МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развивающее обучение как основа активизации познавательной деятельности младших школьников

    |Высокий |8 |7 |

    |Средний |8 |12 |

    |Низкий |1 |0 |

    |Очень низкий |0 | 0 |

    | |

    Проводя эту методику , я увидела, что не все учащиеся с первого раза,

    то есть после первого прочтения очередного ряда сумели отыскать нужное

    слово, а иногда ребенок делал свой выбор, но этот выбор оказывался

    неправильным. Отсюда и такие результаты.

    Внутренняя (мысленная) речь наиболее близка к внешней. Когда учащийся

    составляет какой – либо текст, то он его формулирует «про себя», мысленно.

    В этой ситуации младший школьник тщательно отбирает слова, строит

    предложения.

    Проверка третьего показателя уровня речевой готовности – внешняя

    речь, то есть речь – общение. С этой целью была предложена младшим

    школьникам третья методика

    Методика 3. Определение активного словаря.

    Учащимся предлагается любая картинка, на которой изображены люди и

    различные предметы. Их просят в течение 5 минут как можно подробнее

    рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь

    ребенка фиксируется в специальном протоколе, а затем анализируется. В этом

    протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи,

    сложных предложений с союзами и вводными конструкциями, что свидетельствует

    об уровне развития его речи.

    Оценка результатов.

    10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи встречается

    не меньше 10 перечисленных в протоколе признаков.

    В 8 – 9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается

    не менее 8 9 разных протокольных признаков.

    6 – 7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6 – 7

    признаков.

    Оценка в 4 – 5 баллов ему дается за присутствие в речи 4 – 5 разных

    признаков.

    2 – 3 балла - в речи присутствуют 2 – 3 признака.

    0 – 1 балл – рассказа нет или в нем имеются 1 – 2 слова,

    представляющие собой одну единственную часть речи .

    Результаты представлены в таблице 2.1.14 (Приложение 8)

    С предложенным заданием справились учащиеся двух классов. Однако

    ученики 1 «Б» показали более низкие результаты.

    В ходе констатирующего этапа эксперимента мы получили следующие

    результаты, которые отражены в гистограмме 2.1.1

    Гистограмма 2.1.1

    1 – уровень коммуникативных способностей;

    2 - уровень развития мелкой моторики;

    3 - уровень развития пространственной ориентации;

    4 - уровень развития мотивации;

    5 - уровень развития речи.

    Таким образом, результаты исследования показали, что учащиеся 1

    классов незначительно отличаются и по уровню готовности к процессу

    обучения к школе, и по уровню развития речи. Однако результаты учащихся 1

    «Б» класса ниже результатов учащихся 1 «А» класса. Поэтому следует

    проводить дифференцированный подход, направленный на формирование навыков,

    необходимых в процессе обучения.

    Так как младший школьный возраст является сензитивным периодом в

    развитии младшего школьника, то создание благоприятной образовательной

    среды будет способствовать развитию как познавательной сферы, так и

    развитию ребенка в целом.

    Для формирующего этапа эксперимента, я предлагаю взять учащихся 1 «Б»

    класса и реализовать дифференциацию в процессе развития речи

    первоклассников.

    § 2 Приемы дифференциации заданий с учетом уровня речевого

    развития младших школьников.

    На основе данных, полученных в ходе констатирующего этапа

    эксперимента в экспериментальном классе были выделены три группы учащихся с

    учетом уровня речевого развития :

    1. Учащиеся с высоким уровнем речевого развития.

    2. Учащиеся с средним уровнем речевого развития.

    3. Учащиеся с низким уровнем речевого развития.

    Среди нормально развивающихся учащихся не все показали высокий

    уровень выполнения заданий. Поэтому следует систематики проводить

    развивающую работу с учащимися, учитывая индивидуальные особенности

    школьников.

    Для первого уровня характерно преодоление внутренней мотивации,

    ребенок общительный, хорошо развита мелкая моторика и пространственные

    представления.

    Для второго уровня характерно преобладание внешней мотивации,

    кратковременная память, неустойчивость внимания, слабое развитие

    пространственной ориентации.

