МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль правовых знаний в предупреждении правонарушений подростков с нарушением интеллекта

    Личность умственно отсталого подростка отличается низким уровнем

    правосознания. Часто это люди с несложившейся моралью, не знающие, что

    можно, чего нельзя, не имеющие твердых моральных убеждений и глубоких

    нравственных чувств. Их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от

    ситуации, от того, кто их поведет. Умственно отсталый подросток — это

    человек, требующий к себе самого пристального и всестороннего внимания, и

    по отношению к нему должны быть приняты все меры и педагогического, и

    медицинского воздействия. Планировать и осуществлять индивидуальную

    воспитательную работу с такими подростками без участия врача недопустимо. А

    самое главное — нужно детальным образом разобраться в особенностях его

    личности. (Васильев В.Л., стр. 4-10)

    ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ.

    Причиной совершения несовершеннолетним преступления является взаимное

    влияние отрицательных факторов внешней среды и личности самого

    несовершеннолетнего. Для умственно отсталых подростков характерен низкий

    уровень развития познавательных и общественных интересов. У большинства

    таких подростков в структуре личности доминируют такие отрицательные

    качества, как лень, безволие, безответственность, конформизм (стремление к

    слепому подражанию), нечуткость, агрессивность и т. п.

    Можно отметить следующие факторы, воздействующие на формирование

    личности.

    I. Наследственно-биологические (отрицательно влияют алкоголизм,

    предрасположение к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей

    или ребенка, патологическое протекание беременности и родов и др.).

    II. Ближайшее социальное окружение подростка:

    1) семья:

    а) социально-экономический статус родителей,

    б) отношения в семье,

    в) ценностные ориентации родителей, братьев, сестер,

    г) особенности воспитания подростка;

    2) школа:

    а) отношение к учебе,

    б) отношения с учителями (возможные конфликты),

    в) положение подростка в классе,

    г) ценностные ориентации одноклассников;

    3) друзья:

    а) социальное положение друзей,

    б) положение подростка в группе друзей,

    в) ценностные ориентации друзей.

    III. Личностные характеристики подростка:

    1) особенности характера и темперамента;

    2) ценностно-мотивационный блок:

    а) ценностные ориентации исследуемого подростка,

    б) мотивация достижения,

    в) уровень притязаний,

    г) самооценка и возможные конфликты в области самооценки;

    3) отношение к профессии:

    а) сознательность выбора,

    б) место профессии в системе ценностей подростка,

    в) планы на будущее.

    IV. Правосознание подростка.

    В большинстве случаев психологической основой противоправного

    поведения является противоречие между личными интересами подростка и

    общественными, закрепленными в действующей системе права. Причина такого

    противоречия — отставание в формировании и развитии интересов умственно

    отсталого подростка от интересов других членов общества. Отсюда понятной

    становится задача правильного воспитания интересов такого подростка.

    Если подростка не поняли, не подобрали ключ к его сознанию, он

    становится «трудным». Для таких подростков характерна индивидуалистическая

    и эгоистическая позиция личности — социально-психологическая основа

    преступления, либо невыработанность надлежащих качеств и представлений,

    неумение критически оценивать факты и явления, сообразовать свои поступки с

    требованиями общественной необходимости. При этом сказываются особенности

    умственно отсталого подростка: заблуждения по поводу действительного

    значения нравственных категорий; ложное представление о чести, дружбе;

    стремление к самостоятельности; повышенная эмоциональность; легкая

    внушаемость; склонность к подражанию. С ростом самосознания подросток с

    нарушением интеллекта, не обладая достаточным жизненным опытом, стремится

    занять более независимое положение, более самостоятельное, чем это реально

    осуществимо. Чувствуя препятствия этому стремлению, подросток перестает

    выполнять требования окружающих, и наступает конфликт между подростком н

    взрослым.

    А. С. Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом

    широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и

    больше всего — люди. Из них на первом месте родители и педагоги».

    Школа — более сложный и широкий коллектив, где проходит практика

    общественного существования, формирование подростка как личности. Именно в

    задачу школы входит выработать высокие нравственные принципы в характере

    подростка. Формальное отношение к подростку, без учета его психологии,

    приводит к разнообразным конфликтам в школе, в результате которых подросток

    предпочитает компании вне школы.

    Так, среди подростков, совершивших преступления, большинство были

    уволены с предприятии, оставили школу, ничем не занимались после

    освобождения из исправительно-трудовых колоний.

    По возрастным психологическим особенностям умственно отсталые

    подростки восприимчивы к различным влияниям. Известно, какое воздействие

    оказывает на человека искусство. Но среди произведений современной

    литературы и кинематографии встречаются и порочные произведения, различные

    боевики и фильмы ужасов, которые воздействуют отрицательно на читателей и

    зрителей, особенно молодых. Подросток стремится подражать тому образу

    жизни, который рисуется в этих произведениях. Отсутствие жизненного опыта

    сказывается и в таких особенностях психологии несовершеннолетнего, как

    внушаемость, доверчивость, извращенное понимание нравственного содержания

    дружбы, отрицание авторитета родителей, совершение запрещенных поступков

    ради самоутверждения.

