Рязанский Кремль
менявших архитектурный облик зданий.
В своем сооружении он существенно изменил принятую ранее схему,
отказавшись от венчающих здание закомар-кокошников, заменив их красивым
декоративным карнизом, выполненным из кирпича, в виде узорных кронштейнов,
поддерживающих верхнюю белокаменную плиту. Благодаря такому приему была
сильнее подчеркнута и получил полную законченность кубическая форма собора.
Применение подклета было новостью для такого большого сооружения, каким
является собор. Благодаря подклету, здание не только поднялось над городом,
но еще резче обрисовался кубический силуэт собора. Трехчастные апсиды,
опоясанные галереей, достигли лишь половины высоты собора, что
соответствовало обычным для ХVII века архитектурным сооружениям частей
храма. Благодаря своей сравнительно незначительной высоте, апсиды не
нарушали общего силуэта здания, его четкой и ясной формы.
Возводя эту огромную постройку, Я. Бухвостов придал порталам, наличникам
окон и другим деталям крупные размеры; при близкой точке зрения они кажутся
чрезмерно большими, однако зодчий преодолел это впечатление посредством
архитектурных приемов.
Как бы велики ни были древнерусские соборы и сколько рядов окон они не
имели, они всегда производят впечатление зданий с единым внутренним
пространством. Это достигается тем, что окна подобных зданий всегда носят
второстепенный и подчиненный характер, а их обрамление не имеет
самостоятельного значения. Я. Бухвостов расположил огромные окна друг над
другом в три яруса. Благодаря отступу, образованному утонением стены под
верхним рядом окон и перехватам на колонках как вверху, так и между окнами
первого и второго ярусов, здание выглядит трехэтажным. Но эта этажность не
нарушает общего архитектурного единства здания, так как наугольные колонки
связывают все ярусы в одно целое.
Узорная белокаменная резьба, сосредоточенная в нижнем ярусе собора,
преследует цель подготовить зрителя к тому, что откроется его взору внутри
собора с его великолепным иконостасом, поднимающимся на всю высоту здания.
Архитектурное убранство собора снаружи выглядит так, словно оно
представляет собой вынесенный наружу иконостас, выполненный в камне.
До нас не дошла архитектурно-декоративная обработка подклета собора. Его
разрушение началось вскоре после окончания строительства собора. Через сто
лет, когда потребовалась капитальная перестройка этой части здания, она
была осуществлена по проекту и при участии архитектора И.Ф. Русско. Чтобы
представить себе декоративное богатство подклета, необходимо сравнить его с
архитектурно-декоративным решением обходной галереи церкви в с.Уборы,
выстроенной Я. Бухвостовым в эти же годы.
Совершенно построение оконных наличников. Ни один из них не повторяет ниже
расположенного ни по форме, ни по убранству. Это обосновывается не желанием
разнообразить украшения, а продуманностью всей архитектурной структуры
здания. Наличники первого яруса по своему построению напоминают порталы.
Наличники окон второго яруса проще и меньше, хотя по общему своему контуру
они схожи с нижними. Резьба покрывает лишь нижнюю часть их колонок, а также
декоративные вставки под подоконниками, такие же, как вставки в первом
ярусе.
Еще проще верхние наличники, совершенно лишенные резьбы. Лишь два
характерных завитка с кружком между ними напоминают столь декоративные
нижние тимпаны. Но витые колонки наличников сохраняют присущую всем прочим
частям собора нарядность. Верхние наличники, согласно древней русской
традиции, поставлены прямо на полочку-отступ. Благодаря этому они не висят
на стене, а прочно опираются на ее выступе, что придает всей декоративной
системе здания большую устойчивость и спокойствие.
Я. Бухвостов усложнил форму глав своего произведения. Боковые главы -
двенадцатигранные, центральная же имеет шестнадцать граней. На ребрах
граней стоят колонки с ...., опертыми на кронштейн. Эти элементы убранства
встречаются и в некоторых других частях собора.
Следуя древней традиции, Бухвостов помещает барабаны глав на постамент,
образованный небольшими колоколенками. Но эти кокошники, незначительно
возвышаясь над завершающим карнизом собора, в перспективе не видны. Кресты
глав собора - ажурные, прекрасного рисунка.
