МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: АПК Украины

    Одним из главных факторов, которые влияют на формирование и территориальную организацию АПК и потребление его конечной продукции является характер расселения, плотность сельского населения и уровень обеспечения трудовыми ресурсами.

    2.5. Исторические особенности

    Развитие больших систем расселения влияет на величину и структуру разных аграрно-промышленных комплексов. Наибольшие и большие города являются одним из важнейших факторов формирования пригородных АПК. Вокруг этих городов создаются специализированные предприятия пригородного типа для обеспечения городского населения свежими овощами, молоком и другой малотранспортабельной сельскохозяйственной продукцией.

    Разные природно-географические зоны Украины неравномерно обеспеченны трудовыми ресурсами. В результате одни регионы Украины имеют излишек трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, а другие ощущают их нехватку. Лучше всего обеспеченные трудовыми ресурсами лесостепные области, где высочайшей являются плотность сельского населения. Наибольшая потребность в трудовых ресурсах ощущается в степных областях, где плотность сельского населения наименьшая. Степень обеспеченности трудовыми ресурсами влияет на специализацию аграрно-промышленных комплексов. Так, в регионах, лучше обеспеченных трудовыми ресурсами, формируются АПК, которые вырабатывают трудоёмкую продукцию.

    Нужды населения в продукции АПК определяются научно обоснованными нормами потребления на душу населения и реальными возможностями их удовлетворения. В определенной мере на объем и ассортимент необходимых продуктов питания влияют природно-географические условия, местные национальные особенности и традиции.

    В условиях радикального реформирования АПК на основах рыночной экономики в особенности актуальной есть проблема формирования регионального ресурсного потенциала АПК, оптимального обеспечения производственными ресурсами всех его сфер и высокоэффективного их использования.

    Национальный АПК характеризуют, с одной стороны, как единую интегральную природно-экономическую систему, а из другого, в разрезе отдельных его сфер и производственных подразделов. Такой подход нужен для правильного понимания закономерностей развития составных частей АПК и решение проблем формирования оптимальных ресурсных потенциалов региональных АПК, усовершенствование межотраслевых экономических отношений в границах национального агропромышленного комплекса. Без этого невозможно выработать научно обоснованную государственную политику, стратегию и тактику ведения аграрной реформы в Украине.

    Ресурсный потенциал национального агропромышленного комплекса- это совокупность ресурсных потенциалов трех его главных сфер: областей, которые выпускают для сельского хозяйства и других областей АПК средства производства и предоставляют агротехносервисные услуги; собственное сельскохозяйственного производства; областей, которые перерабатывают, сохраняют и транспортируют сельскохозяйственную продукцию и торгуют продовольственными товарами. Основой ресурсного потенциала АПК есть потенциал аграрной сферы.

    Для конкретного аграрного предприятия характерное разное соотношение и объединение земельных, материальных и трудовых ресурсов. В условиях общего финансово-экономического кризиса ресурсный потенциал национального АПК постоянно теряет свои воспроизведенные возможности, снашивается, поскольку реноваційні процессы почти не происходят, а достижение научно-технического прогресса практически не внедряют. Возрастание объемов неплатежей, задолженности государства, неплатежеспособности коллективных сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств тормозят производство, приводят к разрушению имеющегося ресурсного потенциала.

    Изношенность основных средств производства в 1997 г. составляла в сельском хозяйстве 45%, пищеперерабатывающих областях - в среднему 43%, областях машиностроения, которые обслуживают агропродовольственную сферу, – 59%, в сельскохозяйственном строительстве – свыше 45%. На протяжении 1994-1995 гг. сравнительно с 1990 г. объемы снабжения сельскохозяйственным производителям зерноуборочных комбайнов уменьшились в 10 раз, грузовых автомобилей – в 6 раз, минеральных удобрений и другой техники – в 4,5, пестицидов – в 3,5 и горюче-смазочных материалов - в 2,1 разы. В 1995 г. на 1 га посевной площади было внесено в средних лишь С кг минеральных удобрений в пересчета на действующее вещество, тогда как в 1990 г. - свыше 140 кг.

    Анализ экологического состояния земельных ресурсов свидетельствует, что за последние 35 лет площадь эродированных земель увеличилось почти в 5 раз, значительно расширились площади засоленных, задумчивых, солонцеватых, подтопленных и техногенно загрязненных сельхозугодий. В целому с каждых 10 га земельных угодий, используемых в сельском хозяйстве, только 1 га имеет нормальное экологическое состояние. Среднее содержимое гумуса в грунтах уменьшился с 3,5 до 3,2%.

