шпоры по методике и теории образования
|выполняет ряд функций: |ни занимались. К ним можно | |что: |
|познавательных и |отнести закономерности и |Применение этого | |
|технологических. |законы со-циокультурного |принципа заключ.в том, |-определение целей, |
| |развития Ч,его физ.и |что проектирование |содержания воспитания, а|
|Познавательные функции |пс.развития. |целей, содержания, |также способов его |
| | |комплекса форм, методов|организации происходит с|
|Описательная функция |Особенные,к-е проявляются в |и приемов воспитания, а|учетом общих, |
|теории состоит в том, что |более узкой области |также организация ВПр |возрастных и |
|сведения об итогах изучения|действительности по |осуществляются в случае|индивидуальных |
|воспитательного |отношению к той, в |необходимости на основе|закономерностей |
|процесса,излагаются на |кот.закономерности и законы |разделения |социально-культурного |
|языке |выделяются как общие. |воспитанников на группы|развития человека |
|педагогики,т.о.про-исходит |Закономерности и законы, |по возрастным, половым |(конкретного |
|первичная интерпритационная|проявляющиеся в |признакам, а также на |обучающегося)., т.е. |
|научная обработка |воспитательном процессе, |основе учета |закономерностей развития|
|получен.данных с позиций |могут быть отнесены к такой |индивидуальных |его личностного опыта в |
|пед-ки. |группе закономерностей, так |особенностей их |целом и элементов этого |
| |как процесс воспитания может|физического, |опыта в частности, а |
|Объяснительная функция |быть рассмотрен как |психического, |именно: 1) развития |
|теории заключ.в |составляющая жизни человека.|социо-культурного |личностной системы |
|разъ-яснении причин | |развития. |ценностей, 2) развития |
|возникновения описанных |Единичные-возникающие в | |целостной картины мира в|
|связей м-у элементами ВПр |отношениях отдельных |11.Воспит-е как пед |его сознании, 3) |
|м-у событиями, явлениями, |объектов. В воспитательном |система. |развитие деятельностной |
|происходящими в нем. |процессе к таким | |стороны его личностного |
| |закономерностям можно |воспитательный процесс |опыта; |
|Предсказательная функция |отнести,н-р,те, к-е |как систему можно | |
|теории заключается в |проявляются в |рассматривать как |-определение целей, |
|выработке прогнозов, |пед.взаимодействии |системный образ этого |содержания воспитания, а|
|описывающих либо возможные |конкретного педагога и |процесса.При построении|также способов его |
|пути повышения |конкретного воспитанника. |системного образа |организации происходит с|
|эффективности и | |воспитательного |учетом особенностей |
|результативности |Закономерности воспитания - |процесса, необходимо |этнических и |
|воспитательного процесса, |это |его рассмотрение как |региональных культур, |
|либо возможность |закономерности,проявляющиеся|одной из подсистем |исторически сложившихся |
|возникновения при |только в воспитательном |целостного |в конкретных социумах |
|осуществлении воспитания |процессе. Закономерности |педагогического |традиций и стилей |
|каких-либо проблем |такого уровня являются |процесса, который в |социализации; |
| |формой проявления всеобщих и|современной педагогике | |
|Наиболее распространенной |общих закономерностей в |стал обозначаться как |-проектирование целей, |
|формой прогноза является |условиях специально |образовательный |содержания воспитания, а|
|научная гипотеза. |организуемого |процесс. |также способов его |
| |целенаправленного | |организации должно |
|II. Технологические функции|воспитательного процесса. |Основными элементами |обес-печить ориентацию |
| | |образовательного |воспитания на |
|Проективная функция |Так как закономерности |процесса как системы |общечелове-ческие |
|заключ.в следующем: |воспитания отражают связи |являются два |ценности, приобщение Ч к|
| |всеобщих и общих |педагогических |различным пластам |
|-в выработке системы |закономерностей с действиями|процесса: процесс |культуры (бытовой, |
|принципов, определяющих |тех, кто проектирует и |воспитания и процесс |физической, |
|основные качества |организует воспитательный |обучения. Их функции |сексу-альной, |
|проектируемого |процесс, а также с |описываются посредством|материальной, духовной, |
|воспитательного |эффектив-ностью и |соответственно цели |политической, экономич, |
|процесса,к-е могут стать |результативностью этого |воспитания и цели |интеллектуальной, |
|основой разработки проекта |процесса, то точнее говорить|обучения, необходимость|нравственной и т.п.); |
|воспитательного процесса; |не о принципах воспитания, а|реализации которых | |
| |о принципах проектирования |определяется общей |-и другое. |
|-в выработке правил |и организации (построения) |целью образования. | |