Внутри собор производит не менее сильное впечатление, чем извне, но в
данном случае его архитектурно-пространственное решение сильнее зависит от
своего прототипа - московского Успенского собора. Четыре круглые колонны-
столба - с кубовидными капителями несут его своды. Еще пара столбов, но уже
квадратных в плане, скрыта за иконостасом. Ярким свидетельством виртуозных
способностей русских резчиков является иконостас, выполненный мастером С.
Христофоровым, в виде ряда ярусов, поднимающихся вплоть до куполов. Его
декоративная пышность находится в полном соответствии с внешним убранством
собора. С. Христофоров создал нескончаемое количество вариантов из
сплетающихся растений, цветов и плодов, среди которых особенно часто
применяется виноградная лоза с гроздьями. Гранаты и другие редкостные плоды
переплетаются с цветами, образующими декоративные гроздья.
Это значительное явление декоративного искусства получило значительное
распространение во второй половине XVII века и обязано мастерам -
белоруссам, приехавшим в Россию еще в середине XVII века и создавшим ряд
великолепных произведений в этой области. Христофоров мастерски использовал
декоративные приемы своих собратьев по искусству и создал захватывающее по
декоративности и виртуозности произведение.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
В Рязанском Кремле, помимо древнейшего Успенского собора, находится
Архангельский собор. Первое письменное упоминание о нем в 1532 году было
связано с тем, что епископ рязанский Иона слил «колокол к Архангелу
Михаилу».[ ] В документе 1638 г. О соборе говорится: «на дворе
(архиепископа дома) церковь собор Архангела Михаила каменна»; далее
перечисляются гробницы похороненных здесь же рязанских епископов. «Подле
церкви Архангела Михаила колокольница была каменна, оную архиепископ
Антоний разбил (Антоний был в Переславле с 1621 по 1637 г.), а в то место
сделал деревянную дубовую, круглую о осми стенах, брусеную с шатром». [ ]
Собор дошел до нас надстроенным в 1647 г., когда сильный пожар опустошил
Переславль -Рязанский. О его древности говорит глубоко ушедшее в землю
основание- первоначальный пол расположен сейчас на глубине 1,5 м. Вместе с
тем известно, что здесь в 1482 г. Был похоронен епископ Феодосий, а в 1532
г. Епископ Иона подарил собору колокол (см. выше).
На южном фасаде Архангельского собора, в его западном прясле, отчетливо
видны остатки древней закомары, основание которой значительно ниже уровня
пят новых закомар. Верх стен надложен приблизительно на 1,5-2 метра.
Сохранившееся в этом же прясле первоначальное окно также значительно ниже
существующих громадных окон II пол. ХIХ в. Очевидны переделки и в порталах
собора, которые были прорублены вверх больше, чем на метр; над ними видны
следы заложенных древних окон или, может быть, киотов. Существенно
переделаны апсиды, из которых лишь одна сохранила свои первоначальные
размеры и конфигурацию. Остатки древних окон видны также на северном
фасаде.
Внутри собора также заметны позднейшие перестройки .Из другого кирпича
выложены своды, а также надложены верхи столбов- от нижней тяги их
антаблемента до верхней. Следовательно, новым является и барабан главы.
Архангельский собор представляет собой четырехстолпный крестово-купольный,
одноглавый храм, с тремя апсидами и тремя входами. Его особенностью
является, при крещатости столбов, отсутствие пилястр на внутренних стенах,
а также сдвинутость внутренних столбов к востоку по сравнению с
соответствующими им наружными лопатками. Крещатые столбы, обычные в
постройках рубежа ХIV-ХV вв., снова появились в строительстве Московского
государства в конце ХV в. Столбы, сдвинутые к востоку, были характерны для
построек ХV в.
Как же можно датировать Архангельский собор Рязани ? По данным древних
записей, постройка относится еще к концу ХIV в. Весьма возможно, что уже
тогда, в связи со сближением с Москвой возникла мысль возвести в Кремле не
только Успенский собор- собор общегородской, усыпальницу князей, -но, по
подобию Москвы, также и Архангельский собор- княжескую домовую церковь и
усыпальницу епископов. Если таковой и был тогда сооружен, то, надо
полагать, -деревянный.
Крещатость столбов существующего собора могла бы говорить о ранних датах
ХV в. Однако крупный кирпич, из которого собор построен, указывает на конец
ХV в., на время после 1470 г.
