МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Рязанский Кремль

    1503 году;

    -София Дмитриевна, женаФедора Ольговича и дочь Ивана Васильевича Третного,

    скончалась в 143? году;

    -Анна Васильевна, супруга Ивана Васильевича и сестра Ивана III, скончалась

    в 1501 году;

    -Анна, но кто она была- неизвестно;

    В этом же соборе погребен архиепископ Симон, на правой стороне от входных

    дверей, под третьей колонной. Это- один из самых замечательных рязанских

    владык. Он происходил из монастырских крестьян Вологодской губернии и был

    наречен Степаном Лаговым. «Случилось как-то, когда еще был он мальчиком,

    вологодский преосвященный Амвросий Юшкевич взял его в свой хор певчим.

    Степан был мальчик очень умный, талантливый. Увидал это преосвященный

    Амвросий, стал о нем заботится, выкупил его. Перевели Амвросия в Новгород,

    он и Степана взял с собой, поместил его в новгородскую семинарию... После

    семинарии одно время Степан был учителем, а потом

    подстригся в монахи и через 11 лет был уже епископом. Сначала в Костроме ,а

    потом, с 1778 года в Рязани. Здесь он и умер в 1804 году.»[ ]

    Преосвященный Симон много заботился о просвещении своей епархии, особенно о

    просвещении духовенства. Симон отвел в своем архиерейском доме особую залу

    для занятий со ставленниками: учитель «кахетизатор» учил их катехизису,

    нотному пению, чтению. В семинарии Симон «завел» преподавание новых

    предметов, устраивал богословские и философские диспуты на латинском языке,

    устраивал в семинарии торжественные праздники.

    Много заботился преосвященный Симон и о построении храмов: при нем был

    построен Рождественский собор, его старанием начали строить соборную

    колокольню, при нем возобновляли и Успенский собор.

    Его очень почитали и уважали в Рязани, о нем было написано много речей и

    стихотворений.

    В этом же соборе на левой стороне против алтаря погребен архиепископ

    Амвросий (Яколев-Орлин). Скончался 26 января 1809 года.

    На северной стороне (у окна на левом клиросе) находилась гробница святого

    Василия, епископа Рязанского. Обретение и перенесение святых мощей

    святителя Василия совершено Рязанским архиепископом Феодоритом 10 июня 1609

    года. «Архиепископ Феодорит открыл их и с подобающею честию перенес от

    Борисоглебской церкви, из старого острога, в собор Успенский (ныне

    Рождественский),-сказано в службе святителю Василию, -исполнися градъ

    Переславль радованiя духовнаго и стекошася вси, живущiи въ немъ, князи же и

    боляре, весь освященный соборъ и вси право-славнiи людiе, благодати

    освященiя спообитися и изуъления недуюмъ прiяти желающе».[ ]

    Велики по ценности древние предметы, принадлежавшие храму, из которых

    выделялись следующие.

    1) Древняя хоругвь длиной в 1 аршин, шириною в 1 аршин с вершком. По

    плотной материи шитье золотыми шелковыми нитями. На лицевой стороне ее

    изображена Божия Матерь, сидящая на престоле и окруженная двумя ангелами,

    а на поворотной стороне -посередине Архангел Михаил, по правую сторону от

    него Иоанн Предтеча, держащий на блюде голову, покрытую феской, по левую

    князья: Владимир, Борис и Глеб.

    2) Плащаница, устроенная митрополитом Иосифом в 1681 году, имеющая в длину

    2 аршина 10,5 вершков, а в ширину 1 аршин с полвершком. Плащаница расшита

    золотыми, серебряными и шелковыми нитями. Плащаница примечательна тем,

    что на ней, с помощью вышивки, изображены события и действующие лица

    Священного писания. Впечатляет текст вязью на кайме: «Лета 7189 при

    державе Благочестивого и Христолюбивого Великого Государя Царя и Великого

    Князя Федора Алексеевича всея великия и Малыя и Белыя России Самодержца,

    в 6-ое лето державы и царства его, и при великом Господино Святейшем

    Иоакиме Патриархе Московском и всея России, в 7-ое лето Патриаршества

    его, строена сия Плащаница Смиренным Иосифом Божиею Милостию Митрополитом

    Рязанским и Муромским в Богоспасаемый град Переяславль Рязанский, в

    Соборную и Апостольскую церковь честиаю ея Успения и св.Страстоперпцев

    Бориса и Глеба».

    3) Золотой напрестольный крест, устроенный в 1611г. Архиепископом

    Феодоритом; мерой в Длину 10,5 вершков, весом в средних концах 5 вершков,

    в верхних 2,5 вершков, в нижних 1,75 вершков, весом 3 фунта 28 золотых,

    с надписью, показывающей имя строителя.

