Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом
|Способность и стремление | | | | | | | | | |
|оперативно оценивать результаты, | | | | | | | | | |
|умение стимулировать подчиненных.| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|Творческий подход к порученному | | | | | | | | | |
|делу. | | | | | | | | | |
|Умение поддерживать инициативу, | | | | | | | | | |
|стремление использовать все | | | | | | | | | |
|новое, прогрессивное. | | | | | | | | | |
|Умение поддерживать свой | | | | | | | | | |
|авторитет. | | | | | | | | | |
|Средняя оценка качеств группы №3 | | | | | | | | | |
|Коммуникативные качества | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|Умение устанавливать деловые | | | | | | | | | |
|отношения с вышестоящими и | | | | | | | | | |
|смежными руководителями. | | | | | | | | | |
|Мнение устанавливать | | | | | | | | | |
|доверительные отношения с | | | | | | | | | |
|подчиненными, поддерживать | | | | | | | | | |
|нормальный психологический климат| | | | | | | | | |
|в коллективе. | | | | | | | | | |
|Умение общаться (культура речи, | | | | | | | | | |
|умение слушать и т.д.) | | | | | | | | | |
|Умение выступать публично | | | | | | | | | |
|Средняя оценка качеств группы № 4| | | | | | | | | |
|Профессиональные знания | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|Знание науки об управлении | | | | | | | | | |
|(основы менеджмента, управлением | | | | | | | | | |
|персонала и др.) | | | | | | | | | |
|Применение на практике | | | | | | | | | |
|современной | | | | | | | | | |
|организованно-управленческих | | | | | | | | | |
|принципов и методов. | | | | | | | | | |
|Умение работать с документацией | | | | | | | | | |
|Средняя оценка качеств группы № 5| | | | | | | | | |
Приложение 3
ТЕСТ «СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ»
Тест позволяет оценить стиль управления с точки зрения соотношения в
нем демократических и формально-организационных факторов.
Инструкция: «Вам предложено 40 утверждений, которые отражают
различные факторы стиля управления. Постарайтесь оценить свое отношение к
этим утверждениям в соответствии с Вашими привычными мыслями и поведением
как руководитель».
С – явление наблюдается систематически (в80-100% случаев от того, насколько
это вообще возможно); Ч – явление наблюдается часто (60-80 % случаев), И –
явление наблюдается иногда (40-60%), Р – явление наблюдается редко (20-40
%), Н- явление наблюдается никогда (0-20 %).
1. В критических ситуациях я провожу я провожу (в коллективе своих
специалистов или внешних консультантов) обследования социально-
психологического климата, мнений, настроений людей .
2. В работе коллектива используются, где необходимо, стандартные правила,
методические указания, инструкции и другие управленческие документы.
3. Я обосновываю и отстаиваю мнение коллектива (если убежден в его
справедливости) перед вышестоящим руководством.
4. Я тщательно планирую работу аппарата управления.
5. Прикладываю все усилия, чтобы добиться от подчиненных выполнения
организацией.
6. Мои подчиненные четко знают свои и общие задачи, стоящие перед
организацией.
7. Я лично решаю, что и как должно делаться в коллективе для достижения
производственных целей, предоставляю подчиненным исполнительские функции.
8. Я допускаю в работе подчиненных проявление высокого уровня инициативы
и самостоятельности в выборе способов достижения стоящих перед ними
целей.
9. Я допускаю это не только в выборе способов, но в самом процессе
выработки целей при условии, что подчиненные обосновывают их важность и
напряженность.
10. Мне как руководителю приходится в отступление от установленного
графика идти на организацию в коллективе работ по выходным дням или
сверхурочно.
11. Для обеспечения контроля за выполнением планов и дисциплины исполнения
требую, чтобы подчиненные информировали меня о проделанной работе.
12. Допускаю, чтобы подчиненные устанавливали свой собственный темп, режим
и порядок выполнения работы, если это не отражается отрицательно на
конечных результатах.
13. Осуществляю руководство, консультируясь и советуясь в разумной мере с
подчиненными.
14. Стараюсь поддерживать в коллективе определенный этикет, стиль
отношений и поведения. Слежу, чтобы подчиненные поддерживались их.
15. Планирую служебный рост подчиненных так, чтобы люди знали перспективы
своего продвижения и условия, требуемые для этого.
16. Считаю, что в современных условиях лучшие результаты в управлении
(качество, надежность, точность и т.д.) достигаются, когда человек или
коллектив работает в условиях принудительного режима, задаваемого извне.
