Реферат: Различные подходы к составлению бухгалтерской управленческой отчетности по сегментам
Таблица 9
Сегментная отчетность о доходах и расходах по основному
виду деятельности с учетом двух признаков сегментирования, тыс. руб.
Показатель
Январь
Февраль
ДЕЛЬТА
Темп
роста
Объем продаж газет, Иркутск
4099
4501
402
1, 098
Объем продаж газет, Братск
1789
2018
229
1, 128
...
...
...
...
...
Себестоимость продаж газет, Иркутск
3715
3811
96
1, 026
Себестоимость продаж газет, Братск
3214
3451
237
1, 074
...
...
...
...
...
В этом случае информация представляется наиболее
наглядно с точки зрения сравнения результатов деятельности по какому-либо
показателю (выручке, себестоимости продаж) между географическими сегментами.
Таким образом, каждый из предлагаемых форматов
отчетности имеет свою направленность, что согласуется с принципом адресности
бухгалтерской управленческой отчетности. При этом во внутренних регламентах
должны быть четко определены:
- сроки формирования соответствующих форм бухгалтерской
управленческой отчетности каждого уровня;
- форматы бухгалтерской управленческой отчетности
каждого уровня, а также направления представления соответствующих форматов;
- критерии сегментирования, положенные в основу
бухгалтерской управленческой отчетности второго, третьего и т.д. уровня. При
этом в качестве основных критериев представляются географические, продуктовые, организационные
сегменты (сегменты по центрам ответственности, прибыли, центрам); абстрактные
сегменты, представляющие сегментирование данных с использованием каких-либо
абстрактных показателей, например сегментирование с использованием результатов
ABC-анализа по какому-либо параметру. Именно сегментирование с использованием
результатов ABC-группировки, по мнению автора, представляется одним из наиболее
предпочтительных вариантов сегментирования.
Важность сегментирования с использованием результатов
ABC-группировки объясняется тем, что оно не просто учитывает видовые
характеристики товара, но и производит структурирование с учетом определенных
числовых параметров, что позволяет:
- сгруппировать активы, товары или продукцию (или иной
объект, по которому приводится информация в бухгалтерской управленческой
отчетности) с учетом не просто вида, но и определенных количественных
характеристик, присущих соответствующему объекту и важных с точки зрения
управления. Это позволит все многообразие объектов свести в несколько групп и учесть
количественные характеристики, свойственные каждому объекту;
- устанавливая границы каждой из групп, определять
целевые уровни, при которых объект попадет в ту или иную группу; на уровне
формирования показателей отчетности учитывать цели, к которым необходимо
стремиться в целях облегчения процесса принятия управленческих решений по
конкретным группам.
Смысл предлагаемой схемы ABC-группировки проиллюстрируем
на примере информации об уровне доходов от основной деятельности - объеме
продаж товаров. Суть метода состоит в том, что все реализованные товары
показываются в отчетности не по их группам, сформированным по видовому признаку,
а по группам, сформированным по какому-либо одному абстрактному (реальному)
наиболее важному показателю, в качестве которого могут выступать:
- абсолютные показатели, в том числе объем продаж
конкретного товара в натуральном или стоимостном выражении, прибыль от продажи
конкретного товара;
- относительные показатели, в том числе рентабельность
продаж, затраты на 1 руб. объема продаж, доли в общем объеме продаж и в общем
объеме прибыли от продаж.
Выбор показателя определяется спецификой целей и задач, стоящих
на конкретном этапе перед управленческим персоналом организации.
На втором этапе выбранный абстрактный (реальный) показатель
рассчитывается по каждому объекту, информация о котором должна приводиться в
бухгалтерской управленческой отчетности.
На третьем этапе устанавливаются границы групп
"A", "B" и "C", причем основой для их
установления являются какие-либо значения абстрактного (реального) показателя, положенного
в основу всей схемы, например:
- товары, попадающие в группу "A", должны
иметь рентабельность продаж (рентабельность продукции, товара) 25%;
- товары, попадающие в группу "B", должны
иметь рентабельность продаж (рентабельность продукции, товара) 10%, но <
25%;
- товары, попадающие в группу "C", должны
иметь рентабельность продаж (рентабельность продукции, товара) < 10%.
Конкретные виды товаров группируются в указанные группы
"A", "B" или "C" с учетом конкретного уровня
показателя, положенного в основу ABC-анализа, в результате чего в отчетности
показывается информация уже не по конкретному виду товара, а по группе товаров,
объединенных одним признаком. Это сужает рамки информации бухгалтерской
управленческой отчетности и ее полезность, но одновременно заставляет аналитика
абстрагироваться от мелких несущественных особенностей, присущих каждому
конкретному товару, а также обращать внимание на общие закономерности.
Например, по результатам учета соответствующих хозяйственных
операций в организации сформировался следующий массив данных об уровнях объема
продаж, прибыли от продаж и рентабельности продаж конкретных товаров (табл.
