МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Рязанский Кремль

    московский наместник, а владыка рязанский Иона был переведен с посаду

    служить в Кремль, в Успенский собор, и поставил епископ Иона себе в Кремле

    дом владычный, а дворе каменную церковь Усекновения Иоанна Предтечи, две

    каменные палаты, две поварни каменные. И стояли эти строения до 1647года. А

    в 1647 году почти весь Кремль сгорел, тогда сгорел и Архиерейский дом и

    соборная колокольня с колоколами, обгорели каменные церкви Архангельская и

    Предтеченская. Лет через 6 после этого архиепископ Мисаил начал строить

    себе новые каменные палаты». После пожара 1647 года уцелели стены

    Предтеченской церкви и одной из палат. Именно к ним были пристроены новые

    палаты, наверху палат была сооружена новая двухсветная церковь Иоанна

    Предтечи трапезной. Строились новые палаты в 1653, 1654 и 1655 году

    «подрядчиком из Москвы каменных дел подмастерьем Юрьем Канильевым сыном

    Яршовым». Эти палаты сохранились и до наших дней- это передняя часть

    Архиерейского дома, которая представляет собой особый интерес для ученых

    исследователей, которые характеризуют ее как замечательное старинное

    русское здание; особенно они отличают наружные окна и входные внутренние

    двери. Вот что пишет о них Л.П. Новицкий в книге «История русского

    искусства с древнейших времен» (том 1, стр.280): «Детали дверей несколько

    своеобразны. Первая имеет пофронтонную арку довольно крупного узора, что в

    русском стиле встречается сравнительно редко. То же можно сказать и про

    столбы, отделанные профилем с поворотами вверху и внизу, испоминающими

    западные мотивы, так же, как и раковина в арке второй двери».

    ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

    Особенно интересна была церковь Иоанна Предтечи. К ее высоким стенам с

    юга примыкала двухмаршевая крутая лестница с кровлей, опирающейся на

    открытые арки. Она начиналась под прямым углом к зданию, а затем

    поворачивала вдоль его южной стены. Вверху она заканчивалась площадкой,

    арки которой служили одновременно звонницей. От этой верхней площадки шла

    вдоль западной стены церкви открытая паперть. Здесь был расположен вход,

    ведущий в пониженную трапезную часть церкви, из которой второй портал

    завершался главой. Верх каждой из стен увеличивали кокошники.

    Сейчас уже трудно представить себе все особенности отделки церкви Иоанна

    Предтечи, построенной Ершовым. Реставрационными работами было выявлено и

    восстановлено два портала и окна трех фасадов. Эти окна, а особенно

    порталы, характеризуют Ершова как очень тонкого, талантливого мастера. Один

    белокаменный портал сохранился в проходе из трапезной в церковь

    (краеведческий музей древнерусского искусства), другой- на южном фасаде

    палат, в их восточной части. Порталы эти в известной степени традиционны и

    повторяют общую форму порталов ХVI века. Однако изящество их обломков,

    тонкость прорисовки деталей, чрезвычайно простых, но исполненных точно и

    ясно, с большим пониманием пропорций, позволяют судить о достоинствах всей

    постройки, теперь уже видоизмененной.

    Само здание епископских палат было довольно длинным, одноэтажным, на

    подклете. Высота подклета была увеличена к востоку в следствии падения

    уровня земли, в последующие столетия, впрочем, почти выровненной. Палаты

    имели на южном фасаде два входа, которые вели в двое сеней. К сеням

    примыкали жилые комнаты и комнаты для приема посетителей. В комнатах были

    большие изразцовые печи.

    Яршов, однако, не ограничился лишь сооружением епископских палат. В 1658

    году был сооружен Певческий корпус «длиной 12 и поперек 6 сажень». По-

    видимому, тогда же вместо сгоревшей ссудной избы и колодничей возвели

    Консисторский корпус. Интересно отметить, что В Певческом корпусе была

    применена «типовая» жилая секция, состоящая из холодных сеней и примыкающим

    к ним под прямым углом теплых сеней. Двери из теплых сеней вели в две

    изолированные кельи, расположенные рядом и выходящие окнами на главный

    фасад. Печи топились из сеней через специальные арочные устройства в

    стенах, называвшихся каминами. Полы в сенях были обычно каменные, что

    уменьшало возможность возникновения пожара при топке печей. К торцам

    холодных сеней пристраивались маленькие палатки с «выгребами»- ретирады.