    Для третьего уровня характерно замкнутость в общении, слабо развита

    мелкая моторика и пространственная ориентация.

    Целью формирующего этапа эксперимента являлось реализация

    дифференцированного подхода в процессе развития речи первоклассников.

    Работа по развитию речи предполагала проведение следующей системы

    упражнений:

    o Упражнения по развитию звуковой культуры речи.

    o Словарная работа.

    o Рассматривание картин.

    o Составление рассказа по картинке.

    o Пересказ прочитанного и ответы на вопросы.

    o Продолжение текста.

    o Рассказывание по аналогии.

    o Словесное рисование.

    o Придумывание к прочитанному тексту нового названия.

    I. упражнения по развитию звуковой культуры.

    Задание 1 Группировка слов по одному общему признаку : по буквам,

    обозначающим гласные звуки.

    Цель задания – привлечение учащихся к обдумыванию, сравнению слов,

    рассуждению, высказыванию собственного суждения.

    СОН, СЫН,САД,РОТ, РАК,ДОМ,ДЫМ, ДАЛ, ВОЛ, ВЫЛ, ВАЛ, РЫЛ.

    Устно давалась инструкция: «Прочитайте слова. На какие три равные

    группы можно разделить эти слова?».

    При проведении данного упражнения, был получен следующий результат,

    с заданием справились:

    1 группа – 100%

    2 группа – 85 %

    3 группа – 20 %

    В зависимости от полученных результатов учителю предлагалось

    использовать задание для 2 и 3 групп учащихся:

    Для учащихся со средним уровнем развития речи можно дать следующее

    задание:

    1) Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные

    гласные звуки.

    2) Выпиши каждую группу слов в отдельный столбик.

    Для учащихся с низким уровнем развития речи предлагается следующее

    задание:

    1) Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные

    звуки.

    2) В один столбик выпиши все слова с буквой О, в другой – с буквой Ы,

    в третий – с буквой А.

    Задание 2 На группировку слов в зависимости от места ударения в

    слове:

    ГОРА, ГОРКА, СТЕНА, СТЕНКА, НОРА, НОРКА, ТРАВА, ТРАВКА, ЛИСА, ЛИСКА.

    Предлагается три разновидности инструкций.

    Инструкция первая:

    1. Прочитайте слова.

    1. Распределите их в две группы.

    2. Запишите каждую группу слов в отдельный столбик.

    Инструкция вторая:

    1. Прочитай слова.

    2. Распредели их в две группы в зависимости от места удаления в

    словах.

    3. Запиши каждую группу в отдельный столбик.

    Инструкция третья:

    1. Прочитай слова.

    2. Распредели их в две группы в зависимости от места удаления. Чтобы

    найти удаление, прислушайся, какой слог звучит сильнее в каждом

    слове.

    3. В первый столбик выпиши слова, ударение которых падает на первый

    слог; во второй столбик слова, ударение в которых падает на второй

    слог.

    Результаты проведенного задания показали:

    1 группа высокий уровень – 100 %

    2 группа средний уровень – 95%

    3 группа низкий уровень – 90 %

    Полученный результат позволил сделать вывод, что благодаря применению

    дифференцированного подхода при решении данного задания, с работой

    справилась основная масса учащихся.

    Задание 3 На определение мягких и твердых согласных звуков.

    Дается инструкция – посмотри на картинки и назови слова с первым

    мягким звуком. Затем, назвать слова с первым твердым звуком. На какие две

    группы можно разделить слова.

    ЧЕРЕПАХА

    ЗАЯЦ

    ЛЕВ

    Для учащихся второй группы предлагается следующая инструкция:

    1. Назови слова.

    2. Распредели их на две группы в зависимости от мягкости и твердости

    первого звука.

    3. Запиши каждую группу в отдельный столбик.

    Для учащихся третьей группы предлагается инструкция:

    1. Назови слова.

    2. Распредели их на две группы в зависимости от мягкости и твердости

    первого звука.

    3. Запиши каждую группу в виде схем.

    В результате проведенной работы, с заданием справились: 1 группа –

    100 %, 2 группа – 100%, третья группа – 90%.

