шпоры по методике и теории образования
|Воспитание как пед.процесс |задачи и содержание |то есть, тот |моделирования |
|характериз-ся предна |педагогической деятельности |социо-культурный опыт, |воспитательного процесса|
|меренными, |создают направленность |который признается |выявляется его общая |
|целенаправленными |устанавливаемого с |обществом и |структура, т.е. те |
|воспитатель ными |воспитанником взаимодей |государством как |элементы и взаимосвязи |
|воздействиями на |ствия на реализацию целей и |необходимый для |между ними, которые |
|И,воспитание как |задач воспитания и |поддержания |присущи любому |
|педагогический процесс |определяют содержание |определенного способа |воспитательному |
|отличается |деят-ти воспитанника. |функционирования |процессу. |
| | |общества. | |
|-наличием тех И,воспит-е |1)мотив воспитания-образ | |Проектирование |
|кот.явл.необходимостью ,как|продукта воспитания, |19.Движущие силы и |системного образа |
|для общ-ва,так и для них |фиксирующий качества |логика воспит.процесса.|воспитательного процесса|
|самих; |значимые для общества, | |- это деятельность, |
| |государства и самого |Воспитание - это |направленная на |
|-наличием опред.целей |воспитателя, |педагогический процесс,|построение модели такого|
|воспитания; | |рассматриваемый как |целостного |
| |2) цель |специально |педагогического |
|-наличием того,кто |воспитания-образ,фиксирующий|организованное, т.е. |взаимодействия, которое |
|осущ.воспитательное |основн качества продукта |искусственное |еще не существует. Эта |
|воздействие на И; |воспитания, ожидаемые в |выстроенное |модель представляет |
| |результате педагогической |взаимодействие между |собой прототип, прообраз|
|-наличием спец.средств |деятельности |педагогом и |предполагаемого |
|воспитательного | |воспитанником, |воспитательного |
|воздействия(опыт и способы |3) задачи воспитания - это |направленное на |взаимодействия. |
|организации воспитательного|образы продукта воспитания, |реализацию определенной| |
|воздействия, обеспечивающие|фиксирующие те его качества,|системы целей |21.Ценности как цели |
|высокую степень его |которые ожидаются |воспитания. Построение |воспитания в |
|эффективности и |воспитателем как результат |такого взаимодействия |педагогической теории и |
|результативности). |выполнения им отдельных |должно отличаться |практике. |
| |операций. |определенным порядком, | |
|16.Связь м-у воспитанием и | |отражающим внутреннее |В теории педагогики в |
|обучением в пед.пр |2. Объект педагогической |единство всех его |качестве целей |
| |деятельности - воспитанник. |элементов, о котором |воспитания называется |
|Если педагогическое |Это тот, на которого |говорится как о логике |следующее: |
|взаимодействие направлено |направлена активность |воспитательного | |
|на преимущественную |субъекта педагогической |процесса. |-качества поведения, |
|реализацию целей |деятельности, | | |
|воспитания, то основной его|осуществляющего |логика воспитательного |-качества личности, |
|функцией становится функция|воспитательное |процесса задается | |
|воспитания. Педагогическое |воздействие,он является |порядком организации |-личностные ценности, |
|взаимодействие, |объектом пед.деят-ти. |деятельности педагога, |адекватные общественным,|
|направленное на | |который в свою очередь | |
|преимущественную реализацию|3. Культурное средство, |определяется порядком |-ценностное отношение |
|целей воспитания, то есть, |используемое воспитателем |возможных закономерных,|или ценностные |
|прежде всего, |для осуществления |качественных изменений |ориентации |
|обеспечивающий |пед.воздействия |предмета |воспитанников. |
|осуществление функции | |воспитательного | |
|воспитания, обозначается |представлено комплексом |воздействия. Изучение |За каждым из названных |
|как процесс воспитания. |необходимых и достаточных |природы человека, как |способов определения |
| |для возникновения |объекта педагогического|целей воспитания |
|Реализация функции |пед.взаимо-действия |воздействия, |скрывается ориентация |
|воспитания в воспитательном|культурных средств. |показывает, что |воспитания на |
|процессе, т.е. развитие | |основной порядок |формирование личностных |
|системы личностных |В качестве основного |возможных, |ценностей, так как |
|ценностей, осуществляется |культурного средства |закономерных, |основой качеств личности|
|не через прямое воздействие|выступает содержание |качественных изменений |и проявления этих |
|на систему личностных |воспитания, представленное |как человека в целом, |качеств в поведении |
|ценностей воспитанников, а |специально отобранным в |так и его личностных |человека являются |
