Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников
деятельность детей: «Теперь я не буду вам помогать…», «До тех пор, пока…,
вы можете не рассчитывать на мою помощь…» и т. п. В нашем примере педагог
произносит: «Я не буду вам помогать, так как мы уже обсуждали эту
закономерность и материал параграфа содержит вполне исчерпывающую
информацию…»
За счет операции мотивационного усиления осуществляется раскрытие перед
ребенком социального значения его отношения к делу. Реализуется она через
сравнение личностного смысла, вскрываемого педагогом, и социальной нормы,
предъявляемой ему в момент педагогического влияния. Раскрытие
индивидуальной позиции производится путем подстановки мотива,
интерпретируемого как стремление ребенка показать себя в выигрышном виде,
произвести на окружающих яркое, эффектное впечатление. Затем на контрасте
предъявляется социальная норма, что в итоге выводит ребенка на самоанализ и
самооценку реального уровня своих возможностей.
Для этого могут использоваться парадигмы типа: «Ты думал всех
удивить…», «Ты думал, что лучше всех…», «Ты считал, что это легко, и
поэтому…» Заканчивается же каждая из этих фраз констатацией определенного
результата и проявившимся отношением. В используемом нами примере это
выглядит так: «Ты считал, что материал настолько прост, что твоей эрудиции
будет достаточно. Но сегодня и для тебя, я думаю, стало очевидным, что
наука не терпит пренебрежения к себе…».
Реализуя данную операцию, педагог внимательно следит за тем, в чем
ребенок видит причину своей неудачи: в себе («Да, я действительно
поторопился и не подумал…»), в других («Учитель всегда предъявляет ко мне
завышенные требования…»), в самом задании («Оно оказалось настолько
сложным, что вообще никто не смог бы справиться с ним…»). В зависимости от
того, в каком направлении происходит анализ, следует производить его
коррекцию, обращая внимание ребенка на себя, свои усилия и возможности.
Для этого может быть использована операция «сопоставление с
ожидаемым». В этом случае педагог, выражая свое сожаление по поводу
полученного результата, апеллирует к достоинствам (личностным,
интеллектуальным, коммуникативным, физическим и т.д.) и создает такую
психологическую атмосферу, в которой у детей появляется желание
восстановить свою репутацию, исправить выявленные недочеты, с большей
ответственностью и старанием выполнить задание. Звучит это примерно таким
образом: «И это класс, который считается лучшим…», «Я думала, что при ваших
способностях…», «Я надеялся, что вы, обладающие таким чувством
ответственности…» и т. п. На уроке анатомии учитель продолжает: «Я никогда
не могла подумать, что потенциальному методисту нужно доказывать подобные
постулаты…»
Психологическую решимость и активность, возникающие в этот
момент, нельзя упускать, поэтому вслед за произведенной операцией педагог
реализует внушение, включающее ребенка в деятельность, и сопровождает
внесением нового мотива: «Срочно исправить положение, пока…», «Нельзя
упускать возможность доказать всем и себе в том числе, что…», «Если вы не
хотите, чтобы о вас думали, то следует…» В приведенной ситуации педагог
заканчивает: «Если ты хочешь, чтобы к тебе относились как прежде,
немедленно отыскивай свою ошибку и устраняй ее! Нам всем так не хочется
разочаровываться в тебе».
Внесение нового мотива – это начало следующего этапа, этапа создания
ситуации успеха, технология которого была представлена выше.
Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации
успеха, заключается в создании условий личного индивидуального развития
ребенка. Вопрос о ее создании не может подниматься педагогом, если им не
учитывается перспектива ее перехода в ситуацию успеха, если учитель не
верит в своего ученика, не питает оптимизма относительно его успеха.
Удовлетворение от личностных достижений должно сопровождать его на
протяжении довольно значительного периода, возможно, даже стать привычным
для него.
3. Влияние успеха на жизнедеятельность школьников.
Ожидания учащихся от школы не сводятся только к получению знаний, дети
ждут и общекультурного развития, и внимание к их личностному и социальному
росту, надеются на взаимопонимание со стороны учителей и признания их
успехов и достижений. Главным для нас в этом исследованиях является
внутренний мир ребенка как целостное явление, в котором невозможно
"разорвать" эмоции и разум, воспитание и обучение, дом и школу, друзей по
классу.
Начнем анализ школьной жизнедеятельности с оценки учебных успехов
ребят, сделанный ими самими. Опрос был проведен в Платоновской
общеобразовательной школе, принимали участие сорок человек, учащихся
седьмых классов.
Оценка школьниками своих собственных учебных результатов.
Таблица №1.
|Доволен вполне. |10 |
|Не всегда. |22 |
|Я часто бываю собой не доволен. |6 |
|Мне это безразлично. |2 |
Обратим внимание, что по-настоящему безразличных к своим успехам всего два
человека. Исходя из этого, правильнее говорить о том, что они часто не
хотят учить то, что им предлагается. Не удивительно, что время от времени,
ребята демонстрируют отвращение к учебе. Именно поэтому они выше всех
ценят учителя, умеющего вести урок интересно!