|проектирования ВПр; |воспит.проц.Принципы | |7.Принцип персонификации|
| |построе-ния восп.пр.в теории|С этой точки зрения |в ТВ |
|-в проектировании ВПр, |педагогики фиксируют |основными элементами | |
|которое представляет собой |закономерности и законы,к-е |педагогического |Посредством принципа |
|разработку технологий |проявляются в процессе |процесса точнее считать|персонофикации |
|воспитания. |воспитания людей |деятельность педагога и|(персо-нолизации) |
| | |деятельность |фиксируется |
|Организационная |Правила построения ВП |обучающегося, |след.закономерность: |
|функц.заключ.в организации |занимают низшую ступеньку в |согласование которых |результативность и |
|опытно-экспериментальной |иерархии компонентов теории |осуществляется по |эффективность |
|работы, направленной на |воспитания. Они представляют|отношению к цели |воспитательного процесса|
|апробацию вновь |собой описание на уровне |образования. |повышается, если: |
|разработанных проектов ВПр |представлений типичных | | |
|в практической |способов реализации системы |Воспитательный процесс |-организуемое педагогом |
|педагогической |принципов проектирования и |рассматривается как |воспитательное |
|деятельности. |организации ВП.На основе |педагогическая система,|взаимодействие строится |
| |комплексной реализация |если его структура |на основе отказа от |
|Рефлексивно-коррекционная |правил организации и правил |представлена элементами|ролевых масок, ролевых |
|функц.заключ-ся: |проектирования ВП строится |и взаимосвязями между |предписаний; |
| |его проект. |ними, характерными для | |
|-в анализе результатов | |педагогического |-в организуемое |
|апробации проектов |13. Воспитание как |процесса, |педагогом воспитательное|
|воспи-тательного процесса в|пед.взаимодействие. |рассматриваемого как |взаимодействие адекватно|
|пед.практике и выявлении | |пед.система. |включается личностный |
|степени их эффективности и |Ядром образовательного | |опыт воспитанников |
|результативности; |процесса в педагогике |Основными элементами |(чувства, переживания, |
| |рассматривается |пед.системы считаются |эмоции через |
|-в формулировании |взаимодействие педагога и |педагог и обучающийся. |соответствующие им |
|нерешенных в ходе |обучающегося |Взаимосвязь м-у ними |действия и поступки). |
|апроба-ции проектов |(педагогич.взаимодействие), |осущ-ся посредством | |
|ВПроцесса проблем, |к-е складывается как |пед.взаимодействия. |Применение этого |
|соотнесенных с основными |согласованные деятельность | |принципа заключ.в том, |
|общими элементами этих |педагога и деятельность |17.Воспитание как |что: |
|проектов; |обучающихся, направленные на|процесс развития и | |
| |реализацию целей образования|формирования личности. |-проектирование целей, |
|-в корректировке проектов |(воспитания и обучения). | |содержания воспитания, а|
|воспитательн.систем. | |Первоначально в |также способов его |
| |Основными элементами любой |содержание образования |организации должно |
|10.Воспитание как |деятельности (осуществляемой|входили только те |обеспечить формирование |
|общественное явление и как |как культурно-опосредованное|знания, умения и |у воспитанников |
|педагогический процесс. |отношение человека с миром) |навыки, передача |ценностных основ |
| |являются субъект |которых и освоение |отношений, задаваемых не|
|1.Воспитание в широком |деятельности, объект |новым поколением людей |характером социальных |
|смысле рассматривается как |деятельности, культурное |обеспечивало |ролей, а |
|общественное явление, т.е. |средство, предмет |поддержание |закономер-ностями |
|как функция общества, |деятельности, результат |существующего |становления Лтной с-мы |
|заключающаяся в его |(т.е. фактически получаемый |устройства общества. Но|ценностей Ч, сущностным |
|воздействии на индивидов, в|продукт) деятельности |как только возникли |качеством которого |
|процессе и результате | |идеи улучшения |признается |
|которого происходит их |С позиций теории |общества, возникла и | |
|социо-культурное развитие |деятельности процесс |идея формирования |его открытость миру, |
|или, другими словами, |воспитания может быть |содержания образования,|проявляющаяся в развитии|
|становление личности. |представлен взаимосвязанными|в том числе и |мышления человека, его |
| |деятельностью воспитателя и |воспитания, исходя из |способности любить, его |
|воспитание как общественное|деятельностью воспитанника. |идеальной модели |свободе и творчестве; |
|явление характери зуется | |государства. Это | |
|след.основными чертами: |15.Место воспит-я в стр-ре |образование уже |-проектирование и |
| |образоват-го проц. |ориентированно на |организацию |
|-воспитание возникло из | |развитие общества, |воспитательного процесса|