|через воздействие на |соответствии с целью |структур |личностные ценности, что|
|деятельную сторону их |воспитания |обусловливается |признано современной |
|личностного опыта и |социально-культурным опытом.|закономерностями его |педагогикой. |
|целостную картину мира, | |развития. | |
|сложившуюся в их сознании, |4. Предмет педагогической | |Личностные ценности в |
|то есть через реализацию |деятельности в |27. Построение |педагогических |
|функции обучения в |воспитательном |вертикальной структуры |исследованиях |
|воспитательном |взаимодействии-возникновение|системы целей |рассматриваются и как |
|взаимодействии. Характер |новых качеств. |воспитания |ценностное отношение, и |
|функции обучения в | | |как |
|воспитательном процессе |5. Результат (фактически |Система целей |эмоционально-ценностное |
|описывается целями |получаемый продукт) |воспитания иерархична, |отношение, и как |
|обучения, содержание |педагогической деятельности |т.е. прежде всего, |ценностная ориентация. |
|которых определяется как |- это преобразован-ный |характеризуется связями|Различные способы |
|содержанием целей |предмет пед.д-ти,т.е.часть |соподчинения ценностей |обозначения ценностей |
|воспитания, так и |(качества) объекта пед.д-ти,|различного уровня |позволяют подчеркнуть их|
|закономерностями развития |на кот.педагог оказывает |общности и различной |значимые качества. |
|ценностного мира человека. |воздействие применяемыми им |степени общезначимости,|Анализ концепций |
|Эта зависимость функции |культурными средствами с |образующими |воспитания, |
|обучения в воспитательном |целью преобразования этой |вертикальную структуру |ориентированного на |
|взаимодействии от |части объекта и получения |системы целей |формирование ценностей, |
|закономерностей развития |ожидаемого продукта |воспитания. |показывает, что в |
|ценностного мира человека |пед.воздействия. | |качестве целей |
|приводит к тому, что | |Общая вертикальная |воспитания называются |
|условия её реализации |Собственно педагогические |структура системы целей|ценности различного |
|принципиально отличаются от|(результативные) цели |воспитания складывается|уровня общности. |
|условий реализации функции |воспитания: |из описания систем | |
|обучения в обучающем | |ценностей, возникающих |-общечеловеческие |
|взаимодействии (в |1. Общая цель воспитания, |на основных этапах |ценности, основу которых|
|дидактическом процессе). |описывающая конечный |развития ценностного |составляет то, что |
| |результат развития |мира человека. При |признается значимым |
|26.Формулировка содержания |ценностного мира человека и |проектировании системы |всеми людьми в любой |
|целей |определяющая ценностную |целей воспитания общую |культурно-исторический |
|воспитания,ориентированного|направленность любого |вертикальную структуру |период жизни общества; |
|на развитие ценностного |целенаправленного |образуют четыре уровня | |
|мира человека. |воспитания. |целей воспитания, |-общественные ценности, |
| | |соотносимые с основными|фиксирующие значимое для|
|Способ формулировки и |Общая цель, описывающая |этапами |различных крупных |
|собственно педагогических, |конечный результат |социально-культурного |социальных общностей, |
|и функционально |воспитания, который |развития человека. |выделяемых по |
|педагогических целей |представляет собой редко | |государственному, |
|воспитания определяется |достигаемый результат и |Структура |национальному, |
|сущностными |выступает как идеал, |социально-культурного |религиозному, |
|характеристиками результата|определяет ценностную |развития человека |этническому признакам. |
|воспитания и основными |направленность воспитания. |соотносится с процессом| |
|условиями (предпосылками) |Так как воспитание |закономерного, |Также педагогика |
|его возникновения. Объектом|рассматривается приоритетом |последовательного |начинает признавать |
|проектирования |в образовании, то общая цель|освоения им основных |значимость того, что |
|собственно-педагогических |воспитания задает и |культурных средств и |воспринимается как |
|целей воспитания выступает |ценностную направленность |основных предметностей |ценность детьми |
|описание ценностей и систем|всего образования в целом. |мира (подробнее о |дошкольного возраста, |
|ценностей, которое может | |закономерностях |подростками, юношеством.|
|быть осуществлено только |Ценностная направленность |социально-культурного | |
|посредством слова. Поэтому |образовательного процесса, |развития человека: |25.Проектирование |
|способ вербального описания|ориентированного на развитие| |системы целей и задач |