    Между разными сферами национального АПК Украины отсутствуют рациональные экономические отношения, взаимносбалансованные экономические интересы. Агропромышленное производство пока что не рассматривают как единый социально-экономический процесс интеграции и координации деятельности предприятий и областей, которые ведут производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Однако лишь при условии такого подхода создаются нужные экономические, экологические и организационно-технологические предпосылки для высокоэффективного объединения сельского хозяйства с промышленностью на базе методов и форм, присущих современной рыночной экономике.

    В процессе формирования ресурсного потенциала АПК и определение направлений и методов его усовершенствования надо руководствоваться такими общими принципами:

    −     экологичность производства сельскохозяйственной продукции;

    −     экономичность и энергоэкономичность с учетом функционирования многоукладной экономики на селе и разных форм хозяйствования в АПК;

    −     технологичность и универсальность технических средств производства при условиях высоких продуктивных и эксплуатационных показателей;

    −     снижение материало- и энергоёмкости сельскохозяйственной продукции, повышение производительности работы и возрастание эффективности использование ресурсов на основах комплексной механизации, автоматизации и компьютеризации производственных процессов во всех областях АПК.

    В случае определения стратегии формирования ресурсного потенциала АПК на макроуровне, нужно принимать во внимание новые тенденции и направления НТП в агропродовольственной сфере, экологические и экономические требования, особенности нынешней материально-технической и технологической базы отечественного агропромышленного производства. Поскольку Украина строит открытую экономику, то нужно также учитывать современные мировые экономические и интеграционные связи в агропродовольственной сфере.

    В условиях усиления конкуренции на агропродовольственных рынках мира решающую роль в формировании эффективных и экологически опасных ресурсных потенциалов сыграет интенсивное технологическое обновление, то есть внедрение новейших технологий, машин и оснащения, високоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопроизводительных пород и гибридов животных, экологообеспечных агрохимикатов и т.п.. Новые технологии и качественные производственные ресурсы - это главный фактор переведения национального АПК на эффективный, экологически опасных и конкурентоспособный путь развития.

    Можно выделить три главного стратегического направления ресурсного и технологического обновления отечественного агропромышленного комплекса:

    −     создание и применение технологий, биоресурсов, что оказывают содействие удешевлению аграрной продукции;

    −     разработка и внедрение технологий, которые дают возможность существенно повысить качество сельскохозяйственного сырья и продуктов питания;

    −     создание и использование технологий и биологических средств производства, которые обеспечивают экологически чистую переработку сельскохозяйственной продукции и экологически безопасную деятельность аграрных предприятий.

    Особое внимание надо уделить формированию и усовершенствованию ресурсного потенциала третьей сферы АПК, Области пищевой промышленности есть потенциально наиболее перспективными в экономике Украины, поэтому они должны быть приоритетными относительно инвестиций. В мире постоянно возрастает спрос на высококачественные продукты питания. Наше государство имеет все возможности для того, чтобы пищевая промышленность превратилась на главного экспортера и важнейший источник поступления валютного средства.

    Проблема формирования ресурсного потенциала оптимальных размеров и структуры во всех сферах национального АПК, рационального ресурсного обеспечения всех агропромышленных предприятий, качественного технологического обновления производства в условиях становления рыночной экономики требует особого внимания со стороны государства, управленческих структур и органов местного самоуправления. Для решения этой проблемы нужно выполнить две главных задачи. Первое - обеспечить выпуск в достаточном количестве и высокого качества отечественной сельскохозяйственной техники и оборудования для областей пищевой промышленности (элементов основного и оборотного капитала второй и третьей сфер АПК).

    Вторая задача - это накопления реального капитала и соответствующих средств в сельском хозяйстве на основании создания специфического экономического механизма на стыке промышленной и аграрной сфер. Формирование эффективных ресурсных потенциалов во всех отраслях АПК требует создание развитого рынка средств производства. С этой целью надо ускорить разгосударствление и приватизацию предприятий сельскохозяйственного машиностроения, создание общих предприятий, акционерных обществ, фирм агробизнеса, развивать конкуренцию между товаропроизводителями первой сферы АПК.

