МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развивающее обучение как основа активизации познавательной деятельности младших школьников

    Развивающее обучение как основа активизации познавательной деятельности младших школьников

    ПЛАН

    Введение…………………………………………………………………..

    Глава 1 . Теоретические аспекты проблемы готовности

    детей к обучению в школе………………………………………….

    §1. Изучение проблемы готовности к школьному

    обучению в

    отечественной и зарубежной

    психологии………………………

    § 2. Особенности психического развития детей 6 – 7

    лет………………

    § 3. Специфика реализации дифференцированного

    подхода в обучении

    младших школьников…………………………………………

    Выводы по первой главе………………………………………………

    Глава 2. Реализация дифференцированного подхода в обучении

    младших

    школьников……………………………………………………………..

    § 1. Определение коммуникативной сферы и уровня речевой

    готовности к обучению учащихся первых классов……………………

    § 2. Приемы дифференциации заданий с учетом уровня речевого

    развития младших школьников…………………………………

    § 3. Основные результаты формирующего эксперимента……………….

    Выводы по второй главе

    Заключение…………………………………………………………………………

    Список литературы………………………………………………………………..

    Приложение…………………………………………………………………………

    ВВЕДЕНИЕ.

    Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее

    время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные

    исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс

    массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно

    сформированы следующие компоненты готовности:

    - социальный,

    - психологический,

    - эмоционально – волевой.

    Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение

    эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во

    многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень

    подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока

    не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или

    «школьной зрелости».

    А.Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями,

    знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для

    оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими

    характеристиками. (1)

    И.Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в

    развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном

    обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара

    выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.(44)

    Л.И.Божович указывает , что готовность к обучению в школе

    складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности,

    познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей

    познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. (8)

    На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению

    – многокомпонентное образование ,которое требует комплексных

    психологических исследований.

    Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают

    педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер.,

    Л.С.Выготский, А.В. Запорожец., А. Керн , А.Р.Лурия, В.С. Мухин, С.Я.

    Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие . Авторами дается не только

    анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из

    детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного

    подхода при подготовке детей к школе , методики определения готовности, а

    также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с

    этим рекомендации по работе с детьми и их родителями. Поэтому

    первостепенной задачей, встающей как перед отечественными учеными, так и

    перед зарубежными заключаются в следующем:

    - выявить в каком возрасте лучше начинать обучение,

    - когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить

    к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его

    здоровье.

    Цель исследования: раскрыть влияние уровня готовности речевого

    развития на организацию дифференцированного обучения младших школьников.

    Объект исследования: процесс речевого развития младших школьников.

    Предметом исследования является готовность учащихся первых классов к

    школьному обучению как основа дифференциации.

    В основу работы положена гипотеза, согласно которой

    дифференцированный подход как социально – образовательная среда

    основывается на уровне речевой готовности младших школьников.

    Дифференцированный подход будет осуществляться более эффективно при условии

    выявления речевого развития учащихся первых классов.

    Цель и гипотеза определила задачи работы:

    1. Изучить различные подходы к проблеме готовности детей к школьному

    обучению.

    2. Выявить уровень готовности первоклассников к обучению в школе.

    3. Разработать практические рекомендации по созданию условий

    дифференцированного подхода.

    Для решения поставленных задач использовались методы исследования:

    1. Анализ психолого – педагогической литературы по данной проблеме.

    2. Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе обучения.

    3. Педагогический эксперимент, проводившийся в естественных условиях и

    включавший констатирующий, обучающий и контрольный этапы.

    4. Беседа .

    5. Тестирование.

    Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и

    приложения.

    Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель,

    гипотеза, задачи, указаны методы исследования.

    В первой главе рассматривается теоретические аспекты проблемы речевой

    готовности как основы для дифференцированного обучения.

    Вторая глава раскрывает практический вопрос реализации

    дифференцированного подхода в обучении младших школьников.

    В заключении даются общие выводы и рекомендации учителям по

    применению дифференцированного подхода в обучении младших школьников.

    Приложение состоит из рекомендаций учителям по организации

    дифференцированного обучения в 1 классе, методик по диагностике

    познавательных процессов младших школьников.

    Исследование проводилось в 3 этапа:

    I этап (1999 г.) проводился констатирующий эксперимент , направленный

    на выявление уровня речевого уровня к обучению учащихся 1 классов.

    II этап (1999 – 2000г.) - разработка и проведение дифференциации

    заданий с учетом уровня речевого развития первых классов

    общеобразовательной школы № 14 г. Биробиджана.

    III этап (2000 – 2001 г.) – анализ и обобщение результатов,

    полученных в ходе эксперимента, оформление дипломной работы.

    Глава 1 . Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению

    в школе.

    § 1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и

    зарубежной психологии.

    Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на

    современном этапе развития психологии как комплексная характеристика

    ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств,

    являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую

    социальную среду и для формирования учебной деятельности. (32)

    В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению»

    рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей

    ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к

    систематическому, организованному школьному обучению.

    В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это

    желание и осознание необходимости учиться , возникающее в результате

    социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий,

    задающих мотивацию к учебной деятельности.(32)

    Д.Б.Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению

    предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных

    отношений между ребенком и взрослым. (17)

    Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении

    Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в

    котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их

    развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего

    является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя

    позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. (10)

    Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при

    поступлении в школу, Л.И.Божович назвала «внутренней позицией школьника»,

    считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе.(8)

    В своих исследованиях Т.А.Нежнова указывает, что новая социальная

    позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку

    они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных

    потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции». (36)

    А.Н.Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка

    его реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции».(28)

    В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному

    обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса ,как отмечает

    Я.Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны,

    практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в

    центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит

    отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления,

    памяти, восприятия и других психических процессах. (35)

    По мнению С.Штребела, А.Керна ,Я.Йирасека, поступающий в школу ребенок

    должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в

    умственном, эмоциональном и социальном отношениях.(28)

    К умственной области авторы относят способность ребенка к

    дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому

    мышлению и так далее.

    Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и

    почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

    Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с

    детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям

    детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль

    школьника в общественной ситуации школьного обучения.

    Ф.Л.Илг , Л.Б.Эймс провели исследование, посвященное выявлению

    параметров готовности к школьному обучению. В результате возникла

    специальная система заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до

    10 лет. Разработанные в исследовании тесты имеют практическое значение и

    обладают прогнозирующей способностью. Кроме тестовых заданий авторы

    предлагают в случае неподготовленности ребенка к школе забирать его

    оттуда и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня

    готовности. Однако эта точка зрения не единственная . Так , Д.П.Озубел

    предлагает, в случае неподготовленности ребенка, изменить программу

    обучения в школе и тем самым постепенно выравнивать развитие всех детей.

    (1)

    Надо отметить , что, несмотря на разнообразие позиций, у всех

    перечисленных авторов есть немало общего. Многие из них при изучении

    готовности к школьному обучению пользуются понятием «школьная зрелость»,

    исходя из ложной концепции , согласно которой возникновение этой зрелости

    обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного

    созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от

    социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное

    внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной

    зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов - Вронфенвреннер,

    Врунер – критикуют положения концепции «школьной зрелости» и подчеркивают

    роль социальных факторов, а так же особенностей общественного и семейного

    воспитания в ее возникновении.

    Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований,

    можно сделать вывод , что основное внимание зарубежных психологов

    направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на

    теорию вопроса.

    В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое

    исследование проблемы готовности к школе.

    Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение

    проблемы психологической готовности к обучению в школе. (Л.А. Венгер, С.Д.

    Цукерман , Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман, А.И. Савинков, С.Д.

    Забрамная)

    Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе

    являются:

    - мотивационная (личностная),

    - интеллектуальная,

    - эмоционально – волевая.

    Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться . В

    исследованиях А.К. Марковой , Т.А. Матис , А.Б. Орлова показано, что

    возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом

    подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе

    были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт

    обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как

    мышление, так и чувства.(31)

    В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения:

    1. Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями

    ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием

    ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных

    отношений.

    2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или

    познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности

    и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

    Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе,

    учителям и учебной деятельности , включает так же формирование у детей

    таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и

    одноклассниками.

    Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора,

    запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным

    восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу,

    обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым

    запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у

    ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности,

    умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель

    деятельности.

    В.В.Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными

    операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления

    окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять

    самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность

    к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения

    поставленных задач. (18)

    В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента

    психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных

    ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть

    ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей

    действительности, уметь сравнивать их , видеть сходное и отличное; он

    должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

    Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин на первое место

    ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

    Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие

    параметры:

    - умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно

    определяющим способ действия,

    - умение ориентироваться на заданную систему требований,

    - умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания,

    предлагаемые в устной форме,

    - умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно

    воспринимаемому образцу.

    Эти параметры развития произвольности являются частью психологической

    готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.

    Д.Б.Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в игре в

    коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую

    ступень.(41)

    Исследования Е.Е.Кравцовой (25) показали, что для развития

    произвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий:

    - необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы

    деятельности,

    - учитывать возрастные особенности ребенка,

    - использовать игры с правилами.

    Исследования Н.Г.Салминой показали, что для школьников первого класса

    с низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой

    деятельности, а ,следовательно, характерны трудности в обучении. (53)

    Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе,

    исследователи выделяют уровень развития речи.

    Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.