Реферат: Расходы бюджетной системы на социальные цели
·
Дополнительные виды оплаты
учителей.
Фонд заработной платы учителей определяется на основе среднегодового
количества педагогических ставок на один класс и средней ставки учителя в
месяц. Ставки и оклады устанавливаются в соответствии с разрядами единой
тарифной сетки (от 1-2-го до 14-го) и аттестацией педагогического персонала. При расчетах необходимо учесть дополнительные
часы, которые увеличивают число педагогических ставок. В фонд
заработной платы педагогического персонала включается дополнительная оплата за
проверку письменных работ.
Фонд заработной платы административно-обслуживающего и
учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется по
утвержденным типовым штатам и должностным окладам (директор школы, заместитель
директора, библиотекарь, уборщица и т. д.).
В фонд заработной платы включаются также
следующие доплаты:
·
за классное
руководство — до 20% оклада;
·
за заведование
кабинетом — 20% оклада;
·
за руководство
школьным кружком — 80%;
·
за ведение внеклассной
работы — до одной ставки;
·
учителю химии
за вредные условия до 12% оклада;
·
выплаты
ежемесячной денежной компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией
и периодическими печатными изданиями — 10% от оклада
Следующей
значительной статьей являются учебные расходы, которые включают
приобретение материалов для учебной работы, для работы в кабинетах, письменных,
канцелярских принадлежностей, мелкого физкультурного инвентаря, проведение
экскурсий в учебных целях и др. Выделяются ассигнования на создание, обновление
и использование библиотечных фондов учебников.
Планирование
учебных расходов производится по установленным нормам на один класс по
группам классов.
В сметах школ предусматриваются также расходы
на приобретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зданий.
Потребность школы в инвентаре и оборудовании на новый год определяется исходя
из обеспеченности школы на начало года и необходимости его обновления в
плановом периоде с учетом установленных норм на одну школу или на одно ученическое
место.
Строительство новых школ осуществляется за счет средств,
выделяемых в бюджетах соответствующих административно-территориальных единиц. В
2000 г. в России было построено общеобразовательных учреждений на 133,8 тыс.
ученических мест. Правда, более 9% этих школ приходятся на долю Москвы.
Расходы
на хозяйственное обслуживание при составлении индивидуальных смет планируются
по действующим материальным нормам. В эту группу включаются расходы на
отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хозяйственные нужды, а по
школам, расположенным в сельской местности, — также ассигнования на бесплатное
предоставление квартир работникам с отоплением и освещением. При сводном
планировании хозяйственные расходы исчисляются исходя из среднегодового
количества классов.
На основе
расчетов по статьям расходов составляется смета расходов общеобразовательной
школы, а на основе этих смет составляется сводная смета расходов на содержание
общеобразовательных школ к проекту местного бюджета, бюджета субъекта
федерации.
В школы-интернаты принимаются дети, не имеющие необходимых
условий для воспитания в семье или оставшиеся без родителей.
Основными показателями для расчетов
расходов на школы-интернаты служат число воспитанников, количество классов и
педагогических ставок.
Все затраты на
содержание детей в школах-интернатах финансируются из бюджета. Родители в
зависимости от их заработков вносят плату, поступающую в бюджет, из которого
школа-интернат финансируется. Многие родители полностью освобождаются от платы
за содержание их детей в школе-интернате
При сводном планировании в отличие от
общеобразовательных школ (где расходы исчисляются на один класс) затраты на
школы-интернаты определяются по среднему расходу на одного воспитанника.
Детские дошкольные учреждения организуются органами образования,
предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями. Независимо от того,
в чьем ведении они находятся, методическое руководство ими осуществляют органы
образования. Наиболее распространены детские сады с 9-и 11-часовым пребыванием
детей, но есть детские сады с 12- и 24-часовым пребыванием в них детей.
Расходы на содержание детских садов
зависят от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного
ребенка в детском учреждении, основной показатель при планировании — число
детей в детских садах.
Научно-технический прогресс, задачи по
повышению эффективности производства и вхождению страны в рыночные отношения
требуют постоянного роста знаний и общей культуры кадров.
Подготовку кадров осуществляют
профессионально-технические лицеи, средние специальные учебные заведения и
высшие учебные заведения.
Все более важное место в настоящее время занимает
система переподготовки кадров, исходя из
требований рыночной экономики.
В стране
сформировалась система государственного и негосударственного высшего
образования. Бюджетные ассигнования направляются в основном государственным
учебным заведениям. Они готовят кадры по всем специальностям, необходимым для
развития экономики и непроизводственной сферы страны.
Обучение осуществляется по следующим
формам: дневное, вечернее, заочное.
