Развивающее обучение как основа активизации познавательной деятельности младших школьников
|Высокий |8 |7 |
|Средний |8 |12 |
|Низкий |1 |0 |
|Очень низкий |0 | 0 |
| |
Проводя эту методику , я увидела, что не все учащиеся с первого раза,
то есть после первого прочтения очередного ряда сумели отыскать нужное
слово, а иногда ребенок делал свой выбор, но этот выбор оказывался
неправильным. Отсюда и такие результаты.
Внутренняя (мысленная) речь наиболее близка к внешней. Когда учащийся
составляет какой – либо текст, то он его формулирует «про себя», мысленно.
В этой ситуации младший школьник тщательно отбирает слова, строит
предложения.
Проверка третьего показателя уровня речевой готовности – внешняя
речь, то есть речь – общение. С этой целью была предложена младшим
школьникам третья методика
Методика 3. Определение активного словаря.
Учащимся предлагается любая картинка, на которой изображены люди и
различные предметы. Их просят в течение 5 минут как можно подробнее
рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь
ребенка фиксируется в специальном протоколе, а затем анализируется. В этом
протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи,
сложных предложений с союзами и вводными конструкциями, что свидетельствует
об уровне развития его речи.
Оценка результатов.
10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи встречается
не меньше 10 перечисленных в протоколе признаков.
В 8 – 9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается
не менее 8 9 разных протокольных признаков.
6 – 7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6 – 7
признаков.
Оценка в 4 – 5 баллов ему дается за присутствие в речи 4 – 5 разных
признаков.
2 – 3 балла - в речи присутствуют 2 – 3 признака.
0 – 1 балл – рассказа нет или в нем имеются 1 – 2 слова,
представляющие собой одну единственную часть речи .
Результаты представлены в таблице 2.1.14 (Приложение 8)
С предложенным заданием справились учащиеся двух классов. Однако
ученики 1 «Б» показали более низкие результаты.
В ходе констатирующего этапа эксперимента мы получили следующие
результаты, которые отражены в гистограмме 2.1.1
Гистограмма 2.1.1
1 – уровень коммуникативных способностей;
2 - уровень развития мелкой моторики;
3 - уровень развития пространственной ориентации;
4 - уровень развития мотивации;
5 - уровень развития речи.
Таким образом, результаты исследования показали, что учащиеся 1
классов незначительно отличаются и по уровню готовности к процессу
обучения к школе, и по уровню развития речи. Однако результаты учащихся 1
«Б» класса ниже результатов учащихся 1 «А» класса. Поэтому следует
проводить дифференцированный подход, направленный на формирование навыков,
необходимых в процессе обучения.
Так как младший школьный возраст является сензитивным периодом в
развитии младшего школьника, то создание благоприятной образовательной
среды будет способствовать развитию как познавательной сферы, так и
развитию ребенка в целом.
Для формирующего этапа эксперимента, я предлагаю взять учащихся 1 «Б»
класса и реализовать дифференциацию в процессе развития речи
первоклассников.
§ 2 Приемы дифференциации заданий с учетом уровня речевого
развития младших школьников.
На основе данных, полученных в ходе констатирующего этапа
эксперимента в экспериментальном классе были выделены три группы учащихся с
учетом уровня речевого развития :
1. Учащиеся с высоким уровнем речевого развития.
2. Учащиеся с средним уровнем речевого развития.
3. Учащиеся с низким уровнем речевого развития.
Среди нормально развивающихся учащихся не все показали высокий
уровень выполнения заданий. Поэтому следует систематики проводить
развивающую работу с учащимися, учитывая индивидуальные особенности
школьников.
Для первого уровня характерно преодоление внутренней мотивации,
ребенок общительный, хорошо развита мелкая моторика и пространственные
представления.
Для второго уровня характерно преобладание внешней мотивации,
кратковременная память, неустойчивость внимания, слабое развитие
пространственной ориентации.
