Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам
1) Репродуктивная (продолжение рода) – это биологическое
воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.
Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья.
Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в
потребность иметь детей, заботиться и воспитывать их. Репродуктивная
функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание
специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов,
юристов, социологов, экономистов, медиков и т.д. Дело заключается в том,
что для поступательного развития человечества важно и количественное, и
качественное воспроизводство населения.
2) Хозяйственная функция – обеспечивает многообразные хозяйственные
потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную
деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупку продуктов и
приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи,
уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других
предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность»
входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить
продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В настоящее время
содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими как
арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность. Важно,
чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не
считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних
обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями
представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и
трудового воспитания детей. Именно в повседневной жизни раскрываются
подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы,
формируются черты характера.
Руководство семьей проявляется в разных формах: авторитарной,
демократической, анархической. Последняя форма чаще всего приводит к
дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка,
недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у
них несогласие, непонимание друг друга.
3) Функция организации досуга – имеет своей целью восстановление и
поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.
Изучение уровня «Социального самочувствия» показало, что в числе основных
проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются
проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие
перспектив. Особая роль восстановительной функции семьи принадлежит умело
организованному досугу. Под досугом понимается внерабочее (свободное)
время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В
русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло оно от глагола
«досегать», буквально означало – время, когда можно что-то достичь. Досуг
современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются
интересы и потребности всех ее членов. Важно, чтобы досуг был коллективным,
тогда ему с радостью предаются все члены семьи.
Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех членов
семьи: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать
общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным
средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу,
приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро
осознают общность семьи и т.д. Содержательный досуг, доставляющий радость
всей семье, препятствует проникновению в нее таких враждебных
разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое
привыкание и отчуждение.
4) Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в
духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому выражению
философа Н. Я. Соловьева, «семья – воспитательная колыбель человека».
Воспитательная работа – очень сложный процесс, в котором взаимно
влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.
Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в
сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами.
Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:
а) воспитание ребенка, формирование его личности, развитие
способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом,
служит передачей ему социального опыта. Через внутрисемейное общение
ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения,
нравственные ценности;
б) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на
каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье
вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой
составляют те или иные ценностные ориентации. Воспитание, начинаясь с
первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает.
Изменяются только формы воспитания;
в) постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи),
побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на
самовоспитании воспитателей. В человеке заложена потребность передавать
свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей,
которые нуждаются в опеке, учении. Ребенок в семье – неисчерпаемый источник
жизненных импульсов, эмоциональных стимулов для родителей. А желание
развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно
вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой.
Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это
прежде всего самовоспитание родителей. Очень важно привить ребенку те
качества, которыми сам не обладаешь и «отучить» от таких, которые постоянно
демонстрируешь.
А. Г. Харчев, помимо вышеперечисленных, выделяет следующие функции:
1) Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее
членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между
супругами, родителями и детьми, старшим поколением и младшим;
2) духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
социально-статусная – предоставление членам семьи определенного
социального положения в обществе.
Сорокин дополняет вышеперечисленные функции такими, как социально-
физиологическая и экономическая. Но в настоящее время, по мнению
социологов, психологов и других специалистов, эти функции разрушаются. Во-
первых, дети раньше уходят из семьи: в ясли, сад, школу. Во-вторых, семья
перестает быть фабрикой рождаемости. И, в-третьих, эмансипация женщины и
детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, дает права
человека, выводит из семейного эгоизма […..].
Семья, согласно концепции С. Роудз, проходит семь стадий развития – от
стадий формирования интимной близости между супругами до стадии взаимной
поддержки между поколениями […..].
Процессы социализации в семью включены в обыденную жизнь семьи, в
распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в том числе и детей, в
определение расширенного и не разрешенного, в ценностные ориентации
взрослых. Внутрисемейные структуры общения, домашние сцены и ритуалы
зависят от условий жизни семьи, возможности возникновения конфликтов в
системе брака, формализированных различным образом личностными
особенностями родителей; в соответствии с ними подростку предоставляются
различные степени свободы, самоопределения, самопредставления и развития.
Охватить все стороны процесса социализации в семье чрезвычайно трудно,
поскольку они не подчиняются четким и устойчивым правилам, находясь,
однако, под многообразным воздействием общественной среды и личного
жизненного опыта; каждая семьи развивает собственную динамику
внутрисемейных отношений […..].
Таким образом, семья является интеллектуальным и посредническим звеном
передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта
эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта
отношения к явлениям, продуктам жизни.
1.2. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое
развитие подростков
Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления. Особенно резко
ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или
девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное
представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он
является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует
свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И
вот тут-то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть связано
с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому
расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может
ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть
так, что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далек от идеала
(реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа). Это
чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может растеряться,
утратить веру в добро, и, если родители не помогут ему, не одобрят, не
успокоят его, это может привести к беде […..].