Расходы на вузы
определяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий их
функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их
материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других
показателей
Основным
финансовым документом вуза служит смета, определяющая общий объем,
целевое направление и поквартальное распределение бюджетных
ассигнований.
В смете приводятся общие сведения об
учебном вузе, учебно-материальной базе. При сводном планировании расходы исчисляются
на основе расчетных норм на одного студента.
В расходах на вузы значительный удельный
вес имеет заработная плата. В фонд заработной платы вузов включается
заработная плата штатного профессорско-преподавательского персонала (включая
преподавателей-совместителей) дневных, вечерних и заочных учебных заведений,
лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, а
также административно-технического, учебно-вспомогательного и прочего
персонала.
Фонд заработной платы
профессорско-преподавательского состава рассчитывается исходя из двух
показателей: количества должностей и средней ставки заработной платы.
Количество
должностей определяется по расчетным коэффициентам с учетом числа студентов
и аспирантов на одного преподавателя. Эти коэффициенты установлены для
дневных, вечерних и заочных отделений по группам вузов и факультетов в
соответствии с профилем подготовки студентов и аспирантов.
Ставки заработной платы профессорско-преподавательского состава
дифференцированы в зависимости от разряда единой тарифной сетки, ученого звания
и ученой степени. Заработная плата привлекаемым к учебной работе специалистам,
не состоящим в штате, выплачивается из почасового фонда,
который планируется в процентах к годовому фонду заработной платы штатного
персонала.
Второе место по
величине в расходах вузов занимают затраты на выплату стипендий,
которые определяются исходя из среднегодового числа студентов, получающих
стипендии, и установленных размеров стипендий.
Кроме того
планируются затраты на производственную практику студентов, учебные расходы,
расходы на научно-исследовательскую работу, на инвентарь и оборудование,
капительный ремонт и т.д.
Главная задача средних специальных учебных
заведений — подготовка квалифицированных специалистов со средним специальным и
общим средним образованием, имеющих необходимые теоретические знания и
практические навыки по специальности, для различных отраслей экономики и
непроизводственной сферы страны.
Основные
показатели при расчете затрат на средние специальные заведения:
·
среднегодовое число
учащихся;
·
количество
групп, определяемое раздельно по дневному, вечернему и заочному обучению.
Расходы на
текущее содержание средних учебных заведений включают затраты на заработную
плату с начислениями, выплату стипендий, учебные, хозяйственные и прочие
расходы.
Расходы на выплату стипендий и
производственную практику учащихся планируются так же, как и по высшим учебным
заведениям. Учебные расходы планируются по нормам, которые дифференцируются по
формам обучения и профилю подготовки специалистов. Хозяйственные и канцелярские
расходы исчисляются методом прямого счета, а при сводном планировании — по
нормам затрат на одного учащегося.
В статье 7 Конституции РФ провозглашено,
что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.
Отрасль хозяйства «культура», представляет
собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих
специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества
и сохранению самобытности народов. Правовая база сохранения и развития
отечественной культуры – Закон РФ «Основы законодательства Российской
Федерации о культуре» от 09.10.92 г №3612-1.
В Основах законодательства России о культуре указано, что на культуру
ежегодно должно направляться не менее 2% федерального бюджета и 6%
территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения
объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных
процессов. В реальной практике ни федеральные, ни региональные власти этого
требования не выполняют.
Так, например, в бюджете Москвы на 2002
расходы на культуру составили 4830360
тыс. рублей – 1,9% всех расходов бюджета, в том числе расходы на капитальные
вложения – 1877900 тыс. руб.(0,75% всех расходов бюджета). Следует, правда,
отметить, что Москва – самый благополучный регион Российской Федерации ( Так,
валовой региональный продукт на душу населения в тыс.руб. составлял в 2000г в
Москве – 77,6, при этом в Московской области тот же показатель – 38,9; в
Тюменской области – 42,4).
Принцип финансирования расходов на культуру -
сочетание бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности,
что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Например,
музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала
для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах.
Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные услуги, используя
полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эстетических потребностей
населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к
культурным ценностям и благам.
Однако бюджетные ресурсы
преобладают среди источников финансирования культурной сферы. Поэтому существует
несколько способов определения необходимости в средствах:
·
в зависимости от
норм бюджетного финансирования на человека и численности населения;
·
на основе
определенного процента от суммы национального дохода региона;
·
на основе процента от общей суммы
бюджетных расходов.
В законодательстве о культуре принят последний подход.
Проблемы современного состояния
российской экономики, приводящие к дефицитности бюджетов и инфляционным процессам,
оказывают влияние на финансирование учреждений культуры.
Распределение расходов осуществляется по
целевым и экономическим статьям посредством постатейного принципа выделения
бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется
отдельная методика. Так, например, особенности финансирования музеев зависят
от численности хранителей музейного фонда, структуры музея,
состава предметов, их ценности, состояния, степени доступности экспонатов,
необходимости их приобретения, наличия охранной сигнализации.
