Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам
приветствовать любой шаг (пусть даже еще научно не обоснованный) на пути
преодоления всего того, что приводит к пьянству […..].
Негативное влияние семьи алкоголиков оказывают на физическое развитие
и эмоциональное благополучие подростка, на систему его отношений с миром и
к миру.
1.3. Факторы риска, обусловливающие положительное
отношение к алкоголю
Анализ факторов, приводящих к риску подросткового алкоголизма,
позволил выделить следующие из них:
– экономическое (социальное) неблагополучие. Подростки из социально-
неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность,
неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют большие шансы
быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем.
Экономически (социально) неблагополучные условия могут быть определены
социальным педагогом и отмечены в карте наблюдений как один из возможных
факторов риска;
– неблагоприятное окружение и общественная необустроенность. Районы
проживания подростков отличаются высоким уровнем преступности с часто
меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и
общности среди людей, населяющих их, которое существует в более
благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнем
преступности. Негативное соседство и общественная необустроенность дают
основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди
местной молодежи;
– частые перемены жительства. Частые перемены места жительства
оказывают отрицательное влияние на психическое состояние подростка,
поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми
друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на появление
трудностей и проблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность
возникновения проблем, связанных с употреблением алкоголя;
– доступность алкоголя. Доступность алкоголя объективно связана с
вероятностью злоупотребления им. Несмотря на существующий запрет на продажу
алкоголя подросткам до 18 лет, многие продавцы в целях увеличения прибыли
продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой
ответственности;
– семейная предрасположенность. Дети, рожденные или воспитанные в
семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься
к алкоголю. В этом свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы,
так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в
семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в
4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в
нормальных семьях. Употребление алкоголя родителями и позитивное отношение
к алкоголю в семьях, где родителя для того, чтобы расслабиться, много пьют,
имеется большая вероятность, что подростки начнут употреблять алкогольные
напитки. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь, тем выше риск.
Очевидно, что в таких семьях вероятно раннее приобщение к спиртному.
Оно влечет высокую вероятность того, что дети начнут испытывать алкогольную
зависимость или у них возникнут проблемы со злоупотреблением алкогольными
напитками в юношеском возрасте. Молодые люди, начинающие –пить в возрасте
до 15 лет, подвергают себя в два раза большему риску, чем те, кто не спешит
пробовать спиртное, пока им не исполнится 19 лет.
Подростковый возраст также известен как возраст усиления протеста
против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов.
Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к
алкоголю, подростки одной из форм протеста выбирают именно употребление
алкоголя. Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана
с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально
насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении алкоголя
и правонарушениях;
– реклама. Алкогольные изделия открыто рекламируются. Сопровождающая
их информация, например, «Полная свобода», «Всегда первый…», «Свежий взгляд
на вещи» и т.п., прочно связывают в сознании подростка алкоголь с такими
ценностями жизни, как свобода, достижения, престиж, дружба. Наличие этих
связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики, как правило, не
осознается, что делает их еще более опасными. Увы, эксплуатируется вечное
стремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя
свобода, а отнюдь не алкоголь. Реклама, к сожалению, принадлежит к числу
макрофакторов, предупредить влияние которых порой невозможно. Противостоять
рекламе может только эмоционально зрелый и самодостаточный подросток, не
испытывающий эмоционального дефицита в отношениях со сверстниками и
окружающими взрослыми людьми.
Некоторые подростки, по мнению ряда исследователей, даже когда они
подвергаются многим факторам риска, не употребляют алкоголя. Исследования
показывают, что от употребления алкоголя удерживает, по-видимому, целый ряд
защитных факторов:
1) чувство юмора;
2) внутренний самоконтроль, целеустремленность, стрессоустойчивость;
3) важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым
человеком, помимо родителей. На сознание подростка большое влияние может
иметь учитель;
4) убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе
нравственные ценности:
– успешное овладение необходимыми умениями;
– признание и одобрение умелых действий;
5) нормы, исключающие употребление алкоголя, принятые в семье, в
школе, в общине […..].
Таким образом, семья является одним из факторов (как побуждающих, так
и сдерживающих), определяющих отношение подростков к алкоголю.
