МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие речи

    (смысловые) структуры языка.

    К эксперименту привлекли сорок многодетных (от четырех и больше) семей

    и двадцать семей с одним ребенком (в качестве контрольных). Психологов

    прежде всего интересовало речевое развитие 7-летнего ребенка, у которого

    есть старшие и младшие братья и сестры.

    Многодетные семьи были разделены поровну на две экспериментальные

    группы. В первую вошли семьи с минимальной, порядка двух лет, разницей в

    возрасте (в интервале) между 7-летним ребенком и его старшими и младшими

    братьями и сестрами. То есть, на момент эксперимента в 20 семьях были дети

    пяти, семи, и девяти лет, и уровень развития речи определялся у каждого.

    Во второй экспериментальной группе интервал между рождением 7-летнего

    ребенка и его старшими и младшими братьями и сестрами был больше - четыре

    года, то есть детям было по три, семь и одиннадцать лет. В этих семьях

    особенности развития речи определялись как и в контрольных семьях, только у

    семилетнего ребенка. Результаты эксперимента показали, что уровень развития

    речи у детей контрольной группы соответствует нормальному возрастному

    уровню. А вот дети из многодетных семей - независимо от возраста и от

    интервала в рождении между ними - отстают в развитии тех или иных

    способностей от нормального возрастного уровня.

    У всех детей из многодетных семей прежде всего плохо развита

    способность образовывать различные слова от одного корня и способность

    выражать разные признаки предметов в соответствии с правилами. Способность

    понимать и передавать смысл текста плохо развита у детей 7 и 9 лет

    (независимо от интервала -2 или 4 года -между рождениями). Кроме того, 7-

    летний ребенок первой экспериментальной группы, где интервал рождения

    составлял 2 года, отстает от нормального возрастного уровня в развитии

    таких способностей, как:

    . понимание сложных высказываний;

    . запоминание сложных предложений;

    . понимание смысла текста (эта способность плохо развита и у детей второй

    экспериментальной группы, а у детей первой группы вообще практически не

    развита);

    . определение единственного и множественного числа в соответствии с

    морфологическими правилами;

    . узнавание аналогии в значении слов;

    . учитывание ролевых признаков при формировании высказывания в различных

    ситуациях.

    Таким образом, дети их многодетных семей - независимо от возраста и

    интервала между рождениями - испытывают большие или меньшие трудности в

    усвоении речи. Следовательно, на уровень развития речи оказывает влияние

    не только число детей в семье, но и интервал рождения между ними. А это

    значит, что родителям большого числа детей в семье следует уделять особое

    внимание развитию их речи, особенно если интервал между рождениями детей

    близок к минимальному.

    Данный пример еще раз доказывает, что для развития речи необходимо в

    первую очередь индивидуальное общение взрослого с ребенком.

    Почему же дети часто "коверкают" слова, не могут грамотно построить

    предложения, выразить свою мысль?

    Причин множество: родовые травмы, различные заболевания,

    неблагоприятные условия воспитания. Доказано, что недоразвитие речи чаще

    всего наблюдается у детей, которые воспитываются вне семьи: в детских

    домах, домах ребенка, детских дошкольных учреждениях с круглосуточным

    пребыванием. В тот период, когда ребенку необходимо общение с близкими

    людьми, он оказывается лишен такой возможности.

    Но вот что замечают учителя начальных классов в последние годы: в

    первый класс приходит все больше детей с ограниченным словарным запасом,

    невнятной и невыразительной речью. И это дети из семьи, нередко, внешне

    совершенно благополучной. В чем дело? Оказывается в том, что дома заботу о

    ребенке понимают весьма своеобразно: накормить-напоить, обуть-одеть.

    Биологические потребности наследника - вот главная задача папы и мамы. А

    вот как быть с другой потребностью ребенка - потребностью в общении? И дело

    здесь не только в родительской занятости и поглощенности собственными

    проблемами. Часто взрослые не задумываются над тем, что мало окружить

    ребенка яркими игрушками. Нужно приложить усилия для того, чтобы ребенок

    научился ими играть. Это особенно важно для тех малышей, у которых нет

    товарищей для игр. Таким товарищем для них должен стать взрослый. В

    процессе совместных игр возникают диалоги, во время которых можно научить

    сына или дочку понятно формулировать свои просьбы и желания, выслушивать

    своего партнера по игре, договариваться о совместных действиях. Это

    поможет не только развить речь ребенка, но и научить общаться со

    сверстниками. Ведь очень часто ссоры среди дошкольников случаются потому,

    что они не понимают друг друга, а потом "невербальное общение" становится

    чертой характера и закрепляет в поведении ребенка привычку завоевывать

    руками то, что он не может получить в результате разговора.

