МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: АПК Украины


    5. Специализированные животноводческо-промышленные комплексы

    Объемы производства животноводческой продукции определяют в зависимости от количества поголовья и уровня производительности скота и птицы, повышение этой производительности вследствие селекционно-племенной работы, применение прогрессивных технологий удержания и откорма. Для определения уровня обеспеченности животноводства кормовыми ресурсами разрабатывают баланс кормов, в котором потребность в них по видам согласованная с поступлениями из разных источников. Балансовые расчеты кормов выполняют как в натуральном выражении, так и за кормовыми единицами. Особое внимание обращают на обеспечение сбалансированности кормов за протеином и другими питательными веществами. Предусмотренные программой объемы производства сельскохозяйственной продукции должны также обеспечить выполнение государственного заказа и формирования ресурсов для удовлетворения региональных потребностей.

    Животноводство относительно стоимости валовой продукции является наибольшей областью сельскохозяйственного производства Украины. Оно призвано удовлетворить потребности населения в мясомолочных продуктах, а также потребности легкой и других областей промышленности во многих видах сельскохозяйственного сырья.

    На размещение животноводства влияют естественные условия, ресурсы кормопроизводства и прежде всего естественные кормовые угодья. Большей частью размещение и специализация животноводства обусловлены потребностями населения, а также транспортабельностью продуктов. Вместе с тем отдельные области животноводства привязанные к мясной, мясомолочной, сахарной, спиртовой, крохмало-патоковой промышленности.

    В отраслевой структуре животноводства основную роль играют скотоводство, свиноводство, птицеводство и овцеводство. Меньшее значение рабочего коневодства, кролиководства, прудового рыбоводства, клеточное животноводство, пчеловодства, шелководства и т.п..

    Скотоводство во всех природно-климатических зонах Украины является ведущей областью и имеет в пригородных зонах, в особенности больших и наибольших городов, молочно-мясное направление. На Полесье традиционно развивается молочно-мясное животноводство, в южных районах преобладает мясомолочное. Близ крупных потребителей расположены мощные комплексы откорма и первичной переработки большого рогатого скота, свиней и птицы, производства молока.

    Поголовье большого рогатого скота составляло в начале 1996 г. 17,7 млн. поголовья. Наибольшая плотность скота в Карпатах и Лесостепи; дальше идут Полесье и Степь. Разводят преимущественно красную степную, симментальскую, белоголовую украинскую, серую украинскую, лебединскую, черно-рябую породы.

    Мощной областью продуктивного животноводства Украины стало свиноводство. Оно, как область скороспелого животноводства, развивается во всех регионах республики. В наибольших масштабах оно сконцентрировано в больших узкоспециализированных хозяйствах пригородных зон больших и наибольших городов. Поголовья свиней в Украине составляет 13,1 млн. животных. В хозяйствах Полесья и Лесостепи свиноводство имеет мясосальную, а в Степи – сальную специализацию. Разводят преимущественно украинскую белую породу.

    Овцеводство – наименее интенсивная область животноводства, которая основывается преимущественно на дешевых пастбищах и грубых кормах с незначительным использованием концентрированных кормов. В Украине выращивается почти 4,1 млн. голов овец и коз (в 1995 г.). В степных областях овцеводство имеет тонкорунную и полутонкорунную специализацию, в лесостепных, полесских и горных – мясо-шерстяную.

    Высокотоварной областью животноводства за последние годы стало птицеводство. Оно поставляет населению мясо и яйца, а легкой промышленности – пух и перья. Эта наиболее механизированная и автоматизированная область животноводства, которая дает возможность внедрять промышленную технологию, которая существенным образом влияет на территориальную организацию этой области. В размещении птицеводства четко прослеживается тенденция к приближению к потребителю строительством птицефабрик вокруг больших городов. Производство яиц в 1995 г. составляло свыше 9,4 млрд. шт. в год.

    Не утратила своего значения и такая область, как коневодство. Поголовье коней составляет в Украине около 1 млн. Коневодство сосредоточено в КСП преимущественно в районах Карпат, Закарпатье, на Подоле и Полесье.

    Товарной областью животноводства в многих районах является кролиководство. Численность поголовья кролей колеблется в границах 10-15 млн. Основное их количество сосредоточенно в подсобных хозяйствах населения; около половины специализированных КСП концентрируется в Крыму. Основными районами разведения кролей является Степная и Лесостепная зоны.

