МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

    задавались, и изобретения новой формы мебели требовало от каждого большого

    напряжения процессов соображения.

    Все рисунки несколько однообразны, реалистичны, большинство парт

    имеет стандартную прямоугольную форму. Новизны заключается в создании

    различных удобств вокруг парты или встроенных в нее. В подавляющем

    большинстве в парту встроен компьютер, механизмы раскладывания парты, полки

    для книг и игрушек, осветительные системы. Эти приспособления созданы на

    основе имеющихся знаний, прошлого опыта путем "склеивания" отдельно

    существующих объектов в единое целое. Уровень рациональности в основном

    находится на низком и среднем уровне, затем чаще всего неудобны, не

    достаточно полезны, не эстетичны. Дети на интуитивном уровне чувствуют

    красоту и гармоничность изобретения.

    Таким образом, дети не подготовлены заданиям подобного вида,

    направленным на развитие дизайнерского мышления, не умеют фантазировать в

    нестандартных, непривычных условиях, мыслительные процессы функционируют на

    основе хорошо усвоенного прошлого опыта и знаний путем репродуктивного

    воспроизведения, использования стандартных форм.

    Методика №6

    "Чайный сервиз"

    Цель: выявить понимание художественных особенностей общей группы

    предметов, связанных ансамблем.

    Задание: подобрать к данному чайнику чашку и блюдце, чтобы они

    подходили по форме, цвету и орнаменту.

    Работа оценивалась по 3-х бальной системе.

    Уровни знаний детей:

    Низкий (1)б: не понимают художественных особенностей общности предметов,

    связанных ансамблем. Выбор предмета случаен, не сочетается ни по цвету, ни

    по форме, ни по орнаменту. Интуиция в этом направлении не развита.

    Средний (2)б: частично устанавливают связь между предметами. Сочетают

    предметы по одному признаку: либо по цвету, либо по форме, либо по

    орнаменту, так как интуитивно чувствуют принадлежность предмета к ансамблю.

    Высокий (3)б: легко определяют принадлежности предметов, выражающиеся в

    сочетании по форме, цвету и орнаменту. Сознательно выделяют общие черты,

    обосновывая то или иное сочетание.

    Анализ ответов детей показывает, что большей части из них стилевые

    отличия не знакомы. Необходимо уделить внимание развитию чувства стиля на

    формирующем этапе эксперимента.

    | |1 (низкий |2 (средний |3 (высокий |

    | |уровень) |уровень) |уровень) |

    |Лена Р. | |* | |

    |Коля Л. |* | | |

    |Ваня М. |* | | |

    |Илья Т. | |* | |

    |Дима М. |* | | |

    |Сергей У. |* | | |

    |Оля Б. | |* | |

    |Толя М. |* | | |

    |Наташа Т. | | |* |

    |Руслан З. |* | | |

    |Кристина М. | | |* |

    |Денис Т. |* | | |

    |Слава К. |* | | |

    Анализ: на низком уровне находится 8 детей - 62%, на среднем - 3

    ребенка - 23%, низком - 2 ребенка - 15%.

    Методика №7

    "Дорисуй фигуры"

    Цель: выявить уровень представлений о симметричности примеров, умение

    достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного образа.

    Задание: даются 3 бланка (21*30) и предлагают дорисовать на них

    фигуры (квадраты, круги, стрекозы, рыбы). Подчеркивают, что все квадраты

    (круги, стрекозы, рыбы) одинаковые.

    Оценка результатов:

    Высокий уровень (3)б: дети понимают принцип работы, безошибочно

    дорисовывают фигуры.

    Средний уровень (2)б: дети понимают принцип работы, дорисовывают фигуры, но

    иногда допускают небольшую асимметрию в рисунке.

    Низкий уровень (1)б: уменьшение площади дорисованной фигуры, грубые

    изменения ее формы, не понимание принципа работы.

    Количественный анализ: представлен в сводной таблице. Количественный анализ

    показал, что дети в основном находятся на среднем уровне развития

    представлений о симметричности, пытаются не уменьшать площадь дорисованной

    фигуры, соблюдают ее форму, но иногда допускают небольшую асимметрию в

    рисунке.

