовой
отчетности
Характеристика
российских стандартов бухгалтерской отчетности
В
системе нормативного регулирования ПБУ являются документами второго уровня. Они
призваны конкретизировать закон о бухучете по каждому объекту учета. К
настоящему времени разработано и введено в учетную практику 16 положений по
бухгалтерскому учету:
"Учетная
политика организаций". ПБУ 1/98;
"Учет
договоров (контрактов) на капитальное строительство". ПБУ 2/94;
"Учет
активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте".
ПБУ 3/2006;
"Бухгалтерская
отчетность организации". ПБУ 4/99 (;
"Учет
материально-производственных запасов". ПБУ 5/01;
"Учет
основных средств". ПБУ 6/01;
"События
после отчетной даты". ПБУ 7/98;
"Условные
факты хозяйственной деятельности". ПБУ 8/01;
"Доходы
организации". ПБУ 9/99;
"Расходы
организаций". ПБУ 10/99;
"Информация
об аффилированных лицах". ПБУ 11/2000;
"Информация
по сегментам". ПБУ 12/2000;
"Учет
государственной помощи". ПБУ 13/2000;
"Учет
нематериальных активов". ПБУ 14/2000;
"Учет
займов и кредитов и затрат по их обслуживанию". ПБУ 15/01;
"Информация
по прекращаемой деятельности". ПБУ 16/02.
Указанные
положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе МСФО. Вместе с тем в
них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.
Положение
по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:
-название
и номер ПБУ;
-общие
положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия
признания соответствующего объекта учета);
-определения
(основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);
-оценка
(указываются различные виды применяемых оценок по объекту);
-порядок
учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта
учета);
-раскрытие
информации (указывается состав информации, подлежащий раскрытию в составе
информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).
Отечественные
ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а
обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета
соответствующих объектов.
МСФО - это документы, определяющие общий
подход к составлению финансовой отчетности и предлагающие варианты оценки и
учета активов, обязательств и операций по их изменению.
Каждый
стандарт состоит из следующих элементов: номер стандарта, его название, цели,
сфера применения, порядок учета, основные определения, раскрытие информации,
дата вступления в силу. Сфера применения стандарта определяет конкретные
объекты учета, охватываемые соответствующим стандартом, а в некоторых случаях и
круг охватываемых компаний.
В
разделе "Порядок учета" излагаются конкретные условия признания и
оценки объектов учета, основные правила их учета и рекомендации по
использованию некоторых правил.
В
разделе "Раскрытие информации" содержится состав информации,
подлежащий раскрытию в финансовой отчетности по соответствующему стандарту.
МСФО
не являются обязательными для применения и носят рекомендательный характер.
Разрабатываются они Комитетом международных стандартов финансовой отчетности. К
настоящему времени разработано 38 МСФО:
МСФО
1 "Представление финансовой отчетности";
МСФО
2 "Запасы";
МСФО
4 "Учет амортизации";
МСФО
7 "Отчеты о движении основных средств" и др.
При
этом все ранее разработанные МСФО находятся в стадии переработки.
Некоторые
страны применяют МСФО практически без их изменения; другие страны (в том числе
и Россия) принимают МСФО в качестве основы для разработки национальных
стандартов, внося в них изменения соответственно национальным условиям
(например, особенностям налоговых систем).
Комитет
международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО) является независимым органом
частного сектора. Комитет создан в 1973 г. в результате соглашения между
профессиональными бухгалтерскими организациями 10 стран (Австралии, Германии,
Голландии и др.). С 1983 г. членами КМСФО стали все профессиональные
бухгалтерские организации - члены Международной федерации бухгалтеров. По
состоянию на январь 1998 г. в состав КМСФО входили 122 профессиональные
бухгалтерские организации из 91 страны.
Основными
целями деятельности КМСФО являются:
1)
разработка и публикация международных стандартов финансовой отчетности, которые
должны соблюдаться при представлении финансовых отчетов, и продвижение их
повсеместного принятия и соблюдения;
2)
работа по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов учета и процедур,
связанных с представлением финансовых отчетов.
КМСФО
добился значительных успехов в достижении обеих целей.
В
настоящее время МСФО добровольно применяют при составлении отчетности около 40
тыс. транснациональных корпораций, охватывающих более 200 тыс. предприятий
различных стран. Большинство бирж приняло МСФО для применения к акциям с
международной котировкой (кроме бирж США, Канады и Японии).
Последние
10 лет все изменения, которые претерпевает российская нормативная база,
обусловлены процессом сближения российских учетных регулятивов с положениями
МСФО. Такие категории как допущения и требования, т.е. принципы учета (в т.ч.
начисление, консерватизм, приоритет содержания над формой), учетная политика,
современная трактовка доходов и расходов, условные факты хозяйственной
деятельности, события после отчетной даты, отложенные налоговые активы и
обязательства и проч. - это следствие адаптации российских нормативных
документов к МСФО. На сегодняшний день справедливым будет утверждение о том,
что мы уже во многом работаем по МСФО.
Идея
теоретической концепции МСФО заключается в демонстрации пользователю отчетности
экономического содержания операций компании. Такой подход существенно
раздвигает методологические границы учета, характерные для российской практики.
Оценка имущества предприятия в соответствии с текущей экономической ситуацией,
отражение доходов и расходов и обязательств, их формирующих, с учетом фактора
временной ценности денежных средств, концепцию поддержания капитала - раскрытие
финансового положения предприятия с таких методологических позиций дает
пользователям, принимающим управленческие решения, информацию, позволяющую
более объективно оценить финансовое положение фирмы. Наконец, знание МСФО
повышает уровень квалификации специалиста и делает обладателя таких знаний
более востребованным на рынке труда.
