Развитие речи
Развитие речи
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
психологический факультет
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ТЕМА: Влияние общения на развитие речи ребенка
в возрасте от 0 до 3 лет
Исполнитель: студент 4-го курса психологического факультета
Вершинина Наталья Анатольевна
Научный руководитель: д.п.н., профессор Крысько В.Г.
_________________
виза декана
Москва - 1997
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
(1. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 5
Развитие потребности в общении 6
(2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
8
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения) 8
ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ 12
ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ 20
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ 26
Факторы, влияющие на развитие речи (рекомендации ) 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ВВЕДЕНИЕ
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития
ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми
общественно-исторического опыта человечества.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются
дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши
прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца,
радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в
себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок
развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно
пользоваться.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило
общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские
передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми.
Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют
факторы коммуникативного характера. Первая - межиндивидуальная - функция
речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении
речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по
требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой
воспитания детей.
Существуют печальные примеры, которые показывают, к чему приводит,
если много и с любовью не говорить с ребенком. Родившись глухим, ребенок
становится немым, если его дефект не сразу обнаружен. В ответ на свои
капризы, плач или крик он не слышит ответа и перестает вообще реагировать.
Но если чаще нежно брать такого ребенка на руки, улыбаясь и нежно
поглаживая, можно спасти его от полной духовной изоляции.
Известный исторический пример: император Фридрих 2 в начале 18-го века
захотел изучить праязык человечества и поставил опыт, в основе которого
лежала такая идея: если воспитывать ребенка, но при этом не разговаривать с
ним, то он сам по себе заговорит на этом праязыке. Результат этого
эксперимента плачевен - все младенцы умерли. Этот пример также подтверждает
то, что общение и любовь необходимы ребенку с самого рождения.
Решение данной проблемы определяет предмет и направление исследования,
а также цель, задачу и гипотезу работы.
Предметом исследования являются дети в возрасте от 4 месяцев до 3 лет.
Цель работы - исследовать развитие речи ребенка и определить, насколько
важное значение имеет общение с ребенком для ее формирования.
Данная цель требовала решения следующих задач:
. определение этапов развития речи как средства общения ребенка в возрасте
от 0 до 3 лет;
. выявление влияния степени общения взрослого с ребенком на ход развития
речи.
Для решения поставленных задач было проведено исследование развития
детей в возрасте: 4 месяца; 1 год 3 месяца; 3 года. Само исследование
проводилось в качестве наблюдения за поведением детей и их реакцией на
общение со взрослыми. Также в работе описаны два эксперимента:
1. по изучению понимания речи ребенка в возрасте от 1 года;
2. по определению активного словарного запаса детей в возрасте от 3 лет
по методике “Расскажи по картинке”.
Проводимое исследование было направлено на проверку гипотезы:
интенсивное общение взрослого с ребенком приводит к более раннему развитию
речи и повышает коммуникативные характеристики ребенка.
(1. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью
как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько
этапов.
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не
умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия,
обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На
втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее
появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и
произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий
этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок
овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для
общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Aнализ поведения детей раннего возраста показывает - ничто в их жизни и
поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие
взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными
высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой
(«Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка
овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед
ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять
обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.
Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого
общения особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как
решающего условия появления и развития у детей речи.
Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее
межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный
период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но по всей
видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из
этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный
фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.
“Любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее
элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы,
цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности,
продукт или результат деятельности и средства ее осуществления (действия и
операции)”.*
Исходя из этого, предметом общения как деятельности является другой
человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом
деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера,
которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они
становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя.
Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих
качествах и свойствах) также входит в продукт общения.
Развитие потребности в общении
Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим
жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт
деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и
самопознанию.
“Первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка - это
потребность в другом человеке”.**
___________________________
* Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.-Н.,1975. С.78
** Эльконин Д.Б. Детская психология.-М..,1960. С.105
В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от
характера совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе
развития потребность в общении конституируется как потребность в таком
участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком
основных, типичных для его возраста задач.
Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со
взрослым:
1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное
условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.
2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание
потребности в общении появляется у ребенка после овладения им
произвольным хватанием.
3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне
познавательной деятельности детей, направленной на установление
чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети
стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым,
выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира.
Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает
такое сотрудничество.
4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта
потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих
взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их
отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это
позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.
В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым:
ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и
внеситуативно-личностное.
(2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения)
Этап охватывает 1-й год жизни детей срок небольшой по сравнению с
продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное
значение в генезисе вербальной функции ребенка.
Ситуативно-личностное общение
На протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы
общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-
личностное общение с близкими взрослыми.
Оно характеризуется следующими чертами:
общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их
остальные отношения с миром;
содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном
внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;
основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев
категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений и поз.
Ситуативно-деловое общение
В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на
уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-
деловое общение. Оно отличается такими особенностями:
8) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих
новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей;
9) содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом
стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с
окружающими
взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в
доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;
10) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети,
побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут
теперь контактов со взрослым;
11) основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит
категория изобразительных (предметно-действенных) движений и поз
предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве
коммуникативных сигналов.
Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между
детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка
владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что
младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные
воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по
отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано
появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с
фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе
ситуативно-личностного общения и весьма важную его часть на этапе
ситуативно-делового общения.
Первый звук, который издает ребенок, - это его первый крик при рождении.
Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.
Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается
состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженного
сосредоточения (гукание).
Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений
в произношении отдельных звуков. Ребенок произносит задненебные и гласные
звуки “АИЫ”, “ОИУ”. Здесь итог доброй традиции “огукать” с детьми.
Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми, хотя иногда
некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец может
лепетать «дя-дя», но этот звукокомплекс не отличается фиксированным
звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с
предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако
часто вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми.
Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, М. Ю.
Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в
состав “комплекса оживления”, который является видом социального поведения
ребенка. С помощью вокализации дети по своей инициативе привлекают внимание
взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого возле себя,
посредством их сообщают взрослому об испытываемом удовольствии или о
состоянии дискомфорта.
Таким образом, на 1-м году жизни дети активно слушают словесные
воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в
случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые
вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до
100 слов.
Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые
слышит.
Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный период у
ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих взрослых.
Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди
других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия
первых.
Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают мощную
ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд бурной
радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу,
вызывает у него “комплекс оживления” (радостное поведение, выражающееся
улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, возбужденным движением, и
звуками) максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по
эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание
ребенка.
Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии ответное
поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей
разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении
ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется
ориентировочное начало.
Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых
раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей.
К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых
звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во втором
полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым. В
ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах
коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми.
Таким средством общения становится речь, вначале пассивная (понимание), а
затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).
ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ
Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении
ребенка с окружающими людьми довербальной и вербальной. Несмотря на такое
промежуточное положение, он растянут во времени и охватывает обычно более
полугода от конца 1-го года до второй половины 2-го года. В случае
замедленного речевого развития второй этап может растянуться на год
полтора.
Основное содержание второго этапа составляют два события: возникает
понимание речи окружающих взрослых и появляются первые вербализации -
период лепета, или послоговой речи. Он продолжается приблизительно до
конца первого года жизни.
“Ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать
определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что
сказав “ам-ам” можно получить есть, а сказав “ма-ма”, можно позвать маму”*
Оба события тесно связаны между собой, и не только во времени, но и по
существу. Они представляют собой двуединый способ решения одной
коммуникативной задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый он требует от
детей выполнить действие по словесной инструкции и предусматривает в
Страницы: 1, 2, 3, 4
|