    Анализ:

    Высокий уровень - 9 человек - 70%,

    Средний уровень - 2 человека - 15%,

    Низкий уровень - 2 человека - 15%.

    Общий анализ эксперимента:

    | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |Всего |уровень |

    | | | | | | | | |баллов| |

    |Лена Р. |1 |1 |2 |2 |1 |2 |1 |10 |средний |

    |Коля Л. |2 |1 |2 |2 |2 |1 |1 |11 |средний |

    |Ваня М. |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |7 |низкий |

    |Илья Т. |2 |1 |1 |1 |1 |2 |1 |10 |средний |

    |Дима М. |2 |2 |3 |2 |2 |1 |2 |14 |средний |

    |Сергей У.|1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |7 |низкий |

    |Оля Б. |2 |1 |3 |3 |2 |2 |3 |16 |Высокий |

    |Толя М. |2 |1 |1 |1 |2 |1 |3 |11 |Средний |

    |Наташа Т.|2 |3 |1 |2 |1 |3 |1 |12 |Средний |

    |Руслан З.|3 |1 |1 |1 |1 |1 |2 |10 |Средний |

    |Кристина |2 |2 |1 |3 |2 |3 |1 |14 |Средний |

    |М. | | | | | | | | | |

    |Денис Т. |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |7 |Низкий |

    |Слава К. |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |7 |низкий |

    Максимум баллов по методикам - 21.

    Низкий уровень: 1-7 баллов - 4 человека - 30%

    Средний уровень: 8-14 баллов - 8 человек - 62%

    Высокий уровень: 15-21балл - 1 человек - 8%.

    Характеристика уровней:

    Высокий: не допускает ошибок в определении цветовых оттенков, насыщенности

    цвета, светлоте тона. Вполне сознательно выделяет свойства формы и цвета,

    правильно сочетает их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.

    Понимает пользу предметов, удобство, красоту. При выполнении творческих

    заданий замысел полностью адекватен задаче, цель реализовывает, изобретение

    характеризуется единством пользы и красоты, многофункциональность деталей.

    Использует оригинальные методы, выразительные средства. Легко определяет

    принадлежность объекта к ансамблю, понимает художественные особенности

    предметов, выражающихся в сочетании цвета, формы, орнамента. Чувствует

    симметричность в предмете и не нарушает ее. Эмоционально удовлетворен

    работой.

    Средний: допускают 1-2 ошибки при различении цветовых оттенков,

    насыщенности цвета, светлоте тона, знают геометрические фигуры, хотя не

    знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и

    правильно применяют при изготовлении изделий. При оценке предметов отмечают

    только красоту, обосновывая лишь тем, что просто нравится. При выполнении

    творческих заданий замысел сопоставляет с задачей, но не всегда способен

    контролировать свою деятельность по ее выполнению. Детали изобретения хотя

    и не удобны, некрасивы, но полезны. В изобретении использует стандарты,

    воссоздающие формы, но с привнесением новых элементов. Частично

    устанавливает связь между предметами, объединенными стилевым единством,

    сочетает предметы по одному признаку (цвет, форма, орнамент). Иногда

    допускает небольшую асимметрию в рисунке. Недостаточная эмоциональная

    удовлетворенность.

    Низкий: допускает более 2-х ошибок при различении цветовых оттенков,

    насыщенности цвета, светлоте тона. Хотя и знают геометрические фигуры, но

    не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости

    цветов при составлении узора. Интуиция в этом направлении не развита. При

    оценки предметов не видит пользы, красоты, удобства. При создании

    творческих работ нет целостности замысла, недостаточен контроль и коррекция

    своих действий. Детали в изображении бесполезны, неудобны, излишни.

    Отсутствует красота, гармоничность в изображении. Использует стандартные

    формы, отсутствует стремление к поиску новых решений. Не понимает

    художественных особенностей общности предметов, связанных ансамблем.

    Выбирает предмет случайно, не сочетая ни по цвету, ни по форме, ни по

    орнаменту, интуиция в этом направлении не развита. Работа чаще незакончена

    по форме и замыслу. При дорисовывании фигур наблюдаются грубые изменения ее

    формы, нарушение контуров.

