Рязанский Кремль
1503 году;
-София Дмитриевна, женаФедора Ольговича и дочь Ивана Васильевича Третного,
скончалась в 143? году;
-Анна Васильевна, супруга Ивана Васильевича и сестра Ивана III, скончалась
в 1501 году;
-Анна, но кто она была- неизвестно;
В этом же соборе погребен архиепископ Симон, на правой стороне от входных
дверей, под третьей колонной. Это- один из самых замечательных рязанских
владык. Он происходил из монастырских крестьян Вологодской губернии и был
наречен Степаном Лаговым. «Случилось как-то, когда еще был он мальчиком,
вологодский преосвященный Амвросий Юшкевич взял его в свой хор певчим.
Степан был мальчик очень умный, талантливый. Увидал это преосвященный
Амвросий, стал о нем заботится, выкупил его. Перевели Амвросия в Новгород,
он и Степана взял с собой, поместил его в новгородскую семинарию... После
семинарии одно время Степан был учителем, а потом
подстригся в монахи и через 11 лет был уже епископом. Сначала в Костроме ,а
потом, с 1778 года в Рязани. Здесь он и умер в 1804 году.»[ ]
Преосвященный Симон много заботился о просвещении своей епархии, особенно о
просвещении духовенства. Симон отвел в своем архиерейском доме особую залу
для занятий со ставленниками: учитель «кахетизатор» учил их катехизису,
нотному пению, чтению. В семинарии Симон «завел» преподавание новых
предметов, устраивал богословские и философские диспуты на латинском языке,
устраивал в семинарии торжественные праздники.
Много заботился преосвященный Симон и о построении храмов: при нем был
построен Рождественский собор, его старанием начали строить соборную
колокольню, при нем возобновляли и Успенский собор.
Его очень почитали и уважали в Рязани, о нем было написано много речей и
стихотворений.
В этом же соборе на левой стороне против алтаря погребен архиепископ
Амвросий (Яколев-Орлин). Скончался 26 января 1809 года.
На северной стороне (у окна на левом клиросе) находилась гробница святого
Василия, епископа Рязанского. Обретение и перенесение святых мощей
святителя Василия совершено Рязанским архиепископом Феодоритом 10 июня 1609
года. «Архиепископ Феодорит открыл их и с подобающею честию перенес от
Борисоглебской церкви, из старого острога, в собор Успенский (ныне
Рождественский),-сказано в службе святителю Василию, -исполнися градъ
Переславль радованiя духовнаго и стекошася вси, живущiи въ немъ, князи же и
боляре, весь освященный соборъ и вси право-славнiи людiе, благодати
освященiя спообитися и изуъления недуюмъ прiяти желающе».[ ]
Велики по ценности древние предметы, принадлежавшие храму, из которых
выделялись следующие.
1) Древняя хоругвь длиной в 1 аршин, шириною в 1 аршин с вершком. По
плотной материи шитье золотыми шелковыми нитями. На лицевой стороне ее
изображена Божия Матерь, сидящая на престоле и окруженная двумя ангелами,
а на поворотной стороне -посередине Архангел Михаил, по правую сторону от
него Иоанн Предтеча, держащий на блюде голову, покрытую феской, по левую
князья: Владимир, Борис и Глеб.
2) Плащаница, устроенная митрополитом Иосифом в 1681 году, имеющая в длину
2 аршина 10,5 вершков, а в ширину 1 аршин с полвершком. Плащаница расшита
золотыми, серебряными и шелковыми нитями. Плащаница примечательна тем,
что на ней, с помощью вышивки, изображены события и действующие лица
Священного писания. Впечатляет текст вязью на кайме: «Лета 7189 при
державе Благочестивого и Христолюбивого Великого Государя Царя и Великого
Князя Федора Алексеевича всея великия и Малыя и Белыя России Самодержца,
в 6-ое лето державы и царства его, и при великом Господино Святейшем
Иоакиме Патриархе Московском и всея России, в 7-ое лето Патриаршества
его, строена сия Плащаница Смиренным Иосифом Божиею Милостию Митрополитом
Рязанским и Муромским в Богоспасаемый град Переяславль Рязанский, в
Соборную и Апостольскую церковь честиаю ея Успения и св.Страстоперпцев
Бориса и Глеба».
3) Золотой напрестольный крест, устроенный в 1611г. Архиепископом
Феодоритом; мерой в Длину 10,5 вершков, весом в средних концах 5 вершков,
в верхних 2,5 вершков, в нижних 1,75 вершков, весом 3 фунта 28 золотых,
с надписью, показывающей имя строителя.