    4) Золотой патир, устроенный в 1672 году при митрополите Иларионе.

    5) Крест серебряно- позолоченный, устроенный в 1665 году архиепископом

    Мисаилом.

    6) Водосвятная серебряно- вызолоченная, имеющая печальную известность,

    чаша, благодаря которой была уничтожена, « избегшая от рук варварских »,

    золотая печать Батыя, приложенная к иконе Ев. Иоанна Богослова и

    принадлежавшая Богословскому монастырю.

    7) Хоругвь основанного в 1877 году Братства св. Василия, епископа

    Рязанского.

    8) Из рукописей заслуживает внимания Синодик кафедрального собора,

    замечательный по многим отношениям для Рязанского края. Древность его

    восходит к 1631 году, как видно из следующей надписи на заглавном листе:

    «Лета 7139 (1631) году сию книгу Сенадик переписал в Переславль Рязанский

    в соборную церковь Предчистыя Богородицы Успения Григорий Михайлович

    Юшков душевного ради преставльшихся родителей своих в вечный поминок».

    9) Икона Божией Матери Феодотьевской.

    10) Икона Божией матери Муромской. «Мерою в высоту 7,25 вершков, в ширину

    6,5 верков. Одеяние на Предчистой Деве и Младенце обнизано жемчугом,

    венец и поля украшены серебряно- позлащенным окладом, устроенным в 1802

    году.

    ИКОНЫ

    Древнего письма чудотворная икона Предчистой Божией Матери Феодотьевская-

    одна из наиболее почитаемых святынь города Рязани. Зимой ее можно было

    видеть в иконостасе 9справа от царских врат) Христорождественского теплого

    кафедрального собора, а летом -в кафедральном Успенском (летнем) соборе

    среди храма, на правом столбе ближе к алтарю.

    Икона Божией Матери явилась в 1487 году, в пределах Рязанского княжества

    на пустом месте в поле, недалеко от села Феодотьево (ныне Спасского

    района). О чудесном событии быстро распространилась молва и народ начал

    стекаться к новоявленной иконе, служа ей молебны. Больные, приходящие с

    верой и упованием к молитве Богоматери, получали исцеления, скорбящие

    -утешение, нуждающиеся -помощь. По совету епископа Симеона рязанский князь

    Иван Васильевич Третной переносит драгоценный образ в Рязань.

    В 1611 году при архиепископе Феодорите сделана копия с чудотворной иконы,

    которая торжественно перенесена на место обретения, где был выстроен

    деревянный храм. Впоследствии этот храм перенесен в село Феодотьево, а его

    заменила деревянная часовня. Приходскому храму села Феодотьево дана

    архиерейская грамота, освобождающая причт от всех оброков и податей. Со

    временем деревянная часовня обветшала, и в 1852 году построена и освящена

    новая каменная с иконостасом. Часовня возведена на пожертвования в сумме

    4026 рублей, из которых 3424 рубля собственных денег внес коллежский

    советник Иван Павлович Сулима.

    В Рязани на новом месте нахождения чудотворного образа продолжались

    чудесные исцеления силой Богоматери. В 1711 году свирепствовала моровая

    язва, уносящая многие жизни. Народ в страхе кинулся к Феодотьевской иконе,

    служа ей молебны. Образ носили по городу и окрестным селениям. В зараженных

    домах, куда приносили святую икону с молитвенными песнопениями, болезнь

    отступала, а где принимали образ до появления эпидемии, там язва не

    появлялась. Так, по преданиям, благодаря дивной помощи от Феодотьевской

    иконы Божией Матери прекратилась моровая язва.

    В 1830, 1831, 1848, 1859, 1860 годах свирепствовала холера. И опять народ

    с горячей верой и усердием обращался к Пречистому Феодотьевскому образу.

    Соборные священники едва успевали носить по домам чудотворную икону и

    служить молебны. Во время разных бедствий крестные ходы к Троицкому

    монастырю, Скорбященской церкви или вокруг города, но всегда с иконой

    Божией Матери Феодотьевской.