    Перспективной областью производства является рыбное хозяйство. Оно развивается на основе прудов (около 200 тыс. га), водохранилищ Днепра, Северского Донца и др. (около 1 млн. га), а также вдоль многих средних и больших рек.

    В Украине, в основном в южных районах, развивается шелководство; вырабатывается свыше 10 тыс. т. шелкового сырья в год.

    В республике организованно клеточное животноводство – практически во всех областях разводят нутрий (400 тыс. штук в год), норок, лисиц, песца.

    Пчеловодство сконцентрировано в Степи, Лесостепи и Карпатах. Создано около 60 пасечных хозяйств и больших фирм, в которых насчитывается по 2-3 тыс. пчелиных семей.

    Таблица 6

    Поголовья продуктивного скота

    (в хозяйствах всех категорий; тыс. голов)

    1986

    1991

    1992

    1993

    1994

    1995

    1996

    КРС

    в т.ч. коровы

    Свиньи

    Овцы и козы

    26638

    8851

    20088

    9222

    24623

    8378

    19427

    8419

    23728

    8263

    17839

    7829

    22457

    8057

    16175

    7237

    21607

    8078

    15298

    6863

    19624

    7818

    13946

    5575

    17557

    7531

    13144

    4099


    6. Изменение приоритетов развития с/х. Проблемы развития в условиях перехода к рынку

    Главную роль в всей системе государственного регулирования экономики сыграет поддержка соответствующего уровня цен и ценового равновесия, поскольку разбалансирование ценового механизма приводит к разрушительным следствиям. Государственные средства нужны, с одной стороны, для поддержки процесса воспроизводства в сельском хозяйстве, а с другой - для сдерживания процессов инфляции и для защиты интересов потребителей. Во всех развитых странах наибольшая частица государственного средства направленная в аграрный сектор для уменьшения рыночных колебаний и поддержки соответствующего уровня цен.

    Анализ тенденций современных процессов государственного регулирования аграрной сферы дает возможность сделать такие выводы. Во-первых, высокоразвитые страны, которые традиционно экспортируют сельскохозяйственную продукцию (США, Австралия и др.) и стремятся сохранить свое место на мировом рынке, усиливают поддержку отечественного фермерства. Во-вторых, высокоразвитые технически страны (Япония, Норвегия, Австрия и др.), что традиционно импортируют значительную часть продуктов питание, стремятся уменьшить зависимость от стран-экспортеров, поддерживая отечественного товаропроизводителя. В-третьих, на разных этапах экономического развития некоторые страны (Швеция, Финляндия, Канада и др.) изменяли уровень поддержки собственного сельского хозяйства - в определенные периоды он увеличивался, а потом снова уменьшался.

    Система регулирования цен (прежде всего это касается оптовых фермерских цен, тем не менее иногда и розничных) направленная на такое: достижение стабилизации цен и их колебаний в сравнительно узкому «коридоре»; .поддерживание фермерских цен на равные, что дает возможность товаропроизводителям вести расширенное воспроизведение; регулирование объемов и структуры производства.

    Во время формирования политики государственных цен в странах с рыночной экономикой учитывают такие факторы:

    −     паритетность цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию;

    −     затраты на производство продукции в специализированных фермерских хозяйствах;

    −     прибыльность фермерских хозяйств, специализированных областей и сельского хозяйства в целом;

    −     доходы фермеров на вложенный капитал и их финансовые возможности ведения расширенного производства.

    Развитые страны активно стимулируют национальное сельское хозяйство где затраты производства высшие от мировых; в этом случае учитывают импортно-экспортные возможности отечественных товаропроизводителей. Особенности механизма поддержки аграрного сектора в каждой стране зависят от природно-экономических, географических, внешнеэкономических условий и т.п..

    Вообще система государственного регулирования цен во всех странах с развитой рыночной экономикой почти одинаковая: внедрение верхних и нижних границ колебания цен и индикативной или условной цены, какую государство стремится поддерживать. Инструментом такого регулирования есть скупка или продажа продукции (товарная интервенция).

    Эта система известная довольно давно, однако впервые широко была использована в США в середине 30-х лет XX ст. после создания Товарно-кредитной корпорации. Главной ее целью было восстановление докризисного паритета цен и покупательной способности фермеров.