    Личность несовершеннолетнего с нарушением интеллекта, как и личность

    взрослого человека, — сложная и многогранная система свойств, состояний,

    процессов, качеств. Одни из них являются временными, другие стержневыми,

    определяющими линию поведения. В подростковом возрасте происходит

    формирование нравственных убеждений, это период созревания физических и

    духовных сил, когда в характере подростка появляются такие черты, как

    стремление к самостоятельности, бурная активность, повышенная

    эмоциональность, частая и резкая смена настроений, а при конфликтных

    ситуациях — грубость, дерзость, упрямство, озорство. Но определяющим в

    психологии несовершеннолетнего правонарушителя является отсутствие правовых

    воззрений, «дополненное» искаженными нравственными взглядами.

    Несовершеннолетние должны знать и о воспитательной, и о карательной

    функциях правовых норм. В этой связи чрезвычайно актуальной является

    проблема воспитания правосознания умственно отсталого подростка.

    Правосознание является одной из форм общественного сознания,

    содержание и развитие его детерминированы материальными условиями

    существования общества. Правосознание отражает общественные отношения,

    которые регулируются или должны быть урегулированы нормами права.

    Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает

    следующими тремя признаками:

    1. He только отражает социальную действительность, но и активно на нее

    воздействует. Таким образом, правосознание является высшим уровнем

    отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах их

    общества.

    2. Всегда проявляется через вторую сигнальную систему.

    Речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма

    правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую

    общественные отношения.

    3. Не может существовать без своего носителя — конкретной человеческой

    личности, группы, коллектива. По признаку общности сознания правовых норм

    происходит объединение людей в группы, возникают категории группового

    правосознания, характерные для социальных общностей и исторических эпох.

    В процессе формирования личности в условиях нормальной социализации

    правовые запреты принимаются к сведению и впоследствии становятся

    привычными рамками деятельности данной личности, постепенно складывается

    социальный стереотип поведения. В основе этого стереотипа лежит

    индивидуальное правосознание, базирующееся на общественном правосознании. В

    личности воспитывается механизм социального саморегулирования, то есть

    готовность действовать в данной обстановке определенным образом.

    Развитие индивидуального правосознания всегда детерминировано

    окружающей социальной средой. На формирование индивидуального правосознания

    воздействуют многочисленные факторы как общесоциального порядка, так и той

    микросреды, которая непосредственно окружает данную личность. В процессе

    формирования индивидуального правосознания эти факторы преломляются через

    конкретные условия жизни и психологические особенности личности и

    реализуются в ее деятельности.

    Основным механизмом правосознания является речемыслительная

    деятельность человека. Однако это не означает, что при окончательном

    формировании правосознания не участвует эмоциональная сторона личности.

    Именно с участием эмоциональной сферы знание норм права и переживание их

    переходят у субъекта в глубокие правовые убеждения и неукоснительное их

    исполнение.

    Правосознание формируется в течение всей социальной жизни индивида.

    Связь правосознания с нравственными чертами личности обычно проявляется в

    единстве правовых и моральных оценок.

    Правосознание расширяет круг социальных знаний личности, определяющих

    в конечном итоге правовую надстройку.

    Несоответствие индивидуального правосознания подростка и общественного

    правосознания создает предпосылки для его противоправного поведения и в том

    числе — для совершения различных правонарушений и преступлений.

    Отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого

    ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных

    факторов на формирование сознания личности.

    Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и

    непременно оценивает свои действия с точки зрения требований общественного

    правового сознания. Умственно отсталые подростки имеют весьма поверхностные

    представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими

    последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество.

    Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к

    общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению

    антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в

    противоправных действиях. В этих случаях между правосознанием подростка и

    общественным правовым сознанием возникают противоречия. В ряде случаев эти

    противоречия становятся одной из главных причин преступления.

    Ряд закономерностей:

    1. Правосознание умственно отсталого подростка, как правило, по ряду

    аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием,

    противоречит правовым нормам.

    2. Такой подросток отрицает конкретную правовую норму или группу норм,

    защищающих общественные отношения, на которые он посягнул.

    Следовательно, при воспитании умственно отсталых подростков необходимо

    обратить особое внимание на те аспекты правосознания, которые отрицаются

    данной личностью.

    Внутренним регулятором, важнейшей потребностью подросткового возраста,

    как мы уже отмечали, является потребность в самоутверждении, в реализации

    своих возможностей и способностей и в признании окружающих

    В связи с этим сферой общения и местом проявления активности подростка

    становится неформальная, стихийно сложившаяся подростковая группа. Ее нормы

    и ценности, формирующиеся вне социально значимой деятельности, направлены

    на достижение групповой интеграции и стимулируют асоциальное поведение

    подростков (употребление спиртных напитков, нецензурная брань, озорство и

    т. д.), что в конечном счете приводит к преступлению. Чтобы престижные

    мотивы и потребности подростков могли быть реализованы в сфере социально

    значимой деятельности, необходимо расширить сферу интересов, круг возможных

    занятий подростков.

