МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

    системой, так называемых, экспектаций (ожиданий) от его поступков,

    действий, линии поведения. Разумеется, и сама личность несет в себе целое

    созвездие различных ожиданий по отношению к родным, близким членам той

    формальной или неформальной группы, в которую она входит. Человек ждет

    определенных поступков, которые удовлетворяют его надежды (опасения) и

    этого же ждут от него.

    В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания

    окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может

    меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха

    не меняется.

    1. Психолого-педагогический аспект успеха.

    С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это

    переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к

    которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее

    ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния

    формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни

    самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым,

    постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные,

    скрытые до поры возможности личности (3,28).

    Педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное,

    организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь

    значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и

    коллектива в целом (3,31).

    С педагогической точки зрения успех – это достижение значительных

    результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива

    в целом [1,30].

    В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной,

    подготовленной тактики учителя, семьи. Успех – категория не абстрактная.

    Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший

    школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и

    осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не

    всегда адекватно оценивает его. Старший школьник, как взрослый, подходит к

    своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается

    прогнозировать свои возможности.

    В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление

    утвердить свое “Я”, свою позицию, сделать заявку на будущее.

    Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому

    воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и

    «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают

    успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что

    способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более

    субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача

    учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников

    возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности,

    поверить в себя (3,30).

    2. Ситуация успеха и ее типы.

    Выяснив, чем успех является для ребенка, перейдем к рассмотрению типов

    ситуаций успеха и их алгоритмам.

    2.1. Неожиданная радость.

    Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что

    результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической

    точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат

    продуманной, подготовленной деятельности учителя (1,63). Учитель должен

    осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в

    своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов.

    Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной

    радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные

    закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий.

    Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:

    - прием “Лестница” или “Встань в строй”.

    Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно

    вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического

    самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

    Алгоритм:

    1 шаг: Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить

    состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в

    эмоциональный контакт.

    2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы

    локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в

    свои силы.

    Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его

    причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен.” Важно

    переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

    3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг

    психологического напряжения личности, но и определить пути его

    нейтрализации.

    4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при

    которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно

    равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.

    5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.

    6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного

    учащегося общая реакция удивления для отдельного учащегося общая реакция

    удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость

    трансформировалась в сбывшуюся.

    В педагогическом алгоритме ценность состоит не только в соблюдении

    последовательности всех операций, но и в постоянному подтверждению ее

    сомнению и стремлению нарушить сложившийся порядок, искать новые пути,

    новые сочетания действий.

    Приведем пример к первому шагу алгоритма приема «Лестница». Завести

    разговор с учеником на больную для него тему будет трудно. Нужно поступить

    неожиданно, к примеру, написать и положить в дневник ученика записку: жду

    тебя в девять часов у входа в видео салон. Записка позволяет легче вступить

    в контакт. Ведь у ученика был по отношению к учителю своего рода

    психологический барьер. Он мок его и не осознавать, но чувствовал. Свидание

    назначено поздно, чтобы думал, что пригласил кто-то из одноклассников. Во

    всяком случае, не учитель. Важно застать его врасплох. Чтобы не сумел

    выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний

    мир. Результат отличный! Ученик на столько поражен, что безропотно идет с

    учителем и принимает участие в разговоре. Это и является главной задачей

    «психологической атаки».

    - прием “Даю шанс”.

    Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает

    возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.

    Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его

    воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит,

    правильно его оценит, сумеет его материализовать.

    Рассмотрим следующую ситуацию: Алеша, ученик девятого класса, отличник.

    По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине третьей

    четверти начал сдавать. Появились другие внешкольные интересы. На уроке

    истории вышел отвечать, но настолько слабо, что учитель, разочарованный,

    удивленный, вынужден был поставить тройку. На следующем уроке, полагая, что

    первая неудача была случайной, намереваясь дать ему шанс исправить

    положение, снова вызвал его отвечать. Снова слабый ответ. На протяжении

    последующих трех недель учитель ни разу не напоминал Алеше о его неуспехе,

    ни разу не спрашивал, хотя понимал, что класс ждет от него другой тактики.

