МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие речи

    Развитие речи

    ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

    психологический факультет

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    ТЕМА: Влияние общения на развитие речи ребенка

    в возрасте от 0 до 3 лет

    Исполнитель: студент 4-го курса психологического факультета

    Вершинина Наталья Анатольевна

    Научный руководитель: д.п.н., профессор Крысько В.Г.

    _________________

    виза декана

    Москва - 1997

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ 3

    (1. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 5

    Развитие потребности в общении 6

    (2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

    8

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения) 8

    ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ 12

    ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ 20

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ 26

    Факторы, влияющие на развитие речи (рекомендации ) 37

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

    ВВЕДЕНИЕ

    Общение - один из важнейших факторов общего психического развития

    ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми

    общественно-исторического опыта человечества.

    Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются

    дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши

    прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца,

    радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в

    себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок

    развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно

    пользоваться.

    В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило

    общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские

    передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми.

    Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

    Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют

    факторы коммуникативного характера. Первая - межиндивидуальная - функция

    речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении

    речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по

    требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой

    воспитания детей.

    Существуют печальные примеры, которые показывают, к чему приводит,

    если много и с любовью не говорить с ребенком. Родившись глухим, ребенок

    становится немым, если его дефект не сразу обнаружен. В ответ на свои

    капризы, плач или крик он не слышит ответа и перестает вообще реагировать.

    Но если чаще нежно брать такого ребенка на руки, улыбаясь и нежно

    поглаживая, можно спасти его от полной духовной изоляции.

    Известный исторический пример: император Фридрих 2 в начале 18-го века

    захотел изучить праязык человечества и поставил опыт, в основе которого

    лежала такая идея: если воспитывать ребенка, но при этом не разговаривать с

    ним, то он сам по себе заговорит на этом праязыке. Результат этого

    эксперимента плачевен - все младенцы умерли. Этот пример также подтверждает

    то, что общение и любовь необходимы ребенку с самого рождения.

    Решение данной проблемы определяет предмет и направление исследования,

    а также цель, задачу и гипотезу работы.

    Предметом исследования являются дети в возрасте от 4 месяцев до 3 лет.

    Цель работы - исследовать развитие речи ребенка и определить, насколько

    важное значение имеет общение с ребенком для ее формирования.

    Данная цель требовала решения следующих задач:

    . определение этапов развития речи как средства общения ребенка в возрасте

    от 0 до 3 лет;

    . выявление влияния степени общения взрослого с ребенком на ход развития

    речи.

    Для решения поставленных задач было проведено исследование развития

    детей в возрасте: 4 месяца; 1 год 3 месяца; 3 года. Само исследование

    проводилось в качестве наблюдения за поведением детей и их реакцией на

    общение со взрослыми. Также в работе описаны два эксперимента:

    1. по изучению понимания речи ребенка в возрасте от 1 года;

    2. по определению активного словарного запаса детей в возрасте от 3 лет

    по методике “Расскажи по картинке”.

    Проводимое исследование было направлено на проверку гипотезы:

    интенсивное общение взрослого с ребенком приводит к более раннему развитию

    речи и повышает коммуникативные характеристики ребенка.

    (1. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

    Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью

    как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько

    этапов.

    На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не

    умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия,

    обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На

    втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее

    появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и

    произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий

    этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок

    овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для

    общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

    Aнализ поведения детей раннего возраста показывает - ничто в их жизни и

    поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие

    взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными

    высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой

    («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка

    овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед

    ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять

    обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

    Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого

    общения особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как

    решающего условия появления и развития у детей речи.

    Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее

    межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный

    период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но по всей

    видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из

    этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный

    фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.

    “Любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее

    элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы,

    цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности,

    продукт или результат деятельности и средства ее осуществления (действия и

    операции)”.*

    Исходя из этого, предметом общения как деятельности является другой

    человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом

    деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера,

    которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они

    становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя.

    Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих

    качествах и свойствах) также входит в продукт общения.

    Развитие потребности в общении

    Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим

    жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт

    деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и

    самопознанию.