1.4. Социально-педагогическая деятельность с семьей алкоголиков
Социальный педагог ориентирует семью на выполнение ряда принципов.
Представляя собой исходные положения, которые лежат в основе
воспитания, принципы предписывают постоянство и последовательность действий
взрослых при различных условиях и обстоятельствах. Принципы воспитания
проистекают из цели воспитания, определяются природой воспитания как
социального явления.
Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует
руководствоваться всегда и везде, что поможет педагогически грамотно
выстраивать политику воспитательной деятельности [ ]. К важнейшим
принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие:
1) Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление
характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который
представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый
результат. В значительной степени современная семья ориентируется на
объективные цели, которые формируются в каждой стране как главный компонент
ее педагогической политики. Носителями объективных целей воспитания
являются общественные институты воспитания, с которыми семья так или иначе
связана. Так, многие семьи, исходя из интересов подростков, учитывают цели
и задачи образовательной работы современного детского сада, школы, что
обеспечивает известную преемственность в воспитательной деятельности.
2) принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на
житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых
из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все
человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. получено много научных
данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного
процесса. В ряде исследований (Т. А. Маркова, Л. В. Загик и др.) выявлено,
что ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с пониманием родителями
педагогики и психологии. Так, незнание возрастных особенностей детей
приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.
3) Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть этого принципа
заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность,
таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами,
вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам,
нормам, параметрам и оценкам. Необходимо признать самобытность,
уникальность и ценность личности ребенка на данный момент его развития. Это
значит принять его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «я» на
том уровне развития, которого с помощью родителей он достиг. Родителям
свойственно видеть «проблемы» в развитии ребенка при сравнении с каким-либо
образцом, каковым чаще всего является сверстник в семье друзей или
родственников.
Особого гуманизма и мужества требует воспитание ребенка, имеющего
какие-либо внешние особенности или физические недостатки, достаточно
заметные, вызывающие реакцию любопытства у окружающих людей. Задача
родителей – учить ребенка не реагировать болезненно на такое поведение
окружающих людей, убеждать его в том, что отношение к нему изменится, когда
дети и взрослые узнают, какой он хороший, добрый, веселый, умный и т.д. Не
менее важно выявить и всемерно развить в ребенке те его задатки,
достоинство, которыми он потенциально обладает, например умение петь,
выразительно читать стихи и т.д. Любая «изюминка» в личности ребенка будет
привлекать к нему окружающих, а ему поможет спокойнее относиться к иным
своим недостаткам.
4) Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно
этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с
поставленной целю. Предполагается постепенность педагогического воздействия
на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания
проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах,
отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей.
Последовательность и планомерность воспитательной деятельности
взрослых дают ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа
формирования личности. При строгом воспитании во главу угла ставится
подчинение ребенка требованиям взрослых, их воле, т.е. ребенок – объект
манипулирования взрослых. Взрослые, последовательно воспитывающие детей,
содействуют развитию у них не только операциональной стороны деятельности,
но и организационной. Иными словами, при последовательном воспитании
повышается субъективность ребенка, его ответственность за свое поведение,
деятельность. К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются
нетерпеливостью, зачастую не понимая, что для формирования ребенка
необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают
видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас».
5) Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа заключается
в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через
систему целей, содержание средств и методов воспитания, при этом
учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Многократность
воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны. Наши дети
смотрят телевизор и узнают много интересного, нового, обогащают свой ум и
чувства, но под влиянием того же телевизора для них стали привычными
картины убийства, смерти, жестокости и т.д., телевизионная реклама
«замусорила» детский словарь речевыми штампами, сомнительными неологизмами.
Научная педагогика условно дифференцирует целостный процесс
формирования личности на отдельные виды воспитания (нравственное, трудовое,
умственное, физическое, правовое, налоговое и т.д.). Однако личность не
воспитывается по частям, поэтому в реальном педагогическом процессе ребенок
осваивает знания, они влияют на его чувства, стимулируют деятельность,
поступки, т.е. осуществляется разностороннее развитие. Согласно научным
данным, семья, по сравнению с общественными институтами воспитания,
обладает особыми возможностями развить детей нравственно, приобщить к
труду, ввести в мир культуры, помочь их половой идентификации.
6) Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей
воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется
разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогическими
образовательными учреждениями. Ни один из воспитателей маленького ребенка,
будь то родные люди или педагоги, не могут воспитывать его изолированно
друг от друга: необходимо согласование целей содержания воспитательной
деятельности, средств и методов ее осуществления.
Построение процесса домашнего воспитания в соответствии с
рассмотренными принципами позволит родителям грамотно руководить
познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и всякой другой
деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать их развитию
[…..].
Работа социального педагога должна вестись в тесном контакте с
правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.
Семья алкоголиков, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер
жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляется в
возложенными на нее функциями, адаптационные способности алкоголиков
существенно снижены, процесс семейного воспитания подростка протекает с
большими трудностями, медленно, малорезультативно. Данному типу семьи,
разумеется, необходима помощь со стороны социального педагога […..].
Прежде всего, конечно, социальный педагог должен начинать свою работу
с изучения семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут
педагогу представить положение в ней подростка. В случае работы с семьей
алкоголика диагностика выявляет основную причину злоупотребления спиртными
напитками и сопутствующие обстоятельства.
Причины злоупотребления алкоголем могут заключаться в семейной
предрасположенности, в некоторых особенностях личностного статуса, в
традициях семейного или социального окружения либо в иллюзорной попытке
уйти от проблем при помощи наркотически искаженного сознания. В реальности,
впрочем, все эти причины могут быть связаны друг с другом. Необходим их
анализ, ибо видимая на поверхности конфликтность семьи в результате
пьянства одного или нескольких из ее членов может представлять искаженную
картину: к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом
преодолеть конфликтность, хотя в своем воображении […..].
Социальный педагог составляет «карту семьи», где дается характеристика
каждому члену семьи, указываются даты рождения, знаменательные даты в
семье.
Работа с пьющими родителями ведется по трем направлениям: медико-
физиологическому, социально-педагогическому и правовому.
Медико-физиологическое направление осуществляется врачами, прежде
всего наркологами и психиатрами.
Социально-педагогическое направление реализуется преимущественно
школой совместно с другими учреждениями и организациями. Главная его цель –
раскрыть родителям и учащимся отрицательное влияние алкоголя на
взаимоотношения между людьми, в том числе на семейные отношения, показать
ущерб, который пьянство наносит семье. Правовое направление имеет своей
основной целью разъяснение последствий от действия и поведения лиц,
находящихся в состоянии алкогольного опьянения и их ответственности перед
законом.
Таким образом, основная задача социального педагога в работе с семьей
алкоголиков – укрепление взаимодействия с ними, использование всего
комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между
родителями и детьми, развитие ответственности за воспитание, воздействие на
состояние подростка, корректировка его поведения. Социальный педагог
помогает родителям осознать позитивные и негативные события, происходящие в
семье, увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации, учит
преодолевать препятствия на пути достижения семейного благополучия. Он
ставит целью восстановить воспитательный потенциал семьи.
По мнению И. В. Дубровиной, также задачей социального педагога
является совмещение воспитательной работы с решением острых жизненных
проблем семьи, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий.
Определяется статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и
национальная принадлежность семьи. Дополнением «карты» является изучение
воспитания подростка в семье:
- как и сколько родители проводят времени с подростком. Есть ли у них
общие дела, какова форма общения;
- проводят ли они вместе свободное время;
- что читают;
- чем интересуется подросток;
- с кем дружит;
- какие отношения в классе, школе и т.д.;
- каково здоровье подростка;
- какие у него проблемы […..].
Следует выяснить и то, что знают подростки о своих родителях, их
вкусах, интересах, друзьях и авторитете на работе, заботах, проблемах,
здоровье.
Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи,
отношения взрослых между собой, между взрослыми и подростками,
родственниками и неродственниками, которые живут в семье.
В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает семье
образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках
долговременных форм работы.
1. Образовательная составляющая включает в себя два направления
деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитание. Помощь в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|