17. В работе коллектива, которым я руковожу, бывают сбои, авралы.
18. Информирую коллектив о событиях, происходящих в нем, и общем положении
дел в системе управления.
19. Поддерживаю свой внешний вид, одежду, порядок в кабинете, манеры
поведения на должном уровне.
20. Оценка и стимулирование труда в коллективе осуществляются в
соответствии с реальным вкладом каждого в общий результат.
21. Как руководитель я провожу в жизни долгосрочную кадровую политику
(придерживаюсь на практике определенных, известных коллективу принципов
найма, продвижения, увольнения работников).
22. Анализируя работу своих подчиненных, прихожу к выводу, что они –
недостаточно знающие и умелые работники, у них не хватает инициативы,
деловитости и других необходимых качеств.
23. В руководстве использую личный положительный пример как средство
повлиять на подчиненных и создать благоприятный социально-психологический
климат в коллективе.
24. В коллективе, которым я руковожу, бывают конфликты.
25. Создаю условия, при которых подчиненные имеют благоприятные
возможности высказать мнение и оказывать практическое влияние на
производственный процесс.
26. В руководстве использую распределение полномочий )оставляю за собой
решение наиболее важных вопросов, а второстепенные делегирую на нижние
уровни).
27. Читаю книги, слушаю лекции о том, как работать с людьми в процессе
руководства.
28. Как руководитель придерживаюсь на практике известных мне теоретических
и прикладных рекомендаций по работе с людьми.
29. Считаю, что для повышения отдачи от людей в сфере управления ведущую
роль должны играть организационно-технические факторы (технические
средства, приказы, регламенты, инструкции и т.п.), а на втором плане
должны находиться социально-психологические (доверие, морально-
психологический климат, сознательность и др.).
30. Производственные результаты коллектива, которым я руковожу, бывают
высокими.
31. Как руководитель я создаю условия для обеспечения физического здоровья
подчиненных на работе и в быту, побуждаю их укреплять свое здоровье.
32. Для обеспечения высоких производственных результатов создаю в
коллективе условия для проявления творчества, новаторства, инициативы.
33. Требую от подчиненных точных обоснований при формировании
производственных планов и мероприятий по совершенствованию производства и
управления.
34. Ради производственной необходимости приходится отодвигать на второй
план решение таких вопросов развития коллектива, как анализ и улучшение
социально-психологического климата, поддержание общественного порядка в
организации труда и т.п.
35. Прилагаю усилия, чтобы добиваться от подчиненных обеспечения высокой
дисциплины и выполнения принятого распорядка дня.
36. Работа коллектива осуществляется на основе четкого баланса прав,
обязанностей, функций, ответственности, их справедливого распределения
между подразделениями и членами коллектива.
37. Для достижения высоких производственных результатов в коллективе
осуществляется профессиональная учеба и поощряется самостоятельная работа
по повышению квалификации.
38. Большое внимание (как руководитель) я уделяю контроль действий
подчиненных, поддержка высокого темпа и качества их работы.
39. Стиль руководства, которого я придерживаюсь, оказывает положительное
влияние на поведение членов коллектива, их отношение к работе и общий
социально-психологический климат.
40. Стиль руководства, которого я придерживаюсь, оказывает положительное
влияние на производственные результаты коллектива.
Обработка
1. В опросном листе должны быть представлены ответы на все 40 вопросов.
2. Обведите кружком порядковые номера следующих позиций опросного листа: 7,
10, 16, 17, 22, 24, 29, 34.
3. Проставьте по единице (1) рядом с теми обведенными порядковыми номерами,
на которые ответили «редко» – Р или «никогда» – Н.
4. Также проставьте по единице рядом с теми необведенными порядковыми
номерами, на которые ответили «систематически» - С или «часто» – Ч.
5. Теперь обведите кружочком уже не порядковые номера, а единицы, которые
Вы проставили рядом со следующими порядковыми номерами опросного листа:
1, 3, 7, 8, 9, 12, 13, 15, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 31, 39.
Если рядом с какими-то номерами единицы не окажется, то ничего не
обводите.
6. Подсчитайте количество обведенных единиц и запишите в таблицу
Л=____________.
|Л |П |Са |Сп |
| | |% |% |
7. Подсчитайте количество необведенных единиц и также запишите в таблицу:
П=______________.
8. Нанесите полученные значения Л и П на соответствующие оси графика (см.
рисунок); проведите из этих точек перпендикуляры к осям и найдите точки
пересечения этих перпендикуляров между собой на графике.
9. Вычислите затем значения: Са=Л х 5=__________. Сп=П х 5=__________.