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

    Исследования проводились нами в качестве наблюдения за поведением

    детей и их реакциями на общение со взрослыми.

    Возраст детей - от 4 месяцев до 3 лет.

    Также было проведено два эксперимента:

    1. по методике для изучения понимания речи* детьми в возрасте 1 год 3

    месяца;

    2. по методике “Расскажи по картинке”, на определение активного словарного

    запаса детей в возрасте 3 года.

    Исследования разделены на три этапа:

    Подготовительный этап (довербальное развитие общения). Он характеризуется

    тем, что ребенок еще не понимает речи взрослого и не умеет говорить сам. Но

    здесь уже складываются предпосылки к овладению речью в будущем. И

    присутствие взрослого необходимо для их формирования.

    Например: Миша Т. (возраст 4 месяца).

    На речевое обращение мамы к сыну: “Миша, Мишенька!” - ребенок начинает

    бурно реагировать в ответ, улыбается, издает звуки, свидетельствующие о его

    удовлетворении. При употреблении сигнальных слов (односложных, чаще всего

    употребляемых) ребенок пытается повторить эти звуки. На обращение мамы:

    “АГУ” - у малыша проявляется явная заинтересованность, его взгляд

    сконцентрирован на губах, он пытается повторить “АААУУ”.

    Чем больше мать разговаривает с ребенком, тем чаще и оживленнее ребенок

    реагирует на взрослого, тем чаще самостоятельно начинает воспроизводить

    звуки, играя с игрушками без мамы.

    ______________________________

    * Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. И.В.

    Дубровиной, А.Г.Рузской. - М., 1990 г. - с.125.

    Очень часто, когда мама уходит у малыша можно заметить признаки

    огорчения: с лица исчезает улыбка; он хмурится; долго смотрит в ту сторону,

    где она скрылась. Миша начинает пытаться привлечь к себе внимание: то

    энергично двигает ножками, то издает возгласы, то начинает плакать,

    несколько раз подряд выгибается “мостиком”, не сводя взгляда с двери. Чем

    дольше мама не возвращается, тем усерднее ребенок проявляет признаки

    нетерпения.

    2. На втором этапе исследовалось поведение ребенка (возраст 1 год 3

    месяца), развитие которого соответствует этапу возникновения речи. Этот

    этап характеризуется переходом от полного отсутствия речи к ее появлению.

    Ребенок начинает понимать простые высказывания взрослого, которые слышит

    каждый день и начинает произносить свои первые активные слова, но речь еще

    очень примитивна: “БА-БА”, ”МА-МА”, “ЛЯ-ЛЯ” и т.д. Здесь решающую роль

    играют коммуникативные факторы. Ребенок начинает говорить только в ситуации

    общения.

    Пример: Катя П.

    Родители всегда очень активно общались с ребенком.

    Например, такая игра для развития речи: мама садится за стол напротив

    ребенка с куклой “ЛЯЛЕЙ” и собачкой “АВА”, игрушки она прячет под столом.

    “ЛЯЛЯ” - говорит мама и с левой стороны появляется кукла. Она

    разговаривает с малышом и неожиданно исчезает. “АВА” - произносит мама, и с

    правой противоположной стороны стола появляется собачка. Она тоже

    разговаривает с малышом и вдруг исчезает. Через несколько таких появлений и

    исчезновений Катя уже знает, что “ЛЯЛЮ” нужно ждать слева, а “АВУ” -

    справа. Она начинает поворачивать голову в нужную сторону и уже через

    некоторое время сама выговаривает игрушки по имени: “ЛЯ-ЛЯ”, “А-ВА“, когда

    Катя уже самостоятельно играет с игрушками, в т.ч. с куклой и собачкой, то

    она называет куклу “ЛЯ-ЛЯ”, а собачку “А-ВА”.