4) Золотой патир, устроенный в 1672 году при митрополите Иларионе.
5) Крест серебряно- позолоченный, устроенный в 1665 году архиепископом
Мисаилом.
6) Водосвятная серебряно- вызолоченная, имеющая печальную известность,
чаша, благодаря которой была уничтожена, « избегшая от рук варварских »,
золотая печать Батыя, приложенная к иконе Ев. Иоанна Богослова и
принадлежавшая Богословскому монастырю.
7) Хоругвь основанного в 1877 году Братства св. Василия, епископа
Рязанского.
8) Из рукописей заслуживает внимания Синодик кафедрального собора,
замечательный по многим отношениям для Рязанского края. Древность его
восходит к 1631 году, как видно из следующей надписи на заглавном листе:
«Лета 7139 (1631) году сию книгу Сенадик переписал в Переславль Рязанский
в соборную церковь Предчистыя Богородицы Успения Григорий Михайлович
Юшков душевного ради преставльшихся родителей своих в вечный поминок».
9) Икона Божией Матери Феодотьевской.
10) Икона Божией матери Муромской. «Мерою в высоту 7,25 вершков, в ширину
6,5 верков. Одеяние на Предчистой Деве и Младенце обнизано жемчугом,
венец и поля украшены серебряно- позлащенным окладом, устроенным в 1802
году.
ИКОНЫ
Древнего письма чудотворная икона Предчистой Божией Матери Феодотьевская-
одна из наиболее почитаемых святынь города Рязани. Зимой ее можно было
видеть в иконостасе 9справа от царских врат) Христорождественского теплого
кафедрального собора, а летом -в кафедральном Успенском (летнем) соборе
среди храма, на правом столбе ближе к алтарю.
Икона Божией Матери явилась в 1487 году, в пределах Рязанского княжества
на пустом месте в поле, недалеко от села Феодотьево (ныне Спасского
района). О чудесном событии быстро распространилась молва и народ начал
стекаться к новоявленной иконе, служа ей молебны. Больные, приходящие с
верой и упованием к молитве Богоматери, получали исцеления, скорбящие
-утешение, нуждающиеся -помощь. По совету епископа Симеона рязанский князь
Иван Васильевич Третной переносит драгоценный образ в Рязань.
В 1611 году при архиепископе Феодорите сделана копия с чудотворной иконы,
которая торжественно перенесена на место обретения, где был выстроен
деревянный храм. Впоследствии этот храм перенесен в село Феодотьево, а его
заменила деревянная часовня. Приходскому храму села Феодотьево дана
архиерейская грамота, освобождающая причт от всех оброков и податей. Со
временем деревянная часовня обветшала, и в 1852 году построена и освящена
новая каменная с иконостасом. Часовня возведена на пожертвования в сумме
4026 рублей, из которых 3424 рубля собственных денег внес коллежский
советник Иван Павлович Сулима.
В Рязани на новом месте нахождения чудотворного образа продолжались
чудесные исцеления силой Богоматери. В 1711 году свирепствовала моровая
язва, уносящая многие жизни. Народ в страхе кинулся к Феодотьевской иконе,
служа ей молебны. Образ носили по городу и окрестным селениям. В зараженных
домах, куда приносили святую икону с молитвенными песнопениями, болезнь
отступала, а где принимали образ до появления эпидемии, там язва не
появлялась. Так, по преданиям, благодаря дивной помощи от Феодотьевской
иконы Божией Матери прекратилась моровая язва.
В 1830, 1831, 1848, 1859, 1860 годах свирепствовала холера. И опять народ
с горячей верой и усердием обращался к Пречистому Феодотьевскому образу.
Соборные священники едва успевали носить по домам чудотворную икону и
служить молебны. Во время разных бедствий крестные ходы к Троицкому
монастырю, Скорбященской церкви или вокруг города, но всегда с иконой
Божией Матери Феодотьевской.