    В конце месяца учитель сделал краткий обзор успеваемости класса в целом

    и дал характеристику работы каждого ученика в отдельности. Когда очередь

    дошла до Алеши, то он сказал, что удивлен его «успехами» и намерен спросить

    его сегодня же. Лицо Алеши вытянулось. Этого-то он никак не ожидал. Но тем

    не менее учитель вызывает его к доске и начинает задавать ему вопросы.

    Алеша отвечает плохо. Но учитель ко всеобщему удивлению ставит ему высший

    балл и предупреждает, что с этого момента он будет ставить ему на каждом

    уроке отличные отметки, но спрашивать не будет (?!), пока он сам не захочет

    показать настоящие знания.

    На следующем уроке обещания учителя было выполнено, но Алеша чувствовал

    себя явно неуютно. Для него это оказалось слишком сильным эмоциональным

    натиском, который он выдержать не смог. На последующем уроке он принял

    активное участие в работе класса, поднимал руку, дополнял, хотя желания

    выйти к столу не изъявил… Было всем очевидно, что процесс его оздоровления

    начался.

    Эта ситуация относится к типу «неожиданная радость», а прием «даю

    шанс». Ситуация далеко не типичная, можно сказать уникальная. Но учитель

    был очень опытный, и он твердо верил в сознательность Алеши, в его умение

    правильно все оценить и во всем разобраться.

    Именно в этот трехнедельный период учитель не только наблюдал за

    Алешей, но и беседовал с его родителями, с классным руководителем. Его

    интересовало, нет ли каких-то веских причин для такого неожиданного срыва.

    Серьезных причин не оказалось. Поэтому учитель решил «встряхнуть» Алешу.

    Высокий авторитет, которым пользовался Алеша в классе, поможет учителю

    выиграть эту ситуацию. Если он безмолвно примет эти ничем не обоснованные

    пятерки, то он, безусловно, потеряет в глазах товарищей репутацию

    порядочного человека, которая у него всегда была. Разумеется, он на такое

    никогда не пойдет. Учитель обоснованно предположил, что срыв Алеши –

    слабость сильной личности, а потому необходимо сделать так, чтобы временная

    слабость не превратилась в постоянную, опереться при этом на силы самого

    школьника.

    - прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.

    Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что

    искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание,

    породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и

    культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно

    спрогнозировать возможные реакции.

    В данном случае учительница получила понимание со стороны детей: «Я

    давала открытый урок по физике для учителей нашего района. Урок не

    получился. Вернее провалился! Ребята молчали. Не поднималась не одна рука.

    Ночь я не спала. Утром села к письменному столу и начала писать. Надо было

    выложиться, излиться, хотя бы перед собой. Я писала о том, что с детства

    мечтала быть учителем. Что я люблю свой класс, своих ребят. Что мне

    нравиться сними спорить, отвечать на их вопросы. Что они умные, способные.

    Но очень жестокие. Что они не только не помогли мне, а совершили в

    отношении меня предательство. Что обмануты мои самые лучшие надежды. Что я

    не приду больше в их класс. На урок я действительно не смогла прийти, и

    передала им свою тетрадь. Я не сказала о содержании.

    Дверной звонок выдал трель. Почти весь класс стоял на площадке. Вперед

    вышел Олег и сказал: «ответ» и начал читать. Оказалось, что ребята

    несколько раз прочитали мою тетрадь, и в классе было бурное собрание.