Весьма довольных также не так уж много, десять человек. Это те ребята,
которые хорошо адаптированы к школе и ее требованиям, не переживают по
пустякам.
Основная же часть, двадцать два человека, относиться к своим успехам
критически. Это в определенной степени радует. Значительная часть учащихся
ощущает недовольство эпизодически, есть и ученики, у которых это бывает
довольно часто (шесть человек). Последняя группа нуждается в помощи
классного руководителя, тех учителей, предметы которых вызывают у ребят
какие-то трудности.
Недовольство копиться постепенно. Мнение школьников о том, что мешает и
что помогает их успешной деятельности в школе, очень интересны. То, что
дети эмоционально реагируют на свои успехи и неудачи, мы знаем, посмотрим,
как они объясняют их. С этой целью был проведен опрос, позволяющий выявить
помехи, с тем же классом.
Помехи успешной учебы.
Таблица №2.
|Разбросанность интересов |3 |
|Развлечения (игры, дискотеки) |1 |
|Домашние проблемы |1 |
|Нереальность выполнения всех домашних заданий |2 |
|Отсутствие интереса к отдельным предметам |18 |
|Мои интересы преобладают над школьными заданиями |5 |
|У меня часто бывает плохое настроение |1 |
|Думаю, не все предметы нужно учить серьезно |4 |
|До моих успехов никому нет дела |5 |
| | |
Главным мотивом у восемнадцати человек является отсутствие интереса к
отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к
учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь
собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили
пять человек.
Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах
школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств,
которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону. Опрос был
проведен в десятом «Б» и «А» классах той же школы.
Факторы, способствующие успешной учебе.
Таблица №3.
Мое отношение к учебе улучшится если:
|Будет возможность свободного выбора глубины изучения |16 |
|некоторых предметов. | |
|Отношения между учениками и учителями будут носить |2 |
|более свободный характер. | |
|Увеличится количество предметов, которые будут |4 |
|готовить к реальной жизни. | |
|Если буду уверен, что тот, кто лучше учиться, будет |8 |
|лучше жить. |4 |
|В школе всегда можно найти взрослого человека, который| |
|поможет мне решить мои личные проблемы. |6 |
|Мы будем не просто заучивать материал, а что-то делать| |
|самостоятельно. | |
Меняется мотивация. Важны те предметы, которые будут сдаваться при
поступлении в ВУЗ, их изучают серьезнее и глубже. Более важно для учащихся
достигнуть понимания, а не запоминания. Для школьников важно то, как наше
сегодняшнее общество оценивает хорошие знания. Они хотят быть уверенными
в том, что тот, кто лучше учиться, будет лучше жить. К сожалению, в
настоящее время они в этом не уверенны.
В этих же классах был проведен тест-опросник А. Мехрабиана для
измерения мотивации достижения, предложенный М. Ш. Магомедом-Эминовым,
предназначенный для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов
личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом,
оценивается, какой из двух мотивов у испытуемых доминирует (см. прил. № 5).
По итогам диагностики выяснилось, что у 60 % школьников доминирует мотив
избегания неудачи. У 40 % - мотив стремления к успеху, в основном это
юноши.
Мотив избегания неудачи преобладает над мотивом стремления к успеху.
Жизнедеятельность ребенка в школе складывается не только из учебной
работы, но и из общения, интереса к отдельным людям, внеклассной
деятельности, спорта и так далее. Поэтому важно знать с каким настроением
дети идут в школу, что их радует, а что, как они говорят, напрягает. Опрос
проводился в седьмых классах.
НАСТРОЕНИЕ, С КОТОРЫМ ДЕТИ ИДУТ В ШКОЛУ,
Таблица №4.
| |часто |редко |Никогда |
|С опасением, что не выучил урок |4 |28 |8 |
|С удовольствием. |8 |20 |12 |
|С радостью, что встречу друзей. |32 |6 |2 |
|С желанием получить новые знания. |6 |30 |4 |
|С опасением встретить вредного |8 |26 |6 |
|учителя. | | | |
|Боюсь не справиться с контрольной. |6 |28 |6 |
|Иду потому, что так надо. |36 |4 |0 |
|С тревогой, ведь встреча с личным |4 |12 |24 |
|врагом. | | | |
|Учеба меня тяготит, портит |6 |18 |16 |
|настроение. | | | |
|Мне безразлично. |4 |24 |12 |
| | | | |
Эмоции детей различны: положительны, нейтральны, отрицательны. Разные
стороны жизнедеятельности школы по-разному оценивают ребятами. Наиболее
высоко они ценят общение с одноклассниками, бывает, что бояться контрольной
и вредного учителя, и личного врага среди школьников. "Вредным" учителем
они называют такого, который относится к ним несправедливо, готов мстить за
грубое слово и другие промахи.
Присутствуют черты "школы отчуждения": значительная часть учащихся (36
человек из 40) идут потому что надо! Некоторым ребятам учеба портит
настроение, тяготит, преимущественно не успевающих. Но, не смотря на это,
безразличных к школе фактически нет.
