МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам

    1) Репродуктивная (продолжение рода) – это биологическое

    воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.

    Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья.

    Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в

    потребность иметь детей, заботиться и воспитывать их. Репродуктивная

    функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание

    специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов,

    юристов, социологов, экономистов, медиков и т.д. Дело заключается в том,

    что для поступательного развития человечества важно и количественное, и

    качественное воспроизводство населения.

    2) Хозяйственная функция – обеспечивает многообразные хозяйственные

    потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную

    деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупку продуктов и

    приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи,

    уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других

    предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность»

    входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить

    продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В настоящее время

    содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими как

    арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность. Важно,

    чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не

    считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних

    обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями

    представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и

    трудового воспитания детей. Именно в повседневной жизни раскрываются

    подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы,

    формируются черты характера.

    Руководство семьей проявляется в разных формах: авторитарной,

    демократической, анархической. Последняя форма чаще всего приводит к

    дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка,

    недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у

    них несогласие, непонимание друг друга.

    3) Функция организации досуга – имеет своей целью восстановление и

    поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.

    Изучение уровня «Социального самочувствия» показало, что в числе основных

    проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются

    проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие

    перспектив. Особая роль восстановительной функции семьи принадлежит умело

    организованному досугу. Под досугом понимается внерабочее (свободное)

    время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В

    русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло оно от глагола

    «досегать», буквально означало – время, когда можно что-то достичь. Досуг

    современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются

    интересы и потребности всех ее членов. Важно, чтобы досуг был коллективным,

    тогда ему с радостью предаются все члены семьи.

    Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех членов

    семьи: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать

    общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным

    средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу,

    приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро

    осознают общность семьи и т.д. Содержательный досуг, доставляющий радость

    всей семье, препятствует проникновению в нее таких враждебных

    разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое

    привыкание и отчуждение.

    4) Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в

    духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому выражению

    философа Н. Я. Соловьева, «семья – воспитательная колыбель человека».

    Воспитательная работа – очень сложный процесс, в котором взаимно

    влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.

    Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в

    сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами.

    Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:

    а) воспитание ребенка, формирование его личности, развитие

    способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом,

    служит передачей ему социального опыта. Через внутрисемейное общение

    ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения,

    нравственные ценности;

    б) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на

    каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье

    вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой

    составляют те или иные ценностные ориентации. Воспитание, начинаясь с

    первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает.

    Изменяются только формы воспитания;

    в) постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи),

    побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на

    самовоспитании воспитателей. В человеке заложена потребность передавать

    свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей,

    которые нуждаются в опеке, учении. Ребенок в семье – неисчерпаемый источник

    жизненных импульсов, эмоциональных стимулов для родителей. А желание

    развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно

    вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой.

    Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это

    прежде всего самовоспитание родителей. Очень важно привить ребенку те

    качества, которыми сам не обладаешь и «отучить» от таких, которые постоянно

    демонстрируешь.

    А. Г. Харчев, помимо вышеперечисленных, выделяет следующие функции:

    1) Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее

    членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между

    супругами, родителями и детьми, старшим поколением и младшим;

    2) духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

    социально-статусная – предоставление членам семьи определенного

    социального положения в обществе.

    Сорокин дополняет вышеперечисленные функции такими, как социально-

    физиологическая и экономическая. Но в настоящее время, по мнению

    социологов, психологов и других специалистов, эти функции разрушаются. Во-

    первых, дети раньше уходят из семьи: в ясли, сад, школу. Во-вторых, семья

    перестает быть фабрикой рождаемости. И, в-третьих, эмансипация женщины и

    детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, дает права

    человека, выводит из семейного эгоизма […..].

    Семья, согласно концепции С. Роудз, проходит семь стадий развития – от

    стадий формирования интимной близости между супругами до стадии взаимной

    поддержки между поколениями […..].

    Процессы социализации в семью включены в обыденную жизнь семьи, в

    распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в том числе и детей, в

    определение расширенного и не разрешенного, в ценностные ориентации

    взрослых. Внутрисемейные структуры общения, домашние сцены и ритуалы

    зависят от условий жизни семьи, возможности возникновения конфликтов в

    системе брака, формализированных различным образом личностными

    особенностями родителей; в соответствии с ними подростку предоставляются

    различные степени свободы, самоопределения, самопредставления и развития.

    Охватить все стороны процесса социализации в семье чрезвычайно трудно,

    поскольку они не подчиняются четким и устойчивым правилам, находясь,

    однако, под многообразным воздействием общественной среды и личного

    жизненного опыта; каждая семьи развивает собственную динамику

    внутрисемейных отношений […..].

    Таким образом, семья является интеллектуальным и посредническим звеном

    передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта

    эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта

    отношения к явлениям, продуктам жизни.

    1.2. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое

    развитие подростков

    Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления. Особенно резко

    ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или

    девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное

    представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он

    является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует

    свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И

    вот тут-то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть связано

    с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому

    расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может

    ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть

    так, что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далек от идеала

    (реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа). Это

    чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может растеряться,

    утратить веру в добро, и, если родители не помогут ему, не одобрят, не

    успокоят его, это может привести к беде […..].