    После второй мировой войны такие системы стали стандартным методом поддержки цен, в особенности после создания Общего рынка.

    На современном этапе для аграрного сектора США характерное объединение государственного вмешательства и рыночного регулирования. За федеральными сельскохозяйственными программами фермеры, которые выращивают зерновые, получают от министерства сельского хозяйства США займа для финансирования производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и рассчитываться за займы частью выручки. Если же рыночные цены падают ниже ровня контрольных цен, внедренных конгрессом, то фермер может передать урожай государству по контрольным ценам, рассчитываясь за заем и получая выручку.

    Аналогично регулируют цены в молочной промышленности. Конгресс определяет так называемый справедливый уровень контрольных цен на молоко, масло, творог. Если рыночные цены опускаются низшее от этого уровня, то продукты скупает государство.

    В США официально действуют целевые (гарантированные) и заставные цены. Целевые изменения обеспечивают фермерам получения нормативных доходов

    от производства сельскохозяйственной продукции и страхуют их от влияния монополистов. Заставные цены дают возможность на протяжении девяти месяцев свободно распоряжаться выработанной продукцией: реализовывать за контрактами, продавать на свободном рынке, сохранять на ферме или сдавать на хранение (за соответствующую плату), ожидая повышения цен на мировом рынке, сдавать продукцию под залог. Заставные цены вводят на уровне среднерынковых за минувшие пять лет. Для пшеницы и кормового зерна уровень заставных цен составляет 75-85%. Поскольку заставная цена есть нижней границей гарантированной цены, то фермер может получать дополнительные доходы благодаря вилке заставной и мировой цен.

    Особенность политики ценообразование в аграрной сфере стран Европейского Союза состоит в учете условий кризиса перепроизводства сельскохозяйственной продукции, которая предопределяет потребность поддержки национальных товаропроизводителей.

    Комиссия сообщества периодически регулирует цены за тремя главными категориями:

    −     желательные цены (индикативные - для зерновых, молока, сахара, маслинового масла, подсолнуха; ориентированные - для крупного рогатого скота, вина; целевые - для табака);

    −     минимальные цены импорта (порог - для зерновых, сахара, молочных продуктов, маслинового масла; справочные - для фруктов, овощей, вина, некоторых рыбных продуктов; шлюзовые для свинины, яиц, птицы);

    −     пороговую цену определяют как индикативную минус затраты на транспортирование и разгрузку товаров от границы сообщества к стране Европейского Союза, которая наибольшее требует этой продукции. Защита от импорта ведут путем обложения дополнительным таможенным сбором, который равняется разности между национальной торговой ценой и ценой импорта. Кроме защиты от импорта, используют средства, которые оказывают содействие экспорту за границы ЕС - экспортные субсидии;

    −     минимальные цены, цель которых - гарантировать производителю нормальный уровень дохода и дифференцировать заготовительные цены по районам по видам продукции.

    Из середины 80-х лет страны - члены ЕС стали широко использовать государственное субсидирование экспорта пшеницы. Субсидии превысили половину цены на пшеницу на мировом рынке. Экспортное субсидирование сельского хозяйства в странах Западной Европы имеет не экономическая, а социальная погрузка. Страны Европейского Союза могли бы существенно уменьшить объем сельскохозяйственного экспорта. Однако это увеличит уровень предложения в рамках Союза, и в конечном итоге, может оказывать содействие разорению нерентабельных хозяйств. Именно этого стремятся избегнуть страны, увеличивая субсидии фермерам.

    Государственная политика регулирования цен, кроме общепризнанных положительных сторон, имеет ряд недостатков. Область медленно разворачивает свои мощности, с опозданием на технологический цикл реагирует на повышение цен, а потом, в меру снижения цен, так же медленно свертывает производство. То есть есть значительный лаг между изменением полученных цен и реакцией сельского хозяйства на это. Возможная даже отрицательная эластичность производства, если в условиях падения цен фермеры, в которых высокая частица постоянных затрат, стремятся расширить производство, чтобы поддержать предшествующий уровень доходов.

    Типичным недостатком ценового регулирования в условиях насыщения рынка есть трудность, связанные с сдерживанием роста производства, которое приводит к увеличению непроизводственных затрат на закупку сельскохозяйственной продукции, ее сохранение и экспорт на льготных условиях.