    Первоочередная задача нашего государства - вывод в кратчайшие сроки национального АПК на передовые технико-технологические, экономические и экологические показатели развития. Для этого нужно сконцентрировать все возможности и ресурсы общества, научно-технический и экономический потенциал государства.


    3. Сельское хозяйство – основа АПК. Современный уровень развития и структура с/х производства

    Опыт развитых стран, система агробизнеса которых продолжительное время формировалась под влиянием государства, убедительно удостоверяет, что в условиях рыночной экономики жизнеспособность сельскохозяйственных предприятий, эффективность аграрного производства и относительная стабильность социальной сферы в сельской местности значительно обусловленные государственным регулированием.

    Потребность и особенности государственного регулирования агропромышленным комплексом определяет ряд объективных факторов: разнообразие природно-климатических условий; страхование их деятельности; непостоянство цен и доходов в агропромышленном производстве, которое зависит от естественных факторов и конъюнктуры рынка; конкурентная среда в сельском хозяйстве и высокая степень монополизации в ресурсообеспечивающих перерабатывающих сферах; низкая привлекательность инвестирования аграрного производства через специфику воспроизведенного процесса; потребность экологизации сельского хозяйства; особенности формирования социальной инфраструктуры села.

    Масштабы регулирования, преимущественно, зависят от уровня экономического и социального развития хозяйства, сбалансированности спроса и предложения на аграрных рынках. Государственное регулирование агробизнеса на Западе ведут за такими главными направлениями: регулирование цен и фермерских доходов; бюджетное финансирование; кредитование; налогообложение; стабилизация рынка сельскохозяйственной продукции.

    В условиях, которые сложились сегодня в Украине, с целью развития АПК и страны в целом, кроме вышеперечисленных направлений, государство должно: поддерживать развитие фермерства; оказывать содействие в реализации продукции в границах квот и гарантированных цен, которые вводят органы государственной власти; дотировать производство отдельных видов продукции; поддерживать развитие аграрного предпринимательства; проводить антимонопольную политику; обеспечивать подготовку кадров, поддерживать развитие аграрной науки, социальной инфраструктуры.

    Почти все западные страны в взаимоотношениях сельского хозяйства с другими областями, в вопросах экспорта и импорта сельскохозяйственного сырья и продуктов придерживаются принципа аграрного протекционизма.

    Планово-экономическое регулирование аграрного сектора в период перехода к рынку должно объединять принципы индикативности и директивности.

    Государственное регулирование развития АПК в значительной мере можно обеспечить программным регулированиям.

    В зависимости от поставленных задач программы разделяют на такие: межотраслевые, которые регулируют важные макроэкономические пропорции; отраслевые, ориентированные на решение проблем областей и сфер АПК; товарные, которые определяют рыночные механизмы относительно того или другого продукта; функциональные, направленные на реализацию ключевых функций государственного регулирования АПК (инвестиционный, социально-экономический, научно-технический, инновационные, природоохранные и др.); региональные, что содержат комплекс мер воздействия государства на состояние АПК отдельных областей и регионов.

    Для субъектов АПК программы имеют большей частью рекомендательный характер, однако могут быть и обязательными. Прежде всего это касается государственных предприятий и предприятий-монополистов, реализации антикризисных мероприятий, выполнение экологических программ и т.п..

    В конкретных программах отображенные главные рычаги государственного регулирования - законодательная деятельность, прямая государственная поддержка (субсидии, дотации и др.), механизм санкций, таможенное регулирование, кредитная система, налогообложение и ценовое регулирование.

    Существенным элементом государственного регулирования сельскохозяйственного производства есть изменение его производственной структуры. С этой целью ввели прямое планирование объемов производства, введя контрактную систему договоров между государством и фермерами, в частности, используют два типа такой системы: подписание контрактов относительно ограничения посевов определенной культуры и вывод земли из оборота с соответствующей компенсацией; введение прямого квотирования объемов производства. Итак, фермер пользуется льготами, государственной поддержкой в случае выполнения плана определенного объема производства, а государство имеет возможность регулировать количество земель, которые используются под посевы и многолетние насаждения.

    Первый тип планирования начали использовать после второй мировой войны в США, более поздний - в Западной Европе. В частности, в Европейском Союзе в условиях перепроизводства зерновых и сахарных свекл было введено субсидии на уменьшение их площадей. В некоторых странах, наоборот, используют погектарные доплаты за выращивание масляных, что оказывает содействие уменьшению объемов импорта масла.