    Результаты и выводы по констатирующему эксперименту.

    В ходе начального констатирующего эксперимента были выявлены и

    подтверждены следующие теоретические положения, рассмотренные в

    теоретических главах работы.

    1) Процессы творческого мышления у младших школьников функционируют на

    основе наглядно-образного мышления воссоздающего воображения, оперирующими

    конкретными, детализированными образами, хорошо усвоенными на протяжении

    эмпирического опыта ребенка, на что указывали психологи: Л.С. Выготский,

    Г.П. Блонский, А.Я. Дудетский и другие.

    2) Продукты творческой деятельности детей отражают интересы и потребности,

    а также состояние чувственно-эмоциональной и эмоционально-психологической

    сфер жизнедеятельности ребенка, активизированные в данный возрастной

    период.

    3) Восприятие детьми окружающего мира и эстетических качеств среды таково,

    что младшие школьники не достаточно целостно воспринимают эстетические

    объекты, концентрируясь на одном, более привлекательном для них качестве

    предмета.

    4) В практической деятельности правильно используют различные цвета, но

    пользуются законами цветоведения не осознанно, так как нет достаточной

    теоретической подготовки.

    5) При эстетической оценке предметов окружающей среды не всегда обращают

    внимание на рациональность, целесообразность вещи, ее удобство и красоту.

    6) Дети младшего школьного возраста в основном находятся на начальных

    уровнях проявления творчества. Они обладают некоторым запасом знаний по

    технической эстетики, пытаются применять их в своих работах, но чаще

    копируют увиденное.

    7) Элементы дизайна необходимо вводить в программу трудового обучения и

    использовать их в заданиях требующего творческого решения.

    3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на

    формирующем этапе эксперимента.

    Задачи экспериментальной работы:

    -исследование воздействия эстетических качеств среды на физиологию,

    психику, интеллект младших школьников;

    -организация эстетико-педагогических условий в учебно-воспитательной

    деятельности на протяжении формирующего эксперимента;

    -организация творческой деятельности на материале художественного

    конструирования, способствующей развитию элементов дизайнерского мышления;

    -количественный и качественный сравнительный анализ результатов

    творческой экспериментальной деятельности;

    -спрогнозировать воздействие введения художественно-конструкторских

    знаний и организации эстетико-педагогических условий на развитие элементов

    творческого дизайнерского мышления;

    -разработать методические рекомендации и упражнения, направленные на

    повышение уровня развития элементов дизайнерского мышления.

    Специально проведенный формирующий эксперимент выявил возможность

    развития элементов дизайнерского мышления. Работа проводилась на материале

    художественного конструирования.

    Прежде всего для работы с учащимися мы определили круг необходимых

    теоретических сведений, которыми они должны обладать при обучении,

    ориентированном на развитие элементов дизайнерского мышления.

    Эти сведения включают:

    -единство функции и формы

    -соответствие формы и материала

    -соответствие формы и цвета

    -знания о средствах гармонизации: пропорции и пропорциональность,

    масштаб и масштабность, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, цветовая

    гармония.

    Созданию новых эстетически значимых предметов требует и от учителя

    специальных знаний и умений без которых его педагогическая деятельность не

    может успешно развиваться. К ним относятся элементарные знания о

    технической эстетике, художественное видение предмета или группы предметов,

    их выразительных средств, формирование у учащихся способности улавливать

    особенности конструктивного строения предмета, соответствие цвета, формы,

    материала, умение представлять увиденное в новой композиции и воплотить его

    в изделии.

    В программу по трудовому обучению следует ввести следующие знания:

    1 класс.

    ЦВЕТ. Основные и дополнительные цвета.

    Хроматические и ахроматические цвета.

    Цветовой круг. Нюансное и контрастное сочетание цветов. Холодные и

    теплые цвета.(74,с.12)

    При создании различных композиций необходимо учитывать сочетания

    цветов, знать, как они влияют друг на друга. Для этого надо знать некоторые

    свойства цветовой гармонии-согласованности в сочетании цветов.