Чудесные исцеления от иконы происходили во множестве, но случаи эти
документально не фиксировались. Сохранились лишь несколько документально
оформленных свидетельств исцелений. В Рязани, в доме отставного сержанта
находилась его свояченица Ксения, которая мучилась болезнью глаз и более
трех месяцев ничего не видела. 19 марта 1812 года в соседний дом была
принесена Феодотьевская икона, и сестра больной обратилась с просьбой
отслужить молебен и в их доме. Ксения в это время задремала. Во сне к ней
обратилась незнакомая женщина: «Встань, ибо к тебе скоро придет Великая
гостья, и ты увидишь Ее». Больная ответила: «Как же я могу увидеть, если
ослепла ?» Неизвестная женщина отстаивала свое: «Поверь мне, ты увидишь
Ее.» Ксения очнулась, недоумевая о видении. Вскоре принесли чудотворную
икону и начали служить молебен с акафистом. Во время последнего икоса
ресницы у Ксении начали вздрагивать, а при чтении кондака «О, встань Мати»
глаза больной раскрылись, она ясно увидела свет и с радостью вскрикнула:
«Слава Богу !»
В 1839 году при архиепископе Гаврииле Феодотьевская икона усердием
благочестивых граждан украшается серебряной позолоченной ризой. Из Москвы
для иконы в 1845 году пожертвована серебряная тройная лампада.
Благотворитель просил не оглашать своего имени. В 1872 году Феодотьевская
икона Божией Матери украсилась бриллиантами.
Муромская икона Божией Матери древнего письма находится в кафедральном
Христорождественском соборе.
По приданию в начале ХII века эта икона была принесена из Киева в Муром
князем Ярославом (в святом крещении Константином). Князь упорно и
настойчиво старался обратить язычников Муромского княжества в христианство.
Своими проповедями он озлобил некоторую часть язычников, которая грозилась
убить Константина. Тогда князь призвал на помощь чудотворную икону
Муромской Божией Матери и смело вышел с ней к заговорщикам. Разгневанные
Язычники были укрощены образом Богоматери и сразу же дали согласие на
святое крещение.
В конце ХIII века епископом в Муроме был Василий (впоследствии епископ
Рязанский). По ложному навету епископ Василий обвинялся в неблагочестивых
поступках, порочащих высокое звание архипастыря. Разгневанный народ решает
лишить его жизни, но Василий просит отложить приговор до утра. Всю ночь он
усердно молился в Муромском Борисо- Глебском храме, а утром пришел в
Благовещенский храм и отслужил молебен перед иконой Муромской Божией
Матери. Возлагая надежды на заступничество Царицы Небесной, взяв икону с
собой, он распростав на водах Оки свою мантию, встал на нее и поплыл по
реке против течения с образом Муромской Богоматери. На мантии он
благополучно прибыл в Рязань.
Чудотворную икону еще называют «Моление святого Василия» , так как он
молился перед образом в горький час изгнания из Мурома. В 1802 году при
архиепископе Симоне (Лагове) у чудотворной иконы устроена серебряная
позолоченная риза. К иконе Божией Матери Муромской народ имеет особое
усердие в молитвах. Чудотворная икона носилась по домам всегда вместе с
иконой Феодотьевской Божией Матерью
УСПЕНСКИЙ СОБОР
Новый Успенский собор, построенный в Переславле Рязанском, является не
только крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и одним из
замечательнейших памятников древне русского искусства.
Несмотря на опустошительные пожары начала и середины ХVII века, Переславль
Рязанский к концу столетия был отстроен вновь. К концу ХVII века
экономически окрепшая церковная, земельная и денежная аристократия
развернула обширное каменное строительство.
В Переславле Рязанском в это время выделяли Рязанский Кремль среди
разросшихся городских слобод и посадов. Старый собор ХIV века,
перестроенный на рубеже ХVI-ХVII веков, имея небольшие размеры и устарелые
формы, перестал удовлетворять практическим и эстетическим требованиям.
Встал вопрос о постройке нового, соответствующего запросам времени, собора,
большего, чем все остальные церкви города.
Постройка нового собора была решена еще в 1667 году почти в центре
Рязанского Кремля, между старым собором и Богоявленским монастырем.
В 1679 году началась разборка «зеленой палаты» (порохового погреба),
мешавшей новой постройке. Работы шли весьма медленно, так как у рязанского
митрополита не хватало средств на постройку большого задуманного здания.
Лишь в 1684 году закончилось накопление материалов, после чего каменных дел
подмастерье из Ипатьевского Костромского монастыря Федор Яковлев Шаритин «с
товарищами»- Емельяном Калининым и Григорием Артемьевым Суханиным-
приступили к кладке здания.
Новый собор по договору должен был строиться по образцу собора московского
Новоспасского монастыря, законченного постройкой патриархом Никоном в 50-х
годах ХVII века. Документы сохранили сведения, что новый Рязанский собор
должен был иметь ширину, длину и высоту в 12 саженей, то есть 24 м. С
западной стороны под одну крышу с собором предполагался притвор шириной в 5
саженей (10 м.). Зодчие думали поставить собор с притвором на подклет.