    Задание 4 Рассмотрите схемы слов. Синий цветом обозначен звук (з).

    Подберите слова к схемам.

    | | | |

    | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | | |

    ЗАЛ ЗАМОК

    ЗОВ

    ТАЗЫ ВОЗЫ

    КОЗЫ

    БЕРЕЗЫ МОРОЗЫ

    МИМОЗЫ

    ЗАБОР ЗУБ

    ЗАЙКА

    АРБУЗЫ

    При выполнении данного задания, для учащихся третьей группы вызвало

    трудность определение звука (з) в третьей и пятой позиции. Учащиеся 1 и 2

    группы с заданием справились.

    Задание 5 Рассматривание картин и составление рассказа по ней.

    Пример1.

    Рассматривание сюжетной картинки на с.6 букваря «Дети в лесу».

    Вначале предлагается коллективная беседа, в процессе которой учащиеся

    отвечают на вопросы учителя:

    - Куда пришли дети? (Дети пришли в лес).

    - Зачем? (Они там собирали грибы).

    - Кто был с ними? (С ними была собачка Шарик).

    - Что дети увидели на дереве? (На дереве дети увидели белку).

    - Как вела себя собачка? (Шарик громко лаял).

    Затем учитель предлагает подобрать к рассказу название. Например,

    «Дети в лесу», «Случай в лесу», «Как дети увидели белочку».

    Для учащихся с высоким уровнем развития речи, можно предложить после

    проведения аналитической работы над предложениями – схемами, составить свой

    рассказ по картинке с опорой на схемы предложений.

    Предлагается дифференцированный подход к заданию на дом.

    Учащимся 1 группы – придумать рассказ о летних прогулках в лес. Уметь

    выделять в этом рассказе слова, в которых один, два или три слога.

    Учащимся 2 и 3 группы предлагается то же самое задание с опорой на

    схему предложения.

    С домашним заданием справились:

    1. группа высокий уровень – 100 %

    2. группа средний уровень – 98%

    3. группа низкий уровень – 60%

    При выполнении задания возникла трудность: у учащихся 3 группы –

    придуманные предложения не соответствовали предложенным схемам. В частности

    были допущены ошибки при выделении слов в три слога.

    Пример 2 .

    Составление рассказа по сюжетной картинке на с. 15 букваря.

    Для учащихся 2 и 3 группы предлагается по картинке составить

    предложение их 2 – 3 слов:

    Девочка шьет.

    Девочка шьет платье.

    Для учащихся 1группы задание усложняется: составить предложение из 4

    – 5 слов.

    Девочка шьет платье кукле.

    Девочка шьет платье своей кукле.

    С заданием справилась основная масса учащихся. Результаты показали,

    что для учащихся 2 и 3 групп не возникло затруднений при составлении

    предложения из 4 –5 слов.

    Задание 6. Продолжение текста.

    Пример 1.

    В учебном пособии «Читаем сами» предлагается прочитать самостоятельно

    рассказ Л.Н.Толстого «Чиж».

    Для учащихся 1 группы предлагается задание подумать, как можно

    продолжить рассказ «Чиж».

    Для учащихся 2 и 3 групп предлагается придумать 2 - 3 предложения,

    чтобы продолжить рассказ или ответить на вопросы.

    Пример 2.

    При рассмотрении рисунка на с.112 букваря, с учащимися проводится

    беседа о спортивных соревнованиях, об участии школьников в некоторых из

    них. В беседу включаются новые слова; СТАРТ, ФИНИШ, СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАЖКИ,

    СУДЬЯ.

    Затем прелагается прочитать рассказ на тему ( с.112 букварь) и

    придумать продолжение рассказа на тему «Случай на финише» или «Друзья».

    Учащимся 2 и 3 групп предлагается придумать продолжение рассказа с

    опорой на вопросы учителя

    Результаты проведенных упражнений показали, что с заданием

    справились: 1 группа – 100%, 2 группа – 100%, 3 группа - 100%.

    Задание 7. Пересказ прочитанного и ответы на вопросы.

    Пример 1.