Для третьего уровня характерно замкнутость в общении, слабо развита
мелкая моторика и пространственная ориентация.
Целью формирующего этапа эксперимента являлось реализация
дифференцированного подхода в процессе развития речи первоклассников.
Работа по развитию речи предполагала проведение следующей системы
упражнений:
o Упражнения по развитию звуковой культуры речи.
o Словарная работа.
o Рассматривание картин.
o Составление рассказа по картинке.
o Пересказ прочитанного и ответы на вопросы.
o Продолжение текста.
o Рассказывание по аналогии.
o Словесное рисование.
o Придумывание к прочитанному тексту нового названия.
I. упражнения по развитию звуковой культуры.
Задание 1 Группировка слов по одному общему признаку : по буквам,
обозначающим гласные звуки.
Цель задания – привлечение учащихся к обдумыванию, сравнению слов,
рассуждению, высказыванию собственного суждения.
СОН, СЫН,САД,РОТ, РАК,ДОМ,ДЫМ, ДАЛ, ВОЛ, ВЫЛ, ВАЛ, РЫЛ.
Устно давалась инструкция: «Прочитайте слова. На какие три равные
группы можно разделить эти слова?».
При проведении данного упражнения, был получен следующий результат,
с заданием справились:
1 группа – 100%
2 группа – 85 %
3 группа – 20 %
В зависимости от полученных результатов учителю предлагалось
использовать задание для 2 и 3 групп учащихся:
Для учащихся со средним уровнем развития речи можно дать следующее
задание:
1) Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные
гласные звуки.
2) Выпиши каждую группу слов в отдельный столбик.
Для учащихся с низким уровнем развития речи предлагается следующее
задание:
1) Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные
звуки.
2) В один столбик выпиши все слова с буквой О, в другой – с буквой Ы,
в третий – с буквой А.
Задание 2 На группировку слов в зависимости от места ударения в
слове:
ГОРА, ГОРКА, СТЕНА, СТЕНКА, НОРА, НОРКА, ТРАВА, ТРАВКА, ЛИСА, ЛИСКА.
Предлагается три разновидности инструкций.
Инструкция первая:
1. Прочитайте слова.
1. Распределите их в две группы.
2. Запишите каждую группу слов в отдельный столбик.
Инструкция вторая:
1. Прочитай слова.
2. Распредели их в две группы в зависимости от места удаления в
словах.
3. Запиши каждую группу в отдельный столбик.
Инструкция третья:
1. Прочитай слова.
2. Распредели их в две группы в зависимости от места удаления. Чтобы
найти удаление, прислушайся, какой слог звучит сильнее в каждом
слове.
3. В первый столбик выпиши слова, ударение которых падает на первый
слог; во второй столбик слова, ударение в которых падает на второй
слог.
Результаты проведенного задания показали:
1 группа высокий уровень – 100 %
2 группа средний уровень – 95%
3 группа низкий уровень – 90 %
Полученный результат позволил сделать вывод, что благодаря применению
дифференцированного подхода при решении данного задания, с работой
справилась основная масса учащихся.
Задание 3 На определение мягких и твердых согласных звуков.
Дается инструкция – посмотри на картинки и назови слова с первым
мягким звуком. Затем, назвать слова с первым твердым звуком. На какие две
группы можно разделить слова.
ЧЕРЕПАХА
ЗАЯЦ
ЛЕВ
Для учащихся второй группы предлагается следующая инструкция:
1. Назови слова.
2. Распредели их на две группы в зависимости от мягкости и твердости
первого звука.
3. Запиши каждую группу в отдельный столбик.
Для учащихся третьей группы предлагается инструкция:
1. Назови слова.
2. Распредели их на две группы в зависимости от мягкости и твердости
первого звука.
3. Запиши каждую группу в виде схем.
В результате проведенной работы, с заданием справились: 1 группа –
100 %, 2 группа – 100%, третья группа – 90%.