|практической потреб-ности |Осн.функция ВПр в |согласно идеальной |педагог строит на основе|
|приспособления, приобщения |учебно-воспитательном |модели этого общества. |включения в задачи и |
|подраста-ющих поколений к |процессе заключ-ся в |Способ формирования |содержание воспитания |
|условиям обществ жизни и |направленности этого |содержания такого |содержания Лного опыта |
|произв-ва,замены ими |пед.процесса на усвоение |образования был |воспитанников |
|стареющих и выбывающих из |знаний о правилах поведения,|предложен Платоном в |(сформулированные ими |
|жизни людей. |признаваемых значимыми, |его работе |проблемы жизни, |
| |ценными в определенном |«Государство». Он |ценностные ориентации и |
|-Воспитание явл.одним из |обществе. Функция процесса |выделил три основные |т.п.), а формы и методы |
|важнейших средств |обучения в |группы граждан: |организации воспитания |
|обеспечения существования и|учебно-воспитательном |правителей-философов, |предполаг.применение |
|преемственности общества, |процессе заключ-ся в |стражей (воинов) и |диалогического подхода; |
|подготовка его |направленности этого |ремесленников с | |
|производительных сил и |пед.процесса на усвоение |земледельцами. Каждая |-и другое. |
|развития человека. |учащимися знаний о мире, а |из основных групп была | |
| |также на овладение ими |представлена |12. Моделирование и |
|-Воспитание осуществляется |умений и навыков, |подгруппами, |проектирование как |
|за счет освоения |необходимых для встраивания |соотносимыми с |способы построения |
|нов.поколениями Лю |в обществен.отношения |отдельными видами |системного образа ВПр. |
|элементов соц.опыта в |опреде-ленной |деятельности, | |
|процессе и рез-те их |соц.общности.Т.о,в |необходимой для |Моделирование системного|
|вовлечения в общественную |учебно-воспитатель-ном |удовлетворения |образа воспитательного |
|систему отношений, систему |процессе,воспитание |определенных |процесса - это |
|общения и |предст.собой самостоят |потребностей человека. |деятельность, |
|общественно-необходимую |пед.процесс, | |направленная на |
|деятельность. |кот.характериз-ся |И образование в целом, |построение модели |
| |реализуемой только им |и воспитание в |существующего (или |
|-Воспитание осуществляется |функцией воспитания и |частности, |существовавшего) |
|в конкретно-истори ческих |представляет собой форму |ориентированные на |педагогического |
|условиях в результате |пед.взаимодействия, |формирование личности, |взаимодействия, которая |
|определенным образом |складывающего ся вне |характеризуются тем, |отражает основные |
|сложившихся общественных |занятий. Процесс обучения в |что в педагогическом |компоненты этого |
|отношений и образа жизни |учебно-воспи тательном |взаимодействии основной|взаимодействия и |
|общества. Поэтому, |процессе представл.соб.форму|функцией педагога |взаимосвязи между ними. |
|воспитание на каждом этапе |пед.вза- |становиться передача |Такие модели |
|общественно-исторического |имодействие,складывающегося |общественного опыта (в |выстраиваются с целью |
|разви-тия по своему |на учебных занятиях и |том числе и передача |изучения свойств и |
|назначению, содержанию и |выполняющего |знаний об общезначимой |качеств как |
|формам носит |охарактеризованную выше |системе ценностей), а |воспитательного процесса|
|культурно-исторический |функцию обучения. |обучающегося |в целом, так и его |
|характер. | |(воспитанника) - его |элементов, направленного|
| |14.Характеристика |усвоение и адекватное |на выявление |
|Основным критерием |деятельности воспитателя в |воспроизводство на |закономерных связей |
|осуществления воспитания, |педагогическом |репродуктивном уровне в|(закономерностей) между |
|его реализации является |взаимодействии |своём поведении и |воспитательным процессом|
|возникновение у Иов свойств| |деятельности. В |и процессом обучения |
|и качеств Л, |1. Субъект педагогической |качестве целей |(что позволит точнее |
|характеризующихся высокой |деятельности- |образования и |определить характер |
|степенью соответствия |воспитатель,кот.осуществляет|воспитания, |внешней продуктивной |
|требованиям жизни. |воспитательное воздействие в|ориентированного на |функции воспитательного |
| |педагогическом |формирование личности |процесса), а также между|
|2.«Воспитание» в узком |взаимодействии. Воспитатель |выступает специально |элементами самого |
|смысле трактовки этого |- основной субъект |отобранное, не |воспитательного процесса|
|понятия рассматривается как|педагогического |допускающее |(что позволит определить|
|пед.процесс. |взаимодействия, так как |вариативности |характер функций этих |
| |реализуемые им мотив, цели, |содержание образования,|элементов). В процессе |
Страницы: 1, 2, 3
|