    Чудесные исцеления от иконы происходили во множестве, но случаи эти

    документально не фиксировались. Сохранились лишь несколько документально

    оформленных свидетельств исцелений. В Рязани, в доме отставного сержанта

    находилась его свояченица Ксения, которая мучилась болезнью глаз и более

    трех месяцев ничего не видела. 19 марта 1812 года в соседний дом была

    принесена Феодотьевская икона, и сестра больной обратилась с просьбой

    отслужить молебен и в их доме. Ксения в это время задремала. Во сне к ней

    обратилась незнакомая женщина: «Встань, ибо к тебе скоро придет Великая

    гостья, и ты увидишь Ее». Больная ответила: «Как же я могу увидеть, если

    ослепла ?» Неизвестная женщина отстаивала свое: «Поверь мне, ты увидишь

    Ее.» Ксения очнулась, недоумевая о видении. Вскоре принесли чудотворную

    икону и начали служить молебен с акафистом. Во время последнего икоса

    ресницы у Ксении начали вздрагивать, а при чтении кондака «О, встань Мати»

    глаза больной раскрылись, она ясно увидела свет и с радостью вскрикнула:

    «Слава Богу !»

    В 1839 году при архиепископе Гаврииле Феодотьевская икона усердием

    благочестивых граждан украшается серебряной позолоченной ризой. Из Москвы

    для иконы в 1845 году пожертвована серебряная тройная лампада.

    Благотворитель просил не оглашать своего имени. В 1872 году Феодотьевская

    икона Божией Матери украсилась бриллиантами.

    Муромская икона Божией Матери древнего письма находится в кафедральном

    Христорождественском соборе.

    По приданию в начале ХII века эта икона была принесена из Киева в Муром

    князем Ярославом (в святом крещении Константином). Князь упорно и

    настойчиво старался обратить язычников Муромского княжества в христианство.

    Своими проповедями он озлобил некоторую часть язычников, которая грозилась

    убить Константина. Тогда князь призвал на помощь чудотворную икону

    Муромской Божией Матери и смело вышел с ней к заговорщикам. Разгневанные

    Язычники были укрощены образом Богоматери и сразу же дали согласие на

    святое крещение.

    В конце ХIII века епископом в Муроме был Василий (впоследствии епископ

    Рязанский). По ложному навету епископ Василий обвинялся в неблагочестивых

    поступках, порочащих высокое звание архипастыря. Разгневанный народ решает

    лишить его жизни, но Василий просит отложить приговор до утра. Всю ночь он

    усердно молился в Муромском Борисо- Глебском храме, а утром пришел в

    Благовещенский храм и отслужил молебен перед иконой Муромской Божией

    Матери. Возлагая надежды на заступничество Царицы Небесной, взяв икону с

    собой, он распростав на водах Оки свою мантию, встал на нее и поплыл по

    реке против течения с образом Муромской Богоматери. На мантии он

    благополучно прибыл в Рязань.

    Чудотворную икону еще называют «Моление святого Василия» , так как он

    молился перед образом в горький час изгнания из Мурома. В 1802 году при

    архиепископе Симоне (Лагове) у чудотворной иконы устроена серебряная

    позолоченная риза. К иконе Божией Матери Муромской народ имеет особое

    усердие в молитвах. Чудотворная икона носилась по домам всегда вместе с

    иконой Феодотьевской Божией Матерью

    УСПЕНСКИЙ СОБОР

    Новый Успенский собор, построенный в Переславле Рязанском, является не

    только крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и одним из

    замечательнейших памятников древне русского искусства.

    Несмотря на опустошительные пожары начала и середины ХVII века, Переславль

    Рязанский к концу столетия был отстроен вновь. К концу ХVII века

    экономически окрепшая церковная, земельная и денежная аристократия

    развернула обширное каменное строительство.

    В Переславле Рязанском в это время выделяли Рязанский Кремль среди

    разросшихся городских слобод и посадов. Старый собор ХIV века,

    перестроенный на рубеже ХVI-ХVII веков, имея небольшие размеры и устарелые

    формы, перестал удовлетворять практическим и эстетическим требованиям.

    Встал вопрос о постройке нового, соответствующего запросам времени, собора,

    большего, чем все остальные церкви города.

    Постройка нового собора была решена еще в 1667 году почти в центре

    Рязанского Кремля, между старым собором и Богоявленским монастырем.

    В 1679 году началась разборка «зеленой палаты» (порохового погреба),

    мешавшей новой постройке. Работы шли весьма медленно, так как у рязанского

    митрополита не хватало средств на постройку большого задуманного здания.

    Лишь в 1684 году закончилось накопление материалов, после чего каменных дел

    подмастерье из Ипатьевского Костромского монастыря Федор Яковлев Шаритин «с

    товарищами»- Емельяном Калининым и Григорием Артемьевым Суханиным-

    приступили к кладке здания.

    Новый собор по договору должен был строиться по образцу собора московского

    Новоспасского монастыря, законченного постройкой патриархом Никоном в 50-х

    годах ХVII века. Документы сохранили сведения, что новый Рязанский собор

    должен был иметь ширину, длину и высоту в 12 саженей, то есть 24 м. С

    западной стороны под одну крышу с собором предполагался притвор шириной в 5

    саженей (10 м.). Зодчие думали поставить собор с притвором на подклет.

