Реферат: Расходы бюджетной системы на социальные цели
Фонд социального страхования РФ призван способствовать материальному
обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он
действует в соответствии с Указом Президента РФ «О Фонде социального
страхования Российской Федерации» от 07.08.92 г. № 822 и Положением о Фонде
социального страхования РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ «О
Фонде социального страхования Российской Федерации» от 12.02.94 г. № 101- Фонд
социального страхования РФ управляет средствами государственного социального
страхования РФ.
Денежные
средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав
бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Основными задачами Фонда социального страхования
являются:
• обеспечение гарантированных
государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,
при рождении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и
оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного
социального страхования, предусмотренные законодательством;
• участие в разработке и
реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по
совершенствованию социального страхования;
• осуществление мер,
обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда социального страхования;
• разработка совместно с
Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах
тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
• организация работы по
подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного
социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и
населения по вопросам социального страхования;
• сотрудничество с аналогичными
фондами других государств и международными организациями по вопросам социального
страхования.
Средства Фонда социального страхования РФ
образуются за счет:
·
страховых взносов
работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих
субъектов независимо от форм собственности);
·
страховых взносов
граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и
обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с
законодательством;
·
страховых взносов
граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право
на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для
работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального
страхования;
·
добровольных взносов
граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств, не запрещенных
законодательством;
·
ассигнований из
федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением
льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской
АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или
военного назначения и их последствий, а также в других, установленных законом
случаях;
·
прочих доходов.
Доходная часть Бюджета Фонда социального
страхования РФ на 2003 год составляет 134 525,9 млн. рублей. Налоговые доходы составляют 99167,1 млн.
руб. (73% доходной части). При чем доля ЕСН во всех налоговых доходах
составляет 72%.
Средства Фонда направляются на:
q Обеспечение гарантированным государством
пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам,
вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за
ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также социального пособия на
погребение.
q Оплату дополнительных выходных дней по
уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом детства по достижения им возраста 18
лет;
q Частичное содержание детско-юношеских
спортивных школ;
q Оплату проезда к месту лечения и обратно;
И др.
В расходах бюджета Фонда
социального страхования РФ основной удельный вес приходится на выплаты пособий
по временной нетрудоспособности. В 2003 году на эти цели запланировано
использовать 83673,1 млн.
руб., что составляет более 60% доходной части бюджета фонда.
Фонд социального страхования РФ, также как
и Пенсионный фонд РФ, имеет значительную задолженность по выплатам населению.
В организационную структуру Фонда
социального страхования входят региональные отделения, управляющие средствами
государственного социального страхования на территориях субъектов РФ. Фонд и
его региональные отделения являются юридическими лицами. Филиал отделения Фонда
является обособленным подразделением отделения Фонда.
Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования РФ занимает значительное место в структуре социальных внебюджетных
фондов. Как уже отмечалось, система медицинского страхования была принята
законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28
июня 1991 года № 1499-1, который был введен в полном объеме с 1 января 1993
года. Обязательное медицинское страхование является составной частью
государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам
Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и
лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного
медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих программам
обязательного медицинского страхования.
Средства обязательного
медицинского страхования аккумулируются в Федеральном внебюджетном фонде и
внебюджетных фондах субъектов РФ ( включая их филиалы), называемых территориальными
фондами обязательного медицинского страхования (ОМС). В отличие
от других внебюджетных фондов система ОМС реализуется Федеральным и
территориальными фондами ОМС, не зависимы друг от друга в организационном
плане.
Финансовые средства Федерального фонда обязательного
медицинского страхования находятся в государственной собственности РФ; не
входят в состав бюджетов, других фондов; изъятию не
подлежат.
Финансовые средства Фонда обязательного медицинского
страхования образуются за счет:
• части страховых взносов
предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов,
независимо от форм собственности, на обязательное медицинское страхование в
размерах, устанавливаемых законодательством РФ;
• взносов территориальных фондов на
реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
• ассигнований из федерального бюджета на выполнение
республиканских программ обязательного медицинского страхования;
• добровольных взносов юридических и
физических лиц;
• доходов от использования временно
свободных финансовых средств Федерального фонда;
• нормированного страхового запаса финансовых средств
Федерального фонда;
• поступлений иных финансовых средств,
не запрещенных законодательством РФ.