    При кельях эконома (Певческий корпус) находились специальные палаты для

    приема челобитчиков. Эти помещения были полностью изолированы от жилых

    келий. Они имели самостоятельный вход с улицы. Примером служит угловая юго-

    восточная палата в первом этаже Певческого корпуса с сохранившимися

    прекрасными фрагментами росписи стен. В палате стояла изразцовая печь. Ее

    изразцовое убранство менялось со временем. Здесь были найдены фрагменты

    красных, зеленых и полихромных изразцов.

    В 1658 году над епископскими палатами надстроили второй этаж. При этом

    отчасти был изменен характер отделки оконных проемов, что видно и сейчас на

    южном фасаде здания после проведенных реставрационных вскрытий. В это же

    время (работами руководил уже другой зодчий) в церкви Иоанна Предтечи

    появились два новых портала: в трапезную (теперь вход в отдел

    древнерусского искусства), очевидно, переделанный из другого, возведенного

    Ершовым, и портал с верхней площадки лестницы на паперть церкви, которую

    теперь застроили. Интересно решенные по формам, они, однако, уже лишены

    строгости и изящества порталов Ершова. В ХIХ веке их расписали масляными

    красками во время работ, связанных с празднованием 800-летия города.

    В 1692 году Григорий Леонтьев сын Мазухин, костромич, «подрядился у

    преосвященного строить и строил каменные палаты сверх крестовой и келей».

    Теперь, надстроив уже третий этаж над епископскими палатами, Григорий

    Мазухин объединил церковь и палаты в один длинный высокий корпус равной

    высоты. Церковь Иоанна Предтечи перестала выделяться своим объемом. Но на

    ее западном фасаде был все же возведен фронтон с волютами, обелисками по

    его сторонам и главной с крестом на постаменте вверху фронтона.

    Окна третьего этажа на западном фасаде Мазухин украсил крупными

    наличниками в господствовавшем тогда нарышкинском стиле. Сочная пластика

    форм этих наличников придала совершенно новый характер всему фасаду,

    позволила объединить и создать новое цельное впечатление, несмотря на

    разностильность решения верхнего и нижнего этажей.

    На северном и южном фасадах палат Мазухин поместил полуколонны Коринфского

    ордера, опирающегося на пьедесталы и на углах связанные раскреповками

    карниза.

    Восточная часть палат пристроена в 1778-1780 годах архитектором

    Гинейдером, а в ХIХ веке перестроена губернским архитектором С.А. Щеткиным.

    Реставрационными работами удалось восстановить некоторые элементы древней

    внутренней отделки: портал в западную палату третьего этажа, характерный

    своими формами конца ХVII века и камин, окно в «Золотой палате». Раскрыты и

    восстановлены также древние палаты 1-ого этажа и подвалы под ними с окнами

    и входами.

    С восточной стороны Архиерейского двора стоит двухэтажное каменное здание

    конца ХVII века, называемое сейчас неправильно гостиницей черни. Известно

    его и другое название: Архиерейская

    гостиница (II пол. ХIХ века). В архивных документах 1864 года оно названо

    амбарами. Исследование памятника подтверждает его первоначальное назначение

    для хранения зерна и других запасов.

    Здание состоит из 14 почти одинаковых изолированных помещений, из которых

    семь находится в первом этаже. Помещения первого этажа имели деревянные

    перекрытия, а во втором этаже до сих пор сохранились сомкнутые своды.

    Каждая секция имеет посередине дверной проем, по бокам которого

    располагается по одному окну. Наружные лопатки соответствуют внутренним

    поперечным стенам. Лопатка отсутствует только там против той поперечной

    стены, в которой размещается внутристенная лестница, ведущая на чердак. К

    каждой двери 2-го этажа главного фасада вело отдельное деревянное крыльцо.