    Таким образом в ходе игры у ребенка закрепились эти названия. Но по

    прошествии нескольких дней, когда мама не могла активно заниматься с

    ребенком, Катя меньше стала разговаривать, играя самостоятельно, и она уже

    не употребляла названия игрушек.

    Нами был проведен эксперимент на изучение понимания речи детьми в

    возрасте 1 год 3 месяца. Исследования проводились методом сравнения.

    Объектом эксперимента были две девочки: - одна из которых воспитывается в

    полноценной семье, где развитию ребенка уделяется много внимания (см.

    Пример: Катя П.) - она является контрольным испытуемым;

    - вторая воспитывается в неблагополучной семье (нет отца), мать

    работает, поэтому не имеет возможности заниматься с ребенком, - девочка

    (Маша Л.) является экспериментальным испытуемым.

    Методика “Изучение понимания речи”

    Подготовка исследования.

    Приготовить куклу и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (например,

    чашку, погремушку, собачку и т.д.), коробку и кубики.

    Проведение исследования.

    Исследование проводится индивидуально с детьми 1-3 лет.

    Ситуация - проверяют, отзывается ли ребенок на свое имя;

    Ситуация - просят указать на называемый предмет;

    Ситуация - предлагают показать у куклы какую-либо часть лица или тела;

    Ситуация - просят найти аналогичную часть лица или тела у себя;

    Ситуация - просят дать называемый предмет;

    Ситуация - предлагают произвести с предметом определенные действия,

    например, положить кубики в коробку. (Это задание может усложняться в

    зависимости от возраста детей);

    Ситуация - предлагают проделать те или иные движения руками, ногами,

    головой, всем корпусом. (Формулировку задания можно повторять несколько

    раз.)

    Обработка данных.

    Данные заносят в таблицу, где отмечают число повторений формулировки

    заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно

    выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных

    ребенком баллов:

    1 раз - 2 балла;

    2 раза - 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении

    задания);

    более 2 раз - 0 баллов

    Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания

    речи;

    от 7 до 10 баллов - средний уровень понимания речи;

    от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.

    Пример № 1. Катя П.

    Ситуация: Ребенок играет с куклой. На речевое обращение: “Катя!” - ребенок

    поднимает голову и, улыбаясь, смотрит на экспериментатора.

    Ситуация: Перед ребенком разложены знакомые предметы. На просьбу: “Катя,

    покажи где ложка” - ребенок берет в руки ложку.

    Ситуация: Ребенку показывают куклу. На вопрос: “Катя, покажи, где у куклы

    глазки?”- девочка показывает на глаза куклы.

    Ситуация: Вопрос: “Катя, а покажи, где у тебя глазки?” - девочка показывает

    рукой на свои глаза.

    Ситуация: на просьбу: “Катя, дай мне пожалуйста собачку” - ребенок берет в

    руки собаку и протягивает ее экспериментатору.

    В ситуации, где ребенку предлагается собрать кубики в коробку, девочке

    повторяется задание два раза, но она все равно не может его выполнить.

    Ситуация: Просьба: “Катя, похлопай ладошками” - также вызывает у ребенка

    затруднения, но после повторения задания девочка хлопает в ладоши и

    смеется.

    Пример № 2. Маша Л.

    Ситуация: Девочка играет. На речевое обращение: “Маша!” - ребенок смотрит

    на экспериментатора и улыбается.

    Ситуация: Перед девочкой разложены знакомые ей предметы. На просьбу: “Маша,

    покажи где ложка” - ребенок показывает на ложку.

    Ситуация: Ребенку показывают куклу. Вопрос: “Маша, покажи, где у куклы

    глазки” - вызывает затруднения. При повторении вопроса девочка смущается и

    не может выполнить задания.

    В этой ситуации ребенок также не понимает вопроса и, при повторении, не

    может выполнить задания.

    Ситуация: На просьбу: “Маша, дай пожалуйста собачку” - ребенок протягивает

    собаку только при повторении задания.

    Ситуация: Перед ребенком разложены кубики. Экспериментатор просит положить

    кубики в коробку. Девочка снова не понимает задания и отвлекается. Задание

    остается не выполненным.

    Ситуация: Ребенка просят похлопать в ладоши. Маша понимает задание со

    второго повторения и начинает, смеясь, хлопать в ладоши.