Помимо этого, они решили украсить собор изразцами и богатой белокаменной
резьбой.
Постройка велась медленно, с перебоями. Разногласия между зодчими еще
больше задерживали ход работы. Лишь только в 1691 году «церковный свод
сделали, а на том своде начали строить шего осмериками ».
В начале 1692 года В Переславль прибыл из Москвы зодчий, каменных дел
подмастерье О.М. Старцев, для осмотра медленно строившегося собора. Его
приезд был вызван сомнением в прочности здания. По-видимому, уже в это
время появились какие-то неотмеченные документами признаки, предвещавшие
близкую катастрофу. Последняя и произошла 18 апреля того же года, когда
недостроенный собор рухнул на южную сторону из-за плохой работы каменщиков.
В том же году весной, 22 мая, О. Старцев вновь приехал в Переславль для
определения местоположения будущего нового собора, так как было решено
отстроить его заново.
Местные власти склонялись к тому, чтобы поручить постройку нового собора
тому же Шаритину с его помощниками, но произведенные розыски уехавших
заблаговременно из Переславля неудачных строителей установили, что они
умерли. В связи с этим 18 января 1693 года были назначены торги на подряд
по постройке нового собора. Вместе с О.Старцевым и Григорием Мазухиным из
Москвы прибыл и Я. Бухвостов.
За оставшиеся зимние и весенние месяцы они разобрали остатки рухнувшего
собора и уже 18 мая 1693 года заложили новый. Постройка собора могла быть в
основном с успехом закончена в 2-3 года, однако строительство затянулось
ввиду отвлечения зодчего другими постройками.
Я. Бухвостов закончил в основном новый собор лишь к 1699 году, когда
последний был покрыт тесом; отделка этого сооружения длилась еще три года.
За это время в соборе был установлен огромный иконостас, выполненный
мастером-резчиком С. Христофоровым также «с товарищами». С ним еще в 1689
году был заключен подряд на изготовление иконостаса для собора,
строившегося Шаритиным. Наконец, 15 августа 1702 года новый рязанский
митрополит Стефан Яворский, крупный петровского времени, освятил собор. Но
еще в 1704-1706 году мастер-кузнец Стефан Малофеев выполнил кузнечные
работы для боковых глав собора.
Конструктивное решение верха нового Рязанского собора было неудачным: в
течение всего последующего времени в архивных документах неоднократно
встречаются известия о крупных ремонтах и мелких чинках в связи с
конструктивными погрешностями в сводах. Исследовавший Рязанский собор (во
время реставрационных работ 1952-1953 годов), архитектор П.А.Тельтевский
считает, что в процессе его постройки произошло изменение первоначального
творческого замысла, причины которого еще не совсем ясны. Не совсем удачно
была построена также открытая паперть на подклете, которая уже в 1728 году
обвалилась по периметру на протяжении 52 м.
Несмотря на это, новый собор в Переславле Рязанском явился не только
крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и заслуженно занял одно из первых
мест среди лучших архитектурных произведений конца ХVII века.
Уклон территории Рязанского Кремля к югу вызвал постановку собора на
высоком подклете. Благодаря этому весь объем собора должен был царить над
застройкой Кремля, а величественный силуэт собора очерчиваться еще резче.
Подобный архитектурный прием был положен в основу еще мастерами первого,
рухнувшего собора, а затем повторен Я. Бухвостовым.
О. Старцев признал, что место для собора выбрано правильно и потому менять
его при новой постройке не следует. Действительно, местоположение собора
являлось чрезвычайно удачным. Сюда сходились основные городские улицы, а
также дороги из Москвы, Старой Рязани, Астрахани. Собор, согласно старой
русской традиции, завершал «перспективы» главнейших городских улиц.
Постройка в 1789-1790 годах перед запасным фасадом собора высокой
колокольни со шпилем, еще больше усилила значение собора в городском
ландшафте. Этому же способствовала ясная кубическая форма собора.
Создавая композицию объемов собора, Я. Бухвостов исходил из
общепризнанного образца- столичного Успенского собора. Он сохранил основные
черты этого здания, ставшими типическими, - трехчастие западного фасада,
членение южной и северной стен на четыре деления, пятиглавие. Но несмотря
на традиционную схему, автор осуществил ряд нововведений, значительно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|