Также внесите значения Са и Сп в вышеприведенную таблицу.
ывпывап0,20 0,20
Интерпретация результатов оценки. Значение отражает количественно
ориентированность руководителя в процессе руна формирование и поддержание
благоприятного социально-психологического климата в коллективе, на
«человеческие отношения» , на людей.
Значение П отражает количественно ориентированность руководителя на
формальную организацию и власть.
Та или иная точка пересечения перпендикуляров, проведенных на графике
от полученных значений Л и П, указывает на конкретное значение
количественной оценки стиля руководства испытуемого. Эта оценка лежит в
пределах следующих четырех крайних (экстремальных) стилей, ближе к какому-
то из них.
Стиль 0.0. При этом типе стиля руководитель проявляет очень мало
заботы как о достижении целей собственного производства, так и о создании
благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Фактически
руководитель устранился от работы, пустил все на самотек и просто проводит
время, передавая информацию от своих руководителей подчиненным, и наоборот.
Стиль 20.20. Это идеальный стиль руководства. У руководителя с таким
стилем в равной и притом максимальной степени проявляется ориентированность
на достижение высоких производственных результатов и на заботу о создании
благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Такой
стиль, как правило, позволяет добиваться успешного решения производственных
задач в сочетании с условиями для наиболее полного раскрытия творческих
способностей членов коллектива.
Стиль 20.0. Данный тип стиля присущ чаще всего руководителям –
автократам, которые заботятся только о работе, о выполнении производственно-
хозяйственных задач, игнорируя человеческий фактор, личность работника,
мнение коллектива. Нередко такой руководитель превращается в догонялу и
действует по принципу «давай-давай», который со временем изживает себя
настолько, что перестает приносить успех и в достижении производственных
целей.
Стиль 0.20. При таком стиле руководитель очень мало заботится о
производстве, если вообще заботится о нем. Все внимание руководителя здесь
направлено на поддержание и сохранение хороших, приятельских отношений с
подчиненными. Создается такой социально-психологический климат, где все
расслаблены, дружны. И этот психологический комфорт обволакивает коллектив,
отодвигая на второй плен решение производственно-хозяйственных задач. В
конечном счете такая ориентация на человеческие отношения не только
затрудняет достижение производственных результатов, но и приводит к подрыву
изнутри сложившегося уютного социально-психологического климата. Это может
привести к утрате руководителем авторитета лидера.
Если Л и П отражает ориентированность стиля по соответствующим
составляющим в абсолютных единицах, то относительные значения представлены
единицами Са и Сп. Они показывают, какой процент от идеала в терминах от
ориентации на людей и производство представляет собой данный стиль
руководства коллективом, каковы фактические значения, сколько не хватает до
идеала, по каким составляющим стиля руководства следует совершенствоваться.
Приложение 4
Тест для определения стиля руководства коллективом
1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:
а) централизует руководство, требует, чтобы о всех деталях докладывали
именно ему;
б) руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и
подчиненными;
г) ожидает указаний сверху или даже требует их;
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:
а) в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более
жесткие методы руководства;
б) критические ситуации не изменяют его способов руководства;
в) в критические ситуации он не обходится без помощи вышестоящих
руководителей;
г) сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно
взаимодействовать с подчиненными;
д) в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими
обязанностями;
3. Контакты руководителя с подчиненными:
а) недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;
б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе,
о трудностях, которые предстоит преодолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными,
держится от них на расстоянии;
г) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в
общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
4. Продуктивность работы коллектива в отсутствии руководителя:
а) в отсутствии руководителя исполнители работают хуже;
б) коллектив снижает продуктивность, если руководитель временно покидает
его;
в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе
могли бы сделать больше;
г) продуктивность работы повышается в отсутствии руководителя;
д) в отсутствии руководителя коллектив работает с переменным успехом.
5. Отношения руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:
а) сам обращается за советом к подчиненным;
б) не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;
в) подчиненные не только советуют, но могут давать указания руководителю;
г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно
требуют этого;
д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом
своему руководителю.
6. Контроль деятельности подчиненных:
а) контролирует работу от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу руководимых и коллектива в
целом;
в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит
исполнителей;
г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
д) нередко вмешивается в работу исполнителей.
7. Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в
процессе руководства коллективом:
а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к
другу;
б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между
людьми в коллективе;
в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
г) большое внимание уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не
выполнению производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы свих подчиненных.
8. Характер приказов руководителя:
а) приказывает так, что хочется выполнить;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|