Опасение, что не выучил урок, не так велико, в основном это характерно
для неуспевающих. С удовольствием идут тоже не многие (8 человек), ребята
не стремятся получить новые знания. Неподготовленность определяется иногда
иными причинами (непониманием, усталостью). Но не следует утверждать, что
большинство ребят, хорошо учатся, хорошо чувствуют себя в школе!
В начальной школе тоже был проведен тест на выявление преобладающего
настроения (см. прил. №6). Количество опрошенных составляет 18 человек, их
которых у 10 преобладает негативное состояние. Степень негативного
состояния впечатляет, если учесть, что обучение осуществляется всего
второй год. В основном это ребята, обучающиеся на четыре, и пять.
Обычное (нейтральное) состояние преобладает у отстающих. Сильно
выраженное эйфорическое состояние – всего у двух девочек, которые являются
отличницами. Такова общая картина настроения у школьников 2"а" класса до
использования в практике создания ситуаций успеха.
После использования на практике ситуаций успеха настроение учащихся
повысилось. Степень негативного состояния значительно уменьшилась. Может
быть, степень негативного состояния объясняется неготовностью к обучению?
Существует методика, определяющая готовность к обучению (см. прил. №2).
Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не
только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Каково же это
влияние?
[pic]
Расчет производился по формуле n/N*100%, где n – количество учащихся,
обучающихся на "4" и "5" , а N – общее количество учащихся.
По данным исследования видно прямую зависимость качества обучения от
ситуации успеха. По всем предметам происходит повышение качества обучения,
но в различной степени. Незначительное повышение наблюдается по таким
предметам, как труд и чтение. Резкий скачок качества обучения произошел по
таким предметам, как математика и русский язык(традиционная программа
обучения). Разница составила 10 % и 19 %. Качество обучения, по таким
предметам, как физическое воспитание и природоведение (мир вокруг нас, по
программе Плешакова А.), осталось прежнем. Возможно, эти предметы являются
самыми любимыми. Незначительное повышение по таким предметам, как труд и
чтение объясняется тем, что они не требуют от школьника большого
умственного напряжения. Мир вокруг нас больше всего интересует учащихся. А
самые трудные предметы, по мнению учащихся, математика и русский язык. И
именно на эти предметы, играющих первостепенную роль в умственном развитии
учащихся, создание ситуации успеха в педагогическом процессе оказывает
значительное влияние.
В результате проведения опроса учителей (см. прил. №7), преподающих на
различных ступенях общеобразовательной школы, выяснилось, что из девяти
преподавателей только двое имеют представление о существовании и
использовании ситуаций успеха. Но и они не смогли перечислить виды ситуаций
успеха и назвать фамилии авторов, рассматривающих данный вопрос в своих
работах.
Каковы представления о создании ситуаций успеха в педагогическом
процессе преподавателей, принимавших участие в опросе?
Преподаватель психологии Комягина Татьяна Серьгеевна считает, что
создание ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе оказывает влияние
на развитие и формирование учебно0познавательных интересов, повышение
учебной мотивации школьников. В своей педагогической деятельности Т.С.
Комягина использует ситуации успеха при уровневой дифференциации. Для
формирования интереса использует создание ситуации эмоционального
переживания, занимательности, опоры на жизненный опыт.
Преподаватель начальных классов, Жданова Ирина Николаевна, работающая
по традиционной программе(1-4), отмечает, что создание ситуации успеха в
учебно-воспитательном процессе имеет большое значение. В частности,
подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала,
настраивает детей на правильное выполнение примеров, задач, написание
диктантов.
Использует ситуацию успеха следующим образом: перед написанием
контрольных диктантов настраивает учащихся – "Я уверена, что все вы
напишите правильно!". Подбадривает школьников, если что-то у них не
получается или допускают ошибки. Поддерживает эмоциональный настрой урока.
Интерес к учебному процессу формирует с помощью игровых ситуаций,
ребусов, загадок, творческий заданий. Оказывает влияние на формирование
интереса к учебным предметам, по мнению Ирины Николаевны, и связь
материала с жизненным опытом детей опора на это в различных ситуациях.
На основе всего этого можно прийти к выводу, что учителя не знают
никакой методики, они действуют интуитивно. Поэтому мы не можем говорить о
создании ситуаций успеха в современной школе.
Для решения этой проблемы каждый учитель должен уметь формировать у
учащихся положительную "Я-концепцию". Что же представляет собой эта
концепция? "Я-концепция"-это система осознанных и неосознанных
представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое
поведение.
В школьные годы "Я-концепция" - основа внутреннего стимулирующего
механизма личности. Положительная мажорная "Я-концепция" (я нравлюсь, я
способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности,
положительным проявлениям личности. Отрицательная "Я-концепция" (я не
нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует
изменению личности в отрицательную сторону. Для того, чтобы сформировать
положительную "Я-концепцию" необходимо:
-видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать,
принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" – вот убеждение учителя).
-создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки,
доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|