Анализируя общие исторические сведения о Переславле Рязанском ХV в., можно
прийти к заключению, что архангельский собор был действительно построен в
1470-х годах. Сильные укрепления во II- ой половине века обеспечивали
городу относительно спокойствие и безопасность. После женитьбы московского
князя Ивана III на Софье Палеолог (1471 г.) московский двор зажил новой,
более пышной жизнью, которой во всем подражала и Рязань. Именно в это время
могла скорее всего возникнуть у князя мысль соорудить собственную
великокняжескую церковь. Княгиня Анна также уделяла большое внимание
строительству и оборудованию церквей. Известно, что она подарила в 1485
году В Успенский собор города замечательное произведение искусства- вышитую
шелками и золотом пелену. Наконец в существующем Архангельском соборе был,
как уже указывалось, в 1482 г. Похоронен епископ Феодосий, назначенный в
Рязань как раз в связи с приходом в Москву Софьи Палеолог в 1471 г. Таким
образом, можно считать вероятной (приблизительной) датой возведения
Архангельского собора- 1475 г.
Архангельский собор, представляющий в плане близкую аналогию, например,
Троицкому собору Троице- Сергеевской лавры, построенному на пятьдесят лет
раньше, был, возможно, очень близок ему и во внешней отделке. Он имел,
видимо, относительно высокий цоколь и три рундука; гладкие, расчиненные
лопатками стены с килевидными закомарами; узкие, щелевидные окна в боковых
пряслах; высокие, близко подходящие к карнизу апсиды с такими же окнами;
килевидные, с бусинами на колонках порталы. Первоначально круглый барабан
главы был сдвинут к востоку, ближе к центру массы всего здания. Над
закомарами располагался второй ряд угловых кокошников, а над ними, вокруг
квадратного постамента барабана, третий их ряд. Оригинальным является также
кирпичный антаблемент у основания закомар. С помощью шурфор выявился и
древний цоколь собора. Его профиль чрезвычайно близок рисунку цоколя
старого Успенского собора. Древний пол собора был из поливных коричневых
плиток, выложенных звездами. Аналогичный пол был сделан и в Архангельском
соборе Москвы (только в несколько цветов).
Четырехскатную крышу собор получил после пожара 1647 г., от которого он
пострадал особенно сильно. Тогда мастер из Согалича В.Х. Зубов еще раз
заново облицевал обгорелые стены внутри и снаружи, восстановил верхнюю
часть собора ( своды и барабан со шлемовидным покрытием), а по периметру
четверика надложил новый карниз с закомарами. В это время были выложены из
крупного кирпича перспективные порталы вместо разрушенных белокаменных.
С южной стороны Архангельского собора на старом месте архитектор Ю. К.
Ершов возвел новую колокольню (третью по счету), которую разобрали в конце
I чет. ХIХ в. По проекту губернского архитектора С. А. Щеткина в 1864 -1865
годах к собору была пристроена одноэтажная трапезная. Для входа в нее в
одной из арок перехода, соединяющего палаты епископа с большим Успенским
собором, Щеткин встроил белокаменный портал в ложно- русском стиле.
Трапезную он соединил с собором широким арочным проемом.
Одновременно со Щеткиным над возобновлением интерьера собора работал
художник Н.В. Шумов. Небольшие фрагменты росписи, выполненной им. Имеются в
барабане главы.
Древний иконостас собора не сохранился, но несколько икон из него конца ХV-
начала ХVI в. находятся в Рязанском художественном музее. Это храмовая
икона архангела Михаила «Чудо в Хонех», святой Троицы, Благовещения,
святого Николая Чудотворца, Страшного суда, святой Софии Премудрости
Божией, святой Параскевы. Образ святой Софии таков: «в середине ангел с
лицом огненного вида, с огненного же вида одеждою и крылами. Он в царском
долматике и венце, на престоле. В правой руке у него жезл с лучезарным
крестом на верху. Над головою ангела Саваоф со святым Духом. Руки его
простерты на благословение. По обеим сторонам Саваофа по два ангела: два- с
рипидами, два с надписью: Бог, над Саваофом престол, а на нем книга и
слова: «В начале бе слово и слово бе в Богу и Бог бе слово, се бе искони у
Бога». По сторонам ангела крылатого Богоматерь с руками, простертыми на
молитву, и святой Иоан Предтеча, у него в левой руке свиток, а в нем слова:
«Се агнец Божий, вземляй грехи мира».[ ]
В архангельском соборе похоронены рязанские архиереи:
-епископ Феодосий, скончался в 1481 году;
n епископ Симеон, скончался в 1496 году;
n епископ Иона II, скончался в 1547 году;
n епископ Михаил II, скончался в 1551 году;
n епископ Гурий (Ружецкий), скончался приблизительно в 1560 году;
n архиепископ Феодорит, скончался 10 сентября 1617 года;
n архиепископ Иосиф II, скончался в 1621 году;
n архиепископ Антоний, скончался 15 февраля 1637 года;
n архиепископ Мисаил, убит в Шацком уезде язычниками при обращении их в
веру Христову 10 апреля 1655 года. Над гробницей в футляре хранится с
1734 года мантия Мисаила, на которой видны пробоина и следы крови,
находившаяся до того времени во владении боярского сына Федора Куабицкого
и перенесенная в Архангельский собор по распоряжению архиепископа
Алексия.