    Узнала, что я замечательный человек. Они гордятся таким учителем. Но

    оказывается, я все время подчеркиваю перед ними свое превосходство. Меня

    считают высокомерной, черствой. Что они после моего письма поняли, как были

    предвзяты ко мне, что искренне сожалеют, что они докажут мне свое уважение,

    преданность и любовь. Ко мне подошел Олег и поцеловал мою руку. Я ничего не

    могла им ответить. Я ревела. Ревела с удовольствием, с радостью, ревела от

    благодарности к этим благородным негодяям, которых, оказывается, я плохо

    знала»(3,78).

    Этот прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда,

    что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.

    А должен ли учитель испытывать неожиданную радость?

    Он, конечно, может радоваться вместе с учеником его достижениям, но

    отлично знает, что эти достижения были им запрограммированы. Но возможно,

    что и для учителя радость его воспитанника может оказаться неожиданной,

    если он не предполагал его скрытых возможностей, взлета мыслей. Радость

    учителя может быть неожиданной, если он убедился, что результаты ребенка

    оказались выше ожидаемых благодаря его моральной поддержке или благодаря

    применению новых, не испытанных до сих пор методов, созданию новый

    психологической ситуации(см. прил.3).

    2.2 Общая радость.

    Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя

    реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной,

    заметной или незаметной.

    Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают

    возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его

    усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на

    успех члена своего коллектива.

    Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны,

    когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к

    лучшему. Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха,

    вызывающую общую радость.

    - прием “Следуй за нами”.

    Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему

    возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция

    окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и

    стимулом познания, и результатом усилий(3,79).

    Алгоритм:

    1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда

    ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.

    2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного

    ученика. Для этого нужны побудительные мотивы, нужен взаимный интерес.

    Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству

    старшеклассника. Это дает много преимуществ.

    3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело

    не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку

    и самое главное – желание повторить, развить его.

    Трудно привести здесь какой-нибудь конкретный пример, потому что он не

    сможет отразить всю гамму возможных ситуаций, но есть возможность

    перечислить наиболее типичные варианты интеллектуального спонсорства:

    совместное участие в подготовке, проведении тематических вечеров, смотров,

    конкурсов и тому подобное.

    Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству

    старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «

    старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В тоже время

    слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его

    внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед

    одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего

    спонсора.

    - прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.

    Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт,

    вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления

    помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный

    потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот

    заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где

    пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают

    мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство

    признательности(3,84). В конечном итоге формируется вера в себя, вера в

    успех.

    Приведем пример приема «эмоциональный всплеск». Ученик в классе не

    очень любил русский язык, но занимался более ил менее регулярно, имел

    средние отметки. На одном уроке русского языка он получил хорошую отметку,

    успокоился, решил не очень обременять себя домашними заданиями. На уроках у

    него наступала привычное состояние пассивного отсиживания. Вдруг он услышал

    вопрос учителя, который попросил его повторить правило , изученное на

    прошлом уроке. Правило не вспоминалось, мысли путались. И вдруг он услышал

    голос учителя, услышал слова, сказанные с такой надеждой, добротой,

    поддержкой: « Вадим! Ты не можешь молчать. Ты подумай, ты вспомни! Ты так

    высоко взлетел! Ты взлетел и летишь так высоко, ты понимаешь, что это? А

    сейчас ты можешь упасть, а падать всегда больно!».

    Сразу вспомнились откуда-то выплывшие строки правил, изученных на

    прошлом уроке. Вадим говорил верно, четко, с надеждой, что его поймут и

    поддержат! Домой не пришел, а вбежал: « Мама, ты знаешь, она мне так и

    сказала: « Ты полетел!». Я вспомнил! Я все вспомнил, мама! Я не упал…».

    Слова учителя, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий

    эмоциональный всплеск ее искреннего стремления помочь ребенку, создать ему

    ситуацию успеха!

    - прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.

    Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал

    интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы

    создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные

    самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в

    специфический прием создания ситуации успеха.

    Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”(3,87).

    - прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.

    В педагогике заражение может быть очень эффективным средством

    оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радости.

    Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное –

    выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения

    (3,93). “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае,

    если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.