Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника
регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением
стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, мы
предположили, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей
– достаточно важная задача.
В реальной действительности познавательные процессы функционируют не
изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому
развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование
отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную
продуктивность, но и на уровень функционирования познавательных сфер в
целом, а значит и на познавательную активность в частности.
Рассмотрим влияние некоторых познавательных процессов, таких как
мышление, внимание и память на обучение младших школьников.
Мышление.
С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития
ребенка и становится определяющим в системе других психических функций,
которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный
характер.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном
этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к
словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной
деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное
с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже
подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические
рассуждения детям еще не доступны. Согласно классификации Ж. Пиаже этот
этап развития детского мышления определяется как стадия конкретных
операций.1
В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассника. Оно
действительно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и
представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь
тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание
понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми
признаками предметов. В этом возрасте мышление ребенка тесно связанно с его
личным опытом и потому чаще всего в предметах и явлениях он выделяет те
стороны, которые говорят об их применении, действий с ними.
По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных
знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его
умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической
деятельностью или наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной
деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать
процесс собственных рассуждений.
С развитием мышления связано возникновение важных новообразований
младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий,
рефлексии.
Внимание.
Постоянно приходится слышать жалобы учителей и родителей на
невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей данного возраста.
Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных
причин снижения успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и
во время чтения – самые обидные для детей. К тому же они являются
предметом для упреков и проявления недовольства со стороны учителей и
родителей.1 Наиболее часто такую характеристику получают дети 6 – 7 лет,
т. е. первоклассники. Их внимание действительно еще слабо организованно,
имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом
объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов,
обеспечивающих процессы внимания.
На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания
происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его
свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его
устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются
факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем
школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие
показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают,
что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность
обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой
ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского
языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с
устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая
различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по
разным учебным предметам.
Память.1
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические
процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно
приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и
опосредованной. У первоклассника хорошо развита непроизвольная память,
фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события
его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать
первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным.
Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Нет
сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его
активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми
условиями развития памяти. Для развития памяти ребенка полезны не только и
не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование
интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развития положительного
отношения к ним.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в
первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов
и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой
запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на
формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко
оказываются непродуктивными.
Стоит также отметить, что нередко развивающий эффект может оказать сам
факт совместных занятий ребенка с терпеливым, заинтересованным,
внимательным к его проблемам взрослым. Конкретное содержание занятий
нередко отступает при этом на второй план.
Формирование познавательной активности школьников во внеурочной
деятельности достигается в процессе их общения как особого вида
взаимодействия. Данное общение способствует формированию потребности
школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков,
творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного
интереса. Содержание, формы и методы должны нацеливать учащихся на
самостоятельную познавательную деятельность, которая создает базу для
общения, способствует закреплению новых знаний школьников, полученных в
процессе общения. Эти сформированные знания позволяют организовать общение
учащихся на более высоком уровне, вызывать у них потребность в обмене
информацией, оказании помощи товарищу.
Выводы по первой главе.
В младшем школьном возрасте очень остро стоят вопросы развития таких
познавательных процессов как мышление, внимания и памяти, недостаточная
сформированность этих процессов создают проблемы в обучении младшего
школьника.
1. После анализа литературы по данной проблеме мы остановились на
следующем определении познавательной активности. Где познавательную
активность мы определи как постоянно меняющееся свойство личности, которое
означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания,
творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в
осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и в самой
непосредственной познавательной деятельности.
Нужно помнить, чтобы все компоненты познавательной активности ребенка
развивались, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия
педагога и ребенка и детей в коллективе, т. к. очень важно:
. Мнение каждого ребенка
. Чувства, которые он испытывает, выполняя ту или иную деятельность
Что дает ему возможность осознавать цели деятельности и не бояться,
активно действовать.
2. В современном обществе остро стоит проблема развития познавательной
активности, т. к. это влияет на личность в целом.
3. Учитывая то, что в младшем школьном возрасте многие проблемы
обучения связаны с недостаточной сформированностью мышления, внимания и
памяти мы находим важным в создание коррекционной программы, направленной
на развитие познавательных процессов.
4. Так как познавательные процессы функционируют взаимосвязано, то
воздействие на память, внимание и мышление, будет отражаться на
познавательной активности младшего школьника.
Глава 2. Учреждение дополнительного образования как субъект
современного образования.
§ 1. О становлении и развитии системы дополнительного образования.
В 1918 г. в Москве, в Сокольниках, открылось первое государственное
внешкольное детское учреждение – Станция юных любителей природы (с1920 г. –
Биостанция юных натуралистов им. К.А. Тимирязева), положившая начало
государственной системе внешкольного образования детей.
С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного
преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему
дополнительного образования детей.
В системе образования России развивается подсистема дополнительного
образования детей. Учреждения дополнительного образования детей
располагают значительными возможностями для развития познавательной
мотивации обучающихся. Дети приходят на занятие в объединения на два, на
четыре, на шесть часов в неделю. Но за это время они получают такой
импульс, что дома продолжают начатую деятельность и, что важно, не по
принуждению педагогов и родителей.
Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно
выступает как мощное средство развития личности. В его процессе
неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что
благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного
достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного
образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к
творчеству.
В сфере дополнительного образования на основе общности интересов
ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс
формирования гуманистических ценностных ориентации. Своеобразие
дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое
сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с
различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает
пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Развивая дополнительное образование, общеобразовательное учреждение
взаимодействует с организациями и учреждениями иных предметных и творческих
сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой.
Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания
сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком
представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы
образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе
любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает более успешно овладеть
способами деятельности.
Современный этап освоения образовательными учреждениями потенциала
дополнительного образования стал периодом осмысления преимуществ этого вида
образования; соотнесения новых идей и привычных стереотипов «вторичности»
дополнительного образования по отношению к базовому; разработки технологии
его реализации; развитие практики планирования и организации
дополнительного образования; решение задач повышения его качества.
Развитие системы дополнительного образования осуществляется по
следующим направлениям:
- сохранение позитивного потенциала внешкольной, внеурочной, внеклассной
клубно-кружковой, культурно-просветительной, досугово-игровой, творчески-
познавательной, практико-ориентированной деятельности;
- разработка концептуальных основ дополнительного образования детей с
учетом своеобразия этого процесса в различных образовательных
учреждениях и специфики различных категорий детей;
- соединение (временное и субъективное) процессов разработки теории
дополнительного образования и построения новой практики;
- упорядочение и укрепление программно-методической, кадровой,
экономической базы дополнительного образования;
- обоснование и принятие управленческих решений, обеспечивающих
сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного
образования;
- создание условий для работы образовательных учреждений одновременно в
режиме функционирования и в режиме развития;
- одномоментность моделирования организационных форм дополнительного
образования и экспериментальной проверки их жизнеспособности;
- научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности
дополнительного образования и проверка их значимости для развития
личности каждого ребенка;
- разработка базисной основы содержания дополнительного образование;
- осмысление и развитие традиций культурно-образовательных учреждений, их
взаимодействия, расширение числа субъектов дополнительного образования,
персонификация их ответственности, определение полномочий, представление
необходимых льгот;
- поэтапное выдвижение и реализация организационно-управленческих задач.1
Основное внимание в системе дополнительного образования детей
сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым
ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения;
развития видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы;
совершенствовании личностно-деятельностного характера образовательного
процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и
творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации.
Одним из ключевых вопросов периода становления системы дополнительного
образования детей является обеспечение образовательного процесса учебными
планами и программами. Их связь и преемственность составляют ядро системы
дополнительного образования детей, определяют его содержание, уровень и
направленность. Дополнительное образование индивидуализирует
образовательный путь ребенка в рамках единого социо-культурного и
образовательного пространства страны. Отсюда вытекают, как считает Калиш
И.В. требования к ориентации программ дополнительного образования детей на:
- динамичность образовательного процесса как социального явления;
- стимулирование творческой активности ребенка, развитие его
способностей к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному
самообразованию;
- активное и деятельностное усвоение содержания образования,
прогнозирование его применения в различных ситуациях;
- обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение этого опыта с
исторически сложившейся системой ценностей;
- самостоятельную оценку ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций
и соответственное построение своего поведения;
- новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к
многообразию и овладению специализированными языками наук в группах юных
исследователей;
Дополнительное образование – процесс непрерывный. Педагогический
процесс в сфере дополнительного образования строится в форме поиска решения
как отдельных, так и извечных общечеловеческих проблем. В результате этого
поиска создается жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать
творческую энергию, осозновать возможности ее расходования на достижение
жизненно важных целей.
§ 2. Образовательная среда и дополнительное образование.
Термин "среда" имеет достаточно широкое употребление, тем не менее оно
не имеет четкого и однозначного определения в мире науки как понятие. В
самом общем смысле "среда" понимается как окружение. Причем наряду с этим
активно используется еще целый ряд терминов: "среда человека", "среда
людей", "человеческая среда", "окружающая среда", "жизненная среда",
"человеческое окружение" и т.п.
Среда человека охватывает совокупность природных (физических,
химических, биологических, пространственно-предметных) и социальных
(образовательных, информационных, межличностных, архитектурных) факторов,
которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на
жизнь и деятельность людей.
Важно отметить, что каждый из вышеперечисленных видов среды
характеризуется в современной России своими особенностями, главной из
которых является чаще всего нестабильность, вызываемая общим кризисом
социально-экономических и человеческих отношений. При этом следует иметь в
виду, что разрушающее действие, оказываемое современной технократической
цивилизацией на Природу и Человека, имеет не только физический, но, что не
менее важно, психологический характер, причем наиболее страдающей стороной
при этом оказываются дети и семья.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|