    Прямое квотирование объемов производства распространенное в молочном животноводстве и, частично, в птицеводстве.

    В 50-60-ые, кое-что и в 70-ые годы, если главной задачей сельского хозяйства было увеличение объемов производства, в западных странах широко практиковали целевые государственные субсидии на строительство, куплю техники, удешевление кредита и т.п. Тем не менее, по мере насыщения рынка и перепроизводства сельскохозяйственной продукции прямые государственные субсидии производственного назначения начали уменьшать.

    Исключение составляет лишь система льготного сельскохозяйственного кредитования и некоторые мероприятия из укрупнения хозяйств, предоставление помощи молодым фермерам.

    Сегодня цель прямых государственных выплат - не стимулирования производства, а решение социальных задач - поддержка уровня доходов фермеров, развитие сельской инфраструктуры и природоохранные мероприятия. Это есть главным содержанием современной общей сельскохозяйственной политики Европейского Союза. Поскольку поддерживание высоких цен внутри Союза - один из наиболее дорогих путей субсидирования доходов, то приняты решения о некотором снижении цен. Вместе с тем введены прямые доплаты фермерам в случае соблюдения предшествующего размера их производства. Государственные выплаты делают из расчета на гектар земли или на председателя скота в неблагоприятных условиях производства.

    Разнообразие функций государства предусматривает значительные затраты не только из бюджета, а и через действие ценового механизма. В целому по ОЕСР (25 наиболее развитых стран Запада) средство, которое поступают в сельское хозяйство из бюджета, в девять раз превышают поступления от него в бюджет, а если прибавить и ценовые субсидии, то в 18 раз. Почти половину средств, предоставленных сельскому хозяйству, составляют бюджетные средства, а половину – субсидирование цен [2, с.67].

    Дифференциация средств из расчета на 1 га сельхозугодий обусловленная интенсивностью сельского хозяйства, площадью используемых сельхозугодий и абсолютным размером выделенных сумм. Как видим, высоким есть уровень государственной поддержки аграрной сферы в Япони, странах Европейского Союза и США. Минимальные суммы для поддержки сельского хозяйства выделяют в Австралии Новой Зеландии.

    На защиту отечественных рынков и товаропроизводителей в западных странах также направленный механизм внешнеторговых отношений. Главной его составной частью есть ценовое регулирование. Мировые цены формируют на основании затрат в лучших условиях производства, под которыми понимают совокупность естественных, технико-технологических и социально-экономических условий. Такие условия для производства многих сельскохозяйственных товаров есть в США, где на биржах и происходит начальное формирование мировых цен.

    Однако в большинстве стран условия производства многих видов сельскохозяйственной продукции худшие, чем в главных странах-экспортерах. Если бы функционировал абсолютно свободный мировой рынок, то внутреннее производство сельскохозяйственной продукции в многих государствах было бы вытеснено импортом. Поэтому нужны системы защитных механизмов, которые стимулируют развитие собственного аграрного сектора. Такие системы созданы в странах Европейского Союза, Японии других, где условия для выращивания многих культур есть худшие. Разработанные механизмы защищают от дешевого импорта отдельных продуктов, и вместе с тем регулируют поступление продуктов, которые не вырабатывают внутри страны.

    Как базовые инструменты политики защиты отечественных производителей используют таможенные сборы и компенсационные платежи, которые покрывают разность между внутренними и импортными ценами, а также компенсационные платежи экспортерам сельскохозяйственной продукции, которые дают возможность вывозить продукты из Европы на мировой рынок, где сложились низшие цены. Такая система превратила Западную Европу у большого экспортера продуктов питания.

    В Украине для реализации стратегического курса изменения всей системы отношений в АПК целесообразно создать специальные органы государственного регулирования сельского хозяйства и рыночных преобразований в нем. В государствах Восточной Европы, которые стало на путь аграрных реформ значительно раньше, чем Украина, подобные учреждения уже действуют, в частности, в Польше - Агентство сельскохозяйственного рынка, в Чехи и Словакии - Фонды рыночного стимулирования, в Венгрии - Координационный комитет по регулированию аграрного рынка. Несмотря на некоторые отличия можно выделить такие главные задачи их деятельности:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.