    Помимо этого, они решили украсить собор изразцами и богатой белокаменной

    резьбой.

    Постройка велась медленно, с перебоями. Разногласия между зодчими еще

    больше задерживали ход работы. Лишь только в 1691 году «церковный свод

    сделали, а на том своде начали строить шего осмериками ».

    В начале 1692 года В Переславль прибыл из Москвы зодчий, каменных дел

    подмастерье О.М. Старцев, для осмотра медленно строившегося собора. Его

    приезд был вызван сомнением в прочности здания. По-видимому, уже в это

    время появились какие-то неотмеченные документами признаки, предвещавшие

    близкую катастрофу. Последняя и произошла 18 апреля того же года, когда

    недостроенный собор рухнул на южную сторону из-за плохой работы каменщиков.

    В том же году весной, 22 мая, О. Старцев вновь приехал в Переславль для

    определения местоположения будущего нового собора, так как было решено

    отстроить его заново.

    Местные власти склонялись к тому, чтобы поручить постройку нового собора

    тому же Шаритину с его помощниками, но произведенные розыски уехавших

    заблаговременно из Переславля неудачных строителей установили, что они

    умерли. В связи с этим 18 января 1693 года были назначены торги на подряд

    по постройке нового собора. Вместе с О.Старцевым и Григорием Мазухиным из

    Москвы прибыл и Я. Бухвостов.

    За оставшиеся зимние и весенние месяцы они разобрали остатки рухнувшего

    собора и уже 18 мая 1693 года заложили новый. Постройка собора могла быть в

    основном с успехом закончена в 2-3 года, однако строительство затянулось

    ввиду отвлечения зодчего другими постройками.

    Я. Бухвостов закончил в основном новый собор лишь к 1699 году, когда

    последний был покрыт тесом; отделка этого сооружения длилась еще три года.

    За это время в соборе был установлен огромный иконостас, выполненный

    мастером-резчиком С. Христофоровым также «с товарищами». С ним еще в 1689

    году был заключен подряд на изготовление иконостаса для собора,

    строившегося Шаритиным. Наконец, 15 августа 1702 года новый рязанский

    митрополит Стефан Яворский, крупный петровского времени, освятил собор. Но

    еще в 1704-1706 году мастер-кузнец Стефан Малофеев выполнил кузнечные

    работы для боковых глав собора.

    Конструктивное решение верха нового Рязанского собора было неудачным: в

    течение всего последующего времени в архивных документах неоднократно

    встречаются известия о крупных ремонтах и мелких чинках в связи с

    конструктивными погрешностями в сводах. Исследовавший Рязанский собор (во

    время реставрационных работ 1952-1953 годов), архитектор П.А.Тельтевский

    считает, что в процессе его постройки произошло изменение первоначального

    творческого замысла, причины которого еще не совсем ясны. Не совсем удачно

    была построена также открытая паперть на подклете, которая уже в 1728 году

    обвалилась по периметру на протяжении 52 м.

    Несмотря на это, новый собор в Переславле Рязанском явился не только

    крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и заслуженно занял одно из первых

    мест среди лучших архитектурных произведений конца ХVII века.

    Уклон территории Рязанского Кремля к югу вызвал постановку собора на

    высоком подклете. Благодаря этому весь объем собора должен был царить над

    застройкой Кремля, а величественный силуэт собора очерчиваться еще резче.

    Подобный архитектурный прием был положен в основу еще мастерами первого,

    рухнувшего собора, а затем повторен Я. Бухвостовым.

    О. Старцев признал, что место для собора выбрано правильно и потому менять

    его при новой постройке не следует. Действительно, местоположение собора

    являлось чрезвычайно удачным. Сюда сходились основные городские улицы, а

    также дороги из Москвы, Старой Рязани, Астрахани. Собор, согласно старой

    русской традиции, завершал «перспективы» главнейших городских улиц.

    Постройка в 1789-1790 годах перед запасным фасадом собора высокой

    колокольни со шпилем, еще больше усилила значение собора в городском

    ландшафте. Этому же способствовала ясная кубическая форма собора.

    Создавая композицию объемов собора, Я. Бухвостов исходил из

    общепризнанного образца- столичного Успенского собора. Он сохранил основные

    черты этого здания, ставшими типическими, - трехчастие западного фасада,

    членение южной и северной стен на четыре деления, пятиглавие. Но несмотря

    на традиционную схему, автор осуществил ряд нововведений, значительно

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.