Из федерального бюджета
финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному
Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения,
имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный
Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный
академический Большой театр и др.
В каждом субъекте РФ имеются организации
культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их
деятельности выступают региональные бюджеты.
Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая
сеть государственных учреждений культуры.
С 1993
г. в соответствии с действующим законодательством в нашей стране происходит
внедрение механизма медицинского страхования.
Медицинское
страхование является
формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья и представляет
собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика
по осуществлению страховых выплат в размере частичной или полной компенсации
дополнительных расходов застрахованного за медицинские услуги, включенные в
программу медицинского страхования (гарантированный перечень медицинских услуг,
предоставленных всем категориям населения и финансируемых за счет средств ОМС).
Цель
медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового
случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств
и финансировать профилактические мероприятия.
Закон РФ
« О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.91
№1499-1, предусматривает введение в России медицинского страхования граждан в
двух формах: обязательной и добровольной.
Обязательное является составной частью
государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ
равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи,
предоставленной за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих
программам ОМС.
Добровольное — расширяет перечень обязательных программ дополнительными
медицинскими услугам, действуя на коммерческих началах.
Основываясь на анализе практики финансирования и организации
здравоохранения в зарубежных странах, условно можно выделить три модели
хозяйственного механизма здравоохранения:
1.
Преимущественно государственное
бесплатное медицинское обслуживание (Англия, Дания, Ирландия)
2.
Финансирование основного объема
медицинской помощи частными страховыми компаниями (США)
3.
Смешанный бюджетно-страховой
характер (Франция, Германия, Италия) – за счет государства оплачиваются целевые
программы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование
основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского
страхования.
В нашей стране с целью соединения положительных сторон
государственной и частной медицины была выбрана бюджетно-страховая модель.
Она одновременно сохраняет государственные гарантии населения в медицинском
обслуживании и привлекает в здравоохранение дополнительные ресурсы.
Субъектами, которые выплачивают страховые взносы на
обеспечение всех граждан медицинским страхованием (в системе ОМС), выступают
работодатели (для работающих граждан) и местные органы исполнительной власти
(для неработающих граждан).
Механизм обязательного медицинского страхования (ОМС)
в России:
1.
Плательщики перечисляют платежи на
ОМС в фонды (федеральный-0,2% и территориальные – 3,4%) медицинского
страхования.
2.
Органы исполнительной власти
перечисляют платежи на неработающих граждан
3.
Территориальный фонд ежемесячно
перечисляет на счета страховщиков ОМС средства для оплаты медицинских услуг с
учетом среднедушевых нормативов и количества застрахованных. Страховщики
производят оплату, проверяют обоснованность счетов за медицинскую помощь,
контролируют объем, сроки и качество ее предоставления.
4.
Оплата счетов-фактур медицинских
учреждений производится ежемесячно в режиме «аванс-окончательный расчет».
Окончательный расчет осуществляется в соответствии с фактически выполненными
объемами медицинской помощи.
В дополнение к обязательной (государственной) системе
медицинского страхования действует дополнительная система добровольного
медицинского страхования, организованная, как правило, на
«смешанной», акционерной форме собственности. Функционирует она на коммерческих
принципах, на которых построены страховые тарифы.
В соответствии с утвержденной номенклатурой учреждения
здравоохранения подразделяются на:
·
Лечебно-профилактические
учреждения (больницы, диспансеры, поликлиники, санатории и т.д.)
·
Учреждения профилактической
медицины
·
Аптечные учреждения
Затраты на
содержание лечебно-профилактических учреждений занимают наибольшую долю в расходах на здравоохранение.
Медицинская
помощь населению может осуществляться в стационарной и
амбулаторно-поликлинической формах.
В основе
расчета расходов на содержание стационара лежит показатель среднегодового
количества коек.
В
амбулаторно-поликлинических учреждениях основные показатели при планировании
расходов: среднегодовое число врачебных должностей и число врачебных
посещений.
По данным за 2000 г. в России числилось
10704 больничных учреждений и 21254 амбулаторно-поликлинических единиц. На 10
000 человек населения приходилось 47,2 врача.
Основные
статьи расходов медицинских учреждений:
·
Заработная плата - составляет
60% затрат на содержание медицинского учреждения. В настоящее время она
устанавливается в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда
работников бюджетной сферы.
·
Административно-хозяйственные
расходы включают широкий перечень затрат по обслуживанию лечебного процесса.
·
В стационарах большое
внимание уделяется расходам на питание больных, определяемым умножением норм
затрат на количество койко-дней, планируемых в каждом отделении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|