За неработающих граждан (детей, учащихся и
студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных)
платят органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых)
программ обязательного медицинского страхования в пределах средств,
предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. «Перечень
заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в
федеральную программу государственных гарантий» утверждается приказом
Минздрава РФ. В соответствии с ним граждане России не обязаны платить за
скорую неотложную помощь при плановой госпитализации. Право на получение этого
объема медицинских услуг бесплатно граждане приобретают после вручения им
страхового полиса. К сожалению, программа исходит не из потребностей населения
в медицинской помощи и финансовых возможностей людей, а из жестких ограничений
в объеме финансовых ресурсов, что влечет за собой существенное снижение количества
койко-дней пребывания больных в стационаре и фактически не гарантирует
бесплатного обеспечения дорогостоящими видами медицинской помощи.
Основу доходов Федерального
фонда обязательного медицинского страхования РФ составляют страховые взносы —
свыше 95% общего объема доходов.
Рассмотрим бюджет
Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2002г. Доходы
бюджета Фонда составили в сумме 3.970 млн. руб., расходы – 3.960 млн. руб.
Доходная и расходная части бюджета были повышены на 347 млн. руб. В 2002г.
доходная часть была сформирована за счет поступлений части ЕСН – 3.907 млн.
руб.; части единого налога на вмененный доход для определенных видов
деятельности - 13 млн. руб.; остатков средств на счетах Фонда по состоянию на 1
января 2002г. - 10 млн. руб.; возврата ранее размещенных временно
свободных средств - 10 млн. руб.; прочих доходов - 30 млн. руб.
Основными задачами
Федерального и территориальных фондов являются:
q Обеспечение реализации Закона Российской
Федерации « О медицинском страховании граждан РФ»;
q Обеспечение прав граждан в системе ОМС
q Обеспечение финансовой устойчивости
системы ОМС и другие.
Основная сумма расходов Федерального фонда — это субвенции на выравнивание условий
деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования и
финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд также финансирует целевые программы развития ОМС.
Механизм работы системы ОМС описан во
второй главе работы.
Страховые платежи в государственные социальные внебюджетные
фонды носят характер налоговых платежей. Их обязательность предопределила ряд
общих организационных моментов. Прежде всего с обязанностью уплаты взносов
связана обязанность регистрации работодателей в указанных фондах в качестве
плательщиков.
До 1 января 2001 года государственные социальные
внебюджетные фонды формировались главным образом за счет страховых взносов
работодателей, а в Пенсионный фонд страховые взносы отчисляли и работники.
Взносы носили налоговый характер, имели общую базу – оплату труда. Их взиманием
занимался каждый фонд.
Начиная с 1 января 2001 года введен единый социальный налог
(ЕСН). Этот налог начисляется в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и
Фонд обязательного медицинского страхования.
Плательщиками налога признаются работодатели, производящие
выплаты наемным работникам, а также индивидуальные предприниматели, не
нанимающие работников.
Основная шкала ставок для работодателей приведена в Приложении
4
4. Проблемы
и перспективы развития финансирования бюджетных учреждений
Конституция
РФ закрепила за Россией статус социального государства. Приоритет нового
экономического строя: - все для человека. От провозглашения до реального
практического перехода к социальному государству необходима долгосрочная
социальная политика государства, ориентированная на осуществление прав общества
и человека на развитие.
К началу 90-х годов 20 века Россия
обладала довольно развитой сетью объектов социально-культурного назначения,
финансируемых государством. Однако общий уровень их материально-технической
базы, оснащенность современным оборудованием были очень низкими в сравнении со
странами с развитой рыночной экономикой. Причина в недостаточности финансовых
вложений в социально-культурную сферу.
Сегодняшнее состояние социально-культурной
сферы страны характеризуется как кризисное. Статус национальной угрозы
приобрели состояние здоровья населения, образовательный и интеллектуальный
уровень российской науки, падение культурного уровня граждан. Достаточно
отметить, что за последние 10-15 лет развитые страны в 2 раза увеличили
потенциал инфраструктуры и доступность образования. Россия, наоборот, уменьшила
в 1,5 раза и это тогда, когда, как известно, ресурсы являются базовым фактором
развития и в конкурентной борьбе на мировых рынках побеждает та страна, в
который выше уровень профессиональной подготовки работников.
За последние 5 лет реальный уровень
ассигнований на нужды образования в России сократился в 5 раз.
В стране сложилось катастрофическое
положение с состоянием здоровья населения. Россия в мировом рейтинге систем
здравоохранения из 191 стран мира заняла 130-е место, уступив Беларуси,
Украине, Узбекистану, Казахстану, всем закавказским и прибалтийским странам.[1] Негативным моментом является снижение
численности населения страны.
Понятно, что без значительного увеличения
объемов финансирования в социально-культурную сферу невозможно решение
фундаментальных проблем образования, здравоохранения, культуры и искусства. А
без этого невозможно и решение фундаментальных проблем экономического развития
России.