    Не зря говорят, что подростковый период – это переходный возраст. Это

    очень сложное время, отделяющее подростка от взрослого человека. В этом

    возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим;

    подросток мучается оттого, что окружающие не соответствуют его

    представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Нужно быть

    осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у

    родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь

    сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить

    которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому

    человеку. Однако все эти нравственные представления, душевные переживания

    невозможны в семье, в которой главенствуют пьянство. Ведь у подростка нет и

    не может быть не только светлых идеалов, у него нет как таковых отца и

    матери, которые должны создавать все это [ ].

    Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут

    вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уже

    привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились. Всем миром нужно

    бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей. Нет семьи, в которой бы

    пьянство одного или обоих супругов не привело к беде, даже если пьяницы

    лечатся [ ].

    На протяжении ХХ века менялись представления народа об алкоголизме.

    Если в первую половину столетия пьянство считалось пороком, которого

    следует стыдиться, то потом оно стало восприниматься как неотъемлемая часть

    жизни общества. Дело дошло даже до того, что алкогольные напитки стали

    включать в рубрику продуктов питания.

    Алкоголизмом можно назвать систематическое бесконтрольное употребление

    алкоголя, наносящего физический и психологический ущерб не только самому

    пьющему человеку, но и его окружению. В медицинском смысле – это болезнь,

    относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к этиловому спирту); в

    социальном смысле – неумеренное употребление спиртных напитков (пьянство),

    приводящее к нарушению норм поведения в быту, обществе, в сфере трудовой

    деятельности.

    Уже в начале ХХ в. злоупотребление алкоголем начало рассматриваться

    как болезнь. Немного позже термин «болезнь» был заменен на другой, а именно

    – «зависимость», причем подчеркивалась зависимость от алкоголя (алкогольная

    зависимость), которая подразумевала соотношение двух компонентов –

    физической и психической зависимости […..].

    Научное изучение проблемы болезненного пьянства бесконечно, мнения

    ученых расходились и расходятся по любому аспекту этой проблемы. Спиртные

    напитки, которые продаются повсюду, стали свободно приобретать даже

    подростки.

    Одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только

    семью, но и душевно равновесие подростка, является пьянство родителей. Оно

    может сыграть роковую роль в жизни подростка. Какой бы аспект проблемы

    отклонений от нормального психического развития подростка мы ни затронули,

    почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей.

    Именно оно приводит к появлению у подростка негативных черт характера,

    лишает родителей, из-за него он попадает в колонию, детский дом и т.д.

    […..]

    Когда в семье пьет один из родителей, это приводит к разводам, которые

    отрицательно сказываются на социализации подростков, так как супругам после

    развода обычно не удается сохранить нормальные отношения, столь важные для

    полноценного развития подростка. Утрата возможности более или менее

    регулярно общаться с родителем, покинувшим семью, по мере необходимости

    прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению травмирует психику подростка

    […..].

    Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно. В нетрезвом состоянии

    они начинают устраивать скандалы, драки; в момент ярости, повышенной

    раздражительности могут кричать, наказывать своих детей за незначительные

    «промахи» в поведении, и часто это провоцирует ответное агрессивное

    поведение подростка, у которого и так достаточно причин для огорчений,

    горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет

    долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому подростку

    трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им подарки,

    интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят свободное

    время, а у него всего этого нет, и это постоянно его будет травмировать. У

    таких подростков снижается общий психический тонус, нарушаются процессы

    саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства подростков

    развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает

    заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная регуляция,

    эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится

    интеллектуальное развитие […..].

    Неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у подростка

    психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это

    тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к

    вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную, по

    стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих

    наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к

    себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные

    привязанности. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них

    может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у

    них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он

    будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и

    презирать его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен

    возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки.

    Из-за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и

    т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого

    общества, и опять происходит негативная социализация личности такого

    подростка.

    Нередко встречается прямое культивирование патологических форм

    поведения родителей. Еще один механизм формирования уродливого характера

    подростка. Например, пьяница-отец приучает сына пить и драться, доказывая

    ему, что только так должен вести себя настоящий мужчина […..].

    Нередко встречаются случаи, когда родители не имеют средств, чтобы

    купить спиртное, и подталкивают своих детей к попрошайничеству, воровству,

    проституции и даже убийствам.

    Зачастую, уходя в пьянство, родители оставляют без внимания болезни

    детей. В подростковом возрасте, когда идет созревание организма, протекание

    этих болезней обостряется. Довольно часто, не получив качественного

    лечения, эти заболевания становятся хроническими – подросток превращается в

    инвалида.

    Нередки случаи, когда родители приводят домой собутыльников, которые,

    пользуясь нетрезвым состоянием родителей, подвергают их детей сексуальному

    насилию. Участились случаи насилия и со стороны родителей. Все это

    травмирует психику подростка. Пьяницы не только уподобляют себе подростков,

    которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям.

    Пьянство – причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей

    пьяниц.

    В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у

    подростков вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией,

    хулиганством, низким самоконтролем и т.д. Если из-за пьяниц-отцов дети

    становятся невротиками, то от пьяниц-матерей часто рождаются умственно

    неполноценные дети, воспитание которых в дальнейшем превращается в тяжелую

    хроническую травму для родителей и близких и обузу для всего общества

    […..].

    Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват – пьяные отцы или

    пьяные матери либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым

    пьянством и его следствием – алкогольной болезнью. Необходимо

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.