    Упражнение на определение необходимости следить за порядком

    предложений в тексте. Сделать работу наглядной поможет игровая «пирамида».

    Учащиеся внимательно рассматривают картинку на с.64 букваря, после

    чего учитель сообщает, что придумал несколько предложений, и просит

    определить, можно ли из них составить рассказ.

    - О ком будет рассказ? (О детях).

    - Что мы о них расскажем? (Они играют в прятки).

    - Проверим, все ли предложения из моего набора будут нужны для

    рассказа. (Предложения записаны на доске и на полосках бумаги –

    колечках «пирамиды», которые лежат на столе учителя.)

    . Дети играют.

    . У Нины красивые бантики.

    . Алла стоит в кустах.

    . Светит солнце.

    . Алик искал Аллу и Нину.

    Учащиеся читают предложения, и если, окажется, что какое – то из них

    соответствует замыслу, то полоску – колечко с ним надевают на основу

    «пирамиды». После этого читают предложения на «пирамиде».

    Если порядок нарушен – рассказ выглядит нескладным. Возникает

    необходимость еще раз все прочитать, чтобы навести порядок (починить

    «пирамиду»).

    Выполняя подобное упражнение, учащиеся практически усваивают, что

    текст – это группа предложений, связанных пор смыслу, раскрывающих одну

    тему и выстроенных в строгой последовательности.

    Пример 2. Упражнения по формированию речевого умения для определения

    темы и главной мысли текста.

    При рассмотрении серии сюжетных картинок, учитель ведет беседу:

    - О ком будем рассказывать сказку? (О лисе и воронах).

    - Что знаем о лисе из этой сказки? (Она хитрая).

    - Есть ли рисунки об этом? Что там нарисовано? Что узнали о воронах?

    Как об этом рассказал художник?

    - Расскажите сказку (озвучьте, оживите картинку) так, чтобы мы поняли,

    какая лиса хитрая, а вороны доверчивы и неосторожны.

    Такой методический прием позволяет сделать пересказы осмысленными,

    дает возможность сравнивать и объективно оценивать детские работы, так как

    есть четкий критерий: лучше у того, кто точнее раскрыл тему и главную мысль

    Кроме текстового материала, букварь содержит разнообразные

    нетекстовые элементы:

    . Иллюстрации,

    . Схемы предложений,

    . Слоговые таблицы и т.п., которые способствуют развитию речи и

    мышления у детей.

    Сюжетные и предметные рисунки вводятся уже в подготовительный период.

    Предметные картинки помогают проводить работу по обогащению, активизации и

    уточнению словаря детей, служат материалом для логических упражнений в

    слого – звуковом анализе.

    Сюжетные картинки используются для составления связных рассказов,

    предложений и выступают в качестве источника для аналитико – синтетических

    упражнений.

    В основной период обучения грамоте большое значение имеет работа с

    рисунками. С опорой на предметные рисунки проводится анализ исходных слов,

    завершающийся выделением изучаемых звуков.

    Для упражнений в связном рассказывании в букваре специально помещены

    серии картинок. Методика работы с ними такова:

    - учащиеся рассматривают картинки;

    - учитель ставит к каждому рисунку по одному вопросу, на каждый из

    которых учащиеся отвечают тремя – четырьмя предложениями,

    - руководствуясь рисунками как планом, учащиеся связно передают

    содержание изображенного по порядку.

    В букваре широко представлен разнообразный игровой материал: ребусы,

    «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и др. главное назначение

    игрового материала – способствовать развитию речи и мышления детей.

    Методика работы по отгадыванию ребусов зависит от их характера. В

    букваре даны ребусы нескольких разновидностей:

    > перестановка букв в слове в соответствии с цифрами ( кот – кто);

    > прибавление к слову или исключение из него букв или слога (столб –

    стол, дуга – радуга);

    > замена буквы в слове (стул – стол);

    > исключение из слова буквы и добавление к слову указанной буквы

    (рак – рук – рука);

    > чтение букв и слогов, вписанных в буквы большего размера (ворона).

    > Слова – отгадки составляются из букв разрезной азбуки или слоговых

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.