|ценностей является одним из|человека, - это |1.При проектировании |воспитания: общая |
|основных элементов |характеристика |целей воспитания |структура целей |
|методики. |образовательного процесса, |первого подуровня |воспитания Воспитание, |
| |отражающая мотивационную |определяется |ориентированное на |
|Формулировка собственно |направленность деятельности |системообразующая |развитие личности также |
|педагогических целей |субъектов педагогического |ценность, то есть, |предполагает её |
|воспитания должна наиболее |взаимодействия на |ценность, фиксирующая |социально-культурное |
|точно отражать сущностные |возникновение в результате |стремление человека к |формирование, но в |
|качества ценности. К |развития качеств человека, |оптимальной для |отличие от |
|таковым можно отнести |получающего образование |проектируемого уровня |социоцентристкой модели |
|следующее: |(учащегося, воспитанника и |целей форме |воспитания этот процесс |
| |т.п.), объективная |определенного вида |рассматривается как |
|-во-первых, процесс |необходимость которых, как |отношений, |момент развития |
|развития ценностного мира |для общества, так и для |складывающегося через |ценностного мира |
|индивида характеризуется |отдельной личности |определенный вид |человека. Таким образом,|
|возникновением качественно |выделяется общественным |деятельности (например,|спроектированная с |
|новых ценностей, |сознанием. |«стремление к согласию |позиций |
|складывающихся в | |с другими людьми на |структурно-генетического|
|определенные системы; |2. Цели воспитания, |основе диалога», |подхода система целей |
| |описывающие ценности, |«стремление к познанию |воспитания, |
|-во-вторых, личностные |возникающие на конечном и |природы через |ориентированного на |
|ценности, рассматриваемые |промежуточных этапах |использование |развитие и формирование |
|как мыслительные образы, |основных направлений |теоретических средств и|личности, складывается в|
|фиксируют предметно |воспитания. Они определяют |способов познания», |первую очередь из |
|определенные стремления |целевую направленность |«стремление к созданию |описаний конечного и |
|человека; |воспитания на основных |хорошей семьи» и т.п.);|общих для людей |
| |этапах социально-культурного| |промежуточных |
|-в-третьих, предметом |развития человека. Качества |2.При проектировании |результатов развития |
|стремлений человека |ценностей, возникающих на |второго подуровня |ценностного мира |
|выступает образ такой формы|конечном и промежуточных |определяются |человека. |
|его отношений с |этапах основных направлений |характеристики тех | |
|действительностью, которая |воспитания, соотносимые с |ценностей, которые |Педагогической наукой |
|представляется как |возрастом обучающихся и |фиксируют основные |установлено, что |
|необходимая, как значимая |уровнем их |группы условий, |воспитательный процесс |
|сама по себе; |социально-культурного |необходимых (значимых) |характеризуется |
| |развития, определяют |для реализации |отдаленностью и |
|-в-четвертых, каждая из |диагностируемое содержание |системообразующей |неопределенностью его |
|личностных ценностей |этой группы целей |ценности, выделенной на|результатов. При |
|включена в иерархическую |воспитания. |первом подуровне. В |проектировании системы |
|динамичную систему | |качестве основания |целей воспитания эта |
|личностных ценностей. Это |Цели первой и второй группы |выделения основных |особенность учитывается |
|означает, что при |описывают системы личностных|групп условий выступают|следующим образом: |
|построении человеком |ценностей, возникающие на |взаимодополняющие | |
|определенных отношений с |общих для всех людей этапах |действия субъекта, |1) через выделение |
|действительностью |развития их ценностного мира|необходимые для |собственно |
|происходит изменение |(или этапах |осуществления |педагогических |
|взаимосвязей между его |социально-культурного |стремления человека к |(результативных) и |
|ценностями: на иерархически|развития) и являются общими |построению оптимальной |функционально |
|более высокие уровни |целями воспитания, |формы определенного |педагогических |
|выдвигаются ценности, | |вида отношений, |(процессуальных) целей |
|фиксирующие стремление |3. Цели воспитания на |складывающегося через |воспитания (Пидк, с. |
|человека к тому, что |отдельном учебном занятии |определенный вид |68); |
|представляется необходимым,|или воспитательном |деятельности. Эти | |
|значимым именно для этого |мероприятии заключаются в |действия человек |2) через разграничение |