Не зря говорят, что подростковый период – это переходный возраст. Это
очень сложное время, отделяющее подростка от взрослого человека. В этом
возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим;
подросток мучается оттого, что окружающие не соответствуют его
представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Нужно быть
осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у
родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь
сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить
которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому
человеку. Однако все эти нравственные представления, душевные переживания
невозможны в семье, в которой главенствуют пьянство. Ведь у подростка нет и
не может быть не только светлых идеалов, у него нет как таковых отца и
матери, которые должны создавать все это [ ].
Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут
вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уже
привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились. Всем миром нужно
бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей. Нет семьи, в которой бы
пьянство одного или обоих супругов не привело к беде, даже если пьяницы
лечатся [ ].
На протяжении ХХ века менялись представления народа об алкоголизме.
Если в первую половину столетия пьянство считалось пороком, которого
следует стыдиться, то потом оно стало восприниматься как неотъемлемая часть
жизни общества. Дело дошло даже до того, что алкогольные напитки стали
включать в рубрику продуктов питания.
Алкоголизмом можно назвать систематическое бесконтрольное употребление
алкоголя, наносящего физический и психологический ущерб не только самому
пьющему человеку, но и его окружению. В медицинском смысле – это болезнь,
относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к этиловому спирту); в
социальном смысле – неумеренное употребление спиртных напитков (пьянство),
приводящее к нарушению норм поведения в быту, обществе, в сфере трудовой
деятельности.
Уже в начале ХХ в. злоупотребление алкоголем начало рассматриваться
как болезнь. Немного позже термин «болезнь» был заменен на другой, а именно
– «зависимость», причем подчеркивалась зависимость от алкоголя (алкогольная
зависимость), которая подразумевала соотношение двух компонентов –
физической и психической зависимости […..].
Научное изучение проблемы болезненного пьянства бесконечно, мнения
ученых расходились и расходятся по любому аспекту этой проблемы. Спиртные
напитки, которые продаются повсюду, стали свободно приобретать даже
подростки.
Одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только
семью, но и душевно равновесие подростка, является пьянство родителей. Оно
может сыграть роковую роль в жизни подростка. Какой бы аспект проблемы
отклонений от нормального психического развития подростка мы ни затронули,
почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей.
Именно оно приводит к появлению у подростка негативных черт характера,
лишает родителей, из-за него он попадает в колонию, детский дом и т.д.
[…..]
Когда в семье пьет один из родителей, это приводит к разводам, которые
отрицательно сказываются на социализации подростков, так как супругам после
развода обычно не удается сохранить нормальные отношения, столь важные для
полноценного развития подростка. Утрата возможности более или менее
регулярно общаться с родителем, покинувшим семью, по мере необходимости
прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению травмирует психику подростка
[…..].
Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно. В нетрезвом состоянии
они начинают устраивать скандалы, драки; в момент ярости, повышенной
раздражительности могут кричать, наказывать своих детей за незначительные
«промахи» в поведении, и часто это провоцирует ответное агрессивное
поведение подростка, у которого и так достаточно причин для огорчений,
горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет
долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому подростку
трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им подарки,
интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят свободное
время, а у него всего этого нет, и это постоянно его будет травмировать. У
таких подростков снижается общий психический тонус, нарушаются процессы
саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства подростков
развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает
заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная регуляция,
эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится
интеллектуальное развитие […..].
Неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у подростка
психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это
тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к
вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную, по
стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих
наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к
себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные
привязанности. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них
может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у
них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он
будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и
презирать его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен
возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки.
Из-за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и
т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого
общества, и опять происходит негативная социализация личности такого
подростка.
Нередко встречается прямое культивирование патологических форм
поведения родителей. Еще один механизм формирования уродливого характера
подростка. Например, пьяница-отец приучает сына пить и драться, доказывая
ему, что только так должен вести себя настоящий мужчина […..].
Нередко встречаются случаи, когда родители не имеют средств, чтобы
купить спиртное, и подталкивают своих детей к попрошайничеству, воровству,
проституции и даже убийствам.
Зачастую, уходя в пьянство, родители оставляют без внимания болезни
детей. В подростковом возрасте, когда идет созревание организма, протекание
этих болезней обостряется. Довольно часто, не получив качественного
лечения, эти заболевания становятся хроническими – подросток превращается в
инвалида.
Нередки случаи, когда родители приводят домой собутыльников, которые,
пользуясь нетрезвым состоянием родителей, подвергают их детей сексуальному
насилию. Участились случаи насилия и со стороны родителей. Все это
травмирует психику подростка. Пьяницы не только уподобляют себе подростков,
которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям.
Пьянство – причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей
пьяниц.
В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у
подростков вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией,
хулиганством, низким самоконтролем и т.д. Если из-за пьяниц-отцов дети
становятся невротиками, то от пьяниц-матерей часто рождаются умственно
неполноценные дети, воспитание которых в дальнейшем превращается в тяжелую
хроническую травму для родителей и близких и обузу для всего общества
[…..].
Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват – пьяные отцы или
пьяные матери либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым
пьянством и его следствием – алкогольной болезнью. Необходимо
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|