Концепция
развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу
назвала следующие задачи реформирования учета в нашей стране в части достижения
соответствия учетной практики МСФО:
1)
2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности
общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги
обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую
отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного
комплекта российских стандартов индивидуальной бух отчетности на основе МСФО.
Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а
также базовых правил бух учета, обеспечивающих формирование информации для
составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание
специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов БУ и
отчетности. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО.
Сближение правил налогового учета с правилами БУ. Активизация участия профессиональных
общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской
профессии. Усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими
субъектами публичности консолидированной фин отчетности. Совершенствование
системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей
бух отчетности. Развитие международного сотрудничества в области БУ, отчетности
и аудиторской деятельности.
2008-2010
гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других
хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых
обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую
отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Оценка возможности
составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бух
отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Укрепление и
расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения
(одобрения) стандартов бух учета и отчетности. Дальнейшее повышение роли
профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бух и
аудиторской профессии. Развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими
субъектами публичности бух отчетности. Расширение сферы контроля на качество
бух отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.
17. Учет прибылей и убытков
Понятие
и виды прибыли
Конечным
финансовым результатом работы предприятия является, как правило, прибыль.
Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия
могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают
рентабельность.
Когда выручка превышает
себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если
выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство
и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и
прибыль как источник производственного, научно – технического и социального
развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки –
отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое
положение, не исключающее банкротство.
Выделяют следующие виды
прибыли:
1) Общая или балансовая
прибыль - это сумма прибыли от реализации продукции, финансовой деятельности,
доходов от прочих операций, уменьшенная на сумму расходов по этим операциям.
2) Прибыль от основной
деятельности и прочих операций.
3) Прибыль от реализации
продукции, работ, услуг. Это разница между выручкой от реализации продукции (в
ценах без НДС и акцизов) и затратами на ее производство и реализацию.
4) Налогооблагаемая
прибыль.
5) Чистая прибыль. Это
прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, определяется как разность между
балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль. Она направляется на
производственное развитие, материальное поощрение работников, на социальное
развитие, на создание резервного фонда, на благотворительные цели
Основным показателем финансово-хозяйственной
деятельности организации является финансовый результат, который
представляет собой прирост (уменьшение) стоимости собственного капитала
организации за отчетный период.
Финансовый результат
формируется на активно-пассивном счете 99 «Прибыли и убытки», который имеет
одностороннее сальдо. В течение года нарастающим итогом по дебету счета 99
«Прибыли и убытки» записываются убытки и потери, а по кредиту - прибыли и
доходы. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов определяется конечный
финансовый результат деятельности организации за отчетный период. Кредитовое
сальдо счета 99 «Прибыли и убытки» означает прибыль, дебетовое сальдо - убыток.
Конечный финансовый
результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается в течение года на счете
99 «Прибыли и убытки» из:
-прибыли или убытка от
обычных видов деятельности;
-прочих доходов и
расходов;
-начисленных платежей
налога на прибыль и платежей по перерасчетам по этому налогу исходя из
фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций.
Основную часть прибыли
(убытка) организация получает от продажи готовой продукции, товаров, работ и
услуг. Финансовый результат от их продажи определяют как разницу между выручкой
от продажи продукции без НДС, акцизов, экспортных пошлин, налога с продаж и
других вычетов, предусмотренных законодательством, и затратами на ее
производство и реализацию.
Результат от продажи
продукции, работ, услуг и товаров выявляют на активно-пассивном счете 90
«Продажи». По дебету этого счета отражается фактическая себестоимость проданной
продукции, покупная стоимость проданного товара, расходы, связанные с
выполненными работами и оказанными услугами, НДС, налог с продаж и другие
расходы. По кредиту счета проводится выручка от продажи продукции, товаров,
работ, услуг. Сравнивая оборот дебета и оборот кредита счета 90 «Продажи»,
находят результат (в виде прибыли или убытка), который ежемесячно списывают со
счета 90 «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки».
Финансовый результат
формируется на активно-пассивном счете 99 «Прибыли и убытки», который имеет
одностороннее сальдо. В течение года нарастающим итогом по дебету счета 99
«Прибыли и убытки» записываются убытки и потери, а по кредиту - прибыли и
доходы. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов определяется конечный
финансовый результат деятельности организации за отчетный период. Кредитовое
сальдо счета 99 «Прибыли и убытки» означает прибыль, дебетовое сальдо - убыток.
Конечный финансовый
результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается в течение года на счете
99 «Прибыли и убытки» из:
-прибыли или убытка от
обычных видов деятельности;
-прочих доходов и
расходов;
-начисленных платежей
налога на прибыль и платежей по перерасчетам по этому налогу исходя из
фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций.
Основную часть прибыли
(убытка) организация получает от продажи готовой продукции, товаров, работ и
услуг. Финансовый результат от их продажи определяют как разницу между выручкой
от продажи продукции без НДС, акцизов, экспортных пошлин, налога с продаж и
других вычетов, предусмотренных законодательством, и затратами на ее
производство и реализацию.
18. Учет операций по валютным счетам
Порядок
открытия валютного счета
Чтобы
открыть валютный счет, нужно представить в банк следующие документы:
-заявление
об открытии валютного счета;
-нотариально
заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной
регистрации организации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|