    Задний фасад, выходивший в XVII веке на проезжую улицу, проходившую по

    восточной оконечности кремлевского холма, не имела никаких проемов и играл

    роль крепостной стены Архиерейского двора. Амбары были пристроены к более

    древнему двухэтажному зданию, разобранному до 1792 года. Но его южная

    наружная стена сохранилась и является теперь северной торцовой стеной

    амбаров. К крайнему южному концу главного западного фасада амбаров

    примыкало еще одно крыло, состоявшее из четырех помещений в 1-ом этаже и

    столько же во 2-ом. В одной из поперечных стен его также проходила

    внутристенная лестница на чердак. Это западное крыло было разобрано. На

    плане Архиерейского двора, составленном в 1792 году губернским архитектором

    Иваном Сулакатуевым, показано, что между Архангельским собором и

    Консисторским корпусом, кроме колокольни, находилась еще караульная

    палатка. И далее к югу каменные ворота, которые примыкали к Консисторскому

    корпусу и были одновременно с ним пристроены. Ворота вели к Консисторскому

    корпусу и в конюшенный двор, расположенный дальше к востоку. За зданием

    Консистории к его торцу примыкали сараи для «разной поклажи», кузница и

    бочарная (конца ХVII века), сохранившиеся до наших дней. По восточной

    стороне конюшенного двора располагалась конюшня, построенная тоже в конце

    ХVII века Н. Устиновым, одним из помощников архитектора Я. Бухвостова. К

    северному торцу конюшни примыкал каретный сарай, который не сохранился, а

    от конюшни ХVII века остался небольшой фрагмент ее южной части. В ХIХ веке

    архитектор С.А. Щетинин вместо старой конюшни с каретным сараем построил

    новую. Однако в настоящее время это здание настолько изменено, что в нем

    трудно увидеть его первоначальное назначение.

    Таков в общих чертах комплекс построек Архиерейского двора, который дошел

    до нас со значительными утратами каменных сооружений.

    ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА

    За епископским двором, ниже по склону кремлевского холма, стоит

    единственная сохранившаяся постройка расположенного здесь Духовского

    монастыря, основанного в ХV веке- церковь святого Духа (1642 год). До

    постройки церкви собор монастыря стоял несколько севернее, а здесь

    проходила ограда, что определило необычность композиции этого здания- оно

    не имеет южного портала.

    Церковь святого Духа- замечательный памятник искусства. Ее два шатра,

    смело вздымающиеся вверх из сочных, необычайно выразительных в своей

    пластике кокошников над карнизом. В котором крепятся массивные пилястры

    четверика, невольно вызывают образ какого-то экзотического растения.

    Древнерусское искусство очень часто основывало образный строй своих

    композиций на ассоциативных связях с природой.

    Тонкая профилировка карнизов, гурты шатров и прикрывающие их грани звезды,

    тонкий и изящный рисунок декора четверика на южном и северном его фасадах-

    все свидетельствует и о незаурядности самого замысла, и от тщательности его

    выполнения (церковь реставрирована в последние годы). Строил церковь мастер

    из Согалича Василий Харитонов сын Зубов.

    Пришедшие на смену одношатровым многошатровые церкви были широко

    распространены в русской архитектуре XVII века. Еще не совсем разгадали

    общий композиционный смысл такого умножения формы. В русском искусстве в ту

    эпоху бытовал и был широко распространен художественный образ «горнего

    града», быть может, навеянный еще в домонгольское время дивной перспективой

    «матери городов русских» - Киева. Тема «города» в виде нагромождения

    высоких, башенного типа зданий, охотно разрабатывалась русскими

    иконописцами, особенно XVI и XVII веков. В архитектуре отдельного здания

    такой художественный образ множественных форм, своеобразный символ

    «города», получил неожиданное воплощение в уникальном шедевре архитектуры

    XVI века - в Московском Покровском соборе «на рву» (собор Василия

    Блаженного). Можно предположить, что в композиции двух-трех и многошатровых

    храмов XVII века зодчие стремились в несколько упрощенной форме разработать

    ту же художественную тему «горнего града».

    В церкви Святого Духа Переяславля - Рязанского возродился снова один из

    древнейших планировочных приемов архитектуры края. Вспомним о поперечной

    исправленности пространства, вероятно, самого замечательного храма Старой

    Рязани - Спасского собора, разрушенного в 1237 году. В церкви Святого Духа

    налицо возрождение такого приема. В ее многошатровой предшественнице -

    церкви Дивной на Угличе - план имеет еще продольную исправленность,

    поскольку приделы отделены стенами. Однако в постройках после церкви

    Святого Духа широкая ориентация пространства уже обычна, например, в церкви

    Рождества в Путинках в Москве. Но к концу XVII века такие приемы планировки

    снова исчезают.

    Церковь Святого Духа интересна еще тем, что она имела два посвящения, а

    следовательно, и две апсиды- прием довольно распространенный в рязанском

    крае. Из композиционных особенностей замысла Василия Зубова, бесспорно

    выдающегося зодчего, следует отметить еще сужение храма кверху, за счет

    наклона внутрь угловых лопаток, благодаря чему церковь кажется удивительно

    стройной и вместе с тем монументальной.

    Существенно отметить, что Василий Зубов и сам сознавал зодчим выдающимся.