n митрополит Иларион, скончался 4 июня 1673 г.;
n митрополит Иосиф IV, скончался 21 сентября 1681 г.;
n митрополит Павел (Моравский), скончавшийся 4 сентября 1686 г.;
n митрополит Стефан (Яворский), скончавшийся 27 ноября 1722 г.;
n архиепископ Сергий (Крылов-Платонов), скончался 18 августа 1824 г.;
n архиепископ Гавриил (Городков), скончался 7 апреля 1862 г.;
n епископ Мелетий (Якимов), скончался в 1900 г.
Из этих иерархов особенно замечательны вот какие. Архиепископ Феодорит.
Родился он при царе Иване Грозном в 1551 г. Говорили в старину, что он был
родственником боярину Щереметьеву, имел поместья в рязанской земле. Когда
ему было уже около 40 лет, он подстригся в монахи, а в 1605 г. Казанский
митрополит Гермоген посвятил его в чин архиепископа Рязанского и
Муромского. При Феодорите был достроен прежний Успенский собор, при нем
обретены мощи святого Василия, епископа Рязанского, и перенесены из
Борисоглебской церкви в Успенский собор. Существует предположение, что
Феодорит сложил в честь святого Василия хвалебные песни в стихирах,
тропарях и кондаках, составил жизнеописание св. Василия и приказал
изобразить его на иконе.
В церковном древлехранилище хранится золотой крест чеканной работы,
который Феодорит по обещанию отдал в Успенский собор. На этом кресте есть
надпись: «По обещанию Феодорита архиепископа Рязанского и Муромского лета
7119 (1611) генваря 6 день». А среди старинных антиминсов есть антиминс
того времени, когда в Москве вся власть сосредоточилась в руках бояр.
Антиминс сделан из грубого холста, на нем нет никаких изображений, кроме
креста, изображенного чернилами, с такой надписью: «Лета 7120 (1612)
освящен храм Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
великого московского царства при боярах и при архиепископе Феодорите на
память святого апостола Филиппа ноября 14 день».
Самый знаменитый из рязанских владык, что погребены в Архангельском соборе-
Стефан Яворский. Рязанским митрополитом он был с 1700 г. И до конца дней
своих, то есть до 1722 г. Однако в Рязани Стефан почти не жил: вскоре после
того, как его поставили рязанским митрополитом, умер патриарх Адриан, тогда
Петр Великий назначил Стефана «блюстителем и экзархом патриарша престола»,
а когда Петр учредил Синод, то Стефан был назначен его президентом. Так и
пришлось Стефану почти все время жить то в Москве, то в Переславле. Умер он
в Москве, а погребен был в Рязани сначала в Успенском соборе, а затем в
Архангельском.
Замечателен Стефан не только тем, что он занимал такие высокие должности,
но и тем, что был знаменитым проповедником и сочинителем. Самое известное
его произведение: «Камень веры, православным церкви святые сынам на
утверждение и духовное назидание духовное назидание, претыкающимся же о
камень претыкания и соблазны- на восстание и направление». В семинарской
библиотеке доныне хранится книга «Камень веры», а в ризнице архиерейского
дома есть панагия, которую Петр Великий подарил Стефану.
АРХИЕРЕЙСКИЙ ДВОР
О истории возникновения Архиерейского двора повествует Д.Солодовников в
своей книге «Переславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины»: «В
те далекие времена, когда Переславль был стольным градом Рязанского
княжества, в «городе» жили князья рязанские, а владыки рязанские жили «на
посаде», соборную святительскую церковь, кафедральным собором, тогда была
церковь святых Бориса и Глеба на посаде, там же и дом был у владык для
жительства, и этот архиерейский дом на посаде назывался Богородичным
архиерейским. Но вот захватила Переяславль Москва, в Переяславль приехал
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|