    “Первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка - это

    потребность в другом человеке”.**

    ___________________________

    * Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.-Н.,1975. С.78

    ** Эльконин Д.Б. Детская психология.-М..,1960. С.105

    В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от

    характера совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе

    развития потребность в общении конституируется как потребность в таком

    участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком

    основных, типичных для его возраста задач.

    Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со

    взрослым:

    1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное

    условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

    2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание

    потребности в общении появляется у ребенка после овладения им

    произвольным хватанием.

    3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне

    познавательной деятельности детей, направленной на установление

    чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети

    стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым,

    выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира.

    Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает

    такое сотрудничество.

    4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта

    потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих

    взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их

    отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это

    позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

    В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым:

    ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и

    внеситуативно-личностное.

    (2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения)

    Этап охватывает 1-й год жизни детей срок небольшой по сравнению с

    продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное

    значение в генезисе вербальной функции ребенка.

    Ситуативно-личностное общение

    На протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы

    общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-

    личностное общение с близкими взрослыми.

    Оно характеризуется следующими чертами:

    общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их

    остальные отношения с миром;

    содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном

    внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;

    основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев

    категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений и поз.

    Ситуативно-деловое общение

    В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на

    уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-

    деловое общение. Оно отличается такими особенностями:

    8) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих

    новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей;

    9) содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом

    стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с

    окружающими

    взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в

    доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;

    10) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети,

    побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут

    теперь контактов со взрослым;

    11) основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит

    категория изобразительных (предметно-действенных) движений и поз

    предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве

    коммуникативных сигналов.

    Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между

    детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка

    владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что

    младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные

    воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по

    отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано

    появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с

    фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе

    ситуативно-личностного общения и весьма важную его часть на этапе

    ситуативно-делового общения.

    Первый звук, который издает ребенок, - это его первый крик при рождении.

    Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.

    Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается

    состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженного

    сосредоточения (гукание).

    Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений

    в произношении отдельных звуков. Ребенок произносит задненебные и гласные

    звуки “АИЫ”, “ОИУ”. Здесь итог доброй традиции “огукать” с детьми.

    Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми, хотя иногда

    некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец может

    лепетать «дя-дя», но этот звукокомплекс не отличается фиксированным

    звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с

    предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако

    часто вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми.

    Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, М. Ю.

    Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в

    состав “комплекса оживления”, который является видом социального поведения

    ребенка. С помощью вокализации дети по своей инициативе привлекают внимание

    взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого возле себя,

    посредством их сообщают взрослому об испытываемом удовольствии или о

    состоянии дискомфорта.

    Таким образом, на 1-м году жизни дети активно слушают словесные

    воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в

    случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые

    вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до

    100 слов.

    Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые

    слышит.

    Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный период у

    ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих взрослых.

    Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди

    других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия

    первых.

    Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают мощную

    ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд бурной

    радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу,

    вызывает у него “комплекс оживления” (радостное поведение, выражающееся

    улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, возбужденным движением, и

    звуками) максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по

    эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание

    ребенка.

    Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии ответное

    поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей

    разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении

    ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется

    ориентировочное начало.

    Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых

    раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей.

    К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых

    звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во втором

    полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым. В

    ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах

    коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми.

    Таким средством общения становится речь, вначале пассивная (понимание), а

    затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).

    ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ

    Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении

    ребенка с окружающими людьми довербальной и вербальной. Несмотря на такое

    промежуточное положение, он растянут во времени и охватывает обычно более

    полугода от конца 1-го года до второй половины 2-го года. В случае

    замедленного речевого развития второй этап может растянуться на год

    полтора.

    Основное содержание второго этапа составляют два события: возникает

    понимание речи окружающих взрослых и появляются первые вербализации -

    период лепета, или послоговой речи. Он продолжается приблизительно до

    конца первого года жизни.

    “Ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать

    определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что

    сказав “ам-ам” можно получить есть, а сказав “ма-ма”, можно позвать маму”*

    Оба события тесно связаны между собой, и не только во времени, но и по

    существу. Они представляют собой двуединый способ решения одной

    коммуникативной задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый он требует от

    детей выполнить действие по словесной инструкции и предусматривает в

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.