Задание 4 Рассмотрите схемы слов. Синий цветом обозначен звук (з).
Подберите слова к схемам.
| | | |
| | | | |
| | | | | |
| | | | | | |
ЗАЛ ЗАМОК
ЗОВ
ТАЗЫ ВОЗЫ
КОЗЫ
БЕРЕЗЫ МОРОЗЫ
МИМОЗЫ
ЗАБОР ЗУБ
ЗАЙКА
АРБУЗЫ
При выполнении данного задания, для учащихся третьей группы вызвало
трудность определение звука (з) в третьей и пятой позиции. Учащиеся 1 и 2
группы с заданием справились.
Задание 5 Рассматривание картин и составление рассказа по ней.
Пример1.
Рассматривание сюжетной картинки на с.6 букваря «Дети в лесу».
Вначале предлагается коллективная беседа, в процессе которой учащиеся
отвечают на вопросы учителя:
- Куда пришли дети? (Дети пришли в лес).
- Зачем? (Они там собирали грибы).
- Кто был с ними? (С ними была собачка Шарик).
- Что дети увидели на дереве? (На дереве дети увидели белку).
- Как вела себя собачка? (Шарик громко лаял).
Затем учитель предлагает подобрать к рассказу название. Например,
«Дети в лесу», «Случай в лесу», «Как дети увидели белочку».
Для учащихся с высоким уровнем развития речи, можно предложить после
проведения аналитической работы над предложениями – схемами, составить свой
рассказ по картинке с опорой на схемы предложений.
Предлагается дифференцированный подход к заданию на дом.
Учащимся 1 группы – придумать рассказ о летних прогулках в лес. Уметь
выделять в этом рассказе слова, в которых один, два или три слога.
Учащимся 2 и 3 группы предлагается то же самое задание с опорой на
схему предложения.
С домашним заданием справились:
1. группа высокий уровень – 100 %
2. группа средний уровень – 98%
3. группа низкий уровень – 60%
При выполнении задания возникла трудность: у учащихся 3 группы –
придуманные предложения не соответствовали предложенным схемам. В частности
были допущены ошибки при выделении слов в три слога.
Пример 2 .
Составление рассказа по сюжетной картинке на с. 15 букваря.
Для учащихся 2 и 3 группы предлагается по картинке составить
предложение их 2 – 3 слов:
Девочка шьет.
Девочка шьет платье.
Для учащихся 1группы задание усложняется: составить предложение из 4
– 5 слов.
Девочка шьет платье кукле.
Девочка шьет платье своей кукле.
С заданием справилась основная масса учащихся. Результаты показали,
что для учащихся 2 и 3 групп не возникло затруднений при составлении
предложения из 4 –5 слов.
Задание 6. Продолжение текста.
Пример 1.
В учебном пособии «Читаем сами» предлагается прочитать самостоятельно
рассказ Л.Н.Толстого «Чиж».
Для учащихся 1 группы предлагается задание подумать, как можно
продолжить рассказ «Чиж».
Для учащихся 2 и 3 групп предлагается придумать 2 - 3 предложения,
чтобы продолжить рассказ или ответить на вопросы.
Пример 2.
При рассмотрении рисунка на с.112 букваря, с учащимися проводится
беседа о спортивных соревнованиях, об участии школьников в некоторых из
них. В беседу включаются новые слова; СТАРТ, ФИНИШ, СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАЖКИ,
СУДЬЯ.
Затем прелагается прочитать рассказ на тему ( с.112 букварь) и
придумать продолжение рассказа на тему «Случай на финише» или «Друзья».
Учащимся 2 и 3 групп предлагается придумать продолжение рассказа с
опорой на вопросы учителя
Результаты проведенных упражнений показали, что с заданием
справились: 1 группа – 100%, 2 группа – 100%, 3 группа - 100%.
Задание 7. Пересказ прочитанного и ответы на вопросы.
Пример 1.