    Вопреки обычной чрезмерной скромности русских строителей, он надписал на

    камне свидетельство о своем авторств церкви Святого Духа и заложил этот

    камень над ее порталом (Рязань, Краеведческий музей). Часть этого камня

    была недавно найдена, а полная его надпись гласила: «Лета 7150 совершена

    бысть сия церковь при архиепископе Моисеи Рязанском, при игумене

    Севастьяне. А мастер был Соли Галицкой Василий Харитонов сын Зубов».

    Помимо северного, церковь имела сначала и западный портал, который был

    разобран при устройстве в ней в ХVII веке трапезной. В искаженной

    перестройками трапезной при последней реставрации были выявлены ее древние

    детали.

    Следует заметить, что в 1783 году церковь сильно пострадала от пожара, но

    в 1798 году восстановлена с помощью княжны Александры Владимировны

    Козловской. В это же время сооружен придел в честь святой мученицы

    Александры. Колокольня церкви построена вместо разобранной первоначальной в

    1864 году по проекту архитектора Стопычева. Неплохая по силуэту, она

    неприятна грубостью деталей.

    После 1917 года церковная служба в церкви Святого Духа прекращена. В

    настоящее время в храме находится научная библиотека историко-

    архитектурного музея-заповедника.

    Сохранилась фотография 1918-1920 годов с изображением красноармейцев,

    которые выносят из храма иконы иконостаса. По рассказам старожилов,

    деревянные иконы использовались для изготовления ящиков.

    КОЛОКОЛЬНЯ

    Своеобразным апофеозом архитектуры классицизма в Рязани явилась колокольня

    Успенского собора , построенная с западной его стороны (там , где была

    древняя Глебовская башня крепости) еще одним петербургским архитектором -

    Н.И. Воронихиным в 1840 году.

    Воронихин , в отличие от его однофамильца А.Н. Воронихина , знаменитого

    русского архитектора, не был крепостным крестьянином , но был сыном

    придворного лакея . Он поступил в Академию художеств в Петербурге еще

    мальчиком десяти лет , в 1821 году . Там он учился у К.А. Тона , показал

    немалые успехи и при выпуске (в 1831 г.) был награжден серебряной медалью .

    Возможно , молодой Рюмин привлек его к работам в Рязани , где Воронихин

    поступил на должность архитектора Казенной палаты . В 1836 г. он получил

    звание ''назначенного" академика , а после представления им конкурсного

    проекта , был избран действительным академиком архитектуры (1838). В 1836

    г. Воронихин был назначен губернским архитектором Рязани . Еще работая в

    Казенной палате , он спроектировал небольшое здание кордегардии возле

    Присутственных мест , которое было построено в 1838 г. Позднее он выполнил

    ряд крупных проектов , в частности , пристроил дом Рюмина под Дворянское

    собрание : в 1848-53 гг. пристроил к нему справа новый зал с отдельным

    входом .

    Хорош Воронихинский зал внутри , окруженный колоннами коринфского ордера .

    Он вызывает ассоциации с колонным залом Дворянского собрания Москвы , но

    более скромен по размерам .

    Воронихин спроектировал также фасад здания Благородного пансиона на ул.

    Свободы , оставшийся , впрочем , невыполненным . Бесспорно , самой

    выдающейся постройкой Воронихина в Рязани была соборная колокольня . Она

    воплотила в себе историю архитектуры классицизма города . Мысль о замене

    колокольни , построенной Яршовым в середине 17 века , новой , более высокой

    , возникла еще в 1783 г. Колокольня Яршова была приемлема для кремлевского

    ансамбля только до сооружения здесь Успенского собора 17 в. Ее сравнительно

    небольшая высота отвечала древнему Успенскому собору 15 в. и Архангельскому

    собору , но совершенно подавлялась колоссальным массивом нового собора .

    В 1783 г. начался сбор средств на сооружение новой колокольни и для ее

    строительства был приглашен талантливый архитектор-самоучка купец 2-й

    гильдии С.А. Воротилов , происходивший из крестьян Нереховского уезда

    Костромской губернии . Он был известен своими постройками в Костроме , в

    частности , красивой колокольней Костромского собора , которую некоторые

    исследователи сравнивали даже с работами Растрелли . Воротилов умел

    составлять чертежи , что заставляет предполагать , что прошел курс обучения

    под руководством профессионально образованного архитектора .

    Он представил чертеж для рязанской колокольни . Заслугой Воротилова

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.