МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развивающее обучение как основа активизации познавательной деятельности младших школьников

    учению прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного

    управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным

    является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма.

    Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и

    старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно

    определяет прогресс интеллектуального развития ребенка. (35).

    К 6 – 7 годам появляется и развивается более сложная самостоятельная

    форма речи – развернутое монологическое высказывание. К этому времени

    лексикон ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов. Он уже владеет

    словоизмерением, образованием времен, правилами составления предложения.

    Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов развивается

    параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно –

    логического, поэтому , когда проводится психодиагностика развития мышления,

    она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то

    в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления.

    Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа

    речи не возможно, как и отдельно провести психодиагностику мышления и речи.

    Дело в том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как

    языковое (лингвистическое), так и человеческое ( личностное

    психологическое) начала.

    Подводя итого к выше сказанному в параграфе мы видим, что в

    познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма

    высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной

    учебной программы.

    Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания,

    воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе

    входят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у

    ребенка должны быть развиты самоконтроль , трудовые умения и навыки, умение

    общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был готов к

    обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных

    характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень

    развития речи.

    В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью:

    * к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка,

    также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к

    школе начинается обучение чтению и письму;

    * развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают

    осознавать особенности своего произношения, завершается процесс

    фонематического развития;

    * развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются

    закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение

    грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря

    позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности

    речи.

    Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и

    обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого –

    педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в

    соответствие с психологическими особенностями ребенка. Поэтому проблема

    психологической готовности детей к обучению в школе получает особое

    значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения

    детей в школе.

    § 2 Особенности психического развития детей 6 – 7 лет.

    В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами

    развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо

    дать качественную характеристику психических процессов данного возраста.

    В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 6 – 7 лет утрачивает

    свой аффективный первоначальный характер: перцептивные и эмоциональные

    процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным,

    целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия –

    наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие

    восприятия оказывает в это время речь, так что ребенок начинает активно

    использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и

    отношений между ними. Специально организованное восприятие способствует

    лучшему пониманию проявлений.

    В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер.

    Состояние повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано с

    ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом

    содержательные особенности внешних впечатлений , обеспечивающие такое

    повышение, с возрастом изменяются. (32)

    Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем,

    что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием , направляя

    и удерживая его на определенных предметах.

    Таким образом, возможности развития произвольного внимания к 6 – 7

    годам уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции

    речи, которая является, по мнению В.С.Мухиной универсальным средством

    организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить

    значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая

    характер предстоящей деятельности.(32)

    Возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти.

    Как отмечают П.П. Блонский (6), А.Р. Лурия , А.А. Смирнов память в старшем

    дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает

    то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее

    впечатление. Таким образом, как указывают психологи, объем фиксируемого

    материала определяется и эмоциональным отношением к данному предмету или

    явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом, как

    указывает А.А. Смирнов, роль непроизвольного запоминания у 7 летних детей

    несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. (56)

    Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие

    непроизвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста, как

    отмечает Е.И. Рогов , является то обстоятельство, что перед ребенком 6 – 7

    лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного

    материала. Наличие такой возможности связанно с тем, как указывают

    психологи, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально

    предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение,

    смысловое и ассоциативное связывание материала. (56)

    Таким образом, к 6 – 7 годам структура памяти претерпевает

    существенные изменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания

    и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к

    текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта

    форма памяти сохраняет ведущее положение.

    У дошкольников восприятие и мышление тесно взаимосвязанные, что

    говорит о наглядно – образном мышлении, наиболее характерном для этого

    возраста.

    По мнению Е.Е. Кравцовой , любознательность ребенка постоянно

    направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого

    мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно –

    следственные связи и зависимости.

    Он вынужден оперировать знаниями, а при возникновении некоторых задач

    ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может

    решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы

    действует с ней в своем воображении. (25)

    Таким образом, наглядно – образное мышление – основной вид мышления

    в младшем школьном возрасте.

    В своих исследованиях Ж. Пиаже указывает, что мышление ребенка в

    начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной

    позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного

    решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в

    своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина,

    объем, вес и другие. (39)

    Н.Н. Поддъяков показал, что в возрасте 5 – 6 лет происходит

    интенсивное развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми

    внешней среды, анализу свойств предметов, воздействуя на них с целью

    изменения. Этот уровень умственного развития, то есть наглядно –

    действенное мышление , является как бы подготовительным. Он способствует

    накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для

    формирования представлений и понятий. В процессе наглядно – действенного

    мышления проявляются предпосылки для формирования наглядно – образного

    мышления, которые характеризуются тем, что разрешение проблемной ситуации

    осуществляется ребенком при помощи представлений, без применения

    практических действий.(43)

    Конец дошкольного периода психологи характеризуют преобладанием

    наглядно – образного мышления или наглядно – схематического мышления.

    Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является

    схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач

    схематические изображения.

    Психологи отмечают, что наглядно- образное мышление является основой

    для образования логического мышления, связанного с использованием и

    преобразованием понятий.

    Таким образом, к 6 – 7 годам ребенок может подходить к решению

    проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно – действенное,

    наглядно- образное и логическое мышление.

    С.Д. Рубинштейн , Н. Н. Поддъяков , Д.Б. Эльконин утверждают, что

    старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда

    должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы

    определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития.(51)

    В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью:

    . к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также

    предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе

    начинается обучение чтению и письму;

    . развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают

    осознавать особенности своего произношения, но у них еще сохраняются и

    предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают

    неправильно произнесенные детские слова. К концу дошкольного возраста

    завершается процесс фонематического развития;

    . развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие

    закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение

    грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря

    позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.

    В исследованиях Н.Г. Салминой показано, что дети 6 – 7 лет

    овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослому. У них появляются

    развернутые сообщения –монологи, рассказы, в общении со сверстниками

    развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование

    игровой деятельности.(53)

    Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям

    обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот

    период. Благодаря общению, названному М.И.Лисиной внеситуативно –

    познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные

    грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными

    диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно

    рассуждать, думая вслух.(30)

    Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта

    практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти,

    мышления, повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается

    это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению

    которых способствует развитие волевой регуляции поведения.

    Как показывают исследования К.М. Гуревич, В.И.Селиванова , ребенок 6

    – 7 лет может стремиться к далекой цели, выдерживая при этом значительное

    волевое напряжение в течение довольно длительного времени.(15)

    По мнению А.К.Марковой, А.Б. Орлова , Л.М. Фридман в этом возрасте

    происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система

    соподчинительных мотивов, придающая общую направленность поведению ребенка.

    Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой,

    позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания

    ситуативно возникающие желания.(31)

    Как отмечает Е.И. Рогов, к старшему дошкольному возрасту происходит

    интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная

    впечатлительность ребенка снижается, в то же время ребенок становится более

    активным в поиске новой информации.(56)

    По мнению А.В. Запорожца , Я.З. Неверович , важная роль принадлежит

    ролевой игре, являющейся школой социальных нормативов, с усвоением которых

    поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения

    к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем

    норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в

    этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении

    соблюдения принятых норм повышается.(24)

    Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает

    учитывать с этой точки зрения и оценку со стороны взрослого. Е.В.

    Субботинский считает, что в силу интериоризации правил поведения, нарушение

    этих правил ребенок начинает переживать, даже в отсутствии

    взрослого.(58)

    Чаще всего эмоциональная напряженность, по сведениям В.А.

    Аверина, сказывается:

    - на психомоторике ребенка (82 % детей подверженные этому

    воздействию),

    - на его волевых усилиях (80%),

    - на нарушениях речи (67%),

    - на снижение эффективности запоминания (37%).

    Таким образом, эмоциональная устойчивость является важнейшим условием

    нормальной учебной деятельности детей.

    Обобщив особенности развития ребенка 6 – 7 лет, можно заключить, что

    на этом возрастном этапе дети отличаются:

    . достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное

    восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;

    . у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно

    развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые

    можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать,

    анализировать;

    . его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и

    интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной

    оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;

    . особенности развития речи.

    § 3 Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении младших

    школьников.

    В настоящее время образование рассматривается педагогами как

    общечеловеческая ценность. Это подтверждается конституционально

    закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его

    реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве

    системами образования.

    Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию

    различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной

    практической направленности, то есть стремлением ограничивать содержание

    общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к

    обеспечению жизнедеятельности человека. Второй – основан на широкой

    культурно – исторической ориентации. При таком типе образования

    предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут

    востребованы в непосредственной практической деятельности.

    Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные

    возможности и способности человека. Для преодоления этих недостатков стали

    создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки

    компетентного человека.

    Одной из главных культурно – гуманистических функций образования

    выступает общая направленность на гармоническое развитие личности. При

    этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение

    гуманистической цели образования.

    Цель современного образования – развитие тех свойств личности,

    которые нужны ей и обществу для включения в социально – ценностную

    деятельность.

    Человек – система динамическая, становящаяся личностью и

    проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей

    средой. Следовательно, содержания образования, полноты картины можно

    достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в

    динамике. Исходя из этого, деятельность личности выступает как детерминанта

    содержания образования. Следовательно, его можно определить, по В.С.

    Ледневу ,как содержание особым образом организованной деятельности

    учащихся, основу которого составляет опыт личности.(29)

    Современная педагогическая наука ориентирует не на пассивное

    приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование

    психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения.

    Поэтому большое значение, по мнению Л.С. Выготского , уделяется

    современными педагогами построению обучения, которое учитывало бы « зону

    ближайшего развития» личности, то есть ориентировалось не на имеющийся

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.