    В отличие от США и большинства европейских стран, государственное регулирование цен в Украине применяют в условиях сравнительно высокого спроса на сельскохозяйственную продукцию и спада производства. Имеющаяся система цен не возмещает высоких затрат на производство сельскохозяйственной продукции. Расчеты, выполненные по данным Минсельхозпрода относительно затрат на производство в объемах 1990 г. с учетом индексов цен на материальные ресурсы 1995 г., удостоверяют, что частица стоимости купленных материальных ресурсов увеличился с 33,6 до 67,9%, в том числе затрат на нефтепродукты – с 2,5 до 21,1%; электроэнергию – с 0,7 до 2,7%.

    Вместе с тем резко уменьшается частица стоимости материальных ресурсов собственного производства: кормов – с 19,1 до 9,8%, оплаты работы с всеми видами доплат – с 28,2 до 5,9%. Это при условиях, если в структуру себестоимости не включена стоимость земли - основного средства производства в сельском хозяйстве  [8, с.39].

    Важная функция цены в рыночной экономике – обеспечить прибыль товаропроизводителям. Особенность ценообразования в аграрной сфере состоит в том, что, учитывая на условия конкуренции в сельском хозяйстве, между ценой реализации и себестоимостью есть очень маленькая разность.

    В условиях рынка цена всегда реагирует на соотношение спроса и предложения и степень конкуренции в области. Государственная ценовая политика на агропродовольственных рынках не создаст равновесия, но может предупредить ее нарушения. Цена дает возможность более скорое согласовывать действия монопольной и организационно раздробленной части рынка. Тому рух цен сейчас можно большее объяснить достигнутым уровнем монополизации и мероприятиями аграрной политики, чем изменением предложения и спроса.

    Либерализация цен в Украине раскрыла межотраслевые, структурные и ценовые диспропорции в сфере АПК, которые складывалось на протяжении продолжительного периода. В результате разрушения старых отношений возникли новые проблемы:

    −     общая ценовая несбалансированность и нестабильность;

    −     диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

    В условиях высокой инфляции понесут урон прежде всего области с продолжительным оборотом капитала. Сельское же хозяйство имеет сезонный и циклический характер, а его продукция в большинства быстро портится и не может ждать благоприятной конъюнктуры цен. Вместе с тем для приобретения средств производства нужны дополнительные средства. Здесь начинает действовать фактор реальных «ножиць цен» на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, не в пользу последней. Обесценивание средства, полученных от продажи урожая, происходит еще к началу новой посевной.

    Политика либерализации цен на промышленные товары и сохранение несовершенного государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию еще большее усилили диспаритет цен на протяжении 1991-1997гг.

    Цены на продукцию сельского хозяйства в 1997 г. сравнительно с 1990 г. возросли в 68,1 тыс. раз, а на промышленную – в 296,2 тыс. раз. То есть уровень повышения цен на промышленную продукцию относительно сельскохозяйственной был в 4,35 разы высший. В частности, в 1994 г. темпы роста цен на промышленные товары, которые потребляет сельское хозяйство, были более чем в десять раз высшими от темпов роста цен на сельскохозяйственную продукцию (рис.1).

    Рис.6.1 - График изменения ценового паритета сельского хозяйства в хозяйственном комплексе Украины

    Сравнение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию – а эквивалентность их обмена свидетельствует, что диспаритет цен еще большее углубляется (табл. 7).

    Таблица 7

    Расчет эквивалентности обмена сельхозпродукции на машины

    и горючее за 1997 год (тонн за единицу)

    Вид продукции Стоимость 1 т сельхозпродукции, грн. Трактор – 34131 грн. Зерноуборочный комбайн – 76060 грн. Кормосборный комбайн – 37393 грн. Бензин – 392 грн. Дизельное горючее – 322 грн.
    Зерно 176 194 432 212 2,2 1,8
    Подсолнух 246 139 309 152 166 163
    Сахарные свеклы 70 483 1086 534 5,6 4,6
    Молоко 239,5 142 318 156 1,6 1,3
    Мясо в живом весе 1040 33 73 36 0,38 0,31

    Паритет отношений – сложное явление, а ценовой аспект есть лишь одной из его сторон. Для характеристики ценового аспекта нужно учитывать такое:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.