Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
основываются процессы творческого дизайнерского мышления.
Повышение уровня творческой активности подтверждает мысль о том, что
этому можно и нужно учить. Это особенно важный вывод, поскольку это
необходимо не только в сфере художественной дизайнерской деятельности, но и
является одной из составных частей общей культуры человека.
Формирование элементов дизайнерского мышления не может быть
кратковременным процессом или строиться фрагментарно. Для этого должна быть
разработана многоуровневая программа, рассчитанная на весь период обучения
ребенка в школе.
В нашем исследовании мы на практике использовали программу раздела
для 2 класса.
Данная программа, разработанная и частично опробированная на практике
опирается на следующие принципы, обоснованные Н.М.Конышевой.
Программа по трудовому обучению.
(основы дизайнообразования).
Принципы построения программы:
1.Общекультурная (мировоззренческая, духовно-пространственная)
направленность. Этот принцип подразумевает формирование у учащихся через
практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей
действительности: в первую очередь о связи человека и создаваемой им
культурной среды обитания с единой и гармоничной природой; о социально-
психологической и социально-исторической информативности мира вещей и так
далее.
Содержание курса призвано также обеспечить расширение круга художественно-
эстетических и специальных знаний и формирование широких созидательных
возможностей личности.
2. От общего к частному (в формировании духовно нравственных установок) и
от частного к общему (в формирование конкретных знаний и способов работы).
Младшие школьники удивительно отзывчивы на эмоциональное воздействие
природы и искусства, благодаря чему они в состоянии довольно глубоко
«ощущать» те сложные философские идеи, которые лежат в основе дизайнерского
мышления.
В связи с этим программа предусматривает освоение более частных
дизайнерских вопросов (единства эстетических и функциональных качеств в
предмете целесообразности конструкции, технологичности способов работы,
единства цвета и формы, соответствие материала формы, соответствие
различных форм в композиции) на фоне выработки общефилософского подхода к
проблеме «Природа-Человек-Предметная среда».
Что касается конкретных способов ручной работы и соответствующих им знаний
и умений, то в соответствии с психологической природой ребенка их
формирование удобнее осуществить от простого к сложному, от частного к
общему.
3. Целостность формирования дизайнерского мышления. Личность едина;
большинство видов человеческой деятельности также целостны, то есть
одновременно включают в себя несколько различных компонентов. В связи с
этим наиболее естественно строить формирование конкретных параметров
дизайнерского мышления не изолированно друг от друга, а комплексно, т о
есть в процессе выполнения конкретного изделия ученик рассматривая его как
часть целого, учитывая возможные эстетические, социально-психологические и
другие взаимосвязи с этим целым.
4.Вариативность содержания, многообразие конкретных тем и изделий,
творчество учителя. При общности цели и единстве принципов программа
предусматривает самые широкие возможности для отражения в конкретном
содержании уроков, региональных, социально-культурных и других местных
особенностей. Количество уроков также может меняться.
Основываясь на принципах и учитывая теоретические положения нашего
исследования приведем примерный тематический план.
Тематическое планирование раздела «Художественное конструирование» по
классам.