Между тем функционирование бюджетных
учреждений в современных кризисных условиях происходит путем неполного и
нестабильного финансирования. Бюджетное финансирование учреждений
социально-культурной сферы осуществляется исходя из имеющихся финансовых
ресурсов бюджетов всех уровней, без учета норм и нормативов, установленных
законами и другими нормативными актами.
В результате в 2000 году по сравнению с
1990 годом уровень финансирования из бюджета социальных расходов сократился в 2
раза. На социально-культурные мероприятия в последние годы отправляется в
среднем 2-3% ВВП.
Огромную проблему составляет вопрос о
выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Основная нагрузка по этому
поводу ложиться именно на региональные бюджеты. Так после принятия 6 ноября
2001 г. постановления правительства №755 « О повышении тарифных ставок Единой
тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» одной
только Тверской области на эти цели потребовалось в 2002 г. изыскать свыше 1
млрд. руб. – 9,5% всех расходов ее консолидированного бюджета. Однако, в той же
Тверской области в 2002 году были погашены все задолженности по выплате детских
пособий за 1997-2002 г.
Для изменения ситуации в положительную
сторону необходимо на государственном уровне переоценить роль вложений в
социально-культурную сферу, рассматривая их как выгодные вложения. Во всех
случаях при формировании и использовании бюджетных ресурсов
социально-культурной сферы необходима увязка с фактором увеличения производительной
силы человека и процессом воспроизводства. Сейчас такой увязки нет. Для
исправления ситуации следует разработать и использовать систему стандартов,
финансовых нормативов, регуляторов, учитывающих взаимосвязь «человеческого
фактора» и производительности труда. Наибольший объем услуг
социально-культурного характера оказывают бюджетные учреждения. Поэтому
проблемы формирования и использования финансового механизма бюджетных
учреждений, работающих в новых, рыночных условиях, как никогда актуальны.
Развитие в России рыночных отношений
изменило порядок финансирования бюджетных учреждений в экономике. Теперь они
могут оказывать услуги не только на бесплатной, но и на платной основе и
оставаться бюджетными учреждениями при условии направлении дополнительно полученных
доходов только на расходные статьи, предусмотренные сметой, за исключением
расходов на заработную плату.
Финансовая деятельность государства в
отношении учреждений бюджетной сферы сводится к предоставлению нужного объема
финансовых ресурсов для осуществления социально значимых услуг и выполнения
принятых обязательных программ. На этом перераспределительная функция
государственных финансов в бюджетной сфере заканчивается. Далее каждое
бюджетное учреждение, получив от главного распорядителя бюджетных ассигнований
причитающуюся ему сумму, действует самостоятельно.
Самостоятельность бюджетных учреждений
проявляется и в том, что изъять в бюджет финансовые ресурсы бюджетных
учреждений как юридических лиц нельзя. В то же время настоящий этап
экономического развития страны характеризуется централизацией государственных
финансовых ресурсов и использованием их через лицевые счета Федерального
казначейства. С 1 января 2000 года все средства бюджетных учреждений, в том
числе и внебюджетные, проводят через единый счет Федерального казначейства.
Движение как бюджетных, так и внебюджетных, денежных потоков осуществляется
через лицевые счета в учреждениях Федерального казначейства без права
«свободного» распоряжения заработанными средствами. Необходима четкая определенность
в вопросе о том, можно ли считать дополнительные доходы, самостоятельно
заработанные бюджетными учреждениями их собственными средствами, которыми они
могут самостоятельно распоряжаться и перераспределять в пределах сметных
назначений, или же их следует относить к бюджетным ресурсам.
Централизация государственных финансовых
ресурсов в бюджете необходима. Однако излишняя централизация и регламентация
внебюджетных источников лишает бюджетные учреждения инициативы в развитии и
предоставлении населению необходимых объемов социальных услуг и
заинтересованности в повышении качества обслуживания.
Переход бюджетных учреждений в рынок
сделал возможным задействовать новые финансовые инструменты и методы, которые
ранее не использовались. Изменился и механизм действия ранее используемых
инструментов.
Такими новыми инструментами финансового
механизма являются государственные минимальные социальные стандарты, лизинг,
кредитование, налогообложение и пр. Зарождающиеся рыночные отношения в
бюджетной сфере позволяют также использовать финансовый маркетинг, факторинг,
франчайзинг и др. Особенно перспективным видится использование лизинговых
отношений, которые пока в социально-культурной сфере отсутствуют.