    За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг,

    состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда. Цветовой круг можно

    разделить по диаметру пополам так, чтобы в одну половину вошли красные,

    оранжевые, желтые и желто-зеленые, а в другую половину круга голубовато-

    зеленые, голубые, синие, сине-фиолетовые. Цвета красно-желтой половины

    круга и все их оттенки называются теплыми. Цвета голубо-синей половины

    круга и все их оттенки называются холодными.

    Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью, насыщенностью.

    Яркость -степень близости к белому цвету, т.к. из всех окружающих нас

    предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому

    самые светлые (самые яркие)будут цвета, близкие к белому.

    Насыщенность. цвета определяется степенью его густоты, его предельной

    окраской.

    Хроматические -все цвета спектра и их оттенки.

    Ахроматические -белый, серый, черный.

    Дополнительные цвета расположены диаметрально противоположно в

    цветовом круге. Их еще называют контрастными.

    Если дополнительные цвета смешать в равных количествах, то они гасят

    друг друга. При расположении рядом дополнительные цвета усиливают

    насыщенность цвета, поэтому не рекомендуется брать их в равных пропорциях:

    один из них должен служить основным, а другой дополнительным. Любые цвета

    при расположении рядом влияют друг на друга и могут производить различное

    впечатление. Всякий цвет в окружении более темных цветов кажется светлее, а

    в окружении более светлы – темнее.

    Гармоничное сочетание цветов можно получить из оттенков родственных

    цветов (цветов, расположенных вблизи друг от друга в пределах 1\4части

    цветового круга). Такое сочетание называют нюансным. А можно получить

    красивые сочетания из дополнительных цветов (цветов, лежащих на вершинах

    равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг).Это сочетание

    называется контрастным.

    Хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета: белый с черным,

    черный с серым, белым. Эти цвета гармонируют с любым цветом.

    При этом хроматические цвета теплой гаммы выигрывают рядом с темными

    ахроматическими, а холодные со светлыми ахроматическими. Насыщенные цвета

    гармонируют с черным или белым, а малонасыщенные- с различными оттенками

    серого цвета. Во всех случаях на сочетание цветов большое влияние оказывает

    преобладание того или иного цвета.(74,с.17)

    Далее поговорим о таких понятиях как "форма" и "материал".

    ФОРМА. Плоская и объемная форма.

    Свойства: угловатость, округлость, легкость, массивность,

    симметричность, пропорциональность, ритмичность.

    Форма простая и сложная.

    Вот какую краткую характеристику знаний дает Калинина Г.П.(74.с.19)

    Каждая форма может быть рассмотрена с двух сторон: форма

    геометрическая и форма гармоничная. В соответствии с этим форма имеет

    разные характеристики.

    С геометрической точки зрения форма-это известные нам простые

    геометрические фигуры на плоскости и в пространстве: круг, квадрат,

    треугольник, цилиндр, шары др. Сложные формы получаются в результате

    объединения не менее двух простых форм.

    Каждая геометрическая фигура имеет следующие характеристики:

    -симметричность и асимметричность;

    -соотношения (контрастные и нюансные);

    -объемно-пространственное строение (предмет обладает длиной, шириной,

    высотой)

    Рассмотрим характеристики гармоничной формы:

    -органичность и целостность внешней формы;

    -пропорциональность и ритм;

    -масштабность;

    -пластичность (различают угловатую и округлую формы)

    -легкость и массивность.

    При создании композиции (процесс создания гармоничного произведения

    или изделия) необходимо учитывать характеристики и геометрической и

    гармоничной формы.

    МАТЕРИАЛ. Виды материалов и их свойства: структура, фактура,

    прочность, водопроницаемость, прочность, окрашиваемость, пластичность.

    Изготовление изделий из разных материалов, их

    сочетаемость.(74.с.22)

    Все эти знания можно использовать на уроках трудового обучения в

    первом классе.

    Во 2 классе полученные знания расширяются и закрепляются.

    Продолжается ознакомление детей с поделочными материалами, их

    декоративными и технологическими свойствами. Ученики получают определенную

    информацию о некоторых средствах выражения художественного замысла: путем

    моделирования формы, выбора материалов для отделки, ритма композиции и пр.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.