Упражнение на определение необходимости следить за порядком
предложений в тексте. Сделать работу наглядной поможет игровая «пирамида».
Учащиеся внимательно рассматривают картинку на с.64 букваря, после
чего учитель сообщает, что придумал несколько предложений, и просит
определить, можно ли из них составить рассказ.
- О ком будет рассказ? (О детях).
- Что мы о них расскажем? (Они играют в прятки).
- Проверим, все ли предложения из моего набора будут нужны для
рассказа. (Предложения записаны на доске и на полосках бумаги –
колечках «пирамиды», которые лежат на столе учителя.)
. Дети играют.
. У Нины красивые бантики.
. Алла стоит в кустах.
. Светит солнце.
. Алик искал Аллу и Нину.
Учащиеся читают предложения, и если, окажется, что какое – то из них
соответствует замыслу, то полоску – колечко с ним надевают на основу
«пирамиды». После этого читают предложения на «пирамиде».
Если порядок нарушен – рассказ выглядит нескладным. Возникает
необходимость еще раз все прочитать, чтобы навести порядок (починить
«пирамиду»).
Выполняя подобное упражнение, учащиеся практически усваивают, что
текст – это группа предложений, связанных пор смыслу, раскрывающих одну
тему и выстроенных в строгой последовательности.
Пример 2. Упражнения по формированию речевого умения для определения
темы и главной мысли текста.
При рассмотрении серии сюжетных картинок, учитель ведет беседу:
- О ком будем рассказывать сказку? (О лисе и воронах).
- Что знаем о лисе из этой сказки? (Она хитрая).
- Есть ли рисунки об этом? Что там нарисовано? Что узнали о воронах?
Как об этом рассказал художник?
- Расскажите сказку (озвучьте, оживите картинку) так, чтобы мы поняли,
какая лиса хитрая, а вороны доверчивы и неосторожны.
Такой методический прием позволяет сделать пересказы осмысленными,
дает возможность сравнивать и объективно оценивать детские работы, так как
есть четкий критерий: лучше у того, кто точнее раскрыл тему и главную мысль
Кроме текстового материала, букварь содержит разнообразные
нетекстовые элементы:
. Иллюстрации,
. Схемы предложений,
. Слоговые таблицы и т.п., которые способствуют развитию речи и
мышления у детей.
Сюжетные и предметные рисунки вводятся уже в подготовительный период.
Предметные картинки помогают проводить работу по обогащению, активизации и
уточнению словаря детей, служат материалом для логических упражнений в
слого – звуковом анализе.
Сюжетные картинки используются для составления связных рассказов,
предложений и выступают в качестве источника для аналитико – синтетических
упражнений.
В основной период обучения грамоте большое значение имеет работа с
рисунками. С опорой на предметные рисунки проводится анализ исходных слов,
завершающийся выделением изучаемых звуков.
Для упражнений в связном рассказывании в букваре специально помещены
серии картинок. Методика работы с ними такова:
- учащиеся рассматривают картинки;
- учитель ставит к каждому рисунку по одному вопросу, на каждый из
которых учащиеся отвечают тремя – четырьмя предложениями,
- руководствуясь рисунками как планом, учащиеся связно передают
содержание изображенного по порядку.
В букваре широко представлен разнообразный игровой материал: ребусы,
«рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и др. главное назначение
игрового материала – способствовать развитию речи и мышления детей.
Методика работы по отгадыванию ребусов зависит от их характера. В
букваре даны ребусы нескольких разновидностей:
> перестановка букв в слове в соответствии с цифрами ( кот – кто);
> прибавление к слову или исключение из него букв или слога (столб –
стол, дуга – радуга);
> замена буквы в слове (стул – стол);
> исключение из слова буквы и добавление к слову указанной буквы
(рак – рук – рука);
> чтение букв и слогов, вписанных в буквы большего размера (ворона).
> Слова – отгадки составляются из букв разрезной азбуки или слоговых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|