Дипломная работа: Управление оборотными активами предприятия ОАО "Хлеб"
Рис. 3 . Состав основных видов
дебиторской задолженности предприятия.
Среди перечисленных видов
наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность
покупателей за отгруженную продукцию. В общей сумме дебиторской задолженности на
расчеты с покупателями приходится 80-90%. Поэтому управление дебиторской задолженностью
на предприятии связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации
задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию. В целях эффективного
управления этой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться
и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.
Формирование политики управления
дебиторской задолженностью предприятия осуществляется по следующим основным этапам
(рис. 4).
Этапы формирования политики управления
дебиторской задолженностью |
|
Анализ дебиторской задолженности предприятия
в предшествующем периоде |
|
|
Формирование принципов кредитной политики
по отношению к покупателям продукции |
|
|
Определение возможной суммы оборотного
капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому
кредиту. |
|
|
|
|
|
Формирование системы кредитных условий |
|
|
Формирование стандартов оценки покупателей
и дифференциация условий предоставления кредита |
|
|
Формирование процедуры инкассации дебиторской
задолженности |
|
|
Обеспечение использования на предприятии
современных форм рефинансирования дебиторской задолженности |
|
|
|
Построение эффективных систем контроля
за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности |
|
Рис. 4. Основные этапы формирования
политики управления дебиторской задолженностью предприятия.
Политика управления дебиторской
задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами
и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации
продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении
своевременной ее инкассации.
Управление дебиторской задолженностью
непосредственно влияет на прибыльность предприятия и определяет кредитную политику,
пути ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежной задолженности, а также
выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
На уровень дебиторской задолженности
влияют следующие факторы:
-
оценка и классификация
клиентов в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории
кредитных отношений и условий оплаты;
-
контроль расчетов
с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
-
анализ и планирование
денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.
Таблица 13. Состав и структура
дебиторской задолженности ООО «Хлеб» Липецкой области Липецкой области за 2006 –
2008 гг.
Наименование |
2006 |
2007 |
2008 |
Отклонение, тыс. руб. (+/-) |
Тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
Дебиторская задолженность (платежи по
которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
106 |
2,04 |
106 |
0,7 |
106 |
0,5 |
- |
Дебиторская задолженность (платежи по
которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты): |
5091 |
97,96 |
15503 |
99,3 |
21113 |
99,5 |
+5610 |
Покупатели и заказчики |
505 |
9,9 |
6587 |
42,9 |
17243 |
81,3 |
+10656 |
Прочие дебиторы |
4586 |
88,06 |
8916 |
56,4 |
3870 |
18,2 |
-5046 |
Итого |
5197 |
100 |
15609 |
100 |
21219 |
100 |
+5610 |
Ключевым моментом в управлении
дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого
покупателям), которые оказывают влияние на объем продаж и получение денег
Рассмотрим состав, структуру
и эффективность использования дебиторской задолженности ООО «Хлеб» Липецкого района
Липецкой области за 2006 – 2008 гг.
Из данных таблицы 13 видно,
что у ОАО «Хлеб» имеется просроченная дебиторская задолженность в размере 106 тыс.
руб., которая свидетельствует о не эффективности системы расчетов. Также негативным
моментом является рост величины дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются
в течение 12 месяцев после отчетной даты на 5610 тыс. руб. в 2008 году по сравнению
с прошлым годом. Необходимо отметить, что в составе дебиторской задолженности, платежи
по которой ожидаются в течение 12 месяцев, наблюдается значительное увеличение дебиторской
задолженности покупателей и заказчиков. Это связанно с неэффективной кредитной политикой
по отношению к покупателям и заказчикам, что также является отрицательным моментом
для текущей деятельности предприятия.
Таблица 14. Анализ оборачиваемости
дебиторской задолженности ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области за 2006 –
2008 гг.
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Отклонения от прошлого года (+/-) |
1.Коэффициент оборачиваемости дебиторской
задолженности |
7,4 |
3,3 |
1,6 |
-1,7 |
2.Продолжительность оборота дебиторской
задолженности в днях |
49 |
111 |
228 |
+117 |
3.Доля дебиторской задолженности в общем
объеме текущих активов, % |
31,7 |
73,7 |
93,4 |
+19,7 |
4.Отношение средней величины дебиторской
задолженности к выручке от реализации |
22,8 |
29,4 |
64,1 |
+34,7 |
Из данных таблицы 14 видно,
что продолжительность оборота дебиторской задолженности в 2008 году составляет 228
дней, что на 117 дней больше, чем в 2007 году. Все это указывает на неэффективную
кредитную политику по отношения к покупателями и слабую платежную дисциплину. Доля
дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов выросла на 19,7% и составила
к величине текущих активов 93,4%. Это указывает на значительное отвлечение средств
из оборота, снижение ликвидность текущих активов и об ухудшении финансового положения
предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|