    А. С. Макаренко писал: «...отвращение к воровству и всякому

    незаконному присвоению надо воспитывать с того момента, когда ребенок

    начинает понимать, что ему говорят. К воровству нужно воспитывать такое

    отношение, как некогда в патриархальных крестьянских семьях: нет большего

    оскорбления, чем слово „вор"...».

    Если дети из семьи воруют, то в этом виновата семья. Нездоровая

    обстановка в семье, корыстолюбие, жадность, стяжательство, равнодушие к

    людям, нежелание считаться с интересами других, проявляемые родителями,

    формируют у подростка ложное представление о нашей действительности,

    приводят к возникновению антиобщественных навыков и привычек. К тем же

    последствиям приводят жульничество, рассуждения старших товарищей,

    родственников, соседей о том, что «своя рубашка ближе к телу», «не

    пойман—не вор», «бери, если плохо лежит» и т. п., а также обман,

    очковтирательство, нечестное отношение к труду, расхождение между словами и

    фактическим поведением взрослых и многие другие отрицательные явления,

    порой наблюдаемые подростками в окружающей среде.

    Когда человеком с детских лет усвоены необходимые моральные правила,

    он увереннее проходит сложные перекрестки своего жизненного пути, легче

    преодолевает соблазны свернуть в темные переулки жизни.

    Моральные нормы должны вырабатываться с детства у ребенка, Если он

    растет свидетелем пренебрежения родителей к общественным интересам, в

    обстановке зависти, жадности, способности ради собственной выгоды совершить

    несправедливый, нечестный поступок, если он видит в семье грубость,

    жестокость, лицемерие, пьянство. Стоит ли удивляться, что в таких семьях

    вырастают нарушители?

    Нравственные и правовые воззрения личности определяют ее

    направленность, ее поведение. Психологические особенности подростков, о

    которых мы уже говорили, часто приводят к тому, что случайные

    обстоятельства могут способствовать правонарушению — это и повышенная

    эмоциональность, и впечатлительность, неумение критически оценить

    побудительный мотив, стремление к немедленному действию. Тем более

    необходимо учитывать прямое принуждение к совершению преступления или

    различные способы вовлечения в него. Чаще всего такие ситуации возникают в

    группах подростков, где их психологические особенности приобретают

    уродливые формы: повышенная эмоциональность превращается в невыдержанность,

    стремление к самоутверждению — в цинизм. Особенно опасны организованные

    группы, центром которых является преступник-рецидивист.

    Результативность воспитания несовершеннолетнего с нарушением

    интеллекта зависит от умения направить его интересы. Трудность в том, что

    для подростков характерна шаткость, противоречивость мнений, взглядов.

    Часть несовершеннолетних, напротив, проявляет устойчивые чуждые обществу

    черты психологии. Наиболее трудная задача при воспитании несовершеннолетних

    с нарушением интеллекта — научить их правильно оценивать свои поступки,

    осознать свою вину как перед конкретными людьми, так и перед обществом. Для

    этого необходимо развивать их нравственные в правовые воззрения как путем

    торможения всего отрицательного, так и путем развития положительного.

    Таким образом, «критический возраст» подростка в сочетании с

    отрицательными влияниями микросреды может создать опасную ситуацию, которую

    в большей части случаев можно предвидеть и предотвратить.

    (Васильев В.Л., стр.10-21)

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С НАРУШЕНИЕМ

    ИНТЕЛЛЕКТА.

    Профилактическая работа по предупреждению преступности

    несовершеннолетних должна охватывать сферу производства, организацию быта и

    досуга, семью.

    В зависимости от характера и направленности профилактических мер их

    принято делить на общие и специальные. К общим относятся социально-

    экономические и культурно-воспитательные, которые способствуют устранению

    причин преступности.

    Требование ст. 392 УПК РСФСР о выяснении причин и условий,

    способствовавших совершению преступления несовершеннолетним, имеет в виду

    необходимость по каждому делу обратить особое внимание на: а) источник

    возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (плохой

    пример, неправильное воспитание, влияние антиобщественных элементов и

    т.д.); б) обстоятельства, которые привели к формированию преступного

    умысла; в) обстоятельства, непосредственно толкнувшие на совершение

    преступления; г) обстоятельства, создавшие благоприятную обстановку для

    подготовки и совершения преступления (непринятие мер по трудоустройства

    подростка, бросившего учебу, увольнение с работы или исключение из школы

    без согласования с Комиссией по делам несовершеннолетних, недостатки

    воспитательной работы в школе и на производстве, отсутствие надзора со

    стороны родителей, недостатки в работе органов милиции и т. д.).

    Важнейшей составной частью профилактической работы является выяснение

    и установление дефектов воспитания и среды, окружающей подростка, которые

    сформировали у него антиобщественные взгляды и привычки, непосредственную

    причину преступления, с тем чтобы предотвратить влияние этих факторов в

    дальнейшем. Кроме того важно установление точного круга лиц, ответственных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.