Таким образом, бюджетные учреждения,
функционируя в условиях рынка, имеют множество проблем. Однако теоретического
осмысления требует вопрос о возможности использования рыночных финансовых
методов и инструментов в этой сфере, которые взаимодействуя между собой могут
дать возможность эффективно функционировать финансовому механизму бюджетных
учреждений, способствовать их интеграции в современный рынок.
Заключение
Таким образом, в этой работе я рассмотрела расходы
бюджетной системы России на социальные цели, остановилась на некоторых
проблемах, связанных с этим вопросом.
Хочется еще раз отметить необходимость приоритетного
финансирования социальной сферы. От этого зависит будущее нашего государства,
качество жизни, уровень рождаемости и смертности, квалификация и количество
трудовых ресурсов.
Провозгласить государство социальным – и сделать его
таковым – две совершенно различные вещи. Однако необходимо стремиться к
подтверждению этого определения нашего государства, зафиксированного в
Конституции РФ.
Приложение
2: Распределение
расходов федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной
классификации Федерального бюджета за 2001-2003 г., в тыс.рублей
Код раздела |
Название расхода |
Сумма ( в тыс.рублей) |
2001 |
2002 |
2003 |
1400 |
Образование |
48 803 232,6 |
80 088 334,7 |
97671999,7 |
1401 |
Дошкольное образование |
462 349,8 |
542 373,0 |
1 139 085,2 |
1402 |
Общее образование |
872 807,2 |
1 361 193,0 |
1 965 134,1 |
1403 |
Начальное профессиональное
образование |
10 831 194,5 |
18 690 132,7 |
21 096 907,9 |
1404 |
Среднее профессиональное
образование |
6 748 725,8 |
10 228 152,2 |
12 484 641,0 |
1405 |
Переподготовка и повышение
квалификации |
692 075,0 |
1 111 503,8 |
1 370 720,9 |
1406 |
Высшее профессиональное
образование |
28 599 091,0 |
43 477 076,1 |
54 809 144,5 |
1407 |
Прочие расходы в области
образования |
596 989,3 |
4 677 903,9 |
4 806 366,1 |
|
|
|
|
|
1500 |
Культура, искусство и
кинематография |
6 384 746,4 |
10 292 505,8 |
14 056 249,1 |
1501 |
Культура и искусство |
5 597 746,4 |
8 776 735,3 |
11 993 835,5 |
1502 |
Кинематография |
772 200,0 |
1 500 942,3 |
2 047 198,2 |
1503 |
Прочие мероприятия в
области культуры и искусства |
14 800,0 |
14 828,2 |
15 215,4 |
|
|
|
|
|
1600 |
Средства массовой
информации |
6 230 693,1 |
10 264 830,2 |
11 954 913,8 |
1601 |
Телевидение и радиовещание |
5 578 900,0 |
9 500 400,0 |
11 022 110,4 |
1602 |
Периодическая печать и
издательства |
455 340,2 |
471 640,2 |
608 013,4 |
1603 |
Прочие средства массовой
информации |
196 452,9 |
292 790,0 |
324 790,0 |
|
|
|
|
|
1700 |
Здравоохранение и
физическая культура |
22 206 589,7 |
31 908 141,6 |
39 344 750,0 |
1701 |
Здравоохранение |
18 700 609,6 |
26 595 422,8 |
31 421 025,1 |
1702 |
Санитарно -
эпидемиологический надзор |
2 653 180,1 |
4052312,7 |
5 463 024,9 |
1703 |
Физическая культура и спорт |
852 800,0 |
1 260 406,1 |
2 460 700,0 |
|
|
|
|
|
1800 |
Социальная политика |
107 780 997,3 |
430 350 521,5 |
150 685 36,0 |
1801 |
Учреждения социального
обеспечения и службы занятости |
2 985 967,6 |
3 891 868,6 |
4 293 448,0 |
1802 |
Социальная помощь |
42 157 012,5 |
341 320 812,0 |
10 133 337,5 |
1804 |
Пенсии военнослужащим |
30 651 415,0 |
40 274 107,7 |
67 720 851,4 |
1805 |
Пенсии и пособия в
правоохранительных органах |
14 108 900,0 |
20 262 260,7 |
40 027 461,8 |
1806 |
Прочие мероприятия в
области социальной политики |
16 062 377,2 |
20 648 189,5 |
26 400 542,4 |
1808 |
Миграционная политика |
1 723 200,0 |
3 953 283,0 |
2 109 394,9 |
Приложение
3: Распределение расходов федерального бюджета на 2001 год
по разделам, подразделам, целевым статьям и видам
расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (
Социальная политика)
(тыс.руб.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|