    Протокол результатов исследования понимания речи

    № Число повторения формул. задан. Эффект. выполнения

    задания

    Ситуац. 1 испыт.(Катя) 2 испыт.(Маша) 1 испыт.(Катя) 2

    испыт.(Маша)

    1 1 1 выполнено выполнено

    2 1 1 выполнено выполнено

    3 1 2 выполнено не выполнено

    4 1 2 выполнено не выполнено

    5 1 2 выполнено выполнено

    6 2 2 не выполнено не выполнено

    7 2 2 выполнено выполнено

    Кол-во баллов 11 6

    Анализ результатов

    В ходе проведения эксперимента было отмечено, что Катя П. не

    испытывала, в основном, никаких затруднений при выполнении задания. Почти

    все задания были выполнены с первой просьбы. Девочка не испытывала смущения

    и проявила явный интерес к заданиям эксперимента, а также к личности

    экспериментатора. Испытуемой было набрано 11 баллов, что соответствует

    высокому уровню понимания речи взрослого.

    При проведении эксперимента с Машей Л., было замечено сильное смущение

    ребенка. Девочка в основном не понимала вопросов, необходимо было повторять

    задание несколько раз, но даже при этом в 3, 4 и 6 ситуациях оно осталось

    не выполненным. Испытуемой было набрано 6 баллов, что соответствует низкому

    уровню понимания речи взрослого.

    3. На третьем этапе было проведено исследование развития речи детей в

    возрасте 3-х лет. Этот возраст соответствует третьему этапу - этапу

    развития речевого общения. Он охватывает все последующее время с того

    момента, когда ребенок начинает овладевать речью, постепенно

    совершенствовать ее и использовать для общения. Ребенок пытается овладеть

    произвольной регуляцией речевой деятельности.

    Интересы ребенка по-прежнему сосредоточены на предметах, но он уже

    может выразить, свою просьбу словами, например - “Дай мне книжку”;

    интересуется названием предмета - “Что это?”; высказывает свое отношение к

    какому-либо занятию - “Я не хочу спать”.

    Наше исследование проводилось методом сравнения, с помощью методики

    “Расскажи по картинке”, которая предназначена для определения активного

    словарного запаса детей от трех лет.

    Методика “Расскажи по картинке”

    Ребенку показывают серию картинок:

    “Мальчик вскапывает землю”;

    “Мальчик сеет”;

    “Мальчик поливает цветы”;

    “Мальчик собирает цветы”;

    Далее ребенку дают две минуты на рассматривание.

    Если ребенок отвлекается и не может понять, что изображено на картинке,

    то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

    После того, как рассмотрены картинки, ребенку предлагают рассказать о

    том, что он видит на них. На рассказ по каждой картинке отводится по две

    минуты.

    Далее тестируется результат в таблице, где отмечается наличие и частота

    употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и

    конструкции предложений.

    Оценка результатов

    10 баллов - В речи ребенка встречаются все десять приведенных в

    таблице

    фрагментов речи;

    8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи;

    6-7 баллов - 6-7 фрагментов речи;

    4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи;

    2-3 баллов - 2-3 фрагмента речи;

    0-1 балла - не более одного фрагмента речи.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов - Очень высокий уровень развития речи;

    8-9 баллов - высокий уровень;

    4-7 баллов - средний уровень;

    2-3 баллов - низкий уровень;

    0-1 балла - очень низкий уровень.

    1. Пример: Алеша С. - 3 года. Единственный ребенок в семье. Его мама

    не работает и поэтому много времени посвящает общению с ребенком. Алеша

    является контрольным испытуемым.

    При предъявлении первой картинки ребенок рассказывает: “На небе желтое

    солнце. Стоит мальчик… У него лопатка… Он копает песок…”.

    При предъявлении второй картинки у Алеши возникают затруднения в

    понимании ее содержания. Ребенок задает вопрос: “Что делает мальчик?”

    Экспериментатор объясняет ребенку, что делает мальчик и зачем и только

    после этого содержание картинки становится понятным. Алеша еще некоторое

    время рассматривает рисунок, а затем рассказывает:”Мальчик кидает на землю

    зернышки… Он хочет, чтобы выросли красивые цветы…”.

    При рассматривании третьей картинки у Алеши никаких вопросов не

    возникает и он рассказывает: “У мальчика большая лейка… Он поливает

    цветочки водичкой… Цветочки очень маленькие…”.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.