10).
Таблица 10
Исходные данные об уровнях объема продаж, прибыли от
продаж и рентабельности продаж товаров
Вид товара
Объем продаж, тыс. руб.
Прибыль от продаж,
тыс. руб.
Рентабельность продажи
продукции, %
Предшествующий
период
Отчетный
период
Предшествующий
период
Отчетный
период
Предшествующий
период
Отчетный
период
Товар-1
238
304
39
34
16, 4
11, 2
Товар-2
188
179
26
22
13, 8
12, 3
Товар-3
209
232
24
19
11, 5
8, 2
Товар-4
122
145
27
38
22, 1
26, 2
Товар-5
184
177
37
41
20, 1
23, 1
Товар-6
238
273
53
51
22, 3
18, 7
Товар-7
96
99
30
34
31, 3
34, 5
Товар-8
518
917
29
22
5, 6
2, 4
Товар-9
275
303
25
23
9, 1
7, 6
Товар-10
418
322
41
47
9, 8
14, 6
Товар-11
313
302
36
42
11, 5
13, 9
Товар-12
365
421
58
51
15, 9
12, 1
Товар-13
271
299
64
58
23, 6
19, 4
Товар-14
136
140
35
32
25, 8
22, 9
Товар-15
92
96
26
30
28, 3
31, 4
Товар-16
32
39
11
14
34, 5
36, 2
Товар-17
101
104
26
25
25, 7
24, 1
Товар-18
170
162
38
33
22, 3
20, 4
Товар-19
297
270
33
37
11, 1
13, 7
Товар-20
286
290
44
49
15, 4
16, 9
Если по данной организации в качестве отчетного сегмента
первого уровня будет выбран вид конкретного товара, то по каждому показателю
отчета о прибылях и убытках необходимо будет приводить информацию по всем
товарам. Поэтому только на три показателя данной формы бухгалтерской
управленческой отчетности (объем продаж, себестоимость продаж и прибыль от
продаж) будет приходиться по 20 строк. В таких условиях вычленить объекты, по
которым необходимо в первую очередь предпринимать какое-либо управленческое
воздействие, затруднительно. Представление данных в ABC-группировке позволит
решить эту проблему.
Данная информация представляет собой исходный массив
данных, который необходимо подвергнуть обработке. Распределим товары по группам
в зависимости от уровня их рентабельности в соответствии с приведенными
интервалами рентабельности (рис. 1 и 2). В данном случае максимальное
управляющее воздействие должно быть направлено на группу "C", в
которую в предшествующем периоде попали товары 3, 8 - 10, а в отчетном периоде
только товары 3, 8 и 9, так как по этим товарам наблюдается наименьший уровень
рентабельности. Затем управляющее воздействие переносится на товары, отнесенные
в группу "B", и т.д.
Таблица 11
Отчет о доходах и прибыли по основному виду деятельности
с учетом ABC-группировки
Вид товара
Объем продаж, тыс. руб.
Прибыль от продаж,
тыс. руб.
Рентабельность продажи
по группе товара, %
Предшествующий
период
Отчетный
период
Предшествующий
период
Отчетный
период
Предшествующий
период
Отчетный
период
Группа "A"
456
378
128
116
28, 04
30, 70
Группа "B"
2881
3242
479
522
16, 62
16, 10
Группа "C"
1211
1451
95
64
7, 85
4, 41
Данный формат отчетности имеет следующие преимущества:
- все три представленных в нем показателя взаимосвязаны,
т.е. построение отчета с позиции набора его показателей представляется
теоретически обоснованным;
- данный отчет достаточно наглядно представляет не
только динамику каждого показателя (объем продаж, прибыль от продаж и
рентабельность продаж) по каждой группе товаров, но и наглядно представляет
информацию о структуре результатов деятельности организации;
- поскольку показатель рентабельности продаж по группе
товара может быть представлен мультипликативной моделью вида, то на основании
этой таблицы можно провести факторный анализ влияния каких-либо двух факторов
на результирующий показатель, что будет верно не для какого-либо случайного
товара (может содержать в себе элемент случайности), а для целой группы, где
риск случайного изменения снижается.
Однако при подобном проведении ABC-анализа и
сегментировании отчетности по соответствующему признаку учитываются
установленные абсолютные значения того или иного показателя, в то время как
важнейшим принципом формирования учетно-аналитической информации бухгалтерской
управленческой отчетности является принцип качественной существенности, когда
во главу угла ставится не какой-либо количественный параметр, а качественная
характеристика. Полностью устранить количественный характер признака при
проведении ABC-группировки вряд ли возможно, поскольку экономические показатели,
положенные в основу подобной группировки, имеют количественное выражение.
Поэтому автором предлагается для проведения ABC-сегментирования использовать не
только абсолютные уровни показателя, но и установить интервалы в процентном
отношении от максимально достигнутого уровня показателя.
Например, можно предложить следующие интервалы групп
"A", "B" и "C":