1 класс
|№ |Тема урока |Теоретические |Практическая |
|урока| |сведения |деятельность |
|1. |Урок – |Бумага. Виды бумаг. |-опыты по выявлению |
| |лабораторная |Свойства: цвет, |свойств бумаги; |
| |работа по |окрашиваемость, |-изготовление |
| |изучению |фактура, |коллекции бумаги. |
| |видов и |водопроницаемость, | |
| |свойств |прочность, | |
| |бумаги. |пластичность, | |
| | |прозрачность. | |
|2. |Основы |Простая форма. |-изготовление поделок |
| |формообразова|Плоская, объемная |из различных коробок |
| |ния и |форма. Детали, |путем обертывания |
| |композиции. |украшения. |бумагой и украшения. |
| |Форма. | | |
| |Веселые | | |
| |существа из | | |
| |коробок. | | |
|3. |Форма. |Трансформация |-изготовление игрушек |
| |Оригами. |плоского листа в |оригами с помощью |
| | |объемную фигуру. |приема сгибания и |
| | | |складывания. |
|4. |Ритм. |Ритм. Орнамент. |-орнамент в полосе из |
| | | |геометрических |
| | | |элементов. |
|5. |Ритм. |Композиция, силуэт |-изготовление |
| |Композиция из|модели. |«геометрического |
| |геометрически| |конструктора из |
| |х фигур. | |картона». Составление |
| | | |силуэтов моделей |
| | | |различных предметов |
| | | |способом |
| | | |манипулирования. |
|6. |Симметрия. |Симметричность в |-изготовление картины |
| |Картина из |природе. Композиция. |–аппликации из |
| |симметричных | |симметричных деталей. |
| |деталей. | |«Лесная поляна» |
|7. |Асимметрия. |Асимметричность в |-составление |
| |Картина из |природе. Композиция. |композиции из |
| |вырезанных | |асимметричных деталей.|
| |листьев. | |«Панно». |
|8. |Цвет как |Ахроматические, |-изготовление |
| |средство |хроматические цвета. |мозаической аппликации|
| |выразительнос| |из хроматических и |
| |ти. Мозаика. | |ахроматических цветов.|
|9. |Теплые и |Теплые и холодные |-аппликация в теплых |
| |холодные |оттенки одного цвета.|тонах. «Осенний |
| |оттенки | |букет»; |
| |одного цвета.| |-аппликация в холодных|
| |Аппликация. | |тонах. «Снеговик». |
|10. |Разработка и |Асимметричность, |-украшение для |
| |изготовление |пластичность, |комнаты. Подвеска – |
| |объемных |легкость, |спираль. |
| |игрушек и |динамичность, | |
| |пространствен|назначение, характер | |
| |ных |вещи. Некоторые | |
| |композиций. |свойства выражения | |
| |Образы зимы. |замысла: путем | |
| | |моделирования формы. | |
|11. |Изделия из |Симметричность, |-изготовление снежинок|
| |сложенного |ахроматические цвета,|из сложенного листа |
| |квадрата |гармоническое |белой и голубой |
| |бумаги. |сочетание цветов, |бумаги. |
| |«Снежинки». |соотношение форм. | |
| | |Выражение замысла | |
| | |путем выбора | |
| | |материала, ритма, | |
| | |элементов композиции.| |
|12. |Гирлянды в |Симметричность, |-изготовление сложного|
| |виде игрушек,|контраст, нюанс, |фонарика |
| |зверюшек. |ритм, масштабность, | |
| | |сочетание цветов. | |
|13. |Прямоугольные|Симметричность, |-изготовление елочного|
| |прорезные |легкость, цветовое |фонарика. |
| |изделия |сочетание, теплые и | |
| |«Фонарик». |холодные цвета. | |
|14. |Елочная |Цветовой фон, |-изготовление елочной |
| |игрушка «Дед |цветовые отношения |игрушки из ваты и |
| |Мороз». |(насыщенность, |картона «Дед Мороз». |
| | |светлота), контраст, | |
| | |нюанс. | |
2 класс.
|№ |Тема урока |Теоретические |Практическая |
|урока| |сведения |деятельность |
| | | | |
|1. |Начальные |Понятие о |-наблюдение и анализ|
| |сведения о |художественном |форм симметричных |
| |художественном |конструировании. |предметов в природе |
| |коструировании |Профессия дизайнера |и анализ правильных |
| |(дизайне). |(планировании, |геометрических форм.|
| |Аппликация из |проектировании, | |
| |симметричных |претворение замысла в|-изготовление из |
| |деталей. |изделии). Понятие об |бумаги симметричных |
| | |осевой симметрии, |насекомых. |
| | |симметричных фигурах.|-составление |
| | | |аппликации из |
| | | |симметричных деталей|
| | | |в круге |
| | | |(используются |
| | | |геометрические и |
| | | |природные формы). |
|2. |Основные |Контур, силуэт. |-изготовление |
| |формообразовани|Гармония и равновесие|контурных сувениров |
| |я и композиции.|соотношения форм: |и игрушек с щелевым |
| |Щелевые |пропорциональность |замком из картона. |
| |игрушки. |пластичность, | |
| | |угловатость. | |
|3. |Композиция по |Композиция. |-составление |
| |собственному |Повторение элементов,|композиции на |
| |замыслу. |ритм, |свободную тему, |
| | |асимметричность, |используя различные |
| | |симметричность. |формы. |
|4. |Проектирование |Проект, |-создание проектов |
| |домиков для |проектирование, |будущих, пока еще не|
| |сказочных |эскиз, рисунок. |существенных |
| |героев. |Художественная |предметов. |
| | |выразительность | |
| | |изделия, интерьер. | |
|5. |Цвет как |Цветовой круг. |-упражнение по |
| |средство |Основные и |подбору гармоничных |
| |выразительности|дополнительные цвета.|тонов, лоскутков |
| |в |Цветовой фон. |ткани. |
| |художественном |Гармоничное сочетание|-коллаж из ткани. |
| |конструировании|. Контрастное | |
| |. Коллаж из |сочетание. | |
| |ткани. | | |
|6. |Аппликация |Витрина, назначение, |-разработка и |
| |«Витрины на |оформление витрины, |оформление проекта |
| |улицах». |соответствие внешнему|витрины магазина. |
| | |облику улицы и стилю | |
| | |здания. Симметрия, | |
| | |движение, ритм, | |
| | |композиция. | |
|7. |Нюанс. |Нюансные сочетания |-аппликация «Ковер |
| |Аппликация из |цветов, движения, |осенних листьев» |
| |нюансных тонов.|ритм, выражение |(коллективная |
| | |сочетания с учетом |работа). |
| | |цветовых сочетаний. | |
|8. |Комплект для |Стиль, стилевое |-изготовление |
| |кухни: |единство, настроение |комплекта из ткани в|
| |прихватка, |вещи, гармоничное |едином стиле. |
| |грелка на |сочетание цветов. | |
| |чайник. | | |
|9. |Разработка и |Зависимость формы |-изготовление |
| |изготовление |предмета от его |упаковочных коробок |
| |объемных |назначения и |для сувениров в |
| |игрушек и |особенностей |форме простых |
| |пространственны|использования. Форма,|геометрических фигур|
| |х композиций. |пропорции, цвет как |(из самостоятельно |
| |«Упаковка». |средство |сделанных |
| | |выразительности для |разверток). |
| | |создания образа. | |
|10. |Макеты |Функциональные и |-изготовление |
| |интерьеров. |эстетические свойства|макетов интерьеров с|
| | |интерьера. Назначение|мебелью. |
| | |интерьера. |-изготовление одежды|
| | |Компановка. |для кухни. Эскизный |
| | | |проект (коллективная|
| | | |работа). |
|11. |«Образы зимы» -|Оформление, |-изготовление |
| |открытки. |украшение, |поздравительных |
| | |сочетаемость фона и |открыток из деталей |
| | |деталей по цвету. |цветной бумаги. |
| | |Фактура материала. | |
| | |Целесообразность | |
| | |вещи, настроение | |
| | |вещи. | |
|12. |Маски к новому |Эскиз, цветовое |-изготовление |
| |году. |сочетание, характер |деталей масок к |
| | |вещи, средство |новогодним костюмам.|
| | |выражения образа | |
| | |через детали. | |
|13. |Детали |Средства |-изготовление |
| |новогодних |художественной |деталей костюма |
| |костюмов. |выразительности – |(совместное |
| | |линия и цвет, детали.|занятие). |
|14. |Разработка и |Гармоничность |-изготовление |
| |изготовление |цветовых сочетаний, |украшений для елки. |
| |елочных |контраст, нюанс, |Складной самоцвет на|
| |украшений. |ритм, равновесие. |елку. |
3 класс.
|№ |Тема урока |Теоретические |Практическая |
| | |сведения |деятельность |
|1. |Основы |Композиция, форма |-изготовление |
| |формообразования |– объемная, |композиции «улицы |
| |и композиции. |плоская. |города» (ночью и днем)|
| |«Улицы города». |Масштабность, |групповая работа в |
| | |динамичность, |технике аппликации. |
| | |легкость, фактура | |
| | |материала. | |
| | |Цветовой контраст,| |
| | |выразительность. | |
| | |Теплые и холодные | |
| | |цвета. | |
|2. |Интерьер |Интерьер. Принципы|-разработка |
| |квартиры. |и правила |проектирование |
| | |оформления |оформления комнаты (по|
| | |интерьеров. |выбору) для сказочного|
| | |Эстетические и |героя. |
| | |санитарно – | |
| | |гигиенические | |
| | |требования к | |
| | |оформлению жилых и| |
| | |нежилых помещений.| |
|3. |Мебелировка |Общие сведения о |-разработка проекта |
| |квартиры. |мебели. Виды |мебелировки комнаты |
| | |мебели и ее |для сказочного героя. |
| | |функциональное | |
| | |назначение. | |
| | |Основные | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|