|вида отношений. При этом на|формировании у воспитанников|совершает через |оперативных целей |
|постоянном месте находится |позитивного отношения к |построение определённых|воспитания, реализуемых |
|только системообразующая |тому, что представлено как |форм отношений, которые|на учебном занятии или |
|ценность, определяющая |ценности общими целями |как необходимые, |воспитательном |
|общую ценностную ориентацию|воспитания. Это оперативные |значимые сами могут |мероприятии, и целей |
|человека. |цели воспитания. |стать предметом |воспитания, описывающих |
| |Возникновение у |стремлений человека, |конечный - генеральная |
| |воспитанников позитивного |что и фиксируется |цель, и общие |
| |отношения к чему-либо еще не|ценностями 2-го |промежуточные результаты|
| |означает, что у них возникла|подуровня. |развития ценностного |
| |соответствующая личностная | |мира человека. |
| |ценность, так как одобрение |Выделяется четыре | |
| |чего-либо еще не означает |основные группы таких | |
| |возникновение стремления к |условий, а, значит, | |
| |тому, чтобы это осуществить.|четыре ценности 2-го | |
| |В то же время, формирование |подуровня, образующие | |
| |позитивного отношения |горизонтальную | |
| |является основной |структуру в системе | |
| |предпосылкой возникновения |целей воспитания на | |
| |личностной ценности и |этом подуровне. Эти | |
| |поэтому может выступать |ценности могут быть | |
| |диагностируемой целью |описаны через следующие| |
| |воспитания на отдельном |общие характеристики: | |
| |учебном занятии или | | |
| |воспитательном мероприятии. |1стремление к познанию | |
| | |и пониманию того, что | |
| | |необходимо для | |
| | |построения оптимальной | |
| | |(гармоничной) формы | |
| | |отношений; | |
| | | | |
| | |2стремление к поиску и | |
| | |освоению различных | |
| | |способов построения | |
| | |оптимальной | |
| | |(гармоничной) формы | |
| | |отношений, выработанных| |
| | |различными социумами в | |
| | |разных условиях и в | |
| | |различное время; | |
| | | | |
| | |3стремление к | |
| | |самостоятельному | |
| | |построению | |
| | |(проектированию и | |
| | |организации) | |
| | |оптимальной | |
| | |(гармоничной) формы | |
| | |своих отношений с | |
| | |действительностью; | |
| | | | |
| | |4стремление к | |
| | |проявлению тех | |
| | |личностных качеств, | |
| | |которые позволяют | |
| | |построить оптимальную | |
| | |(гармоничную) форму | |
| | |своих отношений с | |
| | |действительностью. | |
| | | | |
| | |3.При проектировании | |
| | |целей воспитания | |
| | |третьего подуровня | |
| | |производится | |
| | |конкретизация целей | |
| | |второго подуровня, в | |
| | |результате чего | |
| | |дополняющие друг друга | |
| | |цели воспитания также | |
| | |образуют горизонтальную| |
| | |структуру в системе | |
| | |целей этого подуровня. | |
| | |Каждая из четырех групп| |
| | |целей воспитания 3-го | |
| | |подуровня определяется:| |
| | | | |
| | |-первая группа - через | |
| | |уточнение необходимых | |
| | |объектов познания и | |
| | |понимания, которых, как| |
| | |правило, несколько; | |
| | | | |
| | |-вторая группа - через | |
| | |уточнение тех групп | |
| | |способов построения | |
| | |оптимальной | |
| | |(гармоничной) формы | |
| | |отношений, которые | |
| | |позволяют представить | |
| | |их полноту, характерную| |
| | |для предметности мира, | |
| | |соответствующей уровню | |
| | |целей воспитания | |
| | |(например, для | |
| | |предметности мира-3: | |
| | |способы построения | |
| | |оптимальных форм | |
| | |семейных отношений, | |
| | |выделяемые русскими, | |
| | |башкирами, китайцами, | |
| | |американцами и т.п.); | |
| | | | |
| | |-третья группа - через| |
| | |уточнение тех способов | |
| | |организации | |
| | |самостоятельной | |
| | |деятельности, которые | |
| | |позволяют представить | |
| | |их полноту, характерную| |
| | |для предметности мира, | |
| | |соответствующей уровню | |
| | |целей воспитания | |
| | |(например, для | |
| | |предметности мира-2: | |
| | |репродуктивная | |
| | |деятельность, | |
| | |деятельность на основе | |
| | |самостоятельно | |
| | |определенной цели, | |
| | |деятельность на основе | |
| | |самостоятельно | |
| | |построенного плана и | |
| | |т.п.); | |
| | | | |
| | |-четвертая группа | |
| | |целей воспитания 3-го | |
| | |подуровня определяется | |
| | |через уточнение качеств| |
| | |личности, наиболее | |
| | |значимых для реализации| |
| | |ценностей 1-го | |
| | |подуровня. | |
+---------------------------------------------------------------